Черноморский флот в Крымской войне

Черноморский флот в Крымской войне

Реферат

по истории

на тему:

"Черноморский флот в Крымской войне"

2008

В организационном отношении российский флот с петровских времен делился на три эскадры: синего флага (авангард), белого флага (кордебаталию) и красного флага (арьергард). Каждая эскадра, как это предусматривалось Уставом морским 1720 г., в свою очередь, подразделялась на три дивизии. Реально флот в полном составе в море выходил крайне редко, поэтому боевой порядок, исходя из наличного числа кораблей в строю, подразделялся, как правило, на три основные части без дальнейшего их членения. В соответствии с павловским Уставом военного флота 1797 г., эскадры были переименованы в дивизии, а дивизии -- в эскадры, но сам принцип организационно-штатного деления флота при этом, однако, остался неизменным. Штатами 1798 г. на Балтике предусматривалось иметь три дивизии, на Черном море -- одну дивизию. С 1804 г. дивизии стали подразделяться не на эскадры, а на бригады. Позднее в составе Черноморского флота была сформирована вторая дивизия.

В 1810 г. последовало переформирование судовых команд. Входивших ранее в их состав морских солдат отчислили в армию, а их обязанности возложили на матросов. Началось принесшее больше вреда, чем пользы, «осолдатчивание» моряков: матросы получили близкую к солдатской строевую форму, ружья и амуницию, их стали усиленно учить «фрунту». Последовали и организационно-штатные изменения. Команды судов (автор придерживается терминологии XVIII--XIX вв., в соответствии с которой кораблями назывались лишь линейные корабли. -- В. И.) были сведены в экипажи четы-рехротного состава. Учитывая, что на Балтике, например, флот плавал (находился в кампании) не более полугода, это было удобно для строевого и хозяйственного управления личным составом на берегу. Но вместе с тем к собственно морской службе такая организационная структура, по сути дела, не имела отношения. Служба на судах превращалась во временные командировки. Такому положению способствовало и то, что если ранее суда, вернувшиеся из плавания, оставались на период между кампаниями в ведении своих командиров, то с этого времени они стали передаваться капитану над портом. Организационная структура с заложенной в ней подобной идеологией службы неизбежно сказывалась и на формировании своеобразной сухопутной психологии многих моряков. Не случайно, борясь с этим злом, главный командир Черноморского флота и портов Черного моря истинный моряк адмирал М. П. Лазарев всеми средствами старался продлить сроки кампаний. Черноморцы плавали и в зимних условиях. Прозвучавший намного позднее рассматриваемого нами периода известный афоризм адмирала С. О. Макарова: «В море -- значит дома» был не только призывом, но и по сути дела протестом против такой психологии, воспитывавшейся созданной в начале XIX в. организацией флота.

Первоначально, как уже говорилось, строевой личный состав флота был сведен в четырехротные экипажи численностью около 400 человек. При этом отдельно были созданы корабельные и гребные экипажи. Намечалось иметь на Балтике 52 корабельных и 8 гребных экипажей, а на Черном море -- 31 корабельный и 4 гребных экипажа. Фактически, из-за некомплекта людей, намеченного количества экипажей сформировать не удалось. Кроме корабельных и гребных, были сформированы ластовые и рабочие экипажи. Такая организация, однако, просуществовала недолго. В 1816 г. экипажи подверглись укрупнению при общем сокращении их числа. Деление экипажей на корабельные и гребные упразднили, все они стали именоваться флотскими экипажами.

В результате всех этих преобразований перед началом Крымской войны Российский императорский флот в строевом отношении подразделялся на пять флотских дивизий. Три из них входили в состав Балтийского флота, а две -- в состав Черноморского. Каждая дивизия состояла из трех бригад, каждая бригада -- из трех флотских экипажей. Исключение составляла 3-я бригада 5-й флотской дивизии на Черном море: в ее состав входили два экипажа. Нумерация дивизий и экипажей была сплошная, нумерация бригад -- отдельная в каждой дивизии. Таким образом, 1 -3-я флотские дивизии (1 -27-й флотские экипажи) находились на Балтике, 4-я и 5-я флотские дивизии (28-44-й флотские экипажи) -- на Черном море. Не входившие в состав дивизий 45-й и 46-й флотские экипажи находились на Каспийском море и на Тихом океане, составляя основу Каспийской и Охотской военных флотилий. Кроме того, в Петербурге находился сформированный в 1810 г. из команды придворных гребцов Гвардейский флотский экипаж, также не входивший в состав флотских дивизий.

Строевое и хозяйственное деление флота на дивизии, бригады и экипажи, как уже говорилось ранее и будет подробнее показано в дальнейшем, не совпадало с делением его на эскадры и отряды, которые создавались как временные тактические формирования неопределенного состава. Количество входивших в них кораблей и судов зависело от поставленных задач, от состояния материальной части и других факторов.

Штатный строевой состав флотского экипажа, в интересующий нас период, был следующим: капитан 1 ранга, капитан 2 ранга, четыре капитан-лейтенанта, 12 лейтенантов, 12 мичманов (всего 30 офицеров); 80 унтер-офицеров, 25 музыкантов, 1000 рядовых (всего 1105 строевых нижних чинов). Помимо того, в состав каждого экипажа входило более 100 нестроевых: четыре лекаря, два комиссара, четыре фельдшера, два баталера, три унтер-баталера, 67 денщиков и другие чины. Экипаж подразделялся на четыре роты. Каждая рота по штату должна была состоять из капитан-лейтенанта, трех лейтенантов, трех мичманов, 20 унтер-офицеров, шести музыкантов, 250 рядовых. Таким образом, всего в составе флотского экипажа предусматривалось иметь приблизительно 1250 человек.

Перед началом кампании производилась роспись чинов экипажей по судам. В состав каждого экипажа, за редким исключением, должен был входить линейный корабль, которым командовал командир экипажа, и несколько судов меньшего ранга. На 110-пушечный корабль полагалось три роты, на 84-пушечный -- 2,5 роты, на корвет -- 5/8 роты. Фактическая численность личного состава на кораблях и судах несколько отличалась от приведенных цифр, в частности, за счет прикомандированных чинов рабочих экипажей. В этом несоответствии строевого и тактического деления, несмотря на предписание сохранять состав судовых команд по возможности неизменным, заключался крупный недостаток. Скажем, капитан-лейтенант, ротный командир в экипаже, назначенный весной командовать корветом, до осени терял из виду почти половину своих подчиненных, а те, в свою очередь, даже если и имели в плавании ближайшим начальником «своего» мичмана, далее по системе подчиненности оказывались под командой офицеров, мало их знавших. Не этим ли отчасти объяснялись постоянные требования адмирала П. С. Нахимова к офицерам лучше знать своих подчиненных?

Таким было расписание Черноморского флота к лету 1853 г.

Но в том же году в составе Балтийского флота сформировали новый, 28-й флотский экипаж. Одновременно 28-й экипаж Черноморского флота переименовали в 45-й и из 1-й бригады 4-й флотской дивизии передали в состав 3-й бригады 5-й дивизии. Флотские экипажи Каспийской и Охотской военных флотилий при этом получили номера 46 и 47. Позднее, в феврале 1854 г., линейный корабль «Гавриил» был передан из 39-го в 37-й флотский экипаж, а, соответственно, «Святослав» -- из 37-го в 39-й.

Роспись кораблей и судов Черноморского флота по дивизиям, бригадам и экипажам по состоянию на 10 (22) июня 1853 года

4-я флотская дивизия (контр-адмирал Ф. М. Новосильский)

1-я бригада (контр-адмирал А. И. Панфилов)

28- й флотский экипаж (капитан 1 ранга С. Г Алексеев 1-й)

-линейный корабль «Варна» (84-пушечный), -фрегат «Мидия» (60-пушечный),

- пароход «Могучий»,

- пароход «Аргонавт» (причислен к штурманскому полуэкипажу), -транспорт «Аккерман»,

-транспорт «Килия»,

- транспорт «Портица»

29- й флотский экипаж (капитан 1 ранга А. А. Зорин)

-линейный корабль «Селафаил» (84-пушечный),

- корвет «Пилад» (20-пушечный),

-тендер «Поспешный» (10-пушечный),

- пароходофрегат «Крым» (4-пушечный), -транспорт «Рион»,

- транспорт «Цемес»

30-й флотский экипаж (капитан 1 ранга П. И. Кислинский 1-й)

-линейный корабль «Ягудиил» (84-пушечный), -фрегат «Кагул» (44-пушечный),

- шхуна «1Ънец»,

- пароход «Еникале»,

- пароход «Колхида»,

- транспорт «Прут»

2-я бригада (контр-адмирал Н. М. Вукотич 2-й).

31- й флотский экипаж (капитан 1 ранга Ф. Д. Бартенев 1-й)

-линейный корабль «Храбрый» (84-пушечный),

- бриг «Фемистокл» (16-пушечный), -бриг «Тезей» (18-пушечный),

- яхта «Стрела» (6-пушечная),

- пароход «Таганрог», -транспорт «Дунай»,

- транспорт «Березань»

32- й флотский экипаж (капитан 1 ранга К. С. Бугров 1-й)

-линейный корабль «Три Святителя» (120-пушечный), -бриг «Меркурий» (18-пушечный), -яхта «Орианда» (10-пушечная),

- пароход «Тамань»

33- й флотский экипаж (капитан 2 ранга В. М. Микрюков 1-й)

-линейный корабль «Чесма» 84-пушечный),

- корвет «Ариадна» (20-пушечный), -бриг «Эндимион» (12-пушечный), -бриг «Ахиллес» (10-пушечный), -тендер «Проворный» (10-пушечный),

- пароход «Боец»,

- транспорт «Соча»

3-я бригада (контр-адмирал А. Р. Цебриков 1-й)

34- й флотский экипаж (капитан 1 ранга А. Д. Варницкий)

-линейный корабль «Уриил» (84-пушечный),

- корвет «Андромаха» (18-пушечный), -бриг «Язон» (12-пушечный),

- пароход «Эльборус»,

- транспорт «Днепр»,

- транспорт «Лиман»

35-й флотский экипаж (капитан 1 ранга В. И. Истомин 2-й)

-линейный корабль «Париж» (120-пушечный),

- винтовой корвет «Воин» (в постройке), -шхуна «Ласточка» (16-пушечная),

- пароход «Дарго»,

- транспорт «Кинбурн»

36- й флотский экипаж (капитан 1 ранга А. Д. Кузнецов 1-й)

-линейный корабль «Ростислав» (84-пушечный), -фрегат «Сизополь» (54-пушечный),

- шхуна «Опыт» (16-пушечная),

- пароход «Петр Великий», -транспорт «Субаши»,

- транспорт «Ренин»

5-я флотская дивизия (вице-адмирал П. С* Нахимов)

1-я бригада (контр-адмирал П. М. Юхарин 1-й)

37- й флотский экипаж (капитан 1 ранга К. А. Леонтьев)

-линейный корабль «Святослав» (84-пушечный), -корвет «Орест» (18-пушечный), -бриг «Неарк» (12-пушечный), -тендер «Легкий» (12-пушечный),

- пароход «Молодец», -транспорт «Гагра», -транспорт «Кишинев».

38- й флотский экипаж (капитан 2 ранга А- X. Винк)

-линейный корабль «ДвенадцатьАпостолов» (120-пушечный),

- пароходофрегат «Владимир» (9-пушечный), -шхуна «Забияка» (16-пушечная), -транспорт «Ялта»,

- транспорт «Арагва»

39- й флотский экипаж (капитан 1 ранга Н. Ф. Юрковский)

-линейный корабль «Гавриил» (84-пушечный), -бриг «Орфей» (16-пушечный),

- шхуна «Дротик» (16-пушечная), -пароходофрегат «Громоносец» (6-пушечный), -транспорт «Кубань»,

- транспорт «Лаба»,

- транспорт «Феодосия»

2-я бригада (контр-адмирал П. А Синиуын)

40- й флотский экипаж (капитан 1 ранга П. И. Барановский)

- линейный корабль «Императрица Мария» (84-пушечный, заканчивалась достройка),

-фрегат «Месемврия» (60-пушечный),

- пароход «Бердянск», -транспорт «Днестр»,

- транспорт «Мамай»

41- й флотский экипаж (капитан 1 ранга Л. А- Ергомышев 1-й)

-линейный корабль «Великий князь Константин» (120-пушечпый),

- винтовой корвет «Витязь» (в постройке),

- бриг «Аргонавт» (12- пушечный),

- шхуна «Смелая» (16-пушечная),

- пароходофрегат «Бессарабия» (6-пушечный)

42- й флотский экипаж (капитан 1 ранга В. И. Барановский)

-линейный корабль «Трех Иерархов» (вспушенный),

- корвет «Калипсо» (18-пушечный), -бриг «Птолемей» (18-пушечный),

- бриг «Эней» (16-пушечный),

- пароход «Грозный»,

- пароход «Андия»,

- транспорт «Сухум-Кале»,

- транспорт «Доб»

3-я бригада (контр-адмирал Н. 77. Вульф 1-й)

43- й флотский экипаж (капитан 2 ранга И. А. Ендогуров)

- винтовой линейный корабль «Босфор» (120-пушечный, в постройке), -фрегат «Флора» (44-пушечный),

-бриг «Персей» (16-пушечный), -тендер «Скорый» (12-пушечный),

- пароходофрегат «Одесса» (4-пушечный), -транспорт «Ингул»,

- транспорт «Буг»,

- транспорт «Кодос»

44- й флотский экипаж (капитан 2 ранга И. X. Бернард-де-Граве, временно -- капитан-лейтенант С. С. Лесовский)

-фрегат «Кулевчи» (60-пушечный), -фрегат «Коварна» (52-пушечный), -тендер «Нырок» (10-пушечный),

- пароходофрегат «Херсонес» (4-пушечный),

- транспорт «Балаклава»,

- транспорт «Бзыбь»,

- транспорт «Гостогай»

Кроме того, были выведены из боевого состава, но еще продолжали числиться в списках Черноморского флота линейные корабли «Силистрия» и «Султан Махмуд», использовавшиеся в качестве блокшивов, а также фрегат «Агатополь».

В Николаеве в это время заканчивалась подготовка к закладке 135-пушечного винтового линейного корабля «Цесаревич». Он, однако, еще не был приписан к какому-либо экипажу. В дальнейшем предполагалось, наряду со строительством новых, переоборудовать в винтовые некоторые парусные корабли во время прохождения капитального ремонта, первым предполагалось переоборудовать «Трех иерархов».

Перечисленные в списке пароходы «Эльборус», «Могучий», «Молодец», «Боец», «Колхида» и транспорты «Цемес», «Лаба», «Мамай», «Кодос», «Субаши», «Гостогай», «Бзыбь» и «Доб» подчинялись Кавказскому корпусу.

В состав Черноморского флота также входили две шхуны, два тендера, шесть пароходов, три буксира, транспорт и шесть лоцсудов, приписанных к 4-му и 5-му ластовым экипажам. Кроме того, между Одессой и Абхазией плавали два парохода, пять пароходов принадлежали гражданскому ведомству, один -- Войску Донскому и один -- Инженерному ведомству.

Возвращаясь к сказанному ранее о несоответствии строевого и тактического деления флота, еще раз отметим, что, конечно, ни одной боевой задачи экипажи в таком составе решать не могли. Деление на бригады и дивизии при выходе в море также не соблюдалось. Обратившись к статье П. Кириллова, опубликованной в журнале ранее («Флотомастер», 1998, № 1-2), читатель увидит, что в крейсерство, завершившееся в конце концов Синопским сражением, П. С. Нахимов вышел, имея под командованием отряд, в котором из четырех линейных кораблей к его, 5-й, флотской дивизии принадлежал только флагман -- недавно вступившая в строй «Императрица Мария». В самом же сражении участвовали по два корабля из состава 2-й бригады 5-й дивизии, 2-й и 3-й бригад 4-й дивизии, причем в колонне, которую вел сам Нахимов, концевой корабль, «Чесма», числился в 4-й дивизии.

На первый взгляд, сказанное может поставить под сомнение актуальность избранной автором темы. Однако для правильного понимания эпохи и документов того времени, в которых постоянно упоминаются экипажи, бригады и дивизии, эти знания лишними не будут.

Продолжим, однако, рассказ о штатном расписании Черноморского флота. Помимо флотских экипажей, в его состав входили ластовые экипажи, обслуживавшие портовые суда, и рабочие экипажи, предназначавшиеся преимущественно для работы на верфях. Кроме того, на период кампаний из состава рабочих экипажей на суда флота командировались плотники, конопатчики, парусники. К лету 1854 г, т. е. уже после начала войны, но еще до высадки союзников в Крыму, в составе Черноморского флота было два ластовых и восемь рабочих экипажей.

К числу других береговых подразделений флота относились роты: военно-рабочие, предназначавшиеся для ведения строительных работ на берегу, портовые, обслуживавшие военные порты, доковые (в их ведении находился законченный в 1850 г. уникальный комплекс севастопольских доков) и арестантские, выполнявшие наиболее тяжелые работы.

Необходимо сказать также об арсенальных и лабораторных ротах. Они относились к созданному в 1734 г. корпусу морской артиллерии. В то время морские артиллеристы по численности на флоте занимали третье место после судовых команд и батальонов морских солдат. В 1831 г. морская артиллерия была сведена в шесть бригад восьмиротного состава. Однако в 1846 г. бригады расформировали, а нижних чинов из них перевели во флотские экипажи. Офицеры корпуса морской артиллерии в состав экипажей не входили, их расписывали по кораблям перед началом кампаний. При этом главной их задачей являлось не использование артиллерии (этим занимались строевые офицеры флотских экипажей), а содержание ее материальной части. Рядовые, остававшиеся в корпусе морской артиллерии, были распределены по арсенальным и лабораторным ротам. Арсенальные роты предназначались для содержания арсеналов, ремонта находившихся там орудий. Лабораторные роты занимались снаряжением бомб, гранат, брандскугелей и т. д. Помимо корпуса морской артиллерии, в XIX в. был создан и ряд других корпусов флотских специалистов, чины которых и ранее, до учреждения корпусов, не входили в строевой состав флота и имели особый порядок прохождения службы. В частности, им присваивались специальные или военно-сухопутные звания с указанием принадлежности к корпусу (подпоручик корпуса флотских штурманов, капитан корпуса корабельных инженеров и т. д.). В отличие от строевых офицеров, заканчивавших Морской кадетский корпус, в который принимались исключительно дворяне, офицеры-специалисты в большинстве своем были разночинцами, являясь «черной костью» флота. В середине XIX в., в период быстрого развития буржуазных отношений, в верхах общества по-прежнему господствовало убеждение, что командовать людьми должен, может и единственно достоин дворянин, а должности, на которых требуется не столько распоряжаться и командовать, сколько самому практически применять имеющиеся знания, для дворянина не очень подходят. Их великодушно уступали выбившимся «в люди» долголетней службой или путем получения образования выходцам из непривилегированных сословий. Знания и опыт давали им право на чин (как правило, невысокий), скромный мундир с серебряным шитьем, или без него (у офицеров флотских экипажей шитье -- золотое), и титулование «благородием». Но настоящие «благородия» в большинстве своем предпочитали держать с ними порой малозаметную, но очень четкую дистанцию.

К числу корпусов флотских специалистов относился созданный в 1827 г. корпус флотских штурманов, подготовка которых производилась в двух штурманских ротах -- в Кронштадте и в Николаеве. Корпус подчинялся генерал-гидрографу. Как и морские артиллеристы, чины корпуса в состав флотских экипажей не входили и расписывались по кораблям лишь на период кампаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать