Узбекистан в годы перестройки - (курсовая)

Узбекистан в годы перестройки - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Содержание.
    Введение. 3
    Глава 1. Начальный этап “перестройки”.
    1. 1. Основные направления преобразований. 4
    1. 2. Первые реформы. 5
    1. 3. Попытки реформирования экономики. 7
    1. 4. Подчинение экономики республики ЦК КПСС. 9
    1. 5. Отношение народа Узбекистана к перестройке. 10

1. 6. Реформа избирательной системы. Первый и Второй Съезды. 11

Глава 2. Перелом в общественно-политической жизни республики.

    Перемены в политической и духовной сферах. 13
    Ферганские события. 14
    Приход к власти нового руководства. 15
    Утверждение института президентства в Узбекистана. 17
    Глава 3. Межнациональные отношения в Узбекистане.
    Узбекистан – многонациональная республика. 34
    Упрочнение межнациональных отношений в республике. 78
    Стабилизация общественно-политической обстановки. 89

Глава 4. Обострение противоречий между союзным Центром и национальными интересами Узбекистана.

    Позиция Узбекистана в отношении судьбы СССР. 45
    Начало распада СССР. 56
    Обретение национально-государственной независимости. 12
    Заключение. 67
    Используемая литература. 34
    Введение.
    Прежде всего для понимания сущности государства в СССР
    следует дать характеристику формам этого государства.

Конституция 1918 года закрепила и упрочила Советское государство как тип государства, открыто провозгласившего неравноправие социальных слоев, использование насилия для осуществления свои целей, а одной из этих целей объявлялась мировая революция.

По форме правления Советское государство провозглашалось республикой. Однако это был весьма экзотический вид республики—в ней отрицалось разделение властей и, наоборот, провозглашалось объединение всех ветвей власти в Советах, депутатский корпус которых сам принимает законы, исполняет их, контролирует их исполнение. На этой идеологической основе, по существу, была создана мощная исполнительная власть, Советы были организованы как единая “вертикаль”, как единая система, сверху донизу находившаяся полностью под партийным контролем. Советское государство прошло длительную эволюцию, в том числе знала эволюцию и форма правления, но на всех этапах это было партийное государство. Назначение на все сколько-нибудь значительные посты (должности) проходило по решению партийных органов на основе так называемого принципа “номенклатуры”. Существовала и практика так называемого директивного метода управления, когда особо важным партийным решениям придавалось значение директивы для Советов, их исполнительно-властного потенциала. Подкрепляло Советское государство и сращивание четвертой власти - средств массовой информации —с партийной ветви власти, формировали утопическое, мифологическое и конформистское общественное сознание.

Апофеозом сращивания партийной власти, базирующейся на действенном механизме партийной ответственности и государственной власти, опирающейся на“силовые”структуры, главным образом на карательные органы, являлась Конституция 1936 года, в которой, по существу, провозглашалась руководящая и направляющая роль коммунистической партии как“ядра” всех государственных и иных структур. Иными словами, “партийное” государство получило конституционную основу. На некоторых этапах своей эволюции советская форма правления вырождалась в фактически монархические формы государственности - единоличную диктатуру вождя, Генерального секретаря КПСС.

    Глава1. Начальный этап “перестройки”.
    1. 1. Основные направления преобразований.

К середине 80-х годов в СССР сложилась кризисная ситуация. Трудности и проблемы, с которыми столкнулось современное общество, породили в нём стремление осмыслить социалистическую реальность, противоречие социализма обусловили мучительный поиск путей их решения. Необходимость серьёзных перемен в общественной жизни реально осознавалась всем обществом.

Наступила весна 1985 года. Апрельский пленум ЦК КПСС провозгласил курс на перестройку советского общества, глубокое реформирование всех сфер его жизни. В отличии от неразрешённых реформ 1956 и 1965 годов, когда процессы демократизации и экономической перестройки оказались“разорванными”во времени, в 1985 году была признана необходимость перехода к комплексному обновлению общества. Главными составляющими перестройки были провозглашены демократизация общественной жизни и радикальная экономическая реформа. Однако руководство СССР не имело научно разработанной и политически обоснованной концепции перестройки, в которой были бы отражены исходные позиции, определены задачи и цели, механизм решения проблем внутренней жизни и внешней политики страны. В целом оно действовало субъективистски, интуитивно методом проб и ошибок, рассчитывая больше на внешний эффект, что и поставило под удар судьбы перестройки.

    1. 2. Первые реформы.

Причины нынешнего кризиса в экономике, по мнению специалистов, не доверять которым нет оснований, надо искать в уродливой структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки.

Кстати, первоначально, на XVII Съезде КПСС вопрос ставился правильно: повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор. Но как добиться поставленной цели? Горбачев избрал вполне марксистский метод - метод проб и ошибок. Сначала было "ускорение" - наивная попытка с помощью идеологических заклинаний и призывов к "каждому на своем рабочем месте" заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные госкапвложения в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась. Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом - нехватка производственных площадей. А то, что удалось в конце концов смонтировать, то и дело давало отказы. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья.

Наконец поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в наличном обращении. Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.

Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в экономику инфляционные деньги. В конце концов раздутый платежеспособный спрос начал потихоньку раздавливать и торговлю, и потребительский сектор промышленности. Потери народного хозяйства от первой реформы Горбачева - антиалкогольной компании - оцениваются в 40 млрд. рублей. Урон, который нанесла нашей социалистической экономике реформа 1987года, вообще не поддается исчислению

    1. 3. Попытки реформирования экономики.

Первая серьёзная неудача постигла советское руководство при попытке осуществить, выдвинутую в июле 1985 года задачу ускорения социально-экономического развития страны. Предпологалось по средствам перестройки структуры экономики, реконструкции её материальной базы, внедрения новых технологий, высоких уровней управленчиских систем обеспечить интенсивное развитие экономики и социальной сферы. В этих целях была предпринята серия экспериментов по совершенствованию управления народным хозяйством и хозяйственного механизма. В Узбекистане ряд отраслей промышленности, строительные и транспортные предприятия, многие колхозные бригады, совхозные отделения были переведены на хозрасчёт или бригадный (коллективный ) подряд. Однако бюрократические командно-административные методы деятельности почти не реформированных министерств и ведомств свели на нет как преимущества условий хозяйствования, тас и впервые принятые в СССР законы о трудовых коллективах и о социалистическом предприятии. По-прежнему оставался незывлимым принцып демократического централизма, означавший обязательность подчинения низовых структур ( предприятий, колхозов, совхозов и т. д. ) вышестоящим: районным, городским, областным, республиканским ( а союзно-республиканского подчинения ещё и союзным ) управлениям, главкам, министерствам и ведомствам. Этот принцип сдерживал инициативу и активность трудовых коллективов, тормозил осуществления научно-технического прогресса.

В результате благая цель –создание новой системы управления экономикой, внедрение новых условий хозяйствования, которые обеспечили бы расширение сомостоятельности предприятий, строек, хозяйств– в первые годы “перестройки”не была достигнута. Не увенчалась так же успехом попытка добиться коренного перелома в социально-экономическом развитии страны в 12 пятилетке посредством интенсификации экономики на основе научно-технического прогресса, изменения инвестиционной политики [1Политика распределения капитальных вложений в различные отрасли народного хозяйства. ] и совршенствование системы управления .

В Узбекистане одновременно с такими прогресивными мерами, как внедрение в сельское хозяйство новых форм организации труда– бригадного или семейного подряда и аренды –были осуществлены реформы в системе управления и в административно-териториальном устройстве, в результате которых командно бюрократическая система управления ещё больше разрослась. Доля управленческих работников достигла 14, 5% от общей численности занятых в народном хозяйстве, а расходы на их содержание увеличились вдвое.

    1. 4. Подчинение экономики республики ЦК КПСС.

Во второй половине 80-х годов наиболее крупные предприятия горно-добывающей, металургической, машиностроительной, электротехнической и химической помышленности республики продолжали оставаться в подчинении союзных министерств и ведомств. Для Узбекистана, как и для других республик, все основные показатели экономического и социального развития по-прежнему определялись центральными органами Союза– ЦК КПСС, Госпланом, правительством СССР. И хотя союзное руководство хорошо знало, что из производимого в Узбекистане хлопка-сырца, не говоря уже о других видах сельскохозяйственной продукции и минерального сырья, можно получить готовой продукции на 75 миллиардов рублей, что составило бы 29 миллиардов рублей национального дохода, тем не менее с различных трибун и со страниц центральной печати постоянно делались заявления о дотациях и финансовой помощи Центра Узбекистану. Словом, делалось всё для того, что бы загнать в глубь очевидные социальные проблемы.

Серьёзными пороками советской системы управления как всей страны, так и Узбекистана остовались значительные факты взятничества, угодничества, очковтирательства. Многие руководящие работники всех уровней злоупотребляли властью, служебным положением. В этих условиях руководство Узбекистана не только не пыталось защитить интересы республики перед Центром, но и продолжало характеризовать положение дел в экономике и социальной области как благоприятное, постоянно улучшающееся под воздействием“революционной перестройки”.

    1. 5. Отношение народа Узбекистана к перестройке.

Долгие годы господства культа личности, периодически повторявшиеся компании обвинения коренного населения, прежде всего интелегенции, склонности к клановности, нацианализму, в приверженности религиозным предрасудкам, особенно усиленно раздутые центральными средствами массовой информации в связи с“хлопковым делом”, [2 1984 год, Ферганская долина – закончено в годы “перестройки”, большинство осуждённых амнистированны. ] наложили неоднозначный отпечаток на общественное сознание, усугубили политическую апатию народа.

Нараставший экономический кризис, политический разброд лишь усилили неверие в возможность достижения политическими или какими-либо другими методами социальной справедливости. Это ещё более подтверждалось неизменностью существующей казарменной системы общественного устройства Союза, сохранением полной подчинённости республики тоталитарным верхам СССР. Поэтому основная масса населения воспринимала происходившие политические события отстранённо. Даже состоявшееся на новых основах выборы народных депутатов в Верховный Совет СССР(1989год) и избрание во второй раз за всю историю СССРпредставителя Узбекистана Р. Нишанова [3Первым избранным представителем Узбекистана была Я. С. Насриддинова. ]Председателем Совета Национальностей заметного воодушевления у народных масс не вызвали.

    1. 6. Реформа избирательной системы.
    Первый и Второй Съезды.

Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали решения внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной основе.

1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в политической структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов СССР (март - май) предшествовала невиданная в нашей стране избирательная кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижения нескольких альтернативных кандидатов (на 2250 депутатских мест было выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советским гражданам действительно выбирать одного из нескольких. Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, что позволило коммунистам, как наиболее массовой "общественной организации" на Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизованных странах - лобби. Об этом было заявлено, как о достижении: доля коммунистов среди народных депутатов оказалась 87% против 71. 5% предыдущего созыва, на основе чего делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был подтвержден авторитет партии. В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным и национально-территориальным округам, участвовала 89. 8% включенных в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся страна - повсеместно зафиксировано снижение производительности труда. Первый Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989г. ) стал весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было такого в истории этой страны. Конечно, сейчас можно с иронией смотреть на те баталии, что происходили на Съезде, но тогда это выглядело победой демократии. Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран новый ВС СССР [4 Верховный Совет СССР. ]. Было принято несколько общих постановлений, например Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.

Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г. ) носили более деловой характер по сравнению с первым Съездом. Второй Съезд принял 36 нормативных актов, в т. ч. 5 законов и 26 постановлений. Одним из центральных вопросов повестки дня второго Съезда народных депутатов было обсуждение мер по оздоровлению экономики. Был обсужден вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады комиссии, посвященных как внешнеполитическим проблемам (оценка договора о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 г. , политическая оценка ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. ) так и внутриполитическим (о следственной группе Гдляна, о событиях в Тбилиси 9 апреля 1989 г, о привилегиях)....

Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие возлагали на него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь "игрой в демократию". Ко Второму Съезду интерес людей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебным махом сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась делом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного.

Глава 2. Перелом в ощественно-политической жизни республики.

    2. 1. Перемены в политической и духовной сферах.

С самого начала перестройки руководством СССР и союзных республик осазновалась назревшая потребность коренного изменения структуры, форм и методов управления народным хозяйством. Однако, недвусмысленно заявляя о своей приверженности идее её реформирования, они не допускали самой мысли о возможности изменения господствующей роли единственной в сране коммунистической партии и её социалистической идеологии. ЦК КПСС всемерно стремился погасить наметившиеся центробежные устремления республик, ещё более укрепить господство тоталитарного Центра в формально союзном, но фактически унитарном государстве. Однако эти устремления политических верхов уже не соответствовали реалиям общественного сознания. Под напором гласности социалистическая идеология всё более теряла свою привлекательность. Под влиянием общих для СССР процессов усиления гласности [5Имеется в виду анализ состояния советского общества и оценки ошибок высшего политического руководства страны в последние десятилетия. ], а также становление политического и идеологического плюрализма в Узбекистане стали набирать силу тенденции, свидетельствовавшие о переменах в политической и духовной сферах, правда ещё умеренных и своеобразых.

    2. 2. Ферганские события.

Громадный резонанс в республике и во всей стране вызвали межнациональные конфликты, происшедшие в 1989 году в Ферганской, Ташкентской и Андижанской областях , в результате которых из Ферганской области в другие районы страны были переселены тысячи турок месхитинцев [6 Восновном на Кубань и Краснодарский край. ]. В соответствии с официальной версией, социально экономической напряжённостью, сложившийся в республике, воспользовались экстремистские силы, попытавшиеся вызвать массовые беспорядки, межнациональную рознь и столкновения. Однако для узбекского народа и представителей других национальностей, насиляющих республику и не раз демонстрировавших всему миру свой природный, объективно сформировавшийся, а не идеологизированный интернационализм, с особой силой проявившийся в годы войны [7 Имеется в виду Вторая Мировая Война. ]и в последний период, никакие социальные лишения не могли послужить поводом для развязывания межнациональных конфликтов. Более 100 народностей Узбекистана жили в мире и согласии. И вдруг такая трагедия.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать