История отечества - (билеты)
p>15 “Аграрно-крестьянский вопрос” и его разрешение с помощью реформы 1861 г.

Аграрно-крестьянский вопрос к середине Х1Х в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских стран крепостное право осталось только в России и тормозило экономическое и социально-политическое развитие страны. Крепостное право опиралось исключительно на дворянство и поэтому должно было учитывать его интересы. Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право позорит Россию и низводит ее а разряд отсталых государств. К середине Х1Х в окончательно созрели

предпосылки для краха крепостнической системы. Прежде всего, она изжила себяэкономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков. Крепостничество также мешало индустриальной модернизации страны, т. к. препятствовало образованию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли. Социальныепредпосылки также обусловили крах крепостного права. Крестьяне открыто протестовали против него. Это выражалось в отказе крестьян от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побеги, поджоги помещичьих усадеб. Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важнойполитическойпредпосылкой отмены крепостного права. Оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально- политической системы страны. Россия утратила международный авторитет. Публицистические выступления подготовили общественное мнение страны к безоговорочному освобождения крестьян.

Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались Секретным комитетом. Но недовольство дворянства, обеспокоенных слухами об отмене крепостного права, и медлительность Секретного комитета, вынудило Александра 11 учредить новый орган для подготовки реформы в условиях гласности. В 1857 г. были созданы губернские комитеты“по улучшению быта помещичьих крестьян. А в 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Правительство разрешило обсуждать проект реформы, а дворянству предписали проявить инициативу в решении крестьянского вопроса. Крестьяне от обсуждения были отстранены. Проект реформы Александр 11 подписал 19 февраля 1861г. МАНИФЕСТ возвестил об отмене крепостного права. Решались в основном 3 вопроса: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.

Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом , заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без разрешения вступить в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Правительство начало создавать органы местного самоуправления освобожденных крестьян. Вместе с тем личная свобода крестьянина ограничивалась. Это касалось в первую очередь сохранения общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука тормозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались единственным сословием, которая платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло подвергнуться телесному наказанию.

Наделы. Размеры наделов зависели от плодородия почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливались высший и низший размеры крестьянского полевого надела ( высший–больше которого кр. не мог требовать у помещика, и низший - меньше которого помещик не должен был предлагать кр-ну. В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общиной с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закреплялиуставные грамоты. Если помещик и крестьянин не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекалисьмировые посредники ( Толстой Л. , Сеченов, Тимирязев –отражали интересы крестьян. В целом кр-не получили на 20 % меньше земли, чем обрабатывали до реформы. Так появились отрезки, отобранные помещиками и вплоть до 1917 г кр-не боролись за свою землю.

Выкуп. Получая землю кр-не должны были оплатить ее стоимость. У крестьян не было денег на это. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило ссуду в размере 80 % стоимости наделов. Остальные 20% община платила помещику сама. В течение 49 лет кр-не должны были возвратить ссуду гос-ву в форме выкупных платежей с начислением 6 % годовых. К 1906 г когда кр-не добились отменв платежей, они выплатили гос-ву около 2 млрд. рублей, т. е в 4 раза выше рыночной стоимости земли в 1861г.

Реформа не сняла аграрный вопрос в России. Помещичье землевладение сохранилось, крестьяне были обречены на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. В помещичьем хозяйстве сложилось три системы: отработочная, капиталистическая и смешанная. Приотработочной - земля помещика обрабатывалась крестьянами своим инвентарем... Безденежье и малоземелье вынуждали кр-н идти в кабалу к помещику за арендованную у него землю. Это была полукрепостническая форма эксплуатации с низкой производительностью труда . Капиталистическая система подразумевала применение вольнонаемного труда крестьян-батраков, обрабатывающих

землю помещика его инвентарем. Именно в этих хозяйствах шире внедрялась сельскохозяйственная техника.

Смешаннаясистема, при которой использовался вольнонаемный труд и отработки. К концу 70-х годов Х1Х в. капиталистическая система ведения хозяйства стала вытеснять отработочную.

Применение вольнонаемного труда, использование с/х машин, улучшение агротехники -интенсивный путь- привели к некоторому подъему урожайности. Образовались с/х районы: в черноземье (Украина, Поволжье– зерновая житница, в северо-западных и центральных губерниях – молочное скотоводство, юго-восточных губерниях –мясное скотоводство. Это способствовало завершению образования всероссийского рынка.

Несмотря на все сложности аграрный сектор в экономике России из кризисного и застойного во второй половине Х1Х в превратился в развивающийся и товарный. Но противостояние между крестьянами и помещиками оставался. Создавались предпосылки для будущих революционных потрясений.

16 Реформы 60 – 70 –х г. г. XIX века в России, их последствия. К середине 19 в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события (Крымская война) показали значительное ослабление России и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Во внутренней политике России 2-ой половины 19 в. выделяются три этапа: 1) вторая половина 50-х– начало 60-х годов – подготовка и осуществление крестьянской реформы; 2) –60-70-е годы проведение либеральных реформ; 3) 80-90-е годы экономическая модернизация, укрепление государственности и социальной стабильности традиционными консервативно-административными методами. Поражение в Крымской войне сыграло роль важной политической предпосылки отмены крепостного права, т. к оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Россия утратила международный авторитет ипочти потеряла влияние в Европе. Старший сын Николая 1 – Александр 11 вступил на престол в 1855г. Он был достаточно хорошо подготовлен к управлению гос-вом. Он получил прекрасное образование и воспитание. Его наставником был поэт Жуковский и он повлиял на формирование личности будущего царя. С юных лет Александр приобщился к военной службе и к 26 годам стал“полным генералом”. Путешествия по России и Европе расширили кругозор наследника. Отец привлекал его к государственной службе. Он занимался руководством деятельности Секретных комитетов по крестьянскому вопросу. И 36-летний император был подготовлен психологически и практически к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать инициатором освобождения крестьян. Поэтому он вошел в историю какцарь “Освободитель”. Его фраза, о том “лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться, когда оно начнет отменяться снизу”, означало, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования гос-ва. В подготовке реформ принимали участие члены царской семьи, представители высшей бюрократии–министр внутренних дел Ланской, товарищ министра внутренних дел - Милютин, генерал-адъютант Ростовцев. После отмены кр. права возникла необходимость изменения местного управления в 1864 г. была проведеназемская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Все население было разделено на 3 избирательные группы - курии. 1 курия - землевладельцы, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвижимости от 15000 руб. ; 2 курия–городская, сюда допускались городские промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/год; 3 курия - сельская. Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. В куриях преобладали помещики. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась решением хозяйственных вопросов местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, заботы о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это земства сыграли огромную роль в развитии просвещения и здравоохранения. И стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции. Структура земских учреждений: это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губернские и уездные собрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнительные органы–губернские и уездные управы выбирались на земских собраниях. Решали проблемы сбора налогов, при этом определенный % оставался на местах. Земские учреждения подчинялись только сенату. Губернатор в деятельность местных учреждений не вмешивался, а только следил за законностью действий.

    Позитивность в реформе:
    всесословность Недостатки:
    выборность

начало разделения властей не было допущено в центр гос учрежд-я, начало формирования гражданского с/сознания об-во не могло влиять на политику центра

    были предоставлены неравные избирательные права
    контакты между земствами были запрещены

Городская реформа. (1870) “Городовое положение” создало в городах всесословные органы –городские думы и городские управы во главе с городским головой. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Находилась под строгим контролем правительственной администрации. Кандидатура городской головы утверждалась губернатором.

Выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 - промышленники и торговцы (1/3 налогов), 2 - средние предприниматели (1/3), 3 - все гор население. Из 707 губ 621 получили реф-му мсу. Компетенции те же, недостатки те же. Судебная реформа:

    1864 - обнародованы новые суд уставы.
    Положения:
    ликвидировалась сословная система судов
    было объявлено равенство всех перед законом
    была введена гласность судопроизводства
    состязательность судопроизводства
    презумпция невиновности
    несменяемость судей
    единая система судопроизводства

создан суд двух видов: 1. Мировые суды - рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом. 2. Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие– в окружном суде. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды –для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности. Военная реформа: 1874 - Устав о воинской повинности о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках– 6 лет, в на флоте –7 лет. Отменялась рекрутская повинность. Сроки действительной военной службы определялись образовательным цензом. Лица, имеющие высшее образование служили 0, 5 года. Для поднятия компетентности высшего военного руководства военное министерство было преобразовано вгенштаб. Вся страна была разделена на 6 военных округов. Было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения. В 60-х началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

От воинской обязанности освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители. Была отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.

Реформа в обл-ти образования: 1864 г. Фактически было введено доступное всесословное образование Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. Программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности. В этот период получает развитие среднее женское образование, начинают создаваться женские гимназии. Женщин начинают допускать в ВУЗы в качестве вольных слушателей. Университетское обр-е: Александр 2 предоставил университетам большую свободу: студ-ты могли создавать студенческие орг-ции

    получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры
    в универы допускались все вольножелающие
    студ-там предоставлялось право на выбор ректора
    было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та
    создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.
    Значение реформ :

способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России. способствовали началу формирования в Российском обществе буржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т. п. ). Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

    способствовали формированию гражданского самосознания.

способствовали быстрому развитию культуры и образования в России. Инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, “либеральная бюрократия”. Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ. Логическим продолжением реформ 60-70 г. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в 1881 г. министром внутренних дел Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Но убийство Александра 2 изменило направление правительственного курса. И предложение Лорис-Меликова было отвергнуто. Проведение реформ дало толчок для быстрого роста капитализма во всех областяхпромышленности. Появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов, расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым. Особенности развития капитализма в промышленности России имело ряд особенностей: 1)Промышленность носиламногоукладный характер, т. е. крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурным и мелкотоварным (кустарным) производством. Также наблюдалось 2)неравномерное размещение промышленностипо территории России. Высокоразвитые районы Петербург, Москва. Украина 0 высокоразвитые и неосвоенные– Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток. 3)Неравномерное развитие по отраслям. Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении, быстрые темпы набирала тяжелая промышленность (добывающая, металлургическая, нефтяная). Машиностроение было развито слабо. Характерным для страны было государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма. Недостаточность отечественного капитала вызвало приток иностранного. Инвесторов из Европы привлекала дешевая рабочая сила, сырьевые ресурсы и, следовательно, возможность получения высокой прибыли. Торговля. Во второй половине 18 в. завершилось формирование всероссийского рынка. Главным товаром была с/х продукция, в первую очередь хлеб. Росла торговля промышленными товарами не только в городе, но и в деревне. Широко продавалась железная руда, уголь. Лес, нефть. Внешняя торговля–хлеб (экспорт). Ввозились (импорт) хлопок из Америки, металлы и машины, предметы роскоши из Европы. Финансы. Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Государственные средства распределялись только министерством финансов. Сложилась частная и государственная кредитная система, она способствовала развитию важнейших отраслей промышленности ( железнодорожное строительство). Иностранный капитал был вложен в банковское дело, промышленность, ж/д строительство и играл заметную роль в финансовой жизни России. Капитализм в России устанавливался в 2 этапа. 60-70 г. были 1 этапом, когда шла перестройка промышленности. 80-90 г. экономический подъем.

17. Общественно-политическое движение 2-ой половины Х1Х в. В общественном движении России 2-ой половины 19 в. шла борьба между различными политическими течениями, что и определяло характер общественного развития. Консерваторы. Самодержавие они объявляли важнейшим устоем государства, обеспечивающего величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народностьозначало единение царя с народом, а значит и отсутствие социальных конфликтов. Они выступали за частную собственность, за укрепление позиций дворянства, за патриархальный образ жизни. Выступали за объединение всех славянских народов вокруг России– панславизм. Либералы. Отстаивали идею исторического пути по типу Западной Европы. Настаивали на введение конституционных начал, демократических свобод, продолжения реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширения прав и функций местных органов самоуправления (земств)-земский либерализм. Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Они приветствовали капитализм и свободу предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности. Требовали ликвидировать сословные привилегии, признать неприкосновенность личности. Считали реформы главным методом социально-политической модернизации России, т. е. стояли за эволюционный путь развития. Были готовы к сотрудничеству с консерваторами. Их объединяла боязнь народного“бунта” и действий радикалов. Идеологи либерализма – Чичерин, Кавелин, их опорой были научные общества, журналы, земства. Радикалы. Они развернули активную антиправительственную деятельность. Стремились к насильственным методам преобразования России и к коренному переустройству общества (революционный путь). Они выражали интересы крестьян и рабочих. Идеологи были вынуждены жить и действовать за границей. Сложилось 2 центра радикального направления. Один– вокруг редакции 2Колокол”, издаваемого Герценом в Лондоне. Он пропагандировал идею “общинного социализма”. Второй – вокруг редакции журнала “Современник”в России. Его идеологом был Чернышевский. Он критиковал правительство, мечтал о социализме. Но в отличие от Герцена видел необходимость использования опыта европейской модели развития. Организация“Земля и воля”была первой революционно-демократической орг-й. Ее программным документом была статья Огарева“Что нужно народу”, в ней призывали к объединению всех революционных сил, предостерегали народ от преждевременных выступлений. Главным требованием выдвигали передачу земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовку к будущим активным действиям. В 1866 член кружка Ишутина - Д. Караказов совершил неудачноепокушение на Алесандра11. Революционные народники считали, что капитализм в России насаждается “сверху”и на русской почве не имеет социальных корней. Будущее страны в “общинном социализме”. В народничестве было три направления. Бунтарское, во главе с Бакуниным призывало к бунту, который должны совершить крестьяне, что приведет, по их мнению, к установлению социализма. Пропагандистское направление, во главе с Лавровым считало, что народ надо готовить к социализму путем долгой пропаганды. Заговорщическоенаправление, во главе с Ткачёвым считало, что власть должна захватить революционная партия и внедрить социализм в русскую жизнь. В 1874 г. народники начали“хождение в народ”, пытаясь поднять крестьян на бунт. Правительство разгромило это движение. Уцелевшие участники“хождения в народ” в 1876 г образовали новую тайную организацию “Земля и воля”. Ее программой было осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам. Во главе стоял Плеханов, Михайлов. В 1879 г. произошел её раскол на“Народную волю” и “Черный передел ”. Народовольцы (Желябов, Михайлов, Перовская) выдвинули программу подготовки политического переворота, свержения самодержавия, созыва Учредительного собрания, установления демократическкого строя, уничтожения частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик–рабочим. Их последователями была партия социалистов-революционеров. Они проводили террористические акты. Перовская организовала покушение на царя и 1 марта 1881 г. народники убили Александра II, что привело к разгрому“Народной воли”. К середине 80-х гг. она перестала существовать. В 80-е гг. либеральные народники пытались найти выход из тупика, предложили вести крестьянство к социализму путем долгой и мирной работы. Лозунгом стали их“малые дела” –устройство школ, больниц, экономическая и юридическая помощь общинам и артелям. Клиберальным народникам относились: Воронцов, Михайловский. Реформы 60-70 гг. 19 в. привели к возникновению дворянского либерализма- проведение культурно-просветительной работы среди населения теория“малых дел”. Идеологом дворянского либерализма был Катков. Либералы выступали за свободу частного предпринимательства, за парламентскую монархию. В конце 70-х–в начале 80-х гг. 19 в. в Росси зарождается рабочее движение. В 1883 г. создается группа“Освобождение труда” (Плеханов, Засулич, Аксельрот – бывшие участники “Черного передела”), которые распространяли марксизм среди рабочих. В России возникает марксистские кружки: в Петербурге, Казани. В 1895 г. образовался“Союз борьбы за освобождение рабочего класса”, его создатели Ленин, Мартов. Подъем промышленности создал благоприятные условия для революцион. борьбы. Под влиянием Союза начались стачки с требованием укорочения рабочего дня, своевременной оплаты труда. Правительство пошло на уступки - раб. день сократили до 11, 5 час. В 1898 г. в Минске социал-демократические кружки объединились в РСДРП.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать