Движение 4 мая 1919 г. в Китае

Движение 4 мая 1919 г. в Китае

29

Курсовая работа по новейшей истории зарубежных стран

Тема: Движение 4 мая 1919 г. в Китае

(сдавалась в Саратовский гос университет, истфак, июнь 2003 г.)

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

1.

Социально-экономические причины, идеологические и политические предпосылки движения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

2.

Эволюция движения: участники, программные установки, формы и методы борьбы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10

3.

Итоги, характер и историческое значение движения. . . . . . .

21

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

28

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

29

Введение

В первой половине XX в. в судьбах Китая происходили ко-лоссальные изменения. К началу столетия Китай был зависимой от иностранных держав огромной, но слабой полуколониальной, полуфеодальной империей, с 1644 г. находившейся под властью чужеземной маньчжурской Цинской династии. Попытки сделать Китай независимым, сильным и богатым государством были предприняты еще в конце XIX в. После катастрофического по-ражения в войне с Японией (1894--1895), обнажившего полную неспособность правящих кругов к защите национальных интере-сов страны, среди представителей китайской буржуазной интел-лигенции началось движение за проведение срочных реформ.

В 1898 г. группе молодых реформаторов во главе с извест-ным учеными педагогом Кан Ювэем удалось привлечь на свою сторону 24-летнего маньчжурского императора Гуансюя. На протяжении 102 дней Гуансюй издавал подготовленные рефор-маторами императорские указы о развитии промышленности, сельского хозяйства, внутренней и внешней торговли, путей со-общения, современных учебных заведений, ликвидации консер-вативных бюрократических институтов, увольнении неспособ-ных сановников, модернизации армии и флота, защите интере-сов китайцев, проживающих за границей, и т.д. -- указов, открывавших в случае претворения их в жизнь благоприятные возможности для независимого капиталистического развития Китая. Реформаторская деятельность Гуансюя, однако, была бы-стро и решительно пресечена консервативной группировкой маньчжурских и китайских придворных, возглавлявшейся вдов-ствующей императрицей Цыси, которая отстранила "племянника от власти и казнила его ближайших сподвижников, китайцев, сторонников реформ.

В первом десятилетии XX в. набирало силу революционно-демократическое движение, поставившее своей целью насиль-ственное свержение Цинской монархии и введение в стране ки-тайского республиканского правления. Во главе революционных организаций, вошедших в 1905 г. в Китайский революционный объединенный союз (“Чжунхуа гэмин тунмэнхуэй”), стоял Сунь Ятсен -- китайский врач, получивший западное образование в английской колонии, в Гонконге. Еще в 1895 г., разочаровав-шись в реформаторском пути, он предпринял в г. Гуанчжоу (Кантон) первую попытку организации восстания против мань-чжурского правления. После ряда последовавших неудачных ан-типравительственных вооруженных выступлений Объединен-ному союзу и связанным с ним революционным организациям удалось наконец 10 октября 1911 г. осуществить победоносное восстание в Учане, в Центральном Китае, добиться в феврале 1912 г. отречения последнего императора Цинской династии-- малолетнего Пу И -- и учреждения Китайской Республики.

По причине неразвитости новых экономических и обще-ственных отношений, слабости национальной буржуазии и пря-мого вмешательства иностранных держав во внутренние дела Китая власть в стране перешла не к революционерам, а к глав-нокомандующему цинскими войсками генералу Юань Шикаю; после же его смерти в 1916 г.--к главарям многочисленных ге-неральских милитаристских клик, на долгие годы разделивших Китай на свои вотчины, непрестанно воевавших друг с другом за сферы влияния, опираясь на поддержку тех или иных импе-риалистических держав.

Первым крупным общенациональным выступлением против реакционной внутренней политики китайских милитаристских правителей и постоянных уступок с их стороны все новым и но-вым домогательствам иностранных держав стало “движение 4 мая 1919 г.”. Исследование предпосылок, развития и итогов этого движения является целью данной работы.

1. Социально-экономические причины, идеологические и политические предпосылки движения

После прекращения боевых действий на европейском театре в Китае стали все громче раздаваться голоса о необходимости решить на мирной конференции вопрос не только о возвраще-нии Китаю как участнику войны на стороне Антанты бывших колониальных владений в Шаньдуне, но и о ликвидации всей системы неравноправных договоров держав с Китаем и призна-нии его равноправным государством.

Китайское правительство в Пожеланиях предстоявшей мир-ной конференции в Париже выражало надежду, что 1) великие державы откажутся от своих сфер влияния в Китае; 2) войска иностранных государств, находящиеся в Китае, будут отозваны; 3) державы откажутся от права иметь в Китае свою почту и те-леграф; 4) будет отменено право консульской юрисдикции; 5) арендованные державами территории будут возвращены Ки-таю; 6) будут возвращены Китаю и территории иностранных сеттльментов; 7) Китаю будет предоставлена таможенная само-стоятельность Тихвинский С.Л. Путь Китая к объединению и независимости. М., 1996. С.52..

Китайская общественность возлагала большие надежды на поддержку этих требований со стороны США. Основанием для этих надежд служили широко разрекламированные в американ-ской печати “14 пунктов” из послания президента США В. Виль-сона конгрессу США от 8 января 1918 г., предусматривавшие среди проблем послевоенного мирного урегулирования решение колониальных вопросов.

Однако этим ожиданиям не суждено было сбыться. На открывшейся 18 января 1919 г. в Париже мирной конференции руководители Совета четырех в лице президента США Виль-сона, французского премьер-министра Клемансо, британского премьер-министра Ллойд Джорджа и итальянского премьер-ми-нистра Орландо не признали Китай равноправным участником конференции. Китайская делегация была фактически отстранена от обсуждения вопроса о судьбе бывших германских колоний в Китае. В ходе ожесточенного торга между США и Японией по-следняя, поддержанная Англией и Францией, одержала верх, и 30 апреля 1919 г. на заседании Совета четырех был оконча-тельно решен вопрос о передаче Японии бывших германских ко-лониальных владений в Шаньдуне. Китайская делегация даже не была приглашена на это заседание Новейшая история Китая. 1917-1927. М., 1983. С.362..

Известие об этом унизительном для Китая решении Париж-ской мирной конференции и о том, что еще 24 сентября 1918 г. правительство Дуань Цижуя подписало с Японией секретное со-глашение о передаче ей германских колониальных владений в Шаньдуне, вызвало в Китае бурное негодование и дало новый стимул для развертывания патриотического движения против политики империалистических держав, и в первую очередь про-тив Японии и прояпонских политических деятелей в правитель-стве бэйянских милитаристов.

2. Эволюция движения: участники, программные установки, формы и методы борьбы

Движение началось с выступления студентов и уча-щиеся средних школ Пекина, собравшихся 4 мая 1919 г. на цен-тральной площади столицы Тяньаньмэш. Они провели митинг и демонстрацию протеста, требуя отказа от подписания мирного договора, возвращения Шанадуна Китаю, аннулирования “21 требования”, защиты национального суверенитета, отставки и наказания министров пекинского правительства, запятнавших себя предательством национальных интересов и прислужничест-вом перед Японией Гарушянц Ю.М. Движение 4 мая 1919 года в Китае. М., 1959. С.43.. Во время демонстрации, в которой уча-ствовали более 3 тыс. студентов и учеников старших классов из 13 учебных заведений города, был подожжен дом министра пу-тей сообщения Цао Жулиня, известного своими прояпонскими симпатиями, избит находившийся там китайский посланник в Японии Чжан Чжунсян. Правительство Дуань Цижуя жестоко подавило патриотическое выступление студентов. В знак проте-ста против избиения и ареста демонстрантов на следующий день забастовали все учебные заведения города, поддержанные про-фессорами и преподавателями, купечеством, представителями различных общественных организаций столицы. Несмотря на то что вскоре правительство было вынуждено освободить аресто-ванных, студенческие волнения не прекращались и вскоре пере-кинулись на другие города Китая.

В Пекине руководство антиправительственными выступлени-ями взял на себя Объединенный союз учащихся высших и сред-них учебных заведений, организовавший 19 мая в городе всеоб-щую забастовку учащихся; забастовщики потребовали от прави-тельства отказа от подписания мирного договора, возобновления мирных переговоров между Севером и Югом с целью скорей-шего объединения страны, восстановления на работе профессо-ров и преподавателей, уволенных властями за поддержку сту-дентов, освобождения арестованных в Токио с согласия пекин-ского правительства китайских студентов, участвовавших в ан-тияпонской демонстрации.

Начался бойкот японских товаров, была организована запись добровольцев для отправки в Шаньдун, чтобы изгнать оттуда японские войска. Пекинские власти ужесточили репрессии про-тив студенчества. После того как в начале июня в Пекине были проведены новые массовые аресты, центр патриотического дви-жения переместился в Шанхай. Здесь вспыхнула всеобщая заба-стовка торговцев, протестовавших против решения Парижской мирной конференции о Шаньдуне и требовавших прекращения репрессий против студентов в Пекине. К забастовке примкнули рабочие шанхайских предприятий; в этом крупнейшем промыш-ленном и торговом центре Китая был образован Объединенный союз студентов, торговцев, журналистов и рабочих, руково-дивший забастовочным движением. Аналогичные массовые вы-ступления прошли в эти дни в Тяньцзине, Нанкине, Ухане, в различных провинциях -- Цзянсу, Чжэцзян, Шаньдун, Хунань Шаньси, Аньхуэй, Гуандун и др. Перед угрозой всеобщей заба-стовки Пекин вынужден был объявить об отставке прояпонских членов правительства Цао Жулиня, Чжан Чжунсяна и Лу Цзунъюя; еще до этого Дуань Цижуй официально отказался от подписания Версальского мирного договора.

Сунь Ятсен, проживавший в то время в Шанхае, хотя и не принимал непосредственного участия в “движении 4 мая”, тем не менее сочувственно откликнулся на него. По инициативе Сунь Ятсена была направлена телеграмма протеста пекинскому правительству, оправдывавшая действия студентов. В ней гово-рилось: “Надо простить молодых студентов, деятельность кото-рых слегка вышла за пределы нормального поведения по при-чине их патриотических чувств” Движение 4 мая 1919 года в Китае. Документы и материалы / Отв. ред. Л.П. Делюсин. М., 1969. С.29...

9 мая 1919 г. после совместных заседаний обеих палат пар-ламента в Гуанчжоу была послана циркулярная телеграмма во все провинции Китая, в которой резко осуждались прояпонские элементы в пекинском правительстве и одобрялись действия пе-кинских студентов.

Под непосредственным воздействием “движения 4 мая” Сунь Ятсен стал привлекать молодежь к революционному делу. Вы-ступая 8 октября 1919 г. на собрании Союза молодежи в Шан-хае с докладом “Первым шагом в переустройстве Китая может быть лишь революция”, он подверг уничтожающей критике пе-кинское правительство, заявив, что “коррупция современной бюрократии и военщины сейчас приняла куда большие размеры, чем в маньчжурско-цинскую эпоху”. Называя старое чиновни-чество, окопавшееся в правительственных учреждениях столицы и провинций, китайскую военщину, столичных и провинциаль-ных политиканов “тремя слоями старого слежавшегося грунта, которые в первую очередь необходимо извлечь и отбросить для сооружения славного, величественного здания Китайской рес-публики” Сунь Ятсен. О движении 4 мая // Избранные произведения. М., 1985. С.424., Сунь Ятсен призывал молодежь к активному участию в революционном движении. С чего следует начинать перустройство Китая? -- спрашивал Сунь Ятсен и отвечал: не с распространения образования, как говорят одни, и не с развития коммерции и промышленности, как говорят дру-гие, не с развития самоуправления, как говорят третьи, а с главного -- с революции, направленной против бюрократии и военщины.

18 ноября 1919 г. Сунь Ятсен произнес речь перед студен-ческой ассоциацией Шанхая на тему “Экстренная задача спасе-ния родины”, в которой высоко отозвался о “движении 4 мая”, отмечая его высокую организованность и эффективность. Ука-зызая, что оно было вызвано внешними причинами, Сунь Ятсен призывал молодежь с таким же вниманием отнестись и к про-блемам внутрикитайским, поддержать “движение в защиту кон-ституции”, добиваться восстановления деятельности законного парламента. Он подчеркивал, что борьба против кабальных -и унизительных договоров с иностранцами тесно связана с борьбой против милитаристских группировок за объединение страны Там же.. С. 427..

В конце апреля 1919 г. Чжоу Эньлай вернулся в Тяньцзинь из Японии. Он незамедлительно включился в патриотические выступления местной молодежи, развернувшиеся после получе-ния известий о событиях 4 мая в столице. Вечером 6 мая в Тяньцзине состоялся массовый митинг протеста учащихся го-родских учебных заведений против действий пекинских властей. На следующий день был образован временный общегородской комитет учащихся, который 12 мая провел общественную пани-хиду по студенту, убитому в Пекине во время подавления поли-цией студенческой демонстрации 4 мая. После панихиды, в ко-торой участвовало более тысячи человек, собравшиеся, разбив-шись на группы, организовали многочисленные патриотические митинги в различных частях города и пригородах. 14 мая по примеру пекинской молодежи в Тяньцзине был создан Объеди-ненный союз учащихся средних школ и высших учебных заве-дений города; руководящую роль в нем играли представители Чжилийского политехнического института, Нанькайской средней школы и Бэйянского университета. К учащимся Тяньцзиня при-соединились и студенты правительственного железнодорожного училища в соседнем Таншане. Представительницы женских средних школ 25 мая создали Патриотическую ассоциацию женщин Тяньцзиня.

Арест пекинским правительством 3 июня большой группы пекинской молодежи за участие в патриотических митингах и собраниях вызвал новую волну протеста в Тяньцзине. Объеди-ненный союз учащихся организовал перед зданием Нанькайской школы многотысячный митинг. Собравшиеся дали клятву за-щищать Родину, восстановить суверенитет Китая и смыть нане-сенный ему позор, изгнать предателей Родины, разделить со всей страной опасности и горести, держаться сообща до побед-ного конца. После митинга они направились к резиденции гу-бернатора пров. Чжили с петицией, в которой требовали осво-бождения арестованных в Пекине студентов, возвращения Ки-таю бывших германских концессий в Шаньдуне и отмены навя-занного Японией “21 требования”. 9 июня в Тяньцзине прошел грандиозный митинг -- присутствовало более 20 тыс. человек. Представители различных общественных организаций города одобрили призывы прекратить со следующего дня занятия в учебных заведениях, работу на предприятиях и в торговых учреждениях. 18 июня была образована Объединенная ассоци-ация представителей различных слоев населения Тяньцзиня за национальное спасение. В нее вошли более 170 различных орга-низаций и групп от торговых, промышленных, экономических, просветительских, религиозных, благотворительных кругов го-рода История КНР. М., 2002. С.328.. Заместителем руководителя Объединенного союза учащихся Тяньцзиня был избран близкий друг Чжоу Эньлая по Нанькайской школе Ма Цзюнь. Он предложил Чжоу Эньлаю стать редактором создаваемой газеты Объединенного союза учащихся Тяньцзиня (“Сюэшэ ляньхэхуэй бао”).

Чжоу Эньлай не задумываясь ответил согласием и с головой ушел в работу -- добывал средства на издание газеты, приобре-тал бумагу, подыскивал типографию, подбирал редакционный аппарат. В целях рекламы он поместил 12 июля в газете Нань-кайской школы большую статью о целях и задачах новой га-зеты. Показав место “движения 4 мая” в общем контексте раз-вития международной обстановки на Дальнем Востоке, “рисовых бунтов” в Японии и движения за независимость Кореи, Чжоу Эньлай назвал их “волнами мощного прибоя новой мысли”, не-посредственным результатом возросшего национального самосо-знания народов Восточной Азии. Он заверял читателей, что но-вая газета будет руководствоваться идеями “обновления и ре-форм”, “духом демократии”, будет знакомить общество со взглядами современного “идеологического прибоя”, “выполнять задачу общественного контроля над политикой правительства”, давать объективное освещение общественной жизни и критику различных научных теорий. Эта блестящая статья Чжоу Эньлая вскоре была перепечатана всеми ведущими газетами Тянь-цзиня.

Первый номер газеты Объединенного союза учащихся Тянь-цзиня вышел в свет 21 июля 1919 г. с подзаголовком на англий-ском языке: “Наш девиз -- демократия; у нас должно быть пра-вительство, контролируемое народом, служащее народу и забо-тящееся о благе народа”. Девиз газеты наглядно свидетельство-вал о широком распространении в те годы среди учащейся моло-дежи американских буржуазно-демократических идей. Написан-ная Чжоу Эньлаем передовая статья “Реформа, обновление” призывала к перестройке общества и реформированию сознания. Газета сначала выходила один раз в три дня, но вскоре стала ежедневной с тиражом в 20 тыс. экземпляров. Чжоу Эньлай за-казывал и собирал статьи и заметки, сам писал передовые, ре-дактировал и вычитывал материал, правил корректуру, следил за печатанием тиража в типографии, а иногда по утрам сам продавал газету.

Газета Объединенного союза учащихся Тяньцзиня резко критиковала правительство, находившееся под контролем ань-фуистской группировки бэйянских милитаристов, за его внеш-нюю и внутренюю политику, в частности за введение в Шань-дуне военного положения и подавление генералом Ма Ляном патриотического движения в этой провинции. Газета разобла-чала подкуп бэйянскими милитаристами органов китайской пе-чати, выступала организатором массовых демонстраций против произвола властей, в защиту патриотического движения. В авгу-сте 1919 г. была создана Ассоциация газет и журналов различ-ных учебных заведений Тяньцзиня, и Чжоу Эньлай единодушно был избран ее председателем.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать