Этапы становления Киевской Руси
p align="left">I. В преддверии реформ. Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления Русского государства и самодержавной власти. Политика Ивана IV прошла как бы два этапа: реформы 50-х гг. усилили самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах; затем опричнина стала попыткой установить абсолютную монархию.

Детство Ивана IV прошло в период «боярского правления» - заговоров в верхах, городских восстаний, что расшатывало государственную власть. К середине 40-х гг. среди окружения великого князя созревает план крупных реформ для укрепления централизованного государства. Начало положено венчанием на царство Ивана IV (16 января 1547 г.). Принятие им царского титула подчеркивало самодержавный характер власти. Однако именно летом 1547 г. обострилась социальная борьба. «Великая засуха» и связанный с ней «великий пожар» Москвы стали толчком к московскому восстанию 1547 г. С трудом подавленное, оно привело к изменениям в правительстве. При молодом царе создан совет - «Избранная рада» из представителей знати и дворянства. Особое влияние на царя имели Алексей Адашев и протопоп Сильвестр. Совет состоял из сторонников решительных преобразований. В феврале 1549 г. на первом Земском соборе, собравшем представителей бояр и дворян, Иван IV выступил с программой реформ. Правительство начинает разработку нового судебника, который в следующем, 1550 году был принят Боярской думой.

II. Судебник 1550 г. усиливал централизацию управления государства за счет повышения роли центральных органов - приказов - и резкого ограничения власти наместников. Ограничивались и податные привилегии крупных светских и духовных феодалов. Судебник регламентировал положение крестьян. Увеличивая плату за уход от господина в Юрьев день («пожилое»), Судебник значительно усиливал крепостничество.

III. Реформы 50 г. Принятие Судебника положило начало ряду реформ. «Уложение о службе», принятое в 1556 г., по которому вотчины в военном отношении приравнивались к поместьям, завершает формирование русской армии. В середине XVI в. возникает высший государственный орган - земские соборы, созываемые для решения самых важных вопросов. Участие в них бояр, дворян, духовенства и купечества свидетельствовало о превращении государства в сословно-представительную монархию. Это отразилось и в развитии на местах земского самоуправления. В 1555-1556 гг. ликвидируется система кормлений. Вместо наместников появляются земские старосты, выбираемые из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением осуществляют губные старосты. В те же годы проведена церковная реформа. На церковных соборах проведена общерусская канонизация святых, которая должна символизировать объединение русского народа в единое государство. В 1551 г. на Стоглавом соборе унифицированы служба, церковные обряды, приняты меры для усиления авторитета церкви.

IV. Причины введения опричнины. Решая важнейшую задачу - борьбу за выход России к Балтийскому морю, Иван IV в 1558 г. объявляет войну Ливонскому ордену. Первоначально Ливонская война складывалась удачно, но в 1564 г. русские войска потерпели крупные поражения. Грозный усматривал причину военных неудач в боярской измене: на сторону врага перешел командующий русской армией Андрей Курбский. Создалась оппозиция бояр даже в правительстве. Бояре выступают против «большой войны» за Ливонию. Правительство и «Избранная рада» распадаются. Раскрыты заговоры, следуют расправы, казни. Все это и необходимость мобилизовать силы для войны побуждают Грозного ввести в стране новый порядок управления государством. Он направлен на полное уничтожение любой оппозиции самодержавию.

V. Опричнина. Грозный ввел опричнину, совершив 3 декабря 1564 г. своего рода государственный переворот. По новому порядку центральное управление разделено на опричный и земский дворы. Земли страны также делились на опричнину и земщину. В состав опричнины вошли преимущественно центральные, отчасти южные уезды, где преобладало княжеско-боярское землевладение. Бояре и дворяне, не записанные в опричнину, переселялись в земщину, получая там новые поместья. На отобранных у них землях помещались «опричные служилые люди». Опальные бояре лишались родовых вотчин. Подобные меры нанесли сильный удар по экономической и политической мощи «великих» боярских родов. Главной мерой стало создание опричного войска (1 тыс. человек) - личной охраны царя. Опричникам, которыми становились среднепоместные дворяне, приданы чрезвычайные карательные функции: «грызть» изменников и «выметать» из государства измену (знак опричника - голова собаки и метла у седла лошади) - то есть проводить слежку и расправы по всей стране. Тайный сыск, пытки, массовые казни, уничтожение усадеб, разграбление имущества опальных бояр, карательные экспедиции против городов и уездов стали обычным делом. Новгородская расправа - одно из самых кровавых дел опричнины. В 1570 г. Грозный выступил на Новгород. По пути разграблены Тверь, Торжок, разорены деревни. В Новгороде подвергнуты пыткам и казнены многие тысячи людей. На обратном пути царь заглянул в Псков, но ограничился конфискациями и единичными казнями. В 1572 г. опричнина отменена. Боярская оппозиция была уже сломлена и большей частью физически истреблена. В обществе же назрело всеобщее недовольство. Опричнина истощила экономику и вызвала хозяйственный кризис 70-80 гг., нарушение экономических связей, запустение деревень и городов, голод и нищету. Введение опричнины не содействовало военным успехам. Все это вынудило царя официально отменить свои решения. Однако некоторые элементы опричнины продолжали существовать вплоть до смерти Ивана Грозного в 1584 г. За период его правления, сопровождавшегося обострением борьбы в обществе, предприняты серьезные шаги к укреплению русского государства и самодержавия.

Внешняя политика Русского государства при Иване IV

I. Внешняя политика России на востоке. Укрепляя государственную власть, Иван IV одновременно решал крупные внешнеполитические задачи, стоящие перед Русским государством. Упрочение государства в результате реформ середины 50-х гг. позволило правительству Ивана IV решить так называемый «казанский» вопрос. Казанские ханы - ставленники крымского хана - совершали набеги на Россию, вредили восточной торговле русских купцов. Два похода русских войск на Казань оказались безуспешными. В 1551 г. на подступах к Казани была построена мощная крепость Свияжск, куда стали стягиваться основные силы русских войск. Летом 1552 г. огромное войско (около 150 тыс.) во главе с Иваном IV осадило Казань. Нападение крымского хана - союзника Казани - на юг страны было отбито, русские войска после месячной осады взяли штурмом город. Исход «Казанской войны» определил судьбу Астраханского ханства. В 1556 г. Астрахань взята русскими войсками. В результате Среднее и Нижнее Поволжье присоединены к России. Признали себя вассалами Ногайская орда и соседняя с ней Башкирия. Волжский торговый путь, связывавший Русское государство с Востоком, оказался свободен.

II. Присоединение Западной Сибири. Соседом России на востоке стало Сибирское ханство. Началось проникновение русских купцов-предпринимателей в Сибирь. В 1581 г. на средства богатых купцов Строгановых снаряжена военная экспедиция казаков под руководством Ермака. В 1582 г. после упорного штурма казаки взяли главное укрепление сибирского хана Кучума - Кашлык (на р. Тобол). Позже Кучум ночью напал на казаков. Ермак погиб. Но участь ханства уже была предрешена: через несколько лет Кучум потерпел окончательное поражение. Народы Западной Сибири были присоединены к России. Началось освоение огромной территории.

III. Ливонская война (1558-1583). Успех в «восточном вопросе» позволил Ивану IV приступить к решению другого: Россия нуждалась в выходе к Балтийскому морю. Видя слабость Ливонского ордена, занимавшего балтийское побережье, Иван IV счел ситуацию благоприятной. Поводом к началу Ливонской войны стало то, что Ливонский орден не уплатил России дань за Юрьевскую область, как предусматривалось перемирием, заключенным с орденом Иваном III. Ливонская война, длившаяся 25 лет, оказалась крайне изнурительной для России. В ее истории выделяют 4 этапа. 1 этап - 1558-1561 гг. Начало ознаменовалось блестящими победами русского оружия. Взяты Нарва, Юрьев, другие города. Немецкие феодалы торопятся перейти под покровительство западных соседей. В 1561 г. Ливония как государство немецких рыцарей перестает существовать. Однако Литва, Польша, Германия, Швеция, Дания не хотели мириться с выходом России к Балтийскому морю. Начинается 2 этап войны (1561-1570). Польско-Литовское государство, затем Швеция и Дания вступают в борьбу за «ливонское наследство». Но и в новых условиях успех поначалу сопутствовал России. В 1563 г. русские войска вступают в Литву и штурмом берут Полоцк. После неудачной попытки заключить перемирие в 1564 г. военные действия возобновляются. Русские войска терпят крупные поражения на р. Уле и под Оршей. В это время на сторону врага перешел Андрей Курбский. Растет внутренняя оппозиция в стране и в правительстве. Стремясь укрепить государство и мобилизовать силы для ведения войны, царь в к. 1564 г. вводит опричнину. Однако военного успеха это не принесло. Военные действия развиваются с переменным успехом, а международная обстановка становится для России все более неблагоприятной. В 1569 г. по Люблинской унии становятся единым государством Польша и Литва. С 1569 г. крымские татары, подстрекаемые Турцией, начинают грабительские набеги на русские земли. Крупнейшим из них было нападение в 1571 г. на Москву, когда столица была сожжена. Открыто выступает против России и Швеция. В этих условиях Иван IV решает отказаться от прямого присоединения ливонских земель. Война вступает в 3 этап (1570-1577). На этот раз главный противник - Швеция, так как Польше занята внутренними распрями. Русские войска одержали ряд побед над шведами, но не сумели взять Ригу и Ревель. В 1577 г. вновь вступает в войну Польша. Начинается 4 этап (1577-1583). Польский король Стефан Баторий в 1579-1581 гг. совершает серию крупных походов на русские земли, осаждает Псков. Швеция в это время захватывает Нарву и все русское побережье Финского залива. Сил для продолжения войны у России не было. В 1582 г. заключен мир между Россией и Речью Посполитой с отказом обеих сторон от завоеванных территорий. В 1583 г. заключено перемирие со Швецией. Нарва и все побережье Финского залива, кроме устья р. Невы, перешло к Швеции. В результате Ливонской войны Россия не только не смогла выйти к морю, но и потеряла много исконных земель в Прибалтике. Причины поражения объяснялись неподготовленностью страны к длительной войне, слабой оснащенностью русской армии. Противниками русской армии одновременно выступили оснащенные по европейскому образцу армии западных государств. Россия оказалась в международной изоляции. Опричнина и внутренний кризис в стране еще больше ослабили ее силы. Значение этой войны для истории России заключалось в том, что перестал существовать Ливонский орден. Выход к Балтийскому морю стал главным вопросом внешней политики России в последующий период.

Русская культура XIV-XV вв.

I. Общее состояние. Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный удар развитию русской культуры. Установившееся на долгие годы иноземное иго все больше тормозило культурный прогресс страны и народа. Это сказалось в том, что на время прекратилось развитие каменного зодчества, исчезли некоторые ремесла. Только во второй пол. XIV в. начинается возрождение культуры. Ее подъем в XIV-XV вв. происходит при руководящей идее национального и государственного объединения. В поисках идеала для грядущего возрождения наиболее частым было обращение к эпохе независимости, к домонгольской Руси.

II. Эпос, литература, летописание. Это обращение было характерно и для былинного эпоса. В основе русских былин лежат главным образом два цикла - киевский и новгородский, оба отражают сюжеты, относящиеся к периоду независимости Руси. Сложение былин в основной цикл с его богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем и др., начинавшееся еще в XI в., наиболее активно велось в XIV-XV вв.

К концу XIV-началу XV вв. относится, и подъем русской литературы. Особое влияние на нее оказала Куликовская битва, вызвавшая появление различных произведений, посвященных ей. Наиболее совершенные из них - поэма «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» - были очень популярны на Руси.

С конца XIV в. широкое развитие получает московское летописание. В начале XV в. в Москве была создана Троицкая летопись. Стремясь к политическому объединению русских земель, московские князья придавали большое значение составлению летописей, чтобы идеологически обосновать значение Москвы как русского центра. Крупные летописные своды возникают и в других городах: Нижнем Новгороде, Твери, Смоленске, Ростове и др. В середине XV в. была составлена всемирная история с краткими сведениями по истории Руси - Русский Хронограф. Плодотворным было влияние на русскую культуру XIV-XV вв. культуры южнославянских стран и Византии. На Руси появляются многие произведения искусства, сюда переезжают жить и творить талантливые мастера. Благодаря контакту культур на Руси приживаются новые художественные идеи, новые формы творчества, что приводит к исключительно своеобразному синтезу, характерному только для Руси. Развитие русской культуры в XIV - первой пол. XV в. подготовило ее взлет во всех областях, характерный для к. XV-XVI вв.

III. Живопись. Особенно большое развитие получает в XIV-XV вв. живопись. В это время на Руси работает целая плеяда прекрасных мастеров. Одним из них был Феофан Грек, приехавший в Новгород из Византии. Манера его письма оказала сильное влияние на русских художников. Феофан Грек работал в Новгороде, Москве, Нижнем Новгороде. Всемирно известны его росписи церкви Спаса-на-Ильине в Новгороде, церкви Рождества Богородицы в Москве, Архангельского собора Московского Кремля. Вместе с Андреем Рублевым он расписывал Благовещенский собор в Кремле. Особое место в русской живописи этого периода занял знаменитый Андрей Рублев, живший в последнюю треть XIV - первую треть XV вв. Его творчество больше всего было связано с Москвой. Он участвовал в росписи Благовещенского собора, расписывал Успенский собор во Владимире, фрески и иконы Троицкого собора в Троице-Сергиевском монастыре (сейчас г. Загорск). Для Троицкого собора Рублевым написана знаменитая икона «Троица». Она произвела огромное влияние, как на современников Рублева, так и на все последующие поколения русских живописцев.

IV. Зодчество. После нашествия монголов каменное зодчество на Руси возрождалось очень медленно. Оно требовало больших затрат, непосильных для разоренной страны. Однако в сер. XIV в. начинается подъем и в этой области. В 1366 г. началось строительство каменного московского Кремля вместо укреплений, построенных при Иване Калите. В начале XV в. строятся Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, церковь Троице-Сергиева монастыря и собор Андроникова монастыря в Москве.

Русская культура в конце XV-XVI вв.

I. Общее состояние. В этот период русская культура развивается под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости. Все больше преодолеваются областные различия и выдвигаются на первый план общерусские тенденции. Общество молодого растущего государства проникнуто реформаторскими идеями. Наиболее ярко тяга к преобразованиям проступила в появлении политических концепций происхождения русской государственности и в публистическом характере литературы.

Политическая теория происхождения Русского государства нашла выражение в «Сказаниях о князьях владимирских». В соответствии с ней, московские государи были прямыми потомками римского императора Августа.

Псковский старец Филофей стал автором теории «Москва - третий Рим». Согласно этой теории, вечно существующее царство Рим переходит из одной страны в другую. Рим погиб. На смену ему явился второй Рим - Византия, которая тоже погибла. Но Византию сменила Москва - третий Рим, а четвертому Риму не бывать. Однако это учение не было официальной доктриной Московского государства XVI в. Церковь в XVI в. идеологически обосновывает необходимость укрепления централизованного государства. Происходит общерусская канонизация святых, унификация всех служб и обрядов. Церковь яростно преследует ереси, которые особенно распространяются в конце XV - начале XVI вв. в Новгороде и Москве. Ереси отличались радикальным характером, в них отчетливо проявлялись социальные идеи. Так, Феодосии Косой проповедовал равенство всех людей перед богом, требовал уничтожения церковной организации. Идеология простого народа находила выражение в устном народном творчестве. Популярны были исторические песни. В них одобрялась борьба Ивана Грозного с боярством. Воспевалось взятие Казани и поход Ермака в Сибирь.

II. Литература, книгопечатание. Как уже отмечалось, литература XVI в. отличалась публицистичностью. Это объяснялось борьбой в обществе между реакционным боярством и прогрессивным дворянством. Один из самых ярких публицистов XVI в. - Иван Пересветов. Он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти. Другой автор, Ермолай-Еразм, высказывался против чрезмерного усиления крепостничества. Ярким публицистом выступил и сам Иван Грозный. В письмах к Андрею Курбскому он отстаивает идею укрепления государственной власти против боярского и церковного произвола. С середины XVI в. начинает свою историю российское книгопечатание. Издание книг началось в Москве еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1654 г. в московской государственной типографии Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем выпущена печатным способом роскошно оформленная книга «Апостол». Иван Федоров и Петр Мстиславец впоследствии покинули Москву, но печатание книг в России продолжалось. Открывались типографии и в других городах. Всего во второй пол. XVI в. в России было издано около 20 больших печатных книг.

III. Зодчество, живопись. Высокого уровня достигает в этот период архитектура. Грандиозным стало строительство нового московского Кремля на месте старого. В перестройке, помимо русских мастеров, принимали участие выдающиеся итальянские зодчие Фиораванти, Руффо, Солари. Фиораванти построил новый Успенский собор московского Кремля. Предварительно он побывал во многих русских городах, чтобы воспроизвести исконно русский стиль. Руффо и Солари возвели в Кремле Грановитую палату. В конце XV в. мастера-псковичи построили в московском Кремле Благовещенский собор. В это же время начато строительство стен и башен московского Кремля на месте пришедших в негодность укреплений Дмитрия Донского. Работы выполняли итальянские и русские специалисты. В это время строятся кремли и в других городах - Нижнем Новгороде, Туле, Коломне. Характерным становится перенесение в каменное зодчество элементов и форм деревянного. В таком стиле построена церковь в селе Коломенском. В 1560 г. два русских мастера Посник и Барма закончили строительство храма Василия Блаженного, возведенного в память о взятии Казани.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать