Также необходимо отметить право ГКЦБФР и ее территориальных органов требовать от акционерного общества как эмитента приведения его устава в соответствие требованиям действующего законодательства при условии, что эти нарушения связаны со сферой обращения ценных бумаг и их производных. Данное право ГКЦБФР и ее территориальных органов было подтверждено ВАСУ в письме № 01-8/612 [29]. В соответствии со ст. 9 Закона Украины «О регулировании рынка ценных бумаг» уполномоченные лица ГКЦБФР имеют право:
1) беспрепятственно входить на предприятия, в учреждения, организации по служебному удостоверению и иметь доступ к документам и другим материалам, необходимым для проведения проверки;
2) требовать для проверки необходимые документы и другую информацию в связи с реализацией своих полномочий;
3) привлекать по согласованию с соответствующими центральными и местными органами исполнительной власти, органами местной власти и самоуправления, предприятиями и объединениями их специалистов, депутатов местных советов (по их согласию) для проведения проверок и ревизий;
4) в соответствии с распределением обязанностей или письменным поручением осуществлять в пределах предоставленных полномочий рассмотрение дел о нарушении действующего законодательства относительно выпуска и обращения ценных бумаг, в том числе стандартов, норм и правил, определенных нормативными актами ГКЦБФР, ставить вопрос перед органами Прокуратуры Украины и Министерством внутренних дел Украины о проведении расследований или других мер в соответствии с действующим законодательством. При этом уполномоченными лицами ГКЦБФР являются:
- председатель и члены ГКЦБФР;
- начальники территориальных управлений (отделений) ГКЦБФР;
- работники центрального аппарата - по письменному поручению председателя или членов ГКЦБФР;
- работники территориальных управлений (отделений) ГКЦБФР - по письменному поручению начальника соответствующего территориального органа ГКЦБФР.
В соответствии со ст. 10 Закона Украины «О регулировании рынка ценных бумаг», уполномоченным лицам ГКЦБФР в выполнении ими своих служебных обязанностей содействуют работники правоохранительных органов.
По просьбе уполномоченных лиц ГКЦБФР правоохранительные органы предоставляют информацию, которая находится в их распоряжении и необходима для обеспечения надлежащего контроля за рынком ценных бумаг.
В случае недопуска работников ГКЦБФР к проведению проверки, применения к ним насилия, органы внутренних дел по просьбе уполномоченных лиц ГКЦБФР обязаны немедленно принять меры относительно обеспечения проведения проверки в принудительном порядке. Необходимые документы и информацию ГКЦБФР обязаны предоставлять также и органы исполнительной власти.
Кроме того, от имени государства контроль за деятельностью фондовых бирж, депозитариев и торгово-информационных систем осуществляют государственные представители, которые назначаются соответствующим решением ГКЦБФР, а также представители ГКЦБФР. В соответствии с п. 3 Положения о государственных представителях на фондовых биржах, в депозитариях и торгово-информационных системах, государственные представители на фондовых биржах, в депозитариях и торгово-информационных системах имеют право:
1) присутствовать на общих собраниях (конференциях и т. п.) акционеров (участников) организатора торговли и депозитария, биржевых аукционах (торговых сессиях), принимать участие в работе совета и других органов управления организатора торговли и депозитария;
2) получать в установленном действующим законодательством порядке и в пределах компетенции информацию для осуществления контроля за соблюдением положений устава и правил организатора торговли и депозитария. В частности информацию:
- которая имеет прямое отношение к деятельности членов и/или участников организатора торговли и депозитария, брокеров (трейдеров, уполномоченных лиц), работников комитетов (комиссий, секций);
- о деятельности инфраструктурных учреждений, которые обслуживают торговлю ценными бумагами;
- о деятельности по предоставлению услуг по хранению ценных бумаг и/или учету прав собственности на ценные бумаги, а также по обслуживанию соглашений с ценными бумагами;
- об эмитентах, ценные бумаги которых введены в продажу и обслуживаются организатором торговли, а также хранятся, учитываются в депозитарии.
Государственный представитель имеет право требовать систематического предоставления:
- информации об ежедневных операциях, выполненных организатором торговли и депозитарием;
- сообщений о курсах ценных бумаг;
- итоговых ежеквартальных данных о деятельности организатора торговли и депозитария в соответствии с нормативно-правовыми актами ГКЦБФР;
- а также в соответствии с п. 63 Положения о регистрации фондовых бирж и торгово-информационных систем биржевых бюллетеней аукционов (торговля «с голоса») не позже чем за 1 день до проведения аукциона. По требованию государственного представителя, кроме регулярной информации, организатор торговли и депозитарий должны предоставлять другую информацию, раскрытие которой не противоречит действующему законодательству Украины.
Действия государственного представителя могут быть обжалованы в ГКЦБФР и в судебном порядке.
В соответствии с решением ГКЦБФР № 119-1 на каждом организаторе торговли на рынке ценных бумаг (фондовой бирже и торгово-информационной системе) создается представительство ГКЦБФР. Его представители выполняют следующие основные функции:
а) контроль за соблюдением организаторами торговли требований действующего законодательства Украины, нормативных актов Комиссии и внутренних документов бирж, торгово-информационных систем, регламентирующих деятельность организатора торговли;
б) контроль за общим состоянием показателей финансовой активности (индекса, курса цен и других показателей) организатора торговли;
и имеют право:
- привлекать сотрудников организатора торговли по их согласию для предоставления объяснений или помощи в получении необходимой информации;
- требовать предоставления контрольного Журнала организатора торговли ценными бумагами и осуществлять соответствующие записи в Журнале.
Такой Журнал заводится организатором торговли в соответствии с требованиями Положения о представительстве ГКЦБФР и проведения им контроля на организаторах торговли.
Представители вносят в контрольный Журнал обнаруженные недостатки и рекомендации относительно их устранения. В случае выявления ими правонарушения, за которое законодательством о ценных бумагах предусмотрено наложение санкций, оно заносится в Журнал, представитель обращается к государственному представителю или члену ГКЦБФР относительно составления акта о правонарушении.
Действия и решения представителей могут быть обжалованы в ГКЦБФР.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 15 Закона Украины «О регулировании рынка ценных бумаг» ущерб, причиненный участникам рынка ценных бумаг неправомерными действиями ГКЦБФР при осуществлении контрольных и распорядительных полномочий, подлежит возмещению в полном объеме за счет государства в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 40 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» жалобы на действия территориальных отделений ГКЦБФР в связи с осуществлением ими контроля за выпуском и обращением ценных бумаг рассматриваются ГКЦБФР. Решение ГКЦБФР может быть обжаловано в суде или хозяйственном суде.
1.2 Национальная депозитарная система
Рынок акций в Украине можно разделить на организованный и неорганизованный.
Операции с акциями на неорганизованном рынке связаны минимальным контролем за их проведением. На неорганизованном рынке обращаются акции в документарной форме, как правило, на предъявителя, что вызвано минимальным количеством процедур и функциональных посредников, необходимых для их купли-продажи. В то же время неорганизованный рынок имеет множество недостатков, основным из которых является отсутствие гарантии расчетов и достаточного объема информации об эмитенте ценных бумаг.
Избежать недостатков неорганизованного рынка ценных бумаг можно путем проведения операций с акциями на организованном рынке, построению и функционированию которого в Украине уделяется исключительное внимание.
Именно для обслуживания обращения ценных бумаг на организованном рынке и координации его работы и создана Национальная депозитарная система, представляющая собой единый комплекс, призванный обеспечить максимально эффективное взаимодействие всех участников рынка ценных бумаг. Причем исключительно в рамках Национальной депозитарной системы возможно существование и обращение бездокументарных акций как формы, обеспечивающей наиболее быстрые и открытые расчеты.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» сферой деятельности Национальной депозитарной системы является:
- стандартизация учета ценных бумаг в соответствии с международным стандартами;
- унификация документооборота относительно операций с ценными бумагами и нумерация ценных бумаг, выпущенных в Украине, согласно международным стандартам;
- ответственное хранение всех видов ценных бумаг, как в документарной, так и в бездокументарной формах;
- реальная поставка или перемещение со счета в ценных бумагах с одновременной оплатой денежных средств в соответствии с распоряжениями клиентов;
- аккумулирование доходов (дивидендов, процентных выплат и выплат по погашению и т. п.) относительно ценных бумаг, взятых на обслуживание системой, и их распределение по счетам;
- регламентация и обслуживание механизмов ссуды и залога для ценных бумаг, которые берутся на обслуживание системой;
- предоставление услуг относительно выполнения обязанностей номинального держателя именных ценных бумаг, которые берутся на обслуживание системой;
- разработка, внедрение, обслуживание и поддержка компьютеризованных систем обслуживания оборота счетов в ценных бумагах и осуществление денежных выплат, связанных с банковскими и/или с другими системами денежного клиринга, на ежедневной или другой регулярной основе. Согласно ст. 1 Закона «О Национальной депозитарной системе» участниками Национальной депозитарной системы являются:
1. Депозитарии ценных бумаг - юридические лица, которые осуществляют исключительно депозитарную деятельность и могут осуществлять клиринг и расчеты по соглашениям относительно ценных бумаг.
Справка. Из ст. 1 Закона Украины «О Национальной депозитарной системе»:
Депозитарная деятельность - предоставление услуг относительно хранения ценных бумаг независимо от формы их выпуска, открытие и ведение счетов в ценных бумагах, обслуживание операций на этих счетах (включая клиринг и расчеты по соглашениям относительно ценных бумаг) и обслуживание операций эмитента относительно выпущенных им ценных бумаг.
Из ст. 4 Закона Украины «О регулировании рынка ценных бумаг» Типовой депозитарный договор утвержден решением ГКЦБФР № 87:
Депозитарная деятельность - деятельность по предоставлению услуг относительно хранения ценных бумаг и/или учета прав собственности на ценные бумаги, а также обслуживание соглашений с ценными бумагами.
2. Хранители - коммерческие банки или торговцы ценными бумагами, которые имеют разрешение на хранение и обслуживание обращения ценных бумаг и операций эмитента с ценными бумагами на счетах в ценных бумагах. Хранитель может работать как с собственными ценными бумагами, так и с теми, которые он хранит согласно договору об открытии счета в ценных бумагах.
Справка. Из ст. 1 Закона Украины «О национальной депозитарной системе»:
Счета в ценных бумагах - счета, которые ведутся хранителями для собственников ценных бумаг и депозитариями для хранителей относительно обслуживания операций с ценными бумагами.
Договор об открытии счета в ценных бумагах - договор между собственником ценных бумаг и избранным им хранителем о передаче собственником принадлежащих ему ценных бумаг хранителю для осуществления депозитарной деятельности.
Типовой договор об открытии счета в ценных бумагах утвержден решением ГКЦБФР № 87
3. Регистраторы - юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности, которые получили в установленном порядке разрешение на ведение реестров собственников именных ценных бумаг.
Справка. Из ст. 1 Закона Украины «О национальной депозитарной системе»:
Реестр собственников именных ценных бумаг - составленный регистратором на определенную дату список собственников именных ценных бумаг и номинальных держателей.
Номинальный держатель - депозитарий или хранитель ценных бумаг, зарегистрированный в реестре собственников именных ценных бумаг как юридическое лицо, которому эти ценные бумаги переданы по поручению и в интересах собственников ценных бумаг для осуществления операций в Национальной депозитарной системе.
Из ст. 4 Закона Украины «О регулировании рынка ценных бумаг»:
Деятельность по ведению реестра собственников именных ценных бумаг - сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, которые составляют систему реестра собственников именных ценных бумаг, относительно именных ценных бумаг, их эмитентов и собственников.
4. Организаторы торговли ценными бумагами - согласно п. 2.1 Положения о депозитарной деятельности юридические лица, исключительным видом деятельности которых является предоставление услуг, непосредственно содействующих заключению гражданско-правовых соглашений с ценными бумагами на биржевом и организационно оформленном внебиржевом рынке ценных бумаг. К организаторам торговли относятся фондовые биржи и торгово-информационные системы, которые получили соответствующие свидетельства о регистрации в ГКЦБФР.
5. Банки - согласно ст. 2 Закона Украины «О банках» юридические лица, имеющие исключительное право на основании лицензии Национального банка Украины осуществлять в совокупности следующие операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц и размещение данных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
6. Торговцы ценными бумагами - юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг по торговле ценными бумагами (см. п. 4.1 главы 4 издания).
Справка. Из ст. 4 Закона Украины «О регулировании рынка ценных бумаг»:
Торговля ценными бумагами - осуществление гражданско-правовых соглашений с ценными бумагами, предусматривающих оплату ценных бумаг против их поставки новому собственнику на основании договоров поручения или комиссии за счет своих клиентов (брокерская деятельность) или от своего имени и за свой счет с целью перепродажи третьим лицам (дилерская деятельность), кроме случаев, предусмотренных законодательством.
7. Эмитенты - государство в лице уполномоченного органа, юридическое лицо и в случаях, предусмотренных законодательством, физическое лицо, которые от своего имени выпускают ценные бумаги и исполняют обязательства, вытекающие из условий их выпуска (см. главу 2 издания).
В соответствии со ст. 6 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» юридические лица - участники Национальной депозитарной системы, осуществляют следующие виды деятельности:
- хранение и обслуживание обращения ценных бумаг на счетах в ценных бумагах и операций эмитента относительно выпущенных им ценных бумаг;
- клиринг и расчеты по соглашениям относительно ценных бумаг;
- ведение реестров собственников именных ценных бумаг. Для обеспечения данных видов деятельности согласно п.п. 3.6 Положения о депозитарной деятельности депозитарии и хранители ценных бумаг предоставляют такие виды услуг:
- по составлению учетного реестра счетов владельцев ценных бумаг;
- по обездвижению ценных бумаг;
- по переводу всего выпуска ценных бумаг, выпущенных в документарной форме, в бездокументарную форму;
- по регистрации депозитарного учреждения как номинального держателя в реестре собственников именных ценных бумаг;
- по обслуживанию инвестиционных фондов;
- по внедрению, обслуживанию и поддержке компьютеризованных систем обслуживания счетов в ценных бумагах.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Украины «О Национальной депозитарной системе», а также п.п. 2.1 - 2.2 Положения о депозитарной деятельности Национальной депозитарной системой обслуживаются следующие виды акций:
- акции, выпущенные в бездокументарной форме;
- именные акции, выпущенные в документарной форме;
- акции на предъявителя, выпущенные в документарной форме.
Данный перечень требует пояснений. Акции на предъявителя, выпущенные в документарной (наличной) форме, обращаются свободно. Реестр собственников по таким акциям не ведется, а право собственности на них согласно п. 2 ст. 5 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» переходит с момента их передачи (поставки). Следовательно, не депонированные (не обездвиженные) акции на предъявителя, не обслуживаются Национальной депозитарной системой.
Данная неточность, допущенная в Законе «О национальной депозитарной системе» и продублированная в Положении о депозитарной деятельности [35], была исправлена в Разъяснении ГКЦБФР № 4: «Ценные бумаги, выпущенные на предъявителя, обслуживаются Национальной депозитарной системой только в случае обездвижения соответствующих сертификатов такого выпуска».
Справка. Из ст. 1 Закона Украины «О национальной депозитарной системе»:
Обездвижение ценных бумаг - перевод ценных бумаг, выпущенных в документарной форме, в бездокументарную форму путем депонирования сертификатов в хранилищах хранителя ценных бумаг и/или депозитария с целью обеспечения дальнейшего их обращения в виде учетных записей на счетах хранителя ценных бумаг и/или депозитария.
Обслуживание соглашений относительно ценных бумаг в бездокументарной форме осуществляется исключительно участниками Национальной депозитарной системы. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» для заключения на фондовой бирже или на организационно оформленном внебиржевом рынке соглашений относительно ценных бумаг, выпущенные в документарной форме, ценные бумаги должны быть обездвижены (переведены в бездокументарную форму) в депозитарии, который их обслуживает.
Национальная депозитарная система состоит из двух уровней (рис. 1.1):
Рис. 1.1. Структура Национальной депозитарной системы
В соответствии со ст. 2 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» объединяющим институтом депозитарной системы Украины является Национальный депозитарий, который создан в форме открытого акционерного общества. Данным Законом установлено, что уполномоченным органом управления частью государства в уставном фонде Национального депозитария является ГКЦБФР. В то же время постановлением КМУ№ 847 функция управления частью государства в размере 86% уставного фонда Национального депозитария передана Министерству финансов Украины.