Внешняя политика стран Скандинавии в конце XIX – начале XX в.

Внешняя политика стран Скандинавии в конце XIX – начале XX в.

35

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Внешняя политика стран Скандинавии в конце XIX - начале XX в.

Киров 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Внешняя политика Швеции

1.1 Выбор внешнеполитического курса в Швеции и его осуществление

1.2. Россия и Швеция - соседи на Севере. Их взаимоотношения в конце XIX - начале XX в.

Глава 2. Внешняя политика Норвегии в конце XIX - начале XX в..

Глава 3. Приоритетные направления внешней политики Дании в конце XIX - начале XX в.

Заключение

Библиография

Введение

В истории Нового времени международные отношения приобретают качественно новое значение, так как именно в этот исторический период происходит формирование новых принципов построения внешней политики европейских государств. В большей степени это было характерно для второго периода Нового времени, а именно для рубежа XIX - XX веков, когда мир вступает в эпоху империализма.

Империализм в широком смысле выступает как государственная политика, направленная на завоевание территорий, организацию колоний, установление экономического и политического контроля над другими государствами. История дипломатии /сост. А. Лактионов. - М., 2006. - С. 23. Поэтому в новых условиях некоторые страны становились мировыми, ведущими державами (к их числу можно отнести Англию, Францию, Россию, а затем и Германию), другие же в силу своих территориальных особенностей, форм правления и экономического потенциала уступали передовым державам, отступали на второй план. Однако их значение от этого лишь возрастало, поскольку сильные государства старались использовать их для решения своих внешнеполитических задач.

В таких условиях целью второстепенных стран было сохранение своей независимости и самостоятельности. С подобными проблемами столкнулись и три скандинавские страны - Дания, Швеция и Норвегия. Они стали местом столкновения интересов стран Западной (Великобритания) и Восточной (Германия, Россия) Европы.

Итак, тема данного исследования посвящена взаимоотношениям стран Европейского Севера (Норвегии, Дании, Швеции) с другими государствами. Внешняя политика каждой из этих стран в целом была схожей, но, в то же время, наблюдались и некоторые различия в приоритетах внешнеполитического курса, в экономических факторах, в способах урегулирований каких-либо конфликтов и так далее.

По мнению автора работы, данная тема является актуальной. Как известно, Скандинавия представляет собой комплексный в географическом плане регион со сходными климатическими условиями, с близкими языковыми особенностями и схожей экономикой. Скандинавские страны / под ред. П.И. Лебедева - Полянского, Ф.Н. Петрова и др.. - Огиз, 1945. - М. - С. 36. Европейская общность в рассматриваемый автором период была заинтересована не только в экономических, культурно-исторических потребностях, но и в вопросе обеспечения мира и безопасности. Как известно, к Скандинавии примыкает Балтийское море, которое непосредственно связывает многие страны, так как является важным морским путём. А в эпоху нарастания империалистических тенденций такое положение скандинавских стран интересовало ведущие европейские державы, так как морские проливы обеспечивали информативную и культурную связь стран Европы друг с другом, стабильные торгово-промышленные отношения между этими странами, а в случае войны - способность военных флотов либо осуществлять плавание в Балтийском море, либо нет. Как известно, многие современные страны проводят политику, как внешнюю, так и внутреннюю, исходя из исторического опыта страны. Поэтому не менее важную роль, чем во второй период Нового времени, данные проливы, будучи принадлежащими этим же скандинавским странам, играют и в настоящее время. Это связано с тем, что страны, имеющие выход в море, имеют морской флот, цели которого - содействие торговле, экономическим и политическим связям, урегулирование конфликтов и многое другое. Развитые страны преследуют эти цели и в настоящее время. Поэтому вопрос внешней политики, а в особенности вопрос проливов являлся важным в прошлом, является важным и в настоящем. Таким образом, рассмотрение дипломатических отношений Швеции, Норвегии и Дании с ведущими странами Западной и Восточной Европы требует более глубокого рассмотрения в силу своей актуальности.

Итак, объектом данного исследования является внешняя политика стран Скандинавии, а точнее - Швеции, Норвегии и Дании. Предмет работы - основные направления внешней политики этих стран: Западная (Великобритания) и Восточная (Германия и Россия) Европы.

Цель исследования - рассмотреть основные направления внешней политики стран Скандинавии, и выяснить: во-первых, были ли эти направления одинаковы для всех стран в рамках общей идеи «скандинавизма»; во-вторых, смогли ли страны на протяжении рассматриваемого периода сохранить приоритеты во внешней политике. Для достижения этой цели автору работы необходимо решить ряд задач, а именно: во-первых, рассмотреть внешнеполитические приоритеты Швеции и выяснить, какой политики в отношении стран Европы и отдельно России придерживалась эта страна в рассматриваемый период; во-вторых, рассмотреть внешнюю политику Норвегии и проанализировать, повлияло ли на неё расторжение шведско-норвежской унии; в-третьих, выделить приоритетные направления внешней политики Дании в связи с её «ключевым» положением на Балтике.

При написании работы были использованы источники, специальные труды по рассматриваемым автором странам, а так же научные статьи. Главными источниками, привлеченными при написании данной работы, являются дипломатические документы, такие как: договоры, конвенции, протоколы, декларации и меморандумы. Эти документы опубликованы как в «Сборнике договоров России с другими государствами» Сборник договоров России с другими государствами. 1856 - 1917. - М., 1952., так и в «Сборнике важнейших документов по международному праву» Сборник важнейших документов по международному праву. Часть I, общая / сост. М. В. Андреева. - М., 1996. и в «Сборнике документов до истории Нового времени стран Европы и Америки» Сборник документов по истории Нового времени стран Европы и Америки. 1870-1914./ сост. П. И, Остриков, П. П, Вандель. - М., 1989.. Для автора эти источники являются наиболее ценными, так как более всего соответствуют теме исследования.

Для наиболее полного понимания источников и раскрытия темы автор использует специальные труды, которых на сегодняшний день существует достаточное количество. Большинство из этих трудов работы отечественных авторов, поскольку многие труды зарубежных авторов до сих пор остаются непереведенными на русский язык. Наиболее важными работами являются труды А.С. Кана, которые посвящены истории как всех скандинавских стран, так и истории каждой страны в отдельности. В таких его трудах, как «История скандинавских стран» Кан, А.С. История скандинавских стран. - М., 1980., «История Швеции» История Швеции / под ред. А.С. Кана. - М., 1974., «Новейшая история Швеции» Кан, А.С. Новейшая история Швеции. - М., 1964. наиболее ценным при написании данного исследования является достаточное количество фактического материала наряду с общими особенностями внешнеполитических отношений с другими странами. Необходимо отметить то, что Александр Сергеевич Кан единственный в нашей стране специалист по странам Скандинавии, который изучал историю этих стран на протяжении всей своей жизни и создал достаточно большое количество трудов по истории этих стран, в которых очень подробно описаны все стороны их развития. Дунаевский, В.А., Никитина И.А. Александр Сергеевич Кан (1896-1960) // Новая и Новейшая история. - 1997. - №2. - С. 192.

Автор данной работы привлекает научные статьи, опубликованные в журнале «Новая и Новейшая история» и в «Скандинавском сборнике». Последний имеет большое научное и политическое значение в нашей стране для исследователей-скандинавистов. Сванидзе, А.А., О. В. Чернышева. Х.И. Мосберг и Советская скандинавистика //Скандинавский сборник. - Таллин, 1982. - С. 210.

Наряду со специальными трудами по истории скандинавских стран автор данной работы привлёк, также, труды по истории дипломатии - «История дипломатии» История дипломатии / сост. А. Локтионов. - М., 2006. под редакцией А. Локтионова и «История дипломатии» История дипломатии / под ред. А. А. Громыко. В 2т. - М., 1963. - Т.2. под редакцией А.А. Громыко - в которых содержатся сведения четкие цели дипломатических отношения всех стран, в том числе тех, которые затрагиваются в данной работе.

Из трудов зарубежных исследователей используется работа норвежских исследователей «История Норвегии: от викингов до наших дней» Даниельсе, Р., Дюрвик, С., Грёнли, Т., Хелле, К., Ховланн, Э. История Норвегии: от викингов до наших дней. - М., 2003. , в которой содержатся ценные сведения как по истории Норвегии, так и по истории Швеции и Дании, так как все эти странные находятся в одном естественно-географическом и экономическом комплексе.

Итак, автор работы предпримет попытку достичь поставленной цели и решить намеченные задачи, прибегая к помощи литературы и источников, указанных выше.

Глава 1. Внешняя политика Швеции

Из всех Скандинавских стран Швеция всегда являлась наиболее развитой, сильной во всех отношениях страной. Если вспомнить период средневековья, то «в то время Швеция практически всегда вела политику войн и агрессий» Шаскольский, И.П. Проблемы периодизации истории скандинавских стран // Скандинавский сборник. - Таллин, 1964. - С. 350.. Будь то колонизация приморской части Финляндии, а затем завоевание обширной части этой страны, или могущество шведов в своих владениях в Северной Германии, или же господство Швеции в Эстонии, в Латвии и в других странах - видно, что Швеция была скорее «подчиняющим» государством, чем «подчиненным». Но, как известно, и успехам приходит конец. Это не значит, что территория Швеция была подвергнута делению между соседними государствами, или, что она оказалась в зависимости от более сильных и могущественных государств. Просто рано или поздно приходится менять свои приоритеты, подстраиваясь под ту или иную ситуацию. Именно это было свойственно Швеции в изучаемый автором период. Итак, в данной главе автор рассмотрит то, как менялись внешнеполитические приоритеты Швеции на рубеже XIX - XX вв., и то, какой была внешняя политика Швеции по отношению к одному из могущественных государств на международной арене, и в то же время её соседу, - России.

1.1 Выбор внешнеполитического курса в Швеции и его осуществление

Вопрос о выборе курса внешней политики был одним из важных вопросов для Швеции в то время. Это было связано, в первую очередь, с тем, что некоторые из ведущих мировых держав - а именно Россия и Германия - были заинтересованы в том, чтобы Швеция придерживалась политики нейтралитета, но король Оскар II был склонен держаться германской ориентации. Кан, А.С. Новейшая история Швеции. - М., 1964. - С. 29. Но стоит сказать, что внутри Швеции, в её правящих кругах не было единого мнения по этому вопросу. Представители некоторых партий считали, что необходимо искать какие-либо пути к сотрудничеству, в том числе военному, против России. Несмотря на разногласия между партиями, Швеция, а точнее правящие круги, решили придерживаться политики нейтралитета. Во многом этому поспособствовало то, что в 1912 году Швеция, Норвегия и Дания приняли правила и совместную декларацию, которые исходили из общих принципов международного права (Гаагских конвенций и Лондонской декларации о праве морской войны 1909 г.). История Швеции / под ред. А.С. Кана. - М, 1974. - С. 420. Эти правила были применимы только для этих трёх стран и их интересов, как нейтралов. И в то же время, они были применимы только для морских территорий, так как особые опасения у Швеции вызывала возможность морской войны.

Итак, шведский нейтралитет фактически стал внешнеполитическим курсом, хотя и не получил постоянного юридического оформления. Пожалуй, в этом заключается специфика внешней политики Швеции, так как её «концепция» выработана была, но не было её официального закрепления «на бумаге». Можно сказать, что такая политика нейтралитета приобрела характер «исторической традиции», так как при любой назревающей войне в Европе Швеция тут же провозглашала о своем нейтралитете, который, опять же, нигде, ни в каких договорах официально зафиксирован не был. Северная Европа. Проблемы новейшей истории. - М., 1988. - С. 9.

Необходимо так же рассмотреть причины, по которым Швеция была «нейтральна» в большинстве случаев. Ведь примерно до XIX века она вела, и, кстати, довольно таки успешно, завоевательную политику, многие страны были в подчинении у Швеции. Итак, чем же была обусловлена переориентация внешнеполитического курса?

Во-первых, это причина возникновения внешней опасности. На Балтике появились две, несравненно более могущественные, великие державы - Российская и Германская империи, которые дали о себе знать, а особенно Россия, после наполеоновских войн. Итак, появление более сильных соперников на мировой арене, в свою очередь вынудило правящие круги в Швеции отказаться от вооруженного вмешательства в дела Центральной и Восточной Европы. Так же Швеции пришлось смириться и с тем, что её владения - приморская часть Финляндии, Эстония, Латвия - были утрачены. Но положительным для Швеции было то, что, несмотря на появление более могучих держав и потерю ряда владений, ей удалось сохранить свою независимость. Таким образом, отказавшись от агрессивной внешней политики, Швеции удалось при этом самой не стать жертвой агрессии.

Во-вторых, можно назвать причину экономического характера. Каждая из стран Европы, а в особенности ведущие державы, являлись для Швеции рынком сбыта тех или иных товаров, или же наоборот поставщиком какого-либо сырья. Так, например, Россия и Англия были покупателями, Германия - поставщик, Франция - заимодавец. Кан, А.С. Новейшая история Швеции. - М., 1964. - С. 34. В плане экономики для Швеции было куда разумнее сохранить добрососедские отношения с этими странами посредством торговли, промышленности, нежели пойти по старому пути внешней, в том числе колониальной экспансии (тем более, если учесть наличие территорий для внутренней колонизации - Норланд).

Таким образом, причины для ориентации на нейтралитет, как видно, были достаточно веские. И в данном случае, по мнению автора, Швеция поступила разумно. Не приняв для себя такую «идею» нейтральной политики - Швеция могла потерять многое: территорию, независимость, стабильность в экономике страны и партнеров по закупкам и поставкам. А это, в свою очередь, могло привести к неоднозначным последствиям внутри страны, как то: мятежи, крестьянские бунты, требования свержения короля и многое другое.

Итак, в начале XX века для Швеции была свойственна политика нейтралитета. Но, как известно, начало XX века характеризуется империалистическими тенденциями - ведущие мировые державы (Россия, Англия, Германия и др.) притязали на многие территории, у каждой из них были свои интересы. В итоге это привело к конфликту - к Первой мировой войне. Швеция, будучи нейтральной страной, наблюдала за всем этим с позиции стороннего государства, которое, оставаясь нейтральным, не притязало ни на какие территории и старалось сохранить свои границы в безопасности. Поэтому автор находит необходимым рассмотреть позицию Швеции по отношению к другим странам накануне событий Первой мировой войны.

Внутри правящей верхушки опять же не было единого мнения по поводу того, какую позицию занять Швеции. Подавляющая часть шведского общественного мнения и само консервативное, по сути, правительство искренне старались сохранить нейтралитет и соблюдать правила, провозглашенные ранее. Но в стране существовала и достаточно активно действовала прогерманская группировка, которая добивалась того, чтобы Швеция в удобный для Германии и для неё самой момент выступила на стороне Германии против России. Кан, А.С. Швеция и Россия в прошлом и настоящем. - М., 1999. - С. 183. Но, несмотря на различные мнения по этому вопросу, Швеция после некоторых колебаний заявила о своей нейтральности.

И, тем не менее, её деятельность накануне войны была неоднозначной. Швеция снабжала Германию железной рудой, сталью, лесом и продуктами животноводства. А так же Швеция, как известно, являлась посредником по передаче международной информации: одновременно через неё проходили почтово-телеграфная связь между Англией и Россией и между Германией и частью Норвегии, находящейся севернее Швеции. К.А. Табаровская. Российско-шведские отношения накануне первой мировой войны (экономический аспект) // Новая и новейшая история. - №2. - 2008. - С. 185. Таким образом Швеция находилась во взаимодействии как с Антантой, так и с Тройственным союзом (в лице Германии), что не мешало ей «лавировать» между ними и оставаться со всеми в мирных отношениях. Но все-таки её политика во многих отношениях больше была направлена на помощь Германии. Об этом свидетельствует даже то, что в начале второго десятилетия XX века страны Антанты были вынуждены применять меры экономического характера по отношению к Швеции. Так, например, «все шведские корабли должны были по пути из Америки, Африки и других стран обязательно заходить в определенные английские гавани для проверки» История Швеции. - М., 1974. - С. 422.. Это делалось с целью недопущения помощи какими-либо «дефицитными» товарами со стороны Швеции для Германии. Позже «англичане резко сократили, а потом и вовсе прекратили поставку в Швецию каменного угля; некоторое время спустя Англия вообще запретила экспорт товаров в Швецию, лишь за некоторым исключением» История дипломатии. - М., 2006. - С. 201.. Естественно, что Швеция был возмущена происходящим между ней и Англией. Тем более, своей вины она не наблюдала, так как помощь с её стороны воюющим странам, по сути, была равнозначной. И в ответ на различного рода меры со стороны стран Антанты «шведы прервали почтовую связь между Англией и Россией» История Швеции. Ук. соч., с. 425., и, что самое важное, - минировали свою часть Зундского пролива, этим самым заперев суда Атланты в Балтийском море. Стоит сказать, что вопросы об открытии или закрытии проливов на Балтийском море особенно остро стояли в то время, накануне развязывания войны. Оценивая данную ситуацию, можно сказать, что с одной стороны шведы были правы - в рамках своей политики нейтралитета они и не должны были подчиняться какой-либо стране, а именно Англии. Но с другой стороны Швеция находилась на грани британской блокады, что могло отрицательно сказаться на её экономике и хозяйстве.

Итак, в конце XIX - начале XX веков внешнеполитический приоритет Швеции явно был нейтральным, хоть и не закреплен официально. И, судя по всему вышесказанному, Швеция не отклонялась от взятого курса на нейтральность, если, конечно, не брать во внимание некоторые страны, которые пытались склонить её на свою сторону и использовать в своих интересах (Германия, Англия - об этом говорилось выше). Можно сказать, что Швеция, а точнее её правители, были мудрыми и достаточно адекватно оценивали сложившуюся обстановку в мировом «театре», где роль Швеции была равна «роли второго плана» - не главная, но в то же время необходимая для полноценного «спектакля».

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать