Развитие образования в Пермяцком крае в конце XIX – первой трети XX веков - (диплом)
p>"Отношением моим в правление от 3 января сего года предложил я г. управляющему определить порядок перехождения подростков, кончивших курс в школе, по мастерствам для практического обучения оных. Ныне же, сообразив сей порядок, предлагаю оный к исполнению.

    1. Мальчики входят в школу 7 лет.

2. Проходят 2 класса до 12 лет, неспособные выходят тех же лет и из 1-го класса.

3. От 12 до 16 лет переходят мастерства: столярное, литейное, слесарное и кузнечное, оставаясь в каждом цехе по одному году и занимаясь в чертежной по два часа в день, посещают воскресные школы, дабы дать возможность тем из мальчиков, коих способности не развились до 12 лет в школе, догнать своих товарищей в умственном образовании, нерадивые и непонятливые остаются в цехах, в коих более оказали успехов.

4. На 17 году переходят по четырем главным цехам: доменному, пудлинговому, сварочному и катальному, оставаясь по 3 месяца в каждом, не оказавшие успехов остаются и доле. ”

5. На 18 году зачисляются в комплект цехов или поступают, смотря по успехам и аттестации, в высшее училище (находилось в имении Рябове под Петербургом - В. П. ), в коем проходят куре в два года, третий год находятся на практической съемке, а на 21 году изучают практические обязанности протоколиста и бухгалтера по пол году, назначаются, смотря по способностям и по вакансиям, , в цеховые, заводские и вотчинные конторы и правления” (Прокошев, 1976, с. 18). Данная инструкция вступила в. силу с начала 1847 г. 24 февраля П. И. Иванов представил в правление список учащихся, которые должны были поступить на завод для обучения в нем мастерствам: из первого (ланкастерского) класса -11 учеников и из второго (теоретического) класса - 7 учеников.

Вскоре произошли изменения в жизни школы. 2 марта 1847 г. Пожвинская заводская школа перешла в ведение Министерства народного просвещения и причислена в разряд приходских училищ, но с правом преподавания некоторых предметов в размере уездных училищ. В ней сохранены были ланкастерский и теоретический классы. Помощником П. И. Иванова назначается после сдачи в Пермской гимназии экзамена на звание учителя крепостной Николай Николаевич Беспалов, выпускник Петербургского (Рябовского) горнозаводского училища. Пение вел крепостной Егор Лаврентьевич Чекалов. До отмены крепостного права школа в пос. Пожва содержалась за счет владельца. В 18. 55 г. в ланкастерском классе открыто отделение для девочек.

Статистическая таблица о количестве учащихся Пожвинского приходского училища до отмены крепостного права.

    Таблица 1
    Год
    Всего учащихся
    Мужского пола
    Женского пола
    1847
    97
    97
    1848
    97
    97
    1849
    97
    97
    1850
    89
    89
    1851
    96
    96
    1852
    65
    65
    1853
    53
    53
    1854
    41
    41
    1855
    152
    72
    80
    1856
    181
    102
    79
    1857
    218
    129
    89
    1858
    244
    158
    86
    1859
    257
    102
    155
    1860
    330
    175
    155

В 1849 г. произошел раздел имения между Александром и Никитой Всеволожскими. С этого времени Пожвинское училище готовило мастеровых людей и служащих для частных заводов А. В. Всеволожского: Пожвинского, Елизаветопож-винского, Всеволодовильвенского и Всеволодоблагодатского; Александровское и вновь открытое Никитинское училище в с. Майкоре обслуживали заводы Н. В. Всеволожского: Александровский, Никитинский и золотые промыслы (ГАПО, Ф. 43, Д. 13, Оп. 12, Л. 17-18).

Вопрос об открытии школы в с. Майкор был поставлен священником Кудымкарской церкви Н. Е. Гиляровым 20 апреля 1846г. Он писал управляющему Е. Е. Ингаму: "Я состою в обязанности покорнейше просить Вас, милостивый государь, содействовать открытию на правах домашнего обучения в означенном Никитинском заводе учинением распоряжения о выборе мальчиков, на первый раз хоть несколько человек и о назначении для обучения их помещения. На основании вышеозначенных правил наставниками должны быть местные священнослужители.... Они должны обучать детей безмездно. Обо всем, что от них требуется по сему предмету, им уже предписано" (Прокошев, 1976, с. 21). Управляющий поручил П. И. Иванову заняться непосредственной подготовкой к открытию Никитинского училища в с. Майкор. 19 сентября 1846 г. учитель осмотрел в Никитинском заводе "два зала, один в доме иерея означенного завода и другой в отделении конторы: в первом доме зал длиною в 11, 5 аршин, шириною 7 аршин, во втором же длиною 15, 5 аршин и шириною 11 аршин. В первом зале число учеников может простираться. До 30 человек, во втором же до 50 человек. Но должно заметить, что оба означенные зала не оштукатурены и первый зал без печей, белых полов и потолков, слишком низок, что неудобно для ланкастерского метода, во втором же нет печей и окна слишком велики. По моему мнению, удобнейшее место для школы находится в отделении конторы и по приведении оного в надлежащий порядок можно приступить к открытию ее" (Прокошев, 1976, с. 21). Правление согласилось с мнением учителя и приказали готовить под школу помещение в отделении заводской конторы. Накануне отмены крепостного права в 1860 г. в Никитинском заводе находились: "православная церковь, 8 часовен, госпиталь и школа для мальчиков, на детей до 12-летнего возраста выдается провиант безденежно" (Прокошев, 1976, с. 21). Итак, в имениях помещиков Всеволожских перед реформой 1861 г. в Коми-Пермяцком крае находились две начальные школы–в пос. Пожва и в с. Майкор. Обе школы имели целью профессиональную подготовку детей крепостных рабочих и служащих к труду на заводах и религиозное воспитание. Помещики грубо утилитарно подходили к проблеме просвещения: народное образование они рассматривали как своеобразное ответвление экономики, основной и единственной целью которого была подготовка рабочей силы. Образование в школах Всеволожского носило ярко выраженный сословный характер. Однако, они сыграли положительную роль в распространении грамотности среди коми-пермяков.

    §2 Земские и церковно-приходские школы края.

В 1870-х годах наряду со школами министерства народного просвещения появились земские школы в Пермской губернии, в том числе и в нашем крае. В Российской империи же усилиями передовых земских деятелей, к числу которых принадлежал известный педагог Н. А. Корф, было достигнуто значительное увеличение количества школ. К примеру, в 1863 году по всей России было 15660 школ (не считая школ духовного ведомства), то в 1896 году их было уже 68358. Этот прирост школ надо отнести прежде всего за счет деятельности земств (Бачев, 1988, с. 34).

Рядовая земская школа в России 1870-80-х годов по своим программам и постановке учебного процесса была значительно лучше школ министерства народного просвещения и духовного ведомства. Земской школе принадлежало ведущее место в распространении среди сельского населения грамотности и элементарных сведений по арифметике, истории и географии. С 1871 года по 1900 год число школ в Пермской губернии увеличилось с 248 до 1003, а количество учащихся - с 8597 до 74879 человек (Прокошев, 1976, с. 65). Из 755 школ, организованных земством Пермской губернии, 21 школа была открыта в коми-пермяцких деревнях Соликамского и Чердынского уездов (Коньшин, 1999, с. 38). Пермское земство считалось передовым, но и у него забота о распространении грамотности среди национальных меньшинств занимала последнее место. Вообще расходы на школу занимали небольшое место в земском бюджете. Подтверждением выше сказанному следует отметить, к примеру, за первые тридцать лет своего существования Пермское земство израсходовало на народное образование лишь 12 процентов своего бюджета. Основные средства были отданы на среднее и высшее образование и только 15 процентов на нужды начальной школы, главным образом на школьное строительство. Деятели Пермского земства признавали, что школьная сеть далеко недостаточна для обучения детей, живущих во всех населенных пунктах Пермской губернии. Обсуждая в 1898 году вопрос о введении всеобщего обучения, они выдвинули предложение организовать “подвижные школы” (Прокошев, 1976, с. 8). В докладе Пермской губернской управы губернскому земскому собранию говорилось, что нужно “открыть подвижные школы с таким расчетом: 4 года школа существует в одном селении и ее посещают дети от 7 до 14 лет; учитель подготовляет два выпуска, первый-малый, второй-большой, и переселяется в другую школу; через 4 года из второй школы переходит опять в первую и т. д. “ Такие “подвижные школы” предполагалось создать в пос. Гайны и в д. Кекур (современный Кудымкарский район) (Прокошев, 1976, с. 8). Сеть “подвижных школ”, точнее “кочующих учителей”, и система периодического обучения поколений, отделенных друг от друга четырьмя годами - вот к какому решению пришли земские деятели Пермской губернии в конце XIX века. Первые сведения о деятельности земства среди коми-пермяков относятся к 1868 году, когда было открыто начальное народное училище в селе Архангельском (Бачев, 1988, с. 45).

Архангельское начальное народное училище –одна из старейших школ округа. О времени открытия школ в других селах данных не сохранилось. Известно только, что в 1877 году было открыто двухклассное училище в селе Юрла (Бачев, 1988, с. 46).

К 1887 году в Коми- Пермяцком крае было 21 земское училище. Они находились в Юрле, Мошево, Юксеево, Усть-Зуле, Кочево, Юме, Гайнах, Архангельском, Белоево, Верх-Иньве, Верх-Юсьве, Егве, а в Ошибе, Куве, Кудымкаре, Купросе и Юсьве было по два народных училища - мужскому и женскому (Прокошев, 1976, с. 69). Одновременно с Пермским земством школами занималось и церковное ведомство синод. Оно до 1890 года открыло на коми-пермяцкой территории всего четыре школы - Отевскую и Пешнигортскую(1885), Жеребцовскую и Верх-Сервинскую(1888) (Струминский, 1911, с. 32). Все эти школы функционировали на территории современного Кудымкарского района.

Однако, если в 70-80 годах земство по количеству открытых школ обгоняло синод, то в последнее десятилетие XIX века картина резко изменилась. Царское правительство решило вытеснить земскую школу, заменив ее церковной. В 1884 году вышло положение о церковно-приходской школе, как основной школе сельской местности. Над земскими школами был усиленный контроль инспекторов, цензура резко ограничила выпуск учебников, которые писались земскими деятелями народного просвещения, ряд земских школ был закрыт (Бачев, 1988, с39). Все же земские школы, на всем протяжении их исторического существования в Коми-Пермяцком крае, были главными очагами распространения грамотности и элементарных знаний из области различных наук. Программы и учебные планы земской школы для своего времени были передовыми. Через земскую школу, ее программы, учебники, руководства преподавателей учителя края знакомились с идеями таких выдающихся представителей русской педагогической мысли, как К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, П. Ф. Лесгафт, Н. А. Корф и других (Прокошев, 1976, с. 25).

В Коми –Пермяцком крае большинство земских школ имело трехлетний срок обучения и только немногие были четырехгодичными. Школы с четырехгодичным курсом обучения находились в крупных населенных пунктах: Белоево, Верх-Иньве, Купросе (Бачев, 1988, с. 43).

Но даже и земская школа не отвечала нуждам пермяков и не давала детям знания об окружающем мире. К примеру, учебная программа школы включала ниже следующие разделы. На изучение связанных с культом предметов (закон божий, старославянская церковная грамота) в плане отводилось 4 часа, фактически же на это уходило больше времени, если учесть, что до начала уроков, во время большой перемены и после уроков для всех учащихся было обязательным изучение и пение молитв (Зубов, 1988, с. 76).

    Примерный типовой учебный план земской школы выглядел так:
    Закон божий -2часа
    Чтение старославянских текстов -2часа
    Письмо -6часов Чтение -6часов Арифметика -6часов
    Чистописание -2часа
    Пение -1час Рукоделие -1час
    Всего 26часов

Письмо и чистописание заключалось в изучении правил каллиграфии с некоторыми элементами грамматики. Каллиграфия занимала первое место.

Арифметика сводилась к изучению четырех действий с целыми числами в пределах тысячи.

Чтение было объяснительное. Этот предмет преподавался ежедневно и включал элементы сведений по истории, географии и естествознанию (Зубов, 1988, с. 77). Для исследуемого периода данные программы земских школ, на мой взгляд, были прогрессивными.

0сновное направление в развитии народной школы в России дал великий русский педагог XIX века, отец русской педагогики К. Д. Ушинский, выдвинувший идею народности–наиболее полное и всесторонее отражение в педагогической теории и практике истории, культуры и требований народа. Ушинский считал, что народность–это основа воспитания. Свой народ, его историю, культуру учащиеся познают через родной язык. “В светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа”–писал К. Д. Ушинский. Он глубоко понимал, что воспитание без обучения невозможно. Обучение следует начинать с грамоты. Он дал тщательную разработку звукового метода обучения грамоте, составив на его основе азбуку и первую книгу для чтения–“Родное слово”. Для учителей и воспитателей было написано “Руководство по преподаванию по “Родному слову” (Прокошев, 1976, с. 5).

В коми-пермяцкой школе широко использовались такие замечательные учебные пособия, как книги К. Д. Ушинского “Родное слово” и “Детский мир”, принятые земской школой в качестве учебников по русскому языку. В своем руководстве к преподаванию по “Родному слову” К. Д. Ушинский дал основные методические указания о преподавании родного языка. Простота и доступность методики обучения, разнообразие и занимательность учебного материала, самостоятельность детей при его изучении– вот главные советы великого педагога. Наряду с учебниками К. Д. Ушинского “Родное слово” и “Детский мир” в земской школе использовались также “Азбука” и I, II, III, IV “Книжки для чтения” Л. Н. Толстого; “Азбука” и “В школе и дома” Н. Ф. Бунакова; “Букварь” и “Наш друг” Н. А. Корфа; “Первая учебная книга И. И. Паульсена. Все эти были лучшие учебники и учебные пособия того времени. Их авторы– выдающиеся русские педагоги-методисты (Прокошев, 1976, с. 7). Методы обучения значительно отличали земскую школу от церковно-приходской, в ней более широко применялся принцип наглядности. Земские школы имели и применяли такие наглядные пособия, как разрезная азбука, арифметический ящик, шведские счеты, образцы русских и метрических мер, глобусы, карты, картинки по развитию речи, картины по естествознанию и истории, коллекции минералов, насекомых, технических культур (лен, конопля), модели сельскохозяйственных орудий. Наглядность особенно помогала учителю на уроках объяснительного чтения, где учащимся, главным образом, и сообщались элементарные сведения по истории, географии, естествознанию (Коньшин, 1999, с. 32).

Организационная и методическая работа была хорошо поставлена в Тиминской, Архангельской, Купроской школах. В Тиминской школе до 1917 года работала одна из старейших учительниц Коми-Пермяцкого округа О. Ф. Матлина-Козлова, награжденная в 1939 году орденом “Трудового Красного знамени”, а в 1943 году орденом Ленина. В Архангельской земской школе работали известные впоследствии учителя Д. А. Баяндин и А. А. Баяндина, а в Купросской - В. А. Швецов (Бачев, 1988, с. 29).

С конца 1899 года на школы Коми-Пермяцкого края была распространена система Н. И. Ильминского, прфессора Казанской духовной академии, которая способствовала повышению грамотности среди нерусских народов, в том числе и пермяков, и приобщила их к богатой русской культуре.

В конце XIX века церковно-приходские пермяцкие школы преобразовались в четырехгодичные. Преподавание всех предметов в них осуществлялось по системе Ильминского: в младшем отделении первые два года– на пермяцком языке, а в старшем –на русском языке. Преподавали учителя из коми-пермяков и русских, владеющих пермяцким языком (Зубов, 1993, с. 18).

Внося коренные изменения в методику преподавания, система Ильминского ничего не изменила в программах низших церковно-приходских школ. По прежнему большая часть учебного времени отводилась на “закон божий”, чтение древнеславянских текстов церковных книг, изучение молитв и церковных песнопений. Недельное количество часов, предусмотренное учебным планом для церковно-приходских школ, распределялось по системе Ильминского следующим образом:

    Закон божий -4часа
    Славянское чтение -2часа
    Счисление -6часов
    Чтение гражданской печати -6часов
    Чистописание - 2часа
    Письмо -6часов Всего -26часов

Учебники и учебные пособия, разрешенные для церковно-приходской школы, были составлены в духе активной проповеди догматов церкви. В целом они носили реакционный характер и не имели ничего общего с наукой.

Основными учебными пособиями были “Книга священного чтения”, “Начальные уроки закона божьего”, “Молитвенник”. Для обучения грамоте использовалась “Азбука”, составленная Ильминским (Бачев, 1998, с. 35).

Арифметика в нерусских школах не преподавалась. Ее, по системе Ильминского, заменяло счисление–изучение четырех действий над целыми числами в пределах ста. Ученики производили действия как в уме, так и на бумаге. На последнем году учения их знакомили с прстейшими вычислениями по измерению площадей. В преподавании счисления учителя церковно-приходских школ использовали методы учителей земской школы. Так, на уроках счисления широко применялись шведские счеты. Самым пргрессивным элементом системы Ильминского явилась методика обучения русскому языку через посредство родного языка. Допуская в школу коми-пермяцкий язык, учитель неизбежно должен допустить и учебник, написанный на коми-пермяцком языке (Прокошев, 1976, с. 12).

Для обучения чтению в младшем отделении церковно-приходской школы использовался пермяцкий букварь Е. Е. Попова, построенный на основе изучения звуков и букв русского алфавита посредством пермяцких слов. Для каждой изучаемой русской буквы была подобрана группа пермяцких слов, которые складывались из букв разрезной азбуки учителем или учениками и выставлялись на доске. Другим методом изучения азбуки была запись группы пермяцких слов под диктовку учителя, причем учитель сразу же давал перевод этих слов на русский язык. Читать русские слова целиком учащимся не давали читать до тех пор, пока они не изучили всех букв русской азбуки. Перевод был предназначен главным образом для учителей, не знакомых с пермяцким языком (Бачев, 1991, с. 48).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать