Сравнительная характеристика тоталитарных систем Восточной Европы - (диплом)
p>В Венгрии успешно было проведено кооперирование села, в основном на добровольной основе, осуществлена экономическая реформа (1966-1968 гг. ), в СССР она захлебнулась, отменено директивное адресное планирование, введено индикативное планирование и внедрены экономические методы. Управление экономикой было в определенной степени демократизировано. Два вида собственности - государственная и кооперативная - уравнялись в правах. Функции министерств были ограничены, предприятия получили широкую самостоятельность. Была введена торговля средствами производства, осуществлена реформа ценообразования. Рынок быстро насытился. Чего нельзя сказать о СССР, где ни о какой самостоятельности (вспомним коллективизацию), тем более, о самоуправлении не могло идти речи. До 60% всех инвестиций уходили в ВПК, создание никому не нужных гигантских комплексов, создавались новые министерства, что влекло за собой рост аппарата; катастрофическая отсталость по использованию ЭВМ (в 1982 г. вручную работало 40% рабочих промышленности), обладая огромными площадями черноземных почв, СССР превратилась в самого крупного импортера зерна.

    Глава III
    Внешнеполитический аспект: общее и особенное.

________________________________________________________________

    ВНР.

Следуя официальному курсу правительства, провозгласившего своей целью установление дружественных отношений с СССР, 9 апреля 1946 г. премьер-министр Ференц Надь в сопровождении заместителя премьер-министра Арпада Сакашича, министра иностранных дел Яноша Дьендьеши и министра транспорта и связи Эрне Гере, представлявшего Венгерскую коммунистическую партию, прибыл в Советский Союз. Это было первое официальное посещение СССР венгерской правительственной делегацией на уровне главы правительства. Наряду с обсуждением целого ряда вопросов была достигнута очень важная для Венгрии договоренность об отсрочке выплаты репараций с 6 до 8 лет.

В начале июля 1946 г. правительство Венгрии получило приглашение на Парижскую мирную конференцию. Главой венгерской делега, ции был назначен Янош Дьендьеши. США и Англия потребовали от Венгрии полного возмещения ущерба понесенного ими в результате войны, и восстановления своих довоенных привилегий, позволявших им вмешиваться во внутренние дела малых стран. Претензии CША и Англии в несколько раз превышали репарации, определенные перемирием в пользу СССР, Чехословакии и Югославии. В то же время США внесли предложение сократить эти репарации с 300 до 200 млн [71Международные отношения и внешняя политика. Сб. документов. Под ред. М. И. Семиряги. М. , 1957. С. 120-123. ]. долларов. Кроме того, США и Англия настаивали на предоставлении иностранцам равных с венгерскими гражданами прав в экономической деятельности и установлении международного контроля над судоходством на Дунае с участием американских и британских представителей.

На Парижской мирной конференции венгерское правительство предъявило претензии на часть Трансильвании. По этому вопросу деятельность венгерской делегации на конференции успеха не имела.

Мирный договор, подписанный в Париже 10 февраля 1947 г. , восстанавливал государственные границы Венгрии, существовавшие на 1 января 1938 г. , с изменениями на небольшом отрезке границы с Чехословакией. На правом берегу Дуная, в районе Братиславы, часть венгерской территории передавалась Чехословакии. Договор обязывал правительство Венгрии обеспечить всем ее гражданам политические права и свободы, подтвердил установленные условиями перемирия суммы репараций, определил размеры венгерской армии и вооружений и предусмотрел размещение на территории Венгрии определенных воинских контингентов СССР, необходимых для поддержания его коммуникаций с советской оккупационной зоной в Австрии.

Мирный договор, вступивший в силу 15 сентября 1947 г. , юридически закрепил выход Венгрии из войны, способствовал стабилизации международного положения страны и открывал для нее возможность самостоятельного экономического и политического развития. В трудных условиях 1947 г. венгерская республика продолжала расширять свои внешнеполитические связи. В начале года были установлены дипломатические отношения с Турцией, в марте посланник соседней Австрии вручил свои верительные грамоты в Будапеште, а в апреле–временный поверенный в делах Норвегии. Летом Венгрия установила дипломатические отношения с Бельгией, Болгарией и Албанией. Осенью того же года Венгрия обменялась посланниками с Чехословакией, Голландией, Румынией и Египтом. В этом же году она заключила с Югославией торговое соглашение на 5 лет, а со Швейцарией договор о товарообмене. В ноябре 1947 г. венгерская правительственная делегация во главе с премьер-министром посетила Бухарест. В ходе этого визита было подписано соглашение о культурном сотрудничестве. В конце года в Будапеште побывала югославская правительственная делегация во главе с премьер-министром.

В течение 1957 и последующих годов были предприняты конкретные шаги в интересах дальнейшего развития политических, экономических, культурных и других связей между Советским Союзом и Венгрией.

В конце марта 1957 г. Советский Союз посетила партийно-правительственная делегация ВНР во главе с первым секретарем ЦК ВСРП, председателем революционного рабоче-крестьянского правительства ВНР Я. Кадаром [72Международные отношения и внешняя политика. Сб. документов. Под ред. М. И. Семиряги. Указ. соч. С. 140-141. ]. В результате состоявшихся переговоров была подписана совместная советско-венгерская Декларация, подтвердившая, что отношения между обеими странами основываются на полном равноправии, искренней дружбе и тесном всестороннем сотрудничестве. В Декларации отмечалось, что временное пребывание советских войск в Венгерской Народной Республике связано с существующей угрозой социалистическим странам со стороны западногерманских реваншистов и агрессивного военного блока НАТО. В соглашении о правовом статусе советских войск, временно находящихся в Венгрии, вновь нашли полное подтверждение положения о суверенитете ВНР и невмешательстве советских войск во внутренние дела республики.

В течение 1957–1958 гг. Венгрия обменялась взаимными визитами партийно-правительственных делегаций на высоком уровне с Румынией, ГДР, Болгарией, Польшей и другими социалистическими странами. В 1959 г. , во время посещения Китая венгерской партийно-правительственной делегацией, в Пекине был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между ВНР и КНР.

В декабре 1960 г. Будапешт посетила правительственная делегация Кубы. В результате состоявшихся переговоров была достигнута договоренность об установлении дипломатических отношений на уровне посольств между Венгрией и Кубой. Это положило начало всестороннему братскому сотрудничеству между обеими странами. Венгрия вносила солидный вклад в развитие сотрудничества социалистических стран. Являясь членом организации Варшавского Договора и СЭВ, она активно выступала за всемерное развитие и совершенствование политического, экономического и военного сотрудничества социалистических государств. В 1962 г. Венгрия поддерживала дипломатические отношения с 58 странами. (В 1938 г. Венгрия имела дипломатические отношения с 38 странами, в 1961 г. –уже с 53). К 1962 г. Венгрия вела регулярную торговлю более чем со 100 государствами мира. Как полноправный член она принимала участие в 437 международных организациях. В 1957–1964 гг. в Венгрии побывали 55 парламентских делегаций из 35 стран. В свою очередь, делегации Государственного собрания ВНР посетили 17 государств [73Европа в международных отношениях. Под ред. А. О. Чубарьян, Н. В. Фарбман, С. В. Никонова. М. , 1980. С. 214. ].

С июня 1967 г. по август 1970 г. партийно-правительственная делегация Венгрии участвовала в 10 совещаниях руководителей социалистических стран Европы, заседаниях Политического консультативного комитета стран–участниц Варшавского Договора. В июне 1967 г. в Москве обсуждалось положение на Ближнем Востоке. В июле 1967 г. в Будапеште руководители социалистических стран осудили агрессивные действия Израиля и заверили арабские страны в готовности помочь им в ликвидации последствий агрессии и защите национальной независимости. В марте 1968 г. в Дрездене, в мае– в Москве, в июле – в Варшаве и в августе –в Братиславе состоялись совещания в связи с положением, сложившимся в Чехословакии.

В марте 1969 г. Политический консультативный комитет обсуждал вопросы европейской безопасности и обратился к странам Европы с призывом созвать Общеевропейское совещание по вопросам безопасности. Тогда же совещание одобрило решения, связанные с Объединенными вооруженными силами и Объединенным командованием Варшавского Договора. На всех названных совещаниях венгерские делегации занимали позицию, разделяемую большинством социалистических стран Европы.

В октябре 1969 г. в Праге, в июне 1970 г. в Будапеште министры иностранных дел социалистических стран Европы разработали ряд предложений с целью ускорения созыва совещания по вопросам европейской безопасности. В декабре 1969 г. и августе 1970 г. в Москве партийные и государственные руководители этих стран вновь обсуждали проблемы европейской безопасности в новых условиях, возникших после подписания ФРГ договора с Советским Союзом. Совещание подчеркнуло важность этого договора (от 12 августа 1970 г. ) для ослабления напряженности и нормализации положения в Европе.

В июне 1967 г. был подписан договор между СССР, ЧССР и ВНР о наиболее эффективном использовании нефтепровода "Дружба" для поставок нефти из Советского Союза в Венгрию. В апреле 1969 г. в Москве на XXIII специальной сессии СЭВ было принято решение о разработке основных принципов дальнейшего развития экономического и научно-технического сотрудничества между странами–членами СЭВ и координации народнохозяйственных планов, специализации и кооперирования производства, социалистической интеграции. 7 сентября 1967 г. в Будапеште партийно-правительственными делегациями СССР и ВНР был подписан новый советско-венгерский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В конце декабря 1970 г. между СССР и Венгрией подписано новое торговое соглашение на 1971–1975 гг. , предусматривающее увеличение товарооборота более чем в 1, 6 раза, что составило за 5 лет около 9, 3 млрд. рублей [74Европа в международных отношениях. Под ред. А. О. Чубарьян, Н. В. Фарбман, С. В. Никонова. Указ. соч. С. 220. ].

    СССР.

В послевоенный период центральное место во внешней политике СССР по-прежнему занимали европейские проблемы. Летом 1948 г. разразился первый берлинский кризис, когда советские войска полностью блокировали западные зоны в Берлине. 18 февраля 1948 г. был заключен договор"О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Республикой" [75Сборник законов СССР 1938-1975. Под ред. В. И. Васильева, П. П. Гуреева, М. И. Юмашева. Указ. соч. Т. 2. С. 99. ]. "Утвержденный Советом Министров СССР и представленный на ратификацию Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Республикой, подписанный в Москве 18 февраля 1948 года, ратифицировать. "

В 1949 г. было подписано соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве с КНДР.

Поддержка просоветских режимов в странах Восточной Европы, а также в КНР, КНДР, МНР, СРВ, а затем и на Кубе оставалась одним из важнейших направлений во внешней политике СССР и после смерти Сталина. В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы советско - югославские отношения. "Торговое соглашение и платежное соглашение между СССР и Югославией" [76Сборник законов СССР 1938-1975. Под ред. В. И. Васильева, П. П. Гуреева, М. И. Юмашева. Указ. соч. Т. 1. С. 110-111. ] подписанное в Москве 5 января 1955 г. , и "Соглашение между правительством СССР и правительством Федеративной Народной Республики Югославии о воздушном сообщении" [77 Там же. ] подписанное 3 сентября 1955 г. В 14 мая 1955 г. СССР, ГДР, ПНР, ЧССР, ВНР, РНР, НРБ, и НРА заключили в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины. 30 октября 1956 г. была опубликована Декларация Советского правительства "Об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и другими социалистическими странами" [78 Там же. С. 120. ]. За это время (с 1957 по 1964 гг. ) было подписано свыше 20 соглашений. К концу 60-х - началу 70-х гг. , началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом.

В 1961 г. в Будапеште был подписан договор "О режиме советско-венгерской государственной границы, сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам" [79 Там же. С. 104-105. ], а 20 декабря 1962 г. "Советско-венгерское соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения" [80 Там же. ].

В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от применения силы. В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину.

Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США, Канады.

С приходом к власти в марте 1985 г. М. С. Горбачева, наметились некоторые коррективы внешнеполитического курса. Основные положения предусматривали: - отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую);

    - признание мира целостным и неделимым;

- провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами; - объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;

- отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными [81"Новое политическое мышление". // Мировая экономика и международные отношения. № 6, 1987. С. 47-49. ].

Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток-Запад через разоружение; разблокирование региональных конфликтов; установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам соцлагеря. 8 декабря 1987 г. в Вашингтоне подписано соглашение об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ракет среднего и ближнего радиуса действия. В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного вооружения. После распада СССР и провозглашения СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России.

Предпочтение во внешней политике продолжало сохраняться за западными странами, в первую очередь США. В январе 1993 г. между Россией и США был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), согласно которому к 2003 г. должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным договором ОСНВ-1 [82 "На пути к миру". // Эхо планеты. №4, 1994. С. 79-80. ]. Наряду с укреплением отношений с Западом, Россия вела активный диалог и со странами Востока. Регулярными стали встречи и переговоры руководителей России с главами государств и правительств Японии, Индии, Китая, стран АСЕАН, Южной Кореи, государств Персидского залива.

Таким образом, до распада биполярной модели, политика проводимая СССР была направлена на социалистический лагерь. Оформление экономических основ советского блока произошло в 1949 г. с образованием СЭВ, а военно-политическое единство было достигнуто уже после смерти Сталина - в мае 1955 г. с созданием Организации Варшавского Договора. В рамках этого блока не допускалось никакой "самостоятельности". (Следствием проявления инициативы со стороны И. Броз Тито о создании балканской федерации и ее собственного пути к социализму, привело к разрыву дипломатических отношений с Югославией в октябре 1949 г. С началом распада социалистического лагеря, ориентация во внешней политике СССР была направлена на установление контактов с разными странами. В основном контакты с США и другими развитыми странами. Бывший соцлагерь оказался как бы оттесненный на задний план. Такая ориентация объясняется нестабильным экономическим положением в России, которая рассчитывает на поддержку в финансовом плане (долгосрочные кредиты). Этот же способ избрали и многие бывшие страны социалистического лагеря, в том числе и Венгрия.

    Заключение
    ___________

Таким образом, в Венгрии, начиная с осени 1947 и до весны 1949 г. произошла полная ликвидация органов прямой демократии, что осуществлялось параллельно с победой демократической революции в Венгрии, с установлением диктатуры пролетариата.

В СССР в конце 20-х гг. партийная и государственная власть сосредоточились в одних и тех же руках - ВКП (б). На всех "этажах" управления страной был обеспечен партийный контроль над государственными органами, армией, промышленностью. Назначением и смещением государственных деятелей ведали не государственные, а партийные инстанции. Происходило слияние родственных государственных и партийных структур (Центральной Контрольной Комиссии ВКП (б) и Наркомата Рабоче-Крестьянской Инспекции, обеспечивших в рамках единого органа - ЦКК-РКИ партийно - государственный контроль в стране). Только партийные органы решали вопросы структуры государственной системы. Суды и внесудебные органы, созданные для преследования инакомыслящих, были сформированы исключительно из членов ВКП (б) по решению соответствующих партийных органов. В 30-е гг. уже было невозможно разграничить, где начинается государство и где кончается партия (и наоборот). Даже партийная символика приобрела официальный статус - красный флаг большевиков стал, так же как партийный гимн "Интернационал", государственным. Помимо этого, ВКП (б) изменила и свой собственный облик, утратив остатки демократизма в своей внутрипартийной жизни. Рядовые члены партии, а в ряде случаев и члены ЦК всех выборных органов были отрешены от выработки партийной политики, которая стала уделом Политбюро и партийного аппарата. Была сформирована совершенно новая политическая система, ядром которой стала ВКП (б).

В начале 30-х гг. прошли последние политические процессы над прежними оппонентами большевиков - бывшими меньшевиками и эсерами. Почти все они были расстреляны или отправлены в тюрьмы или лагеря. Со второй половины 30-х гг. аресту и суду подвергались не только политические оппоненты власти, но и "потенциальные" враги, которых судили не за конкретные действия, а за потенциальную опасность для режима.

И в ВНР и в СССР шла открытая борьба за уничтожение оппозиции. В результате чего в Венгрии у власти оказалась ВПТ, а в Советском Союзе - ВКП (б) / КПСС. Однако в Венгрии оппозиционеры просто ушли на "второй план", выжидая подходящий момент для действий. Некоторые из них баллотировались на выборах в Государственное собрание (40% голосов отдано партиям оппозиции на выборах в Национальное собрание 1947 г. ) Ни о какой физической расправе, ни шло речи. В СССР наоборот, любая оппозиция либо в лице одного, либо группы лиц объявлялась "врагами народа" и подвергалась расстрелу, в лучшем случае ссылке в лагерь. В ВНР Ракоши и его сторонники не были отстранены от власти , а лишь немного оттеснены. В Советском Союзе все неугодные были уничтожены (Троцкий, Зиновьев, Каменев, Рыков, Бухарин и т. д. )

В ВНР, как и СССР существовал культ вождя (М. Ракоши в ВНР и И. В. Сталин в СССР). Однако в Венгрии проявление культа вождя, со стороны М. Ракоши (проявление культа было примитивным, выражавшееся в религиозном почитании всезнающего вождя, в бурных овациях, в обязательном проявлении энтузиазма и оптимистической веры) было не столь глобальным, нежели у Сталина (неповиновение каралось смертью, все основные элементы, составляющие механизм Советского государства - партия, правительство, армия, дипломатия, - были подчинены непосредственно Сталину, который их лично контролировал до самого последнего дня).

В Венгрии к 1949 г. вся полнота власти сосредоточилась в руках ВПТ. Она являлась самой массовой партией. Однако:

1) ВПТ пришла к власти в ходе всеобщих выборов (на безальтернативной основа). 2) Помимо ВПТ, существовал и такой политический институт, как Государственное собрание.

3)Члены остальных партий - ПМСХ, СДП, НКП, не были подвергнуты физическому уничтожению ( в СССР 1919-1920 гг. 12 эсеров были приговорены к смертной казни).

Это коренным образом отличало ВПТ от ВКП (б). В Венгрии хотя и существовала однопартийная система, но она была хорошо прикрыта демократическим фасадом. В СССР ни о какой демократии, не могло быть и речи.

В Венгрии кооперирование к началу 50-х гг. достигло значительных успехов (было создано 5110 производственных кооперативов трех типов), в СССР ситуация была другой. В период сплошной коллективизации 1929-1932 гг. валовое производство зерна сократилось на 10%, поголовье крупного рогатого скота сократилось на треть - на 20 млн. голов, овец и коз - в 2, 5 раза. Ускоренный рост советской тяжелой промышленности был достигнут за счет аграрного сектора экономики, сопровождался разрушением производительных сил деревни, сверхцентрализацией экономической жизни, предельным ограничением сферы деятельности рыночных механизмов, полным подчинением производителя государству, широким применением мер внеэкономического принуждения. Результатом этих мероприятий явилось введение в СССР в 1929 г. карточной системы и разразившийся в 1932-1933 гг. голод.

Таким образом в СССР утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель, которая стала экономической основой тоталитарного режима.

Социалистическое преобразование сельского хозяйства в Венгрии осуществлялось в условиях частной собственности на землю, что и составляло его своеобразие и отличало от коллективизации в СССР.

В экономической жизни Венгрии, как и в политической, общим правилом стала имитация советской модели. Правительство действовало в соответствии с социалистической программой. В этом смысле оно решало важные задачи своей страны: осуществляло индустриализацию, боролось с отсталостью сельского хозяйства, распространяло образование. Но несмотря на очевидные различия в объективных условиях, отличавших одну страну от другой, социализм в Венгрии копировал одну и ту же советскую схему.

В 1948 г. в Венгрии были принят радикальный закон о национализации. В период с 1949-1950 гг. было начато осуществление политики коллективизации сельского хозяйства. Но в Венгрии она проводилась с большей осмотрительностью и не так быстро, как в СССР.

Развитие экономики регламентировалось и направлялось с помощью пятилетних планов, при этом главный упор делался на тяжелую промышленность. Организация планирования и управления экономикой Венгрии, была централизована, производство регулировалось в основном на макроэкономическом уровне (неполная экономическая свобода, как и в СССР). Обмен осуществлялся исключительно внутри отдельных блоков и носил двусторонний характер.

Но несмотря на это, в Венгрии успешно была осуществлена экономическая реформа (1966-1968 гг. ), а в СССР она захлебнулась, отменено директивное адресное планирование, введено индикативное планирование и внедрены экономические методы. Управление экономикой в Венгрии было в определенной степени демократизировано. Два вида собственности - государственная и кооперативная уравнялись в правах. Функции министерств были ограничены, предприятия получили широкую самостоятельность. Была введена торговля средствами производства, осуществлена реформа ценообразования. Рынок быстро насытился. Чего нельзя сказать о СССР, где ни о какой самостоятельности (вспомним коллективизацию), тем более, о самоуправлении не могло идти речи. До 60% всех инвестиций уходили в ВПК, создание никому не нужных гигантских комплексов, создавались новые министерства, что влекло за собой рост аппарата; катастрофическая отсталость по использованию ЭВМ (в 1982 г. вручную работало 40% рабочих промышленности), обладая огромными черноземными почвами, СССР превратилась в самого крупного импортера зерна.

Таким образом, мы можем говорить, что в ВНР функционировала тоталитарно-авторитарная система - во внутренней политике - тоталитаризм (более слабый, чем в СССР), а в экономике и внешней политике - авторитаризм. Что нельзя сказать об СССР, где установился тоталитарный режим правления, близкий к "чистому" типу (т. е. проявление всех признаков тоталитаризма).

    Библиография
    Документальный материал

1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК в 14-ти томах. Под ред. Черненко К. У. , Егорова А. Г. М. , 1988.

2. Сборник документов по истории СССР: эпоха социализма 1960-1980. Под ред. Дробижева В. З. М. , 1989.

3. Сборник законов СССР 1938-1975 в 4-х томах. Под ред. Васильева В. И. , Гуреева П. П. , Юмашева М. И. М. , 1975.

4. Хрестоматия по новейшей истории в 3-х томах. Под ред. Гафурова Б. Г. , Зубока Л. И. , Куранова Г. Г. , Майского И. М. М. , 1968.

    Монографические исследования, статьи

5. Авдаков Ю. К. Экономическая история социалистических стран. М. , 1988.

    6. Белади П. , Краус Н. Сталин. М. , 1989.
    7. Боффа Д. История Советского Союза в 2-х т. М. , 1990.

8. Волокитина Т. В. , Мурашко Г. П. , Носкова А. Ф. Народная демократия: миф или реальность? Общественно-политические процессы в Восточной Европе 1944-1948 гг. М. , 1993.

9. Гелб А. Х. , Грей Ч. У. Экономические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы: проблемы, тенденции, перспективы. М. , 1995.

10. Желицки Б. И. "Венгрия 1956 г. Эволюция оценок венгерских историков"// Новая и новейшая история 1992, № 3.

11. Игрицкий Ю. И. "Концепция тоталитаризма" // История СССР 1990, №6.

12. Из истории народно-демократических и социалистических революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Сборник статей. Под ред: Палева Л. Б. М. , 1977.

13. История Венгрии в 3-х т. Под. ред. Исламова Т. М. М. , 1972.

14. Краткая история Венгрии: с древнейших времен до наших дней. Под ред. Исламова Т. М. М. , 1991.

15. Мусатов В. Л. "СССР и венгерские события 1956 г. : новые архивные материалы"// Новая и новейшая история 1993, №1; "Янош Кадар и время реформ в Венгрии. " // Новая и новейшая история 1990, №3.

16. Нежинский Л. Н. У истоков социалистического содружества: СССР и страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине 40-х гг. XX века. М. , 1987.

17. Новопашин Ю. С. Восточная Европа после 70-х гг. : тенденции и проблемы. М. , 1990.

18. Носкова А. Ф. Политические системы СССР и стран Восточной Европы 20-60 гг. М. , 1991.

19. Орлик И. "Россия и Восточная Европа: проблемы и перспективы" // Международная жизнь 1992, №7.

    20. Перевалов В. П. Тоталитаризм и социализм. М. , 1990.

21. Соколов Ю. К. "Принцип действия тоталитарной системы" // Советское государство и право 1990, №10.

22. Социально-политические и социокультурные предпосылки перехода к социализму. Под ред: Бергег Я. М. М. , 1991.

23. Строительство основ социализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Под ред. Мурашко Г. П. М. , 1989.

24. Тоталитаризм как исторический феномен. Под ред. Кара-Мурза А. А. М. , 1989.

    25. Турчин В. Ф. Тоталитаризм. М. , 1991.

26. Чизмадиа А, Ковач К, Асталош Л. История венгерского государства и права. М. , 1986.

27. Чтение по русской истории в 2-х томах. Под ред. Потапчук И. В. , Овсянников А. А. , Скрипникова Т. И. Тула, 1995.

28. Экономические и политические реформы в странах Восточной Европы и Азии. Под ред. Румянцева А. М. М. , 1992.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать