Банковская система РФ

Банковская система РФ

24

РЕФЕРАТ

Банковская система РФ

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    • § 1. Центральный банк Российской Федерации
    • § 2. Кредитные организации и филиалы и представительства иностранных банков
  • Заключение
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ

Изучение банковской системы РФ, в настоящее время, представляет собой один из самых актуальных вопросов отечественной экономики. Актуальность эта вытекает из тех фактов, что банковская система России, до сих пор имеет много противоречий, и законодатели постоянно вырабатывают новые концепции работы банков страны. В Российской Федерации банковская система, представляет собой двухуровневую структуру, верхний уровень которой представлен Центральным банком Российской Федерации, а нижний -- коммерческими банками, а также филиалами и представительствами иностранных банков.

Основные источники правового регулирования банковской деятельности, это Конституция РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России), ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в Банках России», а также другие нормативные акты. Именно их анализ, является основой для данных, приводимых в настоящей работе.

Основная цель настоящего реферата: описать основные особенности и сущность банковской системы РФ, а также, для иллюстрации работы этой организации привести некоторые статистические данные.

Задачи, вытекающие из этой цели таковы: охарактеризовать функции и задачи Центрального банка России как верхний уровень банковской системы РФ; изучить деятельность кредитных организаций, а также филиалов и представительств иностранных банков, как субъектов нижнего уровня банковской системы России.

Цель и задачи формируют структуру реферата, который состоит из введения, основной части, поделенной на два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

§ 1. Центральный банк Российской Федерации

Перед рассмотрением собственно российской банковской системы, обозначим основные общемировые подходы к организации банковских структур.

Банковские системы различных стран, в целом, следуют одной из двух возможных схем организации регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций: первая - надзорные функции выполняет только центральный банк страны; вторая - надзорные функции наряду с центральным банком выполняет созданный для этого орган. В свою очередь вторая схема может распадаться на несколько типов, в зависимости от степени и характера участия в процессе надзора центрального банка.

Таким образом, всего можно говорить о четырех моделях организации банковского надзора (при определенной доли условности такой четкой классификации). Приведем их краткую характеристику Приводится по: Правовое регулирование банковской деятельности в РФ. Место ЦБ РФ в банковской системе РФ. Учебное пособие // Авторский коллектив. М.: Allpravo, 2007. С. 14.:

- первая модель - основывается на законодательном закреплении за центральными банками исключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковской деятельности. Эта модель исторически была доминирующей, хотя и не исключительной, с момента возникновения надзорной практики в области банковского дела. Пример - Испания, Греция и Португалия;

- вторая модель - ее можно назвать «смешанной», представлена странами, где функции надзора и контроля выполняются специализированными органами при непосредственном участии центрального банка и министерства финансов. Примеры - США, Франция, Нидерланды, Италия;

- третья модель - характеризуется тем, что надзор за банковской деятельностью осуществляется независимыми специализированными органами в тесном взаимодействии с министерством финансов и при более или менее выраженном опосредованном участии центрального банка. Примеры - Канада, Австрия, Великобритания;

- четвертая модель - объединяет страны, принявшие законодательные решения о создании мегарегулятора на рынке финансовых услуг. Почти во всех этих странах функции надзора отделены от центральных банков. Примерами могут служить Сингапур и Ирландия.

Российское законодательство отдает предпочтение первой схеме. Центральный Банк Российской Федерации (ЦРБ) является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы:

-Министерство РФ по антимонопольной политике (в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций);

- Комитет по финансовому мониторингу России (в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег).

В то же время функции этих органов не являются собственно «банковско-надзорными» - в рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным.

Итак, подробнее охарактеризуем роль ЦРБ в банковской системе России.

Закрепление статуса Центрального Банка Российской Федерации на конституционном уровне (ст.75 Конституции РФ) характеризует его как один из центральных институтов современного российского государства. При этом, банк России, не являясь органом государственной власти, наделен полномочиями схожими по полномочиям с органами государственной власти, и во исполнение своих целей вправе применять меры государственного принуждения. При этом свои полномочия России осуществляет независимо от других федеральных органов власти ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ. Ч.2. Ст.1. (согласно части 2 статьи 1 ФЗ «О ЦБ РФ»).

Основополагающая цель деятельности Банка России - поддержание стабильности национальной экономики либо политической стабильности в стране.

Для достижения этих целей Банк России осуществляет денежно-кредитную политику государства как то Вишневский А.А. Банковское право. Краткий курс лекций. - М.: Юристъ, 2004. С. 120.:

- устанавливает процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России;

- проводит операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг);

- производит рефинансирование банков (кредитование Банком России коммерческих банков), а также учет и переучет векселей;

- ведает валютным регулированием, в том числе валютными интервенциями (покупка-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);

- устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы;

- в исключительных случаях, по согласованию с Правительством РФ, проводит прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков, на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).

Законодателем названы и другие цели ЦРБ ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ. Ст.3.:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы. Однако функции этих органов не являются собственно «банковско-надзорными» - в рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным.

Функции ЦБ РФ перечислены в законе «О Центральном банке» Там же, Ст. 4.. Из всего объема функций перечисленных в указанном законе, нас, прежде всего, интересует функция банковского надзора. Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и кредиторов - это является главной целью банковского регулирования и надзора. При этом регулирование и надзор имеют установленные законодательством пределы, Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ. Ст.56..

Банковский надзор - это надзор, осуществляемый уполномоченными государством организациями за соблюдением банками и другими кредитными организациями определенных правил устройства и функционирования банковской системы. Говоря точнее - это надзор со стороны Банка России за соблюдением кредитными организациями в своей деятельности федеральных законов и нормативных актов.

Значение банковского надзора заключается в том, что он используется для управления рисками в банковской системе.

Таким образом, общей целью банковского надзора является Ерпылева Н.Ю. Банковское регулирование и надзор: новеллы российского законодательства // Законодательство и экономика. - 2005. - №3. - С. 16.:

- поддержание денежной и финансовой стабильности и принятие в случае необходимости мер по финансовому оздоровлению и санированию банков;

- обеспечение эффективности банковской деятельности путем установления требований к качеству капитала и активов. Банковский надзор включает также оценку внутреннего контроля, качества управления рисками, внутренних банковских операций и финансового положения;

- защита интересов вкладчиков. Осуществление надзора за деятельностью банков, и особенно тех, которые не могут выполнить свои обязательства по отношению к вкладчикам.

Во исполнение рассмотренных целей и задач Банк России наделен широкими полномочиями Голубев С.А. Банк России и конституционный контроль // ЮРИСТ - 2004. - № 42. С. 88.

. Они выражаются в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации.

Для осуществления надзорных функций Банк России наделен полномочиями по проверке кредитных организаций. По результатам проверки Банк России направляет кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям. Организацию проведения указанных проверок осуществляет Главная инспекция в порядке, установленном нормативными и иными актами Банка России.

Уполномоченные представители Банка России проводят два вида проверок кредитных организаций (их филиалов): комплексные и тематические, при этом:

- комплексная проверка - проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности кредитной организации, за определенный период ее деятельности. Комплексная проверка кредитной организации проводится в срок до 60 рабочих дней.

- тематическая проверка - проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок, которые осуществляются кредитной организацией (ее филиалом), за определенный период ее деятельности. Тематическая проверка кредитной организации (ее филиала) проводится в срок до 35 рабочих дней.

По результатам проверки Банк России направляет кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

Подводя итог этой части нашего изложения можно высказать следующие промежуточные выводы:

- закрепление статуса Центрального Банка Российской Федерации на конституционном уровне характеризует его как один из центральных институтов современного российского государства. При этом, банк России, не являясь органом государственной власти, наделен полномочиями схожими по полномочиям с органами государственной власти, и во исполнение своих целей вправе применять меры государственного принуждения. Свои полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Основополагающая цель деятельности Банка России - поддержание стабильности национальной экономики либо политической стабильности в стране.

- Центральный банк России представляет собой верхний, надзорный уровень кредитной системы России. Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и кредиторов - это является главной целью банковского регулирования и надзора. Для осуществления этих функций Банк России наделен широкими полномочиями по проверке кредитных организаций.

§ 2. Кредитные организации и филиалы и представительства иностранных банков

Как мы уже отмечали, банковская система РФ состоит из двух уровней. Верхний, в виде Центрального банка России, мы вкратце охарактеризовали выше, теперь, в соответствии с задачами работы изучим уровень нижний, в который входят кредитные организации и филиалы и представительства зарубежных банков.

В начале остановимся на кредитных организациях. Определение понятия «кредитная организация» закреплено законодателем Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. N 395-I. Ст. 1. в законе «О банках и банковской деятельности», где под кредитной организацией понимается - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции. Организационно, кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Из указанного определения можно выделить следующие характеристики банковской структуры Братко А.Г. Банковское право России. - М.: Право, 2007. С. 76. :

- кредитная организация - это обязательно юридическое лицо;

- кредитная организация - коммерческая организация. Цели деятельности кредитной организации сформулированы в статье 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и должны быть определены в ее уставе. Законом предусмотрено, что кредитная организация осуществляет свою деятельность с целью извлечения прибыли. Таким образом, по своему статусу кредитная организация является коммерческой организацией. Следовательно, ее деятельность регулируется всеми нормативными актами, которые регулируют предпринимательскую деятельность;

- специальная правоспособность кредитной организации. В зависимости от вида кредитной организации, последняя, с момента получения лицензии, обладает правом на совершение конкретных банковских операций и сделок. При этом кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Конструкция закона «О банках и банковской деятельности», позволяет выделить два вида кредитных организаций - банки и небанковские кредитные организации. Разновидностью банка признана также особая категория - «иностранный банк».

Рассмотрим понятие и правовой статус каждого из указанных субъектов банковской деятельности.

Банки.

Правовой статус Банка регламентируется ФЗ «О банках и банковской деятельности»; и ФЗ «О страховании вкладов», где закреплены особенности функционирования данной формы кредитной организации.

Банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. N 395-I. Ч. 2. Ст. 1.. С 2004 года большинство банков России входят в систему обязательного страхования вкладов, которая, таким образом, является одним из значимых моментов при характеристике российского банка.

В определении банка выделены следующие главные признаки Голубев С.А. Банк России и конституционный контроль // ЮРИСТ - 2004. - № 42. С.91.:

- во-первых, только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц;

- во-вторых, указанные операции банк вправе осуществлять в совокупности.

Базисным критерием, позволяющим отличить банки от иных кредитных организаций, является наличие лицензии (разрешения) на привлечение денежных средств от физических лиц.

Для того, чтобы стать банком, кредитная организация должна получить соответствующую лицензию и «войти» в систему страхования вкладов, что является обязательным условием для всех банков. Законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» определены четыре критерия для вхождения банка в систему страхования вкладов. Банк может вступить в систему страхования вкладов, если он одновременно отвечает следующим критериям Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ. Ст. 44.:

а) учет и отчетность банка признаются Банком России достоверными;

б) банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России;

в) финансовая устойчивость банка признается Банком России достаточной (для оценки финансовой устойчивости применяются такие показатели как: группа показателей оценки капитала; группа показателей оценки активов; группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками; группа показателей оценки доходности; группа показателей оценки ликвидности.

г) меры, предусмотренные статьи 74 Закона о Банке России, ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности, к банку не применяются, а также отсутствуют основания для их применения по итогам тематической инспекционной проверки, проведенной согласно требованиям части 4 ст. 45 Закона о страховании вкладов.

Банки, участвующие в системе страхования вкладов, обязаны Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ. Ст. 6. П. 3.:

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать