Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулирования
p align="left">Если двигаться вверх по шкале риска, следующая часть портфеля, возможно, будет состоять из долевых ценных бумаг (обыкновенных акций). Здесь может иметься ряд различных компаний из разных отраслей, что должно обеспечить разнообразную смесь из качественных бумаг, приносящих долгосрочный доход, и более рисковых акций, выпущенных для оздоровления компании, и акций новых выпусков.

Производные инструменты также нередко используются в портфеле. В некоторых случаях -- для снижения риска, т. е. покупка опционов пут; продажа опционов колл (для получения дополнительного дохода); или использование фьючерсов для защиты позиций (вместо того, чтобы продавать акции и платить налоги) или для переключения с одного класса активов на другой (также называется распределением средств по классам активов).

Производные инструменты могут также включаться для повышения степени риска за счет эффекта финансового рычага для части инвестиционного портфеля.

В каждую из вышеперечисленных групп могут войти не только национальные, но также и зарубежные ценные бумаги.

В целом, хотя результат во многом зависит от целей клиента, типичный портфель может состоять из следующих инвестиций:

4 Денежные средства на депозите 4%

2 Облигации с фиксированным доходом (включая конвертируемые) 20%

1 Недвижимость (здания) 10%

4 Акции национальных компаний 40%

2 Акции зарубежных компаний 26%

1 Итого 100%

Примечание: производные инструменты включены в соответствующие разделы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что означает подход к инвестированию “сверху вниз”?

2. Почему международные инвесторы не всегда покупают зарубежные государственные облигации с самой высокой доходностью?

3. Опишите основные различия между техническим и фундаментальным анализом.

4. Какие основные факторы нужно определить прежде, чем формировать инвестиционный портфель клиента?

5. Опишите простую структуру инвестиционного портфеля.

ВВЕДЕНИЕ

РАЗВИТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ И ЗАДАЧИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Рынок ценных бумаг в России начал свое формирование в первой половине 1991 г. после принятия известного Постановления Совета министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. “Об утверждении Положения об акционерных обществах”. Для этого -- первого -- этапа были характерны такие процессы, как появление первых открытых АО, появление государственных облигаций на биржевых торгах, создание сотен бирж, начало функционирования первых инвестиционных компаний и др. К концу этого этапа в основном было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка ценных бумаг. Постановление Совета министров РСФСР № 78 от 28 декабря 1991 г. “Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР” на 5 последующих лет стало основным документом в этой области (за исключением приватизируемых предприятий).

Основными формальными вехами его второго этапа развития РЦБ стали система приватизационного законодательства 1992--1994 гг. и создание и развитие организованного рынка государственных ценных бумаг в 1993-1995 гг.

Наибольшее влияние на развитие рынка в 1992--1994 гг оказал Указ Президента РФ № 721 от 1 июля 1992 г. “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества”. Технология чековой (ваучерной) приватизации стала в свою очередь решающей для развития инфраструктуры рынка ценных бумаг.

По имеющимся оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильнейшее влияние на общеэкономическое и даже политическое развитие страны. Так, расширение рынка государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) в 1994 году позволило в определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов, оказывавших негативное воздействие на курс рубля к доллару и на темпы инфляции.

Увеличившийся размер сбережений населения вызвал к жизни значительное количество эмитентов, хотя и крайне низкой степени надежности, ориентированных на работу с населением. Также в 1994 г. впервые началось использование ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей. 1994 год ознаменовался также осуществлением первых крупных вложений иностранных инвесторов в акции российских приватизированных предприятий.

Таким образом, в 1994 г. совпали во времени два качественных сдвига: во-первых, резко увеличилось предложение ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия акций приватизированных предприятий, государственных ценных бумаг, а также активизация компаний, аккумулирующих средства населения), и, во-вторых, резко увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов, формирования устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера, которые могут быть инвестированы в том числе в ценные бумаги, а также притока на рынок средств банков и других финансовых структур в результате снижения прибыльности операций на валютном и кредитном рынках ).

С окончанием реализации модели массовой приватизации (1992-- 1994 гг.) в России завершается в значительной мере количественный этап институциональных преобразований. Его важнейшим итогом стало формирование новых экономико-правовых механизмов и институциональных структур:

корпоративного сектора экономики (свыше 50 000 зарегистрированных АО) ;

биржевого и внебиржевого рынков корпоративных ценных бумаг, включая инфраструктуру торговли и вторичный рынок акций приватизированных предприятий;

системы (пока переходной, но уже довольно мощной) институциональных инвесторов;

социального слоя, который даже с учетом его крайней неоднородности и недостаточной правовой защищенности можно назвать слоем собственников (около 40 млн. акционеров по итогам массовой приватизации).

Эти факторы в значительной степени определили и последующую динамику рынка. В результате столь быстрого роста рынка потребности эмитентов и инвесторов переросли те возможности, которые предоставляет инфраструктура рынка. Если в 1992--1993 гг. можно было говорить о том, что развитие инфраструктуры опережало развитие рынка в целом, то в 1995--1996 гг. ситуация поменялась на обратную. Быстрое развитие рынка также поставило в качестве одного из ключевых вопрос о создании новой нормативной базы.

Для современного этапа развития рынка ценных бумаг характерны следующие основные признаки:

* появление в 1994--1997 гг. законодательной и нормативной базы, определяющей институционально-регулятивные аспекты функционирования рынка ценных бумаг в России;

* позитивные качественные изменения 1994--1997 гг., связанные с развитием инфраструктуры -- около 200 лицензированных регистраторов, 6 лицензированных депозитариев и подготовка к созданию центрального депозитария, создание и развитие Российской торговой системы, формирование системы саморегулируемых организаций участников рынка);

* общие благоприятные тенденции и значительные резервы в развитии ликвидности и капитализации рынка, возрастание стабильности рынка;

* вступление в силу в 1996 г. законов РФ “Об акционерных обществах” и “О рынке ценных бумаг”.

Следует также принять во внимание пока еще формирующийся и промежуточный характер национальной модели как рынка ценных бумаг, так и корпоративного управления (контроля), поэтому любые окончательные выводы относительно типа национальной российской модели пока невозможны. Тем не менее уже сегодня очевидно, что в России идет процесс интенсивного формирования собственной модели рынка, которая должна вобрать в себя все лучшее, что уже создано в мире.

Такой подход к развитию российского рынка ценных бумаг, в частности, предусматривается в Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации № 1008 от 1 июля 1996 г. “Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации”.

Исключительно важная роль рынка ценных бумаг для мобилизации и предоставления российской экономики инвестиционных ресурсов обусловливает необходимость активной и целенаправленной политики государства в отношении развития рынка ценных бумаг, формирование модели регулирования рынка, которая будет адекватна конкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.

ГЛАВА 8. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

8.0 ПОНЯТИЯ И ИЕРАРХИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ

Российский рынок ценных бумаг регулируется гражданским правом посредством совокупности общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти в установленной форме с соблюдением определенной процедуры -- законодательства РФ.

Акты гражданского законодательства образуют иерархическую систему. На верхнем уровне находится Конституция РФ. Остальные акты законодательства не должны ей противоречить. В Конституции определены пределы полномочий субъектов РФ, в рамках которых они могут принимать собственные законодательные акты, а также полномочия Российской Федерации. Гражданское законодательство отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, т. е. в своей основе едино на всей территории РФ.

Собственно гражданское законодательство имеет в качестве фундамента Гражданский кодекс (ГК), в котором описаны основные понятия и их взаимоотношения Остальные законы и другие правовые акты, регулирующие гражданские правовые отношения, не должны ему противоречить (ст. 1--4 ГК).

Следующий уровень составляют законы РФ, например, Закон “О рынке ценных бумаг”, Закон “Об акционерных обществах” и другие. Конституция, кодексы и законы относятся к законодательным актам. Однако законодательство ими не ограничивается: существует множество иных актов законодательства или подзаконных актов. Рассмотрим вкратце их систему.

Указы Президента РФ занимают следующий за законами уровень, они не могут противоречить принятым законам РФ.

Органы исполнительной власти (Правительство, министерства и ведомства) вправе принимать свои нормативные акты на основании и во исполнение актов законодательства и указов Президента. Они должны ограничиваться областью компетенции издавшего их органа власти и, естественно, не противоречить законодательным актам.

К таким актам законодательства относятся постановления Правительства, различные письма и инструкции, правила, положения и т. п.

В случае, когда акт законодательства затрагивает права граждан или носит межведомственный характер, он подлежит регистрации в Министерстве юстиции РФ, после которой и приобретает юридическую силу.

Компетенция территориальных органов власти и управления, а значит и статус выпущенных ими правовых актов, определяется законами, регулирующими их деятельность.

Отметим, что, как правило, законы не имеют обратной силы, т. е. их действие не распространяется на правовые отношения, возникшие до вступления в силу соответствующего закона, однако, возможны исключения, прямо оговоренные в законе.

В случаях, когда в актах гражданского законодательства явно не указаны какие-либо нормы, регулирующие те или иные правоотношения, используются так называемые обычаи делового оборота, или законодательство применяется по аналогии.

Обычаем делового оборота (ст. 5 ГК) признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Когда предусмотренные соответствующими статьями ГК отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота (ст. 6 ГК), к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Международные договоры, которые заключила Российская Федерация, так же, как и общепризнанные нормы международного права, считаются частью российского законодательства, а следовательно, обязательны к исполнению. Более того, в случае разночтений международного и внутреннего гражданского законов приоритет отдается международному.

Иногда международный договор действует не непосредственно, но обязывает Российскую Федерацию принять соответствующий внутренний закон. Типичным примером является Женевская конвенция 1930 г., которая предписывает принять соответствующий закон о простом и переводном векселе. Россия присоединилась к ней в 1936 г., в 1937 г. был издан соответствующий акт, по сути, являющийся , переводом образца, установленного этой конвенцией. В 1997 г. был принят новый Закон “О простом и переводном векселе”.

Гражданское законодательство можно разделить на два крупных раздела: вещное право и обязательственное право.

Вещное право отражает отношения субъектов права (физических и юридических лиц, органов государственной или местной власти), возникающие по поводу того или иного объекта, как правило, вещи. Право собственности устанавливает отношения собственника со всеми прочими субъектами права. В этом смысле оно фиксирует как бы моментальное отражение правоотношений. Правила возникновения и перехода права собственности от одного лица к другому также относятся к вещному праву.

Далее необходимо прежде всего установить субъекты гражданского права и объекты, по поводу которых они вступают в правоотношения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что входит в понятие “законодательство”?

2. Опишите иерархическую систему актов гражданского законодательства.

3. В каком случае акт законодательства должен быть зарегистрирован в Министерстве юстиции?

4. В каком случае и почему применяются обычаи делового оборота?

5. Укажите два крупных раздела гражданского законодательства.

8.1 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

К субъектам гражданского права, которые вступают в гражданско-правовые отношения, относятся физические лица, юридические лица и государство или муниципальные образования.

По российскому законодательству физические лица становятся правоспособными (т. е. могут иметь права, например, владеть недвижимостью) с момента рождения, но становятся полностью дееспособными, т. е. могут сами осуществлять действия во исполнение этих прав (например, продавать принадлежащую ему недвижимость) с 18 лет.

Юридическое лицо -- некая абстракция, описывающая организацию (возможно, даже из одного человека), способную самостоятельно выступать в качестве субъекта гражданского права. Не всякая организация является юридическим лицом. Например, отдел или факультет института таковыми не являются. Юридическое лицо характеризуется следующими свойствами.

Организационная целостность. Это свойство означает, что юридическое лицо обладает всеми подразделениями, необходимыми для его деятельности. Организационная целостность закрепляется в Уставе юридического лица, в котором подробно описываются цели его деятельности, органы управления, отношения с учредителями и др.

Имущественная обособленность. Это свойство означает, что юридическое лицо может иметь в своей собственности имущество, которое не принадлежит никому из физических лиц (в частности, его учредителям), и самостоятельно им распоряжаться.

Юридическое лицо от своего имени вступает в правовые отношения с другими лицами, т. е. является субъектом права. Для этого оно должно иметь наименование и место нахождения (юридический адрес), определяемое местом его регистрации.

Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением учреждений, целиком финансируемых собственником).

Согласно ст. 48 ГК, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

Юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права:

хозяйственные товарищества,

хозяйственные общества,

производственные кооперативы,

потребительские кооперативы.

Юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право:

* государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия,

* финансируемые собственником учреждения.

Юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав:

общественные и религиозные организации (объединения),

благотворительные и иные фонды,

объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Одна из основных причин создания юридически лиц -- возможность разделения имущественной ответственности между юридическим лицом и его учредителями или собственниками. Это может быть сделано разными способами, в зависимости от так называемой организационно-правовой формы юридического лица. В некоторых случаях ответственность собственников может быть ограничена фиксированной суммой, внесенной ими при учреждении лица (хозяйственные общества), в других -- распространяться на все их имущество (хозяйственные товарищества).

Если юридическое лицо оказалось не в состоянии выполнить свои обязательства вследствие действий учредителя или собственника, которые могут давать этому лицу указания, обязательные для исполнения, они могут быть привлечены к ответственности вместе с обязанным юридическим лицом.

Для того, чтобы организация приобрела права юридического лица, необходимо, чтобы она была соответствующим образом зарегистрирована государственными органами юстиции (регистрационной палатой). Этот момент и является моментом создания юридического лица, возникновения правоспособности.

Поскольку само по себе юридическое лицо не в состоянии предпринимать никаких действий (оно делает это через физических лиц -- его представителей), говорить о его дееспособности не имеет смысла.

Согласно ст. 49 ГК, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать