Рынок страховых услуг в Российской Федерации
p align="left">В первом полугодии 2008 г. сохранилась тенденция перемещения сборов премии в регионы. Перемещение сборов премии в регионы в основном обусловлено активной работой филиалов крупных московских компаний, наращивающих свое присутствие в субъектах РФ.

Основным направлением развития было создание региональных центров, в подчинение которым передавались действующие филиалы в смежных субъектах РФ, а также увеличение отделений или представительств в пределах одного субъекта РФ. Активно используется такая форма продаж, как организация дополнительных отделений, клиентских или удаленных офисов. В течение первого полугодия компании федерального уровня активно развивали региональные сети.

Таким образом, за рассматриваемый период (2006-2008 гг) сразу три сегмента показали отрицательные темпы прироста: страхование жизни, добровольное страхование ответственности и перестрахование. По показателям 2008 года можно говорить о том, что страховой рынок России продолжает сохранять достаточно высокую динамику сборов премии, учитывая то, что и объемы бизнеса страховщиков в абсолюте уже достаточно велики. Среди основных тенденций выделяются такие, как дальнейшее сокращение числа страховых компаний; структуризация рынка в связи с отраслевой специализацией; рост убыточности в отдельных секторах общего страхования; укрупнение компаний; активное формирование и реструктуризация страховых и финансовых групп.

3. Проблемы и перспективы развития современного рынка страховых услуг в условиях преодоления мирового финансового кризиса

Финансовый кризис - это реальность сегодняшнего дня. Мировая экономика вступила в очень сложный экономический период. В центре этого глобального кризиса находится американская финансовая система.

Тенденции развития страховой отрасли в условиях кризиса целиком определяются характером и темпами развития кризисных явлений. И хотя контуры тенденций окончательно еще не определились, многие из них можно считать достаточно очевидными.

Даже те, кому по силам застраховать будущее, не сумели противостоять краху экономической системы. Кризис снежным комом обрушился и на страховой рынок. Резко уменьшаются объемы предоставляемых услуг, снижаются ставки на страхование. По прогнозам экспертов, за время кризиса количество страховых компаний сократится вдвое.

Главная проблема, с которой столкнулись сейчас страховые компании, - отсутствие платежеспособного спроса на их услуги. И только рынок добровольного медицинского страхования абсолютно спокоен - потребность в медицинской помощи существует всегда, вне зависимости от состояния мировых финансовых индексов. Завидную стабильность этому сектору эксперты прогнозируют и в дальнейшем. К тому же в начале 2009 г. вступили в силу поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие двукратное увеличение суммы отчислений на медицинское страхование персонала, которую работодатели смогут относить на себестоимость, - с 3% до 6% от фонда оплаты труда.

Перед многими компаниями в настоящее время встает вопрос: оставаться ли на рынке? Специалисты прогнозируют, что в период кризиса число компаний-страховщиков сократится вдвое, и такой расклад вполне вероятен. Особенно учитывая то, что и в стабильных условиях с этого рынка ежегодно уходят от 30 до 50 мелких и средних игроков. Такие фирмы будут закрываться и в кризисный период, поскольку одним только демпингом клиента уже не заманишь, а доверия к небольшим структурам практически нет, и это обусловлено вполне объективными причинами.

Крупным компаниям тоже в свою очередь придется включаться в борьбу за выживание. Они неожиданно для себя оказались в новых условиях, когда:

- сложно что-либо прогнозировать относительно ситуации на рынке;

- нет спроса на их услуги;

- закрыт банковский канал;

- нет доверия со стороны клиентов.

Условно ситуацию на страховом рынке сегодня можно представить в виде такой схемы:

39

Рис.2. Ситуация на страховом рынке

Сегодня для страховых компаний один из наиболее рациональных способов сохранения средств - размещение их на депозитах крупнейших банков. Но для этого нужно хотя бы временное снятие ограничений, установленных Минфином и Федеральной службой страхового надзора. Кроме того, инвестирование страховщиками производственного сектора облегчило бы существование обеим сторонам. На это также нужно соответствующее разрешение.

От действий правительства сейчас зависит судьба и автомобильного страхования. Еще до кризиса на рынке ОСАГО выплаты росли быстрее, чем премии. Сейчас платежеспособность компаний и подавно снижается. И если в следующем году не будут повышены базовые ставки и территориальные коэффициенты в ОСАГО, то с рынка уйдет значительное число фирм. А это значит, что заметно усилится нагрузка на Российский союз автостраховщиков, из фонда которого покрываются обязательства компаний, лишенных лицензий, усилится настолько, что денег на всех пострадавших автовладельцев может не хватить. Дубцова, Н. Застрахованы ли страховщики? [Текст] / Н. Дубцова // Расчет. - 2008. - № 12. - СПС КонсультантПлюс.

Решения о повышении базовых ставок и территориальных коэффициентов принимают Минфин и правительство.

Когда нет уверенности в завтрашнем дне неизвестно, что готовит день сегодняшний, не стоит пассивно ждать изменений экономической ситуации.

Поэтому сегодня страховщикам стоит «прощупать» рынок, почувствовать потребности населения. Кризис - это время, когда тоже есть что страховать. К примеру, страховка на случай потери работы - одна из самых актуальных идей на сегодня. Страхователем в этом случае выступает работодатель, который получает возможность экономить на налогах, а уволенному работнику выплачивается неплохая компенсация.

Так что, те компании, которые быстро сориентируются и начнут предлагать рынку актуальные услуги, - выживут.

Начавшийся в Соединенных Штатах кризис сразу же принял вид кризиса кредитной системы. В России, где одним из приоритетов в улучшении качества жизни населения провозглашена жилищно-коммунальная реформа, обеспечивающая доступ к жилью, особая роль в реализации этих планов принадлежит ипотечному кредитованию. Поэтому страхование, ориентированное на ипотечные риски, понесет, видимо, самые большие потери и по логике вещей должно быть рассмотрено в первую очередь.

Правительство РФ считает, что дальнейшее развитие российской ипотечной системы должно идти по пути создания многоукладной системы:

· заключение договора ипотечного кредитования и заселение в квартиру уже через несколько дней;

· ипотечная система с государственным финансированием, например, через ипотечные сберегательные кассы, где на специальном счете копится до половины необходимой суммы, а государство добавляет на данный счет 50%, после чего приобретается жилье;

· ипотечная система, управляемая через государственные органы;

· военная ипотека;

· ипотечная система с первоначальным взносом в виде страхового полиса Романова, М.В. Тенденции развития российского страхования и кризисная ситуация [Текст] / М.В.Романова // Финансы. - 2009. - № 1. - СПС КонсультантПлюс..

В России государство создало частно-государственную систему АИЖК, вырабатывающую общие требования к выдаваемым кредитам, осуществляет эмиссию ипотечных ценных бумаг. Жесткий контроль и отслеживание кредитной истории заемщика позволили российской ипотечной системе устоять в кризисной ситуации 2007 - 2008 г. Часть жилищной проблемы решается за счет субъектов Российской Федерации и ведомств. Обеспечение жильем населения проводится также за счет государственных субсидий путем выдачи жилищных сертификатов. В настоящее время государственная структура, осуществляющая страховую защиту участников ипотечной системы, отсутствует, и создание ее представляется нецелесообразным.

В России отсутствует специализированный резерв на осуществление социальной защиты при обеспечении жильем населения посредством ипотечного страхования. На данном этапе изымать часть денежных средств из ипотечной системы было бы неправильно, поскольку на российском рынке отсутствуют специализированные страховые организации, проводящие только ипотечное страхование.

Финансовый кризис серьезно ограничил возможности ипотеки.

В Америке в последние годы кредиты выдавались без первоначального взноса, без поручителей, без залогового обеспечения. В России ситуация выглядела совершенно так же. Поэтому ипотека может возродиться только с возрождением нормальной модели кредитования и страхования кредитов.

Одним из направлений выхода из кризиса банковской системы может служить использование банков как страховых посредников. При этом необходимо предусмотреть интеграцию бизнес-процессов банка и сотрудничающих с ним страховых компаний, создать объединенную информационную систему, использовать эффективные методики обучения и вознаграждения за фактически проданные страховые продукты.

Если кризис будет усугубляться и число проблемных банков будет расти, то страховой рынок окажется перед достаточно серьезными угрозами. Ведь 15 - 20% премий поступало через банковские каналы. На банковские депозиты приходится 33% всех совокупных инвестиций. Страховые же организации, спасаясь от кризиса, досрочно изымали депозиты в банках, в результате чего список банков - партнеров страховщика заметно сократился. В 2009 г. кредиты будут выдавать, скорее всего, только некоторые иностранные банки, Сбербанк и ВТБ. Ведь банки будут работать только с крупнейшими и надежнейшими страховщиками.

В ближайшее время российский страховой рынок также ожидают:

1) существенное сжатие платежеспособного спроса на страхование, включая значительное сокращение базы для реализации обязательного и вмененного страхования, на приоритетное развитие которого делают ставку отечественные страховщики;

2) падение капитализации и ухудшение финансового состояния поставщиков страховых и перестраховочных услуг;

3) негативные изменения в структуре собственности многих страховых организаций, существенное снижение их способности выполнять свои обязательства перед клиентами;

4) обострение противоречий между потребителями и поставщиками страховых услуг вследствие резкого усиления присущей современному страхованию тенденции к игнорированию интересов страхователей;

5) сокращение емкости и снижение надежности страховщиков;

6) дальнейший рост недоверия к страховщикам и перестраховщикам;

7) обострение противоречий между поставщиками страховых услуг, активизация процессов передела и попыток мародерства на страховом рынке Романова, М.В. Тенденции развития российского страхования и кризисная ситуация [Текст] / М.В.Романова // Финансы. - 2009. - № 1. - СПС КонсультантПлюс..

Многие аналитики предсказывают уменьшение числа страховых организаций и банков: в результате кризиса к лету 2009 г. на страховом рынке останется примерно 300 из почти 800 действующих ныне страховщиков.

Это делает необходимым усиление антикризисных мер со стороны Минфина и Росстрахнадзора. Нельзя будет оставить без внимания беспокойство страховщиков по поводу отсутствия нормативных документов, регулирующих порядок банкротства страховщиков и передач страховых портфелей, а также предложения перейти на независимый аудит по МСФО. Положительным представляется опыт украинских коллег.

Вместо того чтобы искать пути оптимизации издержек во время ограниченного финансирования, компании выбрали более легкий путь - снижение цен как способ повысить собственную ликвидность и устранить конкурентов. Между тем этого можно достигнуть также путем увеличения скидки за использование франшизы. Нормы должны соответствовать методике формирования страхового тарифа, разработанного при лицензировании на соответствующий вид страхования. Можно ввести и новые тарифы, которые покрывают не все риски, но зато ниже, например, на 20%, чтобы не нарушать положений ст. 40 НК РФ. Можно также ввести программу «мини-каско», которая предусматривает покрытие сверх рисков, кроме риска при ДТП. Стоимость последнего продукта может быть на 60% ниже по сравнению со стандартной программой, предлагаемой страховщиками, и, надо думать, будет востребована в ситуации кризиса.

После вступления в силу поправок к Закону об ОСАГО на российском страховом рынке ожидается усиление борьбы за лояльность клиентов, прежде всего путем повышения качества урегулирования убытков и развития сервиса. В свою очередь, это может вызвать рост убыточности и затрат на оказание дополнительных услуг. К числу таких значимых факторов можно отнести возможное изменение тарифов, а также уже сейчас обсуждаемый в Госдуме законопроект об изменении ст. 22 Закона об ОСАГО, устанавливающей контроль за соблюдением структуры тарифной ставки. Ввиду запланированных изменений существенно возрастает роль аварийного комиссара. При этом на сегодняшний день его правовой статус никак не закреплен законодательно.

С достаточной степенью вероятности можно прогнозировать, что существенного уменьшения присутствия иностранных перестраховщиков не предвидится, разве что премия отдельных компаний может немного уменьшиться за счет снижения тарифов и «оптимизации» перестраховочных программ. Сегодня в российской перестраховочной защите нуждаются не только средние и мелкие отечественные страхователи, но и те, кто занимается работой по специфическим рискам, не пользующимся западной защитой, и все чаще плюсы российской защиты осознают за рубежом, прежде всего в СНГ. Но и в дальнем зарубежье российский перестраховщик может конкурировать не только за счет цены, но и за счет того, что будут выдвигаться наилучшие с точки зрения оперативности предложения. Однако сжатие платежеспособного спроса на страхование вместе с ростом недоверия участников рынка друг к другу неизбежно приведут к сокращению доходной базы воспроизводства страхового капитала и сжатию рынка страхования. В свою очередь, сокращение рынка страхования вместе с ожидаемым заметным ростом стоимости перестрахования приведут к сокращению платежеспособного спроса на перестрахование.

Вопросы несоответствия нормативно-правовой базы и сути регулируемых правоотношений остро стоят как в сфере страхования, так и в сфере перестрахования. В перестраховании, где все взаимоотношения строятся исключительно между профессиональными участниками страхового рынка, неполнота и несовершенство действующего законодательства приводят не только к спорам между участниками договоров перестрахования, но также и к абсурдным судебным решениям, фактически легализующим схемы страхового мошенничества.

В 2009 г. продолжится практика сокращения числа страховых компаний, что обусловлено, во-первых, усилением конкуренции как со стороны крупных финансовых групп, так и иностранных инвесторов, а во-вторых, тем, что на рынке пока остались компании, предлагающие финансовые услуги, не являющиеся классическим страхованием. При сохранении нынешней политики страхового надзора они будут вытесняться с рынка. Продолжится структуризация рынка в связи с разделением на отрасли страхования жизни и общего страхования. Будут вытесняться региональные компании и будет происходить рост доли иностранного участия в капитале российских страховщиков. Заметно уменьшился объем залогового страхования, так как пошло на убыль ипотечное и автокредитование, поэтому клиенты будут испытывать финансовые затруднения. Прежде всего можно ожидать экономии расходов на страхование персонала; на страхование имущества предприятия, каско служебных автомобилей.

В условиях кризиса оптимизировать расходы страховые организации могут за счет сокращения расходов на PR, маркетинг, урезания бюджетов развития, сокращения штата. Увольняться будут сотрудники отделов, менее других задействованные в непосредственной работе страховщика. Расходы на брокерское вознаграждение в условиях надвигающегося кризиса должны урезаться страховой компанией, если не в первую, то и не в последнюю очередь. В ближайшие годы (2009 - 2010 г.) произойдет сокращение темпов роста страховых взносов. Однако краснодарские, например, страховщики предполагают, что в ситуации нестабильности рынок страхования вырастет на 15 - 20%. Между тем ясно, что необходимо создать условия для развития страхового рынка. Такими мерами могли бы стать: налоговое стимулирование страхования жизни и добровольного медицинского страхования, а также допуск страховщиков к пенсионному страхованию.

В нынешней ситуации резко возрастает роль требований к устойчивости новых страховщиков и квалификации их персонала. Решения собственников и топ-менеджеров, которые стали причиной банкротств страховых компаний, не могут проходить для этих лиц без серьезных последствий - они должны нести персональную ответственность за судьбу компании. Остается не решенной и проблема Страхового кодекса - единого свода законов, регулирующих работу отрасли.

Потенциал регионального страхового рынка для развития жилищного страхования используется недостаточно. Основными причинами являются:

- отсутствие реальных экономических возможностей для страхователей в связи с невысокой эффективностью страхового законодательства и отсутствием статистической информации;

- ограниченность платежеспособного спроса на страховые услуги;

- недоверие российского населения к финансовым институтам и к страховщикам;

- низкий уровень благосостояния населения.

При этом достаточно очевидной является приоритетная поддержка развития региональных страховых рынков.

Таким образом, главная проблема страховых компаний, - отсутствие платежеспособного спроса на их услуги. Финансовый кризис серьезно ограничил возможности ипотеки. В ближайшее время российский страховой рынок также ожидают существенное сжатие платежеспособного спроса на страхование; падение капитализации и ухудшение финансового состояния поставщиков страховых и перестраховочных услуг; негативные изменения в структуре собственности многих страховых организаций. В условиях кризиса оптимизировать расходы страховые организации могут за счет сокращения расходов на PR, маркетинг, урезания бюджетов развития, сокращения штата. Мерами для создания условия развития страхового рынка могли бы стать налоговое стимулирование страхования жизни и добровольного медицинского страхования.

Заключение

По окончанию проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Отечественная страховая отрасль находится в самом начале принципиально нового этапа своего развития. Практически завершен охват рынка корпоративного страхования. Ограниченность спроса корпоративных клиентов при возрастающих планах продаж работающих на сегменте страховщиков, а также выход на данное направление деятельности все новых операторов рынка приводят к ужесточению конкурентной борьбы, снижению тарифов и, как следствие, к падению маржи от работы с юридическими лицами. Вследствие этого на рынке еще более активизируются интеграционные процессы.

Страхование, как отдельное звено финансовой системы, играет значительную роль в экономике страны. В настоящее время в мировой практике страхования усилились две тенденции: специализация и универсализация деятельности страховщиков. Новая роль страховых компаний заключается в том, что они все больше выполняют функции специализированных кредитных институтов.

Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования.

За рассматриваемый период (2006-2008 гг) сразу три сегмента показали отрицательные темпы прироста: страхование жизни, добровольное страхование ответственности и перестрахование. По показателям 2008 года можно говорить о том, что страховой рынок России продолжает сохранять достаточно высокую динамику сборов премии, учитывая то, что и объемы бизнеса страховщиков в абсолюте уже достаточно велики. Среди основных тенденций выделяются такие, как дальнейшее сокращение числа страховых компаний; структуризация рынка в связи с отраслевой специализацией; рост убыточности в отдельных секторах общего страхования; укрупнение компаний; активное формирование и реструктуризация страховых и финансовых групп.

Главная проблема страховых компаний, - отсутствие платежеспособного спроса на их услуги. Финансовый кризис серьезно ограничил возможности ипотеки. В ближайшее время российский страховой рынок также ожидают существенное сжатие платежеспособного спроса на страхование; падение капитализации и ухудшение финансового состояния поставщиков страховых и перестраховочных услуг; негативные изменения в структуре собственности многих страховых организаций. В условиях кризиса оптимизировать расходы страховые организации могут за счет сокращения расходов на PR, маркетинг, урезания бюджетов развития, сокращения штата. Мерами для создания условия развития страхового рынка могли бы стать налоговое стимулирование страхования жизни и добровольного медицинского страхования.

Мировой кризис оказывает негативное влияние в большей степени на инвестиционную деятельность, а не на страховую. Однако в связи с тем, что страхование напрямую связано с другими сферами экономики, некие отрицательные тенденции уже заметны. Например, сокращается количество договоров страхования ипотеки. Правда, страховщики могут предложить потенциальным клиентам и другие контракты. В настоящее время большим спросом пользуется комплексное страхование имущества граждан. Каждому хочется обезопасить, например, свой автомобиль, пусть даже сегодня не всем это по карману. На первый план выйдут фирмы, которые развивали классическое страхование, не делая при этом упор на банковские продукты, страхование залогов, ипотечное страхование и т.д. Это положительная тенденция, которую следует поддерживать. По прогнозам самих страховщиков, в 2009 г. можно ожидать снижение объема рынка добровольного медицинского страхования на 10%, однако при стабилизации экономической ситуации в России интерес коммерческих структур к этому виду услуг сохранится.

Кроме того, предполагается снижение показателей по страхованию имущества юридических лиц. А вот по другим направления ожидается прирост. Так, например, страховые премии по каско и ОСАГО увеличатся на 5 - 10%, а также предполагается 15%-ное их увеличение в области страхования имущества физических лиц Ивлева, А. Страхование глазами бухгалтера [Текст] / А.Ивлева // Расчет. - 2008. - № 12. - СПС КонсультантПлюс..

Список литературы

1) Ахвледиани Ю.Т. Роль науки в развитии страхового бизнеса в России [Текст] / Ю.Т.Ахвледиани // Финансовый менеджмент в страховой компании. - 2007. - № 1. - СПС КонсультантПлюс.

2) Бондаренко А.А. Страховой рынок России в I квартале 2008 год [Текст] / А.А. Бондаренко // Управление в страховой компании. - 2008. - № 3. - СПС КонсультантПлюс.

3) Герасимова И. Страховой рынок России: фас и профиль [Текст] / И.Герасимова // Консультант. - 2008. - № 5. - СПС КонсультантПлюс.

4) Дубцова Н. Застрахованы ли страховщики? [Текст] / Н. Дубцова // Расчет. - 2008. - № 12. - СПС КонсультантПлюс.

5) Ивлева А. Страхование глазами бухгалтера [Текст] / А.Ивлева // Расчет. - 2008. - № 12. - СПС КонсультантПлюс.

6) Ипатов А.Б. Отдельные вопросы финансово-правового развития страхового рынка [Текст] / А.Б.Ипатов // Финансовое право. - 2007. - № 6. - СПС КонсультантПлюс.

7) Казанцев В.И., Васин, В.Н. Правовые аспекты развития рынка страховых услуг в условиях рыночных преобразований в Российской Федерации [Текст] / В.И. Казанцев, В.Н. Васин // Юрист. - 2006. - № 10. - СПС КонсультантПлюс.

8) Круковская, Е.М. Анализ итогов развития российского страхового рынка в 2007 году [Текст] / Е.М. Круковская // Управление в страховой компании. - 2008. - № 3. - СПС КонсультантПлюс.

9) Круковская, Е.М. Основные итоги развития страхового рынка России в первом полугодии 2008 года [Текст] / Е.М.Круковская // Организация продаж страховых продуктов. - 2008. - № 6. - СПС КонсультантПлюс.

10) Страхование жизни и имущества граждан: практическое пособие [Текст] / И.А. Кузнецова. - Дашков и К, 2008. - 115 с.

11) Мамедов А.А. Современное состояние финансово-правового регулирования страховой деятельности [Текст] / А.А. Мамедов // Юрист. - 2008. - № 3. - СПС КонсультантПлюс.

12) Райш Й.Г. Основные направления развития страхового законодательства, обеспечивающего регулирование российского страхового рынка [Текст] / Й.Г. Райш // Социальное и пенсионное право. - 2008. - № 2. - СПС КонсультантПлюс.

13) Романова М.В. Тенденции развития российского страхования и кризисная ситуация [Текст] / М.В.Романова // Финансы. - 2009. - № 1.

15) Страховое право: учебное пособие [Текст] / М.Б. Смирнова. - ЗАО Юстицинформ, 2007. - 117 с.

16) Смирнов Е.Е. Рынок страхования продолжает набирать силу [Текст] / Е.Е.Смирнов // Организация продаж страховых продуктов. - 2008. - № 1. - СПС КонсультантПлюс.

17) Суворов А.В. Финансовый кризис: причины, условия возникновения и антикризисные меры [Текст] / А.В.Суворов // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. - 2009. - № 1. - СПС КонсультантПлюс.

18) Чагаева, М.Н. Некоторые проблемы современного рынка страховых услуг и направления их преодоления [Текст] / М.Н.Чагаева // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2008. - № 4. - СПС КонсультантПлюс.

19) Гражданский Кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ [Текст]: принят ГД ФС РФ 22.12.1995. : ред. от 25.12.2008. - 189с.

20) Об организации страхового дела в Российской Федерации [Текст] : Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1. - 20 с.

21) О медицинском страховании граждан в Российской Федерации [Текст] : Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1. - 10с.

22) Страхование в период кризисной ситуации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.rosinvest.com /news / 441266

23) Рынок страховых услуг: застой или перспективное развитие? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// info.tatcenter.ru / efinance / 47553.htm.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать