Рынок драгоценных металлов. Понятие. Динамика. Роль
p align="left">Но очевидно, что в отсутствие экспортных операций привязка внутренней цены на золото к общемировым экономически нецелесообразна. Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. "О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской федерации аффинированного золота и серебра" либерализация операций с внутреннего рынка распространилась на внешний - банки получили право экспорта драгметаллов. Это решение получило развитие в постановлении "Об экспорте из РФ аффинированного золота и серебра, осуществляемого кредитными организациями" (февраль 1998 г.). И хотя оно, будучи облеченным в жесткие формы обязательных лицензирования, визирования контрактов, квотирования объемов, вызвало у банков недовольство, они начали приобщаться к новой сфере деятельности.

Ситуация в отрасли крайне обострилась именно к рубежу 1997-1998 гг. ЦБ, официально заявлявший, что для поддержки золотодобытчиков будет скупать все предлагаемое золото, в конце 1997 г. неожиданно и решительно прекратил заключать договоры купли-продажи (эта ситуация получила у специалистов образное название "золотой паузы"). Реакция банков на позицию правительства была мгновенной и многоплановой - они приняли решение не покупать золота у производителей, прекратили финансирование программ в этой сфере, снизили (на 10-15%) цены на продаваемые населению золотые слитки.

Последовал самый тяжелый, "черный" Новый год в новейшей истории отечественной золотопромышленности. На начало 1998 г. задолженность государства перед сдатчиками, по данным Союза золотопромышленников России, составляла около 1 млрд. (деноминированных) руб. В 1998 г. объем российской добычи снизился до минимального уровня - 115 тонн. Сложное положение золотодобывающих фирм было обусловлено грабительским порядков расчетов (золото государством покупалось примерно за 50% биржевой цены, вычитая аванс (и процент с него), то есть за грамм металла при мировой цене около 10 долларов на руки золотодобытчики получали 15 тыс. руб., с которых еще платились налоги; но и эти деньги предприятия получали не сразу, примерно через пять месяцев к новому сезону).

Необходимые решения явно запаздывали, отсчитывая сроки агонии отрасли, функционировавшей в крайне нерациональной правовой и налоговой среде (речь, по мнению практиков, шла уже только о том "насколько поздно" произойдет ее рациональная модернизация). В марте 1998 г., наконец, был принят столь долго обсуждавшийся базовый закон РФ "О драгоценных металлах и камнях". Ликвидировав государственную монополию, но, оставив золото в категории валютных ценностей, закрепив принятые знаковые решения в важнейших сферах производства и обращения золота, закон фактически утвердил сложившуюся на момент принятия "расстановку сил", в т.ч. закрепилась ранее вынужденная, теперь осознанная "отстраненность" государства от проблем производства, внутреннего и внешнего обращения золота.

Государство потенциально оставило за собой роль привилегированного участника рынка, сохранило определенные механизмы изъятия рыночных отношений, восполняя своих директивных начал. В августе 2000 г. функции по проведению государственной политики в сфере золота были вновь перемещены, на сей раз из Министерства экономического развития в Министерство финансов. В рамках последнего была определена организационная структура в лице трех подразделений - Управления по драгоценным металлам и драгоценным камням, Гохрана и Пробирной палаты. Управление по драгоценным металлам и драгоценным камням МФ, как явствует из уставных законоположений, обеспечивает проведение единой государственной промышленной политики при добыче, производстве и переработке драгоценных металлов предприятиями всех форм собственности; участвует в разработке федерального бюджета, осуществляет лицензирование по девяти видам деятельности в данной сфере. Что касается Гохрана, то с 1996 г., когда был утверждено изменение его статуса, он, во-первых, выполнял функции "кармана" действующего правительства, средства из которого используются на текущие нужды, так называемые "малые дела"; во-вторых, поддерживаемым запасом обеспечивал "мобилизационный ресурс государства", необходимый для обеспечения нужд оборонной промышленности; в-третьих, вел учет всех сделок купли-продажи золота у производителей. В соответствии с действующим законодательством, все операции с ценностями Госфонда России строго регламентированы, их отпуск осуществляется только по решению Президента и Правительства РФ. Участие Гохрана на рынке обеспечивалось преимущественным правом покупки золота для нужд правительства, экономическим рычагом этой его практики была более высокая закупочная цена.

Решение о либерализации экспорта было направлено на поддержание "руками банков" отечественных производителей золота, соблюдение же государственных интересов при данной схеме реализации золота можно поставить под сомнение, поскольку золото из страны "уходит", и государство лишается прибыли от этого вида ресурсов, перспектив его реализации в будущем. Банки финансируют отрасль, авансируя добычу - перед началом сезона они заключают с предприятиями договоры на полную квоту добычи и выдают кредитные ресурсы (денежные и товарные). Такой "посезонный", "одноразовый" характер финансовых отношений между производителями и банками, безусловно, поддерживая отрасль, в минимальной степени связан с перспективами совершенствования технико-технологического облика предприятий.

Очевидно, что самым зависимым и страдающим элементом сформированной системы обращения золота является недропользователь. По оценке Петербургского экономического форума (IV, июнь 2000 г.), российская золотодобыча откатилась на уровень начала XX в. На перспективах развития отрасли, положении производителей отрицательно сказывались механизмы ценообразования, нерациональная система налогообложения. Три ступени взимания сборов, отчислений, платежей и налогов (от стоимости товарной продукции, с балансовой прибыли, с налогооблагаемой прибыли) составляют в среднем по отрасли от 21 до 29,5% стоимости добытого. По расчетам специалистов, до 1996 г. доля налогов в себестоимости золота имела тенденцию к повышению, а с 1996 г. - практически не изменилась. На состояние производства существенное влияние оказывают высокая стоимость кредитов, а также тот факт, что производители сегодня не могут напрямую работать со всеми участниками рынка.

В 90-е гг. в России возлагались большие надежды на привлечение в золотодобывающую промышленность зарубежных инвестиций. Так, Федеральной программой "Производства золота и серебра на период до 2000 г." предусматривалось на ввод и реконструкцию золотодобывающих предприятий привлечь 1246 млн. долларов. Реально же, по данным Министерства экономического развития, из планируемых (и предварительно подготовленных) на 1996-1999 гг. иностранных инвестиций в объеме 842 млн. долларов, удалось привлечь 232 млн., т.е. 27,5%.

Состоявшаяся в ноябре 2000 г. Третья Международная деловая конференция "Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней", отметила, что основным препятствием развития сферы золота является "отсутствие единой государственной политики". Один из документов Оргкомитета РДМК с красноречивым названием "Поможем президенту России навести порядок на рынке?" подтвердил готовность "оказать на общественных началах российским властным структурам …немедленную и деятельную поддержку в части разработки концепции и политики государства". "Политики, как таковой, в сфере добычи и обращения золота на сегодня нет", - констатировал годом позже председатель Союза золотопромышленников России В.Н. Брайко, заостряя внимание на то, что по алмазо-брильянтовому комплексу программа была принята, а по золоту - "не состоялась".

2.2.1 Либерализация РДМК в России: состояние и перспективы.

Материалы «круглого стола» по теме: «Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в России: состояние и перспективы»

Оргкомитет РДМК-2007 и Центр развития международного сотрудничества производителей и потребителей драгоценных металлов с участием информационно-аналитического агентства «Русская ювелирная сеть» и при поддержке ИТАР-ТАСС провели 29 января 2007 года «круглый стол» по теме: «Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в России: состояние и перспективы». В его работе приняло участие 24 представителя делового сообщества отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней, а также более 50 приглашенных работников СМИ.

В сокращении, полная версия по ссылке:

http://www.rdmk.ru/info/konfer/rdmk2007/round_table.pdf

Оргкомитет РДМК-2007 и Центр развития международного сотрудничества производителей и потребителей драгоценных металлов с участием информационно-аналитического агентства «Русская ювелирная сеть» и при поддержке ИТАР-ТАСС провели 29 января 2007 года «круглый стол» по теме: «Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в России: состояние и перспективы». В его работе приняло участие 24 представителя делового сообщества отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней, а также более 50 приглашенных работников СМИ.

Центральный вопрос дискуссии -- изменение таможенного режима и порядка получения экспортных лицензий в соответствии с Указом Президента России «О совершенствовании государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» №26 от 11 января 2007 года. Указом отменены квоты на экспорт необработанных природных алмазов, платины и металлов платиновой группы, руд и концентратов цветных металлов, содержащих драгоценные металлы. Кроме того, отменен запрет на экспорт руд и концентратов драгоценных металлов, лома и отходов драгоценных металлов.

На «круглом столе» детально обсуждалась сложившаяся ситуация и новые рыночные механизмы, которые в соответствии с Указом Президента России должны прийти на смену порядку работы с драгоценными металлами и драгоценными камнями, установленному еще в советское время.

Отмена квот позволит добывающим компаниям выстраивать долгосрочную стратегию добычи и сбыта продукции, укрепить свои позиции на внутреннем и внешнем рынках. Прежняя процедура выделения экспортных квот предусматривала длительный (до 90 дней) период согласований в министерствах и ведомствах. Добывающие компании зависели в своих планах от решений чиновников, не успевали оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. А как будет сейчас?

Указанная проблематика особенно важна в свете согласованных на Саммите-2006 «Группы восьми» документов по торговле и предстоящего присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО), а также по проблемам коррупции, энергетики, экологии и другим, так или иначе связанным дальнейшей либерализацией российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Данный рынок стоит перед необходимостью адаптации к сложившимся международным нормам регулирования экспортной деятельности драгоценных металлов и драгоценных камней. Так, в развитых странах этот рынок регулируется тремя способами: через экспортные пошлины, налоги и специализированные биржи. Многие участники рынка полагают, что этого вполне достаточно для обеспечения государственного контроля и саморегуляции рынка.

Дискуссия проходила под председательством В.В.РУДАКОВА, главы отраслевого Комитета ТПП РФ, председателя Совета директоров ЗАО “Полюс”. В ней приняли участие заместитель председателя Правления ОАО «ГМК Норильский никель» Ю.А.КОТЛЯР, президент НП “Центр развития международного сотрудничества производителей и потребителей драгоценных металлов” Е.М.БЫЧКОВ, председатель Союза золотопромышленников В.Н.БРАЙКО, президент Российского алмазного союза В.В.ПИСКУНОВ, генеральный директор НП "Межрегиональное объединение производителей драгоценных металлов" О.В.ПЕЛЕВИН, вице-президент Ассоциации производителей бриллиантов А.А.ЭВОЯН, генеральный директор Московского представительства “Джонсон Матти ЛТД” (Великобритания) Ю.М.ПИСКУЛОВ, директор по маркетингу ОАО “Мосэкспо-металл” В.Н.УСТИНОВ и другие.

Ю.А.КОТЛЯР,

заместитель председателя Правления

ОАО «ГМК Норильский никель»

Прежде всего, мне хотелось бы сказать, что подписанным Указом Президента сделан огромный шаг в направлении либерализации рынка. То есть работа, которая ведется с 1992 года, практически 15 лет с момента образования новой демократической России, находится сейчас на достаточно хорошо продвинутом уровне. Я бы не хотел здесь говорить о том многом положительном, что уже достигнуто, это не является предметом обсуждения на «круглом столе». Хотел бы сосредоточиться на перспективах.

Вы знаете, что ГМК “Норильский никель” как производитель металлов платиновой группы, по-прежнему находится в положении со связанными руками. Представьте себе, горно-металлургический комбинат не может продавать собственную продукцию по одной простой причине: для этого ему государством определен эксклюзивный посредник “Алмазювелирэкспорт”. Определена схема продаж и движения металлов платиновой группы, совершенно не соответствующая мировой схеме, даже не соответствующая схеме движения других драгоценных металлов, производящихся в России в гораздо большем количестве. Я имею в виду золото и серебро.

В общем, после Указа Президента еще осталось много ограничений. Прежде всего, что сейчас беспокоит? Если мы будем продавать слитки платиновых металлов, то, скажем так, большого обременения со стороны государства для нас не будет. Сохраняется практически та же система надзора над продажами, та же система контроля. Ничего страшного здесь нет, мы к этому все привыкли.

Сегодня нас гораздо больше беспокоит движение руд, концентратов, полупродуктов, которые идут по совершенно другой схеме. Для примера могу сказать, что в “Норильском никеле” мы проводили большие исследования, чтобы решить, как улучшить наш самый узкий передел, передел обогащения. Наши конкуренты имеют сейчас концентрат по качеству в два раза лучше, чем наш. О чем это говорит? О том, что если мы перейдем на такие концентраты, как у наших конкурентов, то тогда у нас вместо трех заводов должен быть один завод. И тогда мы будем меньше выбрасывать серы, то есть мы выйдем на новый технологический уровень.

Но для продолжения исследований на обогатимость нам нужно было вывезти за рубеж полторы тонны руды. И вот мы этой самой работой, т.е. не исследованиями, а согласованиями на вывоз, занимались 8 месяцев!

Вот по всему по этому меня сегодня очень беспокоит то, как будет разворачиваться дальше лицензирование вывоза таких продуктов. Прекрасно понимаю, что если на слитки мы (или “Алмазювелирэкспорт”) получим генеральную лицензию, то на руды и концентраты мы будем получать лицензии под каждую партию и под каждый контракт. Это будет огромная тяжелая работа по согласованию с контролирующими инстанциями, которые должны будет вникать в производство, которое им просто непонятно и недоступно. И это в условиях, когда, в конечном счете, ответственность за ввоз-вывоз несет собственник, а не контролер. Думаю, что пора призадуматься над интересами государства: нужно ли это сегодня -- иметь такую сложную систему контроля?

В.Н.БРАЙКО,

председатель Союза золотопромышленников

Наше мнение такое, что Указ Президента - это шаг в дальнейшую либерализацию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Расширяются границы деятельности наших предприятий, и граница теоретически уже разрушена. По Указу получается, что все наши предприятия уже встроены в мировой рынок драгоценных металлов и драгоценных камней.

Мы рассчитываем, что Правительство в ближайшее время внесет в Государственную Думу законопроект, который отменит 19-й пункт Федерального закона №23 ФЗ, который уберет рэкетирующий “Алмазювелирэкспорт” с пути движения платиноидов. Извиняюсь перед “Алмазювелирэкспортом” и Минфином за слово, но на деле это все-таки 1% от стоимости металла.

Главное, по нашему мнению, это разрешение вывоза сырья, руд, концентратов, вторички, самородков и т.п. на переработку за рубеж. Но ведь законопроект, разрешающий сии действия, внесение изменений в закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях, был принят 4 года назад, и вот за 4 года Президент, наконец, своим Указом в развитие законопроекта о возможности вывоза, написал этот порядок.

У меня двойной подход к этому. С одной стороны, это все прекрасно, и это дает возможность нашим перерабатывающим, металлургическим, аффинажным заводам создавать, путем включения в мировую систему этих производств, более конкурентоспособную среду, что в целом на рынке должно отразиться положительно.

С нашей точки зрения, российские предприятия получают возможность вовлечь в оборот те сырьевые продукты, которые у нас практически не востребованы, то есть очень бедные отходы нефтехимической и химической промышленности, отходы аффинажных предприятий, которые перерабатывать и извлекать оттуда драгоценные металлы в России нецелесообразно, а за рубежом можно. Это положительный факт.

Появляется возможность при проектировании и строительстве предприятий по добыче, особенно на рудах упорных, вредных, мышьяковистых и т.д., просматривать варианты кооперации с зарубежными предприятиями. И такие предложения у нас уже есть. Если это экономически целесообразно, то почему эти концентраты или руды не перерабатывать за рубежом.

Но что можно считать отрицательным в Указе? Что ни говорите, а все эти благие разрешения, записанные в Указе, все-таки очень сильно ограничены. Возьмем режим таможенного пересечения границы. Это опять спецпост №1, который вы все знаете, через него вывести 20 тысяч тонн концентрата практически никак невозможно. Таможенные службы совершенно не приспособлены к выполнению положений данного Указа. И если здесь не будут приняты какие-то решения, не будет прописан порядок, как для движения руд и концентратов цветных металлов, более упрощенный, через любой таможенный пост, то Указ просто-напросто не будет действовать.

И последнее. При учете производства драгоценных металлов, в том числе золота, придется учитывать и то, что мы добываем и экспортируем в рудах цветных металлов и концентратов, как и то, что мы будем вывозить на экспорт в рудах и концентратах драгоценных металлов. Потому что это все богатство российских недр, а их, естественно, надо учитывать.

О.В.ПЕЛЕВИН,

генеральный директор Межрегионального объединения

производителей драгоценных металлов

Указ Президента России о совершенствовании государственного регулирования ввоза и вывоза за рубеж драгоценных металлов и драгоценных камней - это, безусловно, определенный шаг в направлении либерализации производства и обращения драгоценных металлов. Наиболее важными новациями являются отмена квотирования вывоза платиноидов и разрешение вывозить без количественных ограничений с территории Российской Федерации самородки драгоценных металлов, необработанные драгоценные металлы, руды и концентраты драгоценных металлов, сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов.

В результате у российских производителей драгоценных металлов возникнет ясное понимание технических и экономических возможностей зарубежных переработчиков, а у российских аффинажных заводов возникнет конкурентная среда при переработке и аффинировании драгоценных металлов.

Итак, налицо определенный шаг в либерализации производства и обращения драгоценных металлов. Однако этот шаг представляется участникам рынка очень робким. Чувствуется, что над авторами Указа продолжали довлеть воспоминания об абсолютной государственной монополии на драгоценные металлы.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать