История отечества - (билеты)
p>Население России составляло в середине ХУШ в. 18 млн. чел. , к концу века 36 млн. 54 % крестьян проживали в сельской местности и принадлежали помещикам. 40% крестьян–государственные и принадлежали казне, 6% принадлежали дворцовому ведомству. Наблюдался рост крепостнических отношений вширь и вглубь. Они охватывали новые территории и новые категории населения (вширь). Росло бесправие и эксплуатация крестьян (вглубь). Во 2-й половине 18 в окончательно определились регионы. Где господствовали барщина (отработочная рента) и оброк (денежная или продуктовая рента). Барщина, доходившая до 6 дней в неделю, была распространена в черноземных районах. В нечерноземных районах крестьян переводили наденежный оброк. Здесь широкое распространение получили промысловые занятия и отход крестьян на заработки. Помещики стремились добиться увеличения производства зерна и для этого отбирали у крестьян наделы и переводили их на месячину /работа за скудное месячное довольство/. Врос и размер денежного оброка. Зарабатывать деньги можно было, занимаясьпромыслом (текстильный промысел, охота, деревообработка, кожевнический и т. д. ) или уходя на заработки. Крестьяневсе больше теряли связь с землей, что вело к разложению крестьянского хозяйства. Отдельные помещики стремились увеличить свои доходы не трогая основ крепостного права. Они стали применять технические устройства, вводился многопольный севооборот, разводились новые культуры (подсолнечник, табак, картофель). Екатериной 2 были приняты законодательные акты, при которыхкрепостное праводостигло своего пика и крепостной уже мало чем отличался от раба. Процветала торговля крестьянами, их можно было продать, проиграть в карты, право“первой ночи”. Крестьяне не имели подавать жалобы на помещика императрице / указ 1767 г. / Торговля осуществлялась на многочисленных торгах и ранках. Хлеб, текстиль, меха, соль, рыба и т. п. Через порты Прибалтики, Причерноморья велась внешняя торговля. Вывозила металл, парусное полотно, кожу, хлеб. Из зарубежных стран ввозился кофе, вино, фрукты, чай и т. п. Правительство преследовало цель превратитьгородских ремесленниковв одну из сословных групп тогдашнего феодального общества. Каждая категория населения / дворяне, духовенство, различные категории горожан, крестьян, казачества и др. / приобретала сословную замкнутость, которую определяли соответствующие привилегии, зафиксированные в законах и указах. Насаждениесословного строя способствовало удержанию власти в руках дворян. Промышленность: Происходил дальнейший рост мануфактур ( металлургия, суконное, полотняное производство, и т. д. ). Работали крестьяне –отходники. Они зарабатывали необходимую сумму /оброк/ для уплаты своему помещику. Отношения заводчика и крестьянина составлялипроизводственные капиталистические отношения. Появились заводчики из купцов и крестьян вложившие свои капиталы в промышленность. Процессскладывания капиталистических производственных отношений стал необратимым. Но господство крепостничества оказывало огромное влияние на формы, пути и темпы формирования капитализма. Финансы Доходы казны выросли в 4 раза. И в 5 раз выросли расходы. Доходы росли за счет повышения налогов. В расходной части стояли затраты на армию и флот, расходы на управление, содержание двора. Незначительные средства тратились на науку, просвещение и искусство. Впервые бумажные деньгипоявились в 1769 г, бумажный рубль обесценился и стоил 68 коп. (серебром ). Екатерина обратилась за внешними займами. Бюджет России был типичен для абсолютистских государств. Доходы росли за счет повышения налогов. ХУШ в. –время господства просветительной идеологии. Французские просветители Вольтер, Дидро, Руссо предложили пути достижения свободы, равенства, и братства. Одним из них было–правление на троне монарха-мудреца, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Но понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. Политикапросвещенного абсолютизмав России так же как и в др. странах, заключалась в укрепление крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Эта политика наметила курс на усиление внутренней и международной реакциии. Что означало конец“просвещенного абсолютизма”. Наиболее ярким проявлением просвещённого абсолютизма был созыв уложенной комиссии(1767). Комиссия была созвана для разработки свода законов. В её состав входило более 500 депутатов разных сословий: от дворян, от торгово-ремесленного населения, от государственных крестьян, от казаков, от инородцев. Для Уложенной комиссии Екатерина написала“Наказ”. Почти 3|4 наказа составляли цитаты из сочинений просветителей. В НаказеЕкатерина высказывает революционную идею равенства людей, но для каждого сословия свои права и обязанности. Утверждала, что только суд может признать человека виновным. Вводилось понятие презумпция невиновности , но только в сословной интерпретации. Наказ императрицы был встречен с восторгом и умилением депутатами, которые на первом же заседании присвоили Екатерине титул“Великой”, “Премудрой”матери Отечества. Но идеи Наказа не нашли отражения в практической деятельности Уложенной комиссии, которая свелась в основном к спорам между представителями разных сословий. Дворянство жаловалось на побеги крестьян, требовало расширения своих привилегий. Торгово-ремесленное население требовало им право владеть крепостными, также требовало ограничить их от конкуренции со стороны дворян и крестьянства. Все жаловались на тяжёлые налоги. Комиссия так и не выбрала новый свод законов. Под предлогом начавшейся войны с Турцией в 1769 году комиссия была распущена. Деятельность Уложенной комиссии показала, что русское общество не готово, а восприятию идей“Наказа”. Созданное “Вольное экономическое общество”сыграло огромную роль в поощрении в России земледелия, давало советы по ведению хозяйства. Политика просвещённого абсолютизма проявлялась и в деятельности“Вольного экономического общества”, которое было создано в 1765г по инициативе Екатерины 2. “ВЭО”печатало труды в которых помещикам давались советы по рациональному ведению хозяйства. В 1765г“Э. о” объявило конкурс сочинений на тему: “Что полезнее для общества: сохранение крепостного права или его отмена? ”. На конкурс было прислано 162 работы, в основном иностранных авторов (7 российских). В основном осуждали крепостное право. Все эти сочинения держались в секрете. первую премию получила работа французского автора, который предлагал не спешить с отменой крепостного права и наделением крестьян землями, он считал, что необходимо подготовить крестьян к свободе, просветить их. Это была программа ни к чему не обязывающая. Важным проявлениемполитики просвещенного абсолютизматак же относится секуляризация церковных земель (1764). У церкви были изъяты земли и переданы в управление коллегии экономии. Этот шаг имел важные последствия. Во-первых, государственная казна получала дополнительные доходы, т. к на содержание церкви тратилось меньше чем государство получало. Во-вторых монастырские крестьяне были освобождены от барщины и переведены на денежный оброк, они получили монастырские земли. В эпоху просвещённого абсолютизма в России крепостничество достигло своего пика, окончательно сформировалось (в 60е годы). Вторая половина ХУШ в. называлась екатерининским периодом. Екатерина 2немка по происхождению, желая узнать Россию, посетила много городов. Придавала огромное значение законодательству. Считала, что законы издаются для воспитания граждан. За годы своего царствования она издавала по 12 законов в месяц. Провела сенатскую реформу, которая улучшила управление страной из центра. Отменила гетманство на Украине, автономия Украины была ликвидирована. Вся страна, считала Екатерина, должна управляться по единым принципам. Провела секуляризацию церкви. Установились штаты и оплата церковнослужителей. Был введен принцип веротерпимости. Проводилась реформа по упорядочению землевладения ( граница земельных владений и их юридическое закрепление). Самое крупное мероприятие– проект нового Уложения. Реформы Екатерины: губернская 1775 г. Создавались губернии (300-400 тыс. муж. населения) во главе с губернатором, который подчинялся императрице. При нем создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами занималась казенная палата. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами богадельнями ведал Приказ общественного призрения (опекать, заботиться) . Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. муж. населения. Органом власти стал Земский суд. Каждое сословие получал свой суд. Крестьян судил помещик. Город был выделен в отдельную административную единицу. Во главе стоял городничий. Вводился полицейский контроль. После губернской реформы перестали существовать все коллегии, искл. Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Сложившаяся система управления территорией страны решала задачу укрепления власти дворянства на местах и предотвращала народные волнения. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г. Дворянству представлялись огромные права: освобождались от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний. Имения объявлялись полной собственностью помещиков, они имели право заводить собственные заводы и фабрики. Дворяне могли судиться только с равными себе и только дворянским судом. Жалованная грамота дворянству закрепляла и юридически оформляладворяновластие в России. Грамота города определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Городское население делилось на шесть разрядов. 1- дворяне и духовенство; 2- купцы, делившиеся на три гильдии; 3- ремесленники; 4 иностранцы, постоянно живущие в городе; 5- именитые горожане, имеющие высшее образование и капиталисты; 6- посадские, которые жили промыслом или работой. Реформа образования: Создавались сословные учебные заведения Были открыты воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц и т. п. В уездах открывались 2-х летние народны училища, в губерниях–4-х летние. Создавалась методика преподавания, классная урочная система, единые сроки начала и окончания занятий, единые учебные планы.

ХУШ в. славится полководцами Суворов / русско-турецкая война/, Кутузов /взятие Исмаила/ Потемкин - присоединение Крыма; стоял во главе управления юга России. За успехи по присоединению Крыма получил титул“князь Таврический”. Емельян Пугачев предводитель крестьянской войны выпустил ряд манифестов и указов. Один из ярких его манифестов о жалованной грамоте крестьянам. Он жаловал свободу и вольность, землю, сенокосные угодья. Освобождал от податей. Отряд его с 80 казаков увеличивался за 2 недели до 2, 5 тыс. Армия была организована, дисциплинирована, однако в целом движение оставалось стихийным. Движение росло. Брались города. Екатерина послала правительственные войска . Война продолжалась в 3 этапа. Оренбург, Казань города Поволжья ( он отступал, но брал города). Во главе правительственных войск был поставленПанин, был вызван Суворов. Но группа зажиточных казаков схватили Пугачева и выдали его властям. В деревянной клетке его отправили в Москву и казнили. В устрашение населения виселицы с заговорщиками были отправлены по Волге и др. рекам. Война заставила Екатерину реформы для укрепления своей власти, укрепив при этом органы управления, сословные права населения.

13 Попытки модернизации политической и социально-экономической системы в начале Х1Х в.

В 1801 г. на престол вступил молодой император Александр и первыми его шагами были мероприятия по исправлению распоряжений Павла 1(отца-предшественника), которые возмущали русскую общественность. Он объявил амнистию людям, которые преследовались при Павле; восстановил“жалованные грамоты”дворянству и городам; разрешил свободный въезд и выезд за границу; ввоз иностранных книг; отменил ограничения на торговлю с Англией; отменил раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении. Эти меры создали Александру славу либерала. Был организован Непременный совет совещательный орган при императоре, но основным центром стал Негласный комитет, в котором разрабатывались идеи преобразования. Проводились реформы государственного управления: Коллегии, созданные Петром 1, были заменены министерствами, были утверждены отраслевые управления. В результате усилилась центральная исполнительная власть. Коллегиальность сменилась единоначалием. Министры отвечали перед императором. Это усиливало централизацию и укрепляло самодержавие. Для совместного обсуждения министрами общих вопросов был создан Комитет министров. В 1802 г. был реформирован Сенат–высший административный судебный и контролирующий орган. Он получил право делать императору“представления”по поводу устаревших законов, а также участвовать в обсуждении новых. Введение принципа единоначалия затронуло управление православной церковью. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались государем. Во главе Синода стоял обер - прокурор.

Сперанский составил план государственных преобразований. Его цель модернизация государств. управления. Это могло бы стать началом конституционных преобразований России. По проекту намечался раздел законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти Путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создатьГосударственный совет, который бы связывал императора и органы центрального и местного управления. Все предложенные органы Сперанский наделял совещательными правами. Против него выступал Аракчеев, который стремился к укреплению личной власти императора путем дальнейшего развития бюрократической системы. Аракчеевщина выражалась в полицейско - репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в“чистке”университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии. Наиболее ярким проявлением аракчеевщины стали военные поселения. Цель создания их состояла в самообеспечении и самовоспроизводстве армии, облегчить для бюджета страны тяжесть их содержания. В разряд военных поселян переводились казенные крестьяне. Здесь же поселяли солдат, к которым выписывались их семьи. Дети, с 18 лет зачислялись на военную службу. Все они своим трудом должны были добывать себе пропитание и одновременно вести военную службу. За малейшую провинность следовали телесные наказания. Торговля, промыслы, контакты с внешним миром были запрещены. Царил произвол местного начальства. Поселения стали обузой для государства.

Правительство тратило большие деньги на содержание поселений. Военные поселения не стали особым сословием, не стали опорой самодержавия, они наоборот, волновались и бунтовали. Декабристы.

В первой половине Х1Х в. зародилось движение дворянских революционеров, которые были недовольны военно-полицейским режимом России. После войны 1812 г. они поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи, что крепостное состояние русского крестьянина нужно изменить. Первая русская политическая организация– “Союз спасения”- имевшая революционную программу и устав. В нем были заложены 2 основные идеи - ликвидация крепостного права и уничтожения самодержавия. Введение конституции–основа будущего общества. В 1821 г на Украине организовано Южное общество во главе с Пестелем, в1822 г. в Петербурге образовано Северное общество с лидерами–Муравьевым, Рылеевым, Трубецким. Пестель разработал наиболее прогрессивный проект конституции с учреждением парламентской республикой с президентской формой правления. Муравьев предложил конституционную монархию, в которой исполнительная власть принадлежала императору. В решении аграрного вопроса оба высказались за за полную отмену крепостного права, личного освобождения крестьян. Вводились широкие демократические свободы, отмену сословных привилегий. Муравьев выступал за федеративное устройство гос-ва, Пестель–за неделимость России. Готовилось восстание летом 1826 г. Но смерть Александра 1 и принятие присяги новым царем ускорило события. Был подготовлен“Манифест к русскому народу” и его должен был провозгласить вместо присяги император Николай 1. 14 декабря 1825 г. в день присяги императора, активные члены Северного общества начали агитацию в войсках Петербурга. К 11 часам вывели на Сенатскую площадь полки. В 1 присоединились матросы. Но выяснилось, что присяга уже принята и сенаторы разошлись по домам. “Манифест”предъявлять было некому, т. к. Трубецкой не явился. Восстание оказалось без руководства. Тем временем, Николай собрал верные ему части и картечью рассеяли восставших. Восстание в Петербурге было разгромлено. В поддержку своих товарищей выступили Черниговские полки. Но восстание было обречено. И 3 января полк был окружен правительственными войсками и расстреляно картечью. Впервые была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и дела декабристов оказали существенное влияние на следующие поколения общественных деятелей.

При Николае 1 роль Государственного совета как законопослушного органа значительно уменьшился, создавались секретные комитеты. Был создан корпус жандармов, жандармские округа, которые занимались политическим сыском внутри страны, а также имело свою сеть агентов и в России и за ее пределами. Библейское общество. Религиозное сектантство. Тайная полиция.

14 Идейно-политическое и общественное движение в 1 половине Х1Х в. Декабристы. Во всем мире обострилась идейная и общественно-политическая борьба. В ряде стран она закончилась победой буржуазных революций и национально-освободительных движений, то в России правящая верхушка сумела предотвратить крушение существующего экономического и социально-политического строя. В Западной Европе создавались теории, доказывающие историческую неизбежность и прогрессивность капиталистического строя, велись поиски его совершенствования, разрабатывались учения, ведущие к его разрушения. В России сохранялось самодержавие и крепостничество. Их судьба составляла суть всех общественно-политических разногласий. Консерваторывыступали за сохранение и упрочение существующих порядков. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок в деревне. По их мнению необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой главную роль играло дворянство, как опора самодержавия. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность. Из этого делается вывод, что России не нужны коренные социальные изменения. Теория официальной народности пропагандировались через прессу, широко внедрялась в систему просвещения и образования. Либералы предлагали постепенное реформирование существующего строя (эволюционный путь развития страны). “Философские письма”Чаадаева получили широкую известность. Он выступил с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России. Спасение России он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов. Идеи Чаадаева оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Среди либералов сложилось 2 идейных течения: славянофилы (писатели публицисты Аксаковы, Хомяков, Самарин и др. )и западники (Грановский Боткин, Анненков и др). Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Они считали необходимым установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, ввести свободу слова и печати. Но необходимые реформы должно было провести само правительство. Славянофилы настаивали на возвращение к допетровским порядкам (когда между помещиком и крестьянином существовали патриархальные отношения, когда земские соборы доносили мнение народа до власти. Но признавали развитие промышленности, ремесел и торговли. Основополагающей идеей славянофилов заключалась в приверженности к глубоко нравственной религии–православии. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа имели большое положительное значение для развития русской культуры. Западникисчитали, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Радикалы(настаивали на коренной ломке социально-политической системы (революционный путь). Московский университет стал центром формирования антикрепостнической и антисамодержавной идеологии. Но их деятельность не оказало серьезного влияния на изменение политического строя. Писатели просветитель Герцен, Огарев, Станюкевич, Белинскийпропагандировали новейшую западную философию. Литературный критик Белинский воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Он мечтал о обществе где нет богатых, нет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья. Герцен создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития Герцен видел в социализме, при которой не будет частной собственности и эксплуатации. Крестьянин привык к общественной собственности на землю и поэтому русский крестьянин готов к социализму. В крестьянской общине он видел ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму, а условий развития капитализма в стране нет. Уехал заграницу Герцен стал издавать журнал, основал свою типографию. Стал вместе с Огаревым издавать первую бесцензурную газету“Колокол”. Петрашевцы. В кружок входили Достоевский Салтыков-Щедрин, Майков и др. Они создали коллективную библиотеку для всех желающих. Решительно осуждали самодержавие и крепостничество. Создание республики они видели идеал политического устройства страны. Петрашевский создал“Проект об освобождении крестьян”, предлагая прямое, безвозмездное освобождение кр-ян с наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания. Кирилло-мефодиевске общество – Существовали различные мнения о том, каким быть русскому языку. Некоторые выступали за сохранения рус. яз. таким, каким он был в 18 в. Другие протестовали против низкопоклонства перед Западом и использования иностран. слов в руск. литературном языке. Большое значение для решения этой проблемы было созданиеОбщества любителей словесности вопроса. Во время Крымской войнысложился кризис власти и общества: 1853-1856 г. Поражение в Крымской войне оказало значительное влияние на расстановку международных сил и на внутреннее положение России. Война, с одной стороны, обнажила ее слабость, но с другой стороны–продемонстрировала героизм и непоколебимый дух русского народа. Поражение подвело печальный итог николаевскому правлению, всколыхнуло всю российскую общественность и заставило правительство вплотную заняться реформированием государства. В крымской войне участвовали Россия, Османская республика, Англия, Франция и Сардиния. Каждый имел свои расчеты в этом военном конфликте. Россия добивалась выхода из Черного моря, для усиления своих позиций на Ближнем Востоке и Балканах. Османская империя хотела вернуть территории, потерянные в ходе русско-турецких войн конца 18 начала 19 вв. Англия и Франция надеялась сокрушить Россию как великую державу, лишить ее влияния на Ближнем Востоке и Балканском полуострове. Общеевропейский конфликт на Ближнем Востоке начался в 1850 г. когда между православными и католиками в Палестине разгорелся спор о том, кто будет владеть святыми местами в Иерусалиме и Вифлееме. Православную церковь поддерживала Россия, католическую–Франция. Спор между священнослужителями перерос в противостояние 2-х государств. Османская империя, в состав которой входила Палестина, встала на сторону Франции. Это вызвало резкое недовольство России и лично императора Николая 1. Он надеялся на мощь армии и поддержку некоторых европейских государств, но просчитался. Армия была плохо оснащена. Флот был парусным, тогда как в Европе преобладали уже паровые двигатели. Устарела артиллерия. Россия ввела войска в Молдову и Валахию. В ответ Турция объявила войну России. Ее поддержали Франция и Англия. Австрия заняла“вооруженный нейтралитет”. Россия оказалась в изоляции. 2 этапа войны. 1 – русско-турецкая война, 2 –Россия вела борьбу против коалиции европейских гос-в. Гл. цель англо-франц. командования– захват Крыма и Севастополя –военно-морской базы России. Героическая защита Севастополя истощила силы союзников. А также успехи русских на Кавказе привели к прекращению военных действий. В результате переговоров России запретили иметь на Черном море военные базы. Роль России на Балканах и Ближнем Востоке была сведена на нет. Особенности национального самосознания. Многие гос. деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. Но в то же время они боялись широкого просвещения народа. Жандармский шеф говорил, что не надо торопиться с просвещением. Был введен контроль над программой обучения. Повысилась плата за учение, что сильно ударило по карману малоимущей молодежи. Университеты и институты стали основными центрами, пропагандирующими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Студенты посещали лекции по отечественной истории, коммерческим и естественным наукам. Пополнялись ряды русской интеллигенции. Многие занимались самообразованием. Бывшие крепостные Кольцов и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать