Развитие образования в Пермяцком крае в конце XIX – первой трети XX веков - (диплом)
p>Активное участие в ликвидации неграмотности и малограмотности принимали учащиеся старших классов школ крестьянской молодежи. На окружном слете ударников ликбеза Гриша Носков из Юрлинской школы рапортовал: “Я был закреплен к деревне Носково по ликвидации неграмотности. После школы вечером я обучал неграмотных и малограмотных, обучил 26 человек” (Бачев, 1995, с. 144). Учительство округа, до предела нагруженное основной работой в школе, не всегда могло охватить обучением всех неграмотных. С этой целью в наиболее крупных школах открывались базовые школы, их в 1931 году в округе было 75. В этих школах была организована подготовка “ликвидаторов”- работников по ликвидации неграмотности и оказывалась методическая помощь. Заведующая Сервинской базовой школой А. А. Устюжанцева обучила в деревне Малая Серва Кудымкарского района 52 человека (Бачев, 1995, с. 144).

После гражданской войны Е. А. Будрина из села Верх-Иньва взялась за организацию общества “Долой неграмотность”. Она сама выбрала самый трудный участок–деревню Важ-Шулай, где почти не было грамотных. В 1932 году Е. А. Будрина закончила обучение всех взрослых в деревне, а их было 38 человек. 10 лет она работала днем в общеобразовательной школе, а вечером в школе ликбеза (Бачев, 1995, с. 144). Была методистом и организатором по ликвидации неграмотности. В канун годовщины Октября в 1932 году Е. А. Будрина в числе первых занесена в Красную книгу Урала и награждена Красным знаменем окрисполкома. Из воспоминаний ветерана просвещения округа З. В. Распоповой: “Во время учебы в школе второй ступени в Кудымкаре с педагогическим уклоном многие учащиеся привлекались к работе по ликвидации неграмотности. Я была направлена в деревню Заболотная, где 2-3 раза в неделю проводила занятия с малограмотными и неграмотными. Их приходило по 10-12 человек. В основном это были женщины и подростки. Мне казалось, что мы, старшеклассники, выполняем общественное поручение, а в действительности мы уже участвовали в большом деле. В 1930 году я окончила Кудымкарскую школу второй ступени и была направлена на работу в Деминскую начальную школу Кудымкарского района. Мне дали один класс, где было 56 учеников. Было очень трудно, но и меня закрепили к трем ликпунктам неграмотности. Я оказывала методическую помощь ликвидаторам. Помню, за столом стоит керосиновая лампа, сидят 8-10 человек, иногда и больше, водя пальцем по букварю, громко читают по слогам и крупно, как первоклассники, пишут в тетрадях первые слова. Кто учился на ликпунктах, им предоставлялись льготы (первоочередной размол зерна на всех мельницах, бесплатное посещение кино, бесплатное получение лесоматериалов)” (Бачев, 1995, с. 145).

Несмотря на трудности, в результате большой организаторской работы Советов, органов народного образования, комсомольских организаций и самоотверженного труда учительства округа, удалось в основном ликвидировать неграмотность в округе к 7-й годовщине образования округа, осуществить всеобщее начальное обязательное обучение за два десятилетия. Это было большой победой в деле обучения грамотности в нашем крае.

После организации округа в 1925 году обучение детей грамоте на родном языке стало предметом главного внимания окружной инспекции по народному образованию. Уже в 1925-26 учебном году из 85 начальных школ 69 стали национальными. В следующем учебном году обучение на родном языке было введено в первых классах всех школ. В 1930-х годах во всех общеобразовательных школах, корме русских, началось обучение по национальной программе на родном языке, была начата комизация народного образования. В помощь русским, изучающим коми-пермяцкий язык, в 1935 году был выпущен самоучитель коми-пермяцкого языка (автор Ф. Тупицын).

Успехи в развитии народного образования в значительной мере зависели от учительских кадров. Для их подготовки в 1927 году в г. Кудымкаре и в 1930 году в с. Коса были открыты педагогические техникумы (КПГА, Ф. 31, Д. 11, Оп. 16, Л. 11-13). В 1936 году они были объединены. Шла подготовка учителей и в других вузах страны. В 1933 году в Пермском двухгодичном учительском институте обучалось 32 человека из округа. Большим событием в культурной жизни округа было открытие в 1940 году учительского института в Кудымкаре, где готовились на четырех отделениях преподаватели для семилетних и средних школ. В годы первых пятилеток значительно улучшился состав учительских кадров. С 1933 по 1935 годы количество учителей с высшим образованием увеличилось с 5 до 12, 9%, со средним–с 74, 7 до 78, 5%, в то же время с низшим образованием сократилось с 20, 3 до 8, 6%. Однако, по всем школам округа в 1938 году еще половина учителей была с незаконченным средним образованием. Для подготовки учительских кадров и повышения образования тех, кто не имел образования за неполную среднюю школу, была организована межрайонная база ИПКНО (институт повышения квалификации кадров народного образования) при Кудымкарском педтехникуме. В неполных средних и средних школах была развернута сеть вечерних школ для обучения учителей, организовано заочное обучение с охватом до 200 человек. В годы первой пятилетки стали открываться школы крестьянской молодежи, которые охватывали учащихся из числа подростков и давали профессиональные навыки, много времени отводилось на изучение сельского хозяйства, сельхозтехники, проводили опыты с разными удобрениями, выполняли работу по огородничеству и животноводству. Практику проходили в колхозах. Оканчивающие эти школы поступали в техникумы, что позволяло создавать кадры местной интеллигенции. Первая школа крестьянской молодежи была открыта в 1924 году в с. Юсьва, а в 1932 году их было уже 20 , в них обучалось более трех тысяч учащихся. Школы крестьянской молодежи открывались на базе четырех классов первой ступени с трехлетним сроком обучения. Сеть школ из года в год увеличивалась.

В 1931-32 учебном году насчитывалось уже 240 начальных школ против 85 школ в год образования округа. К 1936 году задача всеобщего начального обучения детей школьного возраста в округе была решена. Самоотверженный труд учителей, ликвидаторов неграмотности и малограмотности, борцов за всеобщее начальное и семилетнее образование получил высокую оценку. Более 100 учителей были удостоены звания ударника труда I и II пятилеток. Большой вклад в становление школы, ликвидацию неграмотности и осуществление начального образования в округе внесли учителя: Е. А. Будрина, И. И. Фирсов, А. П. Тупицына, Е. Е. Четин, Н. А. Красикова, О. Е. Теребихина, А. Е. Вилесова, Н. М. Вилесов, А. Ф. Петрова, В. А. Девятков, Г. К. Томилин. Постановлением РПС (революционно-производственного Совета) при газете “Уральский рабочий” и облсовета культстроительства коми-пермяцкая окружная комиссия по ликбезу была премирована 5000 рублями, имена лучших борцов за дело ликбеза занесены в Красную книгу ударников Урала (Бачев, 1995, с. 147).

Таблица 2. Обучение неграмотных и малограмотных по годам характеризуется следующими данными:

    Годы
    Учтено неграмотных
    Обучено
    Учтено малограмотных
    Обучено
    1926-27
    34200
    3667
    1928-29
    30685
    2432
    1929-30
    27508
    6975
    1930-31
    30000
    11376
    14303
    1809
    1931-32
    18624
    7662
    15449
    7140
    1932-33
    11150
    3055
    16503
    3163
    1933-34
    7028
    7328
    15429
    6425
    1934-35
    7318
    874
    11973
    2500

По данным таблицы, подготовленной в сборнике “10 лет Коми-Пермяцкого автономного округа” (1935), можно констатировать, что ликвидация неграмотности в Коми-Пермяцком национальном округе, в некогда бывшей отсталой царской окраине, была успешно завершена. К этому периоду уже создана сеть школ и дошкольных учреждений на всей территории округа, открылись первые средние учебные заведения: Кудымкарское педагогическое училище, Косинский педагогический техникум, Кудымкарская фельдшерско-акушерская школа, Кудымкарский лесной техникум и Коми-Пемяцкий сельскохозяйственный техникум. Народное образование в Коми-Пермяцком национальном округе в этот период начало успешно развиваться.

    Заключение.

Исследуемый период распространения грамотности в Коми-Пемяцком крае имел свои специфические особенности. На его развитие влияли следующие факторы: развитие организованной промышленности, влияние миссионерской деятельности Стефана Пермского, организация и функционирование заводских школ, открытие и становление земских школ и развитие сети церковно-приходских школ. Следует отметить прогрессивную роль в открытии и функционировании в данный период заводских школ в пос. Пожва и в с. Майкорское (Никитинское), где в основу обучения была введена ланкастерская система обучения. Свое название она получила по именам английских педагогов А. Белла и Дж. Ланкастера, независимо друг от друга выдвинувших сходный метод обучения. Ланкастерская система обучения позволяла обучать детей пермяцких крестьян, привлекаемых на различные работы этих графских заводов, давала основные навыки письма и чтения, а также навыки по рабочим специальностям.

Анализируя положительные и отрицательные моменты земских школ края, следует подчеркнуть, что они также внесли положительную роль в распространение грамотности в Коми-Пермяцком крае. В эти земские школы для обучения привлекалось существенно большее количество пермяцких крестьянских детей обоих уездов, Чердынского и Соликамского. Примечательностью этих школ является тот факт, что обучение в них учителями зачастую велось на родном коми-пермяцком языке.

Большое значение в этот период сыграли первые словари Н. А. Рогова, Ф. Волегова и других исследователей и краеведов. С выходом в све этих пермяцко-русских и русско-пермяцких словарей создано начало зарождения коми-пермяцкой письменности и становление языка. Со времени выхода в свет первого пермяцко-русского и русско-пермяцкого словаря Н. А. Рогова–знаменитого исследователя нашего Коми-Пемяцкого края прошло 132 года. Именно эта историческая дата, на мой взгляд, определяет отправную точку становления пермяцкой письменности и языка.

Из трех видов школ исследуемого периода Коми-Пермяцкого края наиболее важное значение сыграли церковно-приходские школы. В конце прошлого века они были открыты в крае повсеместно, и определяли уровень грамотности косинско-камских, иньвенских, язьвинских и зюздинских пермяков. Учебные программы церковно-приходских школ по своему объему были более полными: включали грамматику и письмо, историю и географию, чтение псалтыря и знания по другим жизненным отраслям. Такие школы, как правило, функционировали в более крупных селах края, некоторые базировались при церквях региона. На обучение в таких школах привлекались дети из всех деревень церковного прихода. К положительному моменту можно отнести и тот факт, что, как правило, учителями этих школ были местные священники, отставные офицеры и проповедники. Учителя церковно-приходских школ были местными писателями, поэтому многие прдметы они преподавали на коми-пермяцком языке.

Учитывая выше сказанное, ученики школ лучше понимали изучаемые предметы. Анализируя период после Великой Октябрьской Социалистической революции, следует отметить, что в короткий срок, практически в течение десяти лет, в округе была создана коми-пермяцкая письменность, сформирован литературный язык, открыты первые учебные заведения по подготовке кадров–Косинский и Кудымкарский техникумы. Практически полностью ликвидирована неграмотность.

Эти годы (с 1920 по 1930) являются началом зарождения коми-пермяцкой культуры, письменности и языка коми-пермяцкого этноса.

    Список использованной литературы и источников.
    Архивные материалы:
    Государственный Архив Коми-Пермяцкого автономного круга
    – Фонд 2. Оп. 1. Д. 2. Л. 4-6 – окрисполком
    – Фонд 3. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-3 – окрисполком
    Государственный Архив Пермской области
    – Фонд 15. Оп. 1. Д. 302. Л. 39-48.
    Полевые материалы:

Коми-Пермяцкий Окружной Краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка. Материалы экспедиций Л. С. Грибовой в Коми-Пермяцком автономном округе в 1963, 1964, 1968 и 1970-х годах.

    Коми-Пермяцкий отдел общественных наук ИЯЛИ КНЦ УрО РАН.

Материалы экспедиций в Коми-Пермяцком автономном округе в 1994-2000 годах. 3. Общая и специальная литература:

Бачев Г. Т. Страницы истории Коми-Пермяцкого автономного округа. – Пермь, 1995. – С. 142. Бачев Г. Т. Коми-Пермяцкий национальный округ: краткий справочник. 2 издание. – Кудымкар, Пермское книжное издательство. Коми-Пермяцкое отделение, 1975. – 167с. Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми XIX-начала XX. - М. , 1958. Т. XIV. – С. 316-332.

    Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. – М. , 1973.

Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. – М. , Наука, 1981. – С. 210. Владыкин В. Е. Этнография удмуртов. – Ижевск, “Удмуртия”, 1992. - 176с. Грибова Л. С. Пермский звериный стиль как часть тотематической Социально-идеологической системы. Его стадиальный характер. – Сыктывкар, 1975. – С. 3-5. Гусев Д. И. Коми-Пермяки в период капитализма и в годы советской власти. // Историко-этнографические исследования: Дис… кан. ист. наук: 07. 00. 02. М. , 1955. – 627с. 9. Добротворский Н. Г. Пермяки: Бытовой и этнографический очерк // Вестник Европы– СПб, 1883, март – С. 240.

10. Житие Стефана Пермского. // Древнерусские повести. – Пермь. 1991. 11. Зубов А. Н. , Лихачев М. П... Избранное (на коми-пермяцком языке). – Кудымкар, 1989. – 440с. 12. История и культура коми-пермяцкого народа в школьной программе // (М-лы I и II научно-практических конф. ). – Кудымкар, Коми-Пер. кн. изд-во, 1993. – 204 с. 13. Коми-Пермяцкий национальный округ. – М-Л. , АН СССР, 1949. – 431с. 14. Коми-Пермяцкий национальный округ. Исторические очерки. – Пермь, Перм. кн. изд-во, 1977. – 183 с. 15. Коми-Пемяцкий автономный округ. Страницы истории. – Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во. 1988. – 237 с. 16. Коми-Пермяцкий округ на рубеже веков. Справочное издание. – Кудымкар, Коми-Перм. кн. изд-во. , 2000. – 388 с. 17. Коми-Пермяцкий национальный округ. Исторические очерки под ред. Д. А. Чугаева и др. – Пермь. 1977. – 292 с.

18. Лепехин И. И. Продолжение дневниковых записок путешествия Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1771 году– СПб. , - Ч. З. 189-203. 19. Мальцев Г. И. Традиционная народная медицина у коми-пермяков. //Коми-пермяки и Финно-угорский мир. – Кудымкар, 1997. – 291-294 с. 20. Наш край. – Кудымкар. Коми-Перм. кн. изд-во, 1970. – Вып. 4, -178с. 21. Наш край. – Кудымкар, Коми-Перм. кн. изд-во, 1979. – Вып. 5, -158с. 22. Ожегова М. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-Богатыре. – Пермь, 1984. 23. Рогов Н. А. Материалы для описания быта пермяков. // Ж-л М. В. Д. , Т. 29, отд. VII, 1858. – 82 с.

24. Прокошев В. В. Распространение грамотности в Пермском крае с древних времен до XIX века. – В Сб: Из истории народного образования Урала. – Пермь, 1976. 25. Прокошев В. В. Первые школы Коми-Пермяцкого края. – В Сб: История народного образования в Коми-Пермяцком округе. – Пермь. 1976. 26. Теплоухов Ф. А. Пермяки и зыряне // Пермский краеведческий сборник. – Пермь, 1926. – Вып. 11. 27. Смирнов И. Н. Пермяки. Историко-этнографический очерк. // ИОАИЭ. – Казань, Т. 9, Вып. 2. – 286 с. 28. Чагин Г. Н. Этногенез и этнокультурное развитие коми-пермяков // Коми-Пермяцкий округ на рубеже веков: Справочное издание. – Кудымкар: Коми-Пем. Кн. изд-во, 2000. – С. 9-17. 29. Чагин Г. Н. Окружающий мир в традиционном мировоззрении русских крестьян Среднего Урала. – Пермь, 1998. – С. 102-104.

30. Шабаев Ю. П. Коми-пермяки сегодня. //Войвыв кодзув. – 1991. №6 – С. 6-8. 31. Шишонко В. Н. Пермская летопись с 1263 по 1881, 67 кн. – Пермь. 1881-1889. 32. Янович В. М. Пермяки. Этнографический очерк. // Живая старина, Т. 1-2. – 1903. 33. Коми-Пермяцкий округ за годы Советской власти. – Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 1958. – 234 с. 34. 10 лет Коми-Пермяцкого округа. (1925-1935). – Свердловск. 1935. С. 34-36. 35. Кривощекова А. Ф. Очерки истории коми-пермяцкой школы. – Кудымкар. 1957. - 251 с. 36. Коми-Пермяки и финно-угорский мир. – Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 1997. – 582 с. 37. Эфиров А. Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. Исторические очерки. – М. , 1948. – 279 с.

38. Добролюбов Н. А. Педагогические сочинения. - М. , 1949. – С. 519-520. 39. Нечаев Н. В. Горнозаводские школы Урала. - М. , 1956. – С. 9. 40. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XX века. – М. , 1971. – С. 31. 41. Вежлев А. М. Учительские съезды и курсы во 2-ой половине XIX века. – М. , 1958. – С. 10. 42. Дмитриев А. А. Пермская старина. Пермь. 1900. – Вып. 8.

43. Шишкин Н. И. Коми-пермяки (этно-географический очерк). – Сыктывкар, 1947. – 140 с. 44. Слудковская И. А. Из истории подготовки учительских кадров на Урале во 2-ой половине XIX века. -–В Сб: Из истории народного образования 1873. - Урала. – Пермь, 1976. – 14 с. 45. Хлопов В. А. Хозяйственный и нравственный быт пермяков. // Журнал Министерства государственных имуществ. – 1852, Т. 44, №8.

46. Сыропятов А. Отражение чудовищного стиля в архитектуре крестьянских построек Пермского края. – Пермь, 1924. – С. 30-36.

47. Коми-Пермяцкий округ: единоличные крестьянские хозяйства на завершающем этапе коллективизации. // Коми-пермяки и финно-угорский мир. – 1997. – С. 249-257. 48. Савваитов П. И. О зырянских деревянных календарях и пермской азбуке. – М. , - С. 9.

    Список сокращений.
    АН – академия наук.
    ГАПО – Государственный архив Пермской области.
    Д – дело.

ИОАИЭ –Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете.

КНЦ УрО РАН – Коми научный Центр Уральского отделения Российской Академии Наук. КПАО – Коми-Пермяцкий автономный округ.

    КПОКМ – Коми-Пермяцкий окружной краеведческий музей.
    КПНО – Коми-Пермяцкий национальный округ.
    ОДН – общество “Долой неграмотность”.
    Оп. – опись.
    РАН – Российская Академия Наук.
    Приложение.

Мошегов Кондратий Михайлович (1881-1937). Родился в деревне Дурово Кочевского района. В 1904 году окончил Казанскую учительскую семинарию. Работал в Косинском районе учителем, в деревне Чазево и заведующим районо. После революции работал в Кочевском районе. В 1908 году, в Казани, издал букварь для коми-пермяцких детей–на Чердынском наречии. В 1909 году вышла его книга для чтения и практических занятий на пермяцком языке. Ветеран края, краевед, собирал материал по археологии и устному народному творчеству, имел переводы с русского языка на коми-пермяцкий.

Попов Ермолай Евдокимович (1859-1917). Родился в деревне Кекур Кудымкарского района. В 1874 году окончил Кудымкарское мужское двухклассное училище. В 1881 году стал учителем. Изучал историю своего народа. В Кудымкарском училище организовал первый музей. Издал коми-пермяцкую азбуку, а в 1894 году–букварь для коми-пермяцких детей на Иньвенском диалекте, на основе русского алфавита.

Рогов Николай Абрамович (1825-1905). Один из представителей интеллигенции, вышедшей из крепостных крестьян. Родился в селе Средняя Егва, ныне Ильинского района Пермской области. Благодаря незаурядным способностям ему удалось получить образование в Строгановской четырехгодичной школе сельского хозяйства и горнозаводских наук, которая существовала в Петербурге. По окончанию школы в 1846 году был назначен лесным токсатором, а затем лесничим Иньвенской дачи Пермского имения Строгановых. Живя среди коми-пермяков, стал изучать их язык при поддержке русского географического общества, а в 1849 году приступил к составлению пермяцкого словаря. Составленный им “Пермяцко - русский и русско–пермяцкий словарь” опубликован в 1869 году в Петербурге. Кроме букваря была издана грамматика пермяцкого языка, в Петербурге, в 1860 году.

Шестаков Яков Васильевич (1879-1918). Родился в селе Камасино, просветитель, после окончания Пермской духовной семинарии был направлен на работу в Коми-Пермяцкий край. В 1891 году он стал священником Кудымкарской церкви, одновременно работал учителем в Кудымкарском двухклассном мужском училище, Больше-Сервинской и Лопатинской школах - заведующим. Помогал коми-пермяцкому народу учиться и развивать свой язык. Он на свои средства издал первый перевод с русского языка на коми-пермяцкий язык “Сказку о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина. Выделял средства для голодающих жителей края. В книге “Около Камы” Я. В. Шестаков с уважением пишет о самоотверженной просветительной деятельности представителей Пермской интеллигенции: ”Нельзя не отметить почетной деятельности Е. А. Будриной с любовью и верой в лучшее будущее инородцев, сеющих разумное, вечное…”

Андрей Никифорович Зубов (Питю Эньэ) (1899-1937). Родился в селе Верх-Иньва, в семье крестьянина. Окончил Пермский госуниверситет, работал в научно-исследовательском бюро при окрисполкоме, преподавателем в Кудымкарском педтехникуме. Поэт и собиратель произведений устного народного творчества, учитель литературы, автор учебников и художественных произведений. Член Союза писателей СССР.

Михаил Павлович Лихачев (1901-1937). Родился в селе Егва. Один из основоположников коми-пермяцкой литературы и языка, член Союза писателей, делегат первого Всесоюзного съезда писателей в 1934 году. Работал учителем родного языка в Кудымкарском педтехникуме, в аппарате окроно, научном бюро при окрисполкоме.

    Приложение

Мошегов Кондратий Михайлович (1881-1937). Родился в деревне Дурово Кочевского района. В 1904 году окончил Казанскую учительскую семинарию. Работал в Косинском районе учителем, в деревне Чазево и заведующим районо. После революции работал в Кочевском районе. В 1908 году, в Казани, издал букварь для коми-пермяцких детей–на Чердынском наречии. В 1909 году вышла его книга для чтения и практических занятий на пермяцком языке. Ветеран края, краевед, собирал материал по археологии и устному народному творчеству, имел переводы с русского языка на коми-пермяцкий.

Попов Ермолай Евдокимович (1859-1917). Родился в деревне Кекур Кудымкарского района. В 1874 году окончил Кудымкарское мужское двухклассное училище. В 1881 году стал учителем. Изучал историю своего народа. В Кудымкарском училище организовал первый музей. Издал коми-пермяцкую азбуку, а в 1894 году–букварь для коми-пермяцких детей на Иньвенском диалекте, на основе русского алфавита.

Рогов Николай Абрамович (1825-1905). Один из представителей интеллигенции, вышедшей из крепостных крестьян. Родился в селе Средняя Егва, ныне Ильинского района Пермской области. Благодаря незаурядным способностям ему удалось получить образование в Строгановской четырехгодичной школе сельского хозяйства и горнозаводских наук, которая существовала в Петербурге. По окончанию школы в 1846 году был назначен лесным токсатором, а затем лесничим Иньвенской дачи Пермского имения Строгановых. Живя среди коми-пермяков, стал изучать их язык при поддержке русского географического общества, а в 1849 году приступил к составлению пермяцкого словаря. Составленный им “Пермяцко - русский и русско–пермяцкий словарь” опубликован в 1869 году в Петербурге. Кроме букваря была издана грамматика пермяцкого языка, в Петербурге, в 1860 году. Шестаков Яков Васильевич (1879-1918). Родился в селе Камасино, просветитель, после окончания Пермской духовной семинарии был направлен на работу в Коми-Пермяцкий край. В 1891 году он стал священником Кудымкарской церкви, одновременно работал учителем в Кудымкарском двухклассном мужском училище, Больше-Сервинской и Лопатинской школах - заведующим. Помогал коми-пермяцкому народу учиться и развивать свой язык. Он на свои средства издал первый перевод с русского языка на коми-пермяцкий язык “Сказку о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина. Выделял средства для голодающих жителей края. В книге “Около Камы” Я. В. Шестаков с уважением пишет о самоотверженной просветительной деятельности представителей Пермской интеллигенции: ”Нельзя не отметить почетной деятельности Е. А. Будриной с любовью и верой в лучшее будущее инородцев, сеющих разумное, вечное…”

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать