Рынок ценных бумаг
уществуют следующие модели регулятивной инфраструктуры, используемые в международной практике.

1. По критерию "субъект регулирования" можно выделить следующие подходы:

а) основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг принадлежит государству.

б) регулирование разделено между государством и саморегулирующимися органами (добровольными объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг).

2. По критерию "жесткость регулирования" возможно выделить следующие

модели регулятивной инфраструктуры:

а) основанные на жестких, детально расписанных правилах и формальных процедурах, детальном контроле за их соблюдением;

б) базирующиеся на широком использовании, наряду с жесткими предписаниями, неформальных договоренностей, традиций, рекомендаций, согласованного стиля поведения, переговоров по разрешению сложных ситуаций и т.п.

В зависимости от выбора модели рынка ценных бумаг характер регулятивной инфраструктуры может быть банковским, небанковским или смешанным.

Заключение

Ценная бумага - такая форма существования капитала, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход; это документ удостоверяющий имущественные права. В связи с классификацией ценных бумаг выделяют акции, облигации, государственные ценные бумаги, депозитные и сберегательные сертификаты, чеки и коносаменты, а также вторичные и производные ценные бумаги.

Фондовый рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг. Рынок ценных бумаг - это совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Кроме того он обладает своеобразными функциями. Участниками рынка могут быть: государство, эмитенты, инвесторы, фондовые посредники, регистраторы, депозитарии, расчетно-клиринговые организации и инвестиционные фонды. Существует двойное регулирование рынка: государственное и со стороны профессиональных участников. Важную роль на рынке ценных бумаг играют банки, выступающие активным участником этого рынка как в роли эмитента, так и в роли инвестора. Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики.

Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных бумаг, включающая: регулятивные органы; регулятивные функции и процедуры; законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг; этику фондового рынка; традиции и обычаи.

Таким образом можно сделать заключительные выводы, что для успешного совершенствования рынка необходимо: во-первых повысить доверие к рынку ценных бумаг, во-вторых необходимо усовершенствовать законодательно-правовую базу, в-третьих необходима такая политика, которая бы позволила в короткие сроки завершить процесс приватизации, поскольку из опыта развитых стран видно, что акции АО играют большую роль на рынке ценных бумаг. В нашей же стране ведущая роль принадлежит государственным ценным бумагам.

Используемая литература

1. Боровиков В.И. Денежное обращение, кредит и финансы. Воронеж. Издательство ВГУ. 1996.

2. Вложения в государственные ценные бумаги // Финансы и кредит. 1998. №2 (38). - с.11.

3. Фельдман А.А. Лоскутов А.Н. // Рынок ценных бумаг в России. Москва. Аналитика-пресс: Академия. 1997.

4. Под ред. Килячкова А.А. // Практикум по Российскому рынку ценных бумаг/ - М.: Издательство БЕК, 1997. - с.70-83.

5. Под редакцией Чепурина М.Н., Басовой Е.А. // Курс экономической теории / Издательство “АСА“. Киров 1997

6. Последствия августовского кризиса 1998 года // Вопросы экономики 1999. №8 - с.42-46

7. Интернет, сервис ММВБ.

8. С. Глазьев // Критические замечания по фундаментальным вопросам денежной политики // Вопросы экономики" №2 1999г.

9. Федеральный закон от 22.04.96 г. N 39 "О рынке ценных бумаг"

10. Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова // Экономическая теория // М. 2008г.

11. Финам.ру: рынок ценных бумаг, информация и аналитика (http://www.finam.ru/dictionary/)

12. Криничанский К.В. // Рынок ценных бумаг/ Издательство "Дело и сервис", М 2007

13. Вихров А.К. Вексель становится привычным. // Деловой экспресс. -1996.

14. Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова // Рянок ценных бумаг/Издательство: М.: Финансы и статистика: 2006.

15. Каратуев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. Учебное пособие. РДЛЗ.М., 1997.

16. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производные финансовые инструменты / Учебное пособие. - М: 1Федеративная книготорговая компания, 1998.

17. Килячков А.А. Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2002.

18. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004, (2 СD)

19. Журнал "Рынок Ценных Бумаг", Издательский Дом "РЦБ", http://www.rcb.ru

20. Под ред.В.И. Колесникова, В.С. Торкановского // "Ценные бумаги. Учебник" / - М.: Финансы и статистика, 2000.

21. Википедия, свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/.

Приложение

Приложение1

Допустим, посредством выпуска акций удалось собрать 10 млрд. руб., необходимых для аренды здания, закупки машин и оборудования, найма рабочих и т.д. Всего продано 1 млн. акций по 10000 руб. Каждая такая акция дает право своему владельцу на получение дивиденда. Скажем, если компания в текущем году получила прибыль в размере 2 млрд. руб., то часть этой суммы (пусть 1 млрд. руб.) распределяется среди акционеров по 1000 руб. на десятитысячную акцию в качестве дивиденда.

Приложение 2

Акционерное общество выпустило 900 простых акций и 100 привилегированных, а также 150 облигаций. Номинал всех ценных бумаг 1 тыс. рублей. Процент по облигациям составляет 12%, дивиденд по привилегированным акциям - 15%. Каким образом будут соотносится между собой по доходу держатели различных ценных бумаг, если прибыль к распределению между акционерами составила 160 тыс. рублей. Решение поставленной задачи будет следующим:

Рассчитывается размер дохода, который получит владелец облигации: 12% х 1000=120 рублей. Рассчитывается размер выплат в качестве дивидендов по одной привилегированной акции: 15% х 1000=150 рублей. Рассчитывается размер затрат на выплату дивидендов по всем привилегированным акциям, общее количество которых по условиям задачи равно 100 штукам: 100 х 150= 15000 рублей. Определяется сумма, оставшаяся на выплату дивидендов по простым акциям: 160000-15000=145000 рублей. Вычисляется размер выплат в качестве дивидендов по одной простой акции: 145000: 900=161 рубль. Следовательно, в порядке уменьшения дохода владельцы различных ценных бумаг распределяются следующим образом: владелец простой акции получит на одну ценную бумагу 161 рубль, акционер, имеющий привилегированную акцию, получит 150 рублей, доход собственника облигации составит 120 рублей.

Приложение 3

Приложение 4

Земельный вексель.

Это инструмент, позволяющий перевести земельные активы города из натуральной формы в фондовую. В январе 1998 года практически был готов проект векселя на стоимость права аренды в течение определенного промежутка времени (вплоть до максимального в 49 лет). Смысл использования земельного векселя состоит в следующем. Вместо того чтобы сразу оплатить стоимость права аренды на земельный участок, арендатор выпускает процентный вексель на всю сумму (процент по векселю должен быть небольшим) и передает этот вексель московскому правительству в лице уполномоченного земельного банка. Вексель обеспечен одним из самых надежных активов - землей, кроме того, по закону о простом и переводном векселе - всем имуществом векселедателя.

Программа земельного векселя позволяет городу обратить натуральные земельные активы в фондовые, причем на подобных условиях рынок станет более масштабным, с большим количеством участников. Используя векселя, правительство получает возможность увязать во времени доходы бюджета с его расходами. Более того, располагая фондовыми активами в миллиарды долларов, правительство Москвы может предоставить на их базе гарантии инвесторам. Причем гарантии, обеспеченные землей, то есть в какой-то степени более надежные, чем бюджетные гарантии. Кроме того, необходимо отметить, что векселя будут иметь текущую стоимость, которая будет существенно ниже номинала.

Инвестор получает рассрочку по плате за право аренды и средства под залог этого же, еще не выкупленного до конца, права!

Однако на практике существуют реальные проблемы - например, отсутствие достаточно мощного банковского капитала, недостатки нормативно-правовых актов и налогового законодательств.

Приложение 5

14 августа правительство приостановило выплаты по ГКО и ОФЗ, что стало одной из причин кризиса в августе 1998г. По данным Доклада, подготовленного сотрудниками Департамента финансовой политики МЭКа (Межгосударственного Экономического Комитета) и Исполнительной дирекции МВК (Межгосударственного Валютного Комитета) под редакцией д.э.н. Д.А. Чегодаева на основании материалов Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Межгосударственного статистического комитета СНГ, министерств экономики, финансов и Центрального Банка Российской Федерации и публикаций в средствах массовой информации, причинами кризиса явилось то, что:

Правительство проглядело смену экономических фаз и не смогло (или не захотело) скорректировать систему экономических регуляторов.

Правительство не увидело специфики настоящего кризиса, приняв его за классический “кризис бюджетных дефицитов”. В результате меры, примененные им, были направлены на реструктуризацию внутренних обязательств, а не на приведение к реальности завышенной системы цен, эти обязательства спровоцировавшие.

Правительство пыталось одновременно условно девальвировать рубль и санировать рынок ГКО - ОФЗ, повысить налоговые поступления и заморозить обязательства крупных российских банков перед иностранными кредиторами. Полученные результаты не имели ничего общего с поставленными задачами: на рынок хлынул шквал “отсроченной инфляции”, была спровоцирована паника и “расходы будущих периодов” неумелыми действиями были переведены в “текущие обязательства”.

Попытка Правительства ослабить давление на валютный сегмент финансового рынка, образовавшийся в результате оттока больших объемов рублевой денежной массы из корпоративного сектора, вследствие резкого снижения привлекательности арбитражных сделок путем увеличения доходности государственных ценных бумаг, привела к критическому росту бюджетных расходов по обслуживанию внутреннего долга.

Фактической ликвидацией 14 августа рынка ГКО Правительство только усилило это давление, и вся высвободившаяся рублевая масса хлынула на валютный рынок.

Принятие правительством и ЦБ РФ 17 августа экстренных защитных мер спровоцировало резкое снижение ликвидности банковской системы России, многие из банков оказались на грани банкротства. Население начало скупать доллары в обменных пунктах, снимать вклады с рублевых и валютных банковских счетов, начался ажиотажный спрос на все товары и продовольствие.

Кризиса можно было избежать или, по крайней мере, смягчить, если бы вместо панического повышения доходности ГКО и ОФЗ был найден иной доходный сегмент рынка, куда были бы направлены финансовые потоки, высвобожденные после краха рынка корпоративных бумаг, например в реальный сектор российской экономики, способный при правильном управлении эффективно использовать значительный объем инвестиций

Также можно было бы расширить объемы денежных масс за счет увеличения капитализации предприятий, введения в финансовый оборот земельных участков, принадлежащих предприятиям.

Практически невостребованной оказалась и интеллектуальная собственность не только в России, но и во всех странах СНГ. Имея огромный интеллектуальный потенциал, наши государства так и не смогли вовлечь интеллектуальную собственность в хозяйственный оборот, как это уже давно сделано в развитых странах. Так, по некоторым оценкам экспертов, в составе основных фондов технологических фирм развитых стран доля интеллектуальной собственности в виде нематериальных активов составляет до 40%, в то время как на подобных предприятиях государств СНГ, в лучшем случае, - доли процента. Однако это вопрос перспективы и он не решается в течение года.

Приложение 6

Облигации государственного российского республиканского внутреннего 5% -ного займа 1990 г. были выпущены 1 января 1990 г. сроком на 16 лет. Номинал облигаций - 5000, 10000, 25000 и 100000 руб. Размещались облигации среди юридических лиц. Доход по облигациям фиксирован в размере 5% от номинала и выплачивается один раз в год.

Облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. выпущены 1 октября 1992 г. сроком на 10 лет. Номиналы облигации 500 и 1000 руб. Характерная особенность этого займа - он выпускался отдельными разрядами по 5 млрд. руб. и общий объем займа при выпуске не устанавливался. Доход по облигациям выплачивается в форме выигрышей из расчета 30% в год. В течение 10 лет обращения облигаций предусмотрен выигрыш 32% всех облигаций. Остальные облигации по истечении этого срока погашаются по номиналу.

Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (облигации ВЭБ) эмитированы Министерством финансов РФ в 1993 г. для компенсации валютных средств пред приятий, находившихся на счетах Внешэкономбанка. Облигации выпущены в бумажной форме номиналом в 1000, 10000 и 100000 долл. в виде семи серий (траншей) со сроками погашения 14 мая 1994 г., 1996 г., 1999 г., 2003 г., 2008 г., 2006 г. и 2011 г. По облигациям начисляется 3% годовых с 14 мая 1993 г. Проценты уплачиваются держателям облигаций раз в год 14 мая по предъявлении ими соответствующего купона. После погашения облигаций ВЭБ первого транша в 1994 г. доверие инвесторов к ним заметно повысилось, в результате чего начал быстро формироваться вторичный рынок. В настоящее время облигации продаются на договорной основе с дисконтом в цене (скидкой в процентах от номинала). Значение цены этих облигаций (на начало июня 1996 г.) в процентах от номинала для разных траншей, а также эквивалентная величина доходности валютных вложений на соответствующие сроки (с учетом выплачиваемых 3% годовых) представлены в таблице.

Номер

Транша

Год погашения

Цена, % от номинала

Доходность к погашению

3

1999

70,5-70,9

16,3

4

2003

40,9-41,25

19,0

5

2008

28,9-29,25

17,6

6

2006

31,6-31,65

18,5

7

2011

24,5

17,5

Облигации государственного федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК).

Выпускаются в бездокументарной форме номинальной стоимостью 1 млн. руб. с 1995 г., обращаются в единой системе вместе с ГКО в безналичной форме с переменным купонным процентом и сроком действия более одного года. Срок обращения первого выпуска - 378 дней. Параметры отдельных выпусков облигации определяет эмитент в глобальном сертификате и объявляет их за 7 дней до начала размещения.

ОФЗ-ПК - процентная ценная бумага, т.е. владелец облигации имеет право на получение суммы основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении выпуска, и на доход в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации. Поэтому рыночная стоимость ОФЗ-ПК определяется номинальной стоимостью облигации и накопленным купонным процентом.

Эмитентом облигаций федеральных займов выступает Министерство финансов РФ. Эмиссия осуществляется в форме отдельных выпусков. Владельцем облигаций может быть и физическое, и юридическое лицо, как резидент, так и нерезидент, если иное не предусмотрено условиями выпусков. Право собственности на облигации устанавливается с момента осуществления приходной записи по счету депо, который служит для учета и хранения облигаций в депозитарии и субдепозитарии. Поскольку облигации федеральных займов выпускаются в бездокументарной форме, то владельцы не имеют права требовать их выдачи на руки. Вместе с тем владелец облигации имеет право на получение суммы основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении выпуска, или имущественного эквивалента, если это предусмотрено условиями выпуска, а также на получение дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации федеральных займов.

Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является Банк России, который по согласованию с Министерством финансов РФ устанавливает порядок заключения и исполнения сделок с облигациями через уполномоченные организации на осуществление депозитарной, брокерской или дилерской функции. Основным документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями, является глобальный сертификат, оформляемый на каждый выпуск в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.

Процентная ставка купонного дохода определяется на текущий день как средневзвешенная доходность к погашению по средне-взвешенной цене на вторичных торгах на ММВБ и рассчитывается по тем выпускам ГКО, погашение которых будет произведено в период от 30 дней до даты выплаты очередного купонного дохода до 30 дней после даты выплаты очередного купонного дохода. Доходность определяется как средневзвешенная за последние 4 торговые сессии до даты объявления доходности. Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска облигаций до даты его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, начисляются с даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода (даты погашения).

Облигации государственного сберегательного займа (ОСЗ)

Эмиссия ОСЗ проводится в форме отдельных выпусков в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Владельцами ОСЗ могут быть юридические и физические лица, являющиеся по российскому законодательству резидентами и нерезидентами. С облигациями государственного сберегательного займа можно совершать сделки купли-продажи в течение одного года - срока их обращения.

Облигации выпускаются в документарной форме, являются государственными ценными бумагами на предъявителя и предоставляют право их владельцам на получение процентного дохода, начисляемого ежеквартально к номинальной стоимости при их погашении. Купонный период составляет три календарных месяца. Процентный доход по купону определяется эмитентом на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом плюс установленная Министерством финансов РФ премия. Таким образом, процентный доход по рассматриваемым облигациям превышает уровень доходности по другим видам государственных ценных бумаг. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации. При этом владельцу выплачивается номинальная стоимость облигации и процентный доход по последнему купону. Банки и финансовые организации, участвующие в размещении ОСЗ, в течение 60 дней с момента начала выпуска обязаны продать по рыночным ценам не менее 90% купленных ими у эмитента облигаций.

Облигации золотого федерального займа

Президентом РФ был подписан Указ "О выпуске государственных ценных бумаг, обеспеченных золотом" №899 от 5 95 г. В соответствии с этим документом Правительством РФ принято Постановление "О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота" № 1091 от 5 ноября 1995 г.

Условия эмиссии облигации золотого федерального займа следующие. Срок обращения - три года. Предусмотрено право владельцев при погашении на получение слитков золота. Количество выпускаемых облигаций 300 тысяч. Номинальная стоимость облигации выражается в рублях и определяется из стоимости 100 граммов золота на Лондонском рынке драгоценных металлов в слитках (второй фиксинг) в долларах США, веденной по официальному курсу Центрального банка РФ, на дату начала эмиссии облигаций. Процентный доход по облигациям золотого федерального займа равен годовой ставке ЛИДОР по долларам США на предшествующий рабочий день перед датой его объявления плюс один процент, приблизительно 7% в год.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать