Сравнительная характеристика тоталитарных систем Восточной Европы - (диплом)
p>Если в Венгрии кооперирование к концу 1949 г. достигло значительных успехов, то в СССР сложилась иная ситуация. Коллективизация и раскулачивание начатые в конце 1929 г. , не привели к ожидаемым результатам, а наоборот усугубили положение.

Наряду со структурными сдвигами в экономике, обусловленными преимущественным развитием отраслей военно-промышленного комплекса, в СССР существенно изменилось размещение промышленной базы. В результате эвакуации на востоке страны был создан новый промышленный комплекс, его основу составили оборонные предприятия, что предопределило в будущем роль этого региона в размещении и развитии ВПК.

На послевоенное развитие советской экономики сильное давление оказывал международный политический аспект. Обретение статуса великой державы и неизбежное в этом случае противоборство с США, поставили отечественный военно-промышленный комплекс в исключительное положение. Включившись в соревнование с США, Советский Союз вынужден был тратить огромные средства на осуществление атомного проекта, а впоследствии на программу освоения космоса. В 1945 г. валовая продукция промышленности составила 92% к уровню довоенного 1940 г. , причем в ВПК - 112%, а в сельском хозяйстве - лишь 59% [53Сборник документов по истории СССР: эпоха социализма. Под ред. Дробижева В. З. М. , 1989. С. 54. ].

В 1945 г. сложная ситуация была не только в городе, но и в деревне. Все население колхозов к концу 1945 г. уменьшилось на 15% по сравнению с 1940 г. , а число трудоспособных - на 32, 5%. Засуха 1946 г. породила голод и массовую смертность населения. С 1947 по 1954 г. было проведено семь снижений розничных цен [54 Д. Боффа. Указ. соч. , т. 2, с. 430 ].

На сессии Верховного Совета СССР состоявшейся в августе 1953 г. был принят новый закон "О сельскохозяйственном налоге", представлявший собой коренную реформу системы налогообложения, действовавшую с 1930 г.

"Верховный совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет: Установить с 1 июля 1953 г. обложение сельскохозяйственным налогом хозяйств колхозников по твердым ставкам с одной сотой гектара приусадебной земли, находящейся в личном пользовании колхозного двора, независимо от размера общей суммы доходов хозяйств колхозников, получаемых ими от личного хозяйства, предусмотрев значительное уменьшение сельскохозяйственного налога. Статья 1. Сельскохозяйственный налог уплачивают:

а)хозяйства колхозников - членов сельскохозяйственных артелей, смешанных промысловых сельскохозяйственных артелей (промколхозов) и рыболовецких артелей;

б) единоличные крестьянские хозяйства и хозяйства и хозяйства других граждан, не состоящих членами колхозов, которым отведены земельные участки в сельской местности, подчиненной в административном отношении сельским Советам" [55 Сборник законов СССР 1938-1975. Указ. соч. , т. 4, с. 536. ]. За годы 4-й пятилетки (1946-1950 гг. ) было восстановлено и вновь построено 6200 предприятий. В 1950 г. промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% [56 Авдаков Ю. К. Указ. соч. , с. 375. ].

Курс на дальнейшее "закручивание гаек" в экономике получил теоретическое обоснование в опубликованной в 1952 г. сталинской работе"Экономические проблемы социализма в СССР". В ней он отстаивал идеи преимущественного развития тяжелой промышленности, ускорения полного огосударствления собственности форм организации труда в сельском хозяйстве, выступал против любых попыток реанимации рыночных отношений [57 КПСС в резолюциях и решениях .... Указ. соч. , т. 3, с. 75. ]. 6 марта 1953 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР " Об уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели". Этим постановлением запрещалось увеличивать размер усадебного участка колхозников за счет общественных земель и даже рекомендовалось сокращать его. Здесь же был закреплен принцип ограничения количества скота, находящегося в личной собственности колхозников, "с учетом местных условий". Следующим шагом на пути ограничения личной собственности крестьян стало принятие в 1961 г. новой Программы партии (личные хозяйства казались досадным "пережитком капитализма" и должны были исчезнуть, по крайней мере, в течение отведенных 20 лет) [58 Там же. С. 84. ].

За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции в СССР составил 34% по сравнению с предыдущей пятилеткой. Однако с конца 50-х гг. , экономические стимулы начинают вытесняться голым административным принуждением. В 1959 г. началась реорганизация МТС, в ходе которой колхозы, чтобы не остаться без техники, были вынуждены выкупать ее в течении однлого года, за высокую цену. Таким образом, советское государство сумело за один год компенсировать почти все свои расходы предыдущих лет на развитие сельского хозяйства. Кризис сельского хозяйства привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей (в 1962 было импортировано 12 млн. т. )

Ситуация в сельском хозяйстве начала 60-х гг. вновь показала, что ориентированные на изъятие сельхозпродукции у производителя принципы организации сельского производства делали невозможным ее расширенное производство.

В начале 60-х гг. быстрыми темпами развивалось машиностроение, промышленность стройматериалов, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (за 1950-1965 гг. объемы их производства выросли почти в 5 раз). В целом среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР превышали 10% [59 Д. Боффа. Указ. соч. , т. 2, с. 449. ]. Обеспечивалось это исключительно благодаря жестким методам командной экономики. Однако в целом промышленность продолжала развиваться по привычному рутинному пути, не за счет интенсификации имеющихся мощностей, а за счет строительства тысяч новых предприятий.

К концу 50- началу 60-х гг. мы можем говорить о построении в СССР основ индустриального общества. Переход же к последующей стадии развития при сохранении существовавшего хозяйственного механизма был невозможен.

По-иному обстояли дела в Венгрии. С приходом к власти Я. Кадара в промышленности и сельском хозяйстве были проведены серьезные изменения. Учитывая относительную бедность страны полезными ископаемыми, промышленным сырьем, энергетическими ресурсами и наличие сравнительно больших ресурсов рабочей силы, правительство страны приняло решение всемерно развивать трудоемкие отрасли промышленного производства. Именно с этим было связано увеличение производства отрасли приборостроения в течение трех лет (1958-1960) на 62%, а промышленности техники связи на 72%. Объем промышленного производства за эти же годы увеличился на 40% (т. е. на 18% превысил цифру плана), а национальный доход на 20%. Удельный вес социалистического сектора промышленности составил 98% [60 Авдаков Ю. К. Указ. соч. , с. 380. ]. Доля тяжелой промышленности в индустриальном производстве превысила две трети.

В социалистической промышленности Венгрии было занято более 1300 тыс. человек (на 17% больше, чем в начале трехлетки). 45% прироста продукции народное хозяйство достигло за счет роста производительности труда [61 История Венгрии. Указ. соч. , т. 3, с. 265. ]. За годы трехлетки осуществлено строительство двух электростанций - в Пече и Тисапалконье, химкомбината в Боршоде и других предприятий. В сельском хозяйстве также, продолжались преобразования, одновременно там удалось повысить уровень производства.

Уже к 1960 г. в стране сформировались такие промышленные центры, как Айка (электроэнергетическая, стекольная и алюминиевая промышленность), Казинцбарцика (электроэнергетическая и химическая), Дунауйварош (черная металлургия) и др. Особое внимание уделялось развитию сырьевой и энергетической базы страны. В плане тех лет намечалось изменить баланс твердого и жидкого топлива в пользу последнего. Это способствовало развитию добычи нефти (намечалось увеличить ее с 1, 2 млн. до 2, 2 млн. т, т. е. более чем на 80% ) [62 История Венгрии. Указ. соч. , т. 3, с. 270. ]. В то же время, как выяснилось позже, необоснованно не уделялось достаточного внимания добыче угля.

Меры по повышению производительности труда (за его счет намечалось на 70% увеличить прирост промышленной продукции) призваны были способствовать ликвидации относительного отставания Венгрии от развитых капиталистических и некоторых социалистических стран по уровню развития промышленности. В 1962 г. число занятых в промышленности достигло 1427 тыс. человек, вдвое превысив довоенную численность рабочих.

В 1957-1962 гг. произошли существенные перемены и в венгерском селе. Сельское хозяйство, в котором в 1962 г. была занята треть населения страны, а в 1949 г. 52, 9%, давало примерно четверть всего национального совокупного продукта, хотя в связи с индустриализацией наметилась тенденция сокращения его доли в национальном доходе (с 28% в 1957 г. до 24% в 1960 г. ) [63 Там же. с. 273 ] Во втором 5-летнем плане Венгрии (1961-1965) было уделено большое внимание решению зерновой проблемы. В связи с сокращением посевных площадей по сравнению с 1938 г. более чем на треть и несмотря на некоторое увеличение урожайности с гектара (пшеницы с 13, 7 до 14, 8 ц. ) валовые сборы хлебного зерна сократились за этот период с 2, 9 млн. до 2, 1 млн. т. [64 Там же. ]В результате Венгрия из экспортера превратилась в импортера зерна. Ставилась задача восстановить самообеспечение путем осуществления ряда крупных мер по повышению культуры земледелия (внесение удобрений, мелиорация, увеличение поливных площадей в 5 раз), повышению урожайности и расширению посевных площадей. Причем все это намечалось осуществить при проведении большой организационной работы по переводу сельского хозяйства на социалистические рельсы. Ведь к концу 1958 г. производственное кооперирование там еще не достигло уровня 1952 г.

Положительно сказались на решении крестьян-единоличников вступить на путь коллективного ведения хозяйства и ряд экономических мероприятий правительства. Отмена действовавшей системы обязательных государственных поставок способствовала укреплению экономики коллективных хозяйств собственными силами. Материальная заинтересованность крестьян в росте производства была обеспечена и новой системой закупочных цен, значительно повышенных по сравнению с прежними. Этим достигалось обеспечение населения продовольствием.

Производственные кооперативы приобрели право получать в банках краткосрочные кредиты, которые целиком покрывались контрактационными договорами на производство продукции, что способствовало росту товарного производства. Повышению роста производительности труда, материальной заинтересованности членов кооперативов благоприятствовало также, введение системы ежемесячной выплаты денежного аванса за выработанные трудодни. В итоге коллективные хозяйства экономически окрепли, стали богаче, увеличилась общественная собственность.

В 1962 г. ВНР поддерживала внешнеэкономические связи с более чем 100 государствами земного шара. Основная часть внешнеторгового оборота, примерно 70%, в те годы приходилась на социалистические страны. Причем страны - члены СЭВ играли важную роль в удовлетворении потребностей народного хозяйства Венгрии в промышленном сырье, важнейших видах оборудования, машин, станков. Для ВНР серьезное значение имели нефтепровод "Дружба" и высоковольтная линия "Мир", с 60-го года включавшая Венгрию в единую энергетическую систему СССР и большинства стран СЭВ. Соглашение между правительствами СССР, Венгрии и Чехословакии о строительстве магистрального нефтепровода подписано в декабре 1959 г. , и в октябре 1962 г. нефтепровод "Дружба" был открыт. В то же время страны Восточной Европы являлись основными потребителями изделий венгерской промышленности (около 90% экспорта венгерского машиностроения) [65 Авдаков Ю. К. Указ. соч. , с. 384. ]. Успешно развивалось советско-венгерское экономическое сотрудничество. В 1962 г. доля Советского Союза во внешней торговле республики возросла до 35%. В свою очередь, СССР получал важнейшие виды венгерской промышленной и сельскохозяйственной продукции, в том числе дизель-поезда, пассажирские вагоны, речные и морские суда, портальные краны, станки, продукцию точной механики, товары легкой промышленности. Страны Восточной Европы являлись основными потребителями изделий венгерской промышленности (около 90% экспорта венгерского машиностроения) [66 Авдаков Ю. К. Указ. соч. , с. 390. ]. Примером взаимовыгодного советско-венгерского экономического сотрудничества является соглашение по бокситам и алюминию. В возросшем объеме глинозем в алюминий перерабатывался в СССР, и готовая продукция полностью возвращалась в Венгрию.

В середине 70-х годов в связи с ухудшением позиций ВНР на внешнем рынке (подешевление экспортных товаров и подорожание импорта) стала нарушаться сбалансированность народного хозяйства. В связи с этим в пятом 5-летнем плане (1976-1980 гг. ) намечались более медленные, чем в предыдущем пятилетии, темпы роста использования национального дохода ( накопления и потребления, в том числе уменьшение капиталовложений), что привело не только к сокращению национального дохода в 1980 г. , но и к падению реальной заработной платы рабочих и служащих в 1979 и 1980 гг. почти на 2%. Национальный доход в расчете на душу населения увеличился в 1970 г. по сравнению с 1960 г. на 64% от 76% до 80% его расходовалось на потребление. В результате реальная зарплата рабочих и служащих в расчете на одного человека повысилась на 29% [67 История Венгрии. Указ. соч. , т. 3, с. 276-277. ]. Во второй половине 80-х годов в Венгрии накопились сложные социально-экономические и политические проблемы, вылившиеся в общенациональный кризис. Вызван он был отставанием от мирового развития и сопровождался ростом задолженности, инфляцией, сокращением реальных заработков.

В СССР к началу 60-х гг. начинает проявляться кризис не только в сельском хозяйстве и промышленности, но и в других отраслях экономики. В 1963 г. по сравнению с 1962 г. снизился прирост национального дохода с 5, 7 до 4, 0%, продукции промышленности - с 9, 7 до 8, 1%, а валовая продукция сельского хозяйства составила 92, 5%. К середине 60-х гг. в Советском Союзе ценой огромных усилий и жертв был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, сократилась с 80% (1928) до 25% к концу 60-х гг. , а в промышленности и строительстве возросла с 8 до 38%. Соответственно изменилась и структура валового национального дохода: доля промышленности и строительства увеличилась с 29 до 42%, а сельского хозяйства, наоборот, уменьшилась с 54 до 24% [68 Д. Боффа. Указ. соч. , т. 2, с. 453. ]. Тем не менее к середине XX в. модернизирующие процессы в СССР были далеки от завершения. Экономика была плохо сбалансированной, требовала для своего роста постоянного наращивания производственных ресурсов. Тяжелая и сырьевая отрасли промышленности, а также ВПК, представлявший собой "государство в государстве", совершенно замкнутую технологическую группу, развивались успешно, чего нельзя сказать о гражданских отраслях машиностроения, практически лишенных притока новейших технологий и обреченных на отставание. Гипертрофия добычи ресурсов и первичной обработки тяжелого машиностроения определяли максимальную энергоемкость производства. Хронически отставал аграрный сектор экономики. Страна, имея более половины мировых площадей черноземов (в 1985 г. площадь всех сельхозугодий СССР составляла 607, 8% млн. га, из них 227, 1 млн. га пашни), не могла накормить население, создать надежную базу для развития индустрии и сферы услуг [69 Там же. С. 455. ]. Технологическое отставание не позволило СССР быстро наладить выпуск ЭВМ. Необходимость кардинальных перемен в советской экономике назрела уже к концу 50-х - началу 60-х гг. Экономическая реформа 1957 г. не улучшила положение в народном хозяйстве. Главным предметом экспорта по-прежнему оставалась нефть и другие виды сырья.

В сентябре 1965 г. на пленуме ЦК КПСС была поставлена задача существенно изменить соотношение между административными и экономическими методами управления в пользу последних. Реформа не меняла основ административно-командной системы. Адресное директивное планирование не устранялось, но ограничивалось всего несколькими показателями. Выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, т. е. учитывалось только то, что действительно было продано. Пленум ЦК КПСС утвердил новый порядок планирования в сельскохозяйственном производстве. Вновь были повышены закупочные цены, сокращены налоги, снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введенные при Хрущеве. Планы закупки стали устанавливать сразу на пять лет.

2 октября 1965 г. был принят закон " Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления". "В котором постановлялось: Статья 1. Образовать следующие союзно-республиканские министерства СССР: Министерство черной металлургии;

Министерство цветной металлургии; ......." [70 Сборник законов СССР 1938-1975. Указ. соч. , т. 4, с. 550. ] Но реформа была обречена, так как эти преобразования проводились в условиях экстенсивной модели хозяйствования и не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сфере.

На рубеже 70-80-х гг. в мире начинается новый этап научно-технической революции, получивший название "микроэлектронная революция". По этому показателю СССР отставал не только от западных стран, но и от новых индустриальных стран - Южной Кореи, Тайваня на десятилетия. Экономика продолжала развиваться экстенсивно, в ее основе по-прежнему находились устаревшие, традиционные отрасли по производству продукции, в которых Советский Союз уже к 1970 г. был "впереди планеты всей". Устаревшие отрасли требовали колоссальных природных ресурсов - электроэнергии, металла, которые к тому же использовались нерационально, поэтому сырьевой сектор работал с перегрузками. В 70-е гг. экономика страны была предельно милитаризована, "работала" в основном на ВПК. Чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство привела к колоссальным диспропорциям. В годы девятой пятилетки (1971-1975) экономический рост фактически прекратился. Видимость благополучия народного хозяйства, сохранявшаяся все 70-е гг. , обеспечивалась за счет " нефтяного допинга". Именно экспорт нефти, цены на которую на мировом рынке выросли в эти годы в 20 раз, позволял стране относительно безбедно существовать, "решая" продовольственную, космическую, и другие " комплексные" программы. В начале 70-х гг. был нанесен удар по всем концепциям поворота к рыночной экономике. Шло массовое слияние официальной экономики с теневой. К началу 80-х гг. стала очевидна неэффективность попыток ограниченного реформирования советской системы. ___________________________________________________________ Таким образом в экономической жизни Венгрии, как и в политической, общим правилом стала имитация советской модели. Правительство действовало в соответствии с социалистической программой. В этом смысле оно решало важные задачи своей страны: осуществляло индустриализацию, боролось с отсталостью сельского хозяйства, распространяло образование. Но несмотря на очевидные различия в объективных условиях, отличавших одну страну от другой, социализм в Венгрии копировал советскую схему.

В 1948 г. были принят радикальный закон о национализации. В период с 1949-1950 гг. было начато осуществление политики коллективизации сельского хозяйства. Но в Венгрии кооперирование проводилась с большей осмотрительностью и не так быстро, как коллективизация в СССР.

Развитие экономики Венгрии регламентировалось и направлялось с помощью пятилетних планов, при этом главный упор делался на тяжелую промышленность. Организация планирования и управления экономикой Венгрии, была централизована, производство регулировалось в основном на макроэкономическом уровне (неполная экономическая свобода, как и в СССР). Обмен осуществлялся исключительно внутри отдельных блоков и носил двусторонний характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать