Внешняя политика стран Скандинавии в конце XIX – начале XX в.
p align="left">1.2 Россия и Швеция - соседи на Севере. Их взаимоотношения

Если говорить о взаимоотношениях России и Швеции в рассматриваемый автором период, а именно в конце XIX - начала XX веков, то можно сказать, что общая картина складывается достаточно ясной. Эти два государства были соседями, поэтому вопрос об их взаимоотношениях занимает важное место, как для России, так и для Швеции.

Характеризуя взаимоотношения этих соседей, стоит сказать, что для них была характерна «постоянная переориентация внешней политики Швеции с союзнического и доброжелательного до напряженного и недоверчивого отношения к России и переходу к прогерманской политике» Чернышева, О. В. шведы и русские: образ соседа. - М., 2004.- С. 167.. Почему же так было - автор рассмотрит в данном параграфе. Несомненно, на это влияли различные внешние факторы, взаимоотношения других стран друг с другом, заключение различных конвенций, деклараций, и, несомненно, давал знать о себе экономический фактор.

На глазах скандинавской страны развивалась и все более усиливалась Германия с её выдающимся деятелем того времени Отто фон Бисмарком. Сильная и, казалось бы, дружественно настроенная Германия могла защитить нейтральную Швецию в случае угрозы с востока. В качестве такой угрозы рассматривалась, конечно, царская Россия, тем более, если взять в расчет антипропаганду, которая все более набирала обороты в Скандинавии. А король Оскар II придерживался проведения прогерманской внешней политики, параллельно пытаясь наладить отношения и с Россией. Последнее было связано с действием «союза трёх императоров» - русского, германского и австрийского История дипломатии. - М., 2006. - С. 550., из которого следуют доброжелательные отношения России и Германии, а раз Швеция положительно настроена к Германии - необходимо было иметь такой же настрой и по отношению к России.

Однако такие отношения были непостоянны. Так, шведы отклонили предложение России сделать Балтийское море внутренним, а именно открытым для флотов прибрежных государств. Кан, А.С. История Швеции. - М.,1974. - С. 430. Но, несмотря на это и некоторые другие противоречия, Россию устраивала ориентация Швеции на нейтралитет во внешней политике.

Но постепенно, в связи с кризисом шведско-норвежской унии, принятой 14 ноября 1814 года, отношения Швеции и России стали напряженными. Уния изживала себя, что особенно остро ощущалось в настроениях правящих кругов Норвегии. Россия и Германия заняли противоположные позиции по этому вопросу. Немецкий кайзер Вильгельм II полностью поддерживал и «подстрекал» Швецию в её стремлении подавить начавшуюся деятельность «республиканцев». Русский же император Александр III, в противоположность Вильгельму II, занял «пронорвежскую» позицию, соглашаясь с желанием норвежцев выйти из-под зависимости Швеции. Для последней ситуация сложилась достаточно непростой, так как Вильгельм II не заверил шведского короля Оскара II в своей помощи, в случае возникновения угрозы со стороны России, если шведы начнут карать «норвежских мятежников». Ротштейн, Ф.А. Международные отношения в конце XIX века. - М., 1960. - С. 201 Несмотря на всё это, расторжение шведско-норвежской унии всё-таки произошло в 1905 г.. Влияние Германии на это событие было гораздо меньшим, чем влияние России, так как именно она поддержала Норвегию и первой признала её независимость.

Итак, с конца XIX века правящие круги Швеции все сильнее охватывает своего рода «миф» относительно антишведской направленности в политике России. Автор данной работы говорит «миф» потому что в действительности никаких антишведских настроений и мер в России не было. У Александра III, у министров, и вообще у всех, кто был у власти, не говорилось об ограничении торгового сотрудничества со Швецией, а уж тем более о покушении на её границы. А что касается Швеции, то в этой стране практически все и всё было охвачено переживаниями о возможной борьбе с соседней страной на Востоке Чернышева, О.В, Тенденции государственно-монопольного регулирования в экономике Швеции накануне Первой Мировой войны // Скандинавский сборник. - Таллин, 1982. - С. 84.. Так, в Швеции «началось усиление армии, модернизировался флот, в разведывательном управлении появилось русское отделение, и самое главное - была введена всеобщая воинская повинность (1901г.)». Кан, А.С. История Швеции. - М., 1974. - С. 449.

На усиление антирусских настроений так же повлияла политика России в Финляндии. Игнатьев, А.В. Балтийский вопрос во внешней политике России. 1905 - 1907 гг. // Вопросы истории. - 1986. - № 3. - С. 24. Правительство России всячески ущемляло Финляндию в её автономии и независимости. Так, например, согласно манифесту царя в 1899 году на Финляндию было распространено российского законодательство. Затем была упразднена финляндская армия, в высших административных учреждениях в обязательном порядке был введен русский язык. Кан, А.С. Швеция и Россия в прошлом и настоящем. - М., 1999. - С. 175. Таким образом, в Финляндии вводилась прямая русская власть, которая практически снимала ограничение на использование российских вооруженных сил. Естественно, что Швеция рассматривала такую политику как подготовку России к экспансии в сторону Атлантики, что еще раз говорит об опасениях Швеции относительно политики России.

В условиях сложившейся обстановки Петербургу необходимо было избавиться от антирусских настроений в Швеции, и особенно от Аландского сервитута 1856 года, согласно которому «Аландские острова не будут укрепляемы и что на оных не будет содержимо и вновь сооружено никакого военного или морского заведения». Конвенция между Россией, Францией и Великобританией об Аландских островах. Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917гг. - М., 1952. - С. 40. И поэтому царское правительство пошло на сближение с Германией, а, следовательно, и Швецией, которая более всего была склонна к Германии. Россия и Германия, в начале XX века, в 1907 году, договорились о поддержании статус-кво на Балтике, согласно которому Берлин давал согласие на возможную отмену ограничения на Аландах, которое унижало Россию. Секретный протокол между Россией и Германией по Балтийскому вопросу. Сборник договоров России с другими государствами. 1856 - 1917 гг. - М., 1952. - С.395. Годом позже, а именно в 1908 году, Россией, Германией, Данией и Швецией была принята декларация по Балтийскому вопросу. Согласно этой декларации был сохранен прежний территориальный порядок вещей на Балтике, страны обязывались его поддерживать. Сборник документов по истории Нового времени стран Европы и Америки. 1870 - 1914. / сост. П. И. Остриков, П.П. Вендель. - М., 1989. - С. 169. Следовательно, демилитаризованный статус Аландов был сохранен, во всяком случае - в мирное время. Декларация и меморандум России, Германии, Дании и Швеции по Балтийскому вопросу. Сборник договоров России с другими странами. 1856-1917 гг.. - М., 1952. - С. 401. Этот факт имел положительное значение для Швеции, которая постоянно опасалась угрозы со стороны русского флота, а тем более такая угроза усиливалась, если бы Аланды были объявлены на военном положении.

Единственное, пожалуй, что успокаивало Швецию - неудачи русского флота в русско-японской войне. В связи с этим отношения двух стран постепенно, начиная с 1908 года, наполнились новым содержанием. Подозрения и страхи в военном смысле уступали нарастающим экономическим связям в виде разнообразных хозяйственных отношений, экспорта шведских товаров, капиталовложений Швеции в российскую промышленность, взаимодействия стран в культурной и идеологической сферах.

Итак, шведско-русские отношения были, как видно, неоднозначны. Рассматривая их взаимоотношения, которые были в действительности, можно говорить о том, что это были не враждебные, скорее дружественные отношения, лишь в редких случаях омрачаемые по поводу того или иного вопроса, как ,например, расторжение шведско-норвежской унии. Ориентация Швеции во внешней политике, как правило, была либо на стороне Германии, либо на стороне России. В тех случаях, когда Швеция выступала в поддержку России, это, скорее всего, было обусловлено её страхом перед Россией.

Стоит сказать так же, что не существовало никаких русских планов, направленных против Швеции, о которых так часто говорила правящая элита Швеции в первые годы XX века. Это теперь признают и шведские военные историки. Кан, А. С. Швеция и Россия в прошлом и настоящем. - М., 1999. - С. 180.

Таким образом, внешняя политика Швеции в конце XIX - начала XX веков была обусловлена многими факторами и велась в различных направлениях. Главными внешними ориентирами для Швеции являлись Англия, Германия и Россия, взаимоотношения с которой были наиболее стабильными. Главным же приоритетом в осуществлении внешней политики для Швеции была политика нейтралитета по отношению ко всем странам, сохранившаяся даже в преддверии Первой мировой войны.

Глава 2. Внешняя политика Норвегии в конце XIX - начале XX в.

Специфичность вопроса о внешней политике Норвегии в конце XIX - начале XX веков заключается в том, что до 1905 года Норвегия, согласно шведско-норвежской унии 1814 года, находилась в зависимости от Швеции, центральные органы управления были как раз шведскими. Следовательно, внешнеполитический курс Норвегии никак не зависел от решения норвежской общественности, в частности от представителей правящих кругов. В этой главе автор данной работы постарается рассмотреть основные направления внешней политики Норвегии в рамках шведско-норвежской унии, и после её расторжения. Несмотря на то, что внешней политики, как таковой, в условиях унии у Норвегии не было, все-таки после расторжения этой унии северная страна могла сохранить прежние преимущественные направления во внешней политике, которые ей диктовала Швеции, а могла выбрать новые приоритеты. Итак, перейдем к рассмотрению этого вопроса.

Заключение Норвегией унии со Швецией в октябре 1814г. произошло в итоге прокатившихся по всей Европе наполеоновских войн. Если первоначально права Норвежского государства в составе Швеции были более чем велики и законны, то с течением времени Норвегия все более урезалась в своих конституционных правах, что в конечном итоге и привело к разрыву унии в 1905г. С конца XIX века всё более растущее значение во внутренней жизни Норвегии приобретали её отношения с партнёром по унии - со Швецией. «Эта уния воспринималась как часть обстановки, в которой живет страна, но постепенно все чаще стали высказываться недовольства по этому поводу». Даниельсен, Р.,, и др. История Норвегии. От викингов до наших дней. - М., 2003. - С. 376.

Несмотря на то, что курс на проведение внешней политики определял шведский король, ему все-таки зачастую приходилось идти на уступки Норвегии. Так, еще Оскар I согласился на проведение в Норвегии либеральных реформ, даже раньше чем в Швеции. Кроме того, были сделаны уступки национальному самолюбию норвежцев: Норвегия была уравнена с Швецией относительно герба и флага. Еще в 50-х годах XIX века был спорным вопрос о применении норвежского флага на торговых и военных суднах, который был решен положительно для Норвегии - было разрешено использовать норвежский триколор как на военных, так и на торговых кораблях. История Норвегии. - М., 1980. - С. 318.

Условия шведско-норвежской унии на протяжении долгого времени не мешали национально-государственному обособлению Норвегии. Но в Швеции понимали, что такое обособление может привести к образованию независимого государства. Поэтому в конце XIX века этот процесс встретил противодействие помещичье-буржуазных правящих кругов в Швеции. История дипломатии. - М., 2006. - С. 430. Однако противодействие и нараставший конфликт между Швецией и Норвегией смягчались общими экономическими интересами. Норвежские промышленники зависели от финансирования и вкладов со стороны шведских банкиров в молодую норвежскую электропромышленность. История Норвегии. Ук. соч., с. 320.

И все-таки Норвегия тяготела к тому, чтобы расторгнуть унию и обрести независимость. А созданный шведско-норвежский кабинет, предложив создать общее военное ведомство, получил одобрение со стороны Швеции, но отказ со стороны Норвегии. Для последней это было наиболее правильным и рациональным решением, так как было не выгодно иметь общее военное ведомство по причине того, что у Норвегии хватало своих экономических и военных ресурсов для осуществления такой деятельности. Тем более Норвегия больше тяготела и была связана (хоть и не формально) с Данией. К тому же норвежское правительство понимало, что расторжение унии неминуемо, что вскоре и произошло.

Условия унии ставили Норвегию в неравноправное положение. В Норвегии были недовольны тем, что шведский король назначал наместника (по происхождению норвежца), который возглавлял норвежское правительство. Сам король имел намного меньше прав в Норвегии, чем в Швеции. Но что касается внешней политики Норвегии, то она являлась прерогативой короля, причем не короля Норвегии или главы унии, а шведского короля. Даниельсен, Р., и др.. История Норвегии. От викингов до наших дней. - М., 2003. - С. 321. Ему подчинялся министр иностранных дел - член шведского правительства. Министерство иностранных дел полностью состояло из шведских подданных. Внешнеполитические вопросы представлялись на рассмотрение так называемому «министерскому совету». - по сути, шведскому органу. История Норвегии. - М., 1980. - С. 321. Лишь ближе к концу XIX века одно место в совете было предоставлено норвежскому министру, который принимал участие в обсуждениях только по вопросам, касающимся Норвегии.

Таким образом, в вопросах внешней политики Норвегия полностью зависела от «вкусов и пристрастий» короля Швеции. Естественно, что это не устроило бы любую страну. Особенно в преддверии XX века, когда преобладали империалистические интересы ведущих мировых держав. В странах же Скандинавии была идея скандинавизма, когда всем малым странам этой части Европы необходимо было придерживаться дружественных, нейтральных позиций в целях обеспечения взаимной безопасности и сохранности территорий. Скандинавские страны. Проблемы Новейшей истории. - М., 1988. - С. 29. Именно дружественных и нейтральных, а не «властно-подданых» отношений. Потому что в таком случае намного труднее противостоять более сильным империям и сохранять свою независимость.

Расторжение унии было неизбежно, так как она стояла на пути становления норвежской демократии. В связи с этим две страны в конце XIX века, а именно в 1895 году, начали готовиться к военным действиям друг против друга. Когда норвежцы потребовали отменить протекционизм в Швеции, последняя отменила закон об экономических взаимоотношениях между Норвегией и Швецией. Даниельсен, Р., и др.. История Норвегии. От викингов до наших дней. - М., 2003. - С.324. Это в свою очередь привело к нарушению стабильности общего «скандинавского рынка» и нанесло значительный удар по некоторым секторам экономики Норвегии.

Итак, что же происходило, когда норвежцы стали понимать необходимость расторжения унии? Норвежские правящие верхи решили действовать «самовольно». Правительство, в 1905 году приняло закон о консульской службе в одностороннем порядке, не дожидаясь согласия на то Швеции. Конечно же, норвежское правительство ожидало того, что король наложит вето на данное решение. Но это считалось плюсом, так как в таком случае Норвегия планировала просто расторгнуть унию со Швецией. В августе 1905 года в Норвегии был проведён референдум, на котором был одобрен разрыв унии со Швецией. А в сентябре этого же года в Швеции было достигнуто соглашение об условиях мирного расторжения унии. Норвежцы приняли все шведские требования, включая главное - «срыть вновь возведенные ими укрепления вдоль шведской границы». Кан, А.С. История скандинавских стран. - М., 1980. - С. 153. Данное соглашение было достигнуто не без постороннего вмешательства: Россия и Финляндия оказали большое влияние на благожелательный, мирный исход дела, в большей степени в пользу Норвегии. Это не могло не вызвать недовольства со стороны других стран, менее заинтересованных в этом расторжении ( в частности Швеции), и одобрение со стороны правительства Норвегии.

Итак, в конце XIX - начале XX вв. Норвегия не была самостоятельна в определении внешнеполитического курса и приоритетных направлений осуществления внешней политики, что было связано с существованием шведско-норвежской унии, которая сдерживала Норвегию от контактов с другими странами. Но так как Швеция придерживалась политики нейтралитета со всеми странами, то, следовательно, и Норвегия в составе объединенного Шведско-Норвежского государства придерживалась нейтралитета. Поэтому далее стоит рассмотреть вопроса о том, какой курс на взаимоотношения с другими государствами взяла Норвегия после разрыва со Швецией в 1905 году, который был обусловлен многими причинами, в их числе, хоть и малозначительная, но существовавшая, - рост национального самосознания и культурной самостоятельности Норвегии.

Итак, С 1905 года начинается сравнительно новый этап в развитии этой северной страны. Особенно ясно это видно во взаимоотношениях с другими странами, не только со Швецией, но и с ведущими мировыми государствами - Россией, Германией, Англией и другими.

В первую очередь стоит сказать, что после расторжения унии Норвегия решила сохранить нейтралитет как своего рода традицию для проведения внешней политики.

Во многом определяющим фактором для сотрудничества с той или иной страной был экономический фактор, торгово-промышленные связи, интересы судоходства. Характерной чертой независимой Норвегии была тесная связь между интересами судоходства и внешней политикой. Стоит сказать, что большее предпочтение отдавалось консульской службе перед дипломатической. Енс Столнберг. Норвегия и Россия на Крайнем Севере // Международная жизнь. - №7. - 2001. - С. 36.

Можно выделить несколько направлений дипломатических пристрастий Норвегии. В первую очередь скандинавская страна тяготела к Англии, на уровне торговли и промышленных связей. Норвежская крупная буржуазия - судовладельцы и промышленники, импортеры и экспортеры - больше всего зависела от этой морской державы. Морская торговля с этой страной, достаточно богатой и развитой, была наиболее выгодна для Норвегии. История Норвегии. - М., 1980. - С. 329. Такие доброкачественные отношения с Англией были в начале XX века, сохранились перед началом Первой мировой войны и во время неё, так как Англия на протяжении длительного времени оставалась главнейшим торговым партнёром Норвегии. Северная Европа. Проблемы новейшей истории. - М., 1988. - С. 12.

Накануне Первой мировой войны Норвегия оказалась на грани внутреннего кризиса, так как экономически была не подготовлена к войне. Отсутствовали дефицитные товары, особенно продовольственные товары, от подвоза которых Норвегия сильно зависела. Никто в стране не ожидал долгосрочного хода войны. В связи с этим сложилось своеобразное «отраслевое» соглашение с Англией. История дипломатии/ под ред. А.А. Громыко и др. В 2т. - М.:, 1963. - т. 2.-С. 697 На основании этого соглашения англичане покупали ряд норвежских товаров, которые ранее шли в Германию, либо они запрещали продажу этих товаров немцам. Взамен англичане обязывались стабильно поставлять сырье, прежде всего горючее.

Таким образом, Норвегия оказалась втянута в британскую блокадную систему, которая по своей сути была направлена против Германии. Последняя же в ответ на развивающиеся связи между Норвегией и Англией начала свои репрессии в отношении северной страны - норвежский флот, преимущественно торговый и обслуживающий интересы союзников, подвергся усиленному потоплению германскими подводными лодками. В ответ на это Норвегия издала постановление, которое запрещало как английским подводным лодкам, так и немецким находиться в территориальных водах страны. Несмотря на разногласия о поставках товаров в Англии и Германию, Норвегия, все-таки, продолжала осуществлять их в обе враждующие страны, поддерживая мирные отношения и с той, и с другой страной в целях экономической выгоды и обеспечения безопасности страны.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать