Современный период развития России - (реферат)
p>Переход к рыночной экономике без государственного регулирования потребовал свободы торговли и предпринимательства, чему соответствует демократическая политическая система. Реформа политической системы осуществлялась по следующим  ос новным направлениям:  . - отказ от партийно-государственной системы управления; - введение президентского правления с вертикальной структурой глав администраций; - ликвидация Советов и замена их общедемократическими органами власти; - многопартийность; - создание независимых профсоюзов; - роспуск Комсомола и пионерской организации; - предоставление полной самостоятельности бывшим союзным республикам; - создание СНГ с системой двусторонних и многосторонних договоров; - провозглашение принципа разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Процесс реформирования политической системы прошел несколько этапов: 1.   Июнь 1988 - август 1991 гг.  . - ликвидация руководства КПСС и переход к президентскому правлению.

После исторического решения XIX Всесоюзной конференции КПСС об отказе партии от руководящей роли возникла необходимость создания новой структуры власти. Была предпринята попытка усилить власть Советов, сформировав высшие органы на демократической основе. В конце мая 1989 года собрался I съезд народных депутатов СССР, провозглашенный высшим органом власти. Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев был избран председателем постоянного органа - Верховного Совета СССР.

Однако столь быстрая замена высшего руководства без создания соответствующих низовых структур, обеспечивающих связь с массами, оказалась малоэффективной. Управление все более слабело, терялся контроль над государством в условиях нарастания экономического кризиса. Были предприняты шаги укрепления высшей исполнительной власти. Так возникла впервые в истории страны должность Президента СССР, которым в марте 1990 года стал М. С. Горбачев, избранный III съездом народных депутатов.

Прежняя вертикальная структура партийно-государственного управления была разрушена; возникли многочисленные партии, не получившие властных функций; профсоюзы провозгласили свою независимость и ушли от партийного влияния. Президент потерял рычаги управления и остался один на один с массами. Попыткой укрепления связи с народом явилось избрание в июне 1991 года Президента РСФСР всенародным голосованием. Им стал Б. Н. Ельцин. Спустя два месяца события августа 1991 года привели к фактическому отстранению от власти Президента СССР, полной ликвидации структур КПСС, исполнительная власть сосредоточилась в руках Президента России, который уже не смог управлять союзным государством, распущенным через несколько месяцев. 2.   Август 1991 - октябрь 1993 гг.  . ликвидация Советов, усиление власти Президента России.

После августовского переворота трансформация политической системы проходила по двум направлениям: - во-первых, шло дальнейшее укрепление власти Президента России; - во-вторых, усилилось противостояние между президентской властью и Советами.

С роспуском Советского Союза Россия стала его правопреемником в области международной и военно-политической, что способствовало усилению власти Президента. В марте 1992 года своим указом Б. Н. Ельцин образовал министерство обороны России и стал министром обороны. В мае были созданы Вооруженные Силы Российской Федерации, министром обороны назначен П. С. Грачев. Позднее были созданы федеральные службы контрразведки, внешней разведки, пограничная служба и управление охраны, подчиняющиеся непосредственно Президенту России. Проводимые реформы, связанные с введением свободных цен, вызвали скачок гиперинфляции, что сказалось на спаде производства и ухудшении жизни населения. Настроения неуверенности передавались народным депутатам и отражались на решениях съездов Советов. Противоборство между Президентом и съездом народных депутатов России обострилось в марте 1993 года. На VIII внеочередном съезде народных депутатов было отклонено предложение Б. Н. Ельцина о референдуме по доверию президентской власти и проведению реформ. IX Внеочередной съезд народных депутатов в конце марта 1993 года проголосовал за отрешение от власти Б. Н. Ельцина, однако не набрал необходимых двух третей голосов (за отрешение проголосовало 465 депутатов, против - 350).

Проведенный 25 апреля референдум выразил поддержку политике президента России. К осени противоборство между народными депутатами и Президентом обострилось до крайности. 21 сентября 1993 года Б. Н. Ельцин издал указ о роспуске Верховного Совета и прекращении полномочий съезда народных депутатов, однако те отказались подчиняться. Президент был вынужден применить военную силу, в результате чего события 3-4 октября привели к человеческим жертвам. По официальным данным 196 человек было убито, 598 - ранено.

7 октября последовал указ Президента о роспуске Моссовета и Мособлсовета, а 9 октября - о прекращении деятельности местных Советов. Таким образом в октябре 1993 года на территории России Советы, как органы власти, прекратили свое существование.

3.   Октябрь 1993 - июнь 1996 гг.  . - формирование президентско-парламентской системы управления, принятие Конституции.

После событий октября 1993 года в стране стала формироваться новая структура политической власти. Главой государства и исполнительной власти являлся Президент, на местах руководили назначенные главы администраций. Поскольку законодательные представительные органы отсутствовали, специально созданная Б. Н. Ельциным комиссия разработала проект Конституции, который был представлен на всенародный референдум. 12 декабря 1993 года проходили одновременно выборы в Государственную Думу - нижнюю палату законодательного парламента и граждане России выражали свое отношение к новой Конституции.

За принятие Конституции отдали свои голоса 33 млн. избирателей (58, 4% голосовавших), против высказались 23, 5 млн. (41, 6%). Конституция была принята. Она утвердила президентскопарламентскую систему управления. Исполнительная власть, утверждение законов и издание указов принадлежали Президенту России, который назначал и смещал правительство. Он же назначал глав местной администрации. Законодательная власть была в руках двухпалатного Федерального Собрания: нижняя палата - избираемая Государственная Дума, Верхняя палата Совет Федерации- из назначаемых Президентом глав администраций и других представителей регионов.

Госдума была избрана на 2 года. Лидирующее положение в ней заняли представители либерально-демократической партии 23, 9% голосов, правительственный блок "Выбор России" 14, 5%, Компартия Российской Федерации - 13, 6% голосов. За ранее популярное движение "Демократическая Россия" было подано всего 4, 3% голосов. Состав Думы отражал противоречивый характер складывающихся новых общественных отношений. Учитывая экономические трудности, приведшие к тому, что инфляция в 1993 году составила 1000%, можно было ожидать сохранения социально-политической напряженности.

Последующие события показали рост влияния оппозиционных партий. На новых выборах в Государственную Думу, состоявшихся 17 декабря 1995 года, за КПРФ было отдано 22, 3% голосов, за ЛДПР - 11, 2%. Правительственный блок "Наш дом Россия" получил чуть больше 10% голосов избирателей. Политическая ситуация была осложнена начавшимся в декабре 1994 года военным конфликтом в Чечне, где федеральные войска несли большие потери без заметных успехов. В условиях продолжающегося спада производства, бюджетно-финансовой нестабильности, непопулярного братоубийственного чеченского конфликта на 16 июня 1996 года были назначены новые президентские выборы, которые после двух туров голосования привели к победе Б. Н. Ельцина, опередившего лидера КПРФ Г. А. Зюганова с перевесом в 13% (около 9 млн. ) голосов. Процесс реформ продолжался.

Изменение прежнего внешнеполитического курса, основанного на противоборстве империалистическим странам Запада, коренные изменения внутренней политики привели к новому курсу  в области военной ...

Этот курс осуществлялся по следующим основным направлениям: - ликвидация военной организации Советского Союза; - создание национальных российских Вооруженных Сил; - реформа армии на основе смешанного комплектования; - роспуск Организации Варшавского Договора; - значительное сокращение вооруженных сил и вооружений; пересмотр военной доктрины; - ориентация на сближение с НАТО. После второй мировой войны военная организация Советского Союза создавалась в качестве противовеса военной организации капиталистических государств во главе с США. К 90-м годам друг другу противостояли внушительные армии, вооруженные смертоносным ракетно-ядерным оружием. В Европе у НАТО имелось 94 боеготовых дивизии, у Варшавского Договора - 78, численность войск достигала почти по 5 млн. человек у каждой из сторон.  5 (*)

В январе 1986 года М. С. Горбачев выступил с заявлением о программе взаимного сокращения вооружений НАТО и ОВД, однако оно было встречено прохладно на Западе. Продолжалось выполнение программ, развернутых в начале 90-х годов. Тогда в декабре 1988 года М. С. Горбачев с трибуны Организации Объединенных Наций объявил об одностороннем разоружении и сокращении Вооруженных Сил Советского Союза. Начался вывод советских войск из зарубежных государств, в том числе из Афганистана. В 1990 году была распущена Организация Варшавского Договора, военно-политический блок европейских социалистических государств, просуществовавший 35 лет. Призывы к одновременному роспуску НАТО не нашли ответа.

Рубежным этапом советской военной политики явился 1991 год. Распад Советского Союза означал ликвидацию военной организации СССР. Вместо одной ядерной державы - СССР - возникло четыре: Россия, Казахстан, Украина и Белоруссия. Новые суверенные государства потребовали пропорционального раздела Вооруженных Сил и вооружений, соответствующей военной инфраструктуры, что и было произведено. Рухнула когда-то единая система противовоздушной и противоракетной обороны, создававшаяся десятки лет.

В течение 1992 года каждая из бывших союзных республик сформировала собственный аппарат управления войсками, в мае 1992 года указом Президента России Б. Н. Ельцина были созданы российские вооруженные силы. Они создавались в новых условиях, когда было ликвидировано руководство КПСС Вооруженными Силами и вновь остро стал вопрос о внутренней функции армии, то есть об использовании для подавления выступлений внутри страны и в "горячих точках". Укрепляются внутренние войска, создаются части специального и особого назначения. Непопулярные действия войск во внутренних конфликтах вызвали нежелание молодежи служить в армии, уклонения от службы, выросло дезертирство. Правительство было вынуждено перейти на смешанный принцип комплектования армии, то есть наряду с призывом прохождение службы по контракту. Добровольцы-контрактники направлялись в "горячие точки", использовались в специальных мероприятиях по охране общественного порядка.

Углубляющийся экономический кризис и изменение предназначения вооруженных сил, отказ от политики конфронтации с Западом ускорил сокращение армии и вооружений. С Соединенными Штатами был подписан договор о сокращении обычных вооружений, несколько тысяч танков, артиллерийских систем и самолетов были отправлены на слом, проходило значительное сокращение личного состава. Политическое руководство избрало путь на сближение с НАТО, были выведены из боевого дежурства и перенацелены ракетно-ядерные средства, подписан договор об ограничении стратегических вооружений ОСВ-3. В июне 1992 года президенты России и США подписали Вашингтонскую хартию о дружбе. Россия подписала договор с НАТО о присоединении к программе "Партнерство ради мира". Военная доктрина России была пересмотрена. В ней указывалось, что в нынешних условиях у российского государства нет врагов, вооруженные силы будут строиться для оборонительных задач.

Однако бывшие военно-политические противники Советского Союза и его правопреемника - России сделали немного в области сокращения вооружений и вооруженных сил. Блок НАТО продолжал укрепляться и провозгласил программу расширения на Восток за счет присоединения восточно-европейских государств. Задачу обеспечения внешней безопасности новому российскому руководству решить не удалось. Она продолжает оставаться актуальной в силу того, что достаточных средств на реформирование и перевооружение армии не имеется, сохраняется внутренняя нестабильность в обществе, не гаснут конфликты в "горячих точках". Избрав стратегический курс на сближение с развитыми капиталистическими странами Запада, российское политическое руководство круто изменило  внешнюю политику ... В области внешнеполитической деятельность государства осуществлялась по следующим направлениям: - отказ от сотрудничества с бывшими социалистическими странами, роспуск Совета Экономической Взаимопомощи; - пересмотр союзнических обязательств со странами "третьего мира"; - разрыв с международным коммунистическим и рабочим движением; - сближение с западными капиталистическими странами, курс на вхождение в мировой капиталистический рынок; - активное участие в акциях под эгидой ООН; - восстановление отношений с Китаем. Курс на сближение с капиталистическими странами означал разрыв с прежними социалистическими союзниками. По своим масштабам такой крутой поворот явился событием всемирно-исторического значения. Социалистическая система в лице 15 социалистических стран выпускала около 40% мировой промышленной продукции, имела треть населения земного шара. С 1991 года, когда руководство СССР объявило об отказе от прежних форм экономического сотрудничества и переходе к прямой торговле на конвертируемую валюту, начался быстрый распад социалистического содружества. Был распущен Совет Экономической Взаимопомощи, ставший ненужным. Восточноевропейские социалистические страны оказались в кризисном состоянии, к власти там пришли правительства капиталистической ориентации, эти страны устремились на европейский рынок. Осенью 1990 года произошло воссоединение Германии, Бывшая Германская Демократическая Республика влилась в состав ФРГ: социалистическая система распалась.

Изменилась политика по отношению к освободившимся странам. Были прерваны союзнические связи с такими странами, как Ирак, Эфиопия, Ливия, Ангола, Мозамбик, Йемен и другими. Полностью были прекращены связи с коммунистическими и рабочими партиями западных стран.

После того, как Россия стала правопреемницей Советского Союза в Совете Безопасности ООН, российское внешнеполитическое ведомство все чаще стало поддерживать инициативы США, совместно выступать в международных акциях ООН, в том числе военных. В ответ на это России было обещано место в семерке ведущих капиталистических государств. В 1995 году Россия вошла в Совет Европы, международную парламентскую организацию, объявила о поддержке ее Устава. Все эти новые внешнеполитические акции преследовали одну цель: вхождение в мировой капиталистический рынок. России были представлены кредиты Международного валютного фонда, правда, в сравнительно небольших размерах. Западный мир с настороженностью следил за развитием событий в бывшем Советском Союзе. Экономика России была признана экономикой переходного периода, что означало предоставление некоторых льгот. Однако западные державы не торопились вкладывать свои капиталы в новую российскую экономику. За период с 1991 по 1996 год иностранные инвестиции в России составили всего лишь несколько миллиардов долларов. Если в 1995 году в экономику Китая поступило иностранных инвестиций на 70 млрд. долларов, то в российскую экономику - всего 2 млрд. Процесс сближения с Западом шел медленно.

Позитивным актом внешней политики России явилась попытка преодолеть прежний разрыв в отношениях с Китаем. Визиты М. С. Горбачева, а затем Б. Н. Ельцина в Китай, подписание договоров о сотрудничестве, шаги навстречу в разрешении пограничных споров благоприятно сказались на развитии российско-китайских отношений.

Таким образом, новый внешнеполитический курс не стал широкой столбовой дорогой. Призывы российского руководства к тесному сближению с Западом зачастую оказывались без адекватного ответа. Настойчивые стремления к расширению НАТО на Восток, к границам России служат существенным препятствием на пути к сближению. Не совсем гладко складывались отношения с мусульманскими странами, которые выступили с протестом против военных акций российских войск в Чечне. Внешняя торговля значительно замедлилась, так как экономический кризис больно ударил по промышленности. Международные политические, экономические, военно-политические отношения продолжают оставаться сложными.

Оценивая современный период развития нашего Отечества, можно сделать следующие  выводы:  . 1. К концу 80-х годов советское государство вступило в период глубокого экономического, политического, национального, духовного кризиса. Попыткой выхода из кризиса явилась перемена стратегического курса, поворот к тесному сближению с развитыми капиталистическим странами. 2. Современный период является переходным. Он знаменует собой переход общества от социализма к капитализму. Генеральная линия развития - создание рыночной капиталистической экономики, вхождение в мировой капиталистический рынок. 3. Главные задачи переходного периода: - в области  экономической . - преодоление кризиса, обновление экономики на современной технологической базе, создание конкурентноспособной экономики мирового уровня; - в области  политической . создание демократического правового государства; - в области  социальной . - не допустить социального взрыва; - в области  военной . - сохранить обороноспособность государства, избежать большой войны. 4. Переходный период сопровождается острым противоборством различных политических и социальных сил, болезненными процессами в жизни общества, но является неизбежным и необходимым этапом на пути к возрождению могучего, процветающего государства.

    З А К Л Ю Ч Е Н И Е

История России - это история государства, раскинувшегося между Европой и Азией, и история народа, собравшего воедино многие народы, объединившихся с русскими. В этой истории было немало славных и трагических страниц, когда страна буквально возрождалась из пепла. Вспомним некоторые из них.  1240 г.  . После татаро-монгольского нашествия самое крупное европейское государство - Киевская Русь - лежала поверженной. От 60 городов остались одни пепелища, оставшиеся в живых немногочисленые люди бродили по лесам. Вслед за татаро-монголами западные районы русского государства подверглись польско-литовской оккупации, продолжавшейся около 300 лет. Казалось, с Древнерусским государством было покончено.

Однако в междуречьи Оки и Волги вокруг Московского княжества площадью всего лишь 6000 кв. км собралась новая Русь. Спустя 140 лет войско Московского князя Дмитрия Донского разбило на Куликовом поле почти 200-тысячную армию татарского хана Мамая. Ещё через 100 лет татаро-монгольское иго было сброшено, территория русского государства достигла 500 тыс. кв. км, а спустя ещё столетие - около 3 млн. кв. км. Возродилось из малого княжества Русское государство.  1612 г.  . Великая смута в Российском государстве, широкомасштабные народные восстания вккупе с иностранной польско шведской интервенцией. Польский гарнизон расположился в столице России - Москве. Ждут на царство польского королевича Владислава. Судьба государства Российского предрешена. Но в глубине государства Российского собирается народное ополчение. Патриоты земли русской во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским изгоняют чужеземцев из столицы, а затем из пределов страны. Российское государство возрождается вновь. Спасён народ, его культура и вера.

 1812 г.  . Москва вновь в руках чужеземного полководца императора французов Наполеона Бонапарта. Но непокорный народ не сдаётся. Вновь, как и 200 лет назад, собирается ополчение, пополняется русская армия, в оккупированных врагом районах растёт и ширится партизанское движение. Горит земля под ногами захватчиков, жалкие остатки огромной французской армии, завоевавшей всю Европу, спасаются бегством. Спасена Москва, спасена Россия.

 1941 г.  . Самая крупная из когда-либо созданных 8-миллионная немецко-фашистская армия, захватив почти всю европейскую часть советской страны, вплотную подступила к Москве. Из пригородов столицы приходят сообщения о прорвавшихся разведгруппах противника. Гитлер обсуждает порядок и церемониал предстоящего в скором времени парада немецких войск в Москве, собран гранит для создания грандиозного памятного монумента в честь победы над Россией. Но не исчерпаны силы гордого народа. Фашистские войска отброшены от столицы, а затем и изгнаны за пределы советского государства. В столице Германии Берлине поднято знамя Победы и воздвигнут монумент в честь советского воина-освободителя. Эти примеры из истории Российского государства являются подтверждением неистребимой силы её народа, способного преодолеть любые невзгоды. Характерными чертами, отличающими тысячелетнюю историю России от других европейских государств, достигших высот благополучия по нынешним меркам, были следующие:  многочисленные войны . в защиту русского государства, которые были наиболее жестокими, истребительными и, зачастую, решавшими судьбу народа; -  феодальный строй . со всеми его архаическими пережитками, господствующий почти на всём протяжении российской истории. Помещичье феодальное землевладение как главный атрибут феодализма было ликвидировано лишь в 20-х годах ХХ столетия; -  отсутствие выхода к морям . , связывающим с европейскими высокоразвитыми странами, на протяжении столетий тормозившее экономическое развитие Российского государства, было преодолено лишь в XVIII веке. Страна две трети своей истории была лишена естественно необходимых торгово-экономических и культурных связей с другими странами; -  многонациональный характер . Российского государства придавал его жизни особые черты развития, связанные с совместным проживанием народов, стоящих на разных этапах общественно-экономического развития, с различным национально-культурным и религиозным укладом жизни, что означало извечное существование тенденции к национальному самоопределению части народа внутри страны.

Таких условий развития не знала ни одна из западно-европейских, да и восточных стран. Особые испытания выпали на долю Российского государства в ХХ веке. Они начались со всенародной буржуазно-демократической революции 1905-1907 годов, поражения в русско-японской войне и вспыхнувшей в 1914 году мировой войной. На исходе первой мировой войны доведённый до отчаяния народ России осуществил одну за другой две революции, изменившие облик и судьбу государства. 7 ноября 1917 года к власти в стране пришла партия коммунистов-большевиков, провозгласившая в качестве программных целей построение социализма с главным принципом распределения материальных благ по труду, и постепенным переходом к коммунизму с уравнительным принципом распределения. Поддержанная значительной частью народа, прежде всего трудовых масс, партия большевиков стала правящей, и на протяжении 70 лет проводила в жизнь свои программные принципы. Возникшие еще в годы первой российской революции Советы депутатов трудящихся утвердились как форма власти, государство стало называться советским, и под советским красным флагом бывшая российская империя прошла новый этап истории. Этот исторический отрезок, названный "советским периодом", оставил заметный след в жизни страны. В наши дни, в условиях кризисного переходного состояния, исторические оценки советского периода носят полярный характер: от резко негативного отношения до восторженной апологетики. Беспристрастный исследователь, однако, увидит в нем значительные достижения и победы, а также объективные и субъективные условия, приведшие к глубокому политическому и экономическому кризису.

При оценке этого периода истории отечества, называемого советским, необходимо учитывать следующие обстоятельства.

1. Значительное отставание России от западно-европейскихстран в промышленно-технологическом отношении.  . К началу первой мировой войны огромная российская империя представляла собой аграрную страну со значительной долей натурального хозяйства. До 80% машин и механизмов покупались за границей, практически отсутствовали такие отрасли промышленности, как автомобильная, тракторостроение. До 70% населения было неграмотным, а более 80% проживало и трудилось в сельской местности. Россия постепенно превращалась в колониально-сырьевой придаток развитых капиталистических стран. 2.  Разрушительное воздействие первой мировой войны.  . России пришлось испытать всю тяжесть этой мировой катастрофы вплоть до почти полного истощения ресурсов. Более 7 миллионов погибших, десятки миллионов искалеченных; половина рабочих выпускала вооружение, а 11 миллионов мужчин активного трудоспособного возраста находились под ружьем. Четыре года тотальной войны довели народные массы до отчаяния, что при смене политической власти и переделе собственности привело еще к трем годам жестокой гражданской войны. Новый общественно-экономический строй рождался в условиях смертельной схватки противоборствующих социальных группировок при наличии огромного количества оружия, предельного экономического обнищания и продолжающейся мировой войны. Последствия этой схватки еще долгое время сказывались на общественных отношениях. Война рождала чрезвычайные формы власти и методы управления, которые зачастую применялись в мирное время. Изоляционистская политика западных держав по отноше нию к 3. Советскому государству.  . Бывшие союзники России по первой мировой войне, потеряв над ней контроль и свои капиталы, предприняли сначала совместный вооруженный поход против Советской страны, а затем ввели режим экономической блокады, который продолжался двадцать лет до второй мировой войны, и возобновился вновь после ее окончания. Около десяти лет после гражданской войны на территории европейских стран сохранялись многотысячные русские эмигрантские вооруженные формирования, ждавшие команды на вторжение. Лишь через 15 лет после установления Советской власти она была признана Соединенными Штатами Америки и установлены дипломатические отношения. Последствия довоенной изоляции и послевоенной конфронтации создали устойчивый синдром неприязни и даже враждебного отношения к нашей стране. И в современный период "партнерства" западные страны не стремятся увеличить экономическую поддержку России. Тем самым советское государство развивалось практически в условиях незначительных внешнеэкономических связей, которые для многих стран являются решающими. 4.  На советский период приходятся самые кровопролитные иразрушительные войны, которые испытала наша страна.  . Будучи продолжением первой мировой войны и сопровождавшаяся вооруженными вторжениями интервенционистских войск многих стран, гражданская война унесла новые миллионы жизней россиян. Пандемия испанского гриппа 1918 - 1919 гг. и голод 1921 года добавили еще несколько миллионов. В результате за 1914 1921 гг. страна потеряла четвертую часть национального богатства и около 20 миллионов умершими и погибшими. За годы Великой Отечественной войны потери составили третью часть национального богатства и около 27 миллионов погибшими. Ни одна страна в мире не испытала таких потерь и разрушений всего за 30 лет своей истории, как наша страна. После подобных катастроф требовался продолжительный период залечивания ран и восстановления народного хозяйства. Однако этого не произошло. После второй мировой войны началась изнурительная "холодная война".

5. Послевоенный период характеризовался конфронтацией сзападными .  странами и почти полувековой гонкой .  вооружений. Применение Соединенными Штатами против Японии нового смертоносного ядерного оружия огромной разрушительной силы в конце войны заставило содрогнуться все народы. Испепеленные в течение нескольких секунд японские города Хиросима и Нагасаки знаменовали собой новую военно-политическую ситуацию в мире. Она означала возможность новой ядерной войны. В 1947 году была принята доктрина Трумэна, нецеленная на подготовку войны против СССР с применением атомных бомб. Началась невиданная гонка вооружений, съедавшая львиную долю бюджетов, породившая военно-промышленные комплексы и тотальную милитаризацию. Вместо мирных атомных электростанций. Советский Союз к 1980-м годам имел в строю около 300 атомных подводных лодок, тысячи ракет и ядерных боеголовок, чтобы нейтрализовать постоянно растущую военную мощь США и НАТО. Все меньше средств оставалось для социальных нужд, развития сельского хозяйства, мирных отраслей. Все сильнее проявлялись элементы кризиса.

Таким образом, советский период: это из 70 лет - 11 лет войны, 20 лет восстановления разрушенного войной, 45 лет конфронтации и "холодной войны". Все эти испытания выпали на долю советского народа и можно только поражаться тому, что страна не только выдержала трудности, но и сделала гигантский шаг в научно-промышленном развитии. К середине 70-х годов Советский Союз, имея около 5% мирового населения, производил более 20% мировой промышленной продукции, вышел на первое место в мире по выплавке чугуна и стали, добычи нефти и газа, производству многих видов промышленной продукции. Однако удержать эти приоритеты не удалось.

К середине 80-х годов стали проявляться черты глубокого экономического кризиса. Он был вызван возникшей диспропорцией между промышленностью и сельским хозяйством, огромными непроизводительными военными расходами, отставанием от передовых стран в области научно-технического развития. Военно-политическая конфронтация с Западом тормозила вхождение страны в мировой рынок. Политическое руководство оказалось неспособным оценить изменившиеся реалии и принять эффектиные меры. Разразился политический кризис, который привел к замене руководства коммунистической партии демократическими институтами, к выбору нового политического курса, нацеленного на сближение с развитыми капиталистическими странами, отказ от конфронтации.

С конца 80-х годов страна вступила в  новый историческийпериод, который получил название "переходного".  . Он знаменовал собой переход от государственно-социалистической к рыночно-капиталистической экономике, переход от партийно-государственного руководства к многопартийно-демократической системе управления, переход от централизованной федеративной системы содружества союзных государств к полному национальному самоопределению народов, входивших в СССР. Наряду с позитивными процессами демократизации крутая ломка общественных отношений привела к разрушению экономических и национальных связей, значительному спаду производства, снижению жизненного уровня населения, обострению социальных противоречий.

Итак, отечественная история - это период выдающихся побед и глубоких кризисов, крупных социальных завоеваний и человеческих трагедий, всего того, что проходят многие народы в своей истории на этапе перехода от одного общественного строя к другому. Вспомним историю Франции. После Великой французской революции 1789 года утверждение нового буржуазного строя проходило в крупных социальных и политических потрясениях, занявших все XIX столетие. Это революции 1830, 1848, 1871 годов, наполеоновские войны 1795 - 1815 гг. , периоды реставрации Бурбонов и государственных переворотов. Нынешняя государственно-политическая структура во Франции носит название V республики, что свидетельствует о многих переменах в истории этой страны за 200 лет.

Каждый народ гордится своей историей. Все основания гордиться историей Отечества есть и у нас. Нет сомнения в том, что великий и гордый российский народ преодолеет трудности и добавит новые славные страницы к своей истории.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать