ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА В СССР 1935-1939 ГОДОВ: МАТЕРИАЛЫ ГАЗЕТЫ "ПРАВДА" В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ - (курсовая)
p>В советской пропаганде 30-х годов он применялся в довольно -таки парадоксальной форме. С одной стороны , режим проповедовал теорию абсолютно равного общества , где каждый человек имеет ровно столько же прав как и любой другой , но с другой стороны , в обществе произошло четкое разделение на своих и чужих. Но в этом парадоксе нет ничего странного если вспомнить основные характеристики пропаганды и агитации и их основное различие первая обеспечивает стратегические задачи , вторая ведает тактикой. Вот и появляются на страницах "Правды" пропагандистские статьи о стахановском движении, описывающие подвиги простых рабочих , которые как правило с детства работали на шахтах и заводах , затем воевали с белыми и , наконец , трудятся на благо советской Родины. Огромная масса в среде крестьянства и рабочих воспринимают эти материалы и возникает обратная реакция служащая , как мы помним, вторым потоком в процессе политической информации. Использование метода персонификации запускает цепную реакцию пропагандирования. В редакцию газеты приходят письма читателей. Эти материалы исключают практику фальсификации , поскольку они , с точки зрения пропаганды , совершенны; в них присутствует четко выраженная направленность к различным социальным группам и выражающая интересы этих групп тематика (полувеком позже Шандра напишет: ".... наряду с теоретико - пропагандистскими материалами , которые рассчитаны на массовую аудиторию , в газете могут и ДОЛЖНЫ публиковаться тексты , адресованные определенным специальным группам , максимально созвучные их интересам , потребностям. "(6)) Но самые важные для пропагандирования характеристики этих материалов - это искренность и , в то же время , лояльность и даже , как правило , любовь к режиму. Примером для сказанного может служить подборка писем в "Правде" от 1 января 1937 года под общим заголовком "Мой самый счастливый день в 36 году ". (7) Семантическое содержание текстов этих писем указывает на стремление газеты создать прочную установку , которая представляет из себя ".... звено , образующееся в системе взаимодействия индивида с внешним миром, взаимодействие , начинающееся с воздействия внешнего мира на индивида, субъекта. "(8) Прибегая к простейшим приемам: таким , как ".... Употребление в речи нескольких синонимов из одного синонимического ряда, - которое, - способствует усилению смысла сказанного , " нагнетанию " основного семантического оттенка данного ряда.... " (9) (" благополучный" , " удача" , " успех" , "полный счастья" , " счастливо" , " счастливый" и наконец "самый счастливый " ; до 3% слов из этого ряда), использование штампованных языковых средств ( " любимая Родина ", " народная демократия", "лучшее государство", "коммунистическая партия" и др. ) , приводит к появлению установки у читателей данных материалов , направленной на восприятие советской действительности в положительном свете. А по мнению Шерковина - ".... В соответствии с усвоенными установками люди реагируют положительно или отрицательно на все , что так или иначе касается их или как-нибудь затрагивает их интересы , их осознанные или бессознательные влечения , их ценности. "(10) Именно поэтому существует столь очевидное направленность на создание четкой и постоянной установки по отношению к воспринимаемой действительности , как к наиболее совершенному варианту. Та же тенденция прослеживается и в отношении культуры , искусства. В качестве примера , причем очень яркого , хотелось бы привести слова художника , которые долго блуждали по страницам прессы. ".... Я глубоко верю в большое искусство наших дней, -писал А. А. Дейнейка. - Красивое искусство современности.... Кого не захватят наши дни ? Кто останется к ним равнодушным ? Яркие порывы , титанические размахи пролетариата - солнце - красочно хочется набросать тысячью самоцветных каменьев и запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс. "(11) Такие же материалы публикуются и на страницах "Правды", доводя иногда этот процесс до абсурда. Например к столетию Пушкина в газете присутствуют материалы , посвященные этому событию (12), и среди них статьи и заметки, посвященные советскому государству, причем в этих материалах прослеживается тесная связь пушкинской поэзии и сталинского искусства. Появляется мысль о том , что Александр Сергеевич, без всякого сомнения, стал бы лауреатом сталинской премии. Тексты написаны с применением клише в сильной степени экспрессивности ("яркие порывы", "титанические размахи", "героическая борьба", "протест поэта", "реакция царизма" и т. д. ), использованием синтаксических средств усиления ( вопросительные предложения, употребление тире), что несомненно должно было сказаться на появлении четкой установки и даже стереотипа. О стереотипах и пойдет ниже речь.

"Стереотипы, - пишет В. Л. Артемов, - это представление или образ , которые схватывают то или иное явление в целом , сразу , без частностей и деталей. "(13) У стереотипов существует особый механизм действия - ".... Для пробуждения стереотипа требуется затронуть установку, - которая, - есть сложившаяся у индивида на основе имеющегося опыта предрасположенность к восприятию социальной информации с учетом определенных социальных позиций , что выражается в системе ценностных ориентаций субъекта. "(14)

"Стереотип , как всякое психическое образование , включает в себя единство двух взаимодействующих начал - знания и отношения , из которых то одно , то другое выступает в качестве преобладающего. "(15) Но это происходит далеко не всегда. В манипулятивной пропаганде сталинского режима знание находится в состоянии подчинения к отношению , поскольку государство обладало монополией на информацию. Но существует закономерность - ".... двуединая структура стереотипа (отношение плюс знание) ставит отношение в обратную зависимость от знания субъекта. Чем выше образованность осведомленность и сознательность человека, тем лучше он понимает , чьим интересам соответствует пропагандистский материал. "(16) Как же обстоит дело с повышением образованности и осведомленности на страницах "Правды"?

Для начала обратимся к газетным материалам , посвященным внешнеполитическим обзорам. В 1937 году внимание всего мира конечно же было посвящено событиям в Испании , боевые действия находили широкое отражение на страницах прессы всего мира и "Правда" не являлась исключением. Около 17% материалов относились к зарубежным новостям, и от 5 до 10% в каждом номере , за исключением специальных , было отдано под "испанские" репортажи, сводки, сообщения. У Советского Союза существовал четко выраженный интерес к Испанской войне , поскольку эта страна могла впоследствии войти в пока немногочисленное сообщество социалистических государств. Поэтому "товарищам по борьбе" необходимо было помочь , для чего в Испанию высылались отряды "добровольцев" В добровольцах же недостатка не ощущалось, особенно среди офицеров НКВД. А в это время в советской прессе идет полным ходом процесс пропагандирования, основной задачей которого становится создание стереотипа , выражавшегося бы в полной поддержке массами политики правительства.

В этой работе хорошо помогают такие методы , как нейтральное пропагандирование ( в газете появляются факты и события , сообщение о которых получены из нейтральных источников), метод драматизации фактов (выражающийся в использовании семантических средств для придания фактам и событиям более выразительной окраски), кроме того широко распространено комментирование сообщений. Названные приемы позволяют манипулировать фактами в угоду информатора , и возможно это благодаря специфической природе факта. Это замечал еще Горький , писавший весьма образно о том , что ".... Факт - еще не вся правда , он - только сырье , из которого следует выплавить , извлечь настоящую правду. Нельзя жарить курицу вместе с перьями , - продолжает он, - .... нужно научиться выщипывать несущественное оперение факта , нужно уметь извлекать из факта смысл. "(17) ".... Факт действительности - это завершенный или незавершенный процесс взаимодействия вещей , предметов , систем, а процесс противоречив , так как одновременно содержит в себе и момент изменчивости и момент устойчивости. "(18) Из-за этого противоречия появляется возможность воздействия фактами на общественное сознание. И даже не придется что-либо изменять в расстановке фактических данных , которые " .... в каждом случае будут абсолютно верны . За их достоверность можно ручаться под присягой. Но именно толкование этих данных , как и самого факта в целом , делает их пропагандой. "(19) Комментарий же является одной из наиболее сильных сторон сталинской пропаганды. Пронин говорит: ".... комментарий можно понимать в узком смысле как прямое повышение однозначности и увеличения информационной избыточности в сообщении , иными словами , - сообщение степени свободы интерпретации сообщения реципиентом; комментирование же , понимаемое широко , - это отбор и знаковое кодирование информации. "(20) Прекрасно это заметно на примере материалов "Правды", посвященных судебным процессам по делам "изменников и предателей Родины". Присутствие на ее страницах гневных , ругательных материалов понятно , как-никак обвинение в измене , но где же статьи о предыдущей работе этих людей , а они были далеко не рядовыми в партии. Не может же быть такого , чтобы Радек, Пятаков, Сокольников, Серебряков и другие "государственные преступники" на протяжении десятков лет совершали лишь преступления , причем безнаказанно. Но так или иначе , в номерах "Правды" с 21 по 30 января , пока шел суд не было ни одного положительного слова о них. (21)

Зато присутствует большое количество прекрасных , с пропагандистской точки зрения, обличительных статей , выполненных в превосходной экспрессивной манере , причем в них отмечаются такие выразительные формулы , которые недоступны для буржуазной прессы и поныне. "Троцкистские шпионы, диверсанты, изменники", "продавцы народной крови", "подлейшие из подлых" и т. д. Произошло лексико-семантическое смещение в значении слов - то , что в семантике называется актуализацией значения путем наполнения старого слова (формы) новым содержанием. (22) А при этом следует помнить , что ".... Семантическая структура слова связана с различными категориями психики человека, а следовательно , способна отражать сферу субъективного в общении в форме разного рода коннотаций оценочных, контекстуальных , стилистических , культурных и идеологических. сфера субъективного , ко всему прочему, - может выражаться с помощью других средств языка: лексических, синтаксических, стилистических и даже текстовых. "(23)

Такие свойства средств языка в политике приводят к тому , что образуется ".... языковое поле , которое объединяет ключевые политические термины и символы (миф) , название доктрин , специальную политическую лексику , слова-лозунги. "(24) Это языковое поле существовало и в советской политической системе. И более того , оно переросло в ".... Политический язык - основной язык пропаганды. "(25) Lasswell H. полагал , что ".... Нельзя политические идеи преподносить в произвольной форме , она должна быть строго регламентирована. Только в том случае , когда политический язык приобретает строгие нормы , эффект воздействия будет достаточным. "(26) Этого можно достичь при помощи "политического мифа", а каждый "политический миф" состоит из большего или меньшего числа "политических формул". С помощью "ключевых символов" и "лозунгов" пропагандист (коммуникатор) и обрушивает на массы поток "политических формул". "(27) Несколько опережая Lasswell'а, об этом говорил Луначарский: ".... Если для данного времени имеется какой-то лозунг , надо его до дна довести и совершенно пропитать этим лозунгом сознание той среды , к которой вы обращаетесь. "(28) Пропаганда 30-х годов прекрасно использовала этот совет , насыщая лозунгами каждую пядь газетной полосы. При этом в лозунгах присутствует прежняя тенденция , характерная для пропаганды в целом - крайняя степень экспрессивности , доведенная до полуистерии. Даже за , казалось бы , нейтральной фразой "За большевистский стиль руководства" скрывается выразительная картина чисток в партии, абсолютного контроля сверху и привычка подчиняться усвоившаяся у каждого гражданина. А что уж говорить о таких лозунгах , как "Смерть изменникам Родины", "Проклятие фашистам", "Раздавить гадину" и т. п. , да еще если учесть , что они выдвинуты простыми людьми сталеварами и колхозниками. (29) Вот и приходили в редакцию газеты все новые и новые отклики , продолжала действовать установка перерастая в прочный стереотип. И мало кто верил уже в 1938 году обвиняемым Бухарину, Рыкову, Раковскому, Ягоде и многим другим , потому что "партия всегда права". А права партия (вернее Сталин) всегда потому , что вовремя использовала нужные формулы , для создания "политического мифа" о непогрешимости и "святости" товарища Сталина , а вот Бухарин , например , будучи хорошим теоретиком , но слабым практиком , не сумел. Сталин оказался хитрее и практичнее всех своих "товарищей" - он вовремя понял и использовал суть пропаганды и уже никогда не выпускал ее механизм из под своего контроля. Это-то и помогло Иосифу Джугашвили умереть , хотя и неспокойно , но зато будучи выше любого из смертных.

1) Шандра В. А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики. -М. : Мысль, 1982. -С. 25.

2) Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. -М. : Политиздат, 1975. -С. 398.

3) Ленин В. И. Речь по аграрному вопросу. 22 мая (4 июня) 1917г. / ПСС. Т. 32. С. 178.

4) Свечников П. В. У истоков партийной пропаганды. - М. : Московский рабочий, 1978. -С. 110.

5) Гуревич П. С. Пропаганда в идеологической борьбе. -М. : Высшая школа, 1987. -С. 254.

    6) Шандра В. А. Указ. соч. , с. 63.
    7) См. : "Правда" от 1 января 1937г.

8) Цит. по: Проблемы социальной психологии и пропаганды. М. : Политиздат, 1971. -С. 38.

9) Стриженко А. А. Основные закономерности использования языка в буржуазной пропаганде. / Язык и стиль буржуазной пропаганды. -М. : Изд-во МГУ, 1988. -С. 20. 10) Цит. по: Проблемы социальной психологии и пропаганды. -М. : Политиздат, 1971. -С. 38.

11) Цит. по: Парамонов А. В. ,Червонная С. М. Советская живопись. -М. : Просвещение, 1981. -С. 69.

    12) См. : "Правда" от 9-12 февраля 1937г.

13) Артемов В. Л. Правда о неправде. Критические очерки по современной империалистической антисоветской пропаганде. -М. : Политиздат, 1984. -С. 201. 14) Там же, с. 213.

15) Артемов В. Л. Объективная природа стереотипов и их использование империалистической пропагандой. / Проблемы социальной психологии и пропаганды. -М. : Политиздат, 1971. -С. 95.

    16) Там же, с. 102.

17) Цит. по: Володин Цифры и факты. Как их использовать. М. : Политиздат, 1968. -С. 9.

18) Власов Ю. М. Пропаганда за фасадом новостей. - М. : Изд-во МГУ, 1976. -С. 29. 19) Там же, с. 28.

20) Цит. по: Власов Ю. М. Пропаганда за фасадом новостей.... С. 30. 21) См. "Правда" от 21-30 января 1937г.

22) См. Язык и стиль буржуазной пропаганды. -М. :Изд-во МГУ, 1988. -С. 15. 23) Стриженко А. А. Язык и идеологическая борьба. -Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1988. -С. 15.

    24) Там же, с. 7.

25) Ермоленко Д. В. Пропаганда и семантика. / Проблемы социальной психологии и пропаганды. -М. : Политиздат, 1971. -С. 49.

26) Цит. по: Проблемы социальной психологии и пропаганды. - М. : Политиздат, 1971. -С. 50.

    27) Там же.

28) Цит. по: Нестеренко Ф. П. Пропаганда советского образа жизни в печати. -М. : Изд-во МГУ, 1982. -С. 8.

    29) См. "Правда" от 28 января 1937г.
    Заключение.

Подводя итог работе , можно говорить о том , что на примере прессы хорошо видно широчайшее распространение идеологического информирования масс ( или проще говоря пропаганды ) во всех сферах советского общества. И пресса занимала не последнее место в этом процессе. " Ее функции, - писал в 1937 году Albert Williams, - не делать деньги или развлекать читателя, а информировать его и стимулировать его интерес и веру в коммунизм. "(1)

Для прессы и в часности для "Правды" это означало то же , что и формирование общественного сознания, манипулирование этим сознанием, внедрение в него идеологических формул, угодных тем, кому была выгодна вся идеологическая система, основанная на лжи и лицемерии, прикрытыми значительными фразами и лозунгами. Создание идеологических и политических мифов , воспринимаемых как абсолютная истина и служащих для получения необходимых системе стереотипов, осуществлялось ".... различными способами, - пишет о системе буржуазной пропаганды, не слишком отличающейся от советской, А. Д. Пароятникова, - здесь и простой обман, и дезинформация, и подтасовка фактов, и замалчивание, и другие методы и приемы манипулирования общественным сознанием.... "(2) В случае с "Правдой" прекрасно использовались семантические особенности языковых единиц. Четкая организация пропагандирования, скорее даже общественного внушения , с которым неизменно связана всякая пропаганда(3), позволила газете преуспеть в формировании взглядов и представлений миллионов советских граждан. Под воздействием пропаганды и агитации в 30-х годах идет полным ходом становление нового типа личности, и невозможно было бы достигнуть такого результата без пропаганды и агитации, основные цели которых в том и состоят, чтобы ".... дать понимание социализма 175 миллионам людей союза; усилить в них энтузиазм для строительства социализма; заменить старые индивидуалистические представления и взгляды на мир общественными, коллективными; подготовить подрастающее поколение для будущего общества коммунизма. "(4)

Но вся проблема в том, что параллельно с этими необходимыми и очень важными, шло формирование и других взглядов и представлений. Слепое поклонение партии и лично товарищу Сталину, бессознательное осуждение всякого неугодного партийной линии процесса, совершенно бессмысленные поступки, единственным оправданием которых служила выгода системы - все это стало продуктом мышления масс в Советском Союзе. А в формировании самым непосредственным образом участвовали структуры пропаганды и агитации, полностью контролировавшиеся ЦК ВКП(б). И прикрываясь ленинским лозунгом о постановке дела в пропаганде и агитации начистоту, поскольку классы де обмануть нельзя(5), Сталин и его команда проводили под прикрытием щита пропаганды свои бесчеловечные эксперименты. Еще на рубеже нашей эры Овидий сказал замечательную фразу: "Зло подобает приукрашивать словами. "(6) Но человечество не прислушалось к этим словам , за что ему и пришлось так тяжело расплачиваться, но можно надеяться, что сделанные ошибки наставят людей на путь истинный, на котором они не будут вновь совершены.

1) Williams A. R. The Soviets. -New York: Harcort, Brace and Company, 1937. -P. 374.

2) Пароятникова А. Д. Конденсированные символы в буржуазной пропаганде. / Язык и стиль буржуазной пропаганды. -М. : Изд-во МГУ, 1988. -С. 75-76. 3) Артемов В. Л. Объективная природа стереотипов и их использование империалистической пропагандой. /Проблемы социальной психологии и пропаганды. -М. : Политиздат, 1971. -С. 96.

4) Williams A. R. The Soviets. -New York: Harcort, Brace and Company, 1937. -P. 369.

5) Ленин В. И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом. / ПСС. Т. 43. С. 58. 6) Nominibus millire licet mala. (лат. ) - Зло подобает приукрашать словами. ( Овидий "Наука любви" )

    Список использованных источников
    и литературы.
    Источники:
    1) Большевистская печать. -М. : Политиздат, 1940. -472с.

2) История ВКП(б). Краткий курс. -М. :Политиздат, 1950-350с.

3) Ленин В. И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом. /ПСС. Т. 43. С. 57-74.

3) Ленин В. И. Письмо к товарищу о наших организационных задачах. / ПСС. Т. 7. С. 3-72.

4) Ленин В. И. Речь по аграрному вопросу 22 мая ( 4 июня ) 1917г. / ПСС. Т. 32. С. 168-190.

    5) Ленин В. И. Что делать ? / ПСС. Т. 6. С. 3-195.
    6) Правда. Январь-март. 1937г.

7) Williams A. R. Nhe Soviets. -New York: Harcort, Brace and Company, 1937. -p. 554.

    Литература:

1) Артемов В. Л. Правда о неправде. Критические очерки по современной империалистической антисоветской пропаганде. -М. :Политиздат, 1984. -270с. 2) Афанасьв В. Г. Социальная информация и управление обществом. -М. :Политиздат, 1975. -448с.

3) Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики: Учебное пособие. -М. :Высшая школа, 1980. -366с.

4) Бутенко А. Н. Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю советского общества. -Л. :Лениздат, 1990. -288с.

5) Власов Ю. М. Пропаганда за фасадом новостей. -М. : Изд-во МГУ, 1976. -143с. 6) Володин В. Цифры и факты. Как их использовать. -М. : Политиздат, 1968. -63с. 7) Гуревич П. С. Пропаганда в идеологической борьбе. -М. : Высшая школа, 1987-263с.

8) Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. -М. : Политиздат, 1977. -303с.

9) Идеология и общественная психология. - Фрунзе: Илим, 1968. -119с. 10) Колеватов В. , Носков А. Идеология: ликвидация недоразумений или выработка новых подходов ? // Коммунист. 1991. N4. С. 41-55.

11) Маслов Н. Н. Идеология сталинизма: История утверждения и сущность (1929-1956). -М. :Знание, 1990. -64с.

12) Нестеренко Ф. П. Пропаганда советского образа жизни в печати. -М. : Изд-во МГУ, 1982. -14с.

13) Парамонов А. В. , Червонная С. М. Советская живопись. -М. : Просвещение, 1981. -272с.

    14) Политическая информация. -М. :Политиздат, 1973. -192с.

15) Политическая информация. Некоторые вопросы теории и практики. -М. :Мысль, 1974. -140с.

16) Проблема социальной психологии и пропаганда. -М. : Политиздат, 1971. -183с. 17) Свечников П. В. У истоков партийной пропаганды. -М. : Московский рабочий, 1978. -176с.

18) Средства массовой информации и пропаганды. - М. : Политиздат, 1984. -352с. 19) Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, люди М. :Политиздат, 1989. -447с.

20) Стриженко А. А. Язык и идеологическая борьба. -Иркутск: Изд-во Иркутского унив-та, 1988. -152с.

21) Шандра В. А. Газета , пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики. -М. :Мысль, 1982. -143с.

22) Ядов В. А. Идеология как форма духовной деятельности общества. - Л. :Лениздат, 1961. -234с.

23)Язык и стиль буржуазной пропаганды. -М. :Изд-во МГУ, 1988. -200с.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать