Шпаргалка по истории - (шпаргалка)
Дата добавления: март 2006г.
Шпаргалка по истории
1. а)Формац. и цив. Подходы в истор. Познании. Тойнби.
Формационная теория:
3 стадии: дикости, варварства, цивилизации. (рабовлад, феод, капиталист, коммунист. ) Термин цив-я М и Э используют для обознач-я этапа. Признаки перехода от 2 к 3 стадии: переход от присв. пр-ва к производящ.
отделение ремесла от с\х
начало соц. расслоения об-ва, появление ч/с
появл-е письм-ти
появл-е моногамной семьи
формиров-е предпосылок обр-я г-ва
обозначается прим-но 5 тыс л. н.
Осн- критерии для выдел-я цив-ции:
спосбоб пр-ва (производ. Силы + произв. Отн-я)
социально-классовая структура об-ва.
Недостатки:
не выражен личностный аспект в историч. Процессе
не все страны подходят под эту теорию
всему человеч-ву предлагается лишь 1 путь развития, хотя мир так разнообразен абсолютизируется роль насилия и конфликтов, т. к. смена обществ. -эк. формаций происходит путем рев-ции
Достоинства:
хорошо раскрыта соц-эк структура Зап-Евр обществ до середины 19 века хорошо выражены отношения классов
б) цивилизационный подход.
Суть: человечество не развивается по единым всемирно-историческим законам. В разное время в разных климатических зонах появляются, развиваются, исчезают отдельные челов об-ва. Они имеют свои закономерности развития.
1 путь для России: возврат к авторит системе
2 путь: объединение народа и г-ва
3 путь: исчезновение русской цив-ции.
Авторы теории: Данилевский, Тойнби, Гумилев, Шпенглер, Сорокин. Арнольд Тойнби выделяет 2 типа чел общ-в:
1. примитивное об-во
2. цивилизация
Примитивные об-ва:
короткий срок существования
небольшая территория и небольшое колво насел-я
существуют в стационарном состоянии
характерно сходство обычаев и традиций
небольшое разделение труда
примитивные языческие верования
отсутствие классов и г-ва.
Цивилизация: это единые организмы, все части которого всзаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Признаки:
обширная терр-рия
имеют тенденцию к распространению через подчинение или ассимиляцию других обществ
большое кол-во людей
находятся в постоянном развитии
большое разделение труда
наличие мировой религии
наличие гос-ва и классов
Средняя продолжит жизни цив-ции 1тыс лет.
Критерии выделения цив-ции:
природная среда обитания
система ведения хоз-ва
соц орг-ция
религия и духовн ценности
полит индивидуальность
Классификация цив-ций:
Расцветшие: Эллинская, Западная, Шумерская, Египетская, Минойская, Хетская, Индская, Дальневосточная, Православная (осн и в России), Иранская и др. Цив-ции-спутники: Тибетская
Неразвившиеся
Застывшие: Спартанская, Эскимосская.
Этапы развития:
генезиса и роста
расцвет
надлом
разложение
Причиной формирования цив-ции Тойнби называет ответ на вызов. Причины исчезновения:
неверный ответ на вызов
творческое меньшинство идет на поводу общества
творч меньшинство применяет силу и теряет доверие народа.
Позитивные моменты цив подхода:
ц. п. позволяет рассмотреть историч процесс во всем многообразии открывает народу возможность не подгонять свою судьбу под заданные схемы позволяет оценить вклад разных народов в развитие мирового сооб-ва учитываются роль чел-ка, духовн, нравств, интеллект фактор об-ва недостатки:
расплывчатость выделения критериев
трудно определить ментальность и дух развития чел-ка
Цивилизация (по цив. подходу)- это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-полит орг-ции, культуре, эк-ке, и психолог чувство принадлежности к данному сооб-ву.
3. Типы общественного развития. (типы чел об-в)
Признаки выделения типов чел. Об-в.
общность и взаимозависимость историко-полит судьбы и эк развития взаимопереплетение культур
наличие сферы общих интересов и общих задач с т. з. перспектив развития 1. Непрогрессивная форма: (аборигены Австралии, коренное насел-е Аиерики, племена Африки, малые народы севера Европы и Свбири). Сущность непрогр. типа: неизменность единыжды установл порядков, жесткое табу на изменение. Для эк жизни характерен кочевой или полукочевой образ жизни. Соц орг-ция: коллективизм, отсутствия гос-ва, обществ отн-я регулируются на основе обычаев и традиций.
Духовная культура: обожествление могущ сил природы, человек воспринимается как часть живой природы. Ценность типа:
глубокое знание законов природы
нет разрушения природы и среды обитания
2. Циклический тип. К этому типу относятся вост цив-ции Суть типа: изменения в этом типе происходят медленно после акробации опыта многими поколениями. Развитие происходит в виде спирали, медленно.
Экономич. Структура:
основу эк жизни сост аграрный тип развития
господтво нат хоз-ва
общинный коллект труд (формы ч/с не выражены)
гос-во явл верховным собственником всех земель
Полит структура:
характ чертой явл созд-е сильных централиз г-в
личный интерес был подчинен обществ интересу
управление г-вом осуществляется при помощи чин-бюр м-ны
обезличенность госуд машины
соц структура:
строгая иерархия слоев
существуют только вертикальные связи
Характерна глубокая религиозность и вера в преопределенность мирового порядка. 3. Прогрессивный тип. (древнегреч, древнеримск, З-Е цив-ции) Суть: быстрое поступательное развитие.
Экономич структура:
ярко выражен изначально индустр тип
интенсивное развитие торговли и ремесла, развитие формы с/х Политич структура:
рано появляется новая форма гос власти в виде демократии
разумное сочетание личных и обществ интересов
наличие развитых, независимых от власти горизонт связей
Соц-классовая структура:
множество прослоек
возможен переход от одной соц группы к другой
Дух жизнь и ментальность:
эти об-ва скорее светские, нежели религиозные. Здесь боги - те же самые люди, только наделенные большими кач-вами
антропоцентрический хар-р культуры и ментальности
инновационный хар-р мышления
духовная свобода человека
Противоречия:
высокая соц-классовая дифференциация об-ваа и нерав-во
возведение европ ценностей в абсолют
научно-техн прогресс ведет к господству голого рационализсма и потере гуманист ценностей
постепенно на фоне нтп идет утрата ценности личности, идет стандартизация мышления
радикальное вмешат-во в окр природу привело к глоб проблемам
4. Особенности становления русской цив-ции, факторы ее формирования. 1я концепция утверждает, что Россия - это часть зап цив-ции, и Россия и запад имели общие христианские ценности
2я концепция утверждает, что Россия - это часть вост цив-ции, и имеет много Восточных черт
3я концепция (Данилевский) утверждает, что России предначертан исключит тип развития, Россия будет спасительницей мира.
Исходные позиции для анализа Русск цив-ции:
Россия цивилизационно не однородное государство. Это конгломерат разных народов с разной ментальностью
Россия находится на перекрестке двух типов цив-ций В и З, поэтому Р всегда будет стоять перед проблемой выбора путей развития
Осн факторы становления Р цив-ции
природно-географич и климатич
этнич фактор
духовный фактор
Этапы развития:
Доисторический (2 тыс лет до н. э. - 9 в)
Киевская Русь 9-13 вв
Московская Русь 14-17 вв
Авторитарная Россия нач 18 в -1985 г
Демократич правовая Россия 1985 - ? ?? ?
6. Образование восточнославянского гос-ва. Норманская и антинорманская теории. По поводу образования Восточнослав гос-ва сущ 3 теории:
Норманская ( о завоевании Руси варягами)
Антинорманская
Теория о призвании варягов
Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер. Суть: 1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва
2. Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян. Доводы
Слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н. э.
дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин-бюр апп-т
1-е киевск князья были варягами
в “Пов Врем Лет”есть упоминание о том, что славянск племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны.
Антинорманская теория
Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели никакого отношения к формированию в-слав г-ва
Доводы:
термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени роксолан рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во.
Теория о призвании:
Суть: гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности. В кач-ве 1-х князей они пригласили варягов.
Государство- это особый аппарат управления, стоящий над об-вом и призванный охранять обществ порядок.
Признаки гос-ва:
единая терр-рия
наличие чиновнич апп-та
армия
наличие суд системы
К 7-8 вв начинается тенденция объединения терр-рий, где проживали славяне, а именно: племена нач объединяться в союзы племен. К этому времени оформились 12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, кот начинает выполнять административные ф-ции. К 7-8 вв начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять суд ф-ции.
Причины оформления гос-ти у В сл-н:
усложнение эк жизни
отделение ремесла от с/х
выделение воен сословия
появление эк нерав-ва
Первые киевск князья были варяги. В 60-е годы 9 века га княжение в Новгород приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает Киев и объединяет 2 центра. Факт объединения Новг и Киева ознаменовал факт обр-я единого восточнослав г-ва. Почему был приглашен варяг:
варяги - хорошие воины
у варягов уже был опыт в созд-ии гос-ва
нейтральная фигура
7. Соц-полит и эк развитие К. Р. в к 10 - нач. 12 вв
Почему этот период называют периодом расцвета? :
была упорядочена система управления страной, т. е. оформлена полит структура К. Р.
формируются эк связи в гос-ве
была создана законодат база г-ва
была упорядочена соц структура об-ва
была сформирована единая нац идея (христианство)
Полит структура:
КР представляла из себя военно-феод монархию: власть становится наследуемой, привилигиров сословие - военно-служилаю знать, кот за службу получает земли, населенные кр-ми, т. е. начинают формироваться феод. Отн-я. Киевск князь явл главой всех ветвей власти. Власть наследуется по родовому принципу. При князе существует боярская дума - это совещат орган, кот состоял в основном из старшей дружины княза. Дружина состояла из 2 частей: Старшая дружина (более опытные, кто за службу получал земли с правом наследования, впоследствии - бояре), младшая дружина, жила при князе, и князь делился с ней доходами, отдавая 1/3. На этом этапе ликвидируется институт местного княжения и на местах сидят наместники князя. Формируется чин апп-т. Вместе с тем власть князя была не так сильна, т. к. 1. Были усобицы за престол м/д родственниками
боярская дума имела право вето на решение князя.
старшая дружина была самостоятельной, имела свои земли, свою дружину, ...... Законодат основой КР явл “РП”, основопол-ком кот-й явл Ярослав Мудрый. Экономика КР:
Основу эк жизни КР сост с/х
КР активно занимается внешн торговлей
продолжает сохранять свою значимость другие виды хоз деят-ти (охота, рыбалка, собир-во, борт-во)
получают развитие феод отн-я. Но на этом этапе они не были развиты, т. к. военно-феод знать основной источник доходов видела не в земле, а в воен-торг походе, и в КР % зависимого населения был весьма незначителен. Соц структура:
В соответствии с РП в КР выделяется 3 катег нас-я:
люди служилые (привилегированное сословие, старш друж-ки)
люди (свободные жены городск или сельской общины)
черные люди (полностью зависимые, полузавис)
На этом этапе происходит крещение Руси......
8. Крещение Руси (причины, ход, последствия)
Причины:
Византия, как и КР, занимала серединное положение между В и З Церковь в Византии была строго централизованной и подчинялась гос власти, Виз церковь всегда стояла за единое г-во
многие русские были знакомы с этой религией
неудача языческой реформы
Последствия:
Объединение славянских земель на единой духовн основе
приобщение к зап-евр и визант культурным и христ традициям и традициям вообще рост междунар авторитета КР
гуманизация нравств отнош-й
влияние на эк-ку (рост междунар торговли, развитие и совершенствование с/х пр-ва)
толчок развития культуры
появление каменной архитектуры
интенсивно развивается ИЗО
литерат традиции (появл письменности)
и др.
Негатив:
оформление культа власти
рабская психология, произошло превращение церкви в идеолог инструмент гос-ва мистич восприятие хр-ва
9. Феодальная раздр-ть и т-м протекторат на Руси.
Причины феод раздр-ти:
Увеличение значимости вотчинного землевладения
недостатки родового принципа наследования престола
ослабление полит и эконом роли Киева
поводом феод раздр-ти явился Любечский съезд. Он изменил принцип наследования престола и ввел принцип от отца к сыновьям.
15 крупных самост княж-в получили название земель. Только 2 кн-ва не были переданы никому в насл-во: кивевкс и новгор.
Почему не раздробилось Киевское кн-во? :
формально киевск князь считался великим князем
на киевск престол могли претендовать все самые сильные князья Феод раздр-ть - это закономерный этап в развитии об-ва, кот прошли все страны. Поэтому однозначно оценивать фр нельзя:
Позитив:
Интенсивное развитие регионов, власть больше приблизилась к народу феод усобицы стали реже
интенсивное соверш-е эк-ки, а именно с/х пр-во, переход на 2-3 польную систему,
интенсивное изнотовл-е мет о/т, развитие городов.
К концу 13 в в ККн насчитывалось около 300 городов. Происходит превращение городов в центры ремесла и торговли, создаются купеч корпорации, развивается система мсу.
феод отн-я вступают в свой зрелый этап
Негатив:
многие русск земли попадают в зав-ть от других народов
Этапы и формы зав-ти от т-м:
Прямого полит правления на Руси т-м не ввели, но выдавали князьям ярлыки на княжение. Ярлыки были двух видов: золотой и простой. Золотой с правом передачи власти по наследству. Т-м использовали методику разделяя властвуй. Русск земли должны были платить ЗО выход.
К 1236 году монг империя представляла собой огромную империю. Этапы ТМП:
1 этап: - 1237-1327 гг - самый тяжелый и разрушительный этап. До 1257 года дань не была фиксированной. С 1257 размер дани стал фиксиров. Эту дань собирали уже не откупщики, а баскаки.
II этап- 1327-1380 был ликвидирован институт баскачества. Моск князьям было предоставлено право самим собирать дань с земель и везти в Орду, как следствие прекратились набеги. На этом этапе ослабевает как экон так и полит влияние Орды на русск земли. Ярлык на великое княж-во во Влад-Сузд земле закрепился за Моск князьями и передавался по наследству. На этом этапе был разбит миф о непобедимости монголов.
III этап: - 1380-1480 - на этом этапе власть ЗО была номинальной. ЗО уже не выдавала ярлыки, дань выплачивалась нерегулярно.
11. 11. 1480 - конец стояния на Угре.
Негативные последствия мтп:
ослабление русск княжеств
на длит время русск земли оторвались от визант и з-е цив-ций происходит разрушение и замирание хоз жизни
тмп оказал влияние на ментальность человека
Позитив: