Внутренняя политика Турции
ыл принят пакет законов, которые определили дальнейший курс реформирования. Важное место принадлежало закону о поощрении сбережений, которые предусматривает приватизацию государственных компаний путем акционирования. Он также предоставлял право частным компаниям арендовать государственные предприятия. Карицкий А. Турецкие зарисовки //Азия и Африка сегодня. - 1999. - № 1. - С. 41.

Расширение деятельности частного сектора турецкой экономики приобретало специфические формы. Широкое распространение, например, получили так называемые „доходные акции” - ценные бумаги, которые выпускают государственными компаниями, на предъявителя, открытые для котировки на фондовой бирже, с ограниченным сроком действия. Для стимулирования участия сбережений населения в кредитовании экономики было созданное специальное банковско-кредитное учреждение - Фонд общественного акционирования, которое принимает участие в финансировании строительства больших объектов производственной инфраструктуры (гидроузлов, шоссейных дорог, мостов и т.п.). Турция: новые тенденции экономического развития в 80-х годов. - М., 1991. - С. 79.

Приватизация государственных компаний шла постепенно. В конце 80- х начала 90 - х годов ринят еще один закон, неофициально называемый „законом о спасении компаний”. Он предусматривал частичную приватизацию неплатежеспособных компаний. Так было акционировано значительное количество промышленных предприятий.

Еще одна интересная форма приватизации составляется во взаимной передаче акций семейных компаний в Совет по делам жилищного строительства и общественного акционирования в обмен на некоторую частицу акций ГЭО (государственных экономических организаций, которые объединяют несколько предприятий).

Финансовый рынок Турции оставался относительно неразвитым. Из трех его составных частей (банковской системы, рынка капиталов и неорганизованного денежного рынка) доминирующую роль играет первая. Фондовые биржи не имеют того значения, которое свойственно им в хозяйственных системах развитых западных стран. Это может быть объяснимо, по крайней мере, двумя обстоятельствами. По - первое, население предпочитает вкладывать деньги в золото, недвижимость, стабильную иностранную валюту; меньшей популярностью пользуются банковские вклады с высокими индексированными ставками процента. Во-вторых, большинство акционерных фирм представляют собственность ограниченного традиционными связями круга лиц, не заинтересованных в расширении состава акционеров. При вторичном размещении ценных бумаг турецкие акционерные фирмы предпочитают использовать именные привилегированные акции, которые не дают права участия в управлении корпорацией.

Неразвитость финансового рынка, кроме проблемы аккумулирования сбережений, усложняло проведение антиинфляционной политики. На протяжении 60-х лет инфляция оставалась для правительства врагом номер один. Т. Озал считал целью правительственной политики сокращения инфляции до 20% годовых, сознавая, что в условиях нестабильной основы экономического роста за достижение полного равновесия денежного рынка можно заплатить падениям производства и углублением структурных диспропорций - основных факторов турецкой инфляции. Авдашева С. Турция;: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С. 50. Эта программа-максимум достигнутая не была: на протяжении 80 - 90 - х годов инфляция колебалась в пределах 30-45% в год.

Следует заметить, что сравнительно скромные успехи турецкого правительства в области борьбы с инфляцией объясняются не столько неудачами, сколько тем, что антиинфляционная политика периодически отходила на второй план под давлением проблем стагнации темпов экономического развития.

До сих пор речь шла о традиционных мероприятиях монетарного типа с небольшим „неокейнсианским” оттенком. Но, наверное, центральным пунктом экономической политики Т. Озала, которому много западных экспертов приписывают главную роль в успехе либерализационных реформ, стало резкое усиление экспортной ориентации турецкой промышленности.

Объективной предпосылкой упора на развитие экспорта служили и служат относительно низкие цены факторов производства (как и в большинстве стран, которые развиваются).

Политика экспортной ориентации проводилась и проводится довольно успешно. Объем турецкого экспорта вырос в пять раз, состоялась прогрессивная перестройка его структуры: возросла частица продукции обрабатывающей промышленности в экспорте. Одновременно сократилась более чем вдвое, частица в экспорте Турции сырья и топлива.

Что касается импорта, то турецким правительством используется система импортных лицензий, которая разрешает проводить дифференцированную политику относительно потенциальных импортеров, а кроме того, сделать импортные лицензии средством стимулирования экспорта. Валютные доходы Турции на протяжении десятилетия ежегодно возрастали на 12%, а валютные резервы, которые играют значительную роль в антиинфляционной политике, - на 19%. Бабаева С. Турецкий марш к рыночной экономике //Известия. - 1999. - 10 июля. - С. 4. Благодаря резкому увеличению экспорта дефицит торгового и платежного баланса Турции последовательно снижался. Кроме ярко выраженной экспортной ориентации этому оказывал содействие приток валютных поступлений за счет развития туризма.

Государство осуществляет целенаправленную политику по привлечению в Турцию иностранного капитала. Оно проводит селективную политику относительно инвестиций в разные сферы национальной экономики: преимуществом пользуются вложение в сельское хозяйство и туризм.

Раздел 2. Роль ислама во внутренней политике Турции

2.1 Место ислама в общественно-политической жизни Турции

Ислам является одной из наиболее распространенных религий в мире, его исповедует больше миллиарда людей. В Турции 98% населения - мусульмане. На протяжении нескольких столетий эта страна была центром огромного исламского халифата Османской империи. Ислам охватывал почти все стороны жизни турок.

Реформы первого президента Турецкой республики Ататюрка превратили эту страну из теократического государства в светское. В конституции государства в 1937 г. была закреплена статья о лаицизме, что предусматривала отделение религии от государства и запрещала использование ислама в политических целях. Алекперов Р. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после второй мировой войны // www Moscow Lomonosov University. com Однако ислам продолжал влиять на политическую жизнь Турции в форме „народного ислама” и тайных братств, которые образовали исламское движение. С возникновением многопартийной системы исламское движение начало влиять через новые партии на политику страны, на решение социально-политических задач. События 1980 г., когда в стране резко усилилось исламское движение, заставили военных сделать переворот, чтобы не допустить прихода к власти исламистов. Тем не менее, ислам невозможно было полностью исключить из политической жизни Турции, и выборы 90-х годов показали его силу и влияние. Первый раз за всю историю светской Турции исламская Партия Благоденствия получила около 22% голосов избирателей и заняла большинство мест в парламенте. Такое развитие событий ввергло в шок как турецкое общество, так и западных политиков. Турция член НАТО, кандидат в ЭС, оказалась перед историческим выбором: снова стать теократическим, или остаться светским государством.

В 1996 г. Партия Благоденствия вошла в коалицию с партией верного пути и образовала правительство. Впервые за всю историю республиканской Турции главой правительства стал глава происламской партии. Первые попытки исламского правительства действовать согласно своим предвыборным обещаниям столкнулись как с сопротивлением союзницы по коалиции - партии верного пути, так и военных, которые являются гарантами светскости государства. Несмотря на попытки Н. Эрбакана, лидера партии благоденствия, удержаться у власти путем лавирования и уступок военным, армия все-таки заставила его сложить с себя полномочие премьер-министра, грозя военным переворотом. Н. Эрбакан заслужил характеристику „мягкого исламиста”, не пойдя на конфронтацию с армией. Варбанець П. Іслам в турецькій політиці // Політика і час. - 2002. - № 10. - С. 45.

Системно-структурный анализ разрешает рассмотреть ислам, во-первых, в качестве система образующего параметра духовной жизни турецкого общества; во-вторых, как основной элемент структуры политического сознания; в-третьих, как идеологический компонент деятельности происламски ориентированных субъектов политической системы Турции. Закон преобразования количественных изменений в качественные разрешает проследить процесс перерастания исламских традиций в политические структуры при их постепенном количественном накоплении. На основе закона возражения выявляется механизм возвращения турецкого общества на качественно новые равные к исламским духовным и политическим ценностям, которыми традиционно руководствовались турки к реформам Ататюрка и Конституции 1937 года. На основе закона единства и борьбы противоположностей рассматриваются перспективы борьбы европейских и мусульманских традиций в политической жизни Турции, которое разрешило создать уникальную модель политической системы, что вобрала у себя демократические принципы Европы и исламские традиции.

Ислам в османскую эпоху охватывал почти все стороны жизни турок. Однако реформы Кемаля Ататюрка нанесли серьезный удар по позициям ислама в стране. Проведение твердой секуляризации в эпоху первых лет Турецкой республики можно объяснить тем, что Кемаль Ататюрк считал ислам едва ли не главным препятствием для достижения Турцией уровня развитию западных государств. Киреев Н. Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. - 2003. - № 11. - С. 20.

Проблема секуляризации в основе своей является проблемой взаимоотношений между религией и миром. В исламе секуляризация связана прежде всего с постепенным возражением религиозного права (шариата), с десакрализацией политического порядка, в целом юридической системы. Турецкий секуляризм сформировался под влиянием французского лаицизма, т.е. отделение церкви от государства. В Турции, как в других мусульманских странах, секуляризм можно рассматривать как предпосылку скорее вестернизации, чем демократизации. Старченков Г. Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня. - 2000. - № 6. - С. 26. Турецкая модель секуляризма предусматривает радикальные изменения в исполнительной и законодательной власти, такие как отмена султаната и халифата, запрет религиозных орденов и шариатских судов, принятие светского гражданского кодекса в 1926 г. по швейцарской модели и провозглашение Турецкой Республики светским государством, закрепленная соответствующим исправлением к Конституции в 1937 г.

Однако вместо такого мощного объединяющего фактора, как ислам, кемалисты не выдвинули какого-то „морального кодекса” для общества. Закрытие религиозных учреждений и даже частично мечетей, ограничение в отправлении в стране религиозных обрядов привело в конечном итоге к распространению „народного ислама”, оживлению нелегальной деятельности разного рода сект, орденов, обществ не только сунитского, но и шиитского толков, так как подавление исламских религиозных институтов лишило людей обычной духовной жизни. Светская высшая культура оставалась для них недоступной и чужой.

Сам проект модернизации, основанный на внешних заимствованиях, далекий местным обычаям и традициям, исказил отношения между светскими элитами и народом. Господствующие элиты больше не представляют собой модель для новых возникающих социальных групп, которые ищут в исламе сопротивления своему мировоззрению. Верхушечный характер секуляризации общества в Турции делал этот процесс принципиально отличным от ситуации в странах Западной Европы, где секуляризация была органически связана с внутренними изменениями в обществе и отбивала сдвиг в их экономический и социальная структура. На секуляризацию в этой стране решающее влияние малое государство, которое приспосабливало секуляризацию к своим ближайшим и долгосрочным целям. Причем государство принимало участие в создании иллюзии глубокой секуляризации общества, в то время как строительство школ, современная правовая система и либеральные институты политического представительства повлияли лишь на меньшую часть общества, большая часть как и раньше полностью и безоговорочно оставалась погруженной в систему исламских ценностей. Старченков Г. Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня. - 2000. - № 6. - С. 26. Поверхностная секуляризация углубила дихотомию государство - общество: государство становилось современным, общество же в значительной мере оставалось традиционным. Секуляризация сверху влияет лишь на определенные анклавы общества. Такая секуляризация чаще всего приводит к непредвиденным и парадоксальным результатам. В то время как, казалось бы, следует ожидать отмирания исламских институтов, идеалов и ценностей, мы являются свидетелями их неожиданного и бушующего оживления. Верхушечный характер секуляризации привел к тому, что конец 50-х - начало 80-х годов характеризуется усилением ревайлистских тенденций в турецком обществе, суть которого сводится к призывам к „первичному чистому исламу”, т.е. к восстановлению в современной жизни мусульман конкретных институтов и норм ислама. Как отмечал В.И. Данилов: «Кемалисты разделились на две группы радикал-реформаторов и воздержанных. Поскольку в борьбе за власть верх взяли радикалы, реформы осуществлялись преимущественно силовыми методами, что привело рядом со значительными успехами в экономике и культуре к неоправданной ломке традиционных ценностей. Следствия деформации традиций как отложенная реакция общества сказалась в „исламском ренессансе” в Турции 90-х лет”.

2.2 Деятельность турецких партий, которые используют ислам в политических целях

Для первого этапа создания политических происламских партий (приблизительно с 1945 по 1969 г.) было характерным отсутствие четкой ориентации на ислам. Второй этап (с 1970 г. по настоящее время) характеризуется усилением влияния ислама на внутриполитическую жизнь страны. Так, в феврале 1970 г. была созданная первая происламска партия национального порядка, которая возрождалась под разными названиями: с 1972 г. по 1980 г. партия национального спасения, с 1983 по 1998 год партия благоденствия (ПБ). Для 1990-х лет стало характерно использование ислама в политических целях светскими партиями. Ярким примером этого были контакты Т. Чиллер, лидера светской партии верного пути, с некоторыми шейхами, которые входят в религиозную оппозицию партии благоденствия.
Старченков Г. Бегом в ХХІ век // Азия и Африка сегодня. - 1998. - № 2. - С. 16.

На начало 90-х годов ислам стал силой, из которой уже невозможно было не считаться. Об этом свидетельствует победа происламской партии благоденствия на выборах 1995 г. В июне 1996 г. впервые за всю историю Турецкой Республики, правительство этой страны возглавило лидер партии благоденствия Н. Эрбакан. Победу ПБ на выборах 1995 г. можно объяснить как реакцией большей части, которая осталась мусульманской, турецкого общества, так и глубоко продуманной предвыборной кампанией, проведенной этой партией.

Турция - это первая страна в мусульманском мире, где делается попытка соединения исламских ценностей с принципами западной демократии.

Ислам в Турции влияет на повседневную жизнь общества. Это проявляется в том, что:

1. Некоторые религиозные группы и ордена поддерживают целиком светские партии;

2. Происламские партии действуют в рамках закона и пользуются демократическими средствами для достижения своих целей;

3. Исламские ордена и религиозные группы, в основной массе, не подрывают своими действиями принципы светского характера государства;

Исламские ордены и секты, действуя через легальные партии, в обмен на поддержку на выборах, добивались от них определенных уступок. Об этом свидетельствует возрождение религиозного образования. Состояние религиозного образования в Турции, его расширение в последние десятилетия и всеохватывающий характер свидетельствуют о том, что, хотя в Турции духовенство потеряло контроль над образованием в 20-30 - ые гг., ему удалось сохранить и развить с помощью государства стройную и развернутую программу религиозного образования, которое действует рядом со светской, а также возможность влиять на мировоззрение светских школ, которые обучают. О возрастающем влиянии ислама на политическую жизнь Турции, свидетельствует изменение отношения к нему самых больших неприятелей религии - военных. Подобно другим пластам общества, турецкая армия „излечилась” от секуляративного радикализма, и в первой половине 80 - х гг. не раз использовала исламский фактор как политическое средство. Алекперов Р. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после второй мировой войны // www Moscow Lomonosov University. com И хотя осуществила в 1980 г. военный переворот армейская верхушка декларативно осудила использование религии в политических целях и выступила против создания исламских партий и организаций, теперь сфера противостояния армии ислама значительно сужена. Генералы стремились лишь не допустить преобразования исламских сил у конкурентов правящих кругов в борьбе за власть.

Впервые за всю республиканскую историю страны военные признали официальную невозможность отделения турецкого общества от религии Так, в одной из программ военного правительство сказано: „Представляется неверно мысль о том, что религия есть лишь делом индивидуума, и что якобы она не делает влияния на обращение граждан. Длящееся влияние религиозных норм и правил свидетельствует, что полностью отделить религию от общества, как в Турции, так и во всем мире, невозможно”. Каспарук В. Анкара: можливості ісламської реверанси // Українське слово. - 2002. - № 46. - С. 7. Таким образом, почти через 60 лет военные практически признали утопической политику Ататюрка относительно религии.

Начало 1960-х и 1990-и года можно охарактеризовать как период постепенного возрождения влияния ислама на ход решений правительством социально-политических задач. Это наглядно продемонстрировало восстановление и развитие системы религиозного образования в Турции, которая усиливает влияние ислама на общество, изменение отношения светской элиты и военных к принципам лаицизма и месту ислама в государстве. Однако в целом влияние ислама в этой сфере деятельности правительства остается слабым. Это наглядно продемонстрировал Эрбакан. Он не смог реализовать на практике свои программные установки через противодействие военных, которые остаются главными гарантами светскости государства, а также через сложную экономическую ситуацию и давление из стороны союзницы по коалиции ПВП. Вербанець П. Іслам в турецькій політиці // Політика і час. - 2002. - № 10. - С. 47.

Анализ внутреннего состояния турецкого общества показывает, что, несмотря на реформы Ататюрка, ислам остается важнейшим элементом влияния на общество. Он сохранился и развился в форме орденов, сект и поклонение духовным лидерам шейхам. Эти ордена и секты в том или другой степени влияют на политику страны через своих представителей в партиях и в меджлисе страны. Вместе с тем возрождение, которые происходит сейчас в Турции, религии и национальных традиций происходит одновременно с эрозией привнесенных в свое время кемалистами западных ценностей, с дискредитацией светской государственной элиты, с обострением в стране социальных противоречий, для решения которых в большинстве политических деятелей Турции отсутствуют любые концепции.

Раздел 3. Аспекты решения Турцией курдского вопроса

3.1 Проблема курдского терроризма

Современная Турция является государством, которое называют „плавильным котлом”, благодаря географическому положению на стыке Европы и Азии, где встречаются разные цивилизации и культуры - страна содержит множество этнических, религиозных и культурных элементов, и разные народы этой страны на протяжении многих веков ведут общий образ жизни.

В этой непростой геополитической ситуации Республика Турция, проводя экономические реформы, будучи членом НАТО и других международных организаций, как и много государств, которые развиваются, во внешней и внутренней политике действует осторожно и старается избегать конфронтации. При этом, несмотря на противоположные интересы стран мирового общества, она зарекомендовала себя как надежный партнер, получив признание как в политической, так и в экономической областях.

Вместе с тем, правительство Турции во внутренней и внешней политике сталкивается с многими сложными проблемами, одной из которых есть „курдский вопрос” и „курдский терроризм”.

Рабочая партия курдов - РПК (или РКК) - была основана в 1978 году Абдуллою Оджаланом и называется турецким правительством „наиболее негативно известной террористической организацией в мире”. Так как Европейский Союз, обвиняя Турцию в нарушении прав человека относительно курдов, отсрочил принятие страны в Европейское Сообщество, правительство опубликовало письмо премьер-министра Турции главам государств и правительств стран НАТО (19 ноября 1998 года). Письмо опережает книгу „терроризм РПК”, в которой собранные документы, которые показывают преступную деятельность боевиков террористических организаций на территории Турции и других государств (Италии, Англии, США, Германии); участие РПК в организованной преступности, в торговле наркотиками и оружия, причастие к глобализации наркоторговли. Сагнаев Д. Турция и проблемы курдского терроризма // www AGV. com.

Борьбу против курдского терроризма, в том числе и военные действия, правительство Турции связывает с необходимостью выполнения Венской декларации, принятой на всемирной конференции по правам человека 25 мая 1993 года, в которой подчеркивалось, что „действия, методы и применение терроризма в любых его формах и проявлениях, а также его связь в некоторых странах с торговлей наркотиками являются действия, направленные на уничтожение прав человека, основных воль и демократии, угроза территориальной целостности, безопасности государств и дестабилизация легитимно основных правительств, и международное сообщество должно предпринимать необходимые шаги по укреплению сотрудничество, по предупреждению и борьбе терроризмом”.

Приводя документированные факты контрабанды наркотиков и оружия, шантажа, грабежей, нелегального транспортирования рабочей силы, правительство Турции называет эти преступления основным средством финансирования РПК. В доказательство террористической деятельности РПК можно привести сообщение печати Англии, Швеции, Германии, Дании, Франции, Бельгии, Венгрии, Хорватии, Словении и других стран за 1992-98 годы, опубликованные в Британском еженедельном журнале „Спектр” в декабре 1998 года: РПК финансирует свою войну против Турции за счет преступной деятельности, продажи героина. На мысль Британской службы безопасности, РПК отвечает за 40% героина, который продается в Европейском Союзе. Там же.

Приведенные документы, а также сообщение иностранной полиции, иностранных официальных лиц подтверждают преступную роль РПК в нарушении международных конвенций.

Запрет и преследования террористической деятельности РПК и ее лидера в Турции не означает, как это неоднократно подчеркивало правительство, отрицательного отношения к курдам, которые живут в разных районах страны. Не запрещенная и действует Демократическая партия курдов (ДПК). Изучение Конституции Турции показывает, что государство не разделяет своих граждан по этническому признаку. В ходе переписей населения не учитывается этнический признак.

3.2 Характеристика положения курдов в Турции

Турция - конституционное правовое государство, где демократия основана на парламентской системе управления, с соблюдением прав человека, предоставленных законом. Признаками демократического образа жизни в Турции есть многопартийность, свободные выборы, которые укрепляют традиции местного самоуправления. В то же время в стране не ограничивается возможность отдельных граждан идентифицировать себя, а также свою принадлежность к определенной этнической группе. Это личное дело каждого, публичные заявления о своей этнической принадлежности не запрещены ни законами, ни общественными традициями. Перед Законом равны все граждане, независимо от этнического, расового или религиозного происхождения. Это основной принцип конституционного правового государства.

Положение курдов в Турции ничем не отличается от положения граждан других этнических групп. Они не подвергаются никаким ограничениям в правах, чувствуют себя равными членами общества, много кто из них занимают в Республике высшие государственные посты.
Трифонов Е. Волчья стая в период благоденствия // Новое время. - 2003. - № 11. - С. 18.

Курды проживают не только в юго-восточных районах, но и на западе страны. Много курдов в Стамбуле и Анкаре. Они имеют „равные возможности и одинаковую судьбу со всем другим населением”, - „они - граждане и часть народа, с которым на протяжении столетий разделяли те самые ценности в языке, религии, культуре и патриотизме, общую историю и желание иметь общее будущее”. Уоркинг Р. Не хочет Турция войны //Эхо планеты. - 2002. - № 19-20. - С. 22.

Языковая проблема в Турции решена таким образом, который турецкий язык есть единым официальным языком. В то же время, такие языки, как армянские, греческий, разные диалекты „курдского” и ряд других свободно употребятся и рассматриваются, как личное дело каждого. И этот вопрос не отражен в законодательстве и не регулируются государством. Такие нормы существуют во всех многонациональных государствах и не является уникальным явлением ни в Европе, ни в других демократических странах.

В Турции, как и во многих странах, которые развиваются, существует неравномерное социально - экономическое развитие отдельных районов. Юго-восточная часть Турции, где в основном действует РПК - наиболее отсталый в экономических отношениях район с суровыми географическими и климатическими условиями.

Правительство Турции, понимая, что частный капитал неохотно идет в эти районы, выделяет большие государственные средства на строительство оросительных систем (плотины Ататюрка и др.) и экономическое развитие района, так как это поможет искоренить влияние РПК на местное население и будет оказывать содействие недопущению террористических актов.

В своей деятельности, направленной против терроризма, правительство Турции опирается на положение Конституции, которая предусматривает неделимость государства и народа, целостность государственной территории.

Изложенный материал показывает, что идея РПК о создании так называемого „независимого Курдистана” на юго-востоке Турции и прилегающих территорий других государств, ради осуществления которой с 1984 года была объявлена война Турции и приводится порочная кампания террора с помощью извне, представляется искусственно надуманной, невыполнимой и какая наносит ущерб прежде всего курдам.

К сожалению, нет международного органа, который регулировал бы квалификацию преступности и степень наказания за преступления террористов, подобный Международному Суду в Гааге по политическим преступлениям.

На международном саммите 8-глав государств ("Восьмерки") в июле 1997 года были предложены новые методы борьбы с транснациональной организованной преступностью. В числе конкретных преступлений называются любые формы терроризма, захват заложников и др. «Восьмерка» призвала все государства присоединиться к антитеррористическим конвенциям, перечисленным в резолюции ООН 1996 года „про меры борьбы с терроризмом”.

Вывод

Таким образом, подводя итоги из всего вышесказанного можно сделать ряд выводов. Мы думаем, что при решении внутренних экономических проблем нашего государства, современным украинским политикам следовало бы обратить внимание на методы решения сложившихся проблем и перенять их опыт. Дело в том, что события, проходившие в экономике Турции очень напоминают те, которые, как мне кажется, происходили и происходят сейчас в украинской экономике. И мы думаем, что именно привлечение турецкого опыта помогло бы более сбалансировано решить экономические проблемы нашего государства.

Как известно в Турции ислам продолжает играть одну из главных ролей в построении как внутренней так и внешней политики государства. Как бы не пытались турецкие политики отделить влияние ислама от общественно-политической жизни государства, нам кажется, что процент успеха в этом очень низок. Причиной служит, мы думаем, исторический фактор - то есть Турция на протяжении своей истории оставалась закрытым государством для европейского влияния, европейские нормы приживались с большим трудом либо вообще растворялись под прессом влияния ислама. И как бы не старались турецкие политики присоединить Турцию к ЕС, нам кажется это очень маловероятно в ближайшие годы. Дело в том, что наявность албанских мусульман на территории Европы и связанных с ними проблем, ставит перед правительствами европейских стран большую дилемму присоединения Турции к Евросоюзу. К тому же неопределенность в решении курдской проблемы приводит к откладыванию вопроса о присоединении Турции к Евросоюзу на неопределенный срок.

Список использованной литературы

1.
Авдашева С. Турция: национальная модель либеральной экономики // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С. 45 - 58.

2. Алекперов Р. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после второй мировой войны // www Moscow Lomonosov University. com

3. Бабаева с. Турецкий марш к рыночной экономике // Известия. - 1999. - 10 июля. - С. 4.

4. Вербанець П. Іслам в турецькій політиці // Політика і час. - 2002. - № 10. - С. 44 - 49.

5. Данилов В. Турция 20 - 30 -е годы: путь к демократии // Восток. - 1997. - №2. - С. 58 - 67.

6. Йилмаз Б. Туреччина: залишився один шлях // ЧАС. - 1997. - № 31. - С. 9.

7. Карицкий А. Турецкие зарисовки // Азия и Африка сегодня. - 1999. - № 1. - С. 40 - 41.

8. Каспрук В. Анкара: можливості ісламської реверанси // українське слово. - 2002. - №46. - С. 7.

9. Киреев Н. Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. - 2003. - № 6. - С. 17 - 23.

10. Мойсеев П. Чему учит турецкий опыт // Азия и Африка сегодня. - 1994.- № 2. - С. 24 - 28.

11. Озал Т. Турция в Европе // Простор. - 1993. - №1. - С. 173 - 186.

12. Розалиева Ю. Экономическая история Турции. - М., 1980.

13. Сагнаев Д Турция и проблемы курдского терроризма // www AGV. сom.

14. Старченков Г. Бегом в ХХІ век // Азия и Африка сегодня. - 1994. - № 2. - С. 13 - 19.

15. Старченков Г. Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня. - 2000. - №6. - С. 25 - 31.

16. Трифонов Е. Волчья стая периода благоденствия // Новое время. - 2003. - №11. - С. 18 - 19.

17. Турция: новые тенденции экономического развития в 80 -е годы. - М., 1991.

18. Турция: по дороге к процветанию // Зеркало недели. - 2000. - 1-7 июля. - С. 10.

19. Уоркинг Р. Не хочет Турция войны // Эхо планеты. - 2002. - 3 19 - 20. - С. 22 - 23.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать