Рынок ценных бумаг
случае, если срок обращения в сертификате не оговорен или срок получения депозита или вклада по сертификату просрочен, то такой документ считается документом до востребования. В этом случае банк несет обязательство по такому сертификату и должен оплатить указанную в нем сумму немедленно по первому требованию владельца. К тому же следует отметить, что банк не обязан возвращать деньги при досрочном предъявлении к оплате срочного сертификата, если иное не предусмотрено условиями выпуска сертификата.

Ставка процента по сертификату указывается в условиях выпуска сертификата и не изменяется в зависимости от времени приобретения сертификата.

2.3 Государственные ценные бумаги

Рынок государственных ценных бумаг - исключительно важный элемент экономической структуры страны с рыночной экономикой, представляющий для государства неинфляционный механизм ликвидации бюджетного дефицита, а для инвесторов - выгодное направление инвестиций, так как операции с государственными ценными бумагами имеют ряд существенных налоговых льгот. Кроме того, государственные ценные бумаги - наиболее надежный инструмент финансового рынка и, как это ни странно, весьма доходный на российском рынке ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги - это долговые обязательства правительства. Они различаются по датам выпуска срокам погашения, размерам процентной ставки. Российские государственные ценные бумаги в настоящее время представлены:

государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

казначейские обязательства (КО) в бездокументальной форме в виде записи на счетах, так же как и ГКО;

облигации государственного федерального займа (ОФЗ);

облигации государственного сберегательного займа (ОСЗ);

облигации внутреннего государственного валютного облигационного (ВЭБ) займа;

облигации золотого федерального займа;

облигации государственного российского республиканского внутреннего 5% -ного займа 1990 г.;

облигации российского внутреннего выигрышного займа РСФСР 1992 г.

Учитывая важность рынка государственных ценных бумаг, рассмотрим его более подробно.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации.

Среди рассмотренных выше видов государственных ценных бумаг наибольшее распространение получили государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).

Общие принципы функционирования государственных краткосрочных бескупонных облигаций были разработаны в рамках Российско-американского банковского форума. Для их реализации в Центральном банке Российской Федерации создано управление ценных бумаг, которое занимается размещением гособлигаций, операциями на вторичном рынке и расчетами между участниками рынка ГКО.

К непосредственным операциям на рынке ГКО допускаются только специально отобранные Центральным банком Российской Федерации дилеры, первоначальное количество которых составляло 24.18 мая 1993 г. на ММВБ прошел первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО.

Основными документами регулирующими рынок ГКО, являются постановление Совета Министров - Правительства РФ № 107, постановление Верховного Совета РФ от 19.02.93 г. и приказ Центрального банка Российской Федерации от 06.05.93 г., утвердивший Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

Эмитентом ГКО является Министерство финансов РФ. При принятии решения о выпуске оно определяет его предельный объем, период размещения и ограничения на потенциальных покупателей. Банк России проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение выпущенных облигаций. Эмиссия осуществляется в виде отдельных выпусков на срок до одного года (3, 6, и 12 месяцев). Размещение их происходит в виде аукциона с дисконтом от номинальной цены. Облигации не имеют купонов.

Выпуск осуществляется на безбумажной основе в виде записей на счетах “депо”. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом в двух подлинных экземплярах, хранящихся вечно в Министерстве финансов РФ и Банке России.

Сведения о параметрах очередного выпуска объявляются не позднее, чем за семь дней до его размещения. Владельцами ГКО могут быть российские юридические и физические лица, а также нерезиденты, с учетом ограничений, устанавливаемых отдельно для каждого выпуска.

Выпуск ГКО считается состоявшимся, если в период его размещения было продано не менее двадцати процентов от количества облигаций, предлагавшихся к выпуску.

Обращение облигаций может осуществляться только в результате заключения договоров купли-продажи. Переход права собственности от одного владельца к другому наступает в момент перевода облигаций на счет “депо" их нового владельца.

Государственные ценные бумаги, выпускаемые в виде срочных долговых обязательств, являются одним из инструментов управления государственным долгом.

Обращение ГКО в России регламентируется "Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993г. №107 Совета Министров.

Создание рынка ГКО решает следующие задачи:

финансирование бюджета из неинфляционного источника (привлечение финансовых ресурсов с рынка);

определение реальной стоимости обслуживания государственного долга (процентная ставка ГКО определяется рынком);

установление ориентира для рыночных ставок по другим инструментам финансового и денежного рынков;

предоставление участникам рынка высоконадёжного, высоколиквидного инструмента для размещения свободных финансовых ресурсов;

предоставление в распоряжение ЦБ инструмента для проведения денежно-кредитной политики посредством операций на "открытом рынке";

организация широкой сети коммерческих посредников, охватывающих значительные слои инвесторов;

внедрение современной электронной технологии торговли, расчётов и депозитарного учёта.

ГКО являются высоконадёжным финансовым инструментом, так как являются государственными обязательствами. ГКО обращаются в безбумажной форме - в виде записей на счетах владельцев, что резко сужает круг возможных махинаций, исключает возможность краж и подделок.

Все облигации являются именными. Облигации выпускаются на срок 3 и 6 месяцев. Эмиссия облигаций осуществляется периодически в форме отдельных выпусков.

Каждый выпуск производится, как правило, один раз в месяц. ГКО всех выпусков имеют одинаковую номинальную стоимость 100 тысяч рублей. Цены на облигации устанавливаются в процентах к номиналу с точностью до 0,01%. Облигации размещаются с дисконтом, то есть по цене ниже номинала.

Доходом по ГКО считается разница между ценой реализации и ценой покупки. Так как доход по ГКО приравнен к доходу по процентам по государственным ценным бумагам, то он не облагается налогом.

Реальная доходность от вложений в ГКО определяется с учётом размеров налогообложения субъектов инвестирования: для банков 30%, для небанковских организаций - 32%. Следовательно, при прочих равных условиях доходность по ГКО для небанковских организаций несколько выше. В капиталистически развитых странах реальные доходы по ГКО не превышают 6-7%.

На сегодняшний день рынка ГКО фактически не существует. Приложение 5.

Приложение 6: различные виды облигаций, выпущенных правительством РФ.

2.4 Муниципальные облигации

Наряду с центральным правительством и его органами ценные бумаги для кредитования задолженности выпускают местные органы власти. Это уже иной тип ценных бумаг - муниципальные облигации. Как и другие облигации, они представляют собой обязательства по возмещению долга к определенному сроку с выплатой фиксированных процентов.

2.5 Прочие ценные бумаги

Иные финансовые инструменты, которые Минфин РФ вправе квалифицировать в качестве новых видов ценных бумаг (коносаменты и т.п.).

2.6 Защита ценных бумаг

Для защиты многих ценных бумаг от подделки их бланки имеют водяные знаки; специальные волокна в бумажной массе; добавки в типографской краске, реагирующие на магнитный датчик. Для заполнения бланков рекомендуется использовать флуаресцентные фломастеры или флуаресцентные штемпельные краски (возможно с магнитной меткой или специальными чернилами, проявляющимися в определенных условиях).

Не признаются ценными бумагами по российскому законодательству следующие ценные бумаги:

документы, подтверждающие получение банковского кредита;

документы, подтверждающие внесение суммы в депозиты банков (за исключением депозитных и сберегательных сертификатов);

долговые расписки;

завещания;

страховые полисы;

лотерейные билеты;

суррогаты ценных бумаг ("чековые карты", коммерческие сертификаты, лиалы, билеты акционерных обществ и т.д.).

Вывод ко второй главе

Ценная бумага - это финансовый документ, удостоверяющий право владения или отношения займа, определяющий взаимоотношения между лицом, выпустившим этот документ, и его владельцем и предусматривающий выплату дохода в виде процентов или дивидендов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этого документа, другим лицам.

В качестве ценных бумаг признаются лишь те, которые отвечают следующим требованиям: обращаемость на рынке; доступность для гражданского оборота; стандартность и серийность; документальность; регулируемость и признание государством; ликвидность; рискованность; обязательность исполнения. Ценные бумаги можно разделить на бумаги с фиксированным и нефиксированным доходом, государственные, муниципальные, корпоративные и производные ценные бумаги.

Облигация - эмиссионная ценная бумага, содержащая обязательство эмитента выплатить ее владельцу (кредитору) номинальную стоимость по окончании установленного срока и периодически выплачивать определенную сумму процента. Облигации выпускаются государством, местными органами власти или компаниями в форме ценных бумаг с фиксированной или переменной процентной ставкой. Большая часть облигаций не имеет обеспечения и не дает права на участие в управлении.

Акция - эмиссионная ценная бумага, выпущенная акционерным обществом без установленного срока обращения (на предъявителя, именные акции, привилегированные, обычные). Акция удостоверяет внесение ее владельцем доли в акционерный капитал (уставный фонд) общества. Акция предоставляет владельцу права: на получение части прибыли в виде дивидендов; на продажу на рынке ценных бумаг; на участие в управлении акционерным обществом; на долю имущества при ликвидации АО.

Вексель - ценная бумага, обособленный документ, строго предусмотренной формы, содержащий или безусловное обязательство выдавшего его лица (простой вексель), или его приказ третьему лицу (переводной вексель) произвести платеж указанной суммы поименованному в векселе лицу или предъявителю векселя в обусловленный срок. Обычно вексель выполняется на бумажном носителе. Лицо, в пользу которого выписан вексель, может, не дожидаясь наступления срока оплаты векселя, использовать его для платежей по своим обязательствам или учесть его в банке. При передаче векселя необходимо соблюдать формальности, предусмотренные вексельным законодательством. На оборотной стороне векселя делается специальная передаточная надпись (индоссамент), обеспечивающая удостоверение факта передачи векселя другому лицу. Лицо, передающее вексель, берет на себя ответственность (перед всеми последующими владельцами) за погашение обязательства по векселю.

Чек - ценная бумага, представляющая собой денежный документ установленной формы. Чек - безусловное распоряжение, приказ чекодателя банку чекодателя или другому кредитному учреждению о выплате держателю чека указанной суммы денег. Указанная сумма снимается с чекового счета чекодателя в банке и переводится или непосредственно выдается банком чекодержателю. Банк может оплатить чек в счет кредита чекодателю. В отличии от векселя чек есть ценная бумага краткосрочного действия.

Жилищный сертификат - в РФ - особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющих право их собственника: на приобретение квартиры при условии приобретения пакета жилищных сертификатов; а также на получение от эмитента индексированной номинальной стоимости жилищного сертификата. Номинал жилищного сертификата устанавливается в единицах общей площади жилья, а также в его денежном эквиваленте.

Депозитный сертификат - свидетельство банка-эмитента о депонировании денежных средств. Депозитный сертификат удостоверяет право вкладчика на получение по истечении установленного срока суммы депозита и процентов по нему. Депозитные сертификаты могут быть депонированы в иностранной валюте.

Сберегательный сертификат - в РФ - ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка.

Государственные ценные бумаги субъектов РФ - ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта РФ. Эмитентом таких бумаг выступает орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий свои функции в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

3. Регулятивная инфраструктура фондового рынка

Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных бумаг, включающая:

регулятивные органы (государственные органы и саморегулирующиеся организации);

регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные, лицензионные и надзорные);

законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг (регулятивные нормы, действующие на рынке ценных бумаг, которые на 90% состоят из законодательства по ценным бумагам);

этику фондового рынка (правила ведения честного бизнеса, утверждаемые саморегулирующимися организациями);

традиции и обычаи.

Регулятивная инфраструктура является одной из обеспечивающих систем рынка ценных бумаг.

Существуют следующие модели регулятивной инфраструктуры, используемые в международной практике.

1. По критерию "субъект регулирования" можно выделить следующие подходы:

а) основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг принадлежит государству. Пример-Франция;

б) регулирование разделено между государством и саморегулирующимися органами (добровольными объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример-Великобритания.

2. По критерию "жесткость регулирования" возможно выделить следующие модели регулятивной инфраструктуры:

а) основанные на жестких, детально расписанных правилах и формальных процедурах, детальном контроле за их соблюдением (США);

б) базирующиеся на широком использовании, наряду с жесткими предписаниями, неформальных договоренностей, традиций, рекомендаций, согласованного стиля поведения, переговоров по разрешению сложных ситуаций и т.п. (Великобритания).

В зависимости от выбора модели рынка ценных бумаг характер регулятивной инфраструктуры может быть банковским, небанковским или смешанным.

Регулятивная инфраструктура фондового рынка в России характеризуется:

смешанной моделью инфраструктуры;

гипертрофированной ролью государства в регулировании;

значительными пробелами в законодательстве о ценных бумагах;

жесткими предписаниями и слабым контролем за их исполнением;

отсутствием правил честной практики на рынке ценных бумаг, формально предназначенных профессиональным сообществом фондового рынка;

отсутствием традиций и обычаев (в связи с 70-летним перерывом в работе рынка).

3.1 Государственное регулирование

Государственное участие в регулировании фондового рынка необходимо, поскольку этот рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны. Особенно активную роль государство должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране, т.к. только оно может "запустить" это рынок в его цивилизованной безопасной форме.

Основные функции государства в регулирование рынка ценных бумаг:

а) идеологическая и законодательная (концепция рынка, программа ее реализации и т.п.);

б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его инфраструктуры;

в) установление "правил игры" (требований к участникам, операционных и учетных стандартов);

г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;

е) формирование системы защиты инвесторов от потерь (в т.ч. государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

з) предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

Другим аспектом роли государства на рынке ценных бумаг является то, что оно выступает крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков), использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политики и, в лице центрального банка, является крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

Российский фондовый рынок имеет исключительно сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих рынок. Эта сложность объясняется двумя причинами:

1) смешанная модель рынка ценных бумаг (центральный банк и небанковские государственные органы в качестве регулирующих инстанций);

2) активное вмешательство в регулирование рынка ценных бумаг приватизационного агентства (Госкомимущества).

3.2 Саморегулируемые организации

Саморегулируемыми организациями признаются предпринимательские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила в ведении бизнеса.

В странах с рыночной экономикой обязательно существует одна или несколько ассоциаций инвестиционных институтов, действующих в национальном масштабе и признанных в этом качестве государством как основных представителей профессионального сообщества в области ценных бумаг. В случае такого признания государство передает часть своих функций по надзору и регулированию рынка.

Саморегулируемые организации обладают следующими основными признаками:

это добровольное объединение;

членами являются профессиональные участники рынка ценных бумаг;

выполняют функции саморегулирования и установления формальных правил ведения бизнеса;

выполняют функции, переданные им государством.

Виды саморегулируемых организаций.

Международные организации - Международная организация фондовых бирж.

Национальные организации - обычно в каждой стране существуют организации, претендующие на представительство интересов профессионального рынка ценных бумаг данной страны. В США это Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (NASD), В Японии - Японская ассоциация инвестиционных дилеров и т.д.

Региональные организации учреждаются в относительно замкнутых региональных рынках ценных бумаг.

Кроме организаций профессиональных участников бумаг существуют и другие виды организаций участников рынка ценных бумаг. С целью защиты своих интересов организации также создают эмитенты, институциональные и частные инвесторы.

Вывод к третьей главе

Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных бумаг, включающая: регулятивные органы (государственные органы и саморегулирующиеся организации); регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные, лицензионные и надзорные); законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг (регулятивные нормы, действующие на рынке ценных бумаг, которые на 90% состоят из законодательства по ценным бумагам); этику фондового рынка (правила ведения честного бизнеса, утверждаемые саморегулирующимися организациями); традиции и обычаи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать