Эволюция Российской монархии

Эволюция Российской монархии

43

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

1.1 Возникновение древнерусского государства

1.2 Киевская Русь. Начало политической раздробленности

1.3 Московское царство

ГЛАВА 2. ЦАРИ-САМОДЕРЖЦЫ И КОНЦЕПЦИЯ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

2.1 Иван Грозный

2.2 Первые Романовы

2.3 Петр Первый. Приемники Абсолютизма

2.4 Век XIX

2.5 Николай II

ГЛАВА 3. ДЕСПОТИЗМ РУССКОГО САМОДЕРЖАВИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Возникновение государственности у восточных славян относится к эпохе раннего средневековья. Государство, подобное западноевропейским, возникло как раннефеодальная монархия. В ходе эволюции российской государственности (Х-ХVII вв.) сформировалась политическая система, в которой власть сосредотачивается в одних руках.

Раннефеодальная монархия сложилась с появлением первой монархической династии Рюриковичей, но и тогда общественные организации обсуждения играли большую роль, это видно из договора с Византией, где со стороны Руси выступает не только князь, но и весь народ: “И великий князь нашь Игорь, и князи и боляре его, и людье вси рустии” (Договор Руси с Греками 945 года). Одна из причин принятия христианства на Руси (988 год) - это попытка мировоззренчески обосновать самодержавную власть князя как богоданную. Однако существовавшая в конце Х века социально-экономическая ситуация отнюдь не способствовала практической реализации новой мифологии власти. Но это давало возможность рассматривать государство как собственную вотчину. Эта идея пережила эпоху феодальной раздробленности и дожила до ХХ века - когда император Николай II при заполнении в 1897 году анкеты переписи населения написал, что он «хозяин земли русской». Христианская религия, перенятая от Византии, сказалась в полной силе уже в XVI веке, когда сформировалась такая модель власти, как цезаропапизм, где царь провозглашался наместником бога на земле”. Развитие России неотделимо связано с возрастающей властью князей, царей, императоров российских. В основном все реформы в России направлены были на поддержание и усиление вертикали центральной власти.

Интересный факт: иностранцы, посетившие Московское государство в XVI - XVII веках свидетельствовали, что московиты считают своего царя за высшее божество.

Может быть, это одна из причин, почему в России достаточно трудно воспринимается демократия, так как глубоко в нас сидят традиции воспринимать главу государства больше чем человека.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей развития российского самодержавия как государственно-правового феномена. Поставленная цель достигается в процессе решения следующих задач:

1. Показать особенности образования и государственного развития Киевской Руси, Московского царства и Российской империи;

2. Проанализировать систему властных отношений, свойственных для Российского государства, и показать их трансформацию;

3. Рассмотреть проблему правового произвола российского самодержавия;

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

1.1 Возникновение древнерусского государства

Длительное время главенствующей оставалась норманнская теория происхождения древнерусского государства, но сейчас можно утверждать, что до появления выходцев из Скандинавии на территории Украины, Белоруссии, России согласно “Повести временных лет” существовали если не государства, то достаточно большие восточнославянские объединения: поляне, северяне, древляне, радимичи, вятичи, кривичи. Советские историки причины возникновения древнерусского государства усматривали во внутреннем социально-экономическом развитии славянского общества, но варяги - скандинавы, по их мнению, ускорили процесс становления древнерусской государственности. Форму общественных отношений славян в VII - VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания, как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общин, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины (“верви”, “мира”) и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социального разделения.

Образование государственности у восточных славян совпало, и было обусловлено им, с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII веку на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социально группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Одним из таких первых политических лидеров становиться князь Рюрик (основатель монархической династии на Руси). Установление на Руси первой монархической династии благоприятно сказалось на объединении славянских союзов в IХ веке.

В 882 году, старший в роду Рюриковичей князь Олег (879-912), захватывает Киев и таким образом, объединяет два ведущих центра славянской государственности - Новгород и Киев. Возникшая

Киевская Русь постепенно включила в зону своего влияния окружающие славянские общности.

Так на Руси начала функционировать раннефеодальная монархия, отличавшаяся относительным единством и централизмом. Киевская Русь в Восточной Европе была аналогом империи Карла Великого (768 -814) в Западной Европе.

К середине ХII века все территории “полугосударств”, составлявших Киевское государство, сливаются воедино. Название “Русская земля”, прежде относящаяся только к южной Руси, распространяется на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен.

1.2 Киевская Русь. Начало политической раздробленности

Сосредоточение власти в руках великого князя, подчинение Киеву отдельных русских земель посредством направления туда великокняжеских сыновей-наместников, стало той политической основой, на которой развились новые хозяйственные процессы, расцвели города, усложнилась общественная жизнь, двинулась вперед культура страны. Этому способствовало и то, что с середины 30-х и до начало 60-х годов Русь не видела на своей территории вражеских нашествий, а если и вела войны, то вдали от родных очагов. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (сельской местности). Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI-ХII вв.) вызывает появление нового органа власти - "Свема", то есть феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета. Отношения сюзеренитета - вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служивых людей. В наибольшей зависимости от князя находилось принятие государственных, политических решений, а также наличие ополчения, основанного на принципе всеобщего вооружения населения. Эти черты сохранялись от древних родоплеменных и примитивно демократических традиций и обычаев. Княжеская власть еще не превратилась в личную власть, неограниченную и наследственную. Не сформировалась еще и та государственная бюрократическая машина, которая позже подчинила себе все население государства.

Киевский князь не мог единолично и по своей воле назначить наследника престола. Не существовало также и законного порядка наследования стола от отца к сыну. Поскольку верховная власть принадлежала не отдельному лицу и не семье, а княжескому роду в целом, признак физического старшинства в претензиях на престол играл главную роль. При освобождении Киевского престола, его занимал старший из князей. После этого происходило перемещение всех членов киевского рода.

Порядок этот имел как положительный, так и отрицательные последствия. К положительным можно отнести факт укрепления династии Рюриковичей и ее консолидацию в сложной обстановке племенных раздоров, завоевания и присоединения новых территорий, а его слабым местом было отсутствие или слабость личного характера верховной власти, отсутствие монархической идеи.

Объединение Руси Ярославом Мудрым стало поворотным пунктом во многих отношениях. Принятие первого на Руси свода законов, упорядочение церковной организации, начало составление нового летописного свода.

Начиная с 30-х годов XII века Русь необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период раннего средневековья. Если ее ранние проявления еще гасились силой инерции, волей таких выдающихся государственных деятелей, как Владимир Мономах и Мстислав, то после их ухода с исторической арены новые экономические, политические, социальные тенденции властно заявили о себе.

К середине ХII века Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. В начале ХIII века их стало уже около 50-ти. В течение ХII века Русь политически стала похожа на лоскутное одеяло. Конечно, одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные княжеские разделы земель между Рюриковичами, их бесконечные междоусобные войны и новые переделы земель. Однако не политические причины лежали в основе этого явления. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились и развились крупные вотчинные хозяйства, владения монастырей и церквей.

В каждом из этих центров за спиной местных князей встали выросшие и сплотившиеся феодальные кланы - боярства со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи. Зарождалось дворянство, в основу жизнедеятельности которого была положена служба сюзерену в обмен на земельное пожалование на время этой службы. Эта система еще более укрепляла позиции местных князей.

Потеря Киевом своей исторической роли была в известной мере связана и с перемещением основных торговых путей в Европе и Передней Азии в связи с бурным ростом итальянских городов и активизации итальянского купечества в Южной Европе и Средиземноморье.

Не могли для Киева и Русской земли пройти бесследно и столетия напряженной борьбы с кочевниками - печенегами, тюрками, половцами. Все это вместе взятое и определило ослабление Киева, власти великих князей и обусловило начало политического распада Руси.

Исторические процессы, не смотря на политическую раздробленность Руси в ХII - ХIII веках, шли практически параллельно с историческими процессами Западной Европы, но татаро-монгольское нашествие и последующая зависимость остановило политическое, экономическое, культурное развитие Руси и откинула ее на полтора два столетия назад.

1.3 Московское царство

Как уже было сказано выше, к середине XII века Русь раскололась на 15 княжеств, одним из них стало Ростово-Суздальское.

В середине ХII века, усилиями в основном Юрия Долгорукого, Ростово-Суздальское княжество из далекой окраины, которая прежде покорно посылала свои дружины на подмогу киевскому князю, превратилось в обширное независимое княжество, которое проводило активную политику внутри русских земель, расширяло свои внешние границы. Участвуя в междукняжеских усобицах, воюя с Новгородом, Юрий имел союзника в лице черниговского князя Святослава Ольговича, который был старше ростово-суздальского и ранее него предъявил свои права на киевский престол. Юрий помогал ему войском в походе на Киев, сам же предпринял успешный поход на новгородские земли. Святослав не завоевал себе киевский престол, но "повоевал" смоленские земли. А потом оба князя - союзника встретились для переговоров и дружеского пира в пограничном суздальском городке - Москве. Сюда, в 1147 году, Юрий Долгорукий пригласил на свидание своего союзника князя новгород-северского Святослава Ольговича, послав сказать ему: "Приди ко мне, брате, в Москов". Это первое известие о Москве, сохранившееся в летописях. По-видимому, поселок был тогда сельской княжеской усадьбой или, точнее, станционным двором, где суздальский князь останавливался при своих поездках на киевский юг и обратно. Двор должен был иметь значительное хозяйственное обзаведение.

В 1156 году, по летописи, князь Юрий Долгорукий "заложи град Москву" пониже устья Неглинной, то есть окружил свой москворецкий двор деревянными стенами и превратил его в город. Юрий Долгорукий в 1155 году силой овладел Киевом. Однако его правление не пользовалось популярностью на этой земле, и он не стал выразителем интересов киевлян, хотя проводил умелую внешнюю политику и сдерживал агрессию половецких ханов. Его смерть аннулировала его завоевания и политику.

В 1223 году на реке Калке произошла битва русского войска с передовыми ударными корпусами Чингисхана. В этом сражении еще раз проявился сепаратизм и политический эгоизм русских князей. Битва закончилась поражением русских ратей. Страшный урок Калки русские князья не поняли, не усвоили. И наказание еще более гибельное по последствиям, последовало менее полутора десятилетий спустя после их поражения в Приазовье. Зимой 1237 года началось Батыево нашествие, которое перешло в татаро-монгольское иго, длившееся несколько столетий.

Влияние татаро-монгольского ига на формирование политических режимов в Северо-Восточной Руси нельзя недооценивать, хотя нельзя и считать этот фактор абсолютным началом в государственной жизни. Политический режим Золотой Орды принято характеризовать как военно-феодальный. Потомки Чингисхана - Джучи, Бату и особенно Узбек и Джанибек - сформировали на территории Заволжья, Приитрышье и Средней Азии могучее, но не прочное государственное образование. Сохранение родовой спайки и железной дисциплины в сочетании с большой подвижностью конных масс и гибкой тактикой, обеспечили татаро-монголам преимущество над оседлыми народами, в том числе русским. Раннефеодальное единство, которое для Европы и Руси было пройденным этапом, обеспечило степнякам победу над переживавшим этап феодальной раздробленности Владимиро-Суздальским княжеством и в целом всей Русью.

Нашествие татаро-монголов прервало развитие древнерусской единой государственности. Территории будущей Белоруссии и Украины оказались под Литвой. Польшей, Молдавским княжеством и Ливонским орденом, что сказалось на развитии населения, его известном национальном обособлении, суверенитет местных Рюриковичей здесь был ликвидирован. Однако в подвластных ордынцам территориях русские княжества получили статус автономных образований - русских улусов, которые не входили непосредственно в Золотую Орду. Местные династии Рюриковичей были в основном сохранены. Их представители осуществляли властные полномочия в духе авторитарно-централизаторских традиций. В отличие от Новгорода и Пскова в Северо-Восточных княжествах представительство сословных групп не получило развитие.

В Новгороде правил Александр Ярославич. Продолжая политику своего отца, Ярослава Всеволодовича (брата Юрия Всеволодовича, убитого на реке Сити), он вступил в союз с Золотой Ордой и остановил экспансию католической Европы. Александр Ярославич разгромил в июле 1240 года шведов, а в 1242 году на Чудском озере одержал победу над рыцарским орденом. Вместе с тем политика Александра Невского носила промонгольский характер, он заставил новгородцев подчиниться при проведении монголами переписи в 1257 году и наложении новой дани. В тоже время отечественная историческая традиция подчеркивает великий вклад знаменитого князя в сохранении в сложившихся условиях русской государственности, для которой Запад представлял, гораздо большую опасность, чем Орда.

Александр Ярославич Невский перед кончиной разделил свои владения между сыновьями. Младшему Данилу досталась захолустная Москва. Именно с этого начинается Московское княжество и политика собирания земель. Честолюбие, дальновидные расчеты, терпение и коварство московских князей, покупки, захваты, дарение увеличивали московские владения и, что не менее важно, приближали их к землям князей соперников, окружали их с разных сторон.

Надо отметить выгодное географическое положение Москвы. Ее обширные лесные дебри, реки и речушки давали людям из мест лежавших к востоку и юго-востоку, возможность скрыться от ордынских ратей. В районе Москвы скрещивались пути водные и сухопутные. Они шли во все стороны к верховьям Волги и Днепра, к Оке и Волге.

Князь Иван Данилович Калита, правящий с 1328 года превратил Московское удельное княжество в Великое. Дальнейшие московские князья придерживались политики Ивана Калиты, как то:

- объединение земель вокруг Москвы, всеми возможными способами;

- укрепление великокняжеской власти;

- провозглашение Москвы политическим, духовным, экономическим центром Северо-Восточной Руси.

Трудно найти в истории средневековой Руси великого князя, который в большей степени отвечал бы понятию политический лидер нации, чем Дмитрий Донской. По личным качествам, по своей деятельности спасителя нации, по роли в истории укрепления русской государственности, по своей харизме он, бесспорно, относиться к самым почитаемым государственным деятелям, канонизированным Русской Православной Церковью.

Дмитрий Иванович почти 20 лет вел постоянную борьбу со своими соперниками среди русских князей и постепенно принудил многих к повиновению. Это было жизненно необходимо в целом не только для укрепления личной власти, но и для сосредоточения сил по обороне Русской земли от постоянной монгольской угрозы. Вскоре он стал готовиться к открытому выступлению против Орды. В сентябре 1380 года состоялась Куликовская битва, ставшая триумфом князя и определившая стратегический поворот в пользу доминирования на Руси московского княжения. Куликовская битва имела своим последствием утверждение Москвы в качестве наследника Владимировского великого княжения и главного центра собирания земель. Однако битва не привела к немедленной ликвидации зависимости Москвы от Орды. Хан Тохтамыш неожиданно в 1382 году напал на Русь и сжег Москву.

После смерти Дмитрия Донского великое княжение перешло к его сыну Василию I (1389-1425), и впервые без ордынского разрешения, по праву отчины, на Руси утвердился принцип престолонаследия от отца к сыну. Василий выплачивал дань Орде, но проявлял большую самостоятельность.

После смерти Василия I, Василий II отстаивает свои права на великокняжеский стол. Василий II при жизни назначает наследником старшего сына Ивана. После смерти отца Иван III стал именовать себя впервые великим князем не Владимирским, а Московским, то есть Москва становиться официальной столицей Руси. Это был великий устроитель земли Русской, расширитель ее территорий, в какой-то мере реформатор. В 1480 году Иван III отказался платить дань Орде, и «стояние на реке Угре» закрепило прекращение татаро-монгольского ига.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать