Основные функции современного государства - (курсовая)
p>По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на:

- внутренние (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества);

- внешние (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами).

Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на: - экономические;

    - политические;
    - социальные;
    - осуществляемые в духовной сфере.

Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные. Тут нужно заметить, что, конечно, такое деление весьма и весьма условно, так как критерий такого образного разграничения достаточно четко не определен. Можно сказать, что каждая функция государства, как правило, является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, разумеется, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. И вот эти направления становятся тогда для государства основными.

К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:

    - законодательные (правотворческие);
    - управленческие;
    - правоохранительные (в том числе судебные);
    - информационные.

Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Эту классификацию можно с полным основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемой в научных и практических целях. Здесь следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество - целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием (примером тому могут служить выборы: победа кандидата, "держащего" в своих руках средства массовой информации, практически предрешена), другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Классификация функций государства, опирающаяся на разделение властей, далеко не у всех ученых - юристов вызывает признание. Дело состоит в том, что это, как считают многие ученые, собственно, даже и не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее. Происходит, по их глубокому мнению, смешение функций государства и государственной власти. В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь обычно идет о целях и задачах государства. В нашей же науке обычно функции государства подразделялись на:

- внутренние (которые осуществлялись внутри страны и связывались с реализацией политической власти);

- внешние (которые связывались с отношениями данного государства с другими странами).

Внутренние функции эксплуататорских государств, в свою очередь, делились на основные (классовые) и дополнительные ( неосновные, общесоциальные). Основные функции осуществляются исключительно в интересах господствующих классов (охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавление сопротивления эксплуатируемых классов и тому подобное). Дополнительные же функции государства осуществляются в интересах всего общества, в том числе и господствующего, и подчиненных классов (строительство дорог, ирригационных и иных общественных сооружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и тому подобное). Главной внешней функцией эксплуататорских государств признавалась функция захвата чужих территорий, наряду с которой выделялись функции обороны и внешних сношений (дипломатическая).

Применительно к социальному государству выделялись следующие внутренние функции:

    - хозяйственно - организаторская;
    - культурно - воспитательная;
    - регулирования меры труда и меры потребления;
    - правоохранительная;
    - природоохранительная;
    - социального обслуживания населения.

Указывалось и на то, что до начала 30-х годов существовала функция подавления сопротивления эксплуататорских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с ликвидацией этих классов. Иным был и перечень внешних функций: - поддержание мира;

    - оборона страны;
    - сотрудничество с другими социалистическими странами;
    - помощь развивающимся странам;
    - внешние сношения.

Рассматривая все эти вопросы, необходимо обязательно учитывать следующие обстоятельства:

1. Деление функций государства на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны - в сферах экономики, политики, культуры и других - зависит, а не редко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и так далее. Здесь, например, вообще различать внешние и внутренние функции государства просто невозможно.

2. Далеко не всегда можно различить классовые и общесоциальные функции. Естественно, что те социальные силы, которые стоят у власти, осуществляют деятельность, направленную на удержание власти и используют ее в своих собственных интересах. Но ведь эта власть далеко не во всех, абсолютно, случаях имеет классовый характер. Так, в государствах восточного (азиатского) типа стоящий у власти чиновничий бюрократический аппарат, во многих случаях, так и не сформировался в особый класс, а представляет собой достаточно узкую социальную группу. Аналогичное положение этому может иметь место и в европейских государствах (например, при бонапартистских и тоталитарных режимах). Вэтих случаях функции, которые обычно рассматриваются как классовые, приобретают скорее групповой, кастовый характер.

3. Вряд ли всегда можно различить функции социалистического и эксплуататорского государства. Так, всякое государство в большей или меньшей степени осуществляет функции, подобные тем, которые относятся исключительно к социалистическому государству, в частности связанные с организацией экономики, развитием науки, культуры, образования, охраной правопорядка, социального обслуживания населения. Особенно все это относится к современным западным государствам. И все же в теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций, характеризующих деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией, на внутренние и внешние, тоесть на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренние функции государства), и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государствам (внешние функции государства). Внутренние функции государства проявляют себя в следующих сферах жизни общества:

    - экономической;
    - политической;
    - социальной;
    - идеологической.

Например, в экономической области на различных этапах государственности функции могут:

- выполнять роль "ночного сторожа" (невмешательство в экономическую жизнь); - выполнять регулятивную социальную роль;

    - осуществлять хозяйственно - организационную роль;
    - обеспечивать учет меры труда и меры потребления;

- осуществлять планово - программное воздействие на экономику и тому подобное. Понытно, что та или иная функция более или менее ярко проявляется на соответствующем этапе государственности, например учет меры труда и меры потребления ("нетрудящийся да не ест") в раннеклассовых, социальных государствах.

На современном этапе развития государственности из всего многообразия внутренних функций государства можно, пожалуй, выделить две основные, которые предопределяются высшим общественным предназначением самого государства (гарантировать нормальное, безопасное функционирование государственного общества):

- управленческо - обеспечительная (создание условий, стабильных и устойчивых норм, "правил игры" в деятельности людей, их объединений, общественных образований, а так же принятие мер для реализации этих норм, правил по поддержанию надлежащей, нормальной жизни и развития общества); - охранительная (пресечение нарушений установленных порядков, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния).

Внешние функции также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращенную не внутрь, а вовне его жизнедеятельности. На современном этапе внешние функции как направления деятельности государства могут выражать:

    - внешнюю политику страны;

- обеспечение обороны страны, ее безопасности, международного авторитета, места в мировом сообществе;

    - претензии и международные обязательства;

- агрессивные и империалистические устремления (при авторитарных и тоталитарных режимах).

Здесь обязательно нужно учитывать, что деление функций на внутренние и внещние - это определенное наследство, доставшееся современной отечественной теории государства от ее предыдущего марксистско - ленинского методологического подхода. На предыдущем этапе в теории государства классификация функций жестко привязывалась к классовой сущности государства, напрмер хозяйственно организаторская функция наиболее ярко характеризует социалистическое государство, ведь его назначение, как декларировалось, сводилось к построению социалистической экономики. Во всех прежних учебниках неизменно подчеркивалось, что "по мере продвижения к коммунизму экономическая роль государства будет усиливаться, в связи с чем неизменно возрастает роль, объем и сложность содержания его хозяйственно - организационной функции, поскольку она имеет целью создание материально - технической базы коммунизма".

Исторический опыт показал, что это далеко не так. И на современном этапе как раз требуется уход от уравнительной психологии и социального иждивенчества, вытекавших из самого содержания организаторско - хозяйственной функции государства.

Внешним функциям государства, как правило, отводилась роль общесоциальных функций: борьба за мир, обеспечение международного сотрудничества и тому подобное, хотя зачастую все это имело просто демагогический характер. Как уже было отмечено выше, сейчас членение функций на внутренние и внешние утратило в известной степени свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот.

В этой связи представляется интересной идея о единой классификации функций государства независимо от его отнесения к той или иной классификационной группе. При таком подходе можно выделить четыре функции, которые осуществляются любым современным государством:

- экономическая (обеспечение нормального функционирования и развмтия экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, организации общественных работ, планирования производства, организации внешнеэкономических связей);

- политическая (обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и так далее);

- социальная (охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание необходимогоуровня жизни населения, обеспечение необходимых условий труда, его оплаты, быта и так далее);

- идеологическая (поддержка определенной, в том числе и религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и другое). Однако функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.

В дополнение ко всему сказаному отметим, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

В самом начале рассматриваемой темы мы определились, что функция государства это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы. Если рассмотрению понятий, содержанию и признакам функций государства, а так же их классификациям мы посвятили достаточно времени, то разговор о средствах и способах, которые обеспечивают выполнение государством своих функций еще предстоит впереди. Стоит, хотя бы в общих чертах, остановиться на этом вопросе.

    4. Обеспечивающая выполнение функций структурная
    организация государства.

Итак, в функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат - система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства.

Отметим, что функции государства, а не различные функции различных ветвей власти, обеспечивает государственный аппарат в целом, в комплексе, в системе. Но при этом, разумеется, каждое звено этого аппарата, каждый орган имеет и свои собственные функции, представляющие разделение труда по управлению обществом. Вот почему необходимо различать функции государства, функции государственной власти функции государственных органов.

Как было указано выше, для обеспечения выполнения своих функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом. Он олицетворяет собой материальную силу государственной власти. Аппарат государства - это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально - техническими возможностями для осуществления своих функций. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата. Для образования государственного органа необходима правовая основа, тоесть издание специального нормативно - правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства). Различают представительные законодательные органы, принимающие законы (парламент, верховный совет, федеральное собрание, конгресс и так далее), органы исполнительной власти (правительство, министерства и ведомства), - на эти органы возлагается обязанность организовывать реализацию принятых законов. И наконец, судебные органы, разрешающие различные имущественные и иные споры, контролирующие исполнение законов. Государственные органы обеспечивают осуществление сильной и эффективной государственной власти, которая не обязательно должна быть авторитарной, диктаторской. Необходима и возможна легитимная (основанная на законе) сильная власть. Государственные органы, как официальные представители государства, имеют право издавать нормативно правовые (общего характера) либо индивидуальные правовые акты (акты применения права), обязательные для исполнения. Для государственного аппарата требуются специально подготовленные кадры чиновников - управленцев, обладающих необходимой квалификацией и профессионализмом. Слой людей, занятых на работе в аппарате государства и профессионально занимающихся управлением общественными делами, определяют какбюрократию (от греческого "бюрократ" - столоначальник). Но, как известно, этот термин используют и для обозначения отрицательной характеристики таких проявлений в деятельности государственного аппарата, как формализм, волокита, карьеризм, стремление к личной выгоде, коррумпированность и червствость, равнодушие к самим людям и их нуждам.

Для преодоления этих негативных явлений используются демократические методы и стиль работы, понимаемые не как абстрактная идея, а как целая система специально разработанных и реально действующих мер и механизмов, призванных обуздать, сдержать бюрократизацию. Таким корректирующим средством служит принцип "разделения властей", предполагающий создание системы взаимных "сдержек и противовесов". Эффективны такие меры, как замещение должностных постов по конкурсу, перевод управленческого аппарата на работу по контракту, лишение государственных служащих права участвовать в коммерческой деятельности, но одновременно установление для них высокого уровня заработной платы, обеспечивающего их заинтересованность в честной службе. Управленческий аппарат должен быть инструментом органов власти, избранных и контролируемых народом. Деятельность государственного аппарата должна осуществляться на основе принципа законности, предполагающего строгое, точное и неукоснительное соблюдение законов.

Государственный орган следует отличать от различных общественных организаций, объединений. Он наделяется властно - принудительными полномочиями для осуществления своих функций, имеет свою сферу, свою область знаний, которую именуют предметом ведения. Для функциональной характеристики государственного органа используется понятие компетенции, которое означает взятый в единстве круг и объем полномочий и обязанностей, принадлежащих этому государственному органу, а также предмет его ведения. Государственный орган может делать только то, что ему разрешено.

Государственный орган, как правило, реализует свою компетенцию, издавая соответствующие акты (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т. д. ). Но для определенной категории государственных органов основным является реальная хозяйственная, организационная, властная деятельность. И немного о взаимосвязи функций государства и обеспечивающих их выполнение структур, т. е. государственных органов. Государственный орган следует создавать под ту или иную функцию, а не наоборот - создавать орган, а потом находить ему занятие, функцию. Впрочем, необязательно и создание отдельного государственного органа под каждую новую функцию государства. Уже имеющиеся в государственном аппарате органы могут взять на себя и новые функции, их компетенция может быть расширена.

Эти положения, когда они соблюдаются в государственной жизни, приобретают большое значение для практической организации наиболее эффективной деятельности государства, выполнения его социального значения. Напротив, вовсе недопустимо дублирование одних и тех же функций разными органами.

Построение аппарата государства должно идти обязательно от функций к органу, а не наоборот, и на совершенно строгой правовой основе.

Можно отметить, что в настоящее время вместе с модернизацией Российского государства изменяется, соответственно, структура и деятельность аппарата государства, обеспечивающего выполнение функций. Это процесс достаточно сложный. Прежде всего становится ясным, что для реализации новых функций нашего государства (о них мы поговорим в заключительной части рассматриваемой темы) оказывается невозможным использование старого аппарата тоталитарного государства как командно - административной системы. Поэтому происходит слом тоталитарных структур предыдущего административно - бюрократического аппарата социалистического государства и создание новых государственных структур, прежде всего реформируются органы управления экономикой. Некоторые министерства вообще упраздныются, другие преобразовываются. Появляются и новые органы исполнительной власти (Антимонопольный комитет).

В свете всех рассматриваемых вопросов нашей темы, несомненно определенный интерес представляет вопрос проблемы функций современного Российского государства. Этому вопросу и посвящена заключительная часть этой работы. Заключительная часть.

Говоря о функциях современного Российского государства, прежде всего необходимо учитывать происходящий в нашей стране процесс освобождения от примата идеологии над государством, а также новые цели Российского государства и определяемые ими задачи. Взятый Российским государством курс на цивилизованные перемены направлен на преобразование, модернизацию России, на ее демократическое обновление и экономическое возрождение. Россия остается великой державой не потому только, что у нее обширная территория, огромные природные и человеческие ресурсы, большой ядерный потенциал, но прежде всего в связи с созданием в ней условий жизни, обеспечивающих всем людям свободу, права, человеческое достоинство и безопасность.

В настоящее время система функций Российского государства принципиальным образом трансформируется. Некоторые функции у государства отпадают вообще, у других существенно меняются объем и содержание, а следовательно, и сама значимость функций. Кроме того, появляются новые, неизвестные ранее функции государства. Изменяется также и соотношение функций в единой системе, которую они образуют.

Например, достаточно реалистический взгляд на экономическую роль государства в обществе приводит к осознанию необходимости пересмотра прежних представлений. Хозяйственно - организаторская функция и функция контроля за мерой труда и мерой потребления эволюционирует в экономическую функцию государства, которая, несомненно, очень важна, особенно в сложный период перехода от плановой, командной экономики к экономике рыночной. Поэтому велика роль государства в обеспечении необходимых условий для преодоления кризисного состояния (стабилизация финансов, укрепление курса рубля, создание стимулов производственной деятельности и так далее).

Но тем не менее важно для Российского государства кроме экономической функции и появление новых функций, вызванных различными факторами общественного развития: геополитическими, экономическими, развитием научно - технического прогресса, потребностями духовного и нравственного совершенствования общества и тому подобное. В частности, появилась функция защиты мигрантов, беженцев, предотвращения межнациональных конфликтов.

Особенно большое значение в условиях перехода к рыночной экономике приобретает функция обеспечения социальной защищенности граждан.

Для осуществления этой деятельности в современном Российском государстве созданы специальные государственные структуры, призванные координировать работу местных служб социальной помощи, а т. ж. оказывать активное влияние на политику правительства по отношению к молоимущим.

К функции социальной защищенности граждан тесно примыкает функция поддержки здравоохранения. Сейчас государство просто не в состоянии полностью обеспечивать государственную систему бесплатной медицины, так как не имеет для этого материальных возможностей. Поэтому неизбежен переход к системе медицинского страхования, целью которого является создание системы организации медицинской помощи, которая обеспечивала бы ее своевременность и повышение качества диагностики и лечения.

Приоритетное значение приобретает экологическая функция Российского государства, или, как ее еще называют, функция охраны природы или окружающей среды. Цель этой функции состоит в том, чтобы обеспечивать ответственное отношение к природе, предотвратить уничтожение среды обитания, крушение целых экологических систем, что создает в конечном счете угрозу самому существованию человечества.

В переходный период значительные изменения претерпевает деятельность Российского государства и в духовной сфере. Втечение предыдущих семи десятилетий государство осуществляло функцию, называемую культурно воспитательной. Эта функция на самом деле прикрывала тотальное вмешательство государства в духовную, нравственную, религиозную жизнь общества. В нынешних условиях деидеологизации общества и департизации государственных органов культурно - воспитательная функция государства сменяется функцией государственной поддержки образования, науки, культуры, нравственного и культурного возрождения. Хотя, откровенно признаем, что до реализации этой функции в Российском государстве еще очень далеко.

В современных условиях значительными становятся такие проявления активной роли государства, как деятельность по обеспечению научно - технического прогресса, поддержки науки и информационного обслуживания. Повышение эффективности прозводства, рост производительности труда в современных условиях будут невозможны без широкого использования достижений научно - технической революции, внедрения новых, прогрессивных, экономичных и безотходных технологий, компьютеризации и т. д.

Одной из самых важных внутренних функций Российского государства является функция защиты прав человека, охраны прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка.

В условиях фомирования правового государства, свободного гражданского общества особое значение приобретает создание надежных механизмов защиты прав и свобод человека, прежде всего обеспечение его безопасности. Новой и важной функцией Российского государства стала деятельность по обеспечению целостности государства, преодолению сепаратистских тенденций, развитию федерализма, восстановлению конституционного порядка на основе прямого действия самой Конституции Российского Федерации.

Вместе с тем при характеристике всех внутренних функций, стоит учитывать, что они, являясь деятельной стороной Российского государства, встречают большие трудности и противоречия.

На современном этапе существенно видоизменились и внешние функции Российского государства. Новые реалии, новые отношения с бывшими союзниками и противниками вызвали появление новых внешних функций государства, а так же существенную модификацию из считавшихся ранее традиционными, привычными. В настоящее время Российское государство осуществляет функцию перехода от внешнеэкономического сотрудничества с бывшими идеологическими союзниками к внешнеэкономическому партнерству (партнерам не навязывается своя идеология, отношения строятся на основе взаимных расчетов, взаимной выгоды, а не "братской взаимопомощи").

На современном этапе развития у Российского государства появляется также новая внешняя функция государственной поддержки иностранных инвесторов. Россия заинтересована в участии западных партнеров в процессе создания рыночной экономики, использования капиталовложений из-за рубежа, а также помощи международных экономических и финансовых организаций.

Претерпевает изменения и важнейшая постоянная внешняя функция защиты Отечества. В настоящее время нельзя с полной уверенностью сказать, что безопасность страны полностью и навсегда обеспечена, поскольку сохраняются противоречия между геополитическим и экономическим интересами разных стран. Поэтому заботой Российского государства является сохранение армии на уровне, необходимом для обеспечения российских интересов и полной безопасности страны. Особенности современного этапа таковы, что мир вплотную столкнулся с реальной проблемой выживания человечества в целом. В этих условиях очень важное значение приобретают гуманистические и демократические функции государства и особенно деятельность по сохранению мира, предотвращению войн, разоружению, ликвидации ядерного и другого оружия массового уничтожения. Неотложная задача, стоящая в этой связи перед государством, заключается в отказе от конфронтации, характерной для предыдущих лет, и поиске взаимопонимания в отношениях с другими странами.

Важное значение в современных условиях имеет также внешняя функция государства по решению глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, демографической, энергетической и других).

Таковы проблемы функций современного Российского государства. Как уже указывалось выше, модернизация государства обязательным порядком требует реформирования и пересмотрения самих функций государства. Поэтому изучение и знание современной деятельной стороны современного государства представляет важное значение для специалистов в этой области.

    ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
    1. Елинек Г. Общее учение о государстве. СПб. , 1908.

2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К. , Энгельс Ф. , Соч. 2-е изд. т. 21.

3. Энгельс Ф. Анти - Дюринг//Маркс К. ,Энгельс Ф. , Соч. 2-е изд. т. 20. 4. Ленин В. И. Государство и революция/ ПСС. 5-е изд. т. 33.

    5. Ленин В. И. О государстве/ ПСС. 5-е изд. т. 39.

6. Марксистско - ленинская общая теория государства и права. М. , 1970. 7. Теория государства и права/ под ред. А. Б. Венгерова. ч. 1. М. , 1995. 8. Курс теории права и государства/ под ред. И. П. Марова. Тюмень, 1994. 9. Теория государства и права/ под ред. А. И. Королева. Л. , 1987. 10. Общая теория права и государства/ под ред. В. В. Лазарева. М. , 1994. 11. Алексеев С. С. Государство и право. М. , 1996.

    12. Алексеев С. С. Теория права. Харьков, 1994.
    13. Малинова И. П. Философия права. Екатеринбург, 1995.

14. Соловьев В. С. Определение права в его связи с нравственностью// Власть и право. Л. , 1990.

15. Котляревский С. А. Власть и право. Проблема правового государства. М. , 1916. 16. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М. , 1991.

17. Васин Ю. О взглядах Ф. Энгельса на государство// Социалистическая законность. 1985. N 11.

18. Четвернин В. А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве// Советское государство и право. 1992. N 5.

19. Кистяковский Б. А. Государство правовое и социалистическое// Вопросы философии. 1990. N 6.

20. Лейст О. Э. , Мачин И. Ф. Гражданское общество и современное государство//Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1995. N 4. 21. Лившиц Р. З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов//Советское государство и право. 1990. N 10.

    ДОПОЛHИТЕЛЬHЫЕ СВЕДЕHИЯ О КУРСОВОЙ РАБОТЕ:
    КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема: "Основные функции современного государства" Автоp: Мотькин Константин Владимиpович

    ВУЗ: Уpальская академия госудаpственной службы;
    г. Екатеpинбуpг.

Факультет: Пеpеподготовки госудаpственных и муниципальных служащих.

    Специальность: юpиспpуденция.
    Дата сдачи: 05. 09. 96.

Пpеподаватель: доктоp юp. наук, пpоф. Леушин Владимиp Ильич.

    Оценка: хоpошо.

Hедостатки: не использованы тематические положения учебника по теоpии пpава и госудаpства издания Уpальской

    Госудаpственной юpидической академии 1996г. (выпущенной
    в соавтоpстве с пpоф. Леушиным : -).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать