Банковское кредитование в современной России
p align="left">· совершенствовать организационное, информационно-аналитическое и методическое обеспечение кредитного процесса.

Данные меры в качестве процедур реализуются в обязательном для каждого банка комплекте инструктивных и методических материалов, регламентирующих различные аспекты организации его работы на кредитном рынке. Такой комплект материалов включает:

1. Положение о кредитном подразделении банка;

2. Должностные инструкции сотрудников кредитного подразделения;

3. Положение (регламент) по проведению кредитных операций; в наиболее желаемом варианте он может включать следующие разделы:

· перечень и содержание документов, предоставляемых потенциальными заемщиками, а также предъявляемые к ним требования со стороны банка,

· расчет, утверждение и проверка соблюдения лимитов кредитования для заемщиков,

· рассмотрение кредитных заявок и санкционированные выдачи кредитов,

· подготовка и заключение кредитных договоров, санкционирование их пролонгация,

· взаимодействие подразделений, участвующих в кредитном процессе,

· предоставление кредитов, обслуживание долга и его погашение,

· отражение в бухгалтерском учете ссудных операций

1. Регламент по предоставлению межбанковских кредитов и размещению депозитов в других банках. В Регламенте предусматриваются:

· перечень и характеристика документов, необходимых к предоставлению банками-заемщиками в банк-кредитор для получения кредита;

· порядок расчета и использования лимитов риска при осуществлении операций на внутреннем межбанковском рынке и по депозитным операциям с банками нерезидентами;

· порядок оперативного управления ресурсами банка исходя из политики управления активами и пассивами и ликвидностью банка;

· порядок санкционирования выдачи межбанковских кредитов; порядок отражения операций в бухгалтерском учете;

2. Отдельные положения по кредитованию юридических лиц в разрезе видов кредитования, приемлемых для банка (разовые кредиты, овердрафты, открытые кредитные линии, факторинг, ипотека, инвестиционные кредиты и т.д.);

3. Положения по кредитованию физических лиц на потребительские цели, на предпринимательскую деятельность и т.д.;

4. Положения (Методики) по работе с обеспечительными обязательствами по возврату кредитов, применяемыми в банке и о порядке их оформления;

5. Положения о порядке предоставления гарантий в пользу третьих лиц;

6. Положение о порядке учета векселей и вексельном кредитовании заемщиков;

7. Положение о порядке формирования и использования резервов на возможные потери по ссудам и приравненной к ним задолженности;

8. Положение о Кредитном комитете банка;

9. Методические указания по анализу:

· финансового состояния заемщиков, в том числе банков,

· качества кредитного портфеля банка,

· выполнения кредитных договоров;

10. Методики:

· расчета цены кредитов, отражения начисления и уплаты процентов за кредиты по счетам бухгалтерского учета,

· определения достаточности и ликвидности предметов залога,

· проведения встреч-интервью с заемщиками, третьими лицами,

· проверки кредитной истории заемщика, получения о нем дополнительной информации у третьих лиц.

В связи с этим в теории и на практике различают три вида рисковых стратегий в области кредитования.

1. Высокорисковая стратегия. Она может привести к росту рентабельности банка, предполагает общую ориентацию на значительный вес высокорисковых и одновременно высокоприбыльных операций. Такая стратегия имеет ограничение: ее реализация возможна в течение короткого периода времени и при условии относительно стабильной макросреды, наличия у банка эффективной маркетинговой службы и высококвалифицированного персонала.

2. Стратегия диверсификации риска. Она дает возможность рационального соотношения доходности и надежности банка. Однако при осуществлении такой стратегии банк вынужден часто отказываться от высокоприбыльных сделок с относительно высокой степенью риска.

3. Стратегия минимизации риска. Она увеличивает надежность банка, с одной стороны, но означает практический отказ от высокодоходных операций, что, в конечном счете, ухудшает показатель рентабельности банка.

В зависимости от экономической ситуации в стране, состояния конкуренции на банковском рынке и своего финансового положения банк выбирает конкретную стратегию в области кредитования в тот или иной момент времени.

3. Проблемы формирования оптимального кредитного портфеля

Общеэкономическая ситуация обусловила замедление роста объемов розничного кредитования. Суммарный объем кредитов, предоставленных физическим лицам, увеличился за 2009 г. на 35,2% -- до 4017,2 млрд. руб. (за 2008 г. -- на 57,8%), а их доля в активах банковского сектора сократилась с 14,8 до 14,3%. Данные о размере кредитов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства (по данным Банка России), на начало месяца, млрд. руб.

Месяц

Общий объем размещенных средств

Из него

кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям

кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные кредитным организациям

кредиты, предоставленные физическим лицам

2008г.

Январь

13923,8

9532,6

1418,1

2971,1

Февраль

14553,2

10029,0

1509,7

3012,5

Март

15115,0

10228,5

1792,4

3091,8

Апрель

15729,2

10606,7

1921,7

3198,6

Май

16110,9

10945,4

1820,9

3342,6

Июнь

16599,7

11244,7

1888,1

3464,9

Июль

16941,6

11548,0

1801,7

3589,8

Август

17343,5

11839,9

1762,8

3738,9

Сентябрь

18042,3

12213,2

1936,7

3890,3

Октябрь

18609,0

12419,2

2170,3

4017,6

Ноябрь

19094,5

12630,4

2380,3

4083,0

Декабрь

19305,6

12732,9

2517,3

4054,8

2009г.

Январь

19362,5

12843,5

2501,2

4017,2

Февраль

20652,1

13750,9

2863,7

4036,9

Март

20344,7

13682,7

2690,1

3971,3

Апрель

20005,2

13468,2

2664,6

3871,7

Май

19768,3

13510,9

2446,3

3810,6

Июнь

19376,5

13323,6

2314,0

3738,3

Июль

19252,7

13177,5

2376,8

3697,9

Август

19612,5

13129,3

2800,6

3682,2

Сентябрь

19796,3

13126,6

3009,3

3659,8

Октябрь

19574,0

13047,1

2907,7

3618,6

Ноябрь

19206,9

12973,4

2639,4

3593,5

Декабрь

19424,4

13014,4

2823,0

3586,2

Лидером сегмента кредитования остается Сбербанк, который сократил объем выданных в 2009 года (в сравнении с 2008 года) кредитов только на 11,5%. Большинство же крупнейших участников рынка продемонстрировали снижение объемов кредитования более чем на 20%. Среди лидеров падения - Уралсиб (-59,11%), ВТБ 24 (-56,82%) и ЮНИАСТРУМ БАНК (-58,67%). Причем наибольшие темпы падения показали те банки, для которых были характерны длинные сроки кредитования. Так, в банках Возрождение и Центр Инвест, продемонстрировавшие наименее сильное падение среди банков из ТОП-10, 85% всех кредитов были выданы на срок до 1 года, тогда как доля длинных кредитов в ЮНИАСТРУМ БАНКе, ВТБ 24 и Промсвязьбанке превышала 70% www.cbr.ru.

Среди участников рынка, продемонстрировавших наибольшие темпы прироста как крупные игроки - Татфондбанк (более 3000%), НБ ТРАСТ (66%), так и региональные банки - Кольцо Урала (более 3500%), Азиатско-Тихоокеанский Банк (244%), Меткомбанк (156,37%) и КАМАБАНК (273,07%). Причина достижения подобных результатов в большинстве случаев - усиление работы в сегменте при изначально более низкой базе. Например, результаты Камабанка объясняются, в частности, начавшейся еще в конце 2008 г. постепенной переориентацией банка с ипотечного кредитования на работу с малым и средним бизнесом.

В таблице 2 приведены крупнейшие банки РФ, кредитовавшие малый и средний бизнес в 2009 году.

Таблица 2

Крупнейшие банки, кредитующие малый и средний бизнес

Банк

Выдано ссуд МСБ за 2009, тыс. руб.

Темп прироста 2009/2008

1

Сбербанк России**

Порядка 500 млрд руб

-11,47

2

Уралсиб

92529062

-59,11

3

Банк Возрождение

53810069

-22,00

4

КБ Центр-инвест

15271938

-31,63

5

Татфондбанк

14816224

3162,89

6

МИнБ

14767000

н/д

7

СЕВЕРГАЗБАНК

12974977

н/д

8

ВТБ 24

11313261

-56,82

9

Промсвязьбанк

10587129

-40,53

10

ЮНИАСТРУМ БАНК

10214415

-58,67

11

НБ ТРАСТ

8799338

65,86

12

АКИБАНК

7720444

-31,93

13

НТБ

6668287

-63,73

14

КМБ-Банк

5364361

-74,48

15

КБ АГРОПРОМКРЕДИТ

5053618

н/д

16

ЛОКО-Банк

4961888

-15,16

17

Курскпромбанк

4704175

-40,65

18

КБ Хлынов

3727457

26,04

19

Региобанк

3709988

-40,81

20

КБ КОЛЬЦО УРАЛА

3490643

3588,65

Доля кредитов и прочих размещенных средств (в рублях и иностранной валюте), предоставленных организациям на срок свыше 1 года, в общем объеме выданных им кредитов и прочих размещенных средств, распределенных по срокам погашения, на 1 декабря 2009г. составила 69,3% против 68,2% на 1 ноября 2009 года.

Для современной практики кредитования малого бизнеса характерны следующие черты:

· цели кредитования: пополнение оборотных средств, приобретение автотранспорта, оборудования, недвижимости, покрытие кассовых разрывов, приобретение внеоборотных активов, инвестиционное кредитование, ремонт торговых или производственных помещений, закупка товаров, открытие торговых точек, расширение производства, приобретение основных средств, развитие бизнеса;

· сроки кредитования - от 30 дней до трех лет в зависимости от цели кредитования;

· процентные ставки по кредитам - от 10% до 30% в зависимости от вида кредита;

· суммы предоставляемых кредитов колеблются от 5 тыс. до 10 млн. руб.;

· обеспечение - товары в обороте, оборудование, автотранспорт, ценные бумаги, недвижимость, личное имущество владельца предприятия, приобретаемое имущество;

· участие третьих лиц - международные финансовые организации, Правительство, неправительственные общественные организации, страховые компании, коллекторские агентства, оценочные компании и т. д.

Несмотря на некоторое оживление на рынке, сохраняющиеся макроэкономические риски вынуждают банки минимизировать свою зависимость от долгосрочного состояния экономики и кредитовать в короткую, исходя из предположения, что ситуация будет относительно стабильной, по крайней мере, в ближайшее время. По итогам 2009 года 66% ссуд выданы на срок до 12 месяцев, а с учетом овердрафтов эта цифра составляет более 70% (рис. 2). Отметим, что по итогам 2008 года только 46% всех кредитов (без учета овердрафтов) были выданы на срок до 12 месяцев.

Отраслевая структура рынка свидетельствует о существенном снижении доли торговых предприятий в выданных кредитах: если в 2008 году доля ссуд, выданных организациям розничной и оптовой торговли, составляла 51% всего объема кредитования МСБ, то в 2009 г. она упала до 39 % (рис. 3). Причина такого снижения заключается в том, что в условиях кризиса основной тип залогового обеспечения, характерный для торговых предприятий, - товары в обороте - скептически воспринимается большинством банков.

При этом фактически пострадала только оптовая торговля - ее доля в объеме выданных кредитов сократилась с 31% до 20%, тогда как доля розницы снизилась всего на 1 п.п. Это объясняется тем, что оптовики имеют дело с рядом мелких торговцев и в целом просчитать их риски сложнее, чем у розничных продавцов. В тоже время, основная часть розничных торговцев ориентирована на товары повседневного потребления, отличающиеся достаточно низкой эластичностью спроса по цене, что оказывает поддерживающее влияние на этот сегмент рынка в ходе кризиса.

Рис. 2. Структура выданных кредитов по срокам в 2009 году

Рис. 3. Отраслевая структура кредитов в 2008-2009 гг.

С другой стороны, доля ссуд, выданных строительным компаниям, возросла за 6 месяцев 2009 года на 6 %. Подобная динамика выглядит удивительной, с учетом того, что ухудшение качества заемщиков затронуло данный сегмент в наибольшей степени. В то же время, по нашему мнению, указанный факт является следствием активного перекредитования заемщиков, которое в условиях кризиса начал практиковать целый ряд банков. Суть данного инструмента заключается в том, что в один и тот же день происходит сначала формальное погашение кредита, а затем практически сразу заемщику выдается новый кредит. В результате перекредитование позволяет замаскировать ухудшение качества ссудного портфеля, создать резервы в меньшем объеме и, как следствие, снизить давление на капитал. Однако в будущем подобная практика может крайне негативно сказаться на качестве активов и финансовой устойчивости кредитных организаций. Тем не менее, доля строительных компаний в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) не столь велика, чтобы оказывать такое же сильное давление на капитал и прибыльность банков, какое оказывают строители от корпоративного сегмента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать