История - (билеты)
p>В февр. 1947 г. состоялся пленум ЦК, к-рый рассмотрел вопросы о проблемах восстановления с\х.

Совет. рук-во понимало необходимость преобразов. в обл. с\х, но из-за недостатка средств действует старыми административными методами. В 1952 г. уровень пр-ва 1940 г. не достигнут. Продуктивность одного га была меньше, чем в 1913 г. , след-но бегство из деревни.

    5. Итоги пятилетки.

1) Историческая задача восстановления нар. хоз. к нач. 50-х г. решена. В обл. пром-ти восстановлена и вновь построено 6, 2 тыс. предприятий. Валовая продукция пром-ти возросла на 73%. Численность рабочих и служащих сост. 40, 4 млн. чел. Вобл. с\х довоенный уровень достигнут не по всем показателям. Посевные площади составили 97% довоенного уровня.

Благосостояние народа: национальный доход вырос на 64%. Восстановлено и вновь построено около 2 млн. кв. м жилья. 4. Политическая жизнь страны до смерти Сталина

    1. Общая хар-ка политической ситуации

В центре лежит борьба за власть и влияние на Сталина между различными парт. -госуд. группировками. Следствие этой борьбы - укрепление тоталитаризма, но массовых репрессий уже нет.

    2. Высшие органы гос. рук-ва.

ВКПб ген. сек. Сталин, Верх Сов. СССР пред. Шверник, Совмин СССР пред. Сталин. 3. Наиболее значит. полит. фигуры и группировки.

    1) Старая партийная гвардия:
    Сталин - ген. сек. ВКПб и пред. Совмина

Молотов - член Политбюро, 1-ый зам. пред. Совмина, министр иностр. дел. Берия - член политбюро, зам. пред. Совмина

    Каганович - член политбюро, зам. пред. Совмина
    Жданов - член политбюро, секретарь ЦК
    2) Новая партийная гвардия

Вознесенский - член политбюро, зам. пред. Совмина, пред. Госплана Кузнецов - секретарь ЦК, 1-ый секретарь Ленигр. обкома партии Маленков - секретарь ЦК, член политбюро, зам. пред. Совмина Хрущев - член политбюро, секретарь ЦК

В первые послевоенные годы центральная фигура - Жданов. С ним тесно связан Кузнецов.

В 1948 г. Жданов умирает и это резко меняет расстановку сил. Начинается выдвижение Маленкова и его союзника Берии.

Сталин ориентируется на Кузнецова и Вознесенского, а Берия и Маленков этому противодействуют.

    4. “Заговор военных” 1946-1947 г.

После войны Жуков был глав. комом сухопутных войск и у него сложились натянутые отношения со Сталиным и Булганиным (министр обороны)

1946 г. - на заседании глав. воен. совета были оглашены показания глав. маршала авиации Новикова и подполковника Семочкина против Жукова. Его обвиняют в нелояльности Сталину.

    Большинство выступавших поддержали Жукова.

Он снят с поста главкома, выведен из ЦК и отправлен командовать Одесским воен. округом.

В 1947 г. арестована большая группа офицеров и генералов, работавших с Жуковым, по обвинению в воен. заговоре против сталинского руководства. Инициаторами были Берия и Абакумов. Жукова не дал арестовать Сталин и на XIX съезде рекомендовал в ЦК.

    5. Жданов и ленинградское дело (кон. 40-х-нач. 50-х)

Ленинградское дело - серия сфабрикованных дел по обвинению партийных, сов. и хоз. работников в антигосударств. деят. 6 чел. расстреляно, 200 чел. осуждено, 2000 руководителей заменены.

Обвинения: связь с югославами, в корпоративности, в намерении превратить Ленинград в столицу РСФСР, в попытке создать ком. партию РСФСР. Казнены: Вознесенский, Кузнецов, Родионов, Попков, Капустин, Лазутин. Укрепляются позиции консерваторов Берии и Маленкова.

    6. XIX съезд партии (окт. 1952 г. )
    1) Подведение итогов и одобрение полит линии.
    2) Директивы 5-ой пятилетки 1951-1955 г.
    3) ВКПб переименован в КПСС
    4) Изменение в уставе.
    5) Ориентация на сотрудничество с заруб. соц. странами.

6) Изменение руководящих органов партии: упраздняется политбюро, создается президиум ЦК, внутри президиума бюро президиума, а в бюро - т. н. неуставная пятерка: Сталин, Маленков, Берия, Булганин, Хрущев.

7) Борьба с космополитизмом - идеологией мирового гражданства. Она предусматривает отказ от национальных традиций, культуры, патриотизма. Отрицание гос. и нац. суверенитета. Космополит своим отечеством считает весь мир.

В конце 40-х развертывается борьба с космополитизмом. Обвинение - в измене Родине.

- опасность Зап. влияния через воинов-победителей, познакомившихся с жизнью в Европе.

- конец 40-х годов ознаменован поворотом сов. народа к русскому национализму. 8) “Дело врачей” янв. 1953 г. Имеет явную антисемитскую окраску. Содержание:

Ряд медработников, в т. ч. и кремлевские врачи были обвинены в подготовке уничтожения руководства страны, шпионаже и т. д.

В 1948 г. создан Израиль, распущен еврейский антифашистский комитет во главе с Жемчужниковой.

    9) Подготовка “большой чистки”

Суть: Сталин перед смертью планирует уничтожение своих старых соратников. От активной полит. жизни оказались отстранены Молотов, Берия и Ворошилов. 5. Смерть Сталина. Проблема его наследия.

    1. Смерть Сталина

1 марта 1953 г. Сталин целый день не выходил из кабинета. Ближе к вечеру об этом сообщил сотрудник. В 23. 00 сотрудник обнаружил Сталина лежащим на полу. Кровоизлияние в мозг сопровождалось частичным параличом. В течение 4-х дней врачи его пытались спасти. Стали умер в страшной агонии 5 марта в 10 часов утра.

Председатель похоронной комиссии - Хрущев. В день похорон произошла давка. Тело Сталина было помещено в Мавзолей.

    2. Проблема сталинского наследия
    После смерти 3 направления развития страны:
    Продолжение сталинизма (Берия)
    Смягчение сталинизма (Булганин, Молотов)
    Десталинизация (Хрущев)
    6. Политическая борьба после смерти Сталина

1. Накануне похорон в Кремле состоялось совещание высших руководителей. По итогам: Пред. Совмина - Маленков, объединенное МВД (контроль за партийными кадрами и военными) - Берия, Пред. ЦК и член президиума - Хрущев. Вернуть Жукова в Москву.

2. Лето 1953 г. Попытка Берии дестабилиз. ситуацию в стране.

3. 26 июня 1953 г. Арест Берии на заседании президиума ЦК и Совмина. Заговор возглавил Хрущев, среди других - Жуков.

После ареста состоялось следствие. В дек. суд. Берия обвинен в шпионаже, антигос. деят. , гос. измене и т. д.

    Берия был казнен 23 дек. 1953 г. в бункере штаба МВО.
    1. ПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ
    РЕЛИГИЯ СЛАВЯН.

Как и другая языческая религия, религия славян основывалась на мистическом отношении к природе. Это отношение к природе или останавливает на моменте рождения, видит в природе великую производительницу, и тогда религия принимает фаллический характер, становится культом рождающих сил, или же в природе виделяется, как предмет почитания, другой столь же неизбежный ее момент - смерть, что пораждает культ духов умерших, культ предков. В религии древних славян есть и тот, и другой моменты. Кроме того, оба момента достигли настолько глубокого развития, что мы находим у древних славян вполне сложившимися множество богов, правда, сохраняющих еще свое природное значение, грома, солнца, ветра и т. п. Может быть, больше всего мы знаем о культе солнечных божеств любви, брака и плодородия. Их популярность подтверждается большим количеством их имен (Ярило, Ладо, Кострома, Хор, Дождь-бог, Тур и т. д. ), две губернии до сих пор сохранили имена этих богов любви и веселья - Ярославская и Костромская. Культ этих божеств пережил введение христианства и дожил до наших дней, отчасти косвенно, в виде многочисленных игр и хороводов с пением непристтойных (с интелигентной точки зрения) песен, отчасти прямо, в виде чевствования, оплакивания и похорон девушки, изображающей Кострому, или славянского чучела Ярилы. Все эти данные указывают, какую большую роль в религиозных взглядах славян занимали явления, относящиеся к браку. Ежегодное возрождение солнца и вообще пробуждение природы (равно как и осеннее замирание) сопровождалось шумными праздненствами с венками, цветами, плясками, пением и играми. Эти весенние и летние праздники в честь солнца и существ, наполняющих природу - только частный пример религиозного и мистического отношения древних славян к природе. Перейдем теперь к культу предков, душ умерших и духов вообще, как он существовал у древних славян. Поговорка - “На печи сидел, кирпичам молился” - имеет старинное происхождение и глубокий смысл. Печь, тождественная со священным огнем арийских народов, не имела ничего общего с нашей кухонной плитой или, тем менее, с голландскими и иными печами, служащими для отопления. Древнее священное значение печи как очага и религиозного центра семьи и дома, чувствуется у нас, и то очень слабо, пожалуй в камине. Печь была сидалищем домашних богов, духов предков, огонь ее поэтому, священе, угли из нее - лечебное средство, еще и теперь при переходе в новую избу хозяйка переносит туда золу из старой печи, и эта зола заменяет таким образом домашнего бога. Такими же духами-покровителями считались души всех законноумерших. И поныне, в губерниях пензенской и саратовской мордовские крестьяне, принося на могилу умерших еду, говорят при этом: “Вот тебе! Это принесла такая-то! Берешь у нее скотину и хлеб, корми цыплят, гляди за домом. ” Наоборот, умершие насильственной смертью, самоубийцы, обращаются в злых духов. Некоторые обычаи, имевшие место во времена язычества, дошли и до наших дней, они любимы и были любимы народом, особенно в деревнях.

    НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ.
    КОНФУЦИАНСТВО.

Конфуцианство - философско-этическое учение мыслителя древнего Китая Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившиеся на рубеже н. э. в религию. Источник конфуцианства - “Лунь-юй” (“Беседы и суждения”), написанные последователями Конфуция (6 в. до н. э. ). Конфуцианство отразило взгляды и интересы феодального чиновничества, стремившегося предохранить общество от социальных потрясений. Целью конфуцианства являлось воспитание народа в духе уважения существующих порядков. Согласно конфуцианству, в обществе действует закон “жэнь”, ниспосланный небом. Для усвоения этого закона человек должен соблюдать “ли” - нормы общественного поведения, традиционные обряды, поступать согласно своему общественному положению: “Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном”. С превращением конфуцианства в религию Конфуций был обожествлен. Конфуцианство отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элементов и сводится к строгому выполнению предписанных обрядов. Основное содержание культа конфуцианства - сложившееся еще до конфуцианства - почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм, где размещены символизирующие предков таблички “чжу”, перед которыми расставляются жертвоприношения и совершаются обряды. Конфуций на первый взгляд мало говорил на религиозные темы, но он не был равнодушен к проблемам религии. Напротив, он явно считал эти проблемы величественной тайной, непостижимой для смертных и поэтому не подлежащей обсуждению. Именно религия была, по мнению Конфуция, тем связующим звеном, которое соединяло все нормы поведения в обществе в единую стройную систему, а воля Неба была высшей санкцией этих норм поведения. Сам Конфуций считал себя проводником воли Неба, который открывает современникам забытые ими “вечные истины”. Таким образом, система упорядоченного общества, созданная Конфуцием, в конечном счете освящалась волей Неба. Учение уже при его жизни стало широко известно в Китае. По преданию, у него было три тысячи учеников, некоторые из их числа занимали видные государственные посты. Общий принцип учения Конфуция - правление только ненасильственными методами.

    МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ.
    1. БУДДИЗМ

Буддизм - одна из трех мировых религий, возникшая в Индии в середине 1 тысячелетия до н. э. Позже буддизм распространился в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Дальнего Востока. Буддисты утверждают, что буддизм появился в результате земной проповеди Будды Шакья-Муни. Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему живущему. Причина зла и страданий - привязанность человека к чувственному миру перерождений (сансара), все человеческие чувства, страсти, желания. Преодолев их, поняв суетность и зло мира, можно прекратить “круговорот бытия”, создав себе такую карму, которая приведет к небытию, “нирване". Это спасение достигается вступлением на “восьмеричный путь” правденой жизни, под которой подразумевается отказ от всех человеческих интересов, семьи, имущества, от всего светского, подавление в себе любого интереса к земному путем самососредоточения. Практически такая жизнь возможна только в монашенской общине. Мирянин может рассчитывать на лучшее перерождение соблюдая пять моральных требований: воздержания от нанесения зла, лжи, кражи, от чувственных излишеств и алкоголя. В описанной форме “хинаяна” (“узкий путь спасения”, или “тхеравада”) - одна из ветвей буддизма - распрастранилась в конце 1 тысячелетия до н. э. - начале 1 тысячелетия н. э. в Индии и за ее пределами - на Цейлоне и среди народов Индокитая. В первые века н. э. возникает второе направление буддизма - “махаяна” (“широкий путь спасения”), в котором возможности спасения для мирян значительно расширяются и облегчаются. В “махаяне” создается учение о верховном абсолютном божестве. Третьим направлением индийского буддизма была “ваджраяна”, или “тантризм”, - тайное учение о путях достижения нирваны с помощью магических заклинаний и обрядов, восходящее корнями к древнеиндийским земледельческим култам. В форме “махаяны” и частично “тантризма” буддизм распространился из Северной Индии на территорию нынешнего Афганистана и среднеазиатских республик, Китая, Кореи и Японии, частично соеденившись с даосизмом и синтоизмом и положив в Тибете начало ламаизму.

    2. ИСЛАМ

Ислам (араб. - предавание себя Аллаху, покорность) - одна из мировых религий. Возник в Западной Аравии в начале 7 в. н. э. в период образования классового арабского государства. Вероучение ислама изложено в Коране, содержание которого, по преданию, было сообщено в соответствии с божественной волей пророку Муххамеду. Вероучение ислама испытывало влияние христианства и иудаизма, и отчасти манихейства и зороасторизма. Главным догматом ислама является признание единственного истинного бога - Аллаха, который властвует над людьми как “создатель небес и земли” и всего, что находится на них. Атрибутами исламского вероучения являются вера в страшный суд, рай и ад. Одной из важнейших сторон учения ислама является догмат о предопределении. Согласно этому догмату, в мире все зависит от воли Аллаха, все события, как бывшие, так и будующие, будто предначертаны им еще в начале творения. Наряду с признанием вышеперечисленных догматов мусульманин обязан признавать “пять столпов” веры. Первым изних является произнесение символа веры: ”Нет божества, кроме Аллаха, и Мухамед - посланник божий”. Далее, мусульманам предписано совершать ежедневные молитвы, соблюдать пост, платить налог (закат), а также совершать хаджж (паломничество). В исламе различают два основных направления - сунгнизм и шиизм. Ислам, как и другие религии, не оставался неизменным. Толкование догматов и культа, объяснение различных социальных явлений, достижений науки и культуры меняется в соответствии с изменением социальных условий. В СНГ ислам распрастранен преимущественно в Средней Азии, Казахстане, Закавказье, в республиках Северного Кавказа и Поволжья, в Белоруссии, Литве и др. местах. За исключением большей части верующих-азербайджанцев, исповедующих ислам шиитского направления, немногочисленных персов, курдов, проживающих в Туркменистане, все мусульмане страны являются последователями суннизма. В Горно-Бадахшанской области проживают верующие исмаилиты - сектанты шиитского направления. В Чечне, Ингушетии, в некоторых районах Дагестана и Казахстана действуют группы приверженцев разновидности мистико-аскетического учения в исламе - суфизма (мюридизма). Делами мусульманских общин, расположенных в различных районах страны, руководят четыре независимых друг от друга духовных управления. Духовные управления имеют своих представителей в административных районах (область, республика) в чине казы (кади), назначаемых президиумами управлений, через которые поддерживается связь с мусульманскими общинами. По наиболее важным вопросам современной религиозной жизни духовные управления принимают фетвы (наставления), которые в мечетях доводятся до сведения верующих. Повседневными делами общин, связанными с сохранением культового имущества, молитвенных помещений, с расходованием материальных средств, занимается избираемый из числа самих верующий орган - мутаваллиат. В городе Бухаре находится медресе (мусульманская духовная школа) “мир-араб”, готовящее мусульманское духовенство. Здесь имеется также и группа по подготовке шиитского духовенства. В Ташкенте функционирует исламский институт.

    3. ХРИСТИАНСТВО

Христианство - одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в начале 1 века в восточных провинциях Римской империи в результате слияния и взаимопроникновения идей ряда мессианистических сект восточного Средиземноморья. Христианство включило в себя в переработанном виде некоторые элементы греко-римской и восточной религий, а также ряд идей идеалистической философии античности. Христианство превратилось в начале 4 в. в государственную религию Римской империи. Основу христианства составляет учение об искупительной жертве сына божьего Иисуса Христа. Объясняя моральную и материальную нищету внутренней испорченностью, греховностью каждого отднльного человека, христианство провозглашало духовное спасение всех людей через веру в искупительную жертву божественного Спасителя как гарантию избавления людей от греха. В основе догматики и богослужения христианства лежит Библия, или Священное писание. Христианская церковь включила в нее иудейский Ветхий Завет. Исключительно христианской частью Библии является Новый завет, который включает в себя 4 Евангелия, повествующие об Иисусе Христе, "Деяния апостолов", Послания апостолов и Апокалипсис. По значимости непосредственно за Священным писанием идет Священное предание, которое церковь возводит в степень "божественного права". В процессе своего развития христианство распадается на три основные ветви: католицизм, протестанизм и православие, которые также образуют ряд ответвлений и сект. Несмотря на многие различия, все направления признают, что начало этой религии положили проповеди Иисуса Христа, "сына божьего", который сошел на землю, претерпел многочисленные страдания, принял мученическую смерть ради избавления людей от "первородного греха".

    КАТОЛИЦИЗМ

Католицизм (вселенский, всеобщий) - одно из трех основных направлений христианства. Окончательное разделение христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную) произошло в 1054 г. ; фактически оно совершилось значительно раньше в связи с различиями в исторических судьбах Запада и Востока. После разделения церквей католицизм оформился как вероучение и церковная организация. Источниками вероучения католическая церковь считает Библию в латинском переводе (“священное писание”) и религиозную традицию (“священное предание”), в которой главное внимание уделяется решениям пап и их толкованиям религиозных проблем. Признание “священного предания” в качестве одного из источников вероучения обеспечивает возможность приспособления католицизма к изменяющимся социальным условиям. Вероучение католицизма имеет ряд особенностей, отличающих его от православия. В области религиозной догматики, признавая троицу, католицизм иначе чем православие, толкует “исхождение святого духа”, считая, что он исходит и от бога-отца и от бога-сына. В католицизме есть учение о "сокровищнице переизбыточествующей благодати": деяния Христа, апостолов, богоматери святых, а также "сверхдолжные" подвиги благочестивых христиан создают запас добрых дел и благодати, за счет которого церковь имеет право отпускать грехи. Лишь в католицизме имеется догмат о чистилище. Католицизм признает догмат о главентсве римского папы над всем христианским миром. В 19 в. был принят догмат о непогрешимости папы. Утверждая, что путь спасения верующий может найти только с помощью церкви, католицизм обращает особое внимание на укрепление церковной дисциплины и организации. Централизованная иерархическая организация католицизма, включающая верховные органы церкви, клир, монашество объединенное в орденах, различного рода массовые (благотворительные, молодежные, женские, профсоюзные и др. ) организации, располагающие большими средствами, стала важным элементом современного общества.

    ПРАВОСЛАВИЕ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать