Франция после второй мировой войны. Четвертая республика
p align="left">Уже после принятия самой конституции 1958 г. правительство разработало дополнения к Избирательному кодексу. В соответствии с ними 577 депутатов Национального собрания избирались по мажоритарной системе в два тура в одномандатных округах (для победы во втором туре достаточно относительного большинства). В выигрыше от такой системы оказались крупные партии. Возможность составления объединенных списков, столь важная для участия в выборах небольших политических группировок в период Четвертой республики, была ликвидирована. Партии могли блокироваться лишь за счет снятия своих кандидатов при проведении второго тура в пользу союзников. Сенат в составе 305 сенаторов формировался на основе косвенных выборов по пропорциональной системе. Департаментские избирательные коллегии составляли избранные в данном департаменте депутаты, муниципальные и региональные советники.

Первые выборы в парламент по новой системе прошли 23-30 ноября 1958 г. В парламенте сформировалось прочное большинство, поддерживающее де Голля. Сам де Голль в декабре 1958 г. был избран президентом. Он поручил сформировать правительство Мишелю Дебре. В состав кабинета первоначально вошли, помимо голлистов, представители МРП и «независимых», а также по одному социалисту и радикалу.

Сохранить надолго видимость межпартийного единения не удалось. Де Голль не испытывал ни малейшего желания согласовывать их действия с партнерами по коалиции. В то же время опасения оказаться в тени президентского большинства заставляли лидеров многих партий дистанцироваться от действий правительства и президента. Уже в 1959 г. в оппозицию окончательно перешли социалисты и радикалы. Причем из состава самой СФИО годом ранее ушла леворадикальная группировка, образовавшая Автономную социалистическую партию. В 1960 г. она объединилась с молодежным Левым социалистическим союзом в Объединенную социалистическую партию (ОСП). В 1960 г. дискуссия о путях финансовой реформы вызвала раскол в руководстве СНИП. Представитель группировок «либеральной правой» А. Пине был снят по настоянию де Голля с поста министра фионансов и экономики. Впоследствии его заменил один из молодых лидеров технократического крыла «независимых» Валери Жискар д'Эстен. Дискуссия о целесообразности сотрудничества с голлистами привела к окончательному расколу СНИП в 1962 г. и выходу из его состава группировки Жискара д'Эстена. Она образовала депутатскую группу «независимых республиканцев» и осталась в правительственной коалиции. Но в том же 1962 г. правительство покинули представители МРП, недовольные жесткой политикой де Голля в отношении ЕЭС. И Начало 60-х гг. стало важным этапом и в развитии голлистского Движения. На фоне проведения в 1961 и 1962 гг. двух референдумов по алжирскому вопросу, завершившихся предоставлением Алжиру независимости, из ЮНР вышло радикальное крыло под руководством Ж. Сустеля. «Ультра» обвиняли де Голля в национальном предательстве. Не имея шансов стать реальной политической силой, они перешли в итоге к террористическим методам, неоднократно пытаясь организовать покушение на президента. Значительно ослабли позиции «доктринерской» группы М. Дебре, вступавшей за дальнейшее развитие концепции голлизма и активное партийное строительство. В апреле 1962 г. Дебре был заменен на посту премьер-министра Жоржем Помпиду. Новый глава Правительства не входил во влиятельные голлистские группировки, но являлся одним из самых близких к де Голлю политиков. Долгое время он был начальником его секретариата. В руководстве ВОНР усилилось влияние группы «эмпириков» под руководством Жака Шабан-Дельмаса - сторонников прагматичной политики и безусловной преданности де Голлю. Все большую активность проявляли и «левые голлисты». Их лидеры Р. Капитан, Л. Валлон, НП. Амон также входили в число старых соратников де Голля, но не приняли участие в формировании ЮНР в знак протеста против радикализма сторонников Ж. Сустеля. В 1959 г. они создали собственную партию Демократический союз труда (ЮДТ). Решение алжирского вопроса и активизация социальной политики правительства стали основой для сближения двух голлистских партий. В 1962 г. они создали единый блок ЮНР-ЮДТ.

Радикальные перестановки в партийном спектре заставили де Голля ускорить проведение конституционной реформы. В 1962 г. он выступил с инициативой перехода к избранию президента на основе прямых, всеобщих выборов. Угроза дальнейшего ослабления парламентского контроля над президентской властью заставила выступить против проекта реформы большинство французских партий. В октябре Национальное собрание вынесло вотум недоверия и правительству Помпиду. Де Голль распустил нижнюю палату и вынес вопрос о президентских выборах на референдум. На референдуме, состоявшемся 28 октября 1962 г., 61,7 % голосовавших поддержали проект президента. Но в ходе референдума произошла консолидация антиголлистской оппозиции. СФИО, радикалы, МРП и СНИП создали «Картель сторонников ответа «нет»», а затем на его основе - предвыборный блок «Демократическое согласие». Коммунисты и социалисты впервые за долгое время достигли соглашения о поддержке друг друга в ходе второго тура предстоящих парламентских выборов. Такая тактика левых партий получила название «республиканской дисциплины».

Выборы, состоявшиеся в ноябре 1962 г., сформировали два полюса Национального собрания. Фракции ФКП и СФИО составили соответственно 41 и 67 депутатов. ЮНР-ЮДТ и поддерживавшая правительство группа «независимых республиканцев» Жискар д'Эстена получили 229 и 32 места. Центристские партии «Демократического согласия» постепенно утрачивали свои позиции. Радикалы получили 44 мандата, МРП - 38, СНИП - 18. Правительство вновь возглавил Ж. Помпиду.

Решающий бой де Голлю оппозиция готовилась дать на президентских выборах 1965 г. Было очевидно, что ни один из лидеров той или иной неправительственной партии не может в одиночку противостоять авторитету президента. Руководство МРП во главе с Жаном Леканюэ проявило инициативу по дальнейшей консолидации центристских партий. С конца 1962' г. на межпартийной основе начала формироваться политическая коалиция «Демократический центр», в состав которой вошли многие группировки из состава МРП и СНИП. Сам Леканюэ стал кандидатом от Демократического центра на президентских выборах. Его программа была построена на основе критики внешней политики де Голля, главным образом - по европейскому вопросу.

Среди радикалов и социалистов боролись сторонники создания широкою левого блока, не исключающего тактическое сотрудничество с коммунистами, и возрождения коалиции «третьей силы», способной к совместным действиям с центристскими силами. Правые радикалы выступили с инициативой создания межпартийного блока «Демократическое объединение». Эту идею поддержали и правые социалисты во главе с мэром Марселя Гастоном Деффером и мэром Лиона Пьером Моруа. Сам Деффер претендовал на роль кандидата от левоцентристских сил на президентских выборах. Но под влиянием лидера СФИО Ги Молле социалистическая партия приняла иную стратегию. СФИО и левые радикалы выступили инициаторами объединения всех левых некоммунистических группировок в Федерацию социалистических демократических левых сил (ФСДЛ). Кандидатом ФСДЛ на выборах стал Франсуа Миттеран, чья партия ЮДРС также присоединилась к Федерации. Его фигура устраивала руководителей СФИО и радикалов как нейтральная и одновременно, хорошо известная избирателям. Миттеран являлся одним из наиболее известных политиков послевоенной Франции и давним оппонентом де Голля. Его программу, основанную на критике социальной и экономической политики правительства, а также конституционного строя Пятой Дспублики, поддержали коммунисты. Таким образом, Миттеран впервые за многие десятилетия стал единым кандидатом на пост главы государства от левой Франции». «Ультра» и другие радикальные правые группировки выдвинули кандидатом на выборах Тиксье-Виньянкура.

Президентские выборы, состоявшиеся в два тура 5 и 19 декабря 965 г. принесли нелегкую победу де Голлю. В первом туре он получил 44 % голосов, Миттеран - 32 %, Леканюэ - " %, Тиксье-Нриньянкур - 5 %. Во втором туре де Голль с 44,7 % опередил Мит-Црана, получившего 37,4 % голосов. При общем снижении уровня Иропулярности де Голля выборы продемонстрировали уязвимость позиционных программ, построенных лишь на критике правильственного курса.

4. Голлизм и образование Пятой республики

Социально- экономическое развитие Франции в период президентства С приходом к власти де Голля был совершен новый Иповорот к практике дирижизма. Де Голль считал, что абсолютизация принципа экономического либерализма является одной из причин стагнации общественного развития. Голлистская экономическая концепция признавала приоритет стихийных, конкурентных механизмов на микроэкономическим уровне, но доказывала эффективность макроэкономического государственного регулирования, протекционистской поддержки стратегически важных отраслей. Реализация III плана, ориентированного на формирование «открытой экономики», была приостановлена. Весной 1960 г. правительство приняло «временный план», Именованный на мероприятиях финансовой стабилизации. В IV и V планах (на 1962-1965 гг. и 1966-1970 гг.) приоритет отдавался развитию наукоемкого промышленного производства, стимулированию процесса концентрации производства, увеличению объемов внешней торговли.

Программа финансовой стабилизации, разработанная к концу 1958 г., предполагала рационализацию бюджетных расходов (сокращение программ социального страхования, рост тарифов на энергоносители и транспорт, увеличение косвенных налогов). Была проведена новая девальвация франка (на 17 %), введены ограничения на денежную эмиссию. Бюджетный дефицит возмещался за счет государственных займов на кредитном рынке, а не авансов у Французского банка. Для упорядочения денежного обращения в 1960 г. была произведена реформа с обменом купюр на «новые франки», содержание которых изменялось по отношению к старым в пропорции 1:100. Все эти меры позволили в кратчайшие сроки создать «твердую» национальную валюту.

Финансовой стабилизации способствовала и выплата Францией к 1965 г. внешнего долга США. С этого времени Франция возвращается в число крупных экспортеров капитала и устойчиво сохраняет положительное сальдо внешнеторгового баланса. В 60-х гг. объем внешней торговли превысил довоенный уровень в четыре раза. Внешняя торговля Франции развивалась под влиянием двух основных факторов. С одной стороны, правительство де Голля настойчиво добивалось укрепления торговых отношений со своими бывшими колониями, получающими независимость. Как правило, предоставление суверенитета сопровождалось подписание договоров о комплексном экономическом, военном и техническом сотрудничестве этих стран с бывшей метрополией. Подобный подход позволил даже укрепить экономические позиции Франции в третьем мире в период распада ее колониальной империи.

Еще более успешным было развитие торговых отношений Франции с ее партнерами по Европейским Сообществам. Внешнеторговый оборот Франции в рамках Общего рынка к концу 60-х гг. уже в 3 раза превысил объем ее торговли со странами Французского Содружества (в 1958 г. эти показатели были примерно равны). Франция активно добивалась опережающих темпов снижения таможенных пошлин в рамках ЕЭС. Благодаря усилиям французской дипломатии общий рынок промышленных товаров был создан к 1968 г., на полтора года раньше намеченного срока. Чрезвычайно благоприятно участие ЕЭС сказалось на состоянии французского сельского хозяйства. Под угрозой разрыва с ЕЭС де Голль добился в 1962 г. решения о снятии таможенных ограничений на торговлю сельскохозяйственной продукцией по тому же графику, что и в отношении промышленных товаров. Еще более значимой победой французской дипломатии стало принятие комплексной программы ЕЭС по поддержке сельскохозяйственного производства. Ее основу составила система установления ориентировочных рыночных цен на сельхозпродукты (достаточно высоких, чтобы обеспечить рентабельность фермерского труда), а также минимальных интервенционных цен. При уменьшении рыночной цены ниже оптимального уровня специальные органы ЕЭС покупали продукцию по «интервенционным» ценам. Значительная часть этих средств оказывалась в распоряжении французских фермеров, а общая сумма финансирования по сельскохозяйственной программе же превышала взносы Франции в бюджет Сообществ.

Стабилизация бюджетно-финансовой системы и возможность сократить прямые расходы на поддержку фермеров позволили правительству сосредоточить усилия на развитии высокотехнологичных отраслей промышленности. Особенно быстро развивались авиастроение, химическая и автомобильная отрасли, значительно возросло производство счетно-решающих устройств, пластмасс. Формировались новейшие отрасли военно-промышленного комплекса: атомная, ракетная, аэрокосмическая. Франция превратилась в третью ядерную державу мира. Одной из особенностей голлистского протекционизма стала активная региональная политика, направленная на преодоление геометрических диспропорций промышленного развития. С этой целью новые предприятия строились в основном на окраинах страны: аэрокосмический комплекс - около Тулузы, ядерный - близ Гренобля, предприятия электронной промышленности - в Бретани. Расширялись и укреплялись портово-промышленные комплексы в районе Марселя и на Западном побережье.

За десять лет, с 1958 по 1968 г., объем промышленного производства во Франции возрос более чем на 60 %; темпы роста промышленной продукции составляли 5,5 % в год. Производство продуктов сельского хозяйства увеличилось на 66 %. Заметно ускорилась монополизация в промышленности. Если в предыдущие периоды этот процесс шел в основном за счет объединения мелких средних предприятий, то затем стало преобладать поглощение небольших компаний крупными. В 60-х гг. основной формой организации промышленных объединений стала финансово-промышленная группа, формируемая крупным банком или холдингом. Десять ведущих финансово-промышленных групп контролировали 40 % частного сектора и имели значительное влияние на развитие государственного сектора. Тем не менее, степень концентрации промышленности во Франции по-прежнему оставалась ниже, чем в других развитых странах.

Голлистское правительство пыталось активно влиять на изменение социальной структуры общества. В рамках общей концепции «третьего пути» голлисты выдвинули проект «ассоциации труда и капитала», призванной воспитывать новый дух надклассового сотрудничества. В соответствии с ордонансом 1959 г. «О Етимулировании ассоциации или заинтересованности трудящихся в своем предприятии» правительство начало вводить в государственном секторе «систему участия» - участия рабочих в прибылях своего предприятия (через отражение в тарифной сетке оплаты прироста общего объема продукции по отношению к общему объему заработной платы), в капитале (через продажу мелких акций), в дивидендах от технической рационализации. Частные предприниматели, вводившие аналогичную практику, получали налоговые льготы.

Второй этап развития системы «участия» начался в 1967 г. изданием ордонанса «Об участии лиц наемного труда в результатах расширения деятельности предприятия». Обновленная идея «ассоциации» подразумевала равноправное сотрудничество трех элементов общественного производства - капитала, труда и кадров. Предприятия, вступавшие в систему «участия», освобождались от большей части налогов. Половина сэкономленной суммы поступала в инвестиционный фонд саморазвития предприятия, а половина - на счета работников в «фонде участия». Поступления в «фонд участия» не изымались в течение 5 лет, не облагались подоходным налогом и налогом на прибыль и становились своеобразным взносом работников в общий капитал предприятия. Подобная система была экономически достаточно выгодна для предпринимателей и быстро внедрялась на практике. Но этот процесс был прерван политическим кризисом конца 60-х гг.

Внешняя деголлевская политика. Голлистская внешнеполитическая доктрина строилась на признании приоритета национальных интересов в их традиционном для французской политической культуры понимании - в категориях независимости, влияния и силы. Де Голль отказался от идеи атлантической солидарности и решительно выступил против сложившейся системы господства двух мировых центров. Франция заявила о себе как стране, ротовой стать опорой конструктивного диалога между Западом и Востоком. Это способствовало быстрому улучшению франко-советских отношений. С 1958-1959 гг. возобновились активные межправительственные контакты, быстро расширялось экономическое сотрудничество двух стран. Особенно динамичный характер приобрело развитие советско-французских отношений после визита во Францию в 1960 г. Н. Хрущева. Официальный визит де Голля в ССР в 1966 г., совпавший по времени с выходом Франции из военной структуры НАТО, имел огромный политический резонанс. Под эгидой созданного в 1959 г. комитета «Франция - Восточная Европа» расширялись и связи Франции с восточноевропейскими социалистическими странами. Франция первой среди западных стран признала существование ГДР. Де Голль полагал, что развитие сотрудничества с коммунистическими режимами является наиболее эффективным способом добиться их демократизации.

Отношения Франции с США в 60-х гг. значительно ухудшились. Ключевым вопросом стало стремление де Голля к обеспечению полной независимости Франции в области национальной безопасности. Первоначально он не стремился к конфронтации с союзниками НАТО. Французская дипломатия проявляла интерес к идее «триумвирата» - образования руководящей группы стран североатлантического альянса в составе США, Франции и Великобритании. Париж требовал отказа американцев от монопольного контроля над ядерными вооружениями в НАТО. Провал этих политических инициатив, рост международной напряженности в начале 60-х гг., вызванный Берлинским и Карибским кризисами, заставили де Голля инициировать создание независимой национальной обороны. Рубежное значение имели англо-французские и англо-американские переговоры 1962 г. о развитии системы ядерных вооружений. Великобритания отвергла французский проект совместного создания рациональных ядерных сил и присоединилась к американскому Проекту «многосторонних ядерных сил» в составе НАТО. С 1963 г. Франция окончательно отказывается от «атлантического курса» и переходит к созданию национальной системы «ядерного сдерживания». Проводились испытания ядерных устройств. Началось строительство самолетов «Мираж-1У-2», способных нести ядерное оружие, ракет типа «земля-земля» с радиусом действий до 3 тыс. км, атомных подводных лодок. На июльской пресс-конференции 1964 г. де Голль торжественно заявил, что Франция становится ядерной державой. Уже со следующего года начался постепенный выход Франции из военно-политических структур, контролируемых США. В 1965 г. Франция прекратила участие в заседаниях Совета НАТО и фактически перестала входить в этот блок. В марте 1966 г. французское правительство заявило о намерении выйти из военной организации НАТО. Это решение аргументировалось изменением общей международной ситуации, отсутствием реальной угрозы Западу, невозможностью интегрировать национальное ядерное оружие в многонациональные вооруженные силы. Руководству НАТО было предложено кратчайшие сроки передислоцировать 40 тыс. американских и канадских военнослужащих на территорию других европейских стран. Франция отказалась выплатить требуемую американцами компенсацию в 2,5 млрд долл. за инфраструктуру НАТО на ее территории, включавшую 46 аэродромов, сотни километров нефтепроводов, системы телеграфной и радиосвязи, морские доки и склады. К 1967 г. начальником Генерального штаба вооруженных сил Франции генералом Ш. Айере была разработана новая военная доктрина страны. Она основывалась на признании ядерных сил основой национальной безопасности. Их использование предполагалось в порядке «сдерживания», т.е. не ведения, а предотвращения войны. Эта доктрина получила название «обороны но всем азимутам», поскольку в качестве потенциального противника более не рассматривался только советский блок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать