Эволюция Российской монархии
p align="left">Уничтожение в период татаро-монгольского ига слоя дружинников - феодальных собственников, способствовало укреплению позиций служивых людей - дворян, которые становятся опорой великого князя в его борьбе с феодальной аристократией. Централизация государства под началом московских князей сопровождалось утверждением принципа подданства в специфически служебной форме, что предопределило в последующем длительное отсутствие перспектив развития буржуазных прав и свобод, основ правового государства и гражданского общества.

ГЛАВА 2. ЦАРИ - САМОДЕРЖЦЫ И КОНЦЕПЦИЯ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

2.1 Иван Грозный

Иван IV Грозный венчался на царство и с тех пор неуклонно проводил политическую линию в соответствии с этим титулом. Фактически был завершен институт политического лидерства, то есть закрепление его как устойчивой, государственной формы лидерства. Основы этого заложил Иван III, а довел до логического конца Иван Грозный. Традиционно - великокняжеское политическое лидерство стало, таким образом, традиционно - институционализированным и самодержавным. Несмотря на изменения характера власти, цари еще не являлись абсолютными монархами полностью независимыми от общества. Исключение составляет тот же Иван Грозный, попытавшийся установить опричнину - жестокий террористический режим личной власти.

В 1547 году он впервые в русской истории венчается на царство, и становиться самодержавным, практически абсолютным властителем страны. Наиболее успешным принято считать первый период его царствования, связанный с работой неофициального правительства "Избранной рады". Это был период реформ, приведший к продвижению в направлении централизации государства, расширение его территории в восточном направлении за счет Казанского (1552 год), Астраханского (1556 год) ханств, рационализации государственного аппарата, созданию Судебника 1550г. С правлением Ивана IV Грозного связано особый этап становления самодержавной монархии с сословным представительством. Начиная с Ивана Грозного, монархи-цари стали обретать легитимность по праву наследования в форме божественного освещения коронационных церемоний. Политический режим Ивана Грозного объективно был призван решить три задачи:

- ликвидировать остатки феодальной раздробленности

- создать государственный аппарат единого государства

- расширить территории Московии за счет восточных и прибалтийских земель.

Первоначально эти цели достигались пристойными методами и были получены положительные результаты. "Избранная рада" - фактическое правительство Ивана - провела цикл реформ: принятие нового Судебника 1550 года, ограничение местничества, упорядочение приказной системы и т.д. Но царя не устраивали темпы преобразований, и он перешел к методам ускоренной централизации на путях террора. Этот специфический политический режим получил название - опричнины. По своему содержанию он выпадает из системы сословно-представительной монархии, которая функционировала с середины ХVI по конец ХVII века. (Сословно-представительная монархия -- это такой тип власти, где монарх в руководстве страной опирается прежде всего на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных сословий общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в период завершения политического процесса объединения Руси. Тогда при государе всея Руси Иване III в системе верховной власти действовала Боярская Дума как постоянный совещательный орган.)

Отделив от основной территории страны - земщины, опричную территорию, царь вел на ней режим прямого управления, минуя все представительные и выборные органы, местную знать и т.п. Царь опирался на специальный опричный карательный корпус, выполнявший функции политического сыска и преследовавший реальных или мнимых противников режима. (Некоторые ученые считают, что Иван IV страдал паранойей или бредовыми состояниями с присущей им агрессией, такая гипотеза облегчает объяснением некоторых фактов. Одно достоверно установлено: царь постоянно страдал от мучительных болей, прежде всего, в спине и суставах. По скелету Ивана Грозного, ставшему практически неподвижным из-за раннего окостенения хрящей и многих сухожилий, медики определили наличие полиартрита, сколиоза и артроза. Царя пытался заглушить боли алкоголем, кроме того, его беспомощные медики прописывали ему некоторые травы и сомнительные лекарства, среди них ртутные мази от болей в суставах, дающие разного рода негативные последствия). Опричный режим существенно подорвал позиции княжеско-боярской аристократии, но, с другой стороны, он привел к разорению населения многих областей и в значительной степени способствовал возникновению Великой Смуты начала ХVII века. Уже в заключительный период своего царствования Иван IV отказался от опричного режима. По своему содержанию опричный режим представлял собой режим личной власти в азиатской, жестокой форме. Этот режим утвердил крепостное право в его консервативном и даже варварском виде.

После обрыва династии Рюриковичей в связи со смертью Федора Ивановича (1598 год) и гибелью царевича Дмитрия произошло возрождение сословно-представительной монархии, более того - возросло значение земских соборов, получивших право на избрание монархов. Так были избраны: в 1598 году - Борис Годунов, в 1606 году - князь Василий Шуйский, наконец, в 1613 году - Михаил Романов. Однако, наряду с Собором, был и иной путь к трону - его захват во главе военно-политического движения. Именно так пришли на престол политические авантюристы Лжедмитрий I и II, королевич Владислав. Все властители Руси с 1598 по 1613 год были не традиционные наследственные самодержцы, а политические лидеры, определенных социальных групп и движений, выступавших от имени легитимных династий.

2.2 Первые Романовы

Типичный "успокоитель" государства Михаил Романов был по характеру чувствительным, мягким, добрым, к тому же он не отличался особым здоровьем. Собственно, все то же было причиной, по которой Земский Собор отдал ему предпочтение. Боярские роды Трубецких, Галициных, Мстиславских, Воротынских сошлись на компромиссной фигуре Михаила Романова, явно не обладавшего волей, амбициями, склонностью к интригам, мстительностью и жестокостью, всеми теми качествами, которыми прославился Иван Грозный.

Для утверждения новой династии большое значение имел тот факт, что Романовы были причастны к династии Рюриковичей благодаря только тому, что сестра деда Михаила Романова была первой женой Ивана IV и матерью Федора Ивановича. В скорейшем избрании царя нуждалось и дворянство, которое было заинтересовано в едином политическом лидере, как сословие. Первое время шестнадцатилетний царь мог выполнять свои функции исключительно благодаря Земскому Собору, который заседал практически непрерывно. Когда из польского плена вернулся его отец - Митрополит Филарет, то установилось добровольное двоевластие - то есть Михаил и его отец, ставший патриархом, добровольно, совместно управляли страной.

После смерти отца Михаила, патриарха Филарета в 1634 году, патриархом стал Иосиф I, который уже не смог встать рядом с царем, имевший к этому времени достаточный опыт и навыки управления. Умер Михаил от разрыва сердца. Перед смертью он успел благословить сына Алексея на престол.

Алексей Михайлович Романов "Тишайший" (1645-1676) вошел в русскую историю, как устроитель и успокоитель государства. В отличие от своего отца он был гораздо более жесток и тверд, деспотичен и одновременно лукав, притворно смирен. Знаменосцем-идеологом он не был, но дело свое функционально знал и пытался укрепить государство. Учитывая его деятельность можно назвать Алексея Михайловича лидером - "предтечей" Петровских реформ.

С укреплением самодержавной власти и стабилизации общества деятельность Земских Соборов замирает и оживляется только в отдельные периоды развития острых социальных конфликтов и воин. В 1648 - 1650-х годах соборы разбирали ситуацию в связи с мятежами в Москве и Пскове, а в 1651-1653-х годах обсуждали вопрос о взаимоотношениях с Польшей и воссоединения с Украиной. Царь учитывал пожелания и рекомендации соборов, выраженные в форме челобитных посланий, до тех пор, пока сам не обрел достаточной силы для подчинения всего общества государственному аппарату. Государство было единственным гарантом национальной независимости в условиях непрекращающейся внешней агрессии, и вопрос о правах граждан и сословий не вставал. Сословия имели только обязанности перед государством, а царь рассматривал государство как свою вотчину. Аналогичная ситуация сложилась в отношении Боярской Думы, также являвшейся совещательным органом.

Важнейшим компонентом политического режима являлось ведомственно-приказная система, в состав которой входило более сорока приказов. Такое большое количество ведомств, приводило к дублированию функций и переплетению их деятельности, но в целом система обеспечивала государственные потребности. Большую роль в политической жизни стали играть провинциальные воеводы, ведавшие городом и уездом, и подчинявшегося приказу, в ведении которого находился город. Это способствовало укреплению централизованного самодержавного государства.

Важнейшим звеном развития политической системы и режима являлось укрепление законодательной базы. Соборное Уложение 1649 года, принятое при Алексее Михайловиче, стало подлинной кодификацией законодательства. Вместе с тем Уложение содержало нормы, адекватные средневековой эпохи. По Уложению выступление против царской власти и церкви наказывалось сожжением на костре.

Алексея Михайловича сменил его сын Федор Алексеевич (1676-1682). Он был весьма просвещенным человеком, увлекался польской литературой, подготовил создание Славяно-Латинской академии, много сделал для развития государственного аппарата, в частности, ликвидировал местничество. Болезненный царь умер в 22 года.

Когда встал вопрос о престолонаследии, имелось две кандидатуры - слабоумный Иван Алексеевич и малолетний Петр Алексеевич. Земский Собор избрал Петра, но под нажимом царевны Софьи Алексеевны, и в результате бунта стрельцов в мае 1682 года, первым царем был провозглашен слабоумный Иван, а регентшей при обоих царях, стала Софья Алексеевна. Таким образом, первая женщина из рода Романовых стала фактически царицей.

Софья Алексеевна (1657-1704) с помощью дворянского войска, подавляет стрельцов, которые привели ее к власти, и в течение семи лет управляет государством. Она приблизила к трону своего любовника, князя Василия Галицина, выдающегося государственного деятеля, и одного из самых образованных людей России. Как типичный западник, фаворит Софьи склонял царицу к союзу с европейскими державами. Под руководством Галицина состоялось два похода против турок в Крым, которые закончились неудачно. Однако, несмотря на это правление Софьи, было полезно для страны. Галицин заключил "вечный мир" с Польшей, активно занимался подготовкой реформ, развивал образование, ремесла, торговлю, но всему этому сопротивлялись консервативные силы, во главе которых встал патриарх Иоаким. В противовес Софьи он активно поддерживал подраставшего Петра Алексеевича. В августе 1689 года Петр сверг Софью и отправил ее в Новодевичий монастырь. Галицин был лишен имущества, сослан на север и не смог применить свои незаурядные политические таланты в эпоху, для которой был рожден.

Конец XVII века в литературе характеризуется, как канун Петровских преобразований, однако надо заметить, что все Петровские реформы были начаты раньше:

- централизация управления;

- отмена местничества;

- использование западного опыта в военном деле, в образовании.

Петр I фактически поставил все начатые преобразования на принципиально новую основу - систему методов форсирования и принуждения и довел их до логического конца - создание абсолютистской Российской империи. Классовая борьба крестьян и посадского населения в значительной мере обусловила эволюцию государственного строя в России. Со второй половины XVII в. начался переход к абсолютизму. Абсолютизм -- неограниченная монархия, при которой вся политическая власть принадлежит одному лицу.

Установление абсолютизма сопровождалось постепенным отмиранием средневековых представительных учреждений, которые в период сословно-представительной монархии действовали наряду с царской властью, а также ослаблением роли церкви в управлении государством.

2.3 Петр Первый. Приемники Абсолютизма

Петр Первый был не просто наследственным монархом, а самым настоящим харизматическим лидером нации, обладавшим особым престижем в глазах элиты. Именно это позволило ему провести радикальную насильственную ломку патриархальных устоев страны, осуществить ее модернизацию и европеизацию, сохранив власть на протяжении всей своей жизни. Политический режим правления Петра Великого, бесспорно, окрашен яркой личностью этого монарха и справедливо может быть выделен в качестве самостоятельного и вполне сформировавшегося. Этот режим власти положил начало становлению относительно новой политической системы - абсолютной монархии, прообраз которой был дан Иваном Грозным в период опричнины. С различными вариациями, выразившимися в функционировании тех или иных политических режимов, система абсолютной монархии просуществовало вплоть до 1917 года.

К первой четверти XVIII в. относится окончательное утверждение и оформление абсолютизма в России. Оно связано с радикальными преобразованиями всей политической системы государства, предпринятыми Петром I.

В результате реформы государственного управления сложилась новая вертикаль центральных учреждений: император -- Сенат как исполнительно-распорядительный орган -- коллегии как общегосударственные исполнительные органы, ведающие наиболее важными сферами государственного управления. Деятельность Сената и коллегий регламентировалась строгими правовыми нормами и должностными инструкциями. В этой вертикале власти четко осуществлялся принцип подчиненности низших учреждений высшим, а замыкались они на императоре.

С началом Северной войны государственная машина оказывается все менее и менее способной выдерживать все увеличивающийся груз проблем. Уездная администрация оказывалась беспомощной в обеспечении выполнения населением уездов различного рода повинностей (рекрутских, натуральных, отработочных), в сборе налогов.

Губернская реформа 1708-- 1710 гг. изменила систему местных органов власти. Было ликвидировано местное самоуправление, а во главе всех административно-территориальных единиц были поставлены лица, несущие государеву службу и получающие за нее жалование -- губернаторы, провинциальные комиссары, уездные и волостные воеводы. Принцип взаимодействия этих представителей власти на местах тот же -- подчиненность снизу доверху.

Образованием губерний наносился мощный удар по традиционной приказной системе управления. Появление губерний влекло за собой ликвидацию территориальных приказов. Ряд общероссийских приказов (Поместный, Земский, Ратуша и др.) трансформировался в отделения Московской губернской канцелярии, поскольку ранее властные полномочия этих приказов охватывали главным образом густонаселенный Центр, который теперь оказывался в составе внушительной по масштабам Московской губернии.

Совершенно очевидно, что реформа местного управления подчинялась военной необходимости. Преобразованное управление, прежде всего, нацеливалось на всемерное удовлетворение военных потребностей. При определении губернских бюджетов учитывались важнейшие статьи общегосударственных расходов: дипломатия, армия, артиллерия, флот. Соответствующие расходы пропорционально возлагались на ту или иную губернию. Кроме того, в феврале 1711 года было решено разделить по губерниям полки. В каждом полку имелся свой губернский комиссар, отвечавший за обмундирование, припасы, штатное наличие людей, лошадей. В его ведении находилась полковая касса, в которую вливались налоговые поступления из губернии, к которой был приписан соответствующий полк. Упомянутые выше губернские комиссары выступали в качестве низших чиновников кригс-комиссариатской конторы. Возглавлявший последнюю обер-штерн-кригс-комиссар обычно пребывал в действующей армии, но самый институт кригс-комис-сариата существовал при Сенате. Обратим внимание на то, что появилась кригс-комиссариатская контора весной 1711 года, когда был создан и Сенат. С образованием Сената губернии были поставлены в подчинение последнему, также как и важнейшие из оставшихся приказов, ведавших вооруженными силами, внешней политикой. Оформившаяся к 1711 году военно-административная система, вне сомнения, способствовала достижению победы в Северной войне.

Если на первом этапе реформ довлела военная необходимость, то в последующем, с конца 1717г. -- начала 1718г., Петр I начинает ориентироваться на ряд теоретических принципов, почерпнутых из западноевропейской рационалистической философии, юриспруденции, учения о государстве. Особое распространение к началу XVIII в. получила «договорная теория» Гоббса, основывавшая государство не на божественном начале, а на соглашении людей, ради мира и гармонии в обществе передававших власть государству. Однако подобная концепция возникновения государства открывала широкое поле для экспериментирования с самим государством, при этом цель любых преобразований начинала усматриваться в совершенствовании государственного организма. Государство воспринимается в качестве идеального общественного инструмента, благодаря которому можно преобразовать и природу, и самого человека.

Петр I был знаком со многими идеями западноевропейских мыслителей, касающихся организации государства. Не случайно же, что царь счел необходимым издать на русском языке так понравившуюся ему книгу Пуффендорфа «О должности гражданина и человека». Особое внимание Петра I привлекал опыт Швеции, ее государственные институты. Можно полагать, что Швеция представляла для Петра I своего рода государство-образец.

Петр I был убежден в том, что слаженность, действенность работы государственного механизма зависят от тщательной разработки регламентирующего документа, которым бы определялись и общие функции учреждения, режим его работы, обязанности конкретного чиновника, порядок делопроизводства. Не приходится поэтому удивляться тому, что Петр I с такими упорством и настойчивостью, не считаясь со временем, составлял, не один раз их переписывая, как раз регламенты, стремясь к детальной регламентации деятельности отдельного учреждения, каждого конкретного чиновника. Более того, по инициативе Петра I был подготовлен «Генеральный регламент», заключавший в себе наиболее общие принципы и правила работы всех учреждений и чиновников. Заметим, что тогда в Европе аналогов данному документу не было. В Швеции подобный документ был создан только по прошествии 50 лет.

В реальной жизни созданная административная система страдала многими слабостями. В стране определенно не имелось достаточного числа опытных квалифицированных кадров, способных усвоить камералистские принципы. Отсутствовало стабильное финансирование государственного аппарата, чиновники годами могли не видеть своего небольшого жалования, предпочитая «кормиться от дел». Петр I уповал на репрессии, строжайшие наказания, полагая, что недостаток разума его подданных должен компенсироваться страхом. В указе от 11 мая 1721 г. президенту Камер-коллегии Дмитрию Михайловичу Голицыну Петр I отмечал: «...сами знаете, хотя что добро и надобно, а новое дело, то наши люди без принуждения не сделают». Чиновников коллегий за однодневный прогул лишали месячного жалования, а каждый час преждевременного ухода из коллегии оборачивался потерей недельного жалования.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать