Иран 1945-2000 - (реферат)
p>В 1980 Ирак вторгся в юго-западный Иран, в частности для того, чтобы предупредить выступления иракских шиитов против собственного правительства и укрепить влияние в зоне Персидского залива. Война продолжалась в течение 8 лет, не принеся победы ни одной из сторон. Война началась 22 - 23 сентября 1980 г. , когда иракские вооруженные силы вторглись в западный Иран.   Официально причиной вторжения в Иран Ирак называл стремление восстановить границу между странами, в рамках до 1975 года. Однако с причинами войны на самом деле дела обстоят гораздо сложнее. Война корнями уходит в территориальные и политические споры между Ираном и Ираком. Территориальные разногласия между двумя странами возникли еще в 1971, когда Иран занял несколько иракских островов в Персидском заливе. Позже Ирак захотел захватить богатую на нефть приграничную область Ирана Хузистан. Президент Ирака Саддам Хуссейн хотел взять контроль над обоими берегами реки Шатт аль-араб, по которой проходила историческая граница между двумя странами. Хуссейн так же был обеспокоен Исламским революционным правительством Ирана, и опасался возможности восстания Шиитов на юге Ирака. В случае нападения на Иран, Ирак мог восрользовался беспорядком, царящим в Иране и деморализацией регулярных вооруженных сил Ирана.

    РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ.
    Конфликт можна разбить на 4 периода:

1 период (осень1980 - лето 1982). Иран оборонялся. В сентябре 1980 иракская армия значительно продвинулась вглубь Хузистана, захватив Иран в расплох. Иракские войска захватили город Хорамшахр, но не сумели взять важный центр очистки нефти Абадан. К декабрю 1980 иракское наступление приостановилось, после того как встретило неожиданно сильное сопротивление. Однако контрнаступление иранцы развить не сумели. В целом, войска Ирака углубились на 80-120 км вглубину территории Ирана.   Ирак оккупировал одну третью территории Хузистана. За одними оценками Хузистан вынуждены были покинуть около 1 500 000 жителей. Ущерб Ирана оценивался в миллиардах $. 2 период (1982 - конец 1984). В 1982 году Ирак добровольно освободил территорию Ирана и стал искать мирного соглашения с Ираном. Однако ввиду личной неприязни аятолла Хомейни к Саддаму Хуссейну, Иран продолжал войну с целью свержения Хуссейна. В июле 1982 Иран решает вторгнуться на территорию Ирака. Лидеры Ирана обьявляют, что освобождение территорий недостаточно. Новая цель - убрать Саддама Хуссейна и достигнуть выпплаты Ираком репараций Ирану. Однако углубится на территорию Ирака иранцы не сумели. Ввиду высокой иракской обороноспособности фронт стабилизировался в основном по границе Ирака. Иран неоднократно бросал на штурм пехоту, составленную в основном из неподготовленных призывников, однако эти атаки отражались превосходящей огневой мощью и авиацией Ирака. Так же продолжались воздушные налеты и ракетные удары по городам, военным обьектам, нефтяным установкам и танкерам с нефтью. Удары Ирака по танкерам Кувейта и других стран Персидского Залива побудили США увеличить военное присутствие в Заливе. 3 стадия (1985-1987) - дипломатическая борьба. Иран стремится выйти из дипломатической изоляции, однако неудачно. 4 стадия -  заключение мира, рост военного присутствия США в Заливе. Если Ирак поддерживался Саудовской Аравией и другими умеренными Арабскими государствами (при молчаливой поддержке США и СССР), то единственными союзниками Ирана были Сирия и Ливия. Однако международная репутация Ирака была существенно подмочена, так как появились сообщения об использовании Ираком против иранских войск смертоносных химикатов. Военное противостояние продолжалось, однако 20 июля 1987 Иран принимает условия перемирия под эгидой ООН, которое он раньше отклонял. Мир был достигнут в августе 1988. В августе-сентябре 1990, в то время как Ирак был занят вторжением в Кувейт, Иран с Ираком восстановили дипломатические отношения и Ирак согласился на иранские условия урегулирования конфликта: 1. Изъятие ираксих войск с иранской территории. 2. Граница по реке Шатт аль-Ароаб. 3. Обмен военнопленными. Война окончилась большими потерями для обоих сторон - около 600 000 иранцев и 400 000 иракцев было убито. Общая материальные потери составляли 1, 2 млрд $. После того как Иран согласился в 1988 на прекращение огня, под эгидой ООН были предприняты усилия по восстановлению контактов со странами Персидского залива, прежде всего с Кувейтом и Саудовской Аравией. ИРАН В КОНЦЕ 80-х

В конце 1980-х годов в политическом руководстве Ирана возникла трещина между реформаторами, желавшими восстановить контакты с Западом, и консерваторами, выступавшими против проведения такой политики. В результате ИПР стала быстро терять свою эффективность как орудие политической борьбы и в 1987 была распущена. На выборах в меджлис, проведенных в апреле и мае 1988, реформаторы получили большинство. Правительство стало отходить от исламского радикализма внутри страны и от агрессивного курса в международных делах. Хомейни скончался 3 июня 1989. После внесения поправок в конституцию его преемником на посту факиха Совет экспертов избрал Хаменеи. В связи с этим в июле были проведены новые президентские выборы. Одновременно состоялся референдум по поправкам к конституции, наиболее важной из которых была отмена поста премьер-министра. Президентом был избран спикер меджлиса Али Акбар Хашеми-Рафсанджани, а предложенные поправки к конституции были одобрены населением. Али Акбар Хашеми-Рафсанджани

Рафсанджани сформировал совет министров, который представлял собой коалицию из реформаторов, консерваторов и технократов. Утверждение правительства меджлисом было воспринято как предоставление президенту мандата на проведение более мягкой политики в отношении Запада. Рафсанджани обещал за 10 лет восстановить разрушенное хозяйство, устранить недостатки в управлении экономикой и приватизировать крупные отрасли промышленности. В 1990–1991 произошли массовые выступления против повышения цен. Тем не менее на выборах в меджлис, проведенных в апреле и мае 1992, сторонники Рафсанджани получили более 70% голосов. После агрессии против Кувейта в августе 1990 Ирак пошел на заключение мирного договора с Ираном, признав все его претензии, за чем последовало восстановление двусторонних дипломатических отношений. Иран осудил вторжение в Кувейт и соблюдал санкции ООН против Ирака, но в то же время высказался против развертывания многонациональных сил во главе с США в зоне Персидского залива и настаивал на выводе из региона всех войск западных стран. После освобождения Кувейта в начале 1991 вновь произошло осложнение отношений Ирана с Ираком. Вместе с тем Рафсанджани достиг успеха в поисках путей расширения контактов с Западом. В июне 1991 США возобновили импорт иранской нефти, но продолжили курс на ограничение продаж Ирану новой военной техники. Отношения с государствами Персидского залива оставались напряженными ввиду продолжавшегося спора из-за трех островов в заливе (Абу-Муса, Томбе-Бозорг и Томбе-Кучек). С начала 90-х годов Иран начинает переход к рыночно ориентированной экономике. Духовенство, понимая необходимость повышения жизненного уровня населения, боеспособности армии, а следовательно эффективности экономики, идет на изменение таких, казалось бы ранее незыблемых принципов, как привлечение иностранного капитала, приватизация государственной собственности, отказ от вмешательства в ценообразование, расширение контактов с мировыми державами. Отчетливо стали проявляться перемены в национальной и культурной политике. В принятом в начале 1990 года первом пятилетнем плане социально-экономического и культурного развития Ирана большое внимание уделялось росту культурного уровня населения, повышения технического оснащения школ и вузов. Уже в первые годы проведения нового экономического курса стране удалось добиться весьма заметных результатов. Стал расти валовой продукт, жизненный уровень населения, увеличился прирост капиталовложений в производство, активизировался иностранный капитал. Необходимость Его привлечения заставляла Иран постепенно переориентировать свои внешнеэкономические связи на развитые страны. Но противникам Рафсанджани удалось расстроить полное выполнение планов правительства по проведению экономических, финансовых и административных реформ, в том числе касающихся приватизации. Осложнения на дипломатическом фронте и активное противодействие со стороны США стали препятствием на пути иностранных инвестиций, необходимых для восстановления экономики. Во время второго президентского срока Рафсанджани (1993–1997) правительству пришлось иметь дело с теми же политическими и экономическими проблемами. Исламская государственная система стала подвергаться критике со стороны представителей не только светских, но и религиозных кругов.

    МОХХАМАД ХАТАМИ НА ПОСТУ ПРЕЗИДЕНТА ИРАНА

В мае 1997 г. На президентских выборах победил Мохаммед Хатами. ХАТАМИ, МОХАММАД (р. 1943), президент Ирана. Родился в 1943 в Ардакане в центральном Иране в семье мусульманского священника. Изучал теологию в семинариях в Коме и Исфахане. В 1960–1970-х годах сотрудничал с оппозиционными правительству шаха Мохаммеда Реза Пехлеви политическими силами. Познакомился с аятоллой Рухоллой Хомейни. В 1978 обосновался в Германии, став главой Гамбургского исламского центра. Занимал пост министра культуры и исламистского воспитания в 1982–1992, в 1992 был смещен со своего поста за чрезмерный либерализм. Позднее в том же 1992 стал директором Национальной библиотеки, одновременно служил советником по культуре при правительстве.

Представитель обновленного иранского общества, с одной стороны – духовное лицо, с другой – откровенный либерал, сторонник диалога и компромиссов. Главным в эволюции исламского правления при М. Хатами стало стремление демократизировать внутриполитическую жизнь в стране и выправить характер ее внешнеполитического курса. Пожалуй, самые большие изменения произошли в отношении Ирана с внешним миром. После избрания М. Хатами президентом Тегеран проявляет завидную активность на многих направлениях внешней политики, в том числе и в отношениях с США. После прихода к власти Моххамада Хатами постепенно в мировом сознании начинает складываться иной, чем после исламской революции образ режима, в котором европейское понятие свободы и ислам уже не столь противопоставляются. Именно с личностью Хатами связаны новые, прогрессивные тенденции в иранской государственности.

    Парламентские выборы 2000 года

Прошедшие в Иране парламентские выборы стали самыми активными со времени провозглашения в стране Исламской Республики. К избирательным урнам даже выстроились очереди — время голосования пришлось продлить на два часа. На 290 мест в иранском меджлисе претендовали шесть тысяч кандидатов. В крупных городах, в том числе в столице Ирана, кандидатам от которого было предоставлено 30 мест, в бюллетенях были перечислены сотни фамилий, часто мало что говорящих избирателям. Чтобы помочь последним разобраться, газеты различных направлений опубликовали списки своих сторонников — многие иранцы пришли на участки с вырезками из этих газет. Выборы стали, по сути, кульминацией политической борьбы, которая развернулась в стране в последние несколько лет. Она ведется между сторонниками жесткой линии, или, как их называют, консерваторами, и более умеренными силами, которых на Западе окрестили реформаторами. Голосование принесло убедительную победу последним. По итогам выборов голоса распределились следующим образом: либералы получили 67, 1 процента голосов, консерваторы — 25, 6, независимые — 7, 3 процента. Как сообщил министр внутренних дел Ирана Абдолвахед Мусави-Лари, в голосовании приняли участие около 80 процентов избирателей. Теперь ясно, что реформаторы смогут контролировать иранский парламент. Исход выборов стал триумфом для президента Хатами, чья программа реформ была до сих пор заблокирована консервативным парламентом. Первыми приветствовали исход выборов в Иране Соединенные Штаты, а представитель американского госдепартамента Джеймс Рубин назвал их результаты историческими и выразил надежду, что они повлияют на улучшение отношений Ирана с западными странами. Конечно, победа реформаторов на парламентских выборах дает дополнительный козырь президенту Хатами в его противостоянии с консервативным духовным лидером страны аятоллой Али Хаменеи. Она может стать причиной социального и политического отката от ценностей исламской революции 1979 года, которая вполне может привести к подрыву базы существования исламской формы правления в Иране. В конечном счёте, результаты выборов сами по себе не так важны. Более значимым является то, вызовут ли они решимость двух лидеров страны — духовного и политического — пойти на дальнейший раскол и обострение противостояния между собой. Как известно, после победы исламской революции Иран взял на вооружение изоляционистскую внешнюю политику, главная цель которой заключалась в защите всевладной теократии от вмешательства Запада в развитие страны и влияния западных ценностей на иранское общество. Консервативное духовенство, видя главную опасность для теократической формы правления в стране и для себя лично в курсе президента на либерализацию, естественно, всеми силами противится любым формам проведения провозглашенных им реформ. После убедительной победы на президентских выборах 1997 года М. Хатами настойчиво добивался привлечения западных инвестиций в агонизирующую экономику страны. При этом он вовсю пытался продемонстрировать свою приверженность реформам, расширяя свободу прессы и повышая открытость функционирования правительства. Такие шаги нового президента не могли не прийтись по душе иранской молодежи, которая составляет значительную часть населения страны, что в дальнейшем упрочило его политическую базу и создало социальную основу для популярности реформистских сил в народе. Они также послужили средством “урезания” легитимности правления в Иране клерикалов. Ведь до появления в стране существующей сегодня минимальной свободы прессы никто даже не пытался поднять вопрос о том, насколько эффективно и правильно муллы управляют государством. Поражение консерваторов на иранских парламентских выборах вряд ли поможет реформаторам взять в свои руки реальную власть. Оно лишь будет способствовать повышению их легитимности (работать в оппозиции в Иране практически невозможно) и поможет обозначить политические приоритеты развития страны. После проведения президентом реформ в области средств массовой информации некоторые газеты отважились на постановку вопроса о предназначении и целесообразности существования консервативного Совета экспертов, который, в частности, давал заключение о преданности идеалам ислама кандидатов, участвующих в парламентских выборах. В конце концов это привело к изменению законодательства, которое сейчас требует от этого органа предоставления письменного заключения по поводу своих решений в этой области. Ранее эксперты (то бишь религиозные деятели) без всяких на то оснований снимали кандидатов-реформаторов с предвыборной гонки. Число “отказников” достигало шести тысяч. Поэтому нынешнюю цифру в 758 человек, отстраненных от участия в выборах, реформаторы рассматривают как результат своей победы. Однако Хатами все же не может обойтись без сотрудничества с высшим духовным руководством Ирана, поэтому должен использовать свой мандат и народную поддержку весьма осторожно. Хаменеи контролирует и судебную власть в стране, и тот же Совет экспертов, ответственный за проверку соответствия всех законов, принимаемых в Иране, канонам исламской идеологии. Исходя из того, что совет практически обладает правом вето на все законы, принимаемые парламентом, Хатами должен постоянно сотрудничать с Хаменеи с тем, чтобы найти баланс между своими реформами и строгой исламской идеологией. После студенческих волнений, вспыхнувших в Иране прошлым летом, оба лидера заключили негласное соглашение в отношении “разделения труда” между собой с целью сохранения в Иране мира и стабильности. Хатами взял на себя внешнюю политику страны и решение задачи привлечения в иранскую экономику иностранных инвестиций, а Хаменеи занимался внутренними проблемами Ирана, стараясь создать основу для стабильности внутри государства. Оба иранских лидера прекрасно отдают себе отчет по поводу происходящего, и найти консенсус между собой им было не сложно. Дело в том, что в контексте Ирана термины “консерваторы” и “реформаторы” весьма условны. Первые выступают за то, чтобы вся власть была сосредоточена в руках духовного лидера страны. В самой стране они исповедуют консервативные взгляды в вопросах культуры и общественных отношений. Однако в том, что касается экономики, они далеко не консерваторы, т. к. признают рыночную экономику западного образца. С другой стороны, называя президента лидером реформаторов, обозреватели также допускают определенную условность. Ведь М. Хатами — представитель духовенства, правящего Ираном уже 20 лет. Несмотря на это, соглашение между иранским духовным лидером и президентом страны просуществовало недолго. В ответ на попытки примирения Хатами с Западом Хаменеи выступил с резким осуждением возможного возобновления отношений Ирана с Соединенными Штатами. Поняв, что лидер консерваторов пытается подорвать его внешнеполитическую деятельность, президент опять обратился за поддержкой к студентам. В своей речи перед выпускниками тегеранских колледжей Хатами публично выступил против политики своего оппонента, фактически призвав студентов к “мирным протестам”, несмотря на призывы Хаменеи к спокойствию. Сигнал, поданный Хатами своим сторонникам, был ясен: он нуждается в поддержке народа для дальнейшего воплощения в жизнь своей экономической политики. Однако попытки Хатами реформировать иранскую экономику дали пока что весьма незначительные результаты. Несмотря на недавний стремительный вояж иранского министра иностранных дел Камаля Харрази по столицам западных государств с целью установления нормальных отношений с этими странами, объем иностранных инвестиций в Иран пока что выглядит маловпечатляющим. Экономика страны, даже при наблюдавшемся в прошлом году значительном росте цены на нефть, по-прежнему находится в кризисе. Согласно западным оценкам, инфляция не падает ниже 20 процентов в год, а половина населения живет за чертой бедности. Безработица продолжает оставаться высокой, что вместе с жесткими моральными и религиозными правилами является источником растущего недовольства молодежи, составляющей значительную часть иранского общества — около двух третьих 65-миллионного населения страны составляют люди в возрасте 25 и менее лет. Потребность в экономических, социальных и политических преобразованиях в Иране растет прямо на глазах. Все это не может не угрожать будущему иранской теократии. Количество массовых выступлений иранцев по всей стране продолжает расти. Они стали уже обычным способом выражения недовольства правящим режимом. Несмотря на то, что ответственность за минометный обстрел резиденции правительства в Тегеране 6 февраля этого года взяли на себя боевики иранской оппозиционной организации “Народный муджахеддин”, зарубежные наблюдатели склонны рассматривать его как ответ на длительные акции протеста сторонников клерикалов в священном городе Ком, направленные против публикации прогрессивными изданиями политических карикатур на известных духовных лидеров страны. Так что вполне возможно, что противостояние между консерваторами и реформаторами вполне может в один прекрасный момент выплеснуться на улицы иранских городов. Как уже упоминалось, реформаторская деятельность Хатами способствовала развитию в Иране социальной и политической свободы, однако она не смогла привлечь в страну значительных зарубежных инвестиций. В то же время в основе популярности президента лежат его обещания либерализовать иранскую экономику. А зарубежные компании опасаются возвращаться в Иран из-за жестких требований трудового законодательства. К тому же экономика страны базируется главным образом на нефтяной промышленности, а кроме нее иностранных инвесторов в Исламскую Республику мало что может привлечь. Возможность притока зарубежного капитала в Иран будет главным образом зависеть от внешней политики Тегерана, которая, в свою очередь, будет определяться отношениями между Хатами и Хаменеи. Иностранные инвесторы, особенно из Соединенных Штатов, где сохраняется внутреннее антииранское законодательство, вряд ли отважатся вкладывать свои деньги в Иран, пока эта страна не разработает и не начнет проводить последовательную внешнюю политику. Нынешние результаты выборов в Иране не ставят точки во внутриполитических процессах, происходящих в Иране. Однако уже сейчас можно спрогнозировать дальнейшее развитие событий в этой стране. Тегеран будет продолжать осуществлять медленную экономическую либерализацию, постепенно отходя от своей политики изоляционизма и развивая социальные и политические свободы. Растущее влияние западной культуры будет размывать основы власти клерикалов, которые в свою очередь будут всеми силами препятствовать реформаторским усилиям президента и его сторонников. Если муллы не осознают опасности таких действий, то борьба иранцев за свои права (в первую очередь социальные) вполне может перевести в один прекрасный день нынешнюю “бархатную” контрреволюцию в вооруженное восстание, которое просто-напросто сметет с политической арены страны и иранских консерваторов вместе с их режимом, и нынешних реформаторов с президентом во главе.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать