История российского предпринимательства - (курсовая)

История российского предпринимательства - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Введение.

За последние 10 лет в нашей стране произошло много перемен, они не могли не затронуть нашу экономику, а в месте с ней и различные формы собственности. Но, когда происходят крупные социальные подвижки типа тех, что мы переживаем сегодня, важно в оценках происходящего не впадать в крайности, как глухого неприятия настоящего, так и его безоглядной апологетики. Рыночные отношения приводят ныне к воссозданию на новой, конкретно-исторической основе института отечественного предпринимательства. Чтобы лучше понять, что способен дать обществу этот социальный феномен, какими реальными- как позитивными, так и негативными- последствиями будет сопровождаться его самореализация, важно пристальнее всмотреться в капиталистическое прошлое страны, проанализировать реалии опыта, накопленного отечественным предпринимательством за века его досоветской истории.

Опыт этот, конечно же, не способен дать ответа на все волнующие нас современников- вопросы. Но знакомство с ним позволяет глубже уяснить такие важные и сегодня проблемы как, например, национальная ментальность и ее проявления в отношениях с практикой предпринимательства, общее и специфическое в истории российской коммерции в сравнении ее с западноевропейской и американской.

Необычайно широким был и диапазон предпринимательских судеб мэтров российского делового мира. Одни поднялись на вершины успеха, благосостояния и признания, имея за спиной необременительный, легковесный багаж рыцарей удачи и кумиров счастливого стечения обстоятельств. Другие добились того же, благодаря уму, таланту, редкому упорству и трудолюбию. Путеводной нитью одних служила честь, других же, напротив- бесчестие. Резко различались эти люди и по своему культурному уровню, ценностным ориентациям.

    Акционерные компании.

Успехи экономического развития во 2-й половине XIX - начале XX вв. во многом связаны с развитием акционерной формы предпринимательства. Акционерные компании - важнейший институт рыночного хозяйства, позволяющий аккумулировать необходимые для ведения современного хозяйства капитал. Само понятие "акционерная компания", как впрочем и сам правовой принцип, на котором она основана (ограничение ответственности акционера стоимостью принадлежащих ему акций) известны в России с XVIII в. , в течение которого в стране действовало несколько акционерных предприятий. Впервые эта норма получила юридическое закрепление в одном из указов Александра I в 1805 году.

В специальной литературе отмечается, что провозглашение этого принципа в России произошло на полстолетия ранее, чем в Западной Европе. Но действительное начало правовому оформлению этой формы предпринимательской активности положил манифест 1 января 1807 г. "О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий". Им устанавливалось несколько родов "купеческих товариществ", которые действовали на основе специальных договоров между их участниками "товарищами". "Товарищество полное" представляло собой объединение предпринимателей, отвечавших по делам всем своим имуществом. Участник такого предприятия не мог одновременно участвовать в другом. В "товариществе на вере" помимо "товарищей" могло участвовать ограниченное число вкладчиков, отвечавших по его делам лишь суммой своих взносов и имевших право участвовать и в других аналогичных предприятиях, но при этом не имевших права голоса в управлении ими. Кроме того, разрешалась и собственно акционерная форма ~ "товарищество по участкам или компания". В отличие от первых двух, этот род деятельности "не прямо принадлежит к занятиям купечества" и допускались к нему участники "из всех состояний" (т. е. сословий). Фактически манифест 1 января 1807 г. таким образом зафиксировал существование двух видов капиталистических объединений - торговых домов и акционерных компаний. Относительно последних общему законодательству были известны термины "товарищество по участкам" и "компания на акциях". Сепаратное (т. е. частноправовое) законодательство использовало также следующие формы: "акционерная компания", "акционерное общество", "товарищество на паях". Все они были, в общем, тождественны. В практике акционерного учредительства стали постепенно различаться "акционерные общества" и "паевые товарищества". Отличие вторых от первых заключалось главным образом в сравнительно узком и устойчивом составе пайщиков. Паевые товарищества, как правило, возникали в результате преобразований семейных фирм (торговых домов). Их паи (акции) выпускались именными и в высокой купюре, перепродажа их ограничивалась.

До 1836 г. , когда был принят акционерный закон, действовавший вплоть до 1918 г. , в России было учреждено 58 компаний, из них 41 открыла действия. Среди учредителей и акционеров было много высокопоставленных чиновников и представителей аристократии, что стало следствием взаимонаправленных тенденций. С одной стороны, несомненна заинтересованность названных категорий лиц в получении дополнительных - и весьма значительных - доходов. Надо сказать, что акционерное учредительство в отличие от купеческих промыслов, в глазах дворянства изначально имело куда более привлекательный ореол. Несомненна и заинтересованность руководства компаний в привлечении к ее деятельности влиятельных сановников с целью получения государственных привилегий. Надо сказать, что эта тенденция оказалась свойственна развитию акционерного предпринимательства на протяжении всей его истории. Такого рода привилегии могли заключаться в предоставлении права на монопольную деятельность в определенной сфере в течение определенного срока, освобождение от налогов и сборов, прямые государственные субсидии и прочее. Эта форма предпринимательства быстро завоевала популярность у публики, причем настолько, что привело к росту стоимости их акций, развитию торговли ими и в конечном итоге - небывалому ажиотажу.

Развитие этих процессов имело результатом стремление правительства peгламонтировать их, поставить в определенные рамки. Так появился подписанный Николаем 1 6 декабря 1836 г. закон "О товариществах по участкам или компаниям на акциях". Закон зафиксировал концессионный (т. е. разрешительный) принцип учреждения акционерных компаний, господствовавший, впрочем, в тот период в законодательстве и других стран. Закон устанавливал исключительно именной тип акций. Устав компании, равно как и его изменения утверждались императором. В области акционерного законодательства вплоть до 1917 г. продолжали существовать многочисленные ограничения для деятельности акционерных предприятий, многие из которых были декларированы еще Законом 1836 года. Это и разрешительный характер учредительства, и обязательный именной тип акций (что обходилось лишь практикой сепаратного законодательства), ограничение прав и размеров землевладения в целом ряде регионов, национальные и вероисповедные ограничения по составу акционеров и правлений и т. д. В 1905 г. даже было введено положение об обязательном выяснении через Министерство внутренних дел "благонадежности и имущественного положения учредителей".

В 1914 г. была предпринята даже попытка кодифицировать многочислено-граничительные правила для акционерных компаний.

    Джон Юз и Новороссийское Акционерное Общество.

Джон Юз - учредитель Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств, основатель и директор-распорядитель завода - родился в 1814 г. в г. Мертир-Тидвил, одном из самых больших и богатых промышленных городов Южного Уэльса, металлургического края Англии. До нас дошли очень скупые сведения о его жизни и предпринимательской деятельности на Родине. В России Джон Юз появился впервые уже в зрелом возрасте, когда ему было 55 лет, он сформировался как личность, а за плечами был богатый жизненный опыт. Известно, что Джон Юз родился в семье инженера, стоявшего во главе одного из мегалиту ргических заводов г. Мертира. Он получил домашнее образование и в юношеские годы работал под началом своего отца, который в то время был инженером на заводе Сайфарта. Ознакомившись на практике с метал-лургическим делом, Джон Юз впоследствии переходит на завод Эбби Вейл.

Спустя некоторое время он основывает собственное механическое производство в Нью-Порте. Джон Юз быстро ставит дело на твердую ногу. Именно в этот период раскрывается его талант изобретателя и организатора производства. Дж. Юз впервые в Англии устраивает подъемную машину прямого действия. В конце 50-х годов он поступает на работу в качестве инженера на Мильвольский железопрокатный завод, а в 1860 г. становится его директором. "Юзовские" лафеты для дальнобойных тяжелых орудий, известное детище английского изобретателя, появляются именно в эти годы. Он также посвящает много времени приготовлению рецептуры брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

В те же 60-е годы XIX в. русское правительство, озабоченное проблемой бронирования военных кораблей, искало подходящий для этих целей материал и заводы-изготовители в Западной Европе. В связи с этим Адмиралтейство провело ряд испытаний бронированной стали французского и английского производства. Продукция Мильвольского завода, на котором работал Дж. Юз, успешно их выдержала и, по мнению царских военных чиновников, оказалась наиболее прочной и надежной.

В этом месте необходимо сделать небольшое отступление. Английский историк Дж. Вествуд ставит под сомнение надежность подобных испытаний. В данном случае он ссылается на памфлет контр-адмирала Холстеда, в котором описывается, как в 1864 г. на английском флоте проверялась прочность брони. Приведем это описание и мы. Бронированная обшивка подвешивалась на борта старых деревянных военных кораблей, включая даже фрегаты образца 1810 г. , и обстреливалась с расстояния в 200 ярдов из 9-ти дюймовых гладкоствольных орудий.

Несмотря на то, что 9-дюймовые снаряды были сделаны из стали, а не чугуна, устаревшая конструкция орудий снижала надежность проводимых испытаний: часто снаряд просто застревал в броне на полпути.

Как бы то ни было, Адмиралтейство, ссылаясь на результаты собственных обследований, признало мильвольскую сталь лучшей и наиболее прочной. И в результате русское правительство разместило на этом заводе военный заказ с целью укрепления броней форта "Константин" в г. Кронштадте. Так, впервые судьба английского изобретателя и организатора производства Джона Юза пересеклась с интересами России. Именно в эти годы он близко сошелся с русскими военными инженерами генералом Тотлебеном и полковником Герном. Последний и предложил Джону Юзу принять на себя исполнение договора, который заключило правительство с князем Сергеем Кочубеем в 1868 году. Согласно договору кн. Кочубей обязался построить на юге России завод для выделки железных рельсов. Но не сумев собрать капитал, он без особого сожаления переуступил концессию английскому инженеру. Дж. Юз в свою очередь нашел это предложение весьма заманчивым и перспективным. И, как обычно, он с присущей ему неисчерпаемой энергией и глубоким знанием дела берется за осуществление идеи. Настольной книгой английского инженера становится исследование французского геолога Ле Пле 1837 г. , посвященное изучению полезных ископаемых южной малороссийской степи. В нем, в частности, утверждалось, что природа одарила этот край первоклассным углем, но не наделила его богатыми залежами железной руды. В течение десятилетий приговор известного специалиста никто не решался оспорить. Правильность выводов французского геолога, казалось бы, подтверждала и неудача с постройкой казенного металлургического завода, работавшего на местном сырье, в Лисичанске. Дж. Юз уезжает в Новороссию, чтобы самостоятельно разобраться в этом непростом и рискованном деле. Он внимательно обследует местность, осматривает залежи каменного угля и железной руды, подробно расспрашивает жителей окрестных деревень. Все это и привело Дж. Юза к твердому решению принять концессию. Он заключил договор с русским правительством, который был высочайшее утвержден 18 апреля 1869 года* Договор подписали министр путей сообщения генерал-лейтенант П. П. Мельников, министр финансов, статс-секретарь М. Х. Рейтерн и доверенный Дж. Юза Эммануил Ките Гвейер. По договору великобританский подданный Джон Юз принимал на себя обязательство образовать акционерное общество со складочным капиталом в 300. 000 ф. ст. (или 3 млн. руб. )** для разработки каменного угля и основания рельсового производства на юге России в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. В течение трех месяцев со дня утверждения договора Дж. Юз обязан был перечислить в один из заграничных банков на счет Общества 500. 000 ф. ст. , из которых 20. 000 должны были оставаться в банке до полного устройства доменных печей. Джон Юз обязывался вести разработку каменного угля, добыча которого должна была достигать 2. 000 т*** в день, в течение девяти месяцев пустить в полный ход доменные печи для выплавки чугуна, производительность которых должна была быть не менее 100 т еженедельно, в течение двух лет завершить постройку рельсового завода, работающего на местном сырье, а также устроить механические мастерские для нужд завода. Со своей стороны правительство безвозмездно уступало Обществу земли и ее недра в окрестностях Азовско-Харьковской ж. д. , гарантировало в течение десяти лет попудную премию в 50 коп. сверх стоимости рельсов в виде субсидии на количество не более 3000. 000 пуд. в год. Причем эта премия должна была выплачиваться Обществу за каждые 100. 000 пуд. действительно выделанных и принятых на железные дороги рельсов. Правительство также давало Обществу право беспошлинного ввоза из-за границы всех видов продукции, необходимой для устройства и первоначального действия заводов и копей. Юзу разрешалось образовать общество для сооружения железной дороги протяженностью до 85 верст от одного из пунктов Азовско-Харьковской ж. д. в направлении к устраиваемым заводу и копям. Для этих целей правительство выделяло Обществу ссуду в 3/4 условленной поверстной стоимости, которая не должна была превышать 63. 000 руб. за версту. Причем ссуда выплачивалась правительством, как подчеркивалось в договоре, одновременно с уплатой Обществом остальной четверти.

Капитал, необходимый для постройки железной дороги образовывался путем выпуска негарантированных акций.

И, наконец, двустороннее соглашение оговаривало юридическую сторону деятельности Новороссийского акционерного общества. Оно было основано согласно английским законам об обществах 1862 г. и 1867 г. , а его отношения с учреждениями и организациями на территории России регулировались законами Российской Империи.

Устроив в России все дела, связанные с заключением договора, Дж. Юз возвращается в Лондон и делает все возможное для скорейшего образования солидной компании, поскольку русское правительство ставило его в очень жесткие временные рамки. Устав Новороссийского акционерного общества был принят 29 мая 1869 г. (н. ст. ). При его образовании в число основных подписчиков-акционеров входили следующие лица: Даниил Гуч, баронет (100 акций); Томас Брасси, эсквайр, гражданский инженер (200 акций); Александр Оугилви, гражданский инженер (100 акций); Томас Брасси мл. , эксвайр, член парламента (50 акций); Чарльз Ф. Гуч, эсквайр (100 акций); В. С. Уэйзман, баронет (40 акций); Джозеф Уитворт, эсквайр, гражданский инженер (100 акций). Капитал Общества был поделен на 6. 000 акций достоинством 50 ф. ст. каждая. В первом выпуске было 3. 400 акций, разделенных на два разряда: А (привилегированные) и В (обычные). Первоначально согласно устава дивиденд акционеров устанавливался в размере 10% годовых. По постановлению правления Общества от 5 декабря 1871 г. (н. ст. ) определялись особые привилегии и преимущественные права акций разряда А. Их держателям гарантировался доход в 15 % годовых.

Согласно уставу правление насчитывало 6 человек, из которых четверо избирались акционерами разряда А и двое - акционерами разряда В (два последних являлись директорами-распорядителями завода). Первоначально в правление по разряду А вошли: сэр Уильям Салстонстол Уэйзман, Томас Брасси мл. , Оттомар Герн, генерал-майор (русский подданный). По разряду В в правление были избраны Джон Юз и Джон Вирет Гуч. Почетным директором Общества стал кн. Кочубей, чьи обязанности ограничивались правом присутствия и совещания в заседаниях правления с внесением его мнения в протокол. Кн. Кочубей не нес ответственности в качестве директора. По условиям, подписанным 28 мая 1869 г. (н. ст. ) директорам-распорядителям назначалось 1. 000 акций разряда В, которые считались уплаченными по нарицательной цене. В дальнейшем их наследники, входившие в состав правления Общества, стали крупными держателями акций: в руках семьи Юзов было сосредоточено в 1914 г. 136. 450 акций, а у Гучей - 40. 000 акций. На выплату жалованья Дж. Юзу и Дж. Гучу выделялась сумма в 1. 000 ф. ст. в год. На них возлагались ответственные обязанности наблюдения за заводом и управление делами Общества.

Дж. Юз внес на счет Общества сумму в 50. 000 ф. ст. в банкирский дом "Martin & Co. " В Лондоне, владельцы которого впоследствии также стали крупнейшими держателями акций Новороссийского Общества. В 1914 г. в руках Джеймса Мартина было сосредоточено 83. 400 акций. Согласно дополнительным условиям, подписанным вскоре после договора, из указанной выше суммы 20. 000 ф. ст. были переданы в Государственный банк Российской Империи на имя министра финансов. Правительство, придавая огромное значение развитию каменноугольных разработок и строительству чугунноплавильного и рельсового завода на юге России, а также учитывая важность строительства соединительных путей, в cвою очередь оказывало дополнительную помощь Обществу в виде ссуды в 500. 000 кредитных рублей после того, как Новороссийское общество употребит на указанные цели не менее половины своего основного капитала, т. е. свыше одного миллиона рублей. Сделав все необходимое на организационном этапе, Дж. Юз с головой уходит в практическую работу. Два чрезвычайно тяжелых, насыщенных до предела года ушло на строительство первой домны. 24 апреля 1871 г. (ст. ст. ) была задута печь. Увы, на долю английского инженера выпала горькая неудача с первой плавкой, через три дня работа печи была остановлена после того, как выяснилось, что невозможно дальше поддерживать нужную температуру. В конечном итоге требовалась серьезная перестройка домны. Но у Дж. Юза не опустились руки, и он опять энергично берется за дело. Английский инженер с упорством и по многу работает над усовершенствованием технологического процесса: он добивается оптимального режима работы печи, значительно улучшает состав шихты, регулирует дутье. Но главный его успех заключался в том, что впервые в России в железном производстве использовал минеральное топливо - кокс. Вторично домна была задута 24 января 1872 г. и с этого времени завод безостановочно во все возрастающих размерах плавил чугун. Попутно заметим, что на Сулинском заводе Пастухова, основанного одновременно с Юзовским, правильная выплавка была достигнута только в 1887 году.

Хронология становления и расширения предприятия говорит о том, что Россия в лице Джона Юза приобрела не только талантливого инженера, но и энергичного предпринимателя, успешно и в сжатые сроки организовавшего производственный процесс многопрофильного металлургического комбината. Он приобрел известность в нашей стране и вошел в ее историю тем, что первым установил выплавку в обширных размерах чугуна из местных руд, на местном минеральном топливе и переработку его в железо и сталь.

Одновременно со строительством домны возводился железоделательный и рельсопрокатный завод с подсобными цехами: механическими мастерскими, кузнями, водокачкой, водонапорной сетью. Рельсовый завод был пущен в 1873 г. , с этого же года начата разработка камня, извести, глины и производства огнеупорного кирпича. В 1874 г. Юзовский завод начинает выделку сортового железа, в 1876 г. - задувается вторая домна, в 1879 г. - начинает производить м рганцевый чугун. В том же году была получена первая плавка мартеновской стали, а с 1880 г. Дж. Юз переходит на производство стальных рельсов, которые не уступали по качеству рельсам английских заводов.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать