Общетеоретические вопросы лицензирования банковской деятельности
p align="left">Приостановление действия банковской лицензии есть мера принудительного воздействия (мера ответственности), и в этом качестве она должна быть указана в ст. 74 Закона о Банке России. По своей сути она представляет собой временное ограничение правоспособности кредитной организации, которое выражается в запрете на определенное время осуществлять все банковские операции, указанные в выданной кредитной организации лицензии. В иерархии мер принудительного воздействия приостановление банковской лицензии есть более тяжкое бремя, чем запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией (поскольку приостанавливается осуществление не отдельных (одной или нескольких), а всех указанных в лицензии операций), и менее тяжкое, чем отзыв банковской лицензии.

Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" предусматривает, что при некоторых условиях, которые закреплены в этом Федеральном законе, ее руководство должно обратиться в Банк России с ходатайством о прекращении лицензии.

В случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов в соответствии с правилами, установленными статьей 46 Федерального закона "О страховании вкладов..." признания банка не соответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов в соответствии с правилами, установленными статьей 47 этого Федерального закона его право привлекать вклады физических лиц прекращается. Указание Банка России от N 1477-У "О порядке признания утратившей силу имеющейся у банка лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте или Генеральной лицензии в случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов" устанавливает порядок признания утратившей силу имеющейся у банка лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте или Генеральной лицензии в случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов.

В этом Указании сказано, что в случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов имеющаяся у банка лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте (далее - разрешение Банка России) или Генеральная лицензия признается утратившей силу. Дальше там говорится, что признание разрешения Банка России или Генеральной лицензии утратившими силу, осуществляется путем проставления на указанных документах записи в соответствии с приложением к настоящему Указанию. Банку, имеющему Генеральную лицензию, выдается лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

Есть также Указание Банка России N 1476-У "О порядке направления требования Банка России о представлении банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами". В нем сказано, что требование Банка России о представлении банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами (далее - требование Банка России) направляется территориальным учреждением Банком России заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В отношении аннулирования можно выделить две отличительные особенности: а) если Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» рассматривает аннулирование лицензии главным образом как санкцию, связанную с прекращением права заниматься соответствующим видом деятельности, то применительно к банковской деятельности аналогичное значение имеет не аннулирование банковской лицензии, а ее отзыв. Иными словами, аннулирование лицензии в предпринимательском праве и в праве банковском имеет различную правовую природу; б) в отличие от приостановления банковской лицензии, которое следует отнести к мерам принудительного воздействия, которые применяются Банком России по своей инициативе, решение об аннулировании хотя принимается также Банком России, но по ходатайству самой кредитной организации и мерой принудительного воздействия не является.

Статья 23 ФЗ «о банках и банковской деятельности» говорит о возможности ликвидации кредитной организации по решению ее учредителей. В этом случае в Центральный банк России предоставляется ходатайство от кредитной организации, учредители которой приняли решение о ее ликвидации, на основании которого Центральный банк выносит решении об аннулирование лицензии. Порядок предоставление ходатайства регламентируется Указанием ЦБР от 1 марта 2000 г. N 749-У
"О порядке представления в Банк России ходатайства кредитной
организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских
операций при прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной
организации на основании решения ее учредителей (участников)". В соответствии с которым Учредители (участники), принявшие в установленном порядке решение о прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации, обязаны в течение пяти рабочих дней с даты принятия указанного решения направить в территориальное учреждение Банка России по местонахождению кредитной организации письменное сообщение о принятом решении, а также ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций (далее - ходатайство). К ходатайству об аннулировании лицензии необходимо приложить:

- протокол собрания участников, на котором принято решение о прекращении деятельности кредитной организации в порядке ликвидации;

- перечень участников кредитной организации, принявших решение о прекращении деятельности в порядке ликвидации (с указанием их наименования (Ф.И.О. - для физических лиц), доли участия в уставном капитале, Ф.И.О. руководителя и почтового адреса), заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации;

- баланс кредитной организации, заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации и главным бухгалтером на дату принятия решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации;

- оценка достаточности стоимости имущества кредитной организации для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов;

- перечень банков - корреспондентов кредитной организации, заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации и главным бухгалтером на дату принятия решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации.

После подачи всех необходимых документов Центральный банк России в течение десяти рабочих дней рассматривает ходатайство и готовит по нему заключение. При положительном рассмотрении ходатайства кредитной организации территориальное учреждение Банка России направляет подготовленное им заключение по ходатайству в Банк России (Департамент по организации банковского санирования). К заключению прилагаются ходатайство кредитной организации с приложениями, копии актов последней инспекционной и аудиторской проверки, а также учредительных документов кредитной организации.

Если ходатайство об аннулировании у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций получено территориальным учреждением Банка России после направления в Банк России ходатайства об отзыве у данной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, то территориальное учреждение Банка России в письменной форме сообщает в Банк России (Департамент по организации банковского санирования) о принятом участниками кредитной организации решении о прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации и прилагает протокол собрания участников, на котором принято указанное решение.

Банк России принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций в случае:

- принятия участниками кредитной организации решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации с нарушением действующего законодательства;

- принятия участниками кредитной организации решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации при недостаточности стоимости имущества кредитной организации для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов (абзац 2 пункта 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- наличия оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций оформляется приказом Банка России. Центральный банк России назначает состав ликвидационной комиссии, кредитной организации, участники которой приняли решение о прекращении ее деятельности в порядке ликвидации. Ликвидация кредитной организации, у которой аннулирована лицензия на осуществление банковских операций, осуществляется в соответствии с требованиями статей 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, параграфа 1 главы Х Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с порядком, установленным Положением Банка России от 2 апреля 1996 года N 264 "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации" (в редакции Указания Банка России от 10 марта 1999 года N 509-У)

§6. К вопросам о практике отзыва лицензии на проведение банковских операций

Практика применения отзыва лицензии в последние годы значительно возросла. В 1992 г. Банком России была отозвана 1 лицензия, в середине девяностых наблюдалась стабильность по числу отзывов лицензий у банков, количество отзывов не превышало 4 (1997 год). Значительное увеличение числа отозванных лицензий пришлось на период с 2000 по 2004 год, что объясняется принятием большого числа изменений и поправок вносимых в этот период в банковское законодательство, а так же изменение политики Центрального банка России по вопросам применения санкций к кредитным организациям за допущенные ими нарушения.

Анализ тенденции отзыва банковских лицензий в период с 1992 по 2007 год отражен на рисунке 1.

Рисунок 1.

Анализируя число отозванных лицензий и общее число ликвидируемых банков в 2007 году можно придти к выводу, что на данный момент принудительная ликвидация кредитных организаций, обусловленная отзывом лицензии, преобладает над добровольной ликвидация банков по решению их руководителей (рисунок 2).

Рисунок 2

Наиболее часто Банком России применяются такие основания отзыва банковской лицензии, как:

- неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о Банке России (п. 6 ч. 1 ст. 20 Закона о банках);

- задержка более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (п. 4 ч. 1 ст. 20); установление фактов существенной недостоверности отчетных данных (п. 3 ч. 1 ст. 20);

- неспособность кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения или исполнения (п. 4 ч. 2 ст. 20). К примеру, по указанным основаниям ЦБ РФ отозвал с 22 сентября 2003 г. лицензии сразу у трех банков.

Так на примере 2007 года (рисунок 3), когда была достигнуто максимальное число отозванных лицензий, можно привести следующие примеры:

Рисунок 3: отзыв банковских лицензий за 2007 год

Только за январь 2007 года Банк России отозвал лицензии на осуществление банковских операций у 6 банков, в числе которых:

ООО Коммерческий Банк "Новокубанский" - неоднократное нарушение в течение одного года кредитной организацией требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

ОАО КБ "Городской клиентский" - установление фактов существенной недостоверности отчетных данных, неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, учитывая неоднократное применение мер, предусмотренных ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" было принято решение об отзыве лицензии на проведение банковских операций;

ОАО «Сибирский экономический банк» - допущение неоднократного нарушения законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, в том числе несвоевременное направление в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, и представляло в уполномоченный орган недостоверную информацию по указанным операциям;

ООО КБ "ГРАДОБанк"

Решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций принято Банком России в связи с неоднократными нарушениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также с учетом возникшей угрозы интересам кредиторов и вкладчиков банка.

ООО КБ "ГРАДОБанк" направлял в Федеральную службу по финансовому мониторингу с нарушением установленного срока сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю. В первой половине декабря 2006 через кассу банка были проведены операции по выдаче одному клиенту - юридическому лицу наличных денежных средств в сумме 4,3 млрд. рублей на покупку ценных бумаг, а также переведено на счета трёх банков-нерезидентов более 1 млрд. рублей. В конце декабря 2006 года руководители и сотрудники банка фактически прекратили его деятельность. В ходе проведения инспекционной проверки банка в январе 2007 года установлено, что ни по юридическому, ни по фактическому адресам ООО КБ "ГРАДОБанк" не располагается.

КБ "Евростройбанк" (ООО)

допускал неоднократные нарушения законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и не осуществлял должным образом идентификацию своих клиентов. При запрете на кассовое обслуживание клиентов кредитной организацией в октябре и ноябре 2006 года проведены валюто-обменные операции на сумму более 600 млн. долларов США, а также выданы наличные денежные средства в сумме более 16 млрд. рублей. Также при запрете открытия банковских счетов, корреспондентских счетов и операций по ним, банком были открыты счета 11 юридическим лицам и корреспондентские счета в 4 кредитных организациях. В октябре - ноябре 2006 года клиентами банка в адрес нерезидентов по сомнительным операциям было перечислено более 12,5 млрд. рублей.

Заключение

В ходе проведенной работы удалось подтвердить, что лицензирование банковской деятельности представляет собой многогранное явление, которое может быть рассмотрено как минимум в пяти аспектах:

а) как форма легитимации;

б) как правовой режим;

в) как правовое средство;

г) как форма пруденциального регулирования;

д) как форма банковского надзора.

Последние два аспекта характерны только для банковской деятельности.

Была дана классификация банковских лицензий:

а) по субъектному составу владельца лицензии: лицензии банков и лицензии небанковских кредитных организаций;

б) по критерию времени получения: первичные и производные (расширяющие круг совершаемых операций);

в) в зависимости от субъектного состава клиентов: предусматривающие право банка привлекать во вклады денежные средства или драгоценные металлы от физических лиц либо нет;

г) по критерию возможности совершения операций с иностранной валютой: разрешающие проводить операции только с валютой РФ, а также с драгоценными металлами, либо дающие право на совершение операций как с валютой РФ, так и с иностранной валютой.

Во второй главе выпускной квалификационной работы были непосредственно рассмотрены вопросы, связанные с отзывом лицензии на проведение банковских операций, а именно: основания (обязательные и на усмотрение Центрального Банка РФ) для отзыва банковской лицензии; процедура отзыва с детальным описанием каждого этапа; правовые последствия отзыва банковской лицензией с указанием правоспособности банка после принятия Центральным банком России решения об отзыве лицензии.

Был рассмотрен как отдельный вид такой меры принудительной ответственности как приостановление банковской лицензии. При рассмотрении данного вопроса выявлены значительные законодательные пробелы, а именно: указание на такой вид ответственности дает лишь Федеральный закон «О центральном Банке РФ», однако среди мер ответственности, применяемых Банком России, указанных в ст. 74 этого закона, данный вид ответственности не присутствует. С учетом того, что приостановление лицензии - мера не постоянная, а временная, может быть обосновано предложение о необходимости установления максимального срока, на который Банк России может приостановить действие банковской лицензии, о котором, к сожалению, закон так же упоминает.

В рамках этой же главы описывается процедура и понятие аннулирования банковской лицензии, проанализирована тенденция отзывов лицензий в период с 1992 по 2007, приведены некоторые примеры отзыва банковских лицензий за 2007 год.

Список используемой литературы

1. Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики). - Система ГАРАНТ, 2007 г.

2. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. "Банковское и финансовое право" - "Юристъ", М. 2004 г.

3. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. - "Юстицинформ", 2005 г.

4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности"

5.Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"

6.?Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

7.Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «Об обязательном экземпляре документов»

8.Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и в защите информации»

9. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ

«О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

10.Постановление правительства РФ от 24 декабря 1995 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»

11.Инструкции Банка России от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»

12.Указ президента РФ от 23 июля 1997 «о некоторых мерах по либерализации экспорта из РФ рафинированного золота и серебра»

13.Положение « об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в РФ» от 2 апреля 1996 г. №264

14. Инструкция ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности»

15.Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

16.Указанием ЦБР от 1 марта 2000 г. N 749-У "О порядке представления в Банк России ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций при прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников)"

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать