История - (билеты)
p>Православие - одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения его (1054 г. ) на западную (католическую) и восточную церкви. В православии имеется 15 самостоятельных церквей. Православная церковь складывалась и развивалась в обстановке сильной императорской власти Византии. Во главе православной церкви в Византии стояли патриархи - константинопльский, александрийский, антиохийский, иерусалимский. В ходе борьбы за независимость народов, подчиненных Византии, в церкви происходил процесс образования автокефалий, самостоятельных церквей на Востоке и на Балканах. Православная церковь не имеет единого всемирного центра (как римско-католическая церковь) и построена на сборных началах. Высшим органом церкви является Вселенский собор из представителей всех автокефалий. В настоящее время существуют следующие автокефалии: Константинопльская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Румынская, Греческая ( или Элиадская), Кипрская, Албанская и Польская. Источниками православного вероучения являются "священное писание" (Библия) и "священное предание" (поставноления вселенских и поместных соборов, творения отцов церкви, древняя богослужебная практика). Сущность вероучения изложена в "символе веры", утвержденном на вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 членах символа веры говорится о боге, о его отношении к миру, человеку, о триединстве бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т. д. Бог в православии выступает в трех лицах: бог-отец (творец видимого и невидимого мира), бог-сын (Иисус Христос) и бог-дух святой, исходящий только от бога-отца. Триединый бог единосущен, недоступен для человеческого разума. Основным назначением православного культа является распространение и поддержание религиозности, воздействие на чувства и эмоции людей. Православные церкви уделяют большое внимание внутреннему оформлению храмов, проведению богослужений, в которых важное место занимает молитва. Православные верослужители требуют от верующих обязательного посещения храма, ношения нательных крестов, исполнение таинств, которых в православии (как и католицизме) семь: крещение, причащение, миропомазание, покояние, брак, священство, елеосвящение.

    ПРОТЕСТАНТСТВО

Протестантизм (от лат. protestatio - провозглашение, торжественное заявление) - одно из трех основных направлений христианства наряду с католицизмом и православием. Протестантство возникло в результате широкого антикатолического движения - Реформации, охватившего в 16 в. ряд стран Европы. Протестанты осудили злоупотребления католической церкви, потребовали приведения церковной организации в соответствие с принципами первоначального христианства. Они значительно упростили культ, отказавшись от почитания святых, ангелов, поклонения иконам, мощам и др. Одним из главных догматов, отличающих протестантство от католицизма и православия, является учение о непосредственной связи человека с богом: "божественная благодать" даруется человеку прямо богом, без посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только через его личную веру в искупительную жертву Христа и по воле бога. Поэтому в протестантстве (за исключением англиканства) нет принципиального противопоставления духовенства мирянам и каждый верующий в принципе имеет право по-своему толковать и излагать "слово божие". Первоначально протестантство связывалось с учением Мартина Лютера (1483-1546), затем протестантами начали называть также последователей учений Кальвина (1509-1564), Цвигли (1484-1531) и др. ревормационных течений. К середине 16 в. протестанизм распрастранился в Германии, Швейцарии, Англии, Швеции, Дании, Норвегии, проник во Францию, Голландию, Бельгию, Чехию и др. страны Европы. С 17 в. начинает проникать в заморские колонии европейских государств. Позже протестантство распадается на множество церквей и течений. Из первоначальных форм протестантства (лютеранство, англиканство, кальвинизм, цвинглианство и др. ) возникают новые течения - методисты, реформатство, пресвитерианство, конгрегационализм, баптизм, адвентизм, пятидесятники и др. В настоящее время протестантов насчитывается свыше 272 млн. В 1948 г. по инициативе протестантских церквей был создан Всемирный совет церквей, стремящийся к объединению различных направлений христианства.

    КУРС ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ)
    Понятие человека и общ-ва
    I. Понятие человека

Человек - субъект общест-истор. процесса развития материальной и дух. культуры на Земле, био-социальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодоря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием. (Академик Фролов)

    II. Понятие общества
    Многообразие понятия общества

Общество - совокупность людей на определенном этапе исторического развития (феодальное общество)- круг людей, объединенных общностью положения, интересов, происхождения (дворянское общество)- добровольное объединение людей для какой-либо цели (спортивное общество)- та или иная Среда (дурное общество) узкий круг людей дворянской Среды (бывать в обществе)- все человечество Научное определение: общество - обособившееся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Социологическое определение: общество - это самодостаточное, т. е. способная к самовоспроизведению группа людей.

    III. Общество, как особая часть материального мира
    1. Отличие общества от природы

Главное - человек носитель воли и сознания. Человек - создатель особого мира (ноосферы) - сферы человеческого разума (Академик Вернадский). Взаимосвязь и взаимовлияние человека и природы.

    2. Общество - динамическая система

Система меняющая свое состояние в пространстве и во времени. Система - это структурно упорядоченная и целостно организованная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Система-общество

    Подсистемы:

Экономическая сфера - производство материальных благ - деятельность по производству материального субстрата. Социальная сфера - производство человека - деятельность по производству субъекта. Политическая сфера - управление деятельность по производству связей и отношений. Духовная - производство духовных благ - деятельность по производству духовных благ (знаний). Элемент - ?

    Требования к элемнту:

1. Структурная изоморфность (элемент должен входить во все сферы общественной жизни);

2. Элементарность элемента (недилимость элемента в рамках нач. опред. системы); Элементы общественной жизни:

1. Субъект - носитель целенаправленной активности. Субъект может быть единичным - человек, и интегративным - группа людей, обладающая единством воли. 2. Материальный субстрат общественной жизни (социокультурные предметы, материальные вещи). 3. Связи и отношения. Связи бывают между субъектом и объектом. Отношения бывают между двумя субъектами.

    4. Духовные значения (идельный мир)

Иделаьно существуют, как технические процессы в голове человека и в качестве объективированного процесса. Смысл общественной жизни в воспроизводстве с помощью деятельности.

Вывод: 4 элемента - 4 вида деятельности и сферы общественной жизни. IV. Понятие общественного прогресса

Прогресс - движение от худшего к лучшему, от менее совершенного к более совершенному.

    Главная проблема - проблема критерия.

Критерий прогресса - критерий в развитии разума; критерий в развитии нравственности; критерий в развитии производителя.

    Интегральный критерий - рост социальной свободы.
    Развитие знаний о человеке и обществе
    I. Ранние формы религии (формы первобытных верований).

1. Фетимизм - фетим - идол, талисман - почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестетственные свойства: способность помогать, исцелять, предохранять от врагов. Амулет-предохраняет; талисман - приносит счастье.

2. Тотемизм - вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и определенным видом животных или растений. Тотем - предок рода или его родоначальник.

3. Магия (греч. колдовство, волшебство, чародейство) употребляется в двух смыслах:

а) совокупность представлений, связанных с возможностью воздействовать на людей, предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем. б) само воздействие

    Целевое назначение

1. производственное (заклинание орудий труда, вызывание дождя). 2. военное (ритуальные пляски воинов). 3. вредоносное. 4. лечебное. 5. любовное 4. Анимизм (лат анима -душа) - вреа в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них (нимфы, русалки). 5. Аниматизм - представление о безличной духовной силе, которая пронизывает весь мир и оказывает влияние на жизнь людей, при обращении к которой можно поставить ее на службу человеку.

    II. Миф, как попытка объяснить мир и человека.
    1. Мифология употребляется в двух смыслах:
    а) собрание мифов; б) наука о мифах

Мифы - это произведения народной фантазии, содержащие в себе наивно олицетворяющие объяснения фактов реального мира (Токарев).

2. Отличие мифа от сказки, легенды, религии. Миф - картина мира, содержащая наивное объяснение мира. Сказка в отличие от мифа, не содержит никаких объяснений, хотя в ней есть морально-назидательный элемент. Легенда - привязана к определенному историческому событию, а миф - нет. Миф - существенная часть религии, но религия не исчерпывается мифом, т. к. религия включает в себя культ и веру. Миф - это своего рода первобытная наука и философия. 3. Типы мифов.

    - о животных и растениях
    - о небесных явлениях
    - космогонические и антропогонические
    - креационистские (креационизм - акт творения)
    - эволюционистские (постепенное развитие мира)
    - эсхатология (мифы о конце света)
    - о происхождении рождения и смерти
    - мифы о великом потопе
    - о непорочном зачатии
    - об умерающем и воскресающем боге

- о происхождении различных культурных благ и явлений человеческой жизни - искусственные мифы

    4. Специфические черты мифологии

1. Миф всегда образен. 2. Миф строится не на смысловых связях, а на ассоциативных связях

3. Антропоморфизм (очеловечевание явлений природы). 4. Супернатурализм мира или сверхприродность. Не отличие естественного от сверъестественного. 5. Оживотворение и одушевление природы. 6. Генетизм в мифах: миф происхождение предмета выдает за его сущность. Миф - система образов, а наука - это система абстракций и идиализаций.

7. Миф паради (неприкаемый образец). 8. Миф - это объяснение мироздания через перенесение на природу родовых отношений, т. е. миф - мера восприятия и мировоззрение родового общества.

    III. Религия о человеке и обществе.
    1. Структура религии
    Религия - святыня, набожность, предмет культа (латю. )
    Включает в себя:

1. Религиозное мировоззрение - совокупность представлений о мире и человеке (система догматов)

    2. Религиозный культ - совокупность особых действий

Виды культа: магия (колдовство) - активное воздействие; умилостивительный просьба.

Элементраные культовые акты: поклоны, падения ниц, крестные знамения. Более сложные: жертвоприношения, крещения, молитвы.

3. религиозные чувства - совокупность особых переживаний, связанных с верой.

    2. Атеизм и религия.
    Атеизм:

1. Религия - фанатическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы преобретают форму неземных. (Энгельс)

2. Бог - иллюзорный образ, наделенный сверхъестественными свойствами, являющийся главным объектом поклонения во всех религиях.

3. Вера - бездоказательное принятие истинности тех или иных объектов. 4. Социальная роль религии - “вздох угнетенной твари, дух бездушных порядков, сердце бессердечного мира, опиум для народа” (Маркс).

Религия - иллюзорная компенсация слабости человека, его бессилие, отсюда ее реакционная роль, религия тормозит прогресс, препятствует развитию личности, служит угнетению человека.

Функции религии: иллюзорно-компенсаторская, мировозренческая, регулятивная, интегрирующая.

    Религия:
    1. Религия есть взаимоотношения между Богом и человеком.

2. Бог - творец неба и земли промыслитель Вселенной, носитель высших духовных совершенств. Бог есть дух, вечный, бесконечный, всемогущий, всеведующий, всеблагой и вседовольный. Бог - бесконечно неподобен сотворенному им. 3. Вера - стремление к высочайшей истине, неизменному добру и вечному блаженству, т. е. к Богу, данное человеку от природы.

4. Социальная роль религии - в ней человек находит для себя высшее и совершенное удовлетворение и руководство к своей жизнедеятельности.

    3. Классификация религии

1. Племенные. 2. Национальные. 3. Мировые: - буддизм, ислам, христианство: православие, католицизм, протестаноство

    Буддизм - сер. 1-го тысячелетия до н. э.
    Ислам - 7 в. н. э. , основатель Мухамед
    Христианство 1 в. н. э.
    Учение Платона о человеке, обществе и государстве
    1. Определние философии

а) Аристотель: “Философия - это учение о превоналах и высших причинах всего сущего (? )

В сущем выделяется две части: 1. Природа - материальный мир, его изучает физика (2 философия). 2. Нематериальные сущности (превоначала и высшие причины) изучает метафизика (1 философия)

б) Ницше: “3 предмета исследования философии - бог, душа, мир, как целое. Задача ф-фии- ответить на 3 вопроса: что я могу узнать? что мне делать? на что я могу надеяться? ”

в) Сов. философия: “Ф-фия - наука о наиболее общих законах природы, общ. и познания. ”

г) Итоговое определение: “ Ф-фия - это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. ”

д) Осн. вопрос ф-фии: “Это вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, духа к природе, об отношении психического и физического, субъективного и объективного. ”

1) Что первично - материальное или духовное? ” 2) Познаваем ли мир? В зависимости от решения осн. вопроса ф-фы делятся на- материалистов, идеалистов (объективные и субъект-е), дуалистов.

    2. Ф-фия Платона. (4-5 до н. э. )

Ученик Сократа, основатель афинской ф-ой школы Академии. Учение Платона - это система объективного идеализма. Изменчивому и приходящему миру вещей Платон противопоставил вечный и неизменный мир идей. Истинное бытие - это умопостигаемые и бестелесные идеи.

Платон выделяет 3 уровня бытия: 1) материя - это источник вещности, изменчивости, единичности, бренности, зла и несвободы. 2) мир вещей изменчивый, приходящий, смертный, несовершенный, “чувственный”. 3) мир идей умопостигаемый, вечный, неизменный и совершенный.

Идеи- образец и прообраз вещей. Вещи- тени, отображение идей. Все вместе- душа космоса.

Душа космоса- творческая сила, кот. связывает вещи и идеи, заставляет идеи присутствовать в вещах, а вещи подражать идеям.

    3. Учение о чел. , общ. , гос-ве.

Гос-во- совместное поселение. Оно возникает как результат многообразия чел. потребностей и вытекающего отсюда общ. разделения труда. 4 неправильных вида гос-ва:

    -демократия, тирания, олигархия, темократия.

Платон предлагает модель идеального гос-ва: 1) 3 части чел. души. 2) 3 добродетели.

    3) 3 сословия:
    разумная часть - мудрость - правители-ф-фы.
    яростная (волевая) - мужество - воины.
    вожделеющая - повиновение - ремесленники и земледельцы.

Такое гос-во справедливо, т. к. все в нем служат ему, как некой целостности и занимаются своими делами, не вмешиваясь в чужие.

    4. Социализм Платона:

Частн. собств. - источник соц. зла и несправедливости: она разрушает целостность и единство гос-ва. Соц-зм Платона носит казарменный х-р. Ф-фы не имеют не только частной, но и личной собств-и. Живут вместе, столовываются тоже вместе. Вознаграждение - продовольствиею Упразднение семьи. Гос-во счастливо вцелом, а не в отдельных частях.

    Аристотель о человеке, общ. и гос-ве. ( IV век до н. э. )

Аристотель - выдающийся др. -греч. мыслитель, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского.

    1. Ф-фские взгляды.
    1) Критика Платона: “Платон мне друг, но истина дороже. ”

Сущность, т. е. идея не может быть вне того, сущностью чего она не является. 2) Определение ф-фии (см. выше)

3) Аристотель о сущности: В центре ф-фских исследований Аристотеля поиск сущности вещей. Сущность есть то, что делает вещь тем, чем она является. По Аристотелю сущность - это видовые отличия вещей, т. е. минимально общее этих вещей, кот. Аристотель называет формой.

4) Четыре причины, по кот. существуют все вещи и мир вцелом: а) формальная - активное, идеальное начало, сущность вещи, кот. как бы вносится в материю и творит вещи. б) материальная - материя - это пассивное начало, бесформенное, неопределенное, безжизненное. в) целевая - все процессы обусловлены через цель. Цель - стремление к своему благу, к реализации себя. г) движущая причина - указывает на источник движения.

4 причины - материальная (из чего? ), формальная (что это есть? ), движущая (откуда начало движения? ), целевая (ради чего? ) - бог.

Бог- вместилище сущностей, перводвигатель, цель всего сущего. Всё стремится к богу, и стремясь к нему самореализуется. Бог - чистая действительность и в этом смысле высшая реальность. Бог неизменен, т. к. он совершенен. Бог - чистое деятельное мышление. Бог - духовный абсолют, в кот. субъект совпадает с объектом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать