Узбекистан в годы перестройки - (курсовая)
p>Эта политическая провокация стояла на одном ряду с подобными провокациями в Сумгаите, Баку, Нагорном Карабахе, Новом Узене и других регионах. Она понадобилась для подавления растущего национального самосознания коренных народов, для дестабилизации обстановки, для отвлечения вниманиянаселеня страны от очевидного провала планов “революционной перестройки”. События мая–июня 1989 года ждут ещё своего объективного освещения и востановления подлинной картины тех трагических дней.

2. 3. Начало перелома в общественно-политической жизни Узбекистана.

Эти события, не всегда объективно освещавшиеся средствами массовой информации, послужили детонатором подъёма национального самосознания узбекского народа, перелома в общественно-политической жизниреспублики. Высоконравственную и политически зрелую позицию заняли в эти тревожные дни интелектуальные и политические силы общества. В своём мучительном стремлении востановить истинные причины трагедии, защитить честь и достоинство своего народа, они впервые на гласное обсуждение выдкинули острейшие проблемы республики. Принципиальную позицию заняло и новое руководство Узбекистана во главе с И. А. Каримовым, пришедшем к власти после Ферганских событий. Вскоре после этих трагических событий на совместном заседании ЦК Компартии, ПрезидиумаВерховного Совета и правительства республики впервые была предпринята попытка объективно, критически оценить состояние экономики и социальной сферы Узбекистана. Было констатированно всё более обостряющееся социально экономическое положение в республике. Однако, несмотря на эти объективные выводы, была одобренна пограмма ускорения социально-экономического развития Уэбекистана на период до 1995 года. Более или менее осуществимыми были лишь задачи выделения земель под личное подворье сельских жителей, под садово-огородные участки горожан, широко внедрения аренды, подряда, других социально поргрессивных форм организации труда в сельском хозяйстве. Установка же на развитие прямых связей районов республики с промышленными центрами, с другими регионами бывшего СССР в условиях господствовавшей тогда, предельно централизованной системы управления была явно неосуществимой.

В целом же, в плоть до весны 1990 года каких-либо понастоящему существенных изменений в политической системе Узбекистана не происходило. Исключением было принятие ссесией Верховного Совета УзСССР [8 Октябрь 1989год] исторически важного документа –Закона Узбекской ССР “О государственном языке”, придавшему узбекскому языку статус государственного. При этом, как указано в Законе, в республике сохранялось свободное пользование русским языком как языком межнационального общения. Принятие этого закона имело непреходящее значение для судеб узбекского народа, роста его национальногосознания, сохранения межнационального согласия в республике.

Определённое влияние на политическую жизнь республики оказали проведённые в феврале-апреле 1990 года выборы в Верховный Совет Узбекистана. Их новизна состояла в том, что во многих округах на депутатский мандат претендовали по несколько кандидатов. Однако в 174 округах из 500 альтернативные кандидаты не были выдвинут, не все кандидаты имели равные возможности для разъяснения своей платформы и т. д. Всё это определило состав Верховного Совета–почти 95% депутатов составили коммунисты. В Верховном Совете 12-го созыва по сравнению с предыдущим женщин, рабочих, колхозников, представителей молодёжи стало меньше. Среди 368 депутатов, избранных в первом туре [9 18 февраля 1990года. ], более 130 были партийными, советскими, профсоюзными, комсомольскими руководящими работниками.

    2. 4. Утверждение института президентства в Узбекистане.

Первая сессия Верховного Совета 12-го созыва приняла очень важное для будущего республики и первое в рамках СССР политическое решение–об учреждении в Узбекистане института президентства. 24 марта 1990 года Верховный Совет избрал бывшего тогда первым секретарём Центрального Комитета компартии республики И. А. Каримова первым Президентом Узекской ССР. Утверждение института президентства в Узбекистане было обусловленно целым рядом факторов и прежде всего тем, что в СССР к началу 1990 года заметно усилился общегосударственный политический кризис, появившийся в провале предпринимавшихся преобразований в экономике и социальной сфере и направленных на обновление государственных связей Центра с союзными республиками. провозглашение в марте 1990 года государственной независимости Литвы, активная и открытая подготовка Латвии и Эстонии к выходу из состава СССР свидетельствовали о начале фактического распада унитарного советского государства.

К этому времени стало очевидным, что 12-я пятилетка по своим итогам будет самой неудачной, поскольку ниодному направлению социально-экономического развития страны и союзных республик перемен к лучшему не поизошло.

Народные массы Узбекистана в обстановке гласности и демократизации, критического переосмысления своего исторического прошлого и настоящего проявляли всё большую заинтересованность в востановлении своих национальных и духовных ценностей, в осуществлении своих прав, в частности, права на самоопределение и избавление от экономической и политической зависимости от союзных структур власти.

Всё это диктовало необходимость создания такого института в политической системе, который возглавил бы исполнительную власть, способную оперативно и эффективно обеспечить осуществление экономических и политических реформ, мер по государственно-правовой и социальной защите граждан республики, по национально-государственному строительству, прежде всего на основе чёткого разделения и функционирования законодадельной, исполнительной и судебной власт, формирование курса на достижение политичаского суверенитета Узбекистана. О своевременности учреждения поста Президента Узбекистана свидетельствовали уже первые акции, осуществлённые по инициативе И. А. Каримова в интересах настоящего и будущего народов республики. Это прежде всего принятие 21 июня 1990 года Верховным Советом республики Декларации о суверенитете Узбекистана. В тогдашней политической обстановке в СССР, при функйионировании всё ещё сильного Центра с его большими возможностями и при его готовности на любые акции, в том числе и вооружённые, Декларация о суверенитете Узбекистана явилась решительным политическим актом. Декларация в существенной мере послужила созданию правовых и политических основ национально-государсвенной независимости республики. К этому же времени относится образование с принципиально иными, чем было прежде, целями Конституционной комиссии. В том же году [10 1990год. ]были разроботаны документы, определившие критерии и этапы постепенного перехода Узбекистана к рыночной экономике, а также предусматривавшие принципиальное изменение порядка призыва и прохождения воинской службы молодёжью и ряд других социально-политичесих и экономических мер.

Наряду с этим до августа 1991 года в Узбекистане были осуществлены меры по введению местного самоуправления–учреждены посты хокимов, органы управления экономикой и социальной сферой, налоговые инспекции и т. д. Всё это соответствовало положениям Декларации о государственном суверенитете Узбекистана и потребностям совершенствования политического устройства республики.

    Глава 3. Межнациональные отношения в Узбекистане.
    3. 1. Узбекистан – многонациональная страна.

Решающим фактором общественной жизни Узбекистана всегда являлось состояние межнациональных отношений. Исторически сложилось так, что население територий, представлявших современню республику, было многонационало\ьным по своему составу. Он ещё более увеличился за годы советской власти. Если в 1897году на територии Узбекистана проживали представители 70 национальностей, то в 1926–91 годах уже 127. По переписи 1989 года, из 19905 тыс. человек населения республики узбеки составляли 71, 4%.

Возрождение национального самосознания узбекского народа обусловило в принципе закономерное и позитивное стремление отстоять и защитить свою национальную спецыфику, национальные особенности и культуру, повысить свой экономический и культурный уровень, проявить заботу о своём языке. Но преодоление стереотипов советского периода, когда под интернациональным понималась унификация и односторонее удовлетворение потребностей одних народов за счёт других, обострило проблему соотношения национальных интересов узбекского народа с запросами и потребностями всех народов, населяющихУзбекистан. Выработка реалистически выверенной позиции в соотношении национального и интернационального осложняласьвесьма неоднозначной демографической и социальной ситуацией в республике.

    Упрочнение межнацыональных отношений в республике.

В этих условиях черызвычайно важно было посредством оживления и подъёма экономики коренным образом изменить социальную политику, подчинив её интересам и потребностям всех народов республики, так как социальное положение населения Узбекистана продолжало ухудшаься. К концу 12-й пятилетки в СССР уже не действовали ни экономическая политика, ни номинально сущетвовавшие союзные органы управления, прежде обеспечивавшие регулирование хозяйственных связей между республиками Союза и зарубежными странами. В этих условиях особенно страдали такие республики, как Узбекистан, спецыализированные на производстве сырья и в значительной мере удовлетворявшие свои потребности в технике, оборудовании, товарах народного потребления за счёт ввоза их из других республик и из зарубежья.

Продолжали сохранятся неэквивалентные экономические взаимоотношения республики с центром, что тяжелейшим образом сказывалось на социальном положении населения. За 5 лет (1985-90гг. ) основные производственные фонды Узбекистана увеличились на 21%, а доходы в государственном бюджете (при необоснованно низких ценах на вывозимое из республики сырьё и столь же необоснованно высокие цены на ввозимую подукцию) возросли почти на 7 млрд. рублей, в то время как доля национального дохода использованного на потребление, увеличилась только на 4, 3 млрд. рублей при условии, что численность населения в целом и доля моложе трудоспособного возраста и пенсионеров значительно возросла. Снижение национального дохода на потребление и стихийный рост цен на товары народного потребления, в первую очередь на продовольствие, свидетельствовали о серьёзном ухудшении материального положения населения, особенно сельского. Доля населения со средне душевым, совокупным до 75 рублей в месяц достигла почти 50% от общей численности населения. Уровень жизни населения был вообще низким, к тому же он осложнялся громадными различиями в материальном положении и уровнях потребления основных видов питания отдельными группами населения. Всё это в сочетании с серьёзным ухудшением экологической обстановки во всей Средней Азии, увеличением применения минеральных удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве, низким уровнем мдицынского обслуживания привело к тому, что заболеваемость брюшным тифом, например стала в 3-4 раза, а онкологическими болезнями в 10 раз выше, чем в среднем по СССР.

3. 3. Стабилизация общественно-политической обстановки в республике.

Предпринятые в конце 1989 и 1990гг. руководством республики меры социальной помощи малообеспеченным категориям населения, в часности увеличение пособий и выплат многодетным матерям и матерям одиночкам, создание новых рабочих мест расширение площадей приусадебных участков сельских жителей и наделение их дополнительными земельными участками для строительства жилья, введение бесплатных завтраков для младших школьников, повышение расценок на сельско-хозяйственные работы, особенно платы за машинный и ручной сбор хлопка-сырца, увеличение пенсий всем категориям пенсионеров и зароботной платы трдящимся и т. д. , существенно замедлили снижение уровня жизни населения. Наряду с этим оздоровлению морально-психологической атмосферы и упрочнению стабильности общественно-политической обстановки в республике, особенно в свете последствий трагических событий в Ферганской долине и в Ташкентской области, способствовали исторически обоснованные акты по востановлению мусульманской религии и других конфессий, а так же по удовлетворению этнических и культурных потребностей национальных меньшинств, проживающих в Узбекистане. Предусмотренно было последовательное и длительное претворение в жизнь положение Закона о государственном языке, созданы республиканский межнациональный центр и десятки национально-культурных центров (казахский, еврейский, армянский и т. д. ), открыты школы, классы и детские сады с обучением и воспитанием детей на языках компактно проживающих в разных районах республики национальных групп. Это и многое другое ссвидетельствовало о том, что возглавляемая Президентом Узбекистана политическая власть впервые за многие десятилетия признала социальные интересы всех наций и народностей приоритетными и посчитала их главным предметом своей внутренней и внешней политики.

Всё это сказывалось на сохранности и незыблимости национального мира, согласия и спокойствия в республике. Стабильность общественно-политической обстановки прошла суровое испытание в дни конфликта в Ошской области Кыргыстана в 1990г. сказались мудрая сдержанность узбекского народа, понимание им спровоцированности кыргыско-узбекского конфликта в Ошской области и оперативные меры руководства Узбекистана по недопщению расширения масштабов трагических событий. Именно это предотвратило распространение конфликта не другие районы Узбекистана и Кыргыстана, ещё раз продемонстрировав важность соблюдения и сохранения незыблимости исторических традиций дружбы и добрососедства во взаимоотношениях многонационального населения республики.

Глава 4. Обострение противоречий между союзным центром и национальными интересами Узбекистана.

    4. 1. позиция Узбекистана в отношении судьбы СССР.

В конце 80-х –начале 90-х годов большинство республик, не заявляя о выходе из состава СССР, стали выдвигать вполне справедливые требования, соответствующие общепринятым правовым нормам требования о необходимости реализации право на самоопределение, на национально-государственный суверенитет и о небходимости пересмотра политических экономических, военных и внешнеполитических аспектов роли Центра в союзном государстве.

Ещё в марте 1990 года Президент Узбекистана И. А. Каримовзаявил о нобходимости выработать новый федеративный договор, предусматривающий чёткое разграничение полномочий между республиками и СССР. Однако центральное руководство, в том числе ЦК КПСС, не намеренно было считаться со стремлением народов и политического руководства союзных республик к подлинному суверенитету. Об этом свидетельствовала, болезнено резкая реакция Центра на события в республиках Балтии. Учреждение в Узбекистане, а затем и в других странах института президентства и принятие ими Декларайий и Заявлений о суверенитете. Тем не мнее под давлением углубляющегося социально-экономического и политического кризиса в СССР партийно-государственное руководства страны, всерьёз озабоченное начавшимся распадом государства, было вынуждено осенью 1990 года начать переговорный процесс по обновлению отношений между союзным центром и республиками. Но вплоть до весны 1991 года оно, пытаясь играть решающую роль в определении прав и полномочий, предостовляемых союзным республикам, стремилось сохранить своё господствующее положение чуть ли не во всех сферах жизнедеятельности республик.

Руководство Центра, по-прежнему оторванное от жизни народа, от национальных поблем, на этот раз просчиталось. К этому времени почти во всех республиках уже складывалась многопартийность. Новые национально-демократические движения подвергли резкой критике правящие компертии, выдвигали требования о более активной, принципиальной защите интересов народов, прежде всего местных национальностей , а в некоторых республиках лозунги об отделении от СССР и т. д.

    начало распада СССР.

К концу 90-го года государственная целостность СССР оказалась уже значительно подорваной. Вслед за Литвой, Латвией и Эстонией из его состава вышла Грузия. Азербайджан, переживший в январе 1990 года трагические события в Баку, в 1991 году вступил в войну с Арменией в следствии длительного конфликта вокруг Нагорно-Карабахской автономной области. В Молдове политические споры по проблемам Приднестровья и положения рускоязычного населения, а так же гагаузов, исповедующих мусульманскую религию, переросли в межнациональный вооружённый конфликт.

Серьёзным просчётом руководства СССР оказалась попытка решить труднейшие социально-экономические проблемы страны не за счёт оживления собственной экономики и совершенствовании хозяйственных связей между самими республиками, а посредствам кабальных займов.

В результате такой практики и бессмысленных экспериментов в общественном производстве и в системе управления плановые задания 12-й пятилетки не были выполнены, а приступать к разроботке 13-й пятилетки было уже не возможно и бессмысленно. Социально-экономическое положение в стране продолжало неумолимо ухудшаться.

    обретение национально-государственной независимости.

Узбекская республика не могла больше оставаться в зависимости от исхода политических событий в Российской Федерации, усиливающегося противоборства руководителей Союза и России, в которое в 1990 году включилось и руководства Украины. Поэтому исходя из приоритета национальных интересов народов Узбекистана и следуя Декларации о суверенитете Узбекской ССР, руководство республике во второй половине 1990 года заметно активизировало свою позицию на переговоров о будущем Союзе суверенных государств.

Социально-политические и экономические меры по обеспечению национального возрождения народа Узбекистана, по расширению возможностей для национально-культурного развития всех населяющих Узбекистан наций и народностей стали самостоятельно, порой вопреки позиции союзного руководства, разрабатываться и осуществляться. В ряду этих мер следует прежде всего отметить Закон о государственном языке [11 Октябрь 1989 года. ], Закон о совершенствовании структуры исполнительной и распорядительной власти в Узбекской ССР и внесение изменений и дополнений в конституцию Узбекской ССР [12 Ноябрь 1990 года. ], Закон о земле [13 Июнь 1990 года. ]. Серьёзное социально-экономическое и политическое значение имели так же решения Президента о многократном повышении закупочных цен на хлопок-сырец, на другие виды продукции земледелия и животноводства, а так же об увеличении оплаты труда в сельском хозяйстве. Это позволило предотвратить дальнейше ухудшение социального положения сельских жителей, и, в часности избавиться от ежегодного привлечения десятков тысяч школьников, студентов и городских трудящихся на сбор хлопка-сырца.

Позиция же руководства Узбекистана на переговорах по заключению нового Союзного договора особенно активной была на последних этапах существования СССР [14 Март – ноябрь 1991 года]. В соответствии с достигнутой в марте 1991 года в Киеве договорённостью, в апреле 1991 года в подмосковном Ново–Огарёве Президентом СССР и реководителями девяти союзных республик было подписано“Совместное соглашение о безотлагательных мерах по стабилизации обстановке в стране и преодолению кризиса”. Но это заявление как и многие другие документы того времени, оказалось не действительным, ибо центральные структуры власти, озабоченные сохранением имперских позиций, практически свои функции не выполняли.

На последующих переговорах Центр долго и упорно не соглашался с тем, что бы в новом Союзном договоре суверенные республики назывались государствами и что б земля, её недра, всё природное достояние каждой республики провозглашались не“достоянием народов”, а собственностью республики. Только в июне 1991 года по ряду принципиально спорных вопросов рамках переговоров было дотигнуто компромисное соглашение, и процесс заключения договора“О Союзе Суверенных Государств” предстояло завершить. Но 19-21 августа в Москве произошли трагические события, связанные с попыткой ряда руководителей ЦК КПСС и союзных ведомств, создать Государственный комитет по черезвычайному положению (ГКЧП). Подавление этой попытки демократически настроенным населением Москвы по инициативе руководства Российской Федерации вызволо ряд совершенно неоднозначных последствий в дальнейшей судьбе СССР. Будущее союзного образования стало ещё более проблемотичным.

    Список используемой литературы:
    1. Международный ежегодник: политика и экономика, 1991
    2. "Московский комсомолец", выборочно 1990-1991
    3. "Аргументы и факты", выборочно 1990-1991
    4. "Перспективы", апрель 1991
    5. "Деловые люди", октябрь 1990, январь 1991
    6. Материалы XVII Съезда КПСС
    7. "Страницы истории советского общества", 1989
    8. Н. Верт "История Советского Государства"
    ***

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать