ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА В СССР 1935-1939 ГОДОВ: МАТЕРИАЛЫ ГАЗЕТЫ "ПРАВДА" В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ - (курсовая)

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА В СССР 1935-1939 ГОДОВ: МАТЕРИАЛЫ ГАЗЕТЫ "ПРАВДА" В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Омский Государственный Университет
    Кафедра современной отечественной истории.
    Курсовая работа
    Тема: Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939годов:
    Материалы газеты " Правда " в социально-психологическом
    аспекте проблемы.
    Выполнил: Романенко Т. Л.
    Научный руководитель
    к. и. н. АЛИСОВ Д. А.
    ОМСК-1995.
    Содержание.

Введение ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 3

Пропаганда и газета ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 8 Партия и пропаганда ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 18 Социально-психологическое

содержание центрального органа страны ... ... ... ... ... 25 Заключение ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 36

    Список использованных источников и литературы ... . 39
    Введение.

Российская история всегда представляла интерес для любого здравомыслящего человека и тем более для исследователя. Народ и государство , религия и общество во все времена , будь то ранняя история или современность , настолько занимательны , что выбор периода для исследования представляет собою значительную трудность, поскольку в каждом из них можно наблюдать любопытные факты и тенденции. Мне же хотелось остановиться на истории советского периода. Для этого есть несколько оснований. Во-первых, всегда интересно общество , стремящееся к совершенству , и одним из таких обществ является российское. Именно тот особый путь по которому шла Россия для достижения этой цели , представляющий собою тайну , которую пытается раскрыть целая армия ученых , привлекает мое внимание. Оно сильно и потому , что как патриота своей Родины , меня беспокоит дальнейшее ее развитие , а для будущего просто необходимо иметь прошлое , как можно более богатое событиями и происшествиями. В них необходимо находить и тщательно разбирать те ошибки , которые не должны быть вновь совершены.

Подходящим временным отрезком для познания и осознания служит так называемый период " сталинского тоталитаризма ", выросшего на абсолютно гуманистической идее построения лучшего общества , но ставшего символом жесточайшей в истории централизованно-террористической системы с гигантской и чрезвычайно разветвленной сетью лагерей и общих могильников. Миллионы ни в чем не повинных людей нашли свою смерть в огромном концентрационном лагере , называвшемся Советский Союз.

Почему же идея коммунистического строительства , являющаяся и по сию пору одной из величайших идей человечества , породила такую жесточайшую систему ? И почему эта самая система смогла просуществовать на протяжении многих лет ? Ответа на эти вопросы у исторической науки до сих пор не существует , но исследования ведутся и будут продолжаться еще долгое время.

В данной работе не будет попытки ответить на оба эти вопроса целиком , но будет как можно яснее описан механизм , поддерживавший равновесие и стабильность тоталитарного государства в тридцатые года. Причина же выбора периода 1937 1939 годов в том , что , очевидно , именно эти года и являются апогеем развития сталинской системы террора в советском государстве. Этопик развития не только государственности тоталитарного типа , но и крайняя степень развития советского общества образца двадцатых - пятидесятых годов. Люди, составлявшие российский социум в то время и беззаветно верившие в светлое коммунистическое будущее , с одной стороны ; подвергались не менее беззаветным гонениям и репрессиям , со стороны обратной. Парадокс этот виден и на примере экономического развития СССР , которое шло за счет миллионов заключенных , работавших на самых тяжелых работах , но в то же время не стоит отрицать и факт существования чрезвычайного энтузиазма в массах , готовых перевернуть горы для собственной Родины. И для того , чтобы разобраться в этом парадоксе необходимо обратиться к одной из самых загадочных сторон общественной жизни в тот период - к идеологии. "Идеология - это система взглядов и идей , в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу , социальные проблемы и конфликты , а также содержатся цели ( программы ) социальной деятельности , направленной на закрепление или изменение ( развитие ) данных общественных отношений, " - такое толкование идеологии дает философский энциклопедический словарь. Но нас более интересуют формулировки авторов , разрабатывавших данную тему. Все они как правило сходятся во мнении о том , что " .... идеология - это такое систематизированное отражение общественного бытия , которое отражает интересы определенного класса.... "(1)- как пишет по этому поводу В. Иванов , а советский исследователь 70-х годов В. А. Ядов поддерживает его, говоря, что: "Идеология есть система взглядов и идей определенного класса или социальной группы. "(2)

Таково было мнение ученых относительно идеологии в 60-70 года , но и в 1991 не противоречат им Колеватов В. и Носков А. , заявляя: " Идеология ВСЕГДА ограничена горизонтом интересов данной социальной общности.... Она может содержать и содержит в себе объективное выражение ( и отражение ) интересов социальной группы , класса , профессионального сословия и др. "(3) Как мы можем увидеть , в каждом из этих определений , сформулированных в различные годы , присутствует указание на классовую основу идеологии , которую невозможно отрицать. На это-то мы и обратим внимание , поскольку для нас особый интерес представляет общество в целом , а значит и те классы, из которых оно состоит. "Классы общественные - ссылается на В. И. Ленина краткий политический словарь 1978 года издания - "большие группы людей, различающиеся по их месту в .... системе общественного производства.... - а также -.... по их роли в общественной организации труда , а следовательно , по размерам той доли общественного богатства , которой они располагают. " Это очевидно и спорить не приходится , не менее очевидно и то , что социалистическое общество предполагает наличие только трех классов " органически слившихся в единый советский народ ", и вовсе не включает в себя класс эксплуататоров. В Советском Союзе дело обстояло совсем не по этой схеме , хотя социализм все же был объявлен в конце 30-х. На деле существовала прослойка эксплуататоров трудового народа , именовавшая себя " советской властью ". "Сталинская власть по своей социально-классовой природе была властью государственно-партийной бюрократии, " (4)- пишет А. П. Бутенко , и необходимо добавить , что эта самая бюрократия составляла значительную армию людей , занимавшихся совершенно номинальной работой , которую в здоровом государстве трудно и представить. При этом огромный процент населения трудился в лагерях получая ничтожную часть произведенного продукта. Основная же доля национального дохода уходила на поддержание роскошного уровня жизни властьимущих , а также для поддержания стабильности и устойчивости существующего положения.

Таким образом , можно говорить о прослойке , и даже целом классе , имеющем , без сомнения , собственную идеологию: собственные интересы и представления. Но в то же время эта идеология никоим образом не совпадала с идеологией масс , по-прежнему мечтающих о коммунистическом обществе. Верить в то, что коммунизм можно построить на костях граждан попросту трудно , а ведь именно эту политику и проводило советское правительство в 20-50-е годы. И здесь появляется необходимость создания и распространения массовой идеологии , как можно более подходящей для советских граждан. Проблемы в этом не возникало, поскольку существовала замечательная идея , разрабатывавшаяся в течении многих и многих лет. Но идею вырабатывали еще гуманисты средневековья , совершенно не склонные к насилию , и народ мог бы попросту не понять государственной политики, именно поэтому были необходимы методы для сокрытия истинного положения вещей. Сталину это легко удалось , поскольку он мог распоряжаться прекрасной системой пропаганды и агитации , созданной еще первым поколением большевиков. Они достаточно хорошо понимали , что ".... информация не является чем-то самостоятельным , не представляет собой нечто абсолютное - заявляет Г. Клаус - , но имеет информационный характер только в отношении к системе , воспринимающей информацию. "(5) А в то же время- " .... Информировать другие системы - это лишь особая форма управления, "(6) поскольку " .... Информация - это используемая для управления сторона отражения , упорядоченное изменение, "(7)-как пишет Н. И. Жуков. С этим согласны и кибернетики , пришедшие к выводу о том , что ".... Информация нужна для обеспечения управления , поэтому понятия информации и управления соотносительны. "(8)

Французский исследователь Поль Лайнбаджер писал: ".... Информация становится пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели, "(9)- а о целях сталинского режима мы уже говорили. Но теперь необходимо представить : какие же результаты должно дать информирование общества абсолютно закрытого для какой-либо альтернативной информации. Да ко всему прочему существует еще множество методов и приемов пропаганды и агитации , которые можно использовать в целях усиления воздействия. Вот эти методы и способы пропагандирования , а также степень его воздействия и являются предметом исследования в данной работе.

1) Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. -М. : Политиздат, 1977. -С. 25.

2) Ядов В. А. Идеология как форма духовной деятельности общества. -Л. : Лениздат, 1961. -С. 234.

3) Колеватов В. ,Носков А. Идеология: ликвидация недоразумений или выработка новых подходов ? // Коммунист. 1991. N4. С. 43.

4) Бутенко А. П. Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю советского общества. Л. : Лениздат, 1990. -С. 155.

5) Цит. по: Власов Ю. М. Пропаганда за фасадом новостей. -М. : Изд-во МГУ, 1976. -С. 23.

    6) Там же: с. 26.
    7) Там же.
    8) Там же.
    9) Там же: с. 27.
    Глава 1. Пропаганда и газета.

Для того , чтобы идеология ( любая идеология ) могла существовать , необходима поддержка миллионов людей , нужны средства и механизмы распространения идеологических формул в народ . Соковнин пишет об этом так-"Определенные идеи , чтобы существовать в виде идеологии , должны быть восприняты многими людьми. Они должны распространяться среди людей. "(1) Вот здесь-то и выходит на арену информация. Прежде всего ".... никакая информация невозможна без определенной цели. Тот , кто думает информировать без определенной цели и считает возможным взаимоотношение такого характера , тем самым уже провозгласил цель, "- сообщает F. Fatorello(2), и с этим трудно не согласиться. Применительно к пропаганде это может обозначать то , что даже самая нейтральная информация носит в себе какую-либо цель,

но ведь , говоря словами P. Lianbuger'а , ".... Информация становится пропагандой , если лицо , публикующее ее , преследует какие-либо цели. "(3) Значит , любая информация является пропагандой. Попробуем проверить эту гипотезу , используя уже материалы советских исследователей.

В. И. Бровик и И. В. Попович пишут: ".... Информация характеризует конкретный акт отражения со стороны его содержания , без учета особенностей его как определенного процесса. Если свойством отражения обладают все виды материи , то свойства информации присущи материи лишь на таком уровне ее организации , на котором возникают процессы управления. "(4) Это может означать лишь то , что человек получая информацию служит объектом управления , независимо от ее качественных , содержательных характеристик , но в таком случае процессы управления возникают в социальной информации - а также в математических и естественнонаучных теориях. (5) Но разница между социальной и естественнонаучными теориями все же существует , она в идентичности информации социальной и смысловой. "Смысловая информация по своему характеру является социальной , так как она возникает в процессе общения людей и отражает факты , события , явления.... "(6) В свою очередь , математическая и иные информации скорее соотносятся со статистическим аспектом логической информации (7), что формально отделяет их от социальной сферы. Из этого можно сделать вывод об идентичности смысловой и политической информации , которая является одним из видов социальной.

Таким образом , политическая информация существует только при наличии смыслового момента в информировании , если же в информации присутствуют одни лишь цифры , она теряет свой социальный , а значит и политический аспекты. Несколько слов необходимо сказать об основных принципах политической информации. " Условно принципы политической информации можно разделить на две группы. Первую из них составляют принципы , определяющие преимущественно характер содержания информации , ее направленность. Это - научность , партийность , всесторонность информирования , его связь с жизнью.... Вторую группу образуют принципы , обуславливающие выбор средств , форм , методов информации , ее организационную и методическую стороны. Это прежде всего оперативность , дифференцированность , популярность , доходчивость информирования и др. "(8) Кроме того , хотелось бы выделить ".... Приемственность - важнейший принцип политического информирования. Он требует такого построения информационного материала , при котором последующее опирается на предыдущее и вместе с тем подготавливает восприятие будущего. "(9)

Теперь обратимся к принципам работы политической информации. В общих чертах ".... процесс политической информации представляет собой единство двух встречных потоков информации: сверху - вниз и снизу - вверх. "(10) Воздействие на общественное мнение - это то , что является первым из потоков, -".... происходит , во-первых , путем прямого и непосредственного влияния политической информации на общественное мнение; во-вторых , путем опосредованного воздействия на те явления и факты сознания, психику людей , которые способствуют процессу формирования общественного мнения как социально психологического феномена (потребности , интересы , установки , ценностные ориентации и др. ). "(11) Второй же поток , идущий снизу , работает по принципу обратной связи - после приема информации у реципиента появляются какие-то эмоции , отклики , поступающие к информатору.

П. М. Якобсон описывает это так: ".... когда в пропагандистском воздействии удалось глубоко затронуть чувства личности , то воспринятое содержание становится не толькло предметом размышлений , но и источником волнений или настроения , побуждающей силой для новых желаний и устремлений. "(12) Таковы основные принципы работы политинформации , а как известно ".... Значение осведомительно информационной работы состоит.... в том , что без нее идеологический процесс не может даже начаться , он немыслим без нее. "(13) Но кроме того ".... Политическая информация это составная часть и база агитационно-массовой работы.... ", а значит и пропаганды , без которой идеология не может существовать. " Идеология с помощью пропаганды обращается к массам , стремясь представить политику господствующего класса как целесообразную и обоснованную , имеющей статус теоретической , научно обоснованной , мировоззренческой оправданности , "- пишет Гуревич в своей работе. (14), а В. Ф. Правоторов , в подтверждение этой мысли , говорит , что ".... пропаганда - это деятельность по распространению в массах идеологии и политики определенных классов , партий и государств. "(15) При всем , необходимо добавить к словам данных авторов , что несмотря на казалось бы пассивную роль пропаганды , выступающей как инструментарий идеологии , пропаганда на самом деле является самостоятельным элементом в общей структуре идеологической системы.

Безусловно пропаганда не может обойтись без идей , но с другой стороны идеология , особенно в условиях ХХ века никак не сумеет обойтись без пропаганды.

Конечно же существует и более широкое значение термина "пропаганда" , охватывающее полностью все возможные его отношения. " В самом широком смысле под пропагандой подразумевается особый род социальной деятельности , основная функция которой состоит в распространении политических , философских , научных , технических знаний , художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов , представлений и эмоциональных состояний , оказания влияния на поведение людей. "(16) Если рассматривать пропаганду под таким углом , то несомненным становится факт обладания пропагандистскими возможностями любого предмета , формы или образа , на это стоит обратить внимание поскольку в дальнейшем нам придется обратиться к семантической структуре газеты: к словам , фотографиям , рисункам. Пока же вновь обратим внимание на сам термин " пропаганда".

" Слово "пропаганда" - исторически обусловленная форма политической и идеологической деятельности , которая используется различными классами , партиями и государствами для целенаправленного распространения своих идей , воззрений и ценностей с целью оказать воздействие на мировозренчекие представления , социальную ориентировку и поведение индивидов и социальных общностей, "(17) - пишет Гуревич. Он считает необходимым для всестороннего раскрытия содержания пропаганды как теоретического понятия представить точки зрения различных авторов , и мы последуем за ним , поскольку без этого может возникнуть некоторая неопределенность при работе с самим термином. При первом взгляде на различные определения пропаганды , которые дают буржуазные исследователи , может показаться , что они абсолютно тождественны. В самых общих чертах пропаганда рассматривается как организованное убеждение , обращение к сознанию индивида , распространение определенных идей и представлений. Именно эта сторона процесса и зафиксирована в расшифровке термина , которую предлагают американские социологи Robert T. Holt и Robert W. de Velde. Они пишут: " Во всех определениях пропаганды подчеркивается , что она представляет собой попытку влиять на поведение , воздействуя с помощью средств массовой коммуникации на характер постижения массовой аудиторией смысла и значения окружающего мира". (18) С этой точкой зрения нельзя не согласиться , но с другой стороны можно увидеть в их словах ориентацию не на политическую пропаганду , а на пропаганду в ее чисто прагматической плоскости. Для этих исследователей пропаганда представляется в отношении вульгарном , повседневном и практическом. Нас же более интересуют политический и психологический моменты.

В американской социологии содержится попытка раскрыть природу пропаганды на основе выявления ее различий с другими видами общественной деятельности. Kris E. и Leites N. подчеркивают, что " образование в отличие от пропаганды распространяет результаты познания , т. е. такие представления , которые не носят противоречивого характера , одинаково оцениваются различными группами людей. Если же некоторые представления , в том числе и социального содержания , вызывают разное отношение у тех или иных слоев населения , можно все же полагать , что это уже сфера пропаганды ". (19) На эти слова стоило бы обратить внимание возникает один спорный момент , который хотелось бы разрешить. Проблема в том , что американские социологи никогда , видимо не учились в советских школах , особенно в 30-е годы, и никогда не воспринимали тяжесть пропаганды на школьной парте или в аудитории. В обществе , где математика носит классовый характер даже представления , не носящие противоречивого характера , могут носить пропагандистский оттенок. Продолжив эту

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать