Нэйтивизм в общественно-политической жизни США на исходе XIX столетия - (диплом)
p>Одним из итогов промышленной революции стало то, что “массовая грамотность населения, а также широкое тиражирование дешевой печатной продукции породили мощный информационный бум”. [121 Купер Д. М. Второй “золотой век” американской политики // Исторический образ Америки. М. , 1994. С.  191. ]Тираж газет и журналов вырос, они прочнее связали между собой различные районы страны. Крупные периодические издания стали предоставлять место на своих страницах для дискуссий на актуальные темы по проблемам общественного развития. [122Саломатин А. Ю. Социально-политическая стагнация или эволюция? “Позолоченный век” в США// Исторический образ Америки. С. 238-241. ]Они представляли срез общественного мнения по разным вопросам, одновременно содействуя его формированию. В последние десятилетия XIX в. вместе с ростом нэйтивизма проблема иммиграции стала активно обсуждаться в печати. Ряд крупных изданий, включая “Норт Америкэн Ревью”, “Нэйшн”, “Попьюлар Сайнс Куотерли” и т. д. , посвящали статьи описанию влияния иммигрантов на различные аспекты жизни американского общества. Одно из самых полных справочных изданий—“Индекс периодических изданий Пула”показывает рост количества статей, посвященных иммиграции: за период с 1882 по 1887 гг. было опубликовано 10 статей, с 1888 по 1892 гг. — 43, с 1893 по 1896 гг. —68. [123Benson L. Turner and Beard: American Historical Writing Reconsidered. N. Y. , 1966. P.  74-75. ]Авторы этих статей, а среди них были известные политики и ученые, предлагали различные подходы к вопросу о рестрикции. В первом выпуске“Публикаций” Лиги ограничения иммиграции говорилось: “вряд ли многим удается осознать, сколько существует выдающихся в политике или в изучении этой проблемы людей, которые .... настаивают на принятии мер для сохранения чистоты национального характера”. [124 Various Facts and Opinions Concerning the Necessity of Restricting Immigration // Immigration Restriction League. Publications of Immigration Restriction League. Boston, 1894-1903. Publication #1. Boston, 1894. MD, BPL. P.  1. ]Уже в 1880-х гг. в прессе прозвучали голоса о необходимости строже контролировать поток приезжающих европейцев. [125 Boyesen H. H. Dangers of Unrestricted Immigration // Forum. V. 3 (July 1887). P.  534-535; Ford W. C. Regulating Immigration // Epoche. V. 1 (April 15, 1887). P.  229-230; Mayo-Smith R. Control of Immigration //Political Science Quarterly. V. 3 (March, June, September 1888). P.  46-77, 197-225, 406-424. ]Более того, к 1890 г. в США вышло много работ, которые хотя и по-разному освещали проблему иммиграции, но вывод делали один: иммиграция подвергает американскую цивилизацию серьезной опасности.

В 1885 г. вышла книга проповедника Джозии Стронга “Наша страна”. Она стала сенсацией и распродавалась в огромных количествах: за три десятилетия было напечатано и продано 175 тыс. экземпляров, а отдельные главы печатались в известных журналах или издавались в виде брошюр. [126 Herbst J. Editor’s Introduction // Strong J. Our Country, Its Possible Future and Its Present Crisis, reprint of the rev. ed. of 1891. Cambridge (Mass. ), 1963. (Далее—Strong J. Our Country. )]Кроме того, книга сделала автора одним из известнейших людей страны, вызвала многочисленные просьбы к нему о чтении лекций и выступлениях, принесла ему пост президента Американского евангелического союза. [127 Holmes J. H. Strong Josiah // Dictionary of American Biography. V. 18. N. Y. , 1936. P. 150. ]Стронг писал о многочисленных опасностях, грозящих Америке, и о мерах, которые необходимо было, по его мнению, незамедлительно принять, чтобы избежать губительных последствий современного положения вещей. Главными из опасностей он называл католицизм (или, как Стронг выражался, “романизм”), за которым шли мормонизм, торговля алкогольными напитками, социализм, города как сосредоточение зла и растущее расслоение общества. Все они неизбежно упирались в иммиграцию.

Показывая причины роста иммиграции в Америку из европейских стран Стронг подчеркивал, что уже в 1880 г. иностранцы и их дети составляли 33, 9% населения страны. При этом, с его точки зрения, “типичный иммигрант—это европейский крестьянин, чей горизонт узок, моральные или религиозные устои шатки или неверны, а представления о жизни низки”. [128 Strong J. Our Country. P. 52-53. ]Поэтому их моральный уровень по приезде в США еще более падает. Не случайно, утверждал Стронг, торговля самым эффективным средством для понижения уровня общественной морали—алкоголем—велась в основном иностранцами. Иммигранты пополняли тюрьмы и заведения для бездомных. Они составляли более трети количества бедняков в стране и совершали пять восьмых всех самоубийств при том, что их доля в населении была меньше, чем одна седьмая. Иностранцы заселяли города и вели недостойный образ жизни. Они привозили с собою“континентальное представление о субботе и результат этого был хорошо виден в городах, где святой день был превращен в праздничный”: народ пил спиртное и танцевал танцы в питейных заведениях. [129 Ibid. P. 53-55. ] Стронг отмечал, что немногие из приехавших натурализуются, в то время как “наша безопасность требует ассимиляции чуждых народов, а процесс ассимиляции замедляется и становится труднее в то время, как доля иностранцев возрастает”. [130 Ibid. P. 57. ] Особенно беспокоила Стронга привычка иммигрантов употреблять алкоголь и, как следствие этого появление и процветание многочисленных питейных заведений, так называемых “салунов”, которые, как казалось ему, начинали контролировать и законодателей, и исполнителей закона. По его мнению, “салун” стал уже тогда своеобраазным политическим институтом. “Его политическая поддержка может иметь решающее значение, потому что владельцы ‘салунов’—это прежде всего владельцы ‘салунов’, а потом уже демократы или республиканцы, —возмущался Стронг. —И если их торговля в опасности, для них легче сменить политические взгляды… и использовать это в интересах бизнеса. Талантливый нью-йоркский политик, имеющий репутацию непьющего верующего человека, сказал, что он скорее выберет поддержку салуна чем поддержку церкви”. [131 Strong J. The Twentieth Century City. N. Y. , 1970. P. 32. ]Причиной растущей власти содержателей баров опять объявлялись иностранцы. Стронг заявлял: “Это иммиграция поддерживает власть спиртного, и мы имеем “спиртной голос”. Иммиграция поставляет большинство жертв мормонизма, и мы имеем “мормонский голос”. В иммиграции сила католической церкви, и мы имеем “католический голос”. Иммиграция породила и вскормила американский социализм, и у нас возник “социалистический голос”. Иммиграция течет в города, и создает там политическую неразбериху. Нет более серьезной угрозы для нашей цивилизации, чем наши города, управляемые толпой”. [132 Strong J. Our Country. P. 55. ]Таким образом, делался вывод о недопустимости продолжения такого притока иммигрантов.

Один из первых критиков неограниченной иммиграции на научной основе был социолог Р. Мэйо-Смит. В 1890 г. вышла его книга“Эмиграция и иммиграция”. [133 Mayo-Smith R. Emigration and Immigration. N. Y. , 1890. ] Основатель Лиги ограничения иммиграции П. Холл рекомендовал ее позже как “лучшую работу современности” по вопросам иммиграции. [134 Publications of Immigration Restriction League. Boston, 1894-1903. MD, . BPL. Publication #2. ]Одной из проблем, занимавших Мэйо-Смита, была проблема участия иммигрантов в политической жизни Америки. В то время получить американское гражданство для большинства из них было несложно. Переселенцы наводнили крупные промышленные центры, а в некоторых городах они составляли большинство населения, таким образом, определяя исход местных выборов. Приехав из стран, политические системы которых имели мало общего с американской демократией, иммигранты считались политически отсталыми, неспособыми осознать свою ответственность за голосование на выборах и самостоятельно принять решение. Мэйо-Смит показывал на примере штата Массачусеттс, что“в то время как среди коренных американцев штата только 54, 5%—люди старше 20 лет, среди иммигрантов—84, 5%. Между тем мужчины старше 21 года, т. е. имеющие право голоса, составляли 25, 5% всего населения США; прри этом коренные белые американцы мужского пола в этом возрасте—22, 4% коренного белого населения; в то время как белые иммигранты старше 21 года—46% от общего числа белых иммигрантов”. [135 Mayo-Smith R. Emigration and Immigration. P. 80. ]Выходило, что следствием такого соотношения могло быть преобладание иммигрантов с правом голоса над коренными американцами в местах, где общая численность их была равной. Мэйо-Смит отмечал, что в 14 штатах иностранцам разрешалось голосовать на выборах штатных легислатур (следовательно, опосредованно на выборах в конгресс) после того как они устно заявляли о своем намерении натурализоваться, хотя и не подавали официального прошения об этом и могли вообще этого не делать. В штатах Алабама, Арканзас, Делавер, Флорида, Индиана, Миннесота, Миссури, Северная Каролина, Северная Дакота, Техас и Висконсин для участия в выборах необходимо было прожить год и заявить о своем намерении стать гражданином США. В Колорадо, Канзасе, Небраске и Орегоне ценз оседлости был еще ниже—6 месяцев. [136 Ibid. ; Croswell S. G. Should Immigration Be Restricted? // North American Review. V. 164 (March 1897). P. 534. ] Мэйо-Смит критиковал стремление политиков завоевать симпатии иммигрантов в городах путем потакания их“неамериканским”запросам. Например, ирландцы требовали, чтобы Америка строила свои отношения с Великобританией в зависимости от состояния отношений последней с Ирландией. Немцы во многих местах“контролировали действия политиков в отношении спиртных напитков, часто будучи в оппозиции с настроениями местного населения”. [137 Mayo-Smith R. Emigration and Immigration. P. 86. ] Отсюда, как мы видели на примере Стронга, —употребление в общественно-политической лексике того времени выражений “немецкий голос”, “ирландский голос” и т. д. Мэйо-Смита беспокоило и влияние римской церкви, основанное на “голосовании согласно указаниям священников”. Он писал, что подобное влияние, без сомнения, оказывалось католиками в штате Нью-Йорк с целью получения и использования общественных средств и земель для нужд церкви. [138 Ibid. P. 87. ]Другим аспектом проблемы было ухудшение состояния дел в городском управлении, которое также связывалось Мэйо-Смитом с преобладанием иммигрантов на выборах в городах. “Недавние вспышки анархизма и социализма” он также относил на счет влияния иностранцев: “…Социализм и анархизм не произросли на американской почве, и их происхождение не англо-саксонское”. [139 Ibid. P. 88. ]В целом, экономические и политические воззрения иммигратов виделись социологом как“абсолютно отличные от тех, что свойственны англо-говорящей расе”. В декабре 1890 г. президент Американской экономической ассоциации Ф. Уокер объявил: “Перспективы нации неясны. Предмет [иммиграции] требует постоянного и полного внимания”. Он призвал ассоциацию изучить проблему в целом и предложить американскому народу свои выводы. [140 Walker F. A. The Tide of Economic Thought // American Economic Association, Publications. V. 6 (1-2), 1891. ]С начала 1890-х гг. периодические издания стали говорить о важности скорого принятия конкретных действий. В одной из передовиц республиканской“Нэйшн”в сентябре 1891 г. указывалось, что проблема иммиграции достигла такой остроты, когда необходимо предпринять более решительные шаги для ее решения. Главное беспокойство вызывало относительное и абсолютное увеличение количества иммигрантов“латинских рас”—носителей традиций и привычек, чуждых американской цивилизации, не имеющих ничего общего с англо-саксонской культурой. Тревожной тенденцией было названо также преобладание среди иммигрантов представителей низших социальных слоев. [141 Nation. V. 53, Sept. 17, 1891. P. 210. // Immigration Restriction League. Newspapers Clippings, Collected by the Immigration Restriction League Related to Immigration. MD, HL, HU. ] Тогда же Г. К. Лодж отметил, что проблема иммиграции привлекает “с каждым днем все больше внимание общества”, и те, кто понимает, что “это самый сложный вопрос для американского народа”—принадлежит к числу “самых серьезных и проницательных людей общества”. [142 Lodge H. C. The Political Issues of 1892 // Forum. V. 12 (September 1891). P. 104. ] Имидж иммигранта стал приобретать все больше отрицательных черт. Примером этого может служить описание итальянца—“даго”, которое было дано Э.  Морганом в ежемесячном популярном научном обозрении в статье под звучным названием“Что нам делать с ‘даго’? ” (1890): “Этот даго, кажется, не только кучкуется в стадо, но и дерется, —писал Морган. —Нож, которым он разрезает хлеб, используется им для того, чтобы отхватить ухо или палец другого“даго”, или чтобы полоснуть по его щеке… Зрелище человеческой крови знакомо ему так же хорошо, как и зрелище пищи, которую он употребляет… Его женщины следуют за ним как собаки, ожидают обращения не лучше чем с собаками, и не имеют ни малейшего представления, как вести себя, без постоянной череды ударов и пинков… Очевидно, что ему нечего терять, и с любой точки зрения он не может ничего приобрести—даже в самой суровой тюрьме, которую только мог изобрести американский ум”. [143 Morgan A. What Shall We Do With the ‘Dago’? // Popular Science Monthly (December 1890); See also Makers of America—Natives and Aliens, 1891-1903. London, 1971. P. 3-9. ] Порою дело доходило до открытых столкновений. В марте 1891 г. в Новом Орлеане толпа линчевала оправданных судом 11 итальянцев, подозреваемых в убийстве шефа местной полиции. Стоявшие на улице жители, не дождавшиеся обвинительного приговора, расправились с иммигрантами сами. Судилище обсуждалось по всей стране, действия горожан вызвали одобрение. Сенатор Г. К. Лодж ответил на это событие очередной статьей в“Североамериканском обозрении”, где писал о наплыве в страну людей, “далеких от нас расой и кровью”, “почти полностью неграмотных и в большинстве своем лишенных профессии, образования и денег”. Что же касается подвергнутых суду Линча, утверждал политик, то в Америке “по отношению к итальянцам как таковым никакой враждебности не существует”. Наоборот, их воспринимали до сих пор как “старательных людей, склонных к ссорам в своем кругу, но в целом бережливых, работящих, воспитанных”. [144 Lodge H. C. Lynch Law and Unrestricted Immigration // North American Review. V. 152 (May 1891). ]Убитых постигла печальная участь, поскольку большинство в толпе верили, что итальянцы принадлежат к секретному преступному обществу, ответственному за убийство полицейского: “Распространено мнение, —указывал Лодж, —что это сообщество не только ответственно за убийство шефа полиции, но что оно расширяет сферу своих действий и контролирует суды, используя угрозы, а также постепенно распространяет свой контроль на правительство города и штата”. [145 Ibidem. ] Итальянцы представляли частный случай, однако антипатия к отдельным этническим группам сливалась в неприязнь ко всей иммиграции из Южной и Восточной Европы в целом. При этом овертоном звучали слова о расовой неполноценности“новых”иммигрантов. Так, упомянутый президент Массачусеттского института технологий Ф. Уокер озаглавил свою статью в журнале“Форум” “Иммиграция и деградация”. В ней он старался систематично описать отличия “новой иммиграции” от “старой”: иммигранты прибывают “все более из стран Южной и Восточной Европы—народы, которые не смогли сами отстоять для себя благ в течение войн между расами на протяжении веков и в борьбе с тяжелыми природными условиями; народы, которые менее всего способы приспособиться к нашим политическим порядкам и общественной жизни, и которые до сих пор находятся на самой низкой стадии промшленного развития”. Уокер являлся, по мнению историка Хайэма, “американцем, внесшим оригинальный вклад в нэйтивистскую мысль конца XIX века”. [146 Higham J. Strangers in the Land. P.  142. ]Он развил теорию о демографическом вырождении американской расы при увеличении уровня естественного прироста среди иммигрантов и его уменьшения среди коренного населения. Являясь директором ценза 1870 г. , он раньше всех увидел эти опасные с его точки зрения тенденции. Впоследствии проблема иммиграции полностью захватила его внимание. [147 Munroe J. P. A Life of Francis Amasa Walker. N. Y. , 1923. P.  300; о взглядах Уокера: Walker Francis A. Immigration and Degradation // Forum (August 1891), see also Makers of America—Natives and Aliens, 1891-1903. Immigration // Yale Review. V. 1 (August 1892); Restriction of Immigration // Atlantic Monthly. V. 78 (June 1896). ] С более умеренных позиций выступали авторы, признававшие роль иммиграции в развитии страны, но, тем не менее, считавшие по ряду причин целесообразным ее дальнейшее ограничение. Например, сенатор из Северной Дакоты Г.  Хэнсборо, отстаивая мнение о неразумности полного запрещения иммиграции, отмечал: единственной проблемой остается“характер” и “качество” иммигрантов. “Нам не нужны преступники и нищие Европы”, —писал он. [148 Hansborough H. Why Immigration Should Not Be Suspended // North American Review. V. 156 (January 1893). P. 224. ]Он же говорил о связи проблем городов с иммиграцией, однако обвинял во всех бедах прежде всего беспринципных политиков, которые в обмен на голоса иммигрантов позволяют им захватывать городские центры. “Мы на пороге времени, когда увидим все наши большие города заполненными ими [иммигрантами]—и кучку демагогов, которые будут их контролировать”. [149 Hansborough H. The Harm of Immigration // Nation. V. 56 (January 19, 1893). P. 43. ] Неприязнь американцев вызывала еще одна характеристика “новой” иммиграции—неграмотность. В образованных кругах было широко распространено мнение о высоком уровне образования как одной из основ функционирования американской республики. [150Роберт Келли, однако, замечает, что “большинство амриканцев были враждебно настроены к высшему образованию как непрактичному занятию аристократов и не доверяли ученым”. См. Kelly R. Op. Cit. P.  234. ] Современник описываемых событий—публицист С. Кросуэлл утверждал: “все основы жизни нашей нации покоятся на образовании”. [151 Croswell S. Should Immigration Be Restricted? // North American Review. V. 164 (March 1897). P. 535. ] Ч.  Смит, президент Торговой палаты Нью-Йорка, писал в “Североамериканском обозрении”в 1892 г. : “Угроза нашим институтам происходит не от анархистов и метателей бомб…, реальная и постоянная опасность для этой страны состоит в продолжении наплыва огромного количества неграмотных [иммигрантов]. ” Он напоминал, что четыре пятых преступников в Америке необразованы, в то время как стоимость годового обучения ребенка в нью-йоркской школе в четыре раза дешевле стоимости содержания одного человека в тюрьме. [152 North American Review. V. 154 (April 1892). P. 437 // Immigration Restriction League. A Collection of Clippings and Pamphlets on Immigration Restriction Published in the United States in the 1890s. MD. LL, HU; ] Признавая выгоду иммиграции с точки зрения экономического развития страны и не взывая к ее полному прекращению, ряд политических деятелей и ученых, включая Ф. Уокера, У. Сеннера, Г. Лоджа, Д. Уэбера, С. Г. Кросуэлла, У.  Э.  Чэндлера, Г. Хэнсборо, выступали за введение более решительных ограничений на въезд в США, одним из которых должен был стать тест на грамотность. Нэйтивисты взывали к действиям, необходимость которых была им столь очевидна, что они отрицали саму возможность партийных разногласий. В марте 1892 г. в“Форуме” сенатор от штата Нью-Хэмпшир У. Э. Чэндлер утверждал: “Политические различия не должны помешать нам объединить усилия, чтобы честно, уверенно и эффективно воплотить в жизнь наши сегодняшние законы об иммиграции и натурализации, и, возможно, изменить их впоследствии, если это будет необходимо”. [153 Forum. V. 8 (March 1892). P. 113. ]

6 декабря 1892 г. президент Б. Гаррисон отметил в ежегодном послании конгрессу, что“доступ в страну и к высоким привилегиям ее гражданства должен быть более ограничен и тщателен. Я полагаю, мы имеем право—и это наша обязанность по отношению к нашему народу, и особенно трудящемуся люду—не только не пускать [в страну] порочных, неграмотных, общественно опасных, нищих и законтрактованных рабочих, но и сдерживать сегодня слишком большой поток иммиграции путем дальнейшего ограничения”. При этом он говорил о “политических, моральных и экономических интересах страны”. [154 Public Papers and Adresses of Benjamin Harrison. March 4, 1889—March 4, 1893. N. Y. , 1969. P.  154. ] Обобщая более широко, “Американский журнал политики” утверждал: “В современных условиях в мире невозможно всем пользоваться [одними и теми же] привилегиями. Поэтому вопрос, который поставлен перед нацией, таков: должны ли мы пожертвовать благополучием наших собственных сограждан, пытаясь улучшить условия жизни граждан других стран? ”. [155 American Journal of Politics. V. 3 (October 1893). P. 427 // Immigration Restriction League. A Collection of Clippings and Pamphlets on Immigration Restriction Published in the United States in the 1890s. MD, LL, HU. ] Журналист А.  Уайт в одном из номеров “Чэритиз ревью”в 1893 г. перечислил причины, по которым следовало остановить иммиграцию в США: деградация американской расы; несправедливая конкуренция, навязанная американским неквалифицированным рабочим, которые“слишком бедны и слишком многочисленны”, чтобы сплотиться против общей опасности, понижение жизненного стандарта среди тех, с кем иностранцы конкурируют на рынке неквалифицированной рабочей силы, а также постепенное ухудшение расового характера коренных американцев (из-за смешения с иммигрантами) и растрата благотворительных средств на помощь иностранцам вследствие нашествия“хронически неисправимых нищих”. [156 Charities Review. V. 3 (December 1893). P. 77 // Immigration Restriction League. A Collection of Clippings and Pamphlets on Immigration Restriction Published in the United States in the 1890s. MD, LL, HU. ] В январе 1893 г. сенатор Чэндлер написал в “Североамериканском обозрении” о том, что “существует почти всеобщее убеждение в необходимости ввести более суровые ограничения на въезд иммигрантов, но нет единства во мнении какие именно шаги следует для этого предпринять”. [157 Chandler W. E. Shall Immigration Be Suspended? // North American Review. V. 156 (January 1893). P. 4. ]Передовицы с требованием ограничить иммиграцию регулярно помещало и американское издание лондонского“Обозрения обозрений”, издаваемое А. Стоу. Частым автором там был Д.  Стронг. [158 Benson L. Op. Cit. P. 75. ] Крупные периодические издания Северо-Востока демонстрировали срез общественного мнения в отношении иммиграции. Независмо от конкретной позиции, общим было убеждение в растущей расовой неполноценности иммиграции, угрожающей будущему Америки, а следовательно, в необходимости ограничения притока иммигрантов путем принятия более действенных законодательных мер.

    Лига ограничения иммиграции: опыт “нового нэйтивизма”

Один из сторонников рестрикции, журналист С. Фишер, в одном из номеров журнала “Форум” сказал: “Современное движение против иммиграции, если оно разрастется и примет более отчетливые очертания, будет иметь много преимуществ по сравнению с движением‘незнаек’1850-х. Оно избежит абсурда секретности… Оно будет полностью свободным от нападок на римских католиков, а также от насилия и злости, которые ранее присутствовали”. [159 Forum. Vol. 14 (January 1893). P. 614. ] И действительно: при том, что “абсурды”прежних времен сохранились в деятельности многочисленных патриотических секретных обществ, новое движение против иммиграции приняло“более отчетливые очертания” и во многом сумело избежать этих “абсурдов”. “Организационная революция” [160 Этот термин был впервые употреблен историком Кеннетом Булдингом еще в 1950-х гг. , а затем полнее раскрыт в книге Сэмюэля Хэйса. См. : Hays S. P. The Response to Industrialism: 1885-1914. Chicago, 1957. P. 7 ff. ; Boulding K. The Organizational Revolution: A Study in the Ethics of of Economic Organization. N. Y. , 1953. ], проходившая в США в конце XIX в. и отразившаяся в росте количества самых разных реформистских сообществ, имела важное значение для политического процесса в стране, поскольку она породила новый тип организаций, подобных Лиге ограничения иммиграции (см. ниже). Их отличие состояло, во-первых, в беспартийности, а во-вторых, в использовании бюрократических методов организации для достижения четко поставленных целей. [161Об этом на примере первой такой организации (Anti-Saloon League) писал Остин Керр: Kerr A. K. Organizing for Reform: The Anti-Saloon League and Innovation in Politics // American Quarterly. V.  32 (1980). P. 37-53. ]Если следовать историку О. Керру, это была реакция на успех подобных методов в бизнесе, где к ним начали прибегать еще с 1850-х гг. [162 Ibid. P.  38. ]Рост специализации, разделение функций внутри компаний между различными департаментами и координация их усилий из единого центра были усвоены разного рода реформистскими организациями, число которых множилось с приближением конца столетия. С другой стороны, эти ассоциации были ведомы часто представителями научной и административной элиты и объединяли сторонников разных партий. Методы бизнеса были успешно перенесеы в сферу деятельности общественных организаций. О. Керр назвал заимствование управленческих технологий и бюрократических стандартов из мира бизнеса в сферу общественной жизни“главным мотивом социальных и политических реформ начала 20 века”. [163 Kerr A. K. Organized for Prohibition: A New History of Anti-Saloon League. New Haven, 1985. P. 4-5; Idem, Organizing for Reform: The Anti-Saloon League and Innovation in Politics P. 37, 39. ] 31 мая 1894 г. в Бостоне была основана Лига ограничения иммиграции. В ее конституции, которая была принята в день основания, были четко определены задачи: “отстаивать и добиваться законодательного ограничения и более жесткого регулирования иммиграции; издавать документы и брошюры, распространять информацию о ней, устраивать встречи с общественнностью и формировать общественное мнение в пользу дальнейшего запрещения въезда лиц, нежелательных для нашего гражданства или приносящих вред нашему национальному характеру”. [164The Constitution of the Immigration Restriction League // Immigration Restriction League. Scrap-Books. May 1894–March 1898. Boston. 1894–1898. MD, BPL. ]Вступить в Лигу было просто. на задней стороне обложки любой изданной ею брошюры можно было прочитать о том, что годовое членство стоит доллар, пожизненное—10 долларов, при этом пожизненные члены освобождаются от ежегодных взносов. Все тексты для публикации и заявки о вступлении в Лигу предлагалось направлять на адрес Прескотта Холла, секретаря и казначея Лиги. Подчеркивалось, что Лига—“непартийная и нерелигиозная организация”, в которой состоят жители любого из регионов Соединенных Штатов. [165 Ibidem. ]Республиканцы и демократы объединили свои усилия в деятельности Лиги. П. Холл был членом бостонского общества демократов, в то время как сенатор Лодж, например, относился к республиканцам. Историк Б. Соломон заметила, что“поначалу сотрудничество с Лоджем смущало руководителей Лиги из-за его партийных связей. Однако со временем они признали: его преданность проблеме иммиграции доказывала, что он‘один из нас’… Среди новоанглийской знати, будь то республиканцы или демократы, общее противостояние иммиграции было важнее, чем различия во мнениях по вопросам экономики или политики”. [166 Solomon B. Ancestors and Immigrants: Changing the New England Tradition. P.  117. ]В составе Лиги отразился общий для всей страны социально-психологический феномен: нэйтивизм становился свойствен в той или иной форме большинству населения. Ради ограничения иммиграции необходимо было преодолеть партийные разногласия. Таким образом, уже с момента основания Лиги была заложена основа для совместной деятельности в ней представителей всех социальных слоев независимо от их партийной или религиозной принадлежности.

Биографии основателей Лиги П. Холла и Р. Уорда типичны для большинства аристократов Новой Англии, тех, кого называли“браминами”. Холл родился в 1868 г. в очень состоятельной семье, получил хорошее образование: вначале в в одной из бостонских частных школ, а затем в Гарварде. Окончив Гарвардский университет в 1889 г. , он там же поступил в школу права, а уже в 1893 г. открыл частную юридическую практику в Бостоне. [167 Who is Who in America, 1918-1918. Vol. 10. Chicago, 1919. P.  1888. ] В то время Гарвард был местом образования американской элиты. [168Об этом подробнее см. : Story R. The Forging of Aristocracy: Harvard and the Boston Upper Class, 1800-1870. Middletown (Conn. ), 1980. ]Без сомнения, в университете он познакомился с наиболее современными социологическими теориями, включая теорию англо-саксонского происхождания. Его друг Р. Уорд, сын американского консула в Германии и Швейцарии, также закончил Гарвард. В целом бостонская элита поддержала начинание Холла и принимала активное участие в деятельности новой организации. С 1898 г. президентом Лиги был банкир Джон Мурз. [169 Hershfield R. A Study of the Impact of the Immigration Restriction League on American Immigration Policy. Unpublished Master Thesis. Ottawa, 1993. P. 29. ]В финансовом отношении Лига субсидировалась бостонскими коммерсантами С. Кепенсом и Р. Пейном, который был в свою очередь связан с семьей Г.  К.  Лоджа, проводника идей Лиги в конгрессе. Оба коммерсанта были вице-президентами Лиги. Экономист Р. Мэйо-Смит и Г. К. Лодж также одно время являлись ее вице-президентами, как и профессор-палеонтолог Гарвардского университета Н. Шэйлер. [170 Cordasco F. Dictionary of American Immigrational History. P.  399; Benson L. Turner and Beard: American Historical Writing Reconsidered. N. Y. , 1966. P.  74. ] Тесно сотрудничал с Лигой известный социолог Э. Росс—автор первого законченного расистского обоснования рестрикции. [171 Immigration Restriction League. Reports of the Executive Committee for 1898, 1899 and 1900 // Immigration Restriction League. Scrap-Books. May 1894–March 1898. Boston. 1894–1898. MD, BPL; Higham J. Strangers in the Land. P.  156-157; Grant, Madison. Passing of the Great Race. N. Y. , 1922. ]

Законодательное ограничение иммиграции стало целью Лиги. Однако чтобы приобрести соответствующий политический вес, необходимо было иметь в своих рядах влиятельных людей. Впрочем, в атмосфере общего недовольства иммиграцией было не трудно добиться поддержки. Громкий список вице-президентов венчало имя первого президента Лиги, скорее, правда, номинального, —Д. Фиске. Знаменитому историку не удалось посетить ни одного заседания исполнительного комитета организации. В письме о своей отставке с этого поста он сообщал: “Я не знаю, являюсь ли я президентом до сих пор, но ввиду отсутствия информации об обратном, предполагаю, что являюсь”. [172 Цит. по: Hershfield R. Op. Cit. P. 29. ]Однако это письмо было написано им в 1898 г. , когда активность организации снизилась. В 1896 г. , однако, его имя могло играть значительную роль в усилении ее авторитета.

Лига никогда не была массовой организацией, официальные посты находились в руках не более 25 человек. [173 Immigration Restriction League. Reports of the Executive Committee for 1898, 1899 and 1900 // Immigration Restriction League. Scrap-Books. May 1894–March 1898. Boston. 1894–1898. MD, BPL. ]Но связи ее руководителей являлись более мощным орудием чем массовость. В 1896 г. Лига насчитывала 670 политически разнородных членов. [174 Hershfield R. Op. Cit. P. 13. ] В 1901 г. на слушаниях в Промышленной комиссии Прескотт Холл заявил, что Лига “включает 700 активных членов и около 5000 человек оказывают ей содействие и получают ее текущие документы”. [175U. S. Industrial Commission. Reports of the Industrial Commission on Immigration and Education. Vol. XV. Wash. , 1901. P.  115. ]Кроме того, лидеры Лиги старались объединить все подобные организации в стране под своей эгидой. Еще в 1895 г. Западная лига рестрикционистов объявила о своем слиянии с Лигой ограничения иммиграции. [176  Ibid. P. 107. ]В ноябре 1897 г. похожие общества действовали в Нью-Йорке, Филадельфии, Сан-Франциско, Чикаго, Милуоки, Бруклине, в штатах Массачусеттс и Аризона. Холл стал секретарем Американской Ассоциации Лиг за ограничение иммиграции. [177 Solomon B. Ancestors and Immigrants: Changing the New England Tradition. P.  106. ]Интересно, что в этом смысле Лига ограничения иммиграции походила на описанную историком Р. Хэммом “Антисалунную Лигу”, которая также стремилась объединиться с аналогичными ассоциациями из-за медленного численного роста. [178 Hamm R. F. Shaping the Eighteenth Amendment: Temperance, Reform, Legal Culture, and the Polity, 1880? 1920. Chapel Hill, 1995. P. 133. ]

Лига всерьез принялась за “образовательную деятельность”. Ее объектами стали не только простые американцы, но и—главным образом—образованные слои. Устраивались встречи, проводились анкетирования, в газетах помещались статьи. Лига проводила целенаправленную пропаганду. В январе 1897 г. ее бюллетени были разосланы 1500 адвокатам и священикам в Массачусетсе и 1500 адвокатам в Нью-Йорке. Наконец, экземпляры периодически издававшихся“Публикаций”регулярно получали все конгрессмены и члены комитетов по иммиграции в обеих палатах Конгресса. В то же время Исполнительный комитет Лиги сообщил в своем отчете, что общий тираж материалов, разосланных по стране со дня основания организации составил к январю 1897 г. 113 тыс. экземпляров. [179 Immigration Restriction League. Reports of the Executive Committee for 1898, 1899 and 1900 // Immigration Restriction League. Scrap-Books. May 1894–March 1898. Boston. 1894–1898. MD, BPL. ]Лига также собирала петиции в пользу ограничения иммиграции, которые через сенатора Лоджа были представлены конгрессам 54, 55 и 56 созывов. Теоретические взгляды лидеры Лиги черпали из трудов расистов, социал-дарвинистов и евгеников. Если в начале 1890-х гг. в публикациях Лиги и других источниках говорилось главным образом об отличиях“новой” и “старой”иммигации, то несколько позднее расисты углубили понимание расового деления Европы благодаря работам антрополога У. З. Рипли. [180 Higham J. Strangers in the Land. P.  154. ] “Большинство ученых, — писал в своей книге П. Холл, не ссылаясь на последнего, —согласны, что белая раса разделена на три группы: балтийскую расу, альпийскую рас и средиземноморскую расу”. [181 Hall P. F. Immigration and Its Effects Upon the United States. N. Y. , 1906. P.  101–105. ]Первая населяет регионы Скандинавии, Северной Германии, Великобритании, частично Францию, Центральную Европу и Россию. Ее внешние черты—удлиненный череп, голубые глаза, светлые волосы, К ее психологическим особенностям относили способность работать и заниматься предпринимательством, а также любовь к порядку и законности. Альпийская раса, писал Холл, отличается широким и коротким черепом, серым цветом глаз, русым цветом волос. Ее представители могут быть различного роста, но обычно коренасты и крепкого телосложения. Они не так быстры в действиях как балтийская раса, и не так артистичны как средиземноморская раса, но любят интеллектуальные занятия и склонны к философии. Они более индивидуалистичны и их гражданская активность выражена слабее, чем у балтийской расы. В одежде и образе жизни они более просты и не так увлекаются модой как их северные соседи. Они населяют горные районы Центральной и Южной Европы и некоторые области Западной Азии. Наконец, третья, средиземноморская раса расселилась на территории Южной Европы. Низкого роста и стройного сложения, ее представители мели темные волосы и темный цвет глаз. Энергичные и экспрессивные, они, как считалось, были склонны к искусствам и отличались вежливостью и манерностью. Американцы, как и англо-саксы в целом, принадлежали к балтийской расе, которая стояла выше всех в иерархии рас. С точки зрения Холла, проблема состояла в том, что количество потомков балтийской расы в Америке резко уменьшалось, в то время как альпийцев становилось все больше, но и они в свою очередь вытеснялись средиземноморской расой. С точки зрения социал-дарвинизма, вмешиваться в природное соревнование рас было неразумно. Но Холл жаловался, что“все-таки большинству людей в США не удается пока осознать, что посредством регулирования иммиграции мы приобретаем уникальную возможность осуществлять искусственную селекцию в невероятных мастабах”. [182 Ibid. P. 100-104. ] Что же касается тысяч европейцев из стран—источников “новой” иммиграции, которые, совершив нелегкий перезд через океан, должны были получить отказ по расовому критерию, то Холл в одной из своих статей утверждал: “Успех американской республики дороже миру, чем судьба нескольких тысяч иммигрантов”. [183 Hall P. F. Selection of Immigration // Immigration and Other Interests of Prescott Farnsworth Hall. Comp. by Mrs. Hall P. F. New York. 1922. P.  19. ]Методом, который должен был при этом применяться, Холл называл запрет на въезд определенных групп иммигрантов. Холл видел несколько причин необходимости таких мер. При этом его аргументация опиралась на современные ему антропологические теории, разработанные такими учеными как Э.  Нортон, К.  Клэгхорн, Г.  Мишо, а демографическую аргументацию он позаимствовал у Ф.  Уокера. [184 Higham J. Strangers in the Land. P.  142-144. ]Холл доказывал, что естественный прирост коренных американцев происходит медленнее, потому что они не могут позволить себе столь низкий уровень жизни как иммигранты. Они оплачивали образование детей и нуждались в общем в большем количестве денег по сравнению с переселенцами. При высоких темпах роста иммиграции и высоком уровне рождаемости среди них, относительная численность коренных американцев падала. [185 Hall P. F. Selection of Immigration. P.  107-109. ] Удельная доля “чуждых народов”в общем количестве населения возрастала. По этой причине общество подвергалось опасному расовому влиянию. Рост доли альпийской и средиземноморской рас приводил к ухудщению“качества населения”, потому что “иммигранты, которые происходят из нижних слоев общества, неважно какой расы, ухудшают шансы своих более высокопородных соотечественников”. [186 Hall P. F. Immigration and Its Effects Upon the United States. P.  105. ] Более того, “средний рост американца уменьшится, цвет кожи потемнеет”, изменения в психике последуют за физическими, “и самым важным, вероятно, будет упадок того духа предпринимателства, который явился причиной прогресса Америки”. [187 Ibidem. ]

Преступность и неграмотность, гетто и трущобы, большой процент психически больных, отсутствие гражданской активности—все это убеждало Холла в том, что иммигранты—“плохое сырье для производства граждан”. [188 Hall P. F. Selection of Immigration. P.  13. ]Отсюда следовал вывод: как можно скорее предотвратить сползание американской нации в расовый хаос и вырождение. Лозунгом дня становилось сохранение чистоты американской расы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать