История Дальнего Востока (вторая половина ХIХ века) - (реферат)
p>В начале 80-х гг. XIX в. в связи с успехами в освоении, дальневосточных земель, увеличением численности населения, развитием хозяйства. а также усилением экспансии западных держав на Тихоокеанском побережье Азии правительство России признало необходимым укрепить аппарат управления на востоке страны. 16 июня 1884 г. было утвержде

но решение об образовании Приамурского генерал-губернаторства, в состав которого вошли Забайкальская, Амурская и Приморская области, а также Владивостокское военное губернаторство (последнее существовало с 1880 по 1888 г. ), административным центром стала Хабаровка, переименованная в 1893 г. в город Хабаровск. Одновременно Восточносибирский военный округ был разделен на Иркутский и Приамурский. Такое административное деление сохранялось до начала XX в.

30 шоля 1903 г. указом Сената на территории Приамурского генерал-губернаторства, а также Квантунской области образовало особое наместничество. Наместник являлся главным начальником края, сосредоточия в своих руках управление всеми делами Дальнего Востока, подчиняясь непосредственно Николаю II. Его резиденция находилась в Порт-Артуре. Поражение России в русско-японской войне 1904—1905 гг. обусловило ликвидацию наместничества, 18 нюня 1905 г. оно было упразднено.

В 1906 г. Забайкальская область передана из Приамурского генерал-губернаторства в Иркутское, что связано со стремлением царизма ускорить разгром революционного движения в области. И наконец, в 1909 г. произошло еще одно крупное преобразование: Приморская область разделена па три области: Приморскую, Сахалинскую и Камчатскую. Приморская область (цептр—г. Владивосток) включала Ольгинский, Ни-кольск-Уссурийский, Иманский, Хабаровский и Удский уезды, а также на правах автономной военно-администратнвной единицы Уссурийское казачье войско, разделенное на шесть станичпых округов. Все предприятия горнорудной промышленности концентрировались в двух горных округах— Приморском н Уссурийском. Амурская область (центр —г. Благовещенск) включала Амурский уезд, три горных округа (Амурский, Буреинский и Зейский) и Амурское казачье войско, состоявшее из 11 станичных округов. Забайкальская область (центр—г. Чита) объединяла восемь уездов: Акшинский, Баргузинскпй, Верхнеудппскпи, Нерчинский, Нерчннско-Заводской, Селенгинский, Троицкосавский, Читинский. В отличие от Амурского и Уссурийского казачьих войск, занимавших сплошную пограничную территорию, Забайкальское войско располагало землями чересполосно с наделами крестьян и бурят. Губернаторы этих областей являлись одновременно наказными атаманами казачьих войск.

В Камчатскую область (центр —г. Петропавловск) входили Петропавловский, Анадырский, Охотский, Гижигинский, Командорский уезды;

Сахалинская область (центр —пост Александровский) состояла из административно-полицейских участков. Официальная правительственная политика по управлению краем была направлеиа на создание и всемерное укрепление военно-полицейского и чиновничьего аппарата, призванного обеспечивать интересы царизма и буржуазно-помещичьей верхушки на самой отдаленной окраине Российской империи. Вся полпота власти принадлежала восточно-сибирскому, а с 1884 г. приамурскому генерал-губернатору, который подчинялся непосредственно Министерству внутренних дел, назначался царем и обла

дал широкими полномочиями: командовал всеми вооруженными силами края, возглавлял гражданскую администрацию, осуществлял дипломатические функции при сношениях с соседними государствами. Во главе областей стояли губернаторы, наделенные большой властью: они контролировали деятельность административного аппарата, утверждали назначения на ответственные посты, командовали войсками и т. д. В. И. Ленин подчеркивал: “.... губернатор в русской провинции был настоящим сатрапом, от милости которого зависело существование любого учреждения п даже любого лица во "вверенной" губернии.... ”

Уезды возглавляли назначаемые губернаторами уездные начальники, волости —крестьянские начальники. На местах государственную власть представляли и осуществляли исправники, полицмейстеры, становые, урядники и т. д. Главной опорой царской власти были войска и полиция. В связи с этим Приамурский военный округ усиленно насыщался регулярными войсками: в 1862 г. их общая численность составляла 6, 9 тыс. человек, в 1882 г. -16, 7 тыс. , в 1902 г. -80, 9 тыс. человек. Для подавления волнений широко использовались иррегулярные части и полиция, а впоследствии, при нарастании революционного движения, в ход были пущены хорошо обученные и вооруженные армейские подразделения.

Буржуазные реформы 1860—1870-х гг. слабо коснулись дальневосточной окраины: “Городовое положение”и судебная реформа стали осуществляться лишь в 90-е гг. , по полностью проведены ни были, а земства так и не введены до 1917 г. Только в середине 90-х гг. отменены телесные наказания.

Всесилие административно-чиновничьего аппарата способствовало разгулу хищничества, взяточничества, произвола, беззакония“Самодержавие есть.... самовластие чиновников и полиции и бесправие народа”, —отмечал В. И. Ленин. На Дальнем Востоке при полном отсутствии каких-либо органов самоуправления и гражданских свобод это делало особенно тяжелым военно-полицейский режим для абсолютного большинства жителей. Колонизация Дальнего Востока России во второй половине XIX в. Отмена крепостного права в России открыла эпоху массовых переселений из европейской часты страны в Сибирь и на Дальний Восток, где имелись большие площади свободных для разработки земель н не было помещичьиго землевладения. Известное влияние на развитие переселения оказывала политика самодержавия, которое то сдерживало переселение разными запретительными мерами, то переходило к его поощрению В. И. Ленин выделил два периода в этой политике—до и после революции 190о г. В 1861 г. правительство встало на путь поощрения заселенпя Амурской и Приморской областей: 26 марта они были объявлены открыиыми для заселения“крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословии, желающими переселиться за свои счет”°-. В переселенческом движении на Дальний Восток в пореформенный период можно выделить три этапа: 1861-1881, 1882-1891

и 1892—1901гг. Именно в это сорокалетие происходило формирование крестьян-старожилов — самого зажиточного слоя сельского населения. Прибывшие на Дальний Восток с 1861 по 1881 г. 16 843 переселенца основали 38 казачьих станиц и поселков и 96 крестьянских селений. В 1861 г. в Южно-Уссурийском крае возникло первое крестьянское поселение Фудии (ветка Павловская), в 1863 г. —Турий Рог, в 1866 г. —Астраханка, Никольское, Раздольное, Троицкое и др. Среди прибывших преобладали крестьяне—69, 1%, казаков было 30, 2%. Однако переселенческое движение на Дальний Восток составляло лишь незначительную часть потока переселенцев, прибывших в азиатскую часть России, — всего 3, 3%, в среднем 802 человека в год.

Большое значение для ускорения экономического и культурного развития Приморья и всего русского Дальнего Востока имело установление регулярной морской связи с Европейской Россией. Частично эту задачу решил Добровольный флот, созданный на пожертвования народных масс России. В 1880 г. рейсом парохода“Москва”открыто морское сообщение между Одессой и Владивостоком, что положило начало более активному притоку переселенцев и новому этапу колонизации. Был издан ряд специальных актов. Первый и важнейший из них— закон от 1 июня 1882 г. “О казеннокоштном переселении в Южно-Уссурийский край”, согласно которому из Европейской России ежегодно должны были переселяться морем за счет казны 250 семей крестьян. Начиная с 1883 г. из Одессы во Владивосток доставлялись первые партии новоселов. Преимущество отдавалось жителям Левобережной Украины, особенно сильно страдавшим от малоземелья. Одновременно стало широко рекламироваться так называемое своекоштное переселение, т. е. за свой счет с предоставлением льгот по новому месту жительства. Для желающих отправиться на Дальний Восток был установлен залог 600 р. —минимальная сумма для полного обзаведения на новом месте и прокормления семьи до нового урожая. Всего с 1883, по 1901 г. в Южно-Уссурийский край по морю перевезено 55208 семей, в том числе 7029 (12, 7%) казеннокоштных. Наряду с морским переселением крестьяне продолжали прибывать в Амурскую и Приморскую области сухопутным способом. Таким образом, с 1882 по 1891 г. на Дальний Восток переселилось 11608 человек (из них 10705 в Амурскую область), а всего за этот период туда прибыли 26049 человек, основавших 111 новых селений. С 1883 г. Южно-Уссурииский край превратился в основной колонизуемый район, оттеснив Амурскую область на второе место. Этому в немалой степени способствовала организация переселения морским путем. В 1882—1891 гг. на Дальний Восток переселилось 6, 2% от общего числа прибывших в азиатскую часть России (в среднем это составляло 2605 человек в год). С 1892 г. начался третий этап колонизации, характеризовавшийся возрастанием ежегодного притока новоселов. Увеличение количества переселенцев на Дальний Восток было вызвано широким крестьянским движением в России и голодовками, систематически повторявшимися в стране с 1891 г. Значительный прилив переселенцев в Приморье совпал с началом строительства Уссурийской ветки Транссибирской магистрали. Образованный в декабре 1892 г. Комитет Сибирской железной дороги предпринял ряд мероприятий по улучшению переселенческого дела в Южно-Уссурийском крае: залог для переселенцев был уменьшен до 300 р. , увеличено количество морских судов для перевозки крестьян. По мере вступления в строй Транссибирской магистрали ускорялось и облегчалось передвижение сухопутных переселенцев. С 1900 г. открылось движение по Забайкальской железной дороге, и переселенцы могли доехать теперь до Сретенска, оттуда направлялись далее на пароходах и частично на плотах по Шилке и Амуру. Всего с 1892 по 1901 г. на Дальний Восток прибыло 73 724 человека, в том числе в Амурскую область— 25 363, в Приморскую —48 361. Среднегодовое число переселенцев достигло 7372 человек, увеличившись по сравнению с 80-ми гг. в 2, 8 раза. Переселенцы, прибывшие на Дальний Восток, составили 7, 3% новоселов, переселившихся в Сибирь.

Огромная удаленность Дальнего Востока делала дорогу сюда тяжелым испытанием для крестьян. Первые переселенцы тратили 2—3 года на преодоление такого расстояния, им приходилось часто останавливаться в пути из-за болезней, непогоды, распутицы, в поисках заработка и т. д. Один из современников писал: “Испытания, которым подвергались паши первые переселенцы в своем далеком горестном путешествии, были несправедливо жестокие.... невольно приходишь в содрогание от тех невыносимых страданий, которые вынесли на своих крепких плечах наши пионеры Дальнего Востока”. Морские и железнодорожные перевозки сократили время пребывания в пути до 2—3 месяцев, но участь переселенцев была по-прежнему полна лишений: большая скученность на судах и в вагонах, скудное и некачественное питание, болезни, высокая смертность. В результате очень многие не добирались до земли обетован ной. Вот почему крестьяне, прибывавшие на Дальний Восток, составляли лишь небольшую часть общесибирского переселенческого потока.

Очевидно, что только тяжелая нужда заставляла крестьян решиться на переселение. Анализ данных по месту выхода переселенцев показывает, что крестьяне двигались на восток в первую очередь из тех районов, где особенно сильны были крепостнические пережитки, где сельское население страдало от малоземелья и голода.

В 60—70-е гг. XIX в. в переселенческом движении на Дальний Восток участвовали крестьяне из 20 губернии и областей Европейской и Азиатской России. Так, население Амурской области увеличилось за счет крестьян из Астраханской, Архангельской, Воронежской, Енисейской, Оренбургской, Пермской, Полтавской, Самарской, Томской, Харьковской губерний и Забайкальской области. Приморская область пополнялась переселенцами из Астраханской, Воронежской, Вятской, Иркутской, Калужской, Тамбовской, Тобольской и других губерний, а также за счет Амурской и Забайкальской областей. Роль же украинских и белорусских губерний на этом этапе оставалась незначительной.

Морские перевозки способствовали росту переселений из украинских губерний. Из 26 049 человек, переселившихся в край, на долю выходцев из губерний Украины приходилось 17 165, или 65, 9%. Цептральноземледельческий район дал 3382 человека (13%), Сибирь— 1799 (6, 9%), южные степные губернии—1653 (6, 3%). Из остальных районов прибыло 1224 человека (4, 7%), а 826 переселенцев (3, 2%) не указали мест выхода. Основной костяк переселенцев на третьем этапе колонизации Дальнего Востока состоял также из крестьян украинских губерний— 75, 5%. На втором месте—выходцы из Белоруссии, на третьем—из Центральноземледельческого района (8, 1%). Из остальных районов страны прибыло 5, 9% переселенцев, осевших на Дальнем Востоке.

Большинство переселенцев у себя на родине имели средний достаток или стояли на грани перехода в группу бедноты. Распродажа имущества давала им возможность собрать средства па длительное путешествие и обзаведение хозяйством на новом месте. Для того чтобы обзавестись самостоятельным хозяйством, новоселу нужно было иметь 400—500 р. ) Бедняки средств па переселение собрать не могли, у кулаков же поло жение было достаточно прочным, и переселяться им не было нужды. Например, среди переселенцев пз- Полтавской губернии, направлявшихся и 1891—1893 гг. на Амур, 51, 4% семей имели от 500 до 5000 р. , а то нанравлявшихся в Южно-Уссуриискнй край 85, 7% семей располагали такой суммой. В среднем на одну семью, переселявшуюся на Амур, приходилось 59'8 р. 90 к. , а в Южно-Уссурнйский край— 1208 р. Приведенные данные свидетельствуют о том, что “из районов выселения идет главным образом крестьянство среднего достатка, а на родине остаются главным образом крайние группы крестьянства”. Переселенческое движение на восток во второй половине XIX в. охватило и казаков, переселение которых на Амур началось в 1855 г. из Забайкалья с планом конной сотни. Семейные казаки основали на одном из островов вблизи Мариинского поста станицу, получившую название“Сучи”. В 1857 г. были переселены три сотни Амурского полка в составе 1139 человек, на следующий год прибыли еще 1275 человек. В 1858 г. началось переселение и пеших казаков. Всего в состав пеших батальонов

в 1858 г. вошли 3264 человека. В 1859 г. в конный полк прибыло 304 человека, в пешие батальоны—2188 человек. На следующий год переселилось 2859 казаков. В 1861-1862 гг. переселение велось только в пешие батальоны. А всего с 1855 по 1862 г. на Амуре и Уссури обосновалось 13 889 конных и пеших казаков из Забайкальского войска Однако численность Амурского казачьего войска увеличивалась не только за счет переселения забайкальцев. Большой процент составляли также причисленные в войско“штрафованные”нижние чины. Планировалось приселить к казачьим войскам Восточной Сибири 15 тыс. “штрафованных” и распределить их по всем частям. В Амурское казачье войско в течение 1858—1862 гг. переселилось от 2215 до 2514 “штрафованных”, включая семьи. В Забайкальское казачье войско с 1856 по 1862 г. были зачислены, по неполным данным, 4937“штрафованных”. В целом в 1855—1862 гг. в Приамурье п Приморье прибыло около 16, 4 тыс. забайкальских казаков п “штрафованных”. Успешное переселение позволило выделить амурских и уссурийских казаков в самостоятельное Амурское казачье войско.

Численность Забайкальского войска в течение 1855—1862 гг. , несмотря на отселенпе части казаков на Амур и Уссури, не только не уменьшилась, но даже несколько возросла: в 1852 г. в нем насчитывалось около 98, 3 тыс. человек, а в 1863 г. —более 112, 9 тыс. Это объяснялось как фактором естественного прироста, игравшего основную роль, так и зачислением в Забайкальское войско“штрафованных” нижних чинов и других лиц. В 1879 г. было проведено крупной переселение казачьего населения в пределах юга Дальнего Востока. Из 911 семей, проживавших в 29 станицах по Уссури, в Южное Приморье выехало 390 семей. Население пяти станиц переселилось полностью, 16—частично, всего было переселено 2615 человек. В пограничной полосе казаки основали 10 поселков.

В конце XIX в. началось большое переселение казаков на Дальний Восток из европейской части страны. Связано это было с постройкой Сибирской железной дороги. Так как дорога в Уссурийском крае проходила вдоль русско-китайской границы, возник вопрос о ее охране. Разрешить его можно было поселением вблизи нового пути казаков, которые Одновременно занимались бы хозяйственным освоением этой территории. Комитет Сибирской железной дороги согласился финансировать казачье переселение, выделив на эти цели 336 тыс. р.

3 июня 1894 г. Государственный совет санкционировал переселение казаков па Дальний Восток в основном из Донского и Оренбургского казачьих войск. Кроме того, небольшое число семей намечалось переселить из Забайкалья. На эти цели Комитет Сибирской железной дороги дополнительно ассигновал 86 тыс. р. На переселение одной казачьей семьи из европейской части России намечалось израсходовать 1119 р. (включая 600 р. ссуды). Фактически расходы оказались больше: для семьи оренбургских казаков— 1383 р. , донских —1461 р. Первая партия переселенцев была доставлена в 1895 г. , а всего за пять лет, с 1895 по 1899 г. , на Дальний Восток прибыло 5419 человек из Донского, Оренбургского и Забайкальского казачьих войск. Все они поселились вдоль Уссури и южнее оз. Ханка. С 1901 г. в переселении участвовали также казаки Кубани, Терека и Урала. Часть из них была зачислена в состав Амурского казачества. Наряду с переселением крестьян и казаков, осуществлявших земледельческую колонизацию, развивалась и так называемая неземледельческая колонизация за счет притока ремесленников, рабочих-отходников, каторжан и ссыльных различных категорий, демобилизованных нижних чинов армии и флота и т. д. Еще в начале 1860-х гг. была предпринята попытка за счет казны переселить на Амур 712“водворяемых рабочих”. Однако опыт оказался неудачным и больше не повторялся. Открытие золотых месторождений вызвало приток не только предпринимателей, но и рабочих из ближайших сибирских губерний, а также из самых отдаленных мест России. Если в первые годы эксплуатации месторождений рабочих можно было нанять“не иначе как с задатком”, то уже в 70-е гг. появляются рабочие-“самоходы”, которые прибывали на прииски за свой счет, причем даже из таких отдаленных губерний, как Нижегородская, Пермская, Вятская, Самарская, Саратовская и др. Голод и разорение российской деревни, усилившиеся в 90-е гг. и совпавшие со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали, заметно повлияли на усиление отходничества: неземледельческий отход составил 33, 5% переселенческого движения в Амурскую область. Этот миграционный поток влиял на рост населения городов, железнодорожных поселков п рабочих слобод.

В 90-е гг. начинает практиковаться массовое контрактование квалифицированных рабочих в Европейской России. На строительство Уссурийской железной дороги было нанято и привезено 850 рабочих. Администрация Владивостокского порта таких способом нанимала мастеровых с Невского и Балтийского заводов Петербурга, доставляла специалистов из Севастополя, Воткинска, Москвы, Одессы, Екатеринослава, Нижнего Тагила и т. д. Для эксплуатации КВЖД, Уссурийской и Забайкальской железных дорог переводили транспортных рабочих из Европейской России.

На Дальнем Востоке, имевшем большую концентрацию войск, ежегодно увольнялись в запас тысячи солдат и матросов, часть из которых оставалась в крае на постоянное жительство. В 90-е гг. роль этого источника в колонизации Дальнего Востока стала возрастать в связи с принятием в 1893 г. закона, предоставившего пожелавшим остаться демобилизованным вопнам ряд ль1'): . В 1897 г. в Приамурском генерал-губернаторстве насчитывалось более 15 тыс. запасных. Ушедшие в запас солдаты и матросы оседали преимущественно в городах, пристанционных и рабочих поселках, а также (хотя и в значительно меньшей мере) в сельских поселениях, приписываясь к крестьянским обществам. Царизм рассматривал ссылку и каторгу не только как способ наказания и перевоспитания, но и как форму колонизации. С 1869 г. местом ссылки и каторги официально признается о-в Сахалин, сюда отправлено 800 осужденных. )А первая партия ссыльнокаторжан (80 человек) доставлена на остров еще в 1861 г. для работы на каменноугольных копях в Дуэ. С 1880 по 1900 г. на Сахалин прибыло 24730 каторжан. Наряду с каторгой существовал еще один вид штрафной колонизации—ссылка па поселение. Много ссыльных было сосредоточено на Сахалине, в Забайкалье, Сибири. Хотя ссыльнопоселенцев приписывали к сельским обществам и старались“посадить на землю”, подавляющее их большинство не могло завести собственное хозяйство и существовало за счет продажи своей рабочей силы. 80% ссыльных были одиноки и редко жили в местах приписки, уезжая в поисках заработка в города, большие селения, на прииски. Ссылка в Амурскую область и Южпо-Уссурийский край фактически не практиковалась, по сюда прибывали ссыльные из Забайкалья п с Сахалина. В 1900 г. эта категория населения Приамурского генерал-губернаторства распределялась следующим образом: в Амурской области— 3438 человек, в Забайкальской — 14 239, в Приморской — 4000 и на Сахалине —15 220 человек, т. е. в составе населения их доля соответственно была равна 1, 8; 2, 3; 1, 4 и 39, 7%".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать