Расчетно-кассовое обслуживание хозяйствующих субъектов коммерческими банками
p align="left">Проанализируем издержки банка на эмиссию и годовое обслуживание карт. При расчетах будем учитывать, что в среднем один дополнительный офис в 2006 г. эмитировал 400 карт и обслуживал около 1000 карт. Определим критичность загрузки операциониста дополнительного офиса. Разделим количество карт на число рабочих дней и получим, что ежедневно один операционист дополнительного офиса должен обработать 1,6 новой карты и 4 действующих. Эмиссия карт включает несколько процедур - принятие заявки, се направление в центральный офис, получение оттуда карты и выдачу карты. Обслуживание карты предполагает физическое общение с клиентом как минимум 4 раза в год, необходимое для обработки спорных транзакций, взноса наличных, разблокировки карт и т.п. Следовательно, ежедневно операционист должен провести около 23 действий с картами, или 3 действия в час, что вполне реально.

Следовательно, доходы от эмиссии и годового обслуживания карт покрывают только расходы на содержание операциониста и обслуживающих сотрудников дополнительного офиса, а на содержание специалиста центрального карточного подразделения банка их не хватает.

На практике 95% эмитируемых карт - это самые простые и дешевые карты для зарплатных проектов крупных предприятий. Оформление документов и изготовление карты при партии в несколько сотен штук требует существен но меньших затрат труда, чем эмиссия единичных карт. Эмиссия карт по-прежнему будет требовать участия двух условных сотрудников банка, и производительность их труда возрастет в 2--3 раза. Владельцы зарплатных карт практически не посещают офис банка в течение года, и банк не несет затраты на годовое обслуживание их карт. Однако крупные предприятия и их зарплатные проекты обслуживаются в VIP дополнительных офисах, издержки которых в 2 раза больше, чем издержки обычных дополнительных офисов.

Следовательно, затраты труда на обслуживание зарплатных карт снижаются в 3 раза, а издержки на содержание персонала увеличиваются в 2 раза. Издержки на эмиссию или обслуживание одной простой зарплатной карты составляют 5,5 дол. США в год и лишь не намного превышают соответствующие комиссии.

Эти выводы подтверждаются тем фактом, что практически все банки--эмитенты международных карт устанавливают комиссии за эмиссию и обслуживание простых карт на уровне 5 дол. США. Примерно такие комиссии берут Сбербанк России и другие эмитенты карт российских платежных систем. Несмотря на конкуренцию одних и монопольное положение других, банки придерживаются этого уровня тарифов.

Таким образом, доходы от эмиссии и годового обслуживания карт покрывают только соответствующие операционные издержки банков и не приносят прибыли. Несмотря на то, что эти доходы формируют до 40% всех доходов карточных проектов, банки получают прибыль на других карточных операциях. Далее перейдем к анализу операций выдачи наличных и эквайринга.

2.7 Анализ операций выдачи наличных и эквайринга

Комиссии за выдачу наличных банки декларируют в среднем на уровне 1% общей суммы, но не менее 2,5 дол. США. Если наличные выдаются в банкомате банка--эмитента, то комиссии немного снижаются, а если в «чужом» банкомате -- увеличиваются. Меньшие комиссии за обслуживание крупных зарплатных проектов допускаются, когда банк эмитирует карты работникам предприятия и устанавливает на предприятии свои банкоматы. Снятие наличных в большинстве случаев происходит в рамках крупных зарплатных проектов, что определяет среднюю комиссию в размере 0,3% суммы.

Такая комиссия и, тем более, 1% значительно больше комиссии за традиционную выдачу наличных на заработную плату для крупных предприятий, снижающихся до 0,1% суммы. Банки считают результат своей работы хорошим, покрывающим все издержки и приносящим прибыль, если комиссия за выдачу наличных составляет 0,3% суммы. Такая комиссия, например, характерна для «обнал-бизнеса» банков и оптовых обменных пунктов. Поэтому дополнительный доход банков от выдачи наличных через банкоматы обычно составляет 0,4-- 0,7% суммы за выдачу.

Сравним оборот наличных через банкоматы и традиционный оборот через кассы. В 2006 г. оборот через банкоматы составил 669 млрд руб. и принес банкам доход в 64 млн дол. США. Традиционный оборот наличных через кассы составил 17 трлн руб. и принес доход в 505 млн дол. США. Этот оборот в 25 раз больше, чем оборот через банкоматы, а приносит дохода в 12 раз больше. Получается, что выдача наличных через банкоматы в два раза доходнее для коммерческих банков, чем выдача наличных традиционным образом, через кассы.

Не располагая большими ресурсами для капиталовложений, и стремясь к скорейшей их окупаемости, российские банки используют в основном простейшие, часто подержанные, банкоматы. Стоимость покупки такого банкомата составляет 12-- 15 тыс. дол. США, или его можно взять в лизинг на два--три года с последующим выкупом, при этом ежемесячный лизинговый платеж равен примерно 400-500 дол. США. Для сравнения, цена нового современного многофункционального банкомата, а точнее, электронного банковского миниофиса достигает 100 тыс. дол. США.

Банки конкурируют друг с другом за удачное расположение банкоматов, как и банковских дополнительных офисов. Так, банкомат, установленный в гостинице «Россия» или в проходной крупного предприятия, где реализуется зарплатный проект, приносит в несколько раз больше прибыли, чем банкомат, расположенный на станции метро «Китай-город». Поэтому за размещение банкомата в хорошем месте банк платит аренду, ее размер в среднем составляет 100--200 дол. США. Банкомат необходимо подключить к процессингу в режиме on-line, и это потребует аренды выделенной линии связи, которая стоит 400-500 дол. США. Таким образом, затраты на банкомат составят около 1 000 дол. США в месяц.

Определим средний размер выдачи наличных через один банкомат. Совокупный оборот выдачи наличных через банкоматы указан выше -- 669 млрд руб. за год. Банкоматов на конец 2006 г. в нашей стране было 9 тысяч. Следовательно, через один банкомат за месяц выдается в среднем 197 тыс. дол. США. При ставке 0,9% общей суммы (декларируемая комиссия в размере 1 % минус традиционные издержки 0,1% от суммы) ежемесячно каждый банкомат приносит доход порядка 1,7 тыс. дол. США. Чистая прибыль от эксплуатации одного банкомата в среднем составит 700 дол. США в месяц, или 8 400 дол. США в год. Это чистая прибыль, поскольку в издержки ранее были включены все затраты, в том числе на инкассацию и окупаемость банкомата.

При выдаче наличных в рамках крупных зарплатных проектов оборот через один банкомат будет больше, не нужно платить арендную плату за удачно выбранное место, но и комиссионные за выдачу наличных будут меньше средних, и не будет «дорогих» сторонних выдач. Если банкомат расположен на бойком месте, то он будет давать на каждую операцию больше дохода из-за преобладания «чужих» клиентов. Однако, количество операций будет меньше, чем в рамках зарплатных проектов, и необходимо будет платить существенную арендную плату за данное место. В среднем, результат получится такой же, как в рассмотренном выше примере.

Если банк имеет, например, 20 удачно расположенных банкоматов и получает с каждого из них прибыли по 1 000 дол. США в месяц, а это, как показывают расчеты, вполне реально, его годовая прибыль составит 240 тыс. дол. США. Прибыль будет чисто комиссионная, без всяких косвенных процентных доходов и доходов от обслуживания крупных клиентов. Это не сверхприбыль, как от расчетного обслуживания крупнейших корпораций, это всего лишь небольшой кропотливый высокотехнологичный бизнес.

POS-терминал стоит около 1 тыс. дол. США, т.е. значительно меньше, чем банкомат. Предположим, что он амортизируется за год, и аренда канала связи стоит 400 дол. США в месяц, тогда себестоимость его составит 500 дол. США в месяц. За каждую транзакцию банк-эквайер получает с магазина 2,5 дол. США. Чтобы покрыть издержки на эксплуатацию POS-терминала, необходимо в месяц проводить около 200 платежей, или семь платежей ежедневно при 30-дневной работе. В эквайринговом сегменте карточного бизнеса такая частота платежей большая редкость. По данным Банка России в среднем на один POS-терминал приходится всего 1,1 транзакция ежедневно.

К сожалению, положительных примеров удачной организации эквайринга банков значительно меньше, чем неудачных проектов. Приведенные примеры показывают, что для банков и магазинов эквайринговый бизнес в основном убыточный, но не потому, что он в принципе менее прибылен, чем выдача наличных. Это объясняется тем, что 10% операций по картам совершается в торговой сети, а в среднем на одну карту приходится 0,15 платежной транзакции в месяц.

Чтобы эквайринг развивался, карточные платежные системы должны существенно снизить свои комиссионные до уровня, например, нескольких десятков центов. Однако, в этом случае надо понимать, что количество платежей должно возрасти в 30--50 раз по сравнению с существующим уровнем, иначе соответствующие комиссии не покроют издержки эквайринга.

Таким образом, эмиссия карт и их годовое обслуживание не приносят банку прибыль, и затраты на них, в лучшем случае, покрываются за счет соответствующих комиссионных. Наибольший доход банки получают от эксплуатации банкоматов и выдачи наличных, и этот доход позволяет им за два-три года окупать капиталовложения в инфраструктуру карточного бизнеса. Доходы от эквайринга незначительны, поскольку россияне крайне редко пользуются картами в качестве платежного инструмента.

3 Пути повышения рентабельности расчетно-кассовых операций

3.1 Моделирование тарифов на комиссии за открытие и ведение счета

Анализ общей доходности расчетно-кассовых операций показал ее недостаточный, низкий уровень как в сравнении с совокупными доходами банков, так и с издержками этих операций. Коммерческим банкам выгодно обслуживание только крупных предприятий, а обслуживание каждого счета малого предприятия приносит убыток в размере до 300 дол. США за год. Доходность обслуживания различных категорий клиентов усугубляется активным использованием средств ДБО со стороны крупных предприятий и дороговизной этих средств для большой массы малых предприятий. Были также выделены некоторые прибыльные или, по крайней мере, безубыточные виды расчетно-кассовых услуг для розничных клиентов -- это были отдельные виды карточных операций. Проанализировав рентабельность и ценообразование различных видов расчетно-кассовых операций, перейдем к выработке новой модели тарифов за расчетно-кассовые операции. Целевой установкой моделирования будет прибыльность для банков расчетно-кассовых услуг массовому розничному клиенту и одновременно оправданность и необременительность для таких клиентов.

При моделировании тарифов необходимо учитывать тенденции в совершенствовании технологий и изменения функций профессиональных субъектов платежных систем. Так прогнозируются упрощение и унификация платежного механизма платежных систем, по крайней мере, за счет объединения трех стадий карточного платежа в одну и проведение такого платежа через системы межбанковских валовых расчетов в реальном времени. Для еще большего упрощения процедуры проведения платежа и снижения его издержек возможна централизация текущих счетов клиентов в региональных ГРКЦ Банка России, перевод их туда из коммерческих банков и работа с ними исключительно через средства ДБО.

Традиционная ручная, неэффективная, нерентабельная первичная обработка платежных инструкций клиентов должна уйти в прошлое. Коммерческие банки вместо массы таких операций должны представлять высокотехнологичные, высокодоходные, штучные сложные услуги. Именно коммерческие банки должны осуществлять наладку и сервисное обслуживание средств ДБО, наполнять эти средства дополнительными возможностями, как то работа на финансовом рынке, автоматизация бухгалтерского учета и налогового администрирования, подтверждение ЭЦП клиентов и передача разнообразной электронной корреспонденции. Расширение безналичных расчетов в розничном сегменте платежного оборота приведет к сокращению чисто наличного оборота и увеличит объемы снятия и выдачи наличных с банковских счетов, повышается технологичность кассовых операций и соответствующей инфраструктуры, и все это «ложится на плечи» коммерческих банков. За коммерческими банками также остается открытие счетов и хранение досье клиентов, проведение сложных расчетов посредством аккредитива и инкассо, разрешение конфликтных ситуаций, экстренное традиционное физическое обслуживание клиентов.

Моделирование тарифов начнем с комиссии за открытие и ведение счета. В 2007 г. только несколько крупнейших коммерческих банков имели реальные комиссии за открытие и ведение счетов предприятий. Такие комиссии колеблются в диапазоне 300-500 руб. Подавляющее большинство коммерческих банков, боясь потерять клиентов, устанавливали чаще нулевые, а реже, чисто символические комиссии за открытие и ведение счетов предприятий. Вместе с тем, как указывалось выше, за выдачу и годовое обслуживание карт все банки-эмитенты берут с клиентов минимум по 5 дол. США, и такой уровень тарифов почти полностью покрывает соответствующие издержки банков и не вызывает отторжения у розничных клиентов. Предлагается запретить банкам нулевые или минимальные тарифы за открытие и ведение счета, установить их величину на уровне не меньше, чем по 5 дол. США.

Введение минимальных комиссий для либеральных экономистов выглядит нерыночно, для неверующих в эффективность государственного регулирования и надзора - нереально. Стоит возразить, что в карточных операциях банков такие комиссии сложились вследствие сочетания административных действий карточных систем и ключевых банков под действием рынка и исходя из рентабельности соответствующих расчетных услуг. Недополученные комиссии могут стать объектом налога на прибыль, -- для этого достаточно более четко использовать существующие конструкции налогового законодательства. Недобор комиссионного дохода для многих банков будет означать ухудшение показателей прибыльности, а это может быть основанием для Банка России отказов в рамках существующих процедур банковского надзора в открытии новых филиалов и дополнительных офисов, в увеличении капитала, в допуске в систему страхования вкладов. Таким образом, в руках государства достаточно рычагов принуждения коммерческих банков к использованию реальных, а не нулевых или минимальных тарифов, как за открытие и ведение счетов, так и других комиссий за РКО.

По различным данным Банка России и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, представленным выше, в нашей стране 2,5 млн работающих счетов предприятий и предпринимателей. Предположим, что в среднем одно предприятие будет менять банк, открывать новый счет, или будет открываться новое предприятие раз в два года. Численность населения России в возрасте старше 18 лет составляет 105 млн человек, для сравнения по данным Банка России открыто порядка 267 млн счетов физических лиц, из которых 1/3 текущие. Предположим, что в течение нескольких лет 3/4 взрослого населения станут активными клиентами банков, будут раз в два года менять банк или получать новую карточку. При таких данных получается, что за год коммерческие банки будут открывать до 1,25 млн счетов предприятий и до 40 млн счетов или карточек физических лиц, получая за каждую операцию по 5 дол. США и в совокупности 206 млн дол. США. За годовое обслуживание указанного выше количества счетов из расчета по 5 дол. США за год банки будут получать в совокупности 413 млн дол. США.

3.2 Определение приемлемых тарифов комиссий за традиционную ручную первичную обработку платежных документов и физическое обслуживание клиентов

Перейдем к определению приемлемого для коммерческих банков уровня комиссий за традиционную ручную первичную обработку платежных документов и физическое обслуживание клиентов. Соответствующие комиссии должны быть выгодны банкам, достаточно высоки для клиентов, чтобы стимулировать массовое использование средств дистанционного банковского обслуживания (далее - ДБО) и вместе с тем не должны быть для клиентов запретительными. Экономика карточного бизнеса ориентируется на себестоимость для банка одного сеанса работы операциониста в 2,5 дол. США, одна транзакция в международной карточной платежной системе также стоит не менее 2,5 дол. США. За проведение платежа в иностранной валюте внутри страны российский банк возьмет с клиента 3-5 дол. США, примерно такой же будет доля российского банка в совокупной комиссии за платеж в другую страну.

Предлагается установить минимальную комиссию за традиционный физический прием и первичную обработку платежного поручения, за физическое представление выписки по счету, за проведение сложных расчетов аккредитивом или инкассо, розыск платежа и разрешение конфликтных ситуаций на уровне 2,5 дол. США. Предполагается, что 2,5 дол. США за операцию в рамках традиционного физического обслуживания клиентов будет экстренным, побуждающим клиентов меньше обращаться в банк и больше использовать средства ДБО. Поэтому количество операций традиционного обслуживания должно снижаться и стать через несколько лет минимальным. В основном рассматриваемая комиссия ориентируется на предприятия, а традиционное физическое обращение в банк со стороны физического лица уже закладывается в комиссию за ведение карточного счета.

Предположим, что как в карточном бизнесе, каждое предприятие будет обращаться в банк традиционным образом два раза в год, т.е. будет порядка 5 млн обращений. Посредством платежного требования, аккредитива, чека и инкассо проведено по данным Банка России 1,9% от 738 млн всех платежей, т.е. 14 млн платежей. С использованием бумажных технологий проведено 27,7% от общего количества платежей, т.е. 204 млн платежей, но количество бумажных платежей будет быстро сокращаться. Для получения прогнозируемого количества традиционных обращений в коммерческие банки сложим первый и второй расчетные показатели, умножим их на 2,5 дол. США. Получим в совокупности 48 млн дол. США в год комиссий за традиционное физическое обслуживание клиентов.

Суммируем полученные прогнозируемые показатели по совокупным величинам комиссий за открытие и ведение клиентских счетов, за традиционное физическое обслуживание клиентов и прибавим к полученному результату доход за проведение платежей в иностранной валюте из табл. 5. Получается совокупная величина комиссионного дохода по расчетным операциям на уровне 206 + 413 + 48+ 194 = 861 млн дол. США. Полученная величина уже на 24% больше существующей величины комиссий за расчетные операции без учета комиссий за кассовые операции. Перейдем к определению уровня и совокупной величины комиссий за кассовые операции, дистанционное банковское обслуживание и дополнительные услуги. Эти три вида операций должны приносить коммерческим банкам еще больше комиссионного дохода.

3.3 Определение уровня комиссий за кассовые операции, дистанционное банковское обслуживание и дополнительные услуги

В настоящее время крупные предприятия получают в банках наличные на выплату заработной платы, а крупные торговцы сдают в банки наличную выручку. Конкуренция банков за обслуживание крупных предприятий высока и побуждает их устанавливать комиссии за выдачу и прием наличных на минимальном уровне, на пределе рентабельности. Возьмем представленные выше данные по обороту наличных через кассы банков, уменьшим оборот на величину выдач и взносов частных вкладов с нулевой комиссией, разделим полученный результат на величину доходов по кассовым операциям и получим, что в среднем за прием и выдачу наличных традиционным образом банки получают 0,08% от суммы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать