Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулирования
p align="left">* ведение реестра выданных, приостановленных и отозванных лицензий.

* осуществление надзора за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении.

* обращение в арбитражный суд с исками о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

В частности, в соответствии со ст. 44 Закона “О рынке ценных бумаг” ФКЦБ имеет право выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти (с правом делегирования функций по лицензированию их территориальным органам);

Это весьма важный момент в осуществлении непрямого регулирования рынка. ФКЦБ не обязательно сама лицензирует всех профессиональных участников рынка ценных бумаг. Она вправе доверить это другой организации как государственной (например, ЦБ РФ), так и общественной -- СРО.

Естественно, лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется в комбинации с контролем за их деятельностью, для чего ФКЦБ наделена соответствующими правами:

устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;

в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах принимать решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами. Немедленно после вступления в силу решения Федеральной комиссии о приостановлении действия лицензии государственный орган, выдавший соответствующую лицензию, должен принять меры по устранению нарушений либо аннулировать лицензию;

по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулировать выданную ей лицензию с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации;

организовывать или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проводить проверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Федеральной комиссии;

направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной комиссии (включая недействительность сделок с ценными бумагами);

применять меры к должностным лицам и специалистам, имеющим квалификационные аттестаты на право совершения операций с ценными бумагами, в случае нарушения законодательства Российской Федерации;

Права регулирования даны и в отношении эмитентов, однако только в том, что относится к эмиссии ценных бумаг: в частности, право устанавливать нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения.

На современных рынках постоянно идет создание и развитие новых видов ценных бумаг. Для того, чтобы законодательные и нормативные документы не отставали от потребностей рынка ФКЦБ, дано право квалифицировать новые виды ценных бумаг и определять их виды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наконец, ФКЦБ имеет естественные административные права в отношении своих региональных отделений: право принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений.

В законе установлены основы организации ФКЦБ. В частности, определена Коллегия ФКЦБ, основная роль которой состоит в согласовании деятельности ФКЦБ по регулированию рынка с другими органами государственной власти О коллегии Федеральной комиссии см. также Положение о Федеральной ко миссии по рынку ценных бумаг, утвержденное Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1009

.

Согласно ст. 41., Коллегия ФКЦБ состоит из 15 членов, включая председателя ФКЦБ, первого заместителя и заместителей председателя Федеральной комиссии, секретаря ФКЦБ. Пять членов коллегии Федеральной комиссии являются представителями федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, связанные с рынком ценных бумаг. В их состав в обязательном порядке включается представитель Министерства финансов Российской Федерации. Один член коллегии Федеральной комиссии является представителем Центрального банка Российской Федерации. Председатель Экспертного совета при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг входит в состав коллегии Федеральной комиссии по должности. Два члена коллегии Федеральной комиссии являются представителями палат Федерального собрания Российской Федерации.

Другой важный орган, образуемый ФКЦБ -- Экспертный совет. В него входят не только представители государственных органов, но и профессиональных участников рынка ценных бумаг, СРО, независимые эксперты.

Роль Экспертного совета заключается в том, чтобы на постоянной основе представлять интересы профессиональных участников в регулирующем органе, способствовать качественной проработке регулирующих документов, осуществлять связь между непосредственными участниками рынка и его регуляторами. Состав Экспертного совета избирается демократическим путем, что должно обеспечить баланс интересов разных участников рынка.

Решения Федеральной комиссии принимаются в форме постановлений. Постановления Федеральной комиссии по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями.

Нормативные акты по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг принимаются федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции только по согласованию с Федеральной комиссией.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какими документами регулируется деятельность ФКЦБ?

2. Какие основные функции осуществляет ФКЦБ?

Перечислите основные права ФКЦБ на рынке ценных бумаг.

10.2 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ФКЦБ

Чтобы быть эффективным, федеральное регулирование рынка ценных бумаг должно сопровождаться системой реализации такого регулирования на всей территории России. В то же время ФКЦБ может в полной мере осуществлять регулирование, если она будет иметь необходимую информацию о развитии рынка в регионах. Такую систему поддержки для ФКЦБ могут обеспечить региональные отделения ФКЦБ.

В соответствии со ст. 47 Закона “О рынке ценных бумаг”, региональные отделения ФКЦБ образуются решением ФКЦБ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ для обеспечения выполнения установленных законодательством норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практической реализации принимаемых ФКЦБ решений и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Региональное отделение ФКЦБ действует на основании положения, утверждаемого ФКЦБ. Председатель регионального отделения утверждается ФКЦБ на основании совместного представления главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и председателя ФКЦБ.

Положение о региональном отделении устанавливает, что региональное отделение является территориальным органом ФКЦБ России, образуемым с целью обеспечения выполнения установленных законодательством Российской Федерации норм, правил и условий функционирования рынка ценных бумаг, практической реализации принимаемых ФКЦБ России решений и контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций. Региональное отделение является юридическим лицом и действует в границах территорий субъектов Российской Федерации, закрепленных распоряжением ФКЦБ России.

Положение определяет функции и права регионального отделения. Основными функциями являются контроль за соблюдением законодательства на рынке ценных бумаг, регистрация выпусков ценных бумаг, лицензирование дилерской и брокерской деятельности, лицензирование регистраторской деятельности, организация и проведение квалификационных экзаменов специалистов рынка ценных бумаг.

Контроль региональных отделений за соблюдением законодательства на рынке ценных бумаг предусматривает осуществление проверок деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, а так же коллективных инвесторов, действующих на территории регионального отделения.

Регистрация выпусков ценных бумаг осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов ФКЦБ России, за исключением тех эмитентов, в отношении которых ФКЦБ России осуществляет регистрацию выпусков ценных бумаг самостоятельно.

Лицензирование дилерской, брокерской и регистраторской деятельности предусматривает выполнение мероприятий по выдаче, приостановке и отзыву лицензий, а так же ведение соответствующих реестров лицензий. Названная - деятельность осуществляется в рамках полномочий, определенных решением ФКЦБ России.

Региональное отделение организует также проведение квалификационных экзаменов для специалистов рынка ценных бумаг в порядке, установленном ФКЦБ России.

Вместе с тем региональные отделения ФКЦБ России имеют право направлять материалы в правоохранительные органы, обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции ФКЦБ России. Региональные отделения обладают правом реализовывать полномочия ФКЦБ России в отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию, а так же лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность.

Взаимоотношения региональных отделений ФКЦБ России с представителями власти субъектов Российской Федерации и региональными комиссиями по ценным бумагам и фондовому рынку Региональные комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку создавались в соответствии с Указом Президента от 4 ноября 1994 г. № 2064 и принятым на его основе Постановлением Правительства от 28 февраля 1995 г. № 193. Институциональные и процедурные аспекты деятельности комиссий предусмотрены Примерным положением о региональной комиссии, утвержденным Постановлением № 193 и являющимся основой для составления региональных Положений. По мере формирования и активизации деятельности региональных отделений сфера деятельность комиссий будет сужаться.

на территориях деятельности региональных отделений строятся на принципах партнерства и сотрудничества. Региональные отделения ФКЦБ России совместно с представителями власти субъектов Российской Федерации осуществляют программы по повышению ликвидности акций отдельных эмитентов, проекты корпоративного финансирования, проекты развития инфраструктуры рынка ценных бумаг и программы обучения специалистов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Опишите порядок создания регионального отделения.

2. Какие функции выполняет региональное отделение на рынке ценных бумаг?

10.3 САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (СРО)

Помимо федерального и регионального уровней регулирования РЦБ, важным элементом системы регулирования должны стать саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО).

Их роль заключается в том, чтобы на основании опыта, накопленного непосредственно участниками рынка, вырабатывать более детальные, чем ФКЦБ нормы и требования, контролировать их соблюдение и тем самым приближать регулятора рынка к его участнику.

В то же время и сами участники заинтересованы в определенных общих нормах: стандартах деятельности, документов и форм, в ряде случаев за контролем деятельности партнеров. Эти функции лучше выполняет орган, расположенный ближе к непосредственным участникам рынка, чем государственный регулирующий орган. Таким органом и является СРО.

Таким образом, эффективная деятельность СРО основана на следующих предпосылках:

* участники рынка лучше всех знают, какие механизмы контроля и правила необходимы на практике;

* они обязаны финансировать контроль своей деятельности;

* их положение позволяет им лучше всех судить о нарушениях;

* они заинтересованы в выполнении высоких этических норм их коллегами.

Важно учитывать при этом, что правила и стандарты, разрабатываемые и вводимые СРО, должны соответствовать требованиям регулирующего органа, т. е. фактически они могут только уточнять и усиливать их.

В соответствии с Законом “О рынке ценных бумаг” (ст. 48), СРО -- это добровольное объединение профессиональных участников РЦБ, действующее в соответствии с законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации. СРО учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

СРО в соответствии с требованиями осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами, утвержденными ФКЦБ, устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

СРО имеет следующие права:

получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном ФКЦБ (региональным отделением ФКЦБ);

разрабатывать в соответствии с законом правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;

контролировать соблюдение своими членами принятых СРО правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;

в соответствии с квалификационными требованиями ФКЦБ разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.

Основной задачей ФКЦБ является разработка правил и стандартов, в соответствии с которыми должно будет осуществляться дополнительное к государственному регулированию саморегулирование рынка ценных бумаг, т. е. подготовка правовой базы для саморегулирования участников рынка.

В настоящее время даже самые развитые профобъединения сталкиваются с трудностями разработки правил и стандартов, не говоря уже об их введении. Этим организациям необходимо время, чтобы подготовиться к выполнению предписанных им функций. Вместе с тем существующие в России прообразы СРО уже показали признаки быстрого развития.

Поскольку СРО приобретает довольно значительные права, в отношении ее членов законом предусматривается строгий контроль за ней со стороны регулирующих государственных органов. В частности, статус СРО приобретается только на основании разрешения, выдаваемого ФКЦБ. ФКЦБ контролирует правила СРО с тем, чтобы не допустить дискриминации одних ее членов другими, обеспечить должный контроль за ними.

Так, согласно ст. 50 Закона “О рынке ценных бумаг”, предусмотрены следующие требования, предъявляемые к СРО:

организация должна быть учреждена не менее, чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

организация приобретает статус саморегулируемой организации на основании разрешения, выданного ФКЦБ;

для получения разрешения в ФКЦБ представляются заверенные копии документов о создании саморегулируемой организации, правила и положения организации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Правила и положения саморегулируемой организации должны содержать требования, предъявляемые к саморегулируемой организации и ее членам в отношении:

(1) профессиональной квалификации персонала (за исключением технического);

(2) правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности;

(3) правил, ограничивающих манипулирование ценами;

(4) документации, ведения учета и отчетности;

(5) минимальной величины их собственных средств;

(6) правил вступления в организацию профессионального участника рынка ценных бумаг и выхода или исключения из нее;

(7) равных прав на представительство при выборах в органы управления организации и участие в управлении организацией;

(8) порядка распределения издержек, выплат, сборов среди членов организации;

(9) защиты прав клиентов, включая порядок рассмотрения претензий и жалоб клиентов -- членов организации;

(10) обязательств ее членов по отношению к клиентам и другим лицам по возмещению ущерба из-за ошибок или упущений при осуществлении членом организации его профессиональной деятельности, а также неправомерных действий члена организации или его должностных лиц и/или персонала;

(11) соблюдения порядка рассмотрения претензий и жалоб членов организации;

(12) процедур проведения проверок соблюдения членами организации установленных правил и стандартов, включая создание контрольного органа и порядок ознакомления с результатами проверок других членов организации;

(13) санкций и иных мер в отношении членов организации, их должностных лиц и/или персонала и порядка их применения;

(14) требований по обеспечению открытости информации для проверок, проводимых по инициативе организации;

(15) контроля за исполнением санкций и мер, применяемых к членам организации, и порядка их учета.

Саморегулируемая организация, являющаяся организатором торговли, обязана помимо указанных выше требований установить и соблюдать правила:

заключения, регистрации и подтверждения сделок с ценными бумагами;

проведения операций, обеспечивающих торговлю ценными бумагами (клиринговых и/или расчетных операций);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать