История Москвы X-XX века - (реферат)
p>К третьему отделению принадлежали все хозяйственные дворовые постройки, службы, располагаемые почти всегда особыми дворами или дворцами, которым и давались названия, смотря по их назначению в дворовом обиходе государя. Известны дворцы конюшенный, житный, кормовой или поваренный, хлебный, сытный и пр. Что же касается до великокняжеской казны, заключавшейся обыкновенно в серебряных мехах, материях и тому подобных предметах, то великий князь, следуя весьма древнему обычая, сохранял эту казну большей частью в споях и подвалах или подклетях каменных церквей. Так из летописей узнаем, что казна великого князя Иоанна Васильевича хранились прежде в церкви Св. Лазаря, а его супруги великой княгини Софьи Фоминичны, под церковью Иоанна Предтечи на Бору, у Боровицких ворот”.

Вот характер тогдашних сооружений, расположение тогдашних дворцов; что же касается его фасадов, то древние наши хоромы состояли преимущественно из трех этажей: внизу подклети, в среднем - житье или ярус горниц, повалуши, светлицы; вверху - чердаки, терема, вышки, устраиваемые под самой кровлей, со всех сторон открытые, что дает возможность пользоваться открывающимися с них прекрасными видами; к ним пристраивались иногда смотрильни - небольшие башенки, с которых и смотрели на окрестность. Отличительной чертой теремов или чердаков, были красные, нередко двойные окна, прорубленные на все четыре стороны терема. В древних народных песнях терем носит эпитет высокого, каким он всегда и был. Около теремов и чердаков почти всегда устраивались гульбища, парапет или балкон, огороженные перилами, или решетками. Крыши в старину отличились фигурностью и оригинальностью конструкции и служили немалым украшением зданий вообще, а в обширных и богатых постройках в особенности. Они устраивались высокими шатрами в виде башен, сводились в виде бочек, в виде кубов, причем то и другое соединялось нередко вместе, т. е. шатры стояли на бочках. Шатры, кубы и бочки искусно кожурились мелкими решетками и покрывались большей частью гонтом в чешую.

До сих пор известно также, что в Кремле находились на юго-западном скате Боровицкого холма церковь Рождества Предтечи, считаемая “первой церковью на Москве” и близ нее патриарший двор митрополита Петра. Восточнее ее, среди леса, в Преображенском монастыре, Калита, в 1330 году, соорудил каменную церковь Спаса, называемую на Бору, где стали погребать князей и княгинь, а вскоре им же были построены каменные соборы Успенский и Архангельский. На той же площади Калита построил деревянную церковь Св. Иоанна Лествичника под Колоколами, а жена Дмитрия Донского на месте деревянной церкви Лазаря, построила каменную, Рождества Богородицы, в память победы на Куликовском поле. Упомянув также о каменной соборной Благовещения Пресвятой Богородице на Сенях (ныне Благовещенский собор) церкви, сооруженной Василием Дмитриевичем, мы закончим перечень главных каменных церквей Кремля.

Если мы прибавим, что вокруг великокняжеского двора стояли дворы сановитых людей того времени, по своему виду и характеру похожие на двор князя, архиерейские и монастырские подворья с деревянными же церквами, колокольнями, а также церкви, наскоро выстроенные по обету с кладбищами около, и скажем, что все пространство Кремля было застроено и имело много узких и извилистых улиц с площадками и садами кое-где, то вообразив себе все это скученное и разнообразное, без всякой симметрии, заключенное в каменных стенах с башнями, получим приблизительно верную картину вида тогдашнего Кремля. Более отрадной эпохой для великокняжества Московского вообще и Кремля в особенности становится время княжения Иоанна III; оно является уже окруженным ореолом славы, могущества, процветания и быстрого преуспевания во всем. Иоанн III уже именуется “Государь державный великий князь”. Мир с Ибрагимом, казанским царем, присоединению Перми, возвращение русских владений от Литвы, завоевание земли Югорской, присоединение под власть Иоанна III княжеств Трубчевского, Рыльского и Черниговского, а важнее - всего окончательное присоединение Новгорода с его знаменитой ганзейской торговлей, с его богатствами и вольницей, еще больше возвысило значение, могущество и царственный блеск двора великокняжеского. Но были еще другие причины всему этому. Брак князя с греческой царевной Софией Палеолог, женщиной высокого ума, совершенно другого воспитания, знатного рода, с привычками и приемами ее далекой и славной родины Византии, с ее любовью к искусствам и художествам, в новом ее отечестве не известных еще, конечно, много повлиял на быт двора, на его обстановку, а также на то влияние, какое приобрел князь московский, вступив через это в семью государей Европы. Уже ко двору великого князя, в старинный Московский, еще деревянный Кремль, со всех сторон направляются пышные посольства от дружественных стран. Понятно их любопытство видеть двор князя, там, на далеком бесприютном севере, среди обширных лесов и пустырей, в стране малоизвестной, почти никем не посещаемой. И вот в Кремле принимаются посольства: римского императора, литовское, крымского хана Менгли-Гирея и др. Торговля, с потерей самостоятельности Новгорода, с перенесением его богатств в Москву и с упадком царства Казанского, получает в Москве срединный пункт обмена товаров между сказочным востоком и торговым западом, внося дары и обогащая Кремль. Окончательное освобождение от ига татар, очищение совершенно Кремля от владений ханских, перешедших за реку Москву, а также прибытие в Кремль вызванных великим князем из Италии зодчих, конечно, так же весьма сильно повлияло на наружность Кремля, его обычаи, жизнь и обстановку, так что Кремль стал неузнаваем. “Никогда, - говорит И. Забелин, - ни прежде, ни после, не было в Кремле такой напряженной деятельности в обновлениях и постройках. Соборы и церкви, палаты государевы, городские ворота, стены, стрельницы, башни с тайниками - все это быстро воздвигалось при помощи итальянских зодчих, нарочно для того вызванных, и не более как в двадцать лет наружность Кремля совершенно изменилась. На месте прежних деревянных зданий были уже новые, каменные, более обширные, красивые и прочные. Зубчатые стены со стрельницами, окруженные глубокими рвами, придавали Кремлю грозный, величественный и красивый вид, который еще с большей яркостью обрисовывался на темном грунте деревянных построек тогдашней Москвы и на зелени ее многочисленных садов, или правильнее огородов, находившихся почти при каждом доме”.

Иоанн III, очистив от деревянных, нагроможденных без всякого порядка жилищ стены Кремля на 110 сажен в окружности, повелел начать строить вокруг Кремля на новом, уже захватывающем более обширное пространство месте каменную стену с башнями, бойницами, воротами, для него пришлось много сломать, кое-что перенести на другие места, а кладбища совершенно вывести из Кремля. Сооружение началось со стороны у Москвы-реки и шло далее на восток, потом на запад, где из речки Неглинной образовали пруд и поставили мельницы. Сами стены были в три ярусы со множеством башен круглых и четырехугольных с ходами внутри, балконами, помещениями в самой толщине каменных стен, где помещались тюрьмы, застенки и пыточные камеры. Сооружение продолжалось с 1485 по 1495 год. Как показали реставрационные работы 1945-1950 годов, в некоторых местах белокаменные стены времен Дмитрия Донского вошли в состав вновь возведенных стен XV века. Стены возводились с учетом рельефа местности. Итальянцы Антоний-Солярий, Антон Фрязин и Марко были главными строителями их. Ворота кремлевские снабжены были опускными железными решетками, железными и дубовыми затворами, мостами перед ними, каменными у Фроловских и Троицких ворот и деревянными у других. Расскажем же немного о башнях Кремля. Первой в 1485 году итальянский архитектор Антон Фрязин соорудил Тайницкую башню. Под башней был вырыт колодец и проделан тайный ход к Москве-реке, чтобы в случае осады снабжать Кремль водой. Отсюда башня и получила свое название.

Рядом со двором боярина Беклемишева в 1487 году итальянский зодчий Марко возводит высокую стройную круглую башню, которую и называют Беклемишевской. Угловая башня, построенная выше по течению реки Москвы-реки, в устье реки Неглинной, стояла рядом со двором знатных бояр Свибловых. Позднее в ней установили водоподъемную машину, подававшую по свинцовым трубам речную воду в верхние кремлевские сады. Это был первый водопровод в Москве. С того времени и саму башню стали называть Водовзводной.

В эти же годы сооружаются береговые Благовещенская, 1-я и 2-я Безымянные и Петровские башни. Семь мощных башен поднялись вдоль южной стороны Кремля. В 1490 году на месте старой Тимофеевской башни на западной стене Кремля Антоний-Солярий построил Боровицкую проездную башню (позднее называвшаяся Предтеченской от церкви Иоанна Предтечи в Кремле), а на восточной стене Константино-Еленинскую. В 1491 году он же соорудил Фроловскую (ныне Спасская) и Никольскую башни. Над проездными воротами Спасской башни на белокаменных плитах вырезана надпись, рассказывающая историю постройки башни. На одной доске, со стороны Красной площади, надпись выполнена по-латыни, на другой, со стороны Кремля, - древнерусской вязью. С XVII века в честь иконы Спаса, помещавшейся над главными, “святыми” проездными воротами, башню стали называть Спасской. Мы расскажем о ней, отступая от хронологии.

В XVII веке через ров к воротам был построен каменный мост на арках, шириной 10 метров, длиной 42 метра. На Спасском мосту шла оживленная торговля книгами, картинами, гравюрами, лубком. Спасская башня имеет 10 этажей. Резные белокаменные детали ее верхних ярусов поражают исключительной тонкостью работы. Три этажа башни заняты механизмом кремлевских курантов. Известно, что первые часы в Москве были установлены в 1404 году на великокняжеском дворе в Кремле, на Соборной площади, недалеко от Благовещенского собора. Летописи рассказывают, что установил их монах серб по имени Лазарь. Эти часы были в числе первых в Европе и считались чудом своего времени. О появлении башенных часов в Кремле не сохранилось, но есть предположения, что вскоре после сооружения Спасской башни на ней были установлены часы. В 1621 году были заказаны новые часы английскому мастеру Христофору Галовею, приехавшему в Москву на царскую службу. Под руководством Галовея часы изготовили русский кузнец Ждан с сыном и внуком и литейщик Кирилл Самойлов. В 1625 году зодчий Бажен Огурцов надстроил для них верх Спасской башни. Часы были устроены очень интересно. Их циферблат был разделен не на 12, как сейчас, а на 17 частей и вращался. А неподвижный “луч солнца”, укрепленный сверху, служил указательной стрелкой. Часы Галовея довольно быстро пришли в негодность. При Петре I, в 1706-1709 годах, их заменили новыми, выполненными в Амстердаме в 1704 году. Кузнец Никифор Яковлев с помощниками установил эти огромные часы, привезенные на 30 подводах. Но вскоре и эти часы остановились, а после пожара 1737 года вообще пришли в негодность. Ныне действующие часы установлены на Спасской башне в 1851-1852 годах. Использовав старые детали, мастера братья Бутеноп создали новые часы. На игральный вал часов была набрана музыка “Коль славен” и “Преображенский марш”. В 1917 году, в дни октябрьских боев, часы были повреждены артиллерийским снарядом. В октябре 1919 года москвичи услышали первый удар часового колокола, кремлевские куранты исполнили “Интернационал”. В 1935 году музыкальный механизм был разобраню Обод циферблата, цифры и стрелки в 1937 году позолочены. Капитальный ремонт и реставрация произведены в 1970-х гг.

Никольскую башню, как рассказывают летописи, заложили на новой, присоединенной к Кремлю территории. Стену от нее повели в сторону реки Неглинной. В 1492 году рядом с двором бояр Собакиных соорудили третью угловую башню Собакину, которую ныне называют Угловой Арсенальной. К 1495 году вдоль болотистых берегов реки Неглинной заканчивают строительство цепи мощных башен: Троицкой, Средней Арсенальной, небольших Комендантской и Оружейной. Всего в Кремле 20 башен, 19 из них расположены по периметру стен, а двадцатая - Кутафья - предмостная, отводная от Троицкой башни.

Мартынов и Снегирев в своем сочинении говорят: что “Кремль был наземный и подземный, внешний и внутренний. Повелением великого князя Иоанна III Петр Фрязин построил две отводные стрельницы, или тайника, и многие палаты и выходы (пути) к ним с перемычками по подземелью, на основаниях каменных, как пишет Крекшин, водные печи, чрез весь Кремль-град, осадного ради сиденья. В таких споях и выходах хранились: порох, свинец, каменные ядра и даже государственные сокровища. В кружалах же наготове лежали под навесом пушки, пищали, ядра, чеснок, или пометные каракули, которые бросали под ноги лошадям; там стояли котлы для кипятка и смолы, также и другие воинские снаряды. В таких кружалах, а равно и в самых стенах, помещались избы служилых стрельцов, пушкарей, затинщиков и розмыслов (инженеров). В случае нападения неприятеля осадные дворы в городе служили убежищем для посадских и хранилищем ценных пожитков. На башнях висели осадные или всполошные колокола. Сам Ивановский столп, как называлась в XII веке Ивановская колокольня, имел значение дозорной башни и на ней стаивали дозорные сторожа”.

Во время общей перестройки Кремля из деревянного в каменный при Иоанне III деревянный Успенский собор был сломан и почти выстроенный русскими мастерами каменный вскоре обрушился. Тогда известному строителю итальянцу Аристотелю Фиоравенти выпало на долю воздвигнуть здание более прочное и долговечное. Характеристику мастера этого дает нам г. Снегирев в следующих словах: “Фиоравенти, сдвинувший с места колокольню в Болоньи, а в Ченто выпрямивший покривившуюся башню, научил москвитян обжигать кирпичи, которые он делал уже, длиннее и тверже прежних, а известь приготовлял более клейкой и густой; вместо булыжника он начал класть внутрь стен ровный камень и связывать их железом; своды (покровы) сводил в один кирпич и строил здания палатным образом. Кроме того, Фиоравенти был пушечно-литейным мастером, медальером, монетчиком и пр. ” Заимствуя характер сооружения собора Богоматери во Владимире, Фиоравенти окончил постройку в 1479 году в том виде, в каком мы находим его и теперь. В 1484-86 годах псковскими мастерами была построена церковь Ризположения. Итальянец Алевиз по приказу Иоанна III на месте старого Архангельского собора построил новый, более обширный. В 1509 году новый собор был освящен. Патриарший двор был перенесен к Успенскому собору; на месте Ханского подворья построена церковь Гостунский собор, и на месте Ханского конюшенного двора был основан знаменитый Чудов монастырь. Дворец в период от конца XV века до половины XVII века изменяет совершенно свой как наружный, так и внутренный вид и характер своих сооружений. Со времен Иоанна III в сооружение зданий Кремля вносится как известно, новый элемент, заменивший собой употреблявшийся до сего времени, почти исключительно, деревянный материал. Материал этот - кирпич, выделывать который научили русских вероятно или итальянцы, вызванные великим князем, или новгородские мастера, познакомившиеся с ним благодаря сношению Новгорода с ганзейскими городами, так как известно, что в то время в Новгороде был сооружен и славился своим великолепием владычный двор.

Постепенность постройки дворца шла так. Сначала был разорбран деревянный Благовещенский собор ( в 1405 году расписанный Андреем Рублевым), а затем на старом нижнем этаже в 1482 году было воздвигнуто здание (расписанное уже при преемнике Иоанна III). Этот собор стал домовой церковью московских государей. Затем построена была Малая или Набережная палата близ Благовещенского собора, ныне не существующая, и потом уже в 1491 году итальянцы Марко Руф и Петр Антоний соорудили на площади большую палату, уцелевшую до наших дней, под названием Грановитой. Затем великий князь переехал в дом боярина Патрикеева и приказал строить дворец каменный, но пожар 1493 года, уничтоживший всю Москву и не пощадивший также Кремля, приостановил на время постройку дворца, так что он был окончен лишь в 1508 году уже при Василие Иоанновиче. Боясь повторения пожара великий князь Иоанн III повелел уничтожить вокруг Кремля все деревянное за Неглинкой и за Москвой-рекой на расстоянии 110 сажен (около 235 метров). Теперь мы воспользуемся описанием, сделанным И. Забелиным, чтобы представить возможно полную картину тогдашнего дворца.

“Передний фасад дворцовых зданий или, вернее сказать, лицо дворца обращено было на площадь между Благовещенским, Архангельским и Успенским соборами и церковью Иоанна Лествичника, что под Колоколы, на месте которой в XVII веке воздвигнут Иван Великий и пристройка патриарха Филарета. На эту площадь выходили две дворцовые палаты - Большая, стоявшая на самой площади, ныне Грановитая, и Средняя, находившаяся между Большой и Благовещенским собором, к западу от них на дворце или на дворе великокняжеском. Перед Средней палатой было Красное крыльцо и Передние переходы, на которые с площади вели три лестницы: одна была, как и теперь, у стены Большой или Грановитой палаты - это та, которую неправильно называли Красное крыльцо; другая - средняя лестница, теперь не существующая: третья - Благовещенская паперть. Между лестницей подле Грановитой палаты и Средней были ворота, которые, посредством проезда под Красным крыльцом и Средней палатой вели с дворца, т. е. с внутреннего двора, на площадь. Средняя лестница прямо, через крыльцо, вела в сени Средней палаты, которая почти с этого же времени называется Средней Золотой и просто Золотой, потому что была расписана внутри золотом. Из этих же сеней двери вели в столовую избу, которая стояла позади Средней палаты против алтарей церкви Преображения. Подле столовой избы была лестница вниз, на двор, к Спасу; крыльцо перед этой избой, служившее продолжение Передних переходов, соединяло ее с двумя набережными палатами, Малой, стоявшей против западных дверей Благовещенского собора и Большой, находившейся далее к западу от Малой, по линии Кремлевской горы. За этими палатами, к Москве-реке, стояли чердаки или терема. Посреди государева двора стоял, как мы уже упоминали, Спасский Преображенский собор. Постельные или жилые хоромы великого князя и постельная изба, княгинина половина, примыкавшая к церкви Рождества Богородицы, находилась на том самом месте, где теперь Теремный дворец. В то время существовал только нижний, подклетный этаж этого здания, построенный Алевизом на белокаменных погребах в одно время с другими палатами. Над этим-то этажом стояли деревянные постельные хоромы великого князя и великой княгини или собственно княгинина половина. Здесь же, у церкви Лазаря Святого, стояла каменная приемная палата великой княгини, называвшаяся Западной и Задней (1547г. ) в отношении к Передним переходам дворца, т. е. к Красному крыльцу, а также палатой, что у Лазаря Святого. Двери из этой палаты вели на Постельное крыльцо, которое примыкало также к сеням палаты и соединялось дверью, между этих сеней и сеней Средней палаты, с Передними переходами или Красным крыльцом. Лестница с постельного перехода вела на двор, к Спасу. Поваренный дворец стоял позади Рождественской церкви и хором великой княгини, соединяясь с этими хоромами задним крыльцом с лестницей. По береговой линии дворец простирался до церкви Иоанна Предтечи на Бору, где в палате, что на дворце, в 1537 году скончался в заключении, в нужде, страдальческой смертью князь Андрей Иванович Старицкий. ”

Несомненно, что и этот дворец, воздвигнутый итальянскими мастерами под сильным влиянием супруги великого князя Софии Палеолог, не мог во всем подчиняться русским вкусам. Действительно, архитектура этого дворца носила характер итальянский, что же касается внутренних его украшений, то конечно следует думать, что вкус великой княгини, воспитанной в Италии, внес во дворец много новых вещей, которые были до тех пор неизвестны и которые более соответствовали новому значению московского князя как царя.

В конце XV века на территории посада, освобожденной от домов и деревянных церквей для торговли, возникла площадь, в настоящее время называемая Красной, в начале предназначенная для торговли ( отсюда первоначальное название площади Торг).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать