Экономическая политика Павла I - (реферат)

Экономическая политика Павла I - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
    ТОНКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
    им. ЛОМОНОСОВА
    ПРЕДМЕТ: ИСТОРИЯ РОССИИ
    РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ
    "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I"
    Студентки I-го курса
    Естественно-научного факультета (Е-130)
    БУВАНОВОЙ Марианны Владимировны
    - 2
     _Содержание

I. Состояние России к 1796 г... ............................. 3

    II. Крестьянский вопрос и меры по его решению при

Павле I ................................................................ 8

    III. Торговля при Павле.

Деятельность коммерц- коллегии ............................ 16

IV. Промышленность ...................................................... 23

V. Финансовая политика ................................................ 28

VI. Итоги и выводы ...................................................... 34

Список используемой литературы .................................... 36

Примечания .................................................................. 37

    - 3
     _I. Состояние России к 1796 году.
    В этой части работы рассмотрим общее экономическое положе

ние России в конце 18 века и политику правительства Екатерины II в сфере экономики.

    Обратимся к некоторым статистическим данным. К началу 1796

года в стране насчитывалось 40 млн. человек. Плотность населения была далеко неравномерной. Большая часть россиян проживала в за падных и Юго-западных губерниях, 1/3 - в Нечерноземном центре, на всю Сибирь едва набирался миллион жителей.

    Из 40 млн. около 400 тыс. составляли дворяни. Приблизи

тельно можно указать и уровень "дворянского" благосостояния: на одного помещика приходилось в среднем 100-150 крепостных, что составляло 400-500 рублей годового оброка. Столько же получали чиновники 8 класса и штаб-офицеры.

    К концу царствования Екатерины II в стране насчитывалось

610 городов. Число городских жителей составляло всего 6% от об щего населения страны. В одной деревне в среднем проживало 100-200 человек. Из каждой сотни 62 крестьянина были крепост ными. На всю империю приходилось примерно 100 тыс. деревень и сел. Если говорить о благосостоянии крестьян, то 80% из них были середняками. "Кто имел сто рублей считался богатеем беспример ным". 17 коп. тратил на покупки среднестатистический житель им перии (через полвека будет в 20 раз больше). Это только один из немногих показателей, отражающих слабую товарность страны.

    В области внутренней политике в последние 10 лет правления
    - 4

Екатерины II ее правительство не проявляло никакой особой деятельности. Так, в частности, губернская реформа 1775 года, которая затянулась на 20 лет, продолжала занимать внимание правительства и требовала ряда отдельных мероприятий по преобразованию учереждений во вновь образовавшихся губерниях. Были приняты некоторые меры технического порядка, однако ничего творческого они в себе не заключали. Подобная участь ждала и многие другие Екатерининские преобразования. Большинству из них не хватало стройного завешения. Не было все благополучно и в экономической жизни России. По словам исследователя финансовой политики Екатерины II Н. Д. Чечулина, за треть века страна эконо мически развивалась очень медленно, производительные силы были предоставлены сами себе, никаких новых отраслей хозяйства, никаких улучшений промышленной техники в это время нельзя было заметить.

    Государственные доходы, если иметь в виду только абсолют

ные цифровые данные, как будто возросли. Бюджет с 30 млн. руб. поднялся к концу правления Екатерины до 70 млн. Но этот под'ём, в отличии от Ключевского и многих других историков, Н. Д. Чечулин об'ясняет не обогащением государства и повышением благосостояния населения, а простым увеличением количества налогоплатильщиков, благодаря присоединению новых территорий и росту населения с одной стороны, и повышением налогов, с другой стороны.

    Кроме того, отрицательной стороной Екатерининского царст

вования были хронические дефициты. Для покрытия их впервые стали прибегать к систематическим займам, как внутренним, так и внешним. В результате появился довольно солидный долг около 200 млн. рублей, почти равный трём годовым бюджетам. Таким образом, на последующие поколения была взвалена тяжесть, которая требо

    - 5

вала, кроме погашения долга, еще уплаты процентов. Хуже всего было то, что займы постоянно растрачивались, а дифицити остава лись. Расходы превышали доходы, требуя все новых и новых задолж ностей, и повышения налогов. Екатерина оставила своему преемнику огромный долг и постоянный дефицит гос. бюджета - проблема, с ко торой не мог справиться и Павел I.

    Несколько лучше обстояли дела в промышленности. Созданная

Петром I фабрично-заводская отрасль поднялась на значительную высоту. Как выгодная хозяйственная операция, сулящая крупные доходы, она привлекла к себе внимание дворян, которые и запол нили собой во второй половине 18 века ряды фабрикантов и завод чиков, вытеснив в значительной мере прежнее купечество. Коли чество фабрик сильно возросло, и если в момент вступления на престол Екатерины II в России насчитывалось 984 фабрики и заводов (не считая горных), то в 1796 году их было 3161. Правда, некоторая часть этих фабрик была приобретена благодаря присое динению Польши, где было много своих предприятий. Этот под'ем фабрично-заводской промышленности оживил и мелкое кустарное производство, т. к. в 18 веке, по словам Туган-Барановского, "фабрика и кустарная изба мирно уживались друг с другом, почти не конкурируя между собой, причем фабрика являлась технической школой для кустаря".

    Успехи и той и другой промышленности отчасти об'ясняются

тем, что правительство Екатерины, как под влиянием физиократов, так и по настоянию дворянства, ослабило прежнюю систему чрезмер ного покровительства и правительственной опеки по отношению к фабрикам. Правительство пыталось рядом мер освободить промышлен ность и внутреннюю торговлю от монополий и стеснений, и вместе с тем, поощрить мелкую крестьянскую промышленность, которой была

    - 6

предоставлена полная свобода, согласно манифесту 17 марта 1775 года и жалованным грамотам 1785 г. Только к концу царствования Екатерины несколько усилилась прежняя покровительственная система по отношению к фабрикам, а тариф 1793 года ограждал отечественную промышленность от иностранной конкуренции.

    В отношении торговли вторая половина 18 века несла за

собой значительные колебания. Русское правительство в силу тре бований внутренней экономической политики и дипломатических соображений переходило то от запретительной системы к определен но выраженной свободной торговле, то снова возвращалось к идеям меркантилизма, восстанавливая покровительство над отечественной торговлей и повышая тарифы. Характерным показателем того, как дипломатические отношения влияли на торговлю и тариф, служит манифест 8 апреля 1793 года, в котором запрещался вывоз из России во Францию всех русских товаров и ввоз в страну любой французской продукции. Правда, при издании этого манифеста определенную роль играли и соображения экономические. Прави тельство надеялось таким путем поддержать пошатнувшийся балланс, складывающийся не в пользу России, но политические мотивы сказались, конечно, в большей степени. Екатерина II относилась с раздражением к Французской революции и приведенными экономичес кими мерами хотела довести Францию до банкротства. По словам Н. Д. Чечулина, запрет 1793 года был "первым в нашей истории 18 века случаем, когда политические соображения повлияли непос редственно на постановления о заграничной торговле". Конец царствования Екатерины был временем возвращения к запретительным мерам, правда, в довольно умеренной форме.

    Если говорить в целом о развитии страны в конце 18

столетия. то, можно отметить, что стремительное развитие произ

    - 7

водительных сил в начале века стало медленно затихать. На уровень европейских держав Россия так и не поднялась, оставаясь целиком аграрной страной со слабо развитыми внутренними эконо мическими связями. Безусловно, появилась необходимость преобра зований и, прежде всего, это касалось положения крестьян. Кре постное право было настоящим бичом российской экономики.

    - 8
     _II. Крестьянский вопрос и меры по его решению при Павле I
    Как отмечают многие историки, царствование Екатерины II

было временем наибольшего расцвета крепостничества. Начав с тео ретического протеста против крепостного права в черновиках "На каза", Екатерина кончила заявлением, что "лучше судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной".

    В бытность свою цесаревичем Павел не раз говорил о бедст

венном положении русского крестьянина и необходимости улучшения его жизни. По мысли Павла, в целях устранения причин народного недовольства следовало бы "снять с народа излишние налоги и пре сечь наряды с земли ".

    И действительно, в первые же дни Павловского царствования

была облегчена рекрутская повинность. Указом от 10 ноября 1796 г. был отменен набор, об'явленный Екатериной (подобная отмена произошла и в 1800 г. ). Армия с 500 тыс. сократилась до 350 тыс. человек. 12 ноября 1796 г. на Совете Его имп. В. -ва был принят указ о замене хлебного сбора 1794 года "по причине неудобств в приеме" умеренной денежной податью, "считая по 15 коп. за четверик" и начиная сбор со следующего 1797 года. Вслед за этим была понижена цена на соль; прощение недоимок по душной подати на огромную сумму в 7 млн. руб. , что составляло 1/10 часть годового бюджета. Целая серия указов была направлена на устройство хлебных магазинов для голодных годов. Однако, крестьяне, принужденные нести в эти склады часть собранного хлеба, не были уверены, что в случае голода найдут там зерно. Поэтому отдавали его неохотно, часто утаивая. В результате,

    - 9

когда в 1800 г. в Архангельской губернии случился страшный голод, магазины оказались практически пустыми. Кроме узакони вания и мер, направленных по отношению ко всему крестьянскому населению, следует отметить некоторые мероприятия, связанные с главными группами крестьянства: 1 - удельными, 2 - казенными, 3 - фабрично-заводскими, 4 - помещичьими.

    §1. Удельные крестьяне.
    Удельные крестьяне появились в кругу дворцового ведомства

благодаря "учреждению об императорской фамилии" 5 апреля 1797 года. Смысл этого законоположения сводился к следующему: 1 следовало обеспечить крестьян землей и правильно распределить ее между ними; 2 - поднять крестьянское хозяйство улучшеной техни кой, развитием ремесел, устройством фабрик; 3 - организовать сборы и отбывание повинностей на новых началах, имея в виду равномерное распределение труда; 4 - установить и привести в порядок сельское управление.

    Когда было предпринято обособление удельных, то выяснилась

нехватка земель для многих селений. Поднялся вопрос, можно ли отмежевывать земли от казенных крестьян и снабжать ими удельных, либо земли должны приобретаться, как сразу предполагалось, удельным ведомством. Указом 21 марта 1800 года удельным крестья нам было дано важное право - покупать земли у частных владель цев, с условием, чтобы купчая была совершена на имя департамента уделов. Право же пользования землей предоставлялось "единственно купившему таковую землю" сверх той доли, которая приходилась ему при разверстке земель всего населения.

    Известно, что не одно земледелие, но и работа "на стороне"
    - 10

составляли занятия удельных крестьян. Последнее стеснялось пас портной системой и обязательством явки паспорта в удельную экс педицию. Указом 2 марта 1798 г. было установлено выдавать проме жуточные паспорта удельным крестьянам, что не только значительно облегчало уход селян на заработки, но и выход их в купечество. В виду того, что в это было усмотрено "согласие общественной пользы с приращением дохода", указом 22 октября 1798 г. велено было увольнять удельных поселян в купечество "по праву" за вып лату выкупной суммы, назначенной мирским приговором и утвержден ной департаментом.

    §2. Казенные крестьяне.
    Те же основные вопросы о земле и самоуправлении, но гораз

до шире поставленные, трактовались в многочисленных указах и мероприятиях правительства, касавшихся крестьян казенного ведомства. В течении 18 века в законодательстве выработалось понятие поземельного надела для государственных поселян разных наименований, который был бы достаточен для прокормления крестьянина с семьей и давал ему возможность платить подати и отбывать государственные повинности. Таким наделом был признан 15-десятинный участок на каждую ревизскую душу.

    В целях действительного выполнения указов о наделении

крестьян землей, Павел в конце 1799 г. , рассылая сенаторов для осмотра губерний, особым пунктом инструкции предписывал: "взять сведения", достаточно ли земли у крестьян, "сделать мероположе ние" для предоставление о том сенату и выяснить вопрос о переселении поселян с малоземелья на пустопорожние земли. Рапор ты сенаторов вскрыли одно печальное обстоятельство: земельного

    - 11

фонда, необходимого для обеспечения крестьян 15-десятинным наделом, у казны не было, даже несмотря на то, что в круговорот раздачи пустили оброчные земли и леса. Выходом из такого положения стало понижение надела до 8 десятин и установление следующих правил: 1 - наделять крестьян землей по 15 десятин там, где ее достаточно; 2 - где земли не достает, установить 8-десятинную норму тем, кто имеет меньше того; 3 - при малозе мелье желающим предоставить возможность переселения на другие территории.

    Другой важной стороной Павловских мероприятий относительно

казенных крестьян следует признать нормировку сборов. Указом N18 в декабре 1797 г. оброк со "всех поселян казенного звания" был повышен, но не в одинаковой мере. В 1783 г. он был установлен в виде равномерного сбора в размере 3-х руб. , в 1797 г. все губернии были распределены на IV класса. В зависимости от этого поселяне должны были платить разный оброк "по свойству земли, изобилия в ней и способам для обитателей к работам". В губерниях I кл. - оброк, вместе с прежним, составил 5 руб. , во II кл. 4, 5 руб. , в III кл. - 4 руб. , в IV кл. - 3, 5 руб. Подобная гра дировка держалась и в последующее время.

    Мотивами к повышению сбора, кроме потребностей в новых

источниках дохода, были следующие обстоятельства, указанные в законе 18 декабря 1797 г. : "цены вещам несравненно возвыси лись.... поселяне распространили свои прибытки". Формулировка, как видно, довольно туманная, что, вообще, свойственно для многих Павловских указов. И все же главной причиной поднятия налога следует считать плохое финансовое положение государства (эта проблема будет рассмотрена ниже в главе "Финансовая полити ка").

    - 12
    Следует отметить так же, указ 21 октября 1797 г. , которым

было подтверждено право казенных крестьян записываться в купе чество и мещанство.

    §3. Фабрично-заводские крестьяне.
    Число фабрично-заводских крестьян при Павле несколько уве

личилось. Указом от 16 марта 1798 г. , "во избежании злоупотреб лений и поощрения промышленности ради", фабрикантам и заводчикам из купцов было разрешено приобретать к своим предприятиям крестьян с тем, чтобы купленные "всегда были при заводах и фаб риках неотложно". Хотя этот закон находился в несоответствии с намерениями Павла разрешить судьбу приписных крестьян, но это действие было вызвано частью теми злоупотреблениями, которые случались при запрещении купцам покупать крестьян для фабрик, а частью тем, что промышленность требовала рабочих рук, которых вольнонаемным путем найти было чрезвычайно трудно. Все это зас тавило правительство двигаться по проторенному пути при создании новых казенных заводов и фабрик, приписывая к ним крестьян. Надо отметить, что Павел пытался ослабить тяжесть такой приписки, издавая указы облегчающие труд приписных крестьян. К примеру, в указе о приписке к фаянсовой фабрике говорилось, чтобы приписано было лишь требуемое число рабочих, "целыми семьями", а после отработки податей заработанные деньги "сверх того выдавать им (крестьянам) из доходов фабрики. Указом 16 марта 1798 г. предпи сывалось при покупке крестьян к частным фабрикам, чтобы их количества "годных к работе дней половина шла на заводские работы, а другая половина на крестьянские".

    Впрочем, эти постановления не касались сущности дела
    - 13

фабрично-заводские крестьяне оставались по-прежнему в тяжелом положении. Попыткой разрешить их судьбу явился проект директора бергколлегии М. Ф. Соймонова. В этом документе предлагалось снаб жать фабрики и заводы "непременными работниками", остальных же крестьян от заводсих работ освободить окончательно. В именном указе по этому поводу читаем: "К особенному удовольствию найдя, что все предложенные им (Соймоновым) средства суть самая соот ветственнейшая намерению Нашему освободить от заводских работ крестьян.... Повелеваем: 1 - укомплектовать заводы непременными мастеровыми, взяв по расчету из 1000 душ 58 человек, годных к работам; 2 - всех прочих, сверх комплекта, освободить от заводс ких работ, причислив к разряду крестьян государственных и проч" (9 ноября 1800 года). Именно при Павле приписные крестьяне были наконец освобождены от тяжелых обязательных работ.

    §4. Помещичьи крестьяне.
    В отношении данной группы крестьян можно выделить лишь не

большое количество указов, изданных правительством Павла. Среди них: указ 16 октября 1798 г. о непродаже малороссийских крестьян без земли, 16 февраля 1797 г. о непродаже дворовых людей и без земельных крестьян "с молотка или с подобного на сию продажу торга", об "изыскании с помещиков долгов казенных и частных" (указом 28 января 1798 г. постановлено: "оценивать их (крестьян) по работе и по тому доходу, каковой каждый из них чрез искусст во, рукоделие и труды доставляется владельцу, брать их в казну, принимая оный процентом с капитала, который и засчитывать в казенный долг"); о передаче крестьян без раздробления семейства от 19 января 1800 г. Вот практически все, что было сделано

    - 14
    правительством для помещичьих крестьян.
    Отдельного разговора заслуживает манифест 5 апреля 1797

г. , ставший первой попыткой законодательства встать между поме щиком и крестьянином в отношении упорядочивания труда.

    Манифест 5 апреля 1797 г. устанавливал норму барщины в

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать