Операции банков с ценными бумагами
p align="left">3. Бесспорный характер обязательства, выраженного векселем. Это означает, что взыскание по векселю может быть наложено на всех обязанных по данному векселю лиц без суда («без спора»), а только в результате совершения публичного акта протеста.

Векселя бывают простыми (соло-вексель) и переводными (тратта). Простой вексель характеризуется тем, что тот, кто его выписывает (векселедатель), является и его плательщиком. В переводном векселе векселедатель предлагает заплатить по векселю другому лицу. Естественно, это другое лицо должно дать свое согласие на оплату векселя. Такое согласие называется акцепт и оформляется на лицевой стороне векселя.

Вексель - это ордерная ценная бумага. Это означает то, что права по векселю может осуществлять лицо, названное в самом векселе, или лицо, кому вексель передан «по приказу» (по ордеру). Этот «приказ» оформляется на самом векселе в виде индоссамента.

Индоссамент - это передаточная надпись, которая передает вексель и все права, связанные с ним, новому владельцу. Индоссамент оформляется на обратной стороне векселя. Вексель можно передавать неограниченное количество раз, поэтому если на самом векселе не хватает места, к нему прикрепляют дополнительный лист, который называется аллонж. Индоссамент должен быть непрерывный (лицо А передает вексель лицу Б, лицо Б передает вексель лицу В, и т.д.). Лицо, которое передает вексель по индоссаменту - индоссант - может передать его конкретному лицу, и тогда это будет именной индоссамент, или передать неопределенному лицу, т.е. может состоять только из подписи индоссата. Такой индоссамент называется бланковым. Бланковый индоссамент фактически превращает вексель в предъявительскую ценную бумагу. Лицо, которое получает вексель по индоссаменту, называется индоссат.

Вексель предъявляется к платежу в строго установленное время - в день платежа или в два последующих рабочих дня. Если плательщик не оплатит вексель, то у векселедержателя появляется право опротестовать его у нотариуса. Протест нотариуса дает право предъявить иск о взыскании вексельной суммы ко всем обязанным по векселю лицам, которые несут по нему солидарную ответственность. Обязанными по векселю лицами являются векселедатель, акцептант (лицо, которое согласилось оплатить переводной вексель), авалист (лицо, которое дало гарантию оплаты векселя) и все индоссанты. Все эти лица являются солидарно ответственны, то есть векселедержатель может взыскать вексельную сумму с любого из этих лиц.

В 2007 году сделки с ценными бумагами осуществлял 51 профучастник. Согласно представленной отчетности, общее количество сделок составило 25310 штук на общую сумму 37 587,7 млрд. рублей. По сравнению с 2006 годом количество сделок уменьшилось на 41,6 %, а объем сделок увеличился на 69,7 %.[13, 22]

Количество сделок в разрезе видов ценных бумаг представлено в Приложении 8, таблица П.2.8.

Из общего количества сделок, совершенных профучастниками за 2007 год, сделки с облигациями составляют 96,99 % (24 548 сделок), с акциями - 2 % (509 сделок), с векселями - 0,03 % (7 сделок), с депозитными сертификатами - 0,15 % (37 сделок), с производными и прочими ценными бумагами - 0,83 % (209 сделок).

В общем объеме сделок сделки с облигациями составляют 99,77 % (37 499,9 млрд. рублей). Объем сделок с акциями (кроме акций собственного выпуска) составил 0,12 % (44,4 млрд. рублей), с векселями - 0,001 % (296 млн. рублей), с депозитными сертифика-тами - 0,009 % (3,5 млрд. руб.), с производными и прочими ценными бумагами - 0,1 % (39,5 млрд. рублей).

Кроме того, на внебиржевом рынке зарегистрировано 16 869 сделок на общую сумму 6 056,011 млрд. рублей.

Деятельность профучастников за последние 5 лет представлена в Приложении 9, таблица П.2.9.

«Пик» количества сделок, совершенных профучастниками за последние 5 лет пришелся на 2003 год (252 473 сделки), где большую часть сделок (167 466) составляли сделки с векселями (в основном векселя банков (157 036) и субъектов хозяйствования (10 139)).

Информация об объеме сделок, совершенных профучастниками за 2003-2007 годах в разрезе ценных бумаг представлена в Приложении 10, таблица П.2.10.

Широкое применение векселей в Республике Беларусь субъектами хозяйствование началось с вступлением в силу 21.05.2000 Закона Республики Беларусь "Об обращении переводных и простых векселей".

В настоящее время использование векселей значительно сокращено. Прежде всего, это обусловлено введением норм, устанавливающих:

что с 1 января 2004 года суммы налога, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг), подлежат вычету у покупателей после поступления денежных средств на счета продавцов от продажи или погашения полученных векселей (п.10 ст.16 Закона Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость»);

ограничение возможности участия векселей в обороте (Указ Президента Республик Беларусь № 373 от 15.08.2005 "О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь");

обложение гербовым сбором операций с векселями и отнесение данного сбора финансовые результаты деятельности его плательщиков (пункт 1.7 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь № 278 от 28.04 2006 № 278 "О совершенствовании регулирования вексельного обращения в Республике Беларусь").

Основной удельный вес в общем количестве сделок за 2003-2007 гг. приходится на облигации (57,56 %). Это связано, в первую очередь, с налогообложением. Так, законодательством предусмотрено льготное налогообложение по отдельным видам ценных бумаг (Декретом Президента Республики Беларусь от 23.12.1999 № 43- по государственным ценным бумагам, ценным бумагам Национального банка Республики Беларусь, муниципальным ценным бумагам).

3. РОЛЬ БАНКОВ В РАЗВИТИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь является одной из основных составляющих институциональных преобразований, проводимых в стране уже достаточно продолжительное время. Формирование полноценного, ликвидного и эффективного фондового рынка неоднократно провозглашалось важнейшей задачей в ряде программных документов, определяющих основные направления реформирования в Республике Беларусь. Необходимость развития этого института обуславливается как общей целью - создать в стране социально ориентированную экономику рыночного типа, так и стремлением не остаться в стороне от общемировой тенденции повышения значения фондового рынка в экономиках всех стран.

Становление в Республике Беларусь развитого рынка ценных бумаг создаст предпосылки для формирования структуры национальной экономики, адекватной потребностям общества. Рынок ценных бумаг позволит решить и другие насущные экономические проблемы:

- сократить расходную часть государственного бюджета за счет рыночного финансирования инвестиционных программ предприятий;

- реализовать на практике не инфляционные методы управления внутренним государственным долгом;

- обеспечить центральному банку возможность применять экономические методы осуществления денежно-кредитной политики;

- гибко управлять имеющимися оборотными средствами предприятий в плане решения дилеммы между доходностью и ликвидностью вложений;

- страховать финансовые риски вложения средств;

- получать информацию о состоянии экономики страны, отрасли и хозяйственном положении отдельного предприятия.

Особую роль в формировании в Республике Беларусь рынка ценных бумаг играют банки. Это обусловлено рядом факторов.

Во-первых, рынки ценных бумаг и банковского кредита тесно связаны друг с другом. Рынок банковского кредита охватывает отношения, возникающие по поводу мобилизации банками временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, а также по поводу предоставления банками заемщикам платных и возвратных ссуд. Причем, привлечение банками денежных средств и выдача ссуд может не связываться с оформлением ценных бумаг.

С одной стороны, рынки ценных бумаг и банковского кредита конкурируют между собой за сбережения. С другой стороны, они дополняют друг друга, создавая оптимальные условия для движения финансовых потоков и удовлетворения спроса на инвестиционный капитал.

Во-вторых, в Республике Беларусь принята модель развития рынка ценных бумаг, позволяющая банкам принимать самое широкое участие в его функционировании. Зарубежный же опыт свидетельствует, что в условиях либерального законодательства, допускающего различные формы деятельности банков на фондовом рынке, две хозяйственные системы - рынки ценных бумаг и банковского кредита - развиваются в направлении взаимопроникновения и симбиоза. В экономической литературе данное явление на рынках ценных бумаг и банковского кредита получило название - секъюритизация. Секъюритизация проявляется в том, что банковские кредиты принимают характеристики ценных бумаг. Сами банки постепенно из традиционных финансовых посредников превращаются, с одной стороны, в управляющих портфелем активов, а с другой стороны, в подлинных организаторов рынка ценных бумаг и гарантов минимальной рисковости фондовых операций.

В-третьих, банки в настоящее время являются крупнейшими в Бела-руси финансовыми институтами, обладающими значительным экономическим и интеллектуальным потенциалом. А формирование рынка ценных бумаг, особенно на первых этапах, требует больших вложений, которые никто иной, кроме банков, в необходимом объеме не может осуществить. Банки обладают сетью отделений и филиалов, охватывающих всю территорию Беларуси, а также имеют отлаженную систему расчетов. Эти элементы банковской системы являются тем фундаментом, на котором соз-дается инфраструктура фондового рынка.

Формирование рынка государственных ценных бумаг отвечает интересам центрального банка, как государственного органа, обеспечивающего стабильное развитие денежно-кредитной сферы национальной экономики. Во-первых, размещение государственных долговых обязательств сокращает потребность правительства в кредитах центрального банка, что позволяет снизить кредитную эмиссию и тем самым успешнее противодействовать инфляционному процессу. Во-вторых, рынок государственных ценных бумаг предоставляет в руки центрального банка инструменты экономического воздействия на уровень процентных ставок и денежную массу в стране. В-третьих, наличие развитого рынка государственных ценных бумаг содействует диверсификации деятельности кредитных учреждений, что повышает их финансовую устойчивость.

Деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг тесно связана с их статусом кредитных учреждений. С одной стороны, банки пытаются использовать разнообразные фондовые операции для привлечения клиентов широким спектром услуг. С другой стороны, свою развитую инфраструктуру, кадровый потенциал и денежные ресурсы банки применяют для закрепления на рынке ценных бумаг и постепенного расширения занятых позиций.

Деятельность на рынке ценных бумаг позволяет коммерческим банкам: открыть дополнительные источники получения прибыли и мобилизации средств (собственных и заемных); заложить основы для эффективного управления структурой и качеством активов, как компонента мер по обеспечению ликвидности банка; расширить сферы влияния коммерческого банка; получать дополнительную экономическую информацию.

На фондовом рынке коммерческие банки потенциально являются крупными инвесторами и способны оказать значительное влияние на емкость рынка ценных бумаг, а также инициировать развитие инструментов страхования инвестиционных рисков. Однако инвестиционная активность банков на фондовом рынке детерминирована экономическим положением страны. Также, коммерческие банки занимают на рынке акционерного капитала двойственную позицию. С одной стороны, пытаясь оградить себя от нежелательных совладельцев, банки избегают распространения акций среди новых крупных инвесторов. С другой стороны, ужесточение требований центрального банка к величине уставных фондов вынуждает коммерческие банки расширять круг акционеров за счет массовых инвесторов.

Экономическая политика государства прямо влияет на развитие рынка ценных бумаг и отдельных сегментов. К примеру, слишком жесткая налоговая и денежная политики, отсутствие налоговых стимулов, поддерживающих интерес к вложению в ценные бумаги, неправильное применение процентной политики могут обусловить значительные нарушения в структуре рынка.

Существующая сегодня в Республике Беларусь налоговая политика не способствует развитию фондового рынка. Доказательством того, что ряд вопросов, связанных с налогообложением на фондовом рынке, не решены, является увеличение уставного фонда некоторых белорусских банков, в том числе ОАО «Приорбанк», ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь)».

Основными диспропорциями рынка ценных бумаг Беларуси в настоящее время являются следующие:

* преобладание первичного размещения ценных бумаг при неразвитости вторичного, а также внебиржевых сделок по сравнению с биржевыми. В 2007 г. суммарный объем торгов с акциями на бирже составил 7,9 млрд. бел. руб. (0.05% от объема эмиссии). В то время как рынок акций основных эмитентов в большинстве стран на 90-100% является биржевым, у нас соотношение биржевого и внебиржевою рынка в 2007 г. составило приблизительно 1:70 [14, 84]. Большинство эмиссий носят чисто технический характер, не связаны с привлечением инвестиции, повышением рыночной стоимости акций:

* неразвитая, крайне упрощенная структура инструментов (видов) ценных бумаг. Практически не используются производные ценные бумаги, в основе которых лежат базовые активы ввиду отсутствия ликвидных базовых активов. Отсутствуют целые сегменты рынка ценных бумаг, например рынки муниципальных облигаций, коносаментов, складских свидетельств, биржевых облигаций, депозитарных расписок и ряд других. Практически исчез вексельный рынок: за 2007 год было совершено всего 7 операций с векселями. Так же, как и на начальных этапах реформ, в Республике Беларусь происходит опережающее развитие рынка государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка но сравнению с рынком корпоративных бумаг. В 2007 году произошло довольно резкое увеличение выпусков корпоративных облигаций до 59 на сумму 383,7 млрд. руб., однако основная их часть (89.5%) приходится на облигации, имитированные банками.

* несоответствие структуры участников белорусского фондового рынка современным международным стандартам. Население, традиционно наиболее распространенный инвестор на этом рынке, у нас практически отстранено от возможности владения корпоративными ценными бумагами. В связи с этим на белорусском фондовом рынке отсутствуют институты коллективных инвестиций (паевые, инвестиционные, пенсионные, страховые фонды). Те несколько инвестиционных фондов, которые были созданы на начальных этапах рыночных реформ, уже давно прекратили свое существование. В то же время состав участников более развитого у нас рынка государственных ценных бумаг также ограничен, поскольку основными инвесторами являются банки (до 80%).

Таким образом, для формирования в стране полноценного, ликвидного и эффективного рынка ценных бумаг необходимо, прежде всего, воздействие на вышеназванные факторы, оказывающие решающее, долгосрочное влияние на данный институт. Следует выработать стратегии развития, основанные на корректировании этих факторов с целью изменения структуры рынка ценных бумаг и его долгосрочных перспектив. В связи с этим для развития нормального фондового рынка в Республике Беларусь требуется занять четкую и однозначную позицию в отношении выбора дальнейших экономических преобразований в республике. Продолжение приватизации, снятие ограничений в движении капиталов, участии иностранных инвесторов в операциях на внутреннем рынке и прочие меры, означающие переход к реальному запуску рыночных механизмов, являются первым и наиболее важным условием для развития рынка ценных бумаг, без которого все остальные окажутся малоэффективными.

Развитию фондового рынка окажет содействие формирование благоприятных условий для роста присутствия на нем иностранных инвесторов, включая возможность признания лицензий профессиональных участников и их допуска к биржевым торгам, создание механизмов для унификации инфраструктуры с соответствующими зарубежными институтами. Следует рассмотреть возможность продажи части акций ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» какой-либо из крупных биржевых групп, что позволит белорусским предприятиям получить доступ к дополнительным инвестициям, повысить доверие иностранных инвесторов к республиканскому организованному рынку, использовать для повышения его эффективности технологии и опыт нового акционера.

Снизить долю государства в структуре собственности, особенно в акционерном капитале. От проведения разовых сделок по реализации пакетов акций следует перейти к комплексу мероприятий по преобразованию республиканских и коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества (количество АО в стране сокращается третий год подряд). Для организаций, не имеющих стратегического значения, нужно предусмотреть меры по продаже части пакетов акций, принадлежащих государству, частным инвесторам, физическим лицам, в том числе нерезидентам. В связи с этим следует дополнительно проработать возможности и механизмы для публичного размещения акций белорусских предприятий. Изменения структуры собственности можно осуществлять также за счет применения существующих в международной практике схем мотивации менеджеров белорусских предприятий, в частности посредством использования опционных программ, суть которых заключается в том, что компания передает или продает менеджеру пакет собственных акций, в результате чего он становится одним из собственников, который заинтересован в росте рыночной стоимости компании.

Сформировать в целях создания нормального спроса на фондовом рынке, ликвидации существующих здесь диспропорций целостную систему институциональных инвесторов, аккумулирующих индивидуальные и коллективные целевые сбережения, которые позволяют подключить к рынку население, являющееся крупнейшим субъектом экономических отношений в стране. К основным институциональным инверторам относятся инвестиционные, страховые и пенсионные фонды. Это в свою очередь потребует решения вопросов реформирования системы пенсионного обеспечения, расширения возможностей добровольного и обязательного страхования, разработки законодательства об индивидуальных накопительных схемах и прочих мероприятий, широко используемых в зарубежных странах.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать