Движение 4 мая 1919 г. в Китае
p align="left">По призыву Объединенного союза учащихся был организован марш протеста из Тяньцзиня в Пекин в поддержку требования об отставке и наказании генерала Ма Ляна. Коща 28 августа группа петиционеров была жестоко избита и арестована пекин-ской жандармерией, Чжоу Эньлай с оставшимися на свободе ли-дерами союза организовал массовую манифестацию у президент-ского дворца в Пекине. В ней участвовало от 2 до 4 тыс. чело-век, которых горячо поддерживало население столицы. Она дли-лась три дня и окончилась лишь после освобождения арестован-ных, в числе которых был и Ма Цзюнь.

Окрыленный успехом, Чжоу Эньлай и его ближайшее окру-жение решили создать в Тяньцзине из числа наиболее предан-ных движению членов Ассоциации учащихся и Патриотической ассоциации женщин глубоко законспирированный кружок для совместного изучения обстановки в стране и подготовки нового подъема, или, как тогда говорили, “нового прибоя” патриотичес-.кого движения.

Такой кружок, названный его участниками Обществом про-буждения сознания (“Цзюэ у шэ”) был вскоре организован. На учредительном собрании 16 сентября 1919 г. (присутствовало 12 человек) основополагающими принципами его деятельности были провозглашены “обновление” и “реформы”. Собравшиеся приняли решение об издании своего печатного органа -- пе-риодически выпускаемого сборника статей “Пробуждение сознания”, где члены кружка могли бы публиковать свои мнения по всем вопросам, волновавшим китайское общество. В сборнике намечалось также печатать материалы, содержавшие взгляды на современные проблемы известных общественных деятелей страны, знакомить читателей с новыми зарубежными идеями и течениями. Чжоу Эньлаю, выдвинутому на пост руководителя общества, было поручено подготовить проект его устава.

Ввиду усилившихся репрессий властей в отношении патриотической молодежи члены кружка решили строго со-блюдать конспирацию и пользоваться псевдонимами. Чжоу Энь-лай получил псевдоним “У Хао” (“Номер пятый”), впоследствии не раз использовавшийся им в его революционной публи-цистике.

21 сентября 1919 г. по предложению Чжоу Эньлая был при-глашен один из зачинателей “движения за новую культуру”, видный участник “движения 4 мая”, известный своей привер-женностью к марксизму, профессор Пекинского университета Ли Дачжао выступить перед членами кружка и дать направле-ние их дальнейшей деятельности. Ли Дачжао одобрил реши-мость молодежи бороться с феодальными преградами на пути развития Китая, приветствовал совместное участие в работе как юношей, так и девушек, счел полезным выпуск сборника с изложением взглядов членов общества, посоветовал внимательно изучать статьи в прогрессивных журналах “Синь циннянь” и “Шаонянь Чжунго”, систематически следить за современными научными течениями. Кружковцы провели также ряд встреч с другими видными участниками “движения за новую культуру”, преподавателями пекинских и тяньцзиньских учебных заведе-ний, на которых обсуждались проблемы спасения Родины, раз-личные новые общественные течения, вопросы литературы на “байхуа”, эмансипации женщин, образования рабочих и др. Среди приглашенных был русский преподаватель Пекинского университета Сергей Полевой (китайское имя Бо Ливэй), по-знакомивший Чжоу Эньлая и его друзей с историей революци-онных событий в России и политикой молодого Советского госу-дарства Тихвинский С.Л. С.56.. Чжоу Эньлай и члены Общества пробуж-дения сознания стали руководящим ядром патриотического дви-жения учащейся молодежи города.

С конца августа 1919 г. полицейское управление Тяньцзиня несколько раз запрещало выпуск очередных номеров газеты Объединенного союза, проводило обыск в типографии, арестовы-вало отпечатанный тираж. Несмотря на чинившиеся властями препятствия, газета хотя и с перерывами, но продолжала выхо-дить.

25 сентября 1919 г. Чжоу Эньлай присутствовал на торжест-венной церемонии открытия Нанькайского университета, в ко-торый он был принят на первый курс гуманитарного факуль-тета, а 30 сентября выехал в Пекин на заседание Всекитайской студенческой ассоциации, где обсуждался вопрос о начале мас-совой петиционной кампании в стране с требованием решить судьбу пров. Шаньдун. 1 октября делегаты от семи городов Ки-тая, прибывшие на заседание ассоциации, провели демонстра-цию у президентского дворца в Пекине. Они пытались передать властям петицию с изложением своих требований, но были аре-стованы полицией. Чжоу Эньлай призвал к проведению 10 октября, в день годовщины Синьхайской революции, массо-вой демонстрации протеста против ареста петиционеров, а 7 октября в газете Объединенного союза опубликовал статью-объявление, в которой обвинял власти в подавлении свободы слова и сообщал, что из-за цензурных преследований впредь га-зета будет выходить не ежедневно, а раз в три дня. 10 октября на массовом митинге в Тяньцзине на стадионе Нанькайского университета, где присутствовали 40--50 тыс. представителей различных общественных организаций и учебных заведений го-рода, было принято воззвание, осуждавшее диктатуру бэйянских милитаристов и проведенные пекинской полицией аресты сту-дентов-петиционеров. Местные власти, мобилизовав крупные силы полиции и жандармерии, окружили стадион, стремясь не допустить намеченной после окончания митинга демонстрации. Однако нескольким группам удалось прорвать окружение и на-правиться к зданию полицейского управления города, где они потребовали встречи с начальником полиции Ян Идэ. Но по-следний отказался выйти к демонстрантам.

В знак протеста против произвола полиции Ассоциация учащихся и Патриотическая ассоциация женщин Тяньцзиня приняли решение о проведении 4-дневной забастовки (затем она была продлена еще на 2 дня). Чжоу Эньлай написал текст воз-звания о временном прекращении учебы, в котором обвинил на-чальника городской полиции в насильственных действиях в отношении учащихся Тяньцзиня. Протест молодежи вызвал со-чувственный отклик различных слоев общественности города -- торговцев, рабочих промышленных предприятий, ремесленни-ков. 20 октября более 10 тыс. жителей Тяньцзиня собрались у канцелярии губернатора провинции Чжили, чтобы поддержать требования учащихся. Одновременно в разных частях города пришедшие на митинги юноши и девушки горячо осуждали зло-деяния полиции. В результате этих действий и мощной поддер-жки со стороны Всекитайской студенческой ассоциации пекин-ские власти были вынуждены 7 ноября освободить арестованных в столице учащихся-петиционеров. 15 ноября на чрезвычайном заседании Общества пробуждения сознания, проходившем под председательством Чжоу Эньлая, было решено превратить кру-жок в боевую организацию молодых людей, “готовых на жерт-вы, готовых на борьбу”, в “генеральный штаб борьбы” и при-нимать новых членов лишь после строгой проверки их готовно-сти выполнить эти требования.

Массовые избиения учащихся, призывавших к бойкоту япон-ских товаров, вызвали новую волну антияпонского движения. Чжоу Эньлай, избранный к тому времени руководителем Объе-диненного союза ассоциации учащихся Тяньцзиня, с группой товарищей посетил торговую палату Тяньцзиня с целью коорди-нировать действия при проведении общегородского бойкота японских товаров. 20 декабря представители различных общест-венных организаций Тяньцзиня в присутствии более 100 тыс. жителей города демонстративно сожгли на площади большую партию японских товаров, после чего организовали шествие под антияпонскими лозунгами.

Результаты оживленных дискуссий на проходивших в конце года конспиративных собраниях Общества пробуждения созна-ния Чжоу Эньлай изложил в написанном им Манифесте. В нем говорилось о необходимости вырвать с корнем или преобразовать все то, что не соответствует современной эпохе: растущий мили-таризм, капитализм, политиканство, бюрократизм, неравенство мужчин и женщин, консервативное мышление, старую мораль и старую этику.

3. Итоги, характер и историческое значение движения

Не на шутку обеспокоенные ростом антияпонских настро-ений, пекинские власти, которые готовились к заключению со-глашения с Японией о Шаньдуне путем “прямых переговоров”, стали принимать решительные меры против ширившегося по-всеместно бойкота японских товаров. Губернатор пров. Чжили отдал распоряжение о досрочном роспуске учащихся Тяньцзиня на зимние каникулы, чтобы помешать им участвовать в бойкоте. В ответ на это на очередном собрании членов Общества пробуж-дения сознания по инициативе Чжоу Эньлая было принято ре-шение создать летучие группы по выявлению в городе японских товаров и активно включиться в антияпонское движение. 23 января 1920 г., когда выделенные Объединенным союзом доб-ровольцы проверяли наличие в городских лавках японских това-ров, они были жестоко избиты группой японских хулиганов. Это вызвало волну возмущения жителей города. Представители раз-личных общественных организаций Тяньцзиня пришли в канце-лярию губернатора Чжили с петицией, в которой просили нака-зать хулиганов и владельцев лавок, припрятывавших японские товары. Полицейские не допустили петиционеров в здание кан-целярии, избили их и арестовали 20 человек, в том числе и Ма Цзюня. Одновременно полиция произвела обыски в помещении Объединенного союза учащихся и в других общественных орга-низациях История КНР. М., 2002. С.457.

Члены Общества пробуждения сознания организовали ряд конспиративных встреч, проходивших на территории француз-ской концессии города, куда не имела право проникать полиция, и, обсудив сложившуюся обстановку, приняли решение провести массовые демонстрации протеста против избиения и ареста пе-тиционеров и утвердили Чжоу Эньлая руководителем готовив-шейся акции.

29 января 1920 г. несколько тысяч учащихся Тяньцзиня во главе с Чжоу Эньлаем проследовали к зданию канцелярии гу-бернатора для вручения петиции с требованиями в адрес прави-тельства: 1) отклонить предложение Японии о начале “прямых переговоров” о Шаньдуне; 2) ускорить переговоры с японцами о трагических событиях в Фучжоу; 3) снять запрет с Объединен-ного союза учащихся Тяньцзиня; 4) освободить задержанных 23 января петиционеров и впредь не вмешиваться в осуществле-ние населением прав на собрания, создание организаций, сво-боду слова и издательскую деятельность. Когда губернатор Цао Жуй отказался выйти к собравшимся, они уполномочили четы-рех своих руководителей во главе с Чжоу Эньлаем ройти в зда-ние канцелярии для вручения петиции. Четверка была немед-ленно арестована и доставлена в штаб гарнизона, а собравшиеся у входа петиционеры были жестоко избиты и разогнаны отря-дами полиции и жандармерии. 6 февраля Чжоу Эньлай и его товарищи были переведены в полицейское управление города, где начальник полиции Ян Идэ обвинил арестованных в том, что они были использованы для подстрекательства беспорядков. На допросе в полицейском управлении 17 февраля власти требо-вали от Чжоу Эньлая назвать имена тех, кто давал деньги на издание газеты Объединенного союза учащихся Тяньцзиня. По-лучив решительный отказ, полицейские не спешили передавать дело в суд. Заключенные, содержавшиеся в сыром подвальном помещении без окон, 1 апреля пригрозили объявить всеобщую голодовку, если дело не будет незамедлительно передано в суд, не будут улучшены условия содержания их в тюрьме, отменен запрет на общение арестованных между собой. 3 апреля началь-ник полиции был вынужден принять эти требования, и вечером того же дня голодовка была прекращена. 5 апреля 24 пред-ставителя Ассоциации учащихся Тяньцзиня посетили поли-цейское управление и потребовали освобождения всех аре-стованных петиционеров, выразив готовность до суда добро-вольно сесть в тюрьму вместо них. Под давлением широких кру-гов общественности Тяньцзиня начальник полиции Ян Идэ со-гласился улучшить условия содержания арестованных под стра-жей, разрешить друзьям и родным свидания с ними и впредь не ограничивать общение заключенных между собой.

7 апреля 21 арестованный, в том числе Чжоу Эньлай, были переведены в городскую тюрьму. Проявив настойчивость, аре-стованные добились разрешения находиться в общей тюремной камере, получили право на прогулку в тюремном дворе, чтение книг и газет. Заключенные ввели строгий распорядок дня, рас-пределили между собой обязанности и составили расписание учебных занятий. Утро начиналось с зарядки, затем петицио-неры готовились к защите от предъявленных им обвинений, а во второй половине дня занимались уроками и чтением. После ужина проводились политзанятия и дискуссии по актуальным социальным и политическим вопросам. Их вели Чжоу Эньлай и еще два наиболее теоретически подготовленных заключенных. Чжоу Эньлаю также было вменено в обязанность вести тюрем-ный дневник. Арестованные отмечали в камере памятные дни -- 1 мая (по случаю которого провели генеральную уборку камеры и отменили все занятия), 9 мая, “день позора” (в этот день Юань Шикай в 1915 г. принял 21 требование Японии), а также дни рождения товарищей по заключению. На занятиях обсужда-лись такие темы, как история промышленных революций в странах мира, история политических революций, новые идейные течения. В мае--июне Чжоу Эньлай посвятил ряд занятий основным принципам материалистического взгляда на историю, экономическим взглядам Маркса, его учению о капитале и клас-совой борьбе, биографии Маркса.

В первую годовщину “движения 4 мая” состоялось посвя-щенное этой дате специальное заседание, на котором Ма Цзюнь сделал доклад о событиях истекшего года и о задачах предсто-ящей борьбы молодежи. На этом и других заседаниях дискусси-онного клуба, где обсуждались вопросы служения обществу, председательствовал Чжоу Эньлай. Было решено создать группы активистов патриотического движения среди торговцев, симпа-тизирующих учащимся, издавать специальные малотиражные газеты для разъяснения основ демократии, организовать агита-ционные бригады для работы среди населения, для проникнове-ния в различные общественные организации, чтобы распростра-нять среди их членов политические знания, необходимые для коренной перестройки общества.

1 июня Чжоу Эньлай с товарищами по заключению написал письмо известному своими передовыми взглядами юристу Лю Цзуныо. В нем, обрисовав тяжелое положение арестованных, он разоблачил стремление полиции создать дутое дело по обвине-нию молодежи в беспорядках и просил юриста выступить на суде защитником. 6--8 июля проходило публичное слушание по делу Чжоу Эньлая и других петиционеров, обвинявшихся в “на-рушении безопасности и учинении беспорядков”. Оно вызвало огромный интерес не только учащихся города, но и пред-ставителей различных патриотических организаций. В дни засе-даний перед зданием суда постоянно толпился народ, а зал суда ломился от публики. Чжоу Эньлай и его товарищи в своих вы-ступлениях обвиняли полицейские власти в грубом насилии над учащимися, доказывая, что защита патриотизма и спасение Ро-дины -- не преступление, а правое дело. Адвокат Лю Цзуныо произнес блестящую речь в защиту патриотического движения молодежи, и 17 июля 1920 г. суд огласил приговор об освобо-ждении Чжоу Эньлая и его товарищей “за истечением срока за-ключения”. Более 100 представителей различных общественных организаций Тяньцзиня горячо приветствовали освобожденных после полугодового тюремного заключения. К их одежде были прикреплены серебряные значки с надписью “Пострадавшему во имя Родины” и красные шелковые цветы; на девяти автомоби-лях, украшенных транспарантами “Приветствуем наших де-легатов, освобожденных из тюрьмы”, их привезли в здание го-родской торговой палаты. Здесь состоялось торжественное собра-ние, на котором Чжоу Эньлай рассказал о борьбе заключенных с полицейским произволом.

За время нахождения под стражей Чжоу Эньлай и Ма Цзюнь были отчислены из Нанькайского университета, а ряд арестованных вместе с ними преподавателей средних школ ли-шились работы.

В начале августа 1920 г. Чжоу Эньлай, председательство-вавший на заседании членов Общества пробуждения сознания, подвел итоги году патриотической борьбы учащихся Тяньцзиня, а 16 августа все 12 членов-учредителей общества прибыли в Пе-кин. Здесь в одном из павильонов парка Таожаньтин состоялась конспиративная конференция с представителями четырех сто-личных прогрессивных организаций учащейся молодежи -- Общества молодого Китая (Шаонянь Чжунго сюэхуэй), Союза взаимопомощи молодежи в овладении знаниями (Циннянь гунду хуцзутуань), общества “Рассвет” (Шугуаншэ) и общества “Гуманизм” (Жэньдаошэ). Задача конференции заключалась в обмене опытом патриотического движения молодежи и опреде-лении перспектив дальнейшего движения за спасение Родины. Работой конференции, где присутствовало более 20 человек, ру-ководил Ли Дачжао, представлявший Общество молодого Китая. Он предложил представителям каждого из пяти обществ, уча-ствовавших в конференции, четко определить свои идеологиче-ские позиции и выделить своих представителей для поддержа-ния связи и продолжения обсуждения. Через день после конфе-ренции в парке Таожаньтин они провели совещание в библио-теке Пекинского университета, директором которой был Ли Дачжао, и договорились о создании совместной организации, названной ими Объединение во имя преобразования (Гайцзао ляньхэ). Цель новой организации -- сплотить все прогрессивные общества и союзы учащейся молодежи для совместной борьбы за спасение Китая и преобразование общества. Об этом говорилось в принятом участниками встречи “Воззвании к объединению во имя преобразования”, которое призывало молодежь “идти в на-род”.

“Движение 4 мая” вышло далеко за пределы патриотичес-кого, антиимпериалистического выступления учащейся моло-дежи. Оно всколыхнуло широкие массы городского населения, в том числе и молодой промышленный пролетариат, сплотило их в общей борьбе за национальную и экономическую независи-мость, явилось важным этапом на пути антифеодальных, демо-кратических преобразований китайского общества. Оно по-ставило вопрос о коренной переоценке традиционных ценностей и норм феодального Китая и о замене их демократическими и гуманистическими идеалами. Это движение было в значительной степени обусловлено бурным приобщением пе-редовой китайской интеллигенции к мировой культуре, знакомством с философией и общественно-политической мыслью иностранных государств. С “движением 4 мая” связано распро-странение в Китае марксизма и идей Октябрьской революции в России.

Заключение

Версальский мирный договор, санкционировавший право Японии на германские владения в Шаньдуне, вызвал бурю возмущения в Китае, где надеялись на иные итоги войны, в которой и Китай принял некоторое участие, послав в Европу на тыловые работы своих кули. Возмущение пылилось в так называемое движение “четвертого мая” -- в этот день в 1919 г. студенты вышли на демонстрацию протеста с требованием аннулировать уступки Японии (ее “21 требование”). Вы-ступление пекинских студентов было поддержано широкими слоями китайской молодежи и интеллигенции и сопровождалось движением за “новую культуру”, результатом которого было введение в политиче-скую публицистику, а затем и в литературу нового письменного языка байхуа, соответствовавшего разговорному. Это была подлинная куль-турная и литературная революция, позволившая приобщить к грамот-ности и облегчить образование для многих миллионов китайцев. Движение выдвинуло в гущу революционной борьбы новый мощный отряд китайской молодежи, немалая часть которой затем влилась в ряды суньятсеновской партии и оформившейся в 1921 г. Коммунисти-ческой партии Китая (КПК). Движение “четвертого мая” способство-вало также консолидации молодого китайского рабочего класса, что нашло проявление в его первых организованных выступлениях, в забастовках. Словом, это стало началом нового этапа в революционном процессе Китая, причем революция 1917 г. в России оказала немалое воздействие на те формы, которые это движение в Китае стало обретать.

Список использованной литературы

Гарушянц Ю.М. Движение 4 мая 1919 года в Китае. М., 1959.

Движение 4 мая 1919 года в Китае. Документы и материалы / Отв. ред. Л.П. Делюсин. М., 1969.

Афанасьев А.Г. Борьба против конфуцианства в период “движения за новую культуру” / Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982.

Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (19-30 октября 1943 г.). Сборник документов. М., 1978.

Сунь Ятсен. О движении 4 мая // Избранные произведения. М., 1985.

Новейшая история Китая. 1917-1927. М., 1983.

История КНР. М., 2002.

Тихвинский С.Л. Путь Китая к объединению и независимости. М., 1996.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать