Военные гении государства Российского
p align="left">Однажды к Суворовым приехал старый друг Василия Ивановича, тоже генерал, прадед Пушкина, «арап Петра Великого», Ганнибал. Друзья долго говорили о разных делах, и Василий Иванович не упустил случая рассказать о сыне. Ганнибал взялся поговорить с мальчиком.

«Сидя в своей комнате, - пишет К. Осипов, - Александр предавался любимому занятию - разыгрывал при помощи игрушечных солдатиков одно из знаменитых сражений. Ганнибал стал с интересом наблюдать. Вскоре он заметил, что это не просто игра: мальчик довольно свободно ориентировался в тактических сложностях маневра. Ганнибал стал подавать свои советы. Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил. Завязалась оживленная беседа о военных правилах, о великих полководцах, и старый генерал поразился меткости суждений мальчика. Он вернулся к Василию Ивановичу и категорически заявил, что вопрос о призвании Александра решен им самим, и притом вполне правильно.

- Если бы жив был батюшка Петр Алексеевич (Петр I), - добавил он, - поцеловал бы его в лоб и определил бы обучаться военному делу.

Василий Иванович хотел, было позвать мальчика, но Ганнибал остановил его:

- Нет, брат, не зови его сюда: его беседа лучше нашей. С такими гостями, как у него, уйдет он далеко».

Так было решено будущее Александра Суворова. Одиннадцати лет он был записан в знаменитый лейб-гвардии Семеновский полк солдатом-мушкетером.

Шесть лет будущий генералиссимус учился военному делу дома, постигая арифметику, геометрию, тригонометрию, фортификацию, инженерное дело, артиллерию. В 17 лет он получил чин капрала, а через год после этого начал служить в полку, в третьей роте. В знак доброго начинания службы Ибрагим Петрович Ганнибал подарил Александру Суворову старый палаш с надписью на лезвии: «Петр I».

Вступив в полк, он сразу сделался заправским солдатом. Он с радостью, с увлечением занялся изучением всего того, что кажется другим в солдатской службе тяжелым, грубым, скучным и мелочным. Он с любовью исполнял все обязанности солдата, тяжелые и легкие, изыскивая способы и средства, чтобы как можно больше знакомиться даже и с такими сторонами солдатского житья-бытья, знание которых необязательно. Ему же нужно было все это во имя той великой цели, которая беспрерывно светилась перед ним где-то в бесконечной дали и неудержимо влекла его к себе. В его программу входило и самое тщательное изучение солдатской среды со всеми ее привычками, обычаями, понятиями, верованиями - до самых сокровенных тайн солдатского быта. Вместе с тем он очень вдумчиво изучал воинские уставы и постановления. Живя на вольной квартире, а не в казарме, он, однако, с педантичною точностью и усердием без малейших упущений нес всю строевую службу, аккуратно бывал на строевых учениях и в караулах, вместе с нижними чинами исполнял все их служебные труды и черные работы.

Он явно отличался от других солдат молодцеватым, изящным видом и обращал на себя внимание. Так, например, императрица Елизавета Петровна заметила его, когда он стоял на часах у Монплезира, в Петергофе. Проходя мимо, императрица спросила, как его зовут. Услыхав, что он - сын Василия Ивановича, которого она знала, вынула рубль с намерением отдать его Суворову. Но тот отказался, сказав, что по уставу караульный не имеет права брать денег. Императрица похвалила его за «знание службы», потрепала по щеке, дала ему поцеловать свою руку и положила рубль на землю, сказав: «как сменишься, так возьми». Суворов всю жизнь хранил эту монету.

Разносторонне изучая военное дело, он вместе с тем усиленно работал для пополнения и расширения общего образования. Насколько известно, он посещал лекции кадетского корпуса. Но главным образовательным средством его были самостоятельные, домашние научные занятия, частью при помощи покупаемых книг, в большинстве же случаев - посредством книг, добываемых на стороне: в полку, в кадетском корпусе - словом, где только была хоть какая-нибудь к этому возможность.

Эта работа была так упорна, что во все время пребывания в полку Суворов решительно нигде не бывал кроме корпуса и службы, посвящая весь отдых самообразованию у себя на дому. В результате такой самодеятельности оказалось, что ко времени наступления 20-летнего возраста он обладал уже таким прочным, обширным, разносторонним образованием, какого не могло дать ему ни одно из существовавших тогда учебных заведений,- никто, и ничто, кроме личной его доброй воли. Помимо общеобразовательных предметов основательно была изучена также и Библия, весь цикл церковных служб, весь церковный обиход.

Солдатскую лямку Суворов тянул чуть не десять лет (с 1745 года по 15 апреля 1754 года), когда он, наконец, был произведен в офицеры. Ему было тогда уже около 25 лет. Дворянские же дети в то время легко достигали к такому возрасту генеральских чинов. Несомненно, что и Суворов несравненно раньше мог бы быть произведен в офицеры, если бы желал этого, тем более, что с первых же дней своей солдатской службы он был на самом лучшем счет и ему давались обыкновенно весьма серьезные и важные поручения. По личному его удостоверению он, «состоя в унтер-офицерских чинах, исправлял разные должности и трудные посылки». Произведенный в 1751 году в сержанты, он был послан в 1752 году в Дрезден и Вену с депешами, где и пробыл более полугода (с марта по октябрь).

Суворов всегда, при всех обстоятельствах, относился к солдатам не как к бессловесному стаду, а как к разумным существам,- и вдохновлял их, руководил ими, так что каждый из них действовал сознательно, понимая, что, почему и для чего он делает. Суворов был великим педагогом-психологом. Являясь в этом отношении первым в ряду величайших полководцев, Суворов и до настоящего времени остается единственным.

После производства в офицеры Суворов был переведен поручиком из Семеновского полка в Ингерманландкий пехотный. Но вскоре же (в январе 1756 года) его повысили в обер-провиантмейстеры и послали в Новгород;

Прибыв в полк, Суворов прекратил телесные наказания за дисциплинарные нарушения, сократил хождение строем, а освободившееся время посвятил обучению навыкам штыкового и рукопашного боя, взятию крепостных сооружений и стрельбе.

Одним из первых Александр Васильевич научил солдат читать, писать и считать. Он написал для них специальное пособие «Полковое учреждение», легшее в основу знаменитой «Науки побеждать».

Еще деятельнее, чем прежде продолжал Суворов свое самообразование и развитие после производства в офицеры. Вообще истории и литературе он всегда отводил самое почетное место и прекрасно знал произведения всех выдающихся писателей, как русских, так и иностранных, насколько этого можно было достигнуть по обстоятельствам того времени.

В 1769 году Суздальский полк был переброшен на границу Речи Посполитой, где ему пришлось сразиться с польскими конфедератами, боровшимися против раздела страны. Суворову удалось нанести полякам несколько поражений, а после победы под Ланцкроной в 1773 году его перевели на Дунай для участия в войне против турок к известному полководцу П.А. Румянцеву.

Именно в период турецких войн полностью раскрылся военный талант Суворова. Именно тогда одержал он ряд побед, замечательных не только воинским искусством, но и высочайшим духом русских солдат, позволившим ему разбить численно превосходящего противника под Туртукаем, Рымником и, наконец, под Измаилом.

Жестоко поплатилась Турция, так безрассудно вовлеченная Францией в войну с Россией. Война вскоре приняла крайне неблагоприятный для Турции оборот. Тем не менее Россия крайне тяготилась искусственно вызванной по проискам Франции войной с Турцией. Но так как последняя упорно не соглашалась признать требуемой Россией независимости крымских татар, то, потратив весь 1772 год и часть 1773 года на переговоры, вновь пришлось взяться за оружие.

В это именно время и появился на театре турецкой войны Суворов. Предполагавшаяся война со Швецией оказалась вздором. А потому Суворов энергически принялся за осуществление давнего своего желания - попасть на турецкий театр войны, что без труда удалось ему ввиду боевой его славы.

Представившись в Яссах главнокомандующему дунайской армией графу Румянцеву, Суворов получил назначение в дивизию генерал-поручика графа Салтыкова, который дал ему в командование отряд, находящийся под Негоештским монастырем, куда и прибыл 5 мая

Первыми успехами Суворова стали взятие крепости Туртукай в 1773 году и разгром 40-тысячного корпуса у крепости Козлуджи в 1774 году.

Вскоре после окончания войны Суворов был направлен для окончательного подавления восстания Пугачева, войска которого уже были рассеяны военачальником Михельсоном. Пугачев был выдан Суворову казачьей старшиной. Суворов относился к Пугачеву сурово и подчас жестоко.

Вместе с Потемкиным, Румянцевым и Каменским Суворов был привлечен к реформированию армии (после турецкой войны) и начал писать «Науку побеждать», которую окончил через 10 лет. Только в 1790 году книга была допущена к печати(!).

В 1787 году началась война между Турцией и Россией из-за Крымского ханства. Союзником России выступила Австрия, направившая на помощь Русским 18-тысячный корпус принца Кобурга. России было не до войны. Она находилась накануне войны со Швецией. С Польшей дела все более осложнялись. С Пруссией были до крайности натянутые отношения. Это именно и имела в виду Турция, деятельно готовившаяся к войне во все время после кайнарджиского мира.

Командовать действующей армией, называвшейся екатеринославской, назначен был Потемкин, бывший теперь уже фельдмаршалом. Другая же армия, так называемая украинская, под начальством фельдмаршала Румянцева, имела своим назначением охрану наших границ и спокойствия в Польше, а также поддержание связи между действующими армиями, нашею и австрийской, двинувшейся в 1787 году к турецким границам. Самый же главный военный район, так называемый херсонес-кинбурнский, был поручен Суворову

Чтобы обеспечить снабжение крепости Очаков с моря, турки высадились на Кинбургской косе. Здесь находился корпус А.В. Суворова. Он дал бой, и турецкий десант был уничтожен.

Следующим успехом русских было взятие в 1788 году крепости Очаков.

Тогда визирь Юсуф-Паша решил разбить противников поодиночке. Принц Кобург пошел на соединение с Суворовым. В сентябре 1789 года русские войска совершили немыслимый по тем временам бросок, преодолев 60 км за 28 часов, и, атаковав Осман-бея под молдавской деревенькой Фокшаны. Потеряв 400 человек Суворов оттеснил турецкую армию.

Потемкин прямо сказал Суворову, что дело в обычном везении, на что тот ответил: «За везением следует иногда и талант».

Юсуф-паша, прозванный «Дженерадзе», что означает «смерть», сосредоточил на р. Рымник 100-тысячную армию. Атакованный им Кобург запросил помощи. Ночью русские войска были подняты по тревоге. Суворов зачитал им приказ: «Поспешность, терпение, строй, храбрость, сильная дальняя погоня».

Утром 11 сентября с марша 7-тысячный русский отряд вступил в сражение с противником. Юсуф-паша был принужден к отступлению. Русские и австрийцы потеряли около 500 воинов. Турки - 15 000 человек.

За это сражение Суворов был представлен к званию фельдмаршала Австрийской империи, а Екатерина II присвоила ему почетный титул графа Рымникского.

Крупнейшим успехом Суворова было взятие неприступной крепости Измаил. Здесь не просто крепость взята, а истреблена сильная, отборная неприятельская армия прекрасно вооруженная и сидевшая в крепчайших каменных стенах,- истреблена меньшинством, хуже ее вооруженным, которому можно было добраться до армии только через отвесные каменные стены. Как же могло так случиться? Почему?! Вообще измаильский штурм представляет совершенно исключительное явление по необычайному просто нечеловеческому упорству и ярости турок. И они были сломлены и пали только потому, что встретили в русских войсках самую высокую степень духовного возбуждения поддерживавшего все время в них величайшее напряжение энергии и такую степень храбрости, которая доходила даже до полного заглушения чувства самосохранения.

Убитыми у турок оказалось 26 тысяч человек; в плен взято 9 тысяч человек, из которых на другой же день умерло 2 тысячи. Пушек досталось 265, знамен 364; пороху 3 тысячи бочек; боевых запасов, продовольствия и фуража - огромное количество; лошадей 10 тысяч голов. Со стороны русских убито 4 тысячи и ранено 6 тысяч. Войска получили громадную добычу, названную в донесении Потемкина Екатерине «чрезвычайною» и исчисленную более чем в миллион рублей. Суворов же, по обыкновению, ни до чего из добычи не коснулся, отказавшись от всего, что ему предлагали и приносили. Недаром солдаты с гордостью говаривали: «Наш Суворов в победах и во всем с нами в паю, только не в добыче».

Сокрушение Измаила имело громадное политическое значение. Путь русским на Балканы был открыт. На турок напала невыразимая паника. Императрица смотрела на падение Измаила, как на «дело, едва где в истории находящееся». Изумлению и восторгам русского общества не было границ, что выразилось в длинном ряде произведений русских поэтов, начиная с Державина, в честь Суворова. Суворов сделался предметом всеобщего внимания и уважения как человек, оказавший России величайшую услугу, как замечательный герой и русский богатырь.

Ушаков Федор Федорович (1745-1817)

Ушаков Федор Федорович - российский флотоводец. Родился 13 (24) февраля 1745 в селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии в семье небогатого помещика Ф.И. Ушакова. В шестнадцатилетнем возрасте Федор Ушаков был зачислен в Морской шляхетский кадетский корпус. По окончании его в 1766 получил чин мичмана и был направлен на Балтийский флот на корвет «Нарген»; на его борту совершил в 1766-1767 плавание из Кронштадта в Архангельск и обратно; в 1768 служил на линейном корабле «Три иерарха» под командованием одного из лучших капитанов флота С.К. Грейга. В январе 1769, после начала Русско-турецкой войны 1768-1774, Федор Ушаков направлен в Воронеж на старые Петровские верфи на Дону, где участвовал в воссоздании Донской (Азовской) флотилии; за свои усилия по ремонту и достройке прамов (плавучих батарей) в июле 1769 произведен в лейтенанты. В 1772 Федор Ушаков назначен капитаном небольшого палубного бота «Курьер»; вместе с другими кораблями Азовской флотилии прикрывал устье Дона от нападения турецкой эскадры, а затем защищал берега Крыма, занятого русскими войсками. Осенью 1773 получил под начало военный корабль «Модон»; участвовал в обороне Балаклавы. По окончании войны Федор Ушаков пожалован чином капитан-лейтенанта (август 1775). Отозван на Балтийский флот; служил на фрегате «Белый орел». В 1776-1779 в составе эскадры Т.Г. Козлянинова совершил плавание из Кронштадта в Средиземное море; по прибытии в Ливорно (Италия) в сентябре 1776 назначен командиром фрегата «Св. Павел». В 1780 некоторое время возглавлял придворную флотилию, а затем перешел в распоряжение Адмиралтейств-коллегии. В мае 1781 стал капитаном 66-пушечного линейного корабля «Виктор». В 1781-1782, после провозглашения Россией в феврале 1780 Декларации о вооруженном нейтралитете в войне Англии с Францией и Испанией, охранял в составе эскадры адмирала Я.Ф.Сухотина на Средиземном море торговые суда нейтральных стран от нападений английского флота; произведен в капитаны 2-го ранга.В 1783 Федор Ушаков послан в Херсон, где создавался Черноморский флот, в качестве командира заложенного 66-пушечного корабля «Св. Павел»; умело организовал его строительством; в январе 1784 получил чин капитана 1-го ранга. Федор Ушаков принял активные меры для борьбы с эпидемией чумы в Херсоне, создав изолированный лагерь для здоровых матросов и приостановив на несколько месяцев строительные работы; награжден орденом Св. Владимира 4-й степени. В 1785 Федор Ушаков руководил возведением портовых сооружений в Севастополе. В мае 1787 произведен в капитаны бригадирского ранга.

В начале Русско-турецкой войны 1787-1791 Федор Ушаков участвовал в неудачном походе Черноморского флота против Варны (осень 1787). В октябре 1787 - январе 1788 командовал лиманской парусно-гребной флотилией. Возглавив авангард Черноморского флота, сыграл решающую роль в сражении у о. Фидониси 3 (14) июля 1788, где применил необычные тактические приемы и проявил большое личное мужество; награжден орденами Св. Владимира 3-й степени и Св. Георгия 4-й степени. Резко осуждал командующего флотом М.И.Войновича за пассивность. В апреле 1789 произведен в контр-адмиралы. В марте 1790 после отстранения М.И. Войновича Федор Ушаков взял на себя по распоряжению главнокомандующего Г.А. Потемкина фактическое руководство Черноморским флотом. В мае-июне 1790 Федор Ушаков совершил рейд вдоль восточного берега Черного моря от Синопа до Анапы; уничтожил около двадцати турецких транспортных кораблей. 8 (19) июля нанес поражение турецкой эскадре в Керченском проливе, помешав ей высадить десант на побережье Крыма; награжден орденом Св. Владимира 2-й степени. 28-29 августа (8-9 сентября) разгромил турецкий флот между Хаджи-Беем (совр. Одесса) и о. Тендра; удостоин орденов Св. Владимира 1-й степени и Св. Георгия 2-й степени. 31 июля (11 августа) 1791 у м. Калиакрия (Северная Болгария) Федор Ушаков одержал победу над имевшим двойное превосходство турецким флотом, смелым маневром отрезав его от берега и лишив поддержки береговых батарей. Эта победа, создавшая непосредственную угрозу Стамбулу с моря, заставила султана пойти на заключение 29 декабря 1791 (9 января 1792) выгодного для России Ясского мира, закрепившего за ней все северное побережье Черного моря от Днестра до Кубани. Награжден орденом Св. Александра Невского. По окончании войны Федор Ушаков активно занимался обустройством Севастополя как главной базы Черноморского флота, подготовкой флотского командного состава и укреплением дисциплины; Федор Ушаков проводил эскадренные и одиночные учения кораблей. В сентябре 1793 возведен в вице-адмиралы. Проявил консерватизм, выступив в 1796 против прогрессивного новшества - использования в российском флоте 74-пушечных военных кораблей со сплошной верхней палубой.

После образования Второй антифранцузской коалиции (Россия, Турция, Англия, Австрия) по приказу Павла I Федор Ушаков привел в августе 1798 Черноморский флот в Стамбул, где к нему присоединилась турецкая эскадра. Под его руководством союзный русско-турецкий флот освободил от французов Ионические острова (Цериго, Занте, Кафеллония, Св. Мавра); за занятие о. Занте получил командорский крест Св. Иоанна Иерусалимского. 20 февраля (3 марта) 1799 захватил крепость Корфу, главный опорный пункт Франции на Адриатике; произведен в полные адмиралы. По его инициативе на Ионических островах было создано Свободное государство семи островов под временным протекторатом России и Турции. Летом 1799 Федор Ушаков привел русско-турецкий флот к берегам Южной Италии, где соединился с Балтийской эскадрой контр-адмирала П.К. Карцова. Федор Ушаков cпособствовал изгнанию французов из Неаполитанского королевства и Папской области. В связи с выходом России из Второй коалиции отвел корабли в Севастополь (июль - октябрь 1800).Вступивший в 1801 на российский престол Александр I не жаловал Ф.Ф. Ушакова; в мае 1802 он назначил его на второстепенную должность главнокомандующего Балтийского гребного флота и начальником флотских экипажей в Петербурге. В январе 1807 Ф.Ф. Ушаков подал в отставку по причине болезни. Поселился в своей усадьбе в с. Алексеевка Темниковского уезда Тамбовской губернии. Во время Отечественной войны 1812 по состоянию здоровья Федор Ушаков отказался от предложения возглавить губернское ополчение. Жил замкнуто; жертвовал значительные средства на благотворительные цели. Скончался 2 (14) октября 1817 в своем имении. Похоронен в основанном его дедом Синаксарском монастыре близ г. Темников.

Имя Ф.Ф. Ушакова носят остров на севере Карского моря, бухта в Анадырском заливе Берингова моря и мыс на северном побережье Охотского моря. В честь его был назван броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков», спущенный на воду в 1893 и погибший 15 (28) мая 1905 в Цусимском сражении. Во время Великой Отечественной войны советское правительство учредило 3 марта 1944 медаль Ушакова и орден Ушакова 1-й и 2-й степени.

Федор Ушаков внес большой вклад в развитие военного искусства. Он разработал новую тактику морских сражений - применение единых походно-боевых порядков, сближение с противником на короткую дистанцию без перестройки походного строя в боевой, нанесение сосредоточенного огневого удара по флагманскому кораблю, сочетание прицельного огня и маневра, создание резерва (эскадра кайзер-флага), преследование противника до полного его разгрома. Придавал огромное значение формированию у матросов и офицеров боевых навыков; решительно выступал против муштры, стремился внедрить на флоте суворовские методы обучения личного состава.

Заключение

Важнейший урок истории нашего Отечества, убедительно подтверждённый событиями на рубеже веков, состоит в том, что в периоды кризисов социально-политического, общественного развития, в переломные моменты истории, будь то вторая мировая война или сегодняшний период, значительно возрастает функциональня роль исторической науки, в особенности такой её части, как военная история. В немалой степени потому, что в обстановке коренных изменений в условиях жизни людей резко обостряется их историческая память, возрастает интерес к минувшему - далёкому и близкому. Это происходит потому, что в переломные моменты жизни общества, когда утрачиваются или резко меняются привычные жизненные ориентиры, народы ищут ответы на вопросы современности в своём историческом прошлом. Поэтому богатейший опыт, накопленный поколениями, служит обществу на переломах эпох важнейшим практическим, нравственным и интеллектуальным арсеналом. Необычайно возросшая роль истории для сегодняшней России во многом объясняется тем, что привычные социально-политические, культурные, духовные ценности советского общества подверглись переоценке и отвергнуты на официальном уровне. Образовавшийся вакуум заполняется теориями, концепциями, версиями, зачастую западного происхождения, как правило, чуждыми русскому духу и российскому историческому сознанию. Пересмотр основных национальных ценностей не обошёл стороной и историческую науку. Появились новые или модернизированные трактовки нашего исторического прошлого, часто почерпнутые из исторических концепций Запада. Дело в том, что новый анализ нашего прошлого часто выполняется не профессиональными историками, а людьми не полностью компетентными в данном вопросе, отягчёнными своими субъективными взглядами на ту или иную проблему. Прагматизм, выгоды, решение личных проблем за счёт других людей, причём нередко любой ценой, оттесняют извечные ценности народов России, идеалы добра, справедливости, коллективизма, издавна присущие нациям, составляющим население нашего Отечества. Вследствие этих и ряда других обстоятельств из исторического сознания постепенно вымываются подлинные национально-государственные ориентиры. Можно сказать, что в этих условиях практически формируется качественно новый гражданин, без той исторической духовности и того патриотического фундамента, на котором стояла и крепла Россия в прошлом. Значительная часть населения России сегодня не ведает, кто и где у неё враги и друзья, какие реально угрозы национальной и военной безопасности государства. Поэтому объективная, непредвзято трактуемая история России становится сегодня одним из главных краеугольных камней возрождения традиционного сознания и формирования национальной идеи, отвечающих требованиям российского общества на современном переходном этапе развития страны. Объективная, непредвзято трактуемая история России становится сегодня одним из главных краеугольных камней возрождения традиционного сознания и формирования национальной идеи, отвечающих требованиям российского общества на современном переходном этапе развития страны.

Список литературы

1. Елиссеева О. "Г.А. Потемкин" Наука и жизнь 1996 г. №7.

2. Какунин А.С. "Во главе император гвардии" Военно-исторический ж-л. 1997 г. №1.

3. Шляпников Е.А. "Г.А.Потемкин" Вопросы истории 1998 г. №7.

4. Большая Советская энциклопедия. Издательство "Просвещение", М., 1969 г.

5. Детская энциклопедия т. I Издательство "Просвещения", М., 1969 г.

6. Митяев А.В. Героические страницы истории Родины IX-XVIII вв. М.: Просвещение. 1991. Сост. Е.И. Киселёв

7. Полководцы России. Н.Н.: Издательство «Нижний Новгород» 1995 г.

8. И. Глебов "Павел I и Чичагов" ("Исторический Вестник", 1883, № 1).

9. А. Попов "Отечественная война" ("Русская Старина", 1877, том XX).

10. Л.М. Чичагов "Павел Васильевич Чичагов" ("Русская Старина", 1886, №5).

11. Шишов А., Сацута А. Великие российские полководцы, флотоводцы и военачальники (Ориентир. - 2006).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать