Внутренняя политика Турции

Внутренняя политика Турции

30

Содержание

Введение

Раздел 1. Особенности внутренней экономической политики Турции

1.1 Турецкая модель этатизма

1.2 Основные шаги либерализации турецкой экономики 80-90 -х годов

1.3 Стабилизационные тенденции развития турецкой экономики

Раздел 2. Роль ислама во внутренней политике Турции

2.1 Место ислама в общественно-политической жизни Турции

2.2 Деятельность турецких партий, которые используют ислам в политических целях

Раздел 3. Аспекты решения Турцией курдского вопроса

3.1 Проблема курдского терроризма

3.2 Характеристика положения курдов в Турции

Вывод

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы курсовой работы связана с поиском современными правительствами путей решения ряда внутренних экономических проблем государств, которые ранее входили в СССР. И поскольку они были отнюдь не первыми, кто избрал эту дорогу развития, интересным представляется опыт тех стран, чей путь в каких-то моментах совпадал с советским. Анализ этого опыта может дать материал для прогноза дальнейшего развития событий как в Украине, так и в странах „ближнего зарубежья”. Чем более близкое знакомство с историей национальной хозяйственной модели, тем верней можно сделать выбор. А что можно сказать об уже сделанном выборе? Президенты Кыргызстана и Казахстана А. Акаев и Назарбаев свой выбор сделали: для них путеводной звездой служит Турция, которая в последнее десятилетие осуществила огромный рывок к процветанию на пути либерализации экономического механизма.

Посмотрим на турецкую историю прошлого века. Создание Турецкой Республики в начале 20 - х годов означало видимый разрыв с социальными, экономическими, политическими традициями: Турция стала светским государством, парламентским республикой, состоялся поворот к самостоятельному развитию национального хозяйства, была созданная самобытная экономическая модель, в которой ключевую роль стало играть государственное предпринимательство. Не меньший по масштабам разрыв традиции пережили народы, которые входили в Российскую империю. Если же обратиться к глобальным историческим параллелям, то Турция, как и Украина, будучи в составе России столетиями балансировала между Западом и Востоком, не будучи ни тем, ни другим. В конце концов, последние десятилетия ознаменовались успехом в проведении экономических реформ „по рецептах” Международного валютного фонда. Все это довольно важное для определение факторов нынешнего положения Турецкой Республики в мировой экономике и цивилизации.

Объектом курсовой работы является широкий спектр мероприятий турецкого правительства, который использовался для решения важных внутригосударственных проблем.

Предметом исследования определено рассмотрение и изучение вопросов, связанных с решения внутриэкономических и внутриполитических вопросов турецкого государства.

Основной целью курсовой работы является исследование особенностей внутренней политики турецкого правительства в решении вопросов экономического развития страны, проблемы курдского терроризма, а также роли ислама в политической жизни Турции, методы реализации его влияния на внутреннюю политику.

Для достижения этой цели поставлены и решаются следующие задачи:

- проанализировать основные принципы проведения экономических преобразований;

- рассмотреть механизм влияния ислама на турецкое общество;

- дать общую историческую картину зарождения и деятельности партий, использующих ислам;

- проследить решение курдской проблемы.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 40-х годов ХХ века по настоящее время.

Территориальные рамки определяются границами турецкого государства.

Цель, предмет и задание курсовой работы определили структуру курсовой работы, которая состоит из вступления, трех разделов, выводов и списка использованной литературы.

При разработке данной проблемы в основном использовались работы турецких, западных (в основном американских), советских, российских и украинских авторов.

Исследованием экономических преобразований Турции занимались такие исследователи как Авдашева С. (Турция: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. - 1993. - №3. - С. 15 - 58), Розалиева Ю. (экономическая история Турции. - М., 1980.), Старченков Г. (Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня. - 2000. - №19-20. - С.25 - 31) и другие. В этих работах дана характеристика политики турецкого правительства в сфере экономических преобразований.

Проблемам влияния исламского фактора на общественную и политическую жизнь посвящены статьи Киреева Н. (Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. - 2003. - №6. - С. 17 - 23), интернетсайты московского государственного университета имени Ломоносова (Алекперов Р. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после второй мировой войны // www Moscow Lomonosov University. Com), Вербанца П.(Іслам в турецькій політиці //Політика і час. - 2002. - №10. - С. 44 - 49.) Авторы этих исследований преимущественно занимались внутренней политикой Турции и рассматривали политику государства и военных по отношению к исламским партиям, а также исследовали роль ислама в политической жизни страны.

Вопросам решения курдского вопроса посвящено ряд статей Уоркинга Р. (Не хочет Турция войны //Эхо планеты. - 2002. - №19-20. - С. 50 - 53), а также интернетсайты Алмаатинского государственного университета (Казахстан) (Сагнаев Д. Турция и проблемы курдского терроризма // www AGV com). Авторы этих исследований рассматривали причины возникновения курдской проблемы и пути ее решения.

Таким образом использование системного анализа существующей литературы в комплексе с объективной оценкой событий по указанной проблематике предоставит возможность достижения поставленной цели данного исследования.

Раздел 1. Особенности внутренней экономической политики Турции

1.1 Турецкая модель этатизма

Преобразование 20-х годов имели решающее значение для будущего развития Турции, в том числе создания ее экономической системы. В первые же года существования республики стало ясно, что хозяйственный прогресс может быть достигнут лишь в случае, если его локомотивом станет государство. К 20-м годам в Турции не просто не были развиты традиции частного предпринимательства, но не существовало национального турецкого предпринимательства как такого. Подавляющее большинство купечества в стране представляли греки, армяне, еврее.
Туриця: по дороге к процветанию. // Зеркало недели. - 2000. - 1 - 7 июля. - С. 10. Области промышленности были разделены между иностранным капиталом, частица которого представляла: 67,5% капиталов в добывающей промышленности (французские компании), 75% капиталов в обрабатывающей промышленности (английские компании), 67,5% капиталов в железнодорожном строительстве (немецкие компании). Капитал, сосредоточенный в национальных банках, представлял около одной пятой капитала банков иностранных. Кемалистская революция, которая происходила в эти года вобрала в себя стремление всех слоев общества, в том числе буржуазии, которая зарождается, к национальной самостоятельности. Это ярко продемонстрировал первый Измирский экономический конгресс (1924), что потребовал от государства проведения политики, которая более всего полно отвечает интересам развития частного турецкого предпринимательства.

Много западных экономистов считают 20 - е года периодом „первой попытки либерализации”, но это не совсем так. В то время поддержка национального капитала, который зарождается, допускала не либерализацию, способную снова привести страну к подчинению Запада (что противоречило духу кемалистской революции), а усиление экономического патернализма со стороны государства.

Кроме хозяйственных проблем, ключевая роль государства в создании турецкой экономической системы определялась традициями мусульманского общества. Стойкость социальных и хозяйственных форм делает необходимым условием кардинальных преобразований общества наличие харизмы лидера, который в силу своего авторитета может разрешить игнорировать традиционные ценности и утверждать новые. Таким лидером в 20-30 - е года был Мустафа Кемаль Ататюрк, первый президент Турецкой Республики, глава народно-республиканской партии, чье имя стало символом национальной независимости. Именно с ним связанный важнейший выбор модели будущего Турции как парламентской республики и светского государства. Именно под его руководством в стране сложилась экономическая модель. В ней государство сыграет ключевую роль, во время отсутствия значительных частных накоплений она берет на себя заботу о больших инвестиционных проектах. Розалиева Ю. Экономическая история Турции. - М., 1980. - С. 45.

Особенностью хозяйства Турции на протяжении почти шестидесяти лет было тесное сотрудничество частного сектора с государственным.

Патернализм турецкого государства относительно национальной промышленности выражался в поддержке низкой ставки процента по кредитам (наибольшие турецкие банки, которые играли на протяжении этого периода главную роль в кредитной системе - Деловой банк, созданный по инициативе Ататюрка, Сумербанк, Этибанк, Народный банк, - были или полностью, или частично государственными и во всяком случае испытывали сильное притеснение правительственной политики). Для поддержки молодой национальной индустрии проводилась линия на твердый протекционизм во внешнеэкономической политике. Ограничивался приток в Турцию иностранных капиталов (в 30-ые годы государство выкупило предприятия, которые принадлежали иностранцам на территории страны). Серьезное внимание отводилось аграрному сектору (эта традиция также была заложена Ататюрком, которые основывали в 20-е года „показательные фермерские хозяйства”). Со временем практиковались дотационные закупки ряда сельскохозяйственных продуктов. Правительство неоднократно стремилось стать между работодателями и наемными работниками, занимая патерналистсткие позиции не только относительно предпринимателей, но и относительно профсоюзов. Данилов В. Турция 20 - 30 - х годов: путь к демократии //Восток. - 1997. - №2. - С. 63.

Такая экономическая система получила название „этатизма”. Ее роль в экономическом развитии Турции сегодня оценивается крайне неоднозначно. С одной стороны, государственное хозяйство несло в себе все присущие ему недостатки: подавление действия объективных рыночных закономерностей, неэффективность производства, невосприимчивость к научно-техническому прогрессу. С другой стороны - тяжело себе представить альтернативный вариант развития самостоятельной турецкой экономики, не подчиненной полностью притока капитала извне. Турция: новые тенденции экономического развития в 80 -е годы. - М., 1990. - С. 59.

Экономическая система этатизма существовала с незначительными изменениями в 80-х годах. И хотя турецкое общество и государство неоднократно испытывали потребность в пересмотре экономической модели, в сокращении сферы государственной интервенции, экономическая ситуация каждый раз ставила объективные границы либерализации экономики. Все попытки через несколько лет завершались движением „возвращения к принципам Ататюрка”.

Первая такая попытка была начата в 1950 году, когда Демократическая партия изменила при власти Народно-республиканскую. Использование американской помощи по плану Д. К. Маршалла, в том числе дешевых кредитов, соединялось с ослаблением протекционизма, либерализацией внешнеэкономического режима. Но девальвация, которая пошла за этим, турецкой лиры не вызвала значительного расширения экспорта при сокращении возможностей импорта. Внутренние сбережения - основа роста частного сектора - не представляли значительной величины. Приток же иностранных инвестиций оказался значительно ниже предыдущих экспертных оценок. В результате резкое падение лиры и угрожающий рост дефицита торгового баланса привели к свертыванию реформ.

Вторая попытка Турции войти в мировое хозяйство и принять участие в экономическом буме была начата в 1970 году. Однако в результате девальвации лиры (традиционного монетарного мероприятия) желательный результат достигнутый не был. Снова состоялось замедление экономического развития вследствие сокращения государственных инвестиций в экономику, вызванных обострением проблемы платежного баланса. Турецкое правительство снова возвратилось к курсу протекционизма, стремясь для смягчения проблемы торгового и платежного баланса проводить „импортозамещающую” политику развития промышленности. Озал Т. Турция в Европе // Простор. - 1993. - №1. - С. 175.

1.2 Основные шаги либерализации турецкой экономики 80-90 -х годов

Начало политики экономической стабилизации и либерализации экономики Турции датируется 24 января 1980 года. Приход к власти военных сопровождался четким курсом на создание системы свободной рыночной экономики. В разработке этого курса активное участие принимал будущий президент страны Тургут Озал, в то время -- заместитель премьер-министра.

Первый год либерализации был отмечен довольно сложным экономическим положением. Инфляция превысила оценку 107%, валовой национальный продукт (ВНП) сократился более чем на 1%. Турция стояла на гране гиперинфляции в соединении с падением производства. Было решено обратиться за помощью к международным экономическим организациям. В июне 1980 года Международный валютный фонд утвердил решение относительно поддержке политики либерализации турецкой экономики.

Первым шагом в направлении либерализации постоянная девальвация турецкой лиры - единовременно лишь на 33%. На протяжении 80-90 - х годов - курс лиры снижался постепенно приблизительно на 10-15% в год. Резкому снижению валютного курса противостояли соображения значительной зависимости экономического роста от притока импортных инвестиционных товаров. Двойной курс турецкой лиры сохранялся не только в первые годы либерализации, он существует и сейчас.

Ослабление государственного контроля над ценами происходило, во-первых, в форме сокращения списка „базовых товаров”, цены на которые устанавливаются административно. Во-вторых, было полностью либерализовано ценообразование частного сектора. В-третьих, в практику формирования цен государственного сектора был введен принцип декларации: компании сообщали Министерству промышленности и технологии о цене на свои товары и, если возражений не вытекало, цены считались утвержденными. Начали сокращаться дотационные закупки сельскохозяйственных продуктов. Решительным шагом со стороны правительства было прекращение поставок государственным предприятиям нефтепродуктов по льготным тарифам. Авдашева С. Турция;: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С. 46.

Важной составной частью либерализационных мероприятий 80 - 90 - х годов стало свободное формирование банковского процента. Этот шаг вызвал увеличение банковских депозитов более чем в 2,5 раза за год, снижение скорости обращения денег и нейтрализацию ажиотажного спроса, которое существенным образом уменьшило потенциал инфляции. Составными частями либерализации банковской сферы были: децентрализация режима хранения и операций с валютными резервами, создание межбанковского денежного рынка, поощрение купли-продажи государственных и частных ценных бумаг. Одновременная либерализация товарного и денежного рынков должна была, кроме других целей, привлечь в банки и производство „теневой капитал”, частица которого, по ряду оценок, представляла до 40% всего турецкого капитала.

Тем временем результаты первого лет либерализации оказались немного неожиданными для ортодоксальных неолибералов и антиэтатистов как в Турции, так и за ее пределами. Прогнозируемого расцвета мелкого и среднего частного предпринимательства не состоялось через отток массы относительно небольших капиталов у банки. Привлечение значительного объема депозитов, во время отсутствия прибыльных вариантов инвестирования в Турции, создало основу активного экспорта капитала. Отток капиталов со сферы производства в банки и за рубеж привели к относительному торможению производства. Одновременно укрепились экономические позиции большинства государственных компаний: после освобождения цен они превратились из убыточных в процветающие. Эта тенденция сохранилась и в следующие годы. В дальнейшем стабилизационная политика турецкого правительства опиралась в значительной мере именно на большие компании, в том числе государственные.

Процесс либерализации финансового рынка был прерван скандалом с банковскими конторами. В 80-х годах новые самостоятельные кредитные учреждения привлекли как депозиты 50-75 млрд. турецких лир благодаря не только высоким процентам, но и поддержке и рекламе со стороны правительства, в том числе лично Т. Озала. Но „масштабна частная инициатива” оказалась аферой, которая довольно усложнила процесс создания современного денежного рынка в Турции, так как доверие публики к частным кредитным учреждениям оказалось подорванной. Скандал имел настолько широкий резонанс, что Т. Озал оставил пост заместителя премьер-министра. Правительство было вынуждено взять на себя обязательства компенсировать часть ущерба вкладчиков банкирских контор. Это привело к росту дефицита консолидированного бюджета.

Для предотвращения подобных скандалов в дальнейшем государство обратилось к жесткости условий формирования и функционирование банковского капитала. Во-первых, была поднята планка минимального размера капитала, который регистрируется. Во-вторых, объем кредитов был 20-ограниченный кратной величиной уставного капитала, а для отдельного клиента - 10% капитала. В-третьих, в ряде случаев промышленным компаниям было предоставлено право контроля над деятельностью банков. И, в конце концов, центральный банк установил фиксированную ставку процента по депозитам, индексированную относительно инфляции. Мойсеев П. Чему учит турецкий опыт // Азия и Африка сегодня. - 1994. - № 2. - С. 25.

В первые годы либерализации так и не была решена проблема сбалансированности государственного бюджета. Состояние налоговой системы Турции характеризовалось противоречием высоких налоговых ставок и низких доходов от налогов. В дальнейшем состоялось дальнейшее увеличение обложения личных доходов. Состояние же налоговой системы влияет на развитие экономики Турции: при значительном числе государственных предприятий и связанных с ними статей затрат бюджета доходы от их деятельности составляют лишь 10% бюджетных поступлений, в то время как частица налогов и сборов -- 80 процентов. Поэтому неудовлетворительное состояние налоговой сферы увеличивало проблемы бюджетного дефицита и инфляции. Главной частью антиинфляционной политики были сокращение государственного спроса и снижение бюджетного перераспределения национального дохода. Прекратилось падение реальной заработной платы в промышленности. Сокращение инфляции удалось провести одновременно с прекращением падения темпов роста ВНП, хотя и при незначительному его увеличении. Авдашева С. Турция;: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С. 48.

Значительным событием в развитии рыночной экономики стало принятие в 1982 году новой конституции Турецкой Республики, где утверждался принцип неприкосновенности частной собственности, указывалось, что деятельность государственных предприятий не должна разрушать рыночную модель, которая базируется на частном предпринимательстве. Из конституции было смещено вспоминание об „социальном государстве”, как модель турецкого развития называлась „смешанная экономика”.

1.3 Стабилизационные тенденции развития турецкой экономики

С приходом к власти законно избранного правительства во главе с Т. Озалом политика либерализации турецкой экономики вступила в новую фазу: лозунг „смешанной экономики” был отброшен как половинчатый и провозглашенный идеал свободного рыночного развития.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать