Древнегреческая цивилизация
p align="left">Накануне персидского вторжения Эллада представляла собой совокупность независимых государств-городов с самоуправлением. В силу постоянно меняющейся обстановке эти города-государства то вступали в союз друг с другом, то, наоборот, враждовали между собой.

Ряд греческих полисов - Милет, Эфес, Галикарнас и другие - возник на побережье Малой Азии. Постепенно они превратились в богатые торгово-ремесленные центры. Крупные греческие города - государства возникают на островах архипелага, а также на территории Балканской Греции. Рамки эллинского мира широко раздвигаются в период наибольшего развития греческой колонизации в III веке до н.э. Успешное продвижение греков в северо-восточном направлении приводит к возникновению ряда полисов на восточном (Фасис, Диоскуриада), северном (Феодосия, Херсонес, Пантикапей и Ольвия) и южном (Трапезунд, Синопа) побережье Черного моря. Еще интенсивнее развивается греческая колонизация в западном направлении. Непрерывно растет число греческих колоний на юге Италии и Сицилии. В VI веке их становится так много, что этот район получает название Великой Греции. Греческие города Тарент, Сибарис, Кротон и другие опоясывали кольцом берег Тарентского залива. Затем греки проникли в глубь Южной Италии, где основали колонию Неаполь, а также в восточную часть Сицилии, где основали Сиракузы, Мессану и др. В международной борьбе, которая развернулась в VI- V веках до н.э. в Западном Средиземноморье, полисы Великой Греции становятся все более заметной политической силой.

Однако центром этого обширного эллинского мира городов - государств к началу V века до н.э. является территория собственно Греции на Балканском полуострове. К этому времени здесь выделились два наиболее крупных полиса - Афины и Спарта. Пути развития этих государств были различными. Интенсивный рост производительных сил афинского общества, связанный с развитием морской торговли и ремесла, привел к сравнительно раннему разложению общины. В результате борьбы, развернувшейся в Афинах между широкими слоями (демосом) и родовой аристократией (эвпатриадами), складывается рабовладельческое государство. Позднее это государство приобрело довольно сложную социальную структуру.

Основу свободного населения Афин составили две группы - крупных землевладельцев и свободных производителей. Если к первой группе можно отнести, помимо эвпатриадов, представителей новой торгово-денежной знати, то ко второй - широкие слои демоса, ремесленников и крестьян. Существовало и другое деление свободной части населения Афин - на пользовавшихся политическими правами (граждан) и неполноправных (так называемых метэков, чужестранцев, живших на территории Афин). Ниже всех на социальной лестнице стояли абсолютно лишенные гражданских прав и личной свободы рабы. В результате проведенных в VI веке Соломоном и Клисфеном преобразований в Афинах установилась рабовладельческая демократия. Политическое господство родовой знати было сломлено. Вместо прежних родовых "фил" появились территориальные, подразделяющиеся, в свою очередь, на "демос". Возрастала роль афинского народного собрания - экклесия. Основные государственные должности были выборными. Выборный "совет пятисот" (булэ) постепенно оттеснял на задний план оплот родовой знати - ареопаг. Однако в начале V века ареопаг еще представлял собой определенную политическую силу. Был создан такой демократический орган, как суд присяжных, называемых галиэя. Состав галиэи пополнялся из числа всех полноправных граждан жеребьевкой. Характер военной организации Спарты и Афин определял экономический и политический строй этих городов - государств. К началу V века афинский флот, особенно военный был еще невелик, однако растущие потребности экономического развития Афинского государства, а также нависшая затем над ним военная угроза заставили афинян ускорить строительство флота. Служба во флоте была в основном уделом беднейших граждан, поэтому усиление мощи афинского флота было связано с дальнейшей демократизацией политического устройства. Низший командный состав и гребцы флота являлись опорой рабовладельческой демократии.

Вскоре вопрос о значении флота для Афинского государства встал во главу угла всей его внешней и внутренней политики. Причиной тому послужило вторжение персов в Грецию. К этому времени персы подавили восстания в греческих городах Малой Азии. В качестве предлога для начала войны против европейских греков персидские правящие круги решили использовать тот факт, что афиняне оказывали помощь повстанцам. Персы понимали, что окончательно укрепиться в своих новых малоазийских владениях они сумеют только после покорения материковой Греции. Над Афинами повисла реальная угроза персидского вторжения. Обращение афинян к Спарте с просьбой о помощи не дало ожидаемого результата. Спарта предпочла занять выжидательную позицию. На совете афинских стратегов было принято решение выйти навстречу врагу и дать ему сражение у Марафона. Решение это было принято не только военными, но и политическими соображениями. В городе было много аристократов, а также сторонников политического режима, который существовал в Афинах в правление тирана Лисистрата и его сыновей. При приближении врага к городу они могли перейти в сторону персов. Благодаря стратегу Мильтиаду - правителю Херсонеса Фракийского, в своё время бежавшего от персов, которому было поручено командование над выступавшим к Марафону войском, греки победили. Мильтиад послал в Афины гонца с вестью о победе. Расстояние от Марафона до Афин - 42 км. 195 м, - в память о воине, передавшем радостное сообщение, у спортсменов стала называться марафонской. Победа у Марафона, одержанная воодушевленными патриотическими чувствами гражданами греческого полиса над войсками сильнейшей державы тех времен, произвела огромное впечатление на всех греков. Те из греческих городов, которые ранее покорялись Дарию I, вновь провозгласили независимость. Персы же не намеревались отказываться от планов покорения Эллады, но им потребовалось 10 лет чтобы оказаться в состоянии выступить в новый большой поход против греков.

Эллины плохо использовали десятилетний перерыв в боевых действиях, подготовки на случай возобновления войны не велось. Исключение представляли лишь Афины. Здесь в это время происходила острая борьба между аристократической и демократической группировками. Афинскую демократическую группировку возглавлял Фемистокл. Греческий историк Фукидид писал, что Фемистокл, как никто другой, обладал способностью, предусмотреть лучший или худший вариант исхода предприятия, скрытый ещё во мраке будущего", и умел во всех случаях "моментально изобретать надлежащий план действий". В группировку Фемистокла наряду с торговцами и зажиточными ремесленниками входили и более широкие слои гражданского населения Афин, разделявшие выдвинутую им так называемую морскую программу - широкий план усиления морской мощи Афин, строительство нового флота. Во главе противников Фемистокла, находивших опору в среде крупных землевладельцев, стоял Аристид. В конце концов морская программа была принята народным собранием Афин. Осуществляя эту программу, афиняне построили за счет доходов с Лаврийских рудников около 150 боевых кораблей - триэр. Афинский флот стал самым сильным в Греции. Весной 480 года огромный флот и сухопутная армия персов во главе с самим Ксерксом - преемником царя Дария двинулась через Геллеспонт, по маршруту первого похода Мардония на Балканскую Грецию. Решившиеся на сопротивление греческие полисы заключили оборонительный союз. И снова благодаря афинским стратегам, а именно Фемистоклу - предводителю афинян в сражении при Саламине победа досталась грекам. Победа греков в войне с персами не только обеспечила независимость полисов, но и открыла перед ними широкую перспективу, дальнейшего, ничем не сдерживаемого развития. Важное значение для понимания сложившейся после победы над персами обстановки имеют события, характеризующие внутреннюю жизнь Афин. Острые столкновения и борьба между различными социальными группировками свободного населения в Афинах и других греческих полисах породили два основных типа политических движений того времени - демократических и олигархических. Сторонники демократии стремились к такому государственному порядку, при котором верховная власть принадлежала бы подавляющему большинству граждан, организованному в народное собрание. Демократический строй в греческих полисах выражал интересы довольно широких кругов гражданского населения - зажиточных слоёв демоса, мелких ремесленников, крестьян. В отдельных случаях на стороне демократии оказывались и даже возглавляли ее богатые люди - владельцы ремесленных мастерских, крупные торговцы и т.д. В противоположность демократам сторонники олигархии выступали за государственный строй, при котором полнота гражданских прав и фактическая возможность активного участия в управлении государством предоставлялись бы только наиболее богатой части граждан. Эти идеи шли из среды консервативно настроенных крупных рабовладельцев и земельной аристократии. Реализация морской программы Фемистокла не только оправдало себя в чисто военном плане, но и привела к значительному повышению политической роли неимущих и малоимущих граждан, которые служили во флоте и составляли большинство в народном собрании. Значение народного собрания в политической жизни Афин, таким образом, возросло в ущерб олигархическому ареопагу. В ряде других городов - государств демократы также одержали в этот период победу. Демократический переворот произошел в Фивах, где было свергнуто аристократическое правительство, которое скомпрометировало себя своей персофильской политикой. В Пелопоннесе демократия одерживает победу в Аргосе, самом крупном после Спарты и Коринфа государстве, а также в Элиде. Но особых успехов демократическое движение достигло в тех островных и малоазийских полисах, которые один за другим освобождались от власти персов и вновь обретали независимость. Как правило, движущей силой этих переворотов были зажиточные слои демоса, которые стремились добиться политической власти. Официально Спарта оставалась главой союза греков, которые сплотились во время персидского вторжения для совместной защиты своей независимости. Афины входили в этот союз как один из наиболее влиятельных его членов. Спарта, Коринф и некоторые другие пелопонесские государства были крайне встревожены и раздражены Афинской политикой повсеместной поддержки демократических движений. В 478 году до н.э. на острове Делос собрались представители тех греческих полисов, которые хотели продолжать войну с персами. Они учредили на этой встрече новый, Делосский союз. (Позднее его стали называть первым Афинским морским союзом). Делосский союз первоначально представлял собой объединение равноправных независимых полисов, в котором ведущее место заняли Афины, обладавшие самым многочисленным и сильным флотом. Им было поручено руководство военными действиями. Верховным органом Делосского союза считалось общее собрание представителей союзников, которые собирались на острове Делос. Фактически же афиняне уже с самого начала играли главную роль как в организационных, так и в финансовых делах Делосского союза.

Но вскоре в Афинах произошли важные политические перемены. В результате непрекращающейся политической борьбы олигархическое течение одержало победу над демократической группировкой. Формально в Афинах по - прежнему продолжали функционировать народное собрание и другие демократические учреждения, однако их деятельность теперь была поставлена под постоянный контроль ареопага - оплота афинской олигархии, возглавляемого Кимоном. Летом 464 года в южной части Пелопоннеса произошло землетрясение неслыханной силы. Общим замешательством воспользовались спартанские илоты. Жестоко эксплуатируемые и бесправные, они искали любой благоприятный момент, для выступления против своих угнетателей. На этот раз выступление вылилось в грандиозное восстание. Оно стремительно распространилось на значительную часть принадлежащей Спарте территории. Повстанцы отважились предпринять поход на сам город Спарту. С самого начала восстания правящая верхушка Спарты поняла, что не сумеет подвить его своими силами и обратилась за помощью не только к своим пелопонесским союзникам, но и к Афинам. После продолжительных дебатов в афинском народном собрании Кимону и его единомышленникам удалось настоять на отправке в Пелопоннес в помощь спартанцам четырехтысячного афинского воинского контингента. Спарта в оскорбительной форме отказалась от запоздалой помощи. Таким образом, затеянный Кимоном поход закончился полным для него провалом. Этим немедленно воспользовались афинские демократы. Во главе оппозиционного олигархическому правительству течения в это время стояли Эфиальт и Перикл. Использовав сложившуюся после неудачного похода Кимона обстановку, Эфиальт и его единомышленники развернули борьбу против ареопага. В 462 году Эфиальт провел в народном собрании закон об изъятии у ареопага всех прав высшего государственного органа и о превращении его в судебный орган по некоторым видам уголовных преступлений.

Направление афинской внешней политики резко изменилось после победы демократических сил. Укрепившись на Истмийском перешейке, афиняне преградили Спарте и Коринфу путь в Среднюю Грецию. Вскоре после этого Афины завершают постройку так называемых "Длинных стен", которые соединяли Афины и Пирей и связывали город и порт в единый комплекс. Таким образом, афинские демократы в короткий срок добились весьма значительных успехов. Важнейшей материальной предпосылкой этих успехов была возможность использовать экономические ресурсы Делосского союза. Постепенно Афины установили над своими союзниками экономический контроль. Афинская монета и мера веса были объявлены обязательными при всех расчетах на территории союза. В 454 году афиняне перенесли союзную казну с Делоса в Афины. С тех пор Афины стали распоряжаться союзными средствами, как своими собственными. Споры между гражданами союзных городов и афинянами стали рассматриваться исключительно афинским судом. В компетенции судов союзных городов остались лишь дела, касавшиеся незначительных преступлений и гражданских исков. По всем вопросам, которые до тех пор решались общим собранием делегатов союзных полисов, окончательные решения стали приниматься в афинском народном собрании. Таким образом, к середине V века Делосский союз окончательно преобразовался в Афинскую морскую державу (архэ).

После окончания греко-персидских войн в полисах континентальной Греции, особенно в Афинах, расцветают ремесла, растет товарное производство, расширяются торговые связи. В сельском хозяйстве наблюдается интенсивный переход от зерновых культур к оливководству и виноградарству. В этот период рабовладельческий способ производства окончательно утвердился в городах - государствах Греции. Если в предшествующие столетия в наиболее развитых полисах рабов было немного, то в VI веке рабство достигает максимальных для античной Греции размеров. В связи с этим происходит процесс вытеснения свободного труда рабским. Это в свою очередь приводит к росту городской бедноты. Сведения о масштабах рабовладения и его характере в V веке до н.э., содержащиеся в дошедших до нас источниках, касаются преимущественно Афин. В представлении древних греков рабы являлись лишь одушевленным имуществом. Они не имели никаких не только политических, но даже обычных человеческих прав. Рабы продавались и покупались, как вещи. Они не могли обзавестись семьей, их дети считались собственностью хозяев. В суде показание от раба принималось только под пыткой, так как считалось что без пыток раб не станет говорить правду. Только в случае совершенно уже невыносимого обращения с ним раб мог воспользоваться правом убежища, скрывшись у алтаря в храме. По решению жреца раб в таком случае передавался в руки другого господина или же возвращался к прежнему. Самым крупным рабским рынком V века являлись Афины. Здесь на рыночной площади был огорожен специальный участок, внутри которого выставлялись на продажу рабы. Хотя рабовладельческий строй существует в Афинах и в период процветания демократии, все же эксплуатация рабского труда тут более широко практиковалась во время правления ареопага. Ну в для демоса, состоящего в основном из прослойки свободной бедноты, вытеснение свободного труда рабским, естественно, было не выгодно.

По одному из законов Солона в Афинах было запрещено неограниченное приобретение земель одним человеком. В следствие чего, в V веке в Аттике преобладало мелкое крестьянское землевладение. Все шире проникают товарно-денежные отношения в афинское сельское хозяйство. На городских базарах постоянно торгуют вином, уксусом, растительным маслом, овощами, привозными продуктами. По свидетельству Плутарха, один из крупнейших политических деятелей Греции V века до н.э. Перикл ежегодно продавал весь свой урожай, а затем на рынке все предметы первой необходимости.

Во всех греческих полисах проживало много переселенцев, В греческих городах - государствах, граждане которых ревниво оберегали свои привилегии, не только временно проживающие иноземцы, но даже переселенцы из других греческих городов не получали гражданских прав. За право проживать в Афинах и заниматься здесь ремеслами и торговлей метэки платили особый поголовный налог - метэкион. Кроме того, на метэках лежали и другие платежи и повинности, в частности, военная. Метэки были ограничены и в своих экономических правах, им запрещалось иметь земли на территории принявшего их полиса. Их дети от брака с полноправными гражданами не получали гражданства. Метэки не имели права самостоятельно выступать на суде. Если во второй половине V века количество метэков в Афинах составляло около трети населения, то в конце IV века - уже почти половину свободного городского населения. Они играли все более видную роль в торговле и ремесленном производстве.

Бурное развитие греческой торговли в V-IV веках служит ярким свидетельством роста товарного производства, основанного на общественном разделении труда. Особенно показательно в этом отношении морская торговля Афин. К середине V века афинская гавань Пирей превращается в крупнейший в античном мире центр торговли, куда ввозились благовонные масла и другие предметы роскоши из стран Востока, слоновая кость из Африки, льняные ткани для одежды и парусов из Египта и многое другое. Лишь незначительная часть всех этих предметов потреблялась афинянами. Главная масса товаров тут же перепродавалась перегружалась на корабли и отправлялась в другие города. Посредническая торговля давала большие доходы Афинскому государству, взимавшему пошлину в размере двух процентов со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также различные рыночные сборы. Следствием развития торговли стал рост денежного обращения и различных кредитных, ростовщических и валютных операций. Но главным достижением роста морской торговли стало появление возможности у афинян обращаться с другими цивилизациями. Ведь если присмотреться внимательно афинский полис - это в одинаковой степени деревня с полями вокруг и город с его лавками, гаванью и кораблями, это весь афинский народ, отгороженный стеной, из гор и с окном на море: это кантон, который именуется Аттикой. Афины - это деревни, окруженные полями, и укрепленное поселение полугородского типа, каковыми являлись и все остальные греческие государства. Греция сильно гористая страна, горы, там всюду, склоны их сбегают и поднимаются во все стороны, порой очень круто. Древние греки проложили по ним прямые тропинки, они поднимались напрямик, высекая ступени в скале в самых крутых местах. Эти своевольно поднимающиеся горы делили страну на множество мелких округов (кантонов), причем большинство из них имели выход к морю. Такой рельеф создавал благоприятные условия для той политической организации, которую греки называли полисом. государство принимает форму кантона, маленькую территорию легче защищать. Жители, естественно, к ней привязаны. Поднявшись на любую вершину, вы одним взглядом окидываете всю свою страну. У подножия склонов или в длинах раскинулось несколько деревень. Селение побольше, выстроенное на акрополе, является административным центром. В случае неприятельского вторжения эта крепость служит убежищем для жителей окрестных деревень; в редкие периоды мира между полисами в них находится рынок. Укрепленный акрополь служит основой, вокруг которой складывается городской строй. Города не основывают на самом берегу моря - ведь страшны пираты, - однако их строят не слишком далеко от моря, чтобы иметь возможность располагать морской гаванью. В греческом языке одно из названий моря означает дорогу. Пустится в море - значит пустится в путь. Эгейское море - дорога, которая от острова к острову так ведет морехода из Европы в Азию, что он не теряет землю из виду. В Эгейском море нет точки, удаленной от суши более чем на 60 км. И нет точки не суше всей Греции, которая отстояла бы дальше чем за 90 км. от морского побережья. Там, за морем, огромные пространства земли: их надо открыть, освоить и обработать. Начиная с VIII века, у любого большого города Греции появляются свои отпочкования в заморских землях. И, наконец, Средиземное море превратилось в греческое озеро с проторенными дорогами. По его берегам расположились города - "подобно лягушкам вокруг лужи", по выражению Платона. Путешествия обходятся недорого. За несколько драхм можно достичь края уже познанной земли. После нескольких веков пиратства и взаимного недоверия греки - купцы и поэты, а зачастую и те, и другие устанавливают дружественные отношения со старыми цивилизациями, ранее возникшими. Путешествия Платона, Эсхила, Геродота или Солона - это Египет, Малая Азия и Вавилон, Киренаика и Сицилия. Греческое море - это не только место ловли сардин или тунцов, это и путь ознакомления с другими народами, для путешествия в страны великих произведений искусства и дивных изобретений. Нет грека, который бы не знал, что варварские цивилизации насчитывают тысячелетия и многому у них учатся. Путешествия в эти страны, ориентируясь лишь звездным ночным небом, они положили основу к новой науке - астрономии. Так появляется древнейшие формы международных связей и международного права - проксения, т.е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен данного города пользовался в нем по сравнению с прочими иностранцами известными правами и преимуществами в отношении налогов, торговли, суда и всякого рода почетных привилегий. Со своей стороны проксен принимал на себя нравственное обязательство по отношению к городу, где он пользовался гостеприимством, во всем содействовать его интересам и быть посредником между ним и властями своего города. Через проксенов велись дипломатические переговоры. Институт проксении получил в Греции очень широкое распространение и лег в основу всех последующих международных связей древнего мира. Таким же древним международным институтом в Греции были и амфиктионии - так назывались религиозные союзы, которые возникали возле святилища какого-либо особо чтимого бога. В эти союзы входили племена, жившие вокруг святилища ("амфиктионы" - вокруг живущие) независимо от их родственных связей. Первоначальной целью амфиктионий были общие жертвоприношения и празднества в честь почитаемого божества, во время которых запрещалось вести войны, провозглашался "божий мир" - иеромения. Таким образом, амфиктионии превращались в религиозно-политический институт международного характера. Третьим видом международных связей Греции служили договоры и военно-политические союзы- симмахии. Наиболее значительными из них были Лакедемонская симмахия и Афинская симмахия (ранее упомянутая нами, как Делосский союз). Лакедемонская симмахия образовалась в VI веке до н.э. как союз городов и общин Пелопоннеса, во главе которой стояла Спарта. Высшим союзным органом было общесоюзное собрание (силлогос), созываемое городом-гегемоном Спартой один раз в год. Все города, входившие в союз, имели в нем по одному голосу от их величины и значения. Дела решались по большинству голосов после долгих прений и всяческих дипломатических комбинаций.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать