Тенденции и перспективы развития рынка ценных бумаг в России
азначение рынка ценных бумаг можно также увидеть через реализацию функции - перераспределение рисков (хеджирование) путем купли-продажи ценных бумаг. Остановимся на рассмотрении финансовой инфраструктуры, как системы управления инвестиционными рисками, определив основные особенности взаимодействия субъектов этой системы, существующие подходы к формированию, регулированию и оптимизации функционирования такой системы в масштабах национального фондового рынка.

В наиболее общем виде инвестиционный риск можно определить как возможность полной или частичной потери инвестируемого капитала вследствие любых причин. Рассматривая риски, связанные с операциями на фондовом рынке, следует иметь в виду, что, вообще говоря. Сами ценные бумаги и сама по себе акционерная форма собственности являются инструментами ограничения или управления рисками, связанными с производственной деятельностью предприятия, а значит, могут в терминах настоящей работы рассматриваться как элементы инфраструктуры. В этом смысле, все инвестиционные риски, возникающие, при совершении операций с ценными бумагами являются производными (вторичными) по отношению к базовым предпринимательским рискам.

В свою очередь, сталкиваясь с рисками, присущими неорганизованному рынку ценных бумаг на ранних этапах его развития, такими как риск неисполнения обязательств контрагентами, сохранности ценных бумаг, отсутствия достоверной информации, манипулирования ценами и т.п., инвестор сознает необходимость создания системы профессиональных участников фондового рынка, берущих на себя ответственность за минимизацию этих рисков и защиту интересов инвестора.

Рассмотрим далее риски, возникающие у портфельного инвестора при совершении операций на организованном рынке ценных бумаг, т.е. рынке, имеющем развитую систему финансовых посредников. Для данного уровня базовым можно считать так называемый системный, или инфраструктурный риск, заключающийся в возможности потери инвестируемого капитала вследствие непредвиденных изменений или неэффективности функционирования финансовой инфраструктуры. Стремление инвестора к его исключению ведет, в свою очередь, к возникновению потребности в органе, отвечающем за надежность и эффективность функционирования системы финансовых посредников в целом. Данную функцию, возлагаемую, как правило, на государственные учреждения или на коллективные представительные органы профессиональных участников фондового рынка, определим как регулирование.

Аналогичным образом на следующем уровне управления (на сей раз в системе регулируемого фондового рынка) инвестор сталкивается необходимостью управления политическими (законодательство, характеристики системы государственного управления и самоуправления и т.д.), макроэкономическими (структурные пропорции, темпы им уровень развития экономики) и микроэкономическими рисками (стандарты внутренней организации субъектов инфраструктуры, характеристики их систем управления, учета и контроля, особенности используемых технологий).

Таким образом, описанная схема уровней управления инвестиционными рисками демонстрирует, с одной стороны, органическую взаимосвязь всех видов инвестиционных рисков, а с другой - "замкнутость и полноту" описанного комплекса собственно инфраструктурных рисков и возможность его систематического исследования.

Из приведенных выше рассуждений очевидно, что основным способом исключения базового (или первичного) для данной системы риска является использование системы специализированных институтов, выполняющих функцию посредника между инвестором и его собственностью. В свою очередь, исключение первичного риска с неизбежностью приводит к возникновению вторичного риска, выражающегося в вероятности неадекватного функционирования того института, с помощью которого первичный риск был устранен. Другими словами, получая удобства в виде инфраструктуры, инвестор становится от них зависимым.

Рынок ценных бумаг располагает следующими способами управления вторичным риском:

мониторинг деятельности посредника, в свою очередь, включающий проведение опросов, характеризующих профессиональную деятельность посредника, в том числе с помощью стандартных анкет;

проверку операционных и информационных технологий и абсолютной и относительной эффективности функционирования посредника (при абсолютной оценке происходит сравнение количественных показателей деятельности посредника с наперед заданным набором "идеальных значений", а при относительной - сравнение с аналогичными характеристиками конкурирующих организаций);

одновременное использование нескольких посредников;

приобретение финансового или операционного контроля над деятельностью посредника.

Следующей приоритетной функцией рынка ценных бумаг является информационная функция, реализующаяся через взаимодействие информационных потоков на участников фондовых сделок, исходящих с этого рынка. Она состоит в том, что ситуация на рынке ценных бумаг сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре в стране и дает им ориентиры для вкладывания своих капиталов. В целом же функционирование капитала в форме ценных бумаг способствует формированию эффективной и рациональной экономики, поскольку он стимулирует мобилизацию свободных денежных ресурсов в интересах производства и их распределение в соответствии с потребностями рынка.

Ситуация на фондовом рынке сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре и дает им ориентиры для размещения своих капиталов. Данная информация представлена в курсовой стоимости ценных бумаг. Например, если цена акции какого-либо предприятия растет. ю как правило, это говорит о хороших перспективах его хозяйственной деятельности и, наоборот. Аналогичная параллель справедлива и в отношении состояния фондового рынка и экономики в целом. Падение курсовой стоимости ценных бумаг предвещает спад деловой активности и, наоборот. Из данного правила случаются исключения, однако большей частью фондовый рынок, верно, определяет вектор экономического движения. Таким образом ситуация на фондовом рынке сигнализирует о будущем состоянии экономики. Такая последовательность и связь между фондовым рынком и экономической конъюнктурой возникает потому, что вкладчики, стремясь предвидеть будущие результаты деятельности того или иного предприятия, находятся в процессе постоянного поиска и анализа информации. Если полученная информация положительна, они покупают соответствующие ценные бумаги, в противном случае - продают. В результате курсовая стоимость ценной бумаги начинает изменяться уже до того момента, как станут известны окончательные итоги деятельности данного предприятия.

Состояние фондового рынка имеет важное значение для стабильного развития экономики, его крах, т.е. сильное падение курсовой стоимости ценных бумаг за короткий промежуток времени, может вызвать застой в экономике. Это объясняется тем, что падение стоимости ценных бумаг делает вкладчиков абсолютно беднее. Как следствие они сокращают свое потребление, спрос на товары и услуги падает, у предприятий накапливается нереализованная продукция, Они начинают сокращать производство и увольнять работников, что еще больше сокращает уровень потребления. Кроме того, падение курсовой стоимости уменьшает возможности предприятий аккумулировать необходимые им средства за счет выпуска новых бумаг.

Таким образом из данного параграфа можно сделать следующие выводы о некоторых особенностях проявления функций рынка ценных бумаг в российской экономике, а именно:

функция повышения ликвидности долга не реализуется полноценно в виду того, что аккумулируемые от продажи государственных ценных бумаг денежные средства направляются не в реальный сектор экономики, а на заведомо невозвратные цели (зарплата госслужащих, погашение процентов по долгам и пр.);

инвестиционная функция не реализуется должным образом на российском фондовом рынке, так как инвесторы не заинтересованы в долгосрочных вложениях, а считают возможным участвовать только в краткосрочных спекулятивных операциях;

функция рынка ценных бумаг по минимизации риска может быть реализована через деятельность посредника между инвестором и его собственностью. Однако эта деятельность будет иметь более высокий результат при достижении информационной прозрачности рынка и при определении специфики фундаментального и технического анализа российского рынка ценных бумаг;

информационная функция, реализующаяся через воздействи6е информационных потоков на участников фондовых сделок, исходящих с этого рынка, заключается в информировании инвесторов о состоянии рыночной конъюнктуры в стране и дает ориентиры для вкладывания своих капиталов.

Глава II Тенденции развития рынка ценных бумаг в современной экономике России

2.1 Особенности государственного регулирования российского рынка ценных бумаг

Развитие российской экономики протекает на фоне инвестиционного кризиса, который выражается в острой нехватке инвестиционных ресурсов на рынке, и в нежелании инвесторов вкладывать средства в реальный сектор.

Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, это связано с общим неудовлетворительным состоянием российской экономики и с низкими инвестиционными способностями частного сектора. Во-вторых, проблема низкой инвестиционной активности усугубляется острым кризисом неплатежей. В-третьих, на состояние инвестиционной деятельности большое влияние оказывает завышенная относительно инфляции цена кредитных ресурсов, делающая их недоступными реальному сектору. Но главная причина - это высокий уровень инвестиционных рисков.

Как известно, вся совокупность инвестиционных рисков делится на две группы: рыночный риск и специфический.

Рыночный носит еще название системного или недиверсифицированного.

Рынок ценных бумаг любого государства является четким "барометром" политического климата в стране. Очень часто мы являемся свидетелями того, как курсы ценных бумаг отклоняются под воздействием новостей из политической хроники западных стран, Америки или Азии. В России же реакция рынка ценных бумаг проявляется в чрезвычайно резких реформах.

В период президентских выборов 1996 года рынок государственных ценных бумаг приобрел невиданную структуру. Инвесторами все выпуски ГКО делились на две части: те, которые погашались до первого тура голосования и на остальные. Значительная часть инвесторов не хотела рисковать и вкладывала средства только в первую часть госбумаг. Результат - гигантская диспропорция в доходности ГКО того периода. Облигации, которые погашались до проведения первого тура, из-за высокого спроса приносили своим инвесторам доход в 25-30% годовых, зато те, кто рисковал и вкладывался в дальние выпуски, получили впоследствии сверхприбыль в 180-200%.

Каждая отставка Правительства Российской Федерации, как правило, сопровождалась "обвалами" биржевой торговли акциями и облигациями. "Обвалы" характеризовались отклонениями цен от сложившихся трендов, а кардинальными изменениями движения цены.

Дело часто доходит до принудительной остановки торгов со стороны федеральной комиссии по ценным бумагам, настолько велики масштабы динамики курсов ценных бумаг.

К примеру, в период отставки Правительства С.В. Кириенко торги в Российской торговой системе останавливали два раза (падение цен составило 35%). Такими мерами государство пыталось приостановить панику на бирже, остановить массовый сброс ценных бумаг инвесторами, а так же затормозить негативное влияние рынка ценных бумаг на остальные сегменты финансового рынка.

Высокая "температура" политических катаклизмов сдерживала приток инвестиций из вне. Пик инвестиций пришелся на 1997 год - первый год после победы Б.Н. Ельцина на президентских выборах.

Тогда среди западных деловых кругов доминировала эйфория уверенности в быстром вхождении российской экономики в рыночные отношения по западным стандартам. Но довольно скоро позитивные настроения зарубежных инвесторов сменило чувство настороженного опасения.

В последующих 1999 - 2000 годах, когда постоянно происходила смена правительства, динамика иностранных инвестиций в Россию стала приобретать затухшую тенденцию.

Данный факт наглядно виден по таблице 1.

Таблица 1. Структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию

Вид инвестиций

1997 год

1998 год

1999 год

Прямые

6,2

2,2

4,3

Портфельные

17,3

8,0

0,1

Прочие

20,3

7,8

5,2

Всего

43,8

18,0

9,6

Следующим фактором неблагоприятного политического "климата" в стране стала ненормально высокая доходность по ценным бумагам. Кредиторы с обоснованной опаской расценивали возможность инвестирования средств в условиях, когда страну сотрясают участие в военных действиях, отставки, скандалы, импичменты президента, забастовки и т.д. При таких обстоятельствах прельстить их к вложению средств возможно не иначе, как высокой ставкой дохода и краткосрочностью времени инвестирования. Принципом работы становится: "Получи высокий доход и немедленно уходи с рынка, фиксируя прибыль". Деньги в буквальном смысле становятся "горячими". Заемщик не в состоянии их надолго удержать в своем обороте, а плата за пользование "обжигает" непомерным процентом.

В период гиперинфляции 1992 - 1995 процентные ставки по ценным бумагам достигали до 400% годовых; сроки привлечения средств часто ограничивались одним месяцем. На иных условиях деньги занять было практически невозможно.

В относительно благополучном 1997 году ставки упали до 20% годовых, а сроки инвестирования средств уже составляли шесть месяцев и год.

Период стабилизации оказался непродолжительным. И хотя Правительства, сменяющие друг друга, оказались в состоянии удержать финансовый рынок от скатывания в гиперинфляцию, условия предоставления средств инвесторами вновь ожесточились. В 1999 году нормой стал процент дохода не ниже 50% годовых, сроки инвестирования средств сократились от 1 до 3 месяцев.

В основе резкой реакции рынка ценных бумаг России на факторы политической нестабильности лежит обоснованный вывод инвесторов о высоком уровне системного риска в стране. Системный риск - это риск, которому подвергается не отдельный участник рынка, а вся экономическая система. Следовательно, при реализации подобного риска потерь избежать не удастся.

Учетная ставка Центрального банка страны является важным макроэкономическим показателем, на который ориентируется весь финансовый рынок государства, в том числе рынок ценных бумаг. Наглядный пример - ситуация со ставкой Федеральной Резервной Системы США (аналог учетной ставки в России). В 2001 году повышение ставки ФРС сего на 0,25% привело к существенному оживлению активности фондового рынка. Индекс Доу-Джонса побил рекордный уровень в 11299 пункта. Такая взаимосвязь естественна для стран с развитой экономикой, но не для России, переживающей время утверждения рыночных отношений.

В период 1994 - 1998 г. г. основным механизмом определения оптимального уровня учетной ставки рефинансирования служили торги по государственным ценным бумагам. Средневзвешенная доходность по ГКО, а затем вместе с ними и ОФЗ предоставляли Центральному банку РФ объективный ориентир цены, за которую инвестор был готов кредитовать государство. Динамика изменения учетной ставки рефинансирования приведена в таблице 2.

Таблица 2. Соотношение ставок ГКО_ОФЗ и Центрального Банка РФ в период 1992-1999 годов (% годовых)

ПОКАЗАТЕЛЬ

1992 год

1993 год

1994 год

1995 год

1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

Ставки доходности государственных ценных бумаг*

0

0

172,3

161,8

85,8

26,0

60,0

82,3

Учетная ставка Центрального банка Российской Федерации**

60

135

173

185

104

32

53

57

* Средневзвешенная ставка по ГКО-ОФЗ, независимо от срока погашения.

** Средневзвешенная ставка ЦБ РФ за год

Из таблицы видно, что учетная ставка ЦБ РФ сильно коррелирует с доходностью по государственным ценным бумагам. 1992 и 1993 годы выпадают из анализа, так как в этот период рынок государственных ценных бумаг не существовал. Тогда ставка рефинансирования определялась расчетным путем, который естественно носил отпечаток субъективности. Кроме того, следует отметить ослабление корреляции в 1998 - 1999 г. г. Это результат практически полного разрушения рынка ГКО - ОФЗ после кризиса 17 августа 1998 года. К этому моменту торги по государственным ценным бумагам сжались до минимального размера, ликвидность рынка была потеряна и он перестал быть объективным индикатором. С этого времени государство вернулось к определению ставки Центрального банка директивным путем. В результате она стала отражать не рыночное состояние спроса и предложения на денежные ресурсы, а выражало одностороннюю позицию государства. Правительство как бы говорило, что заинтересовано в привлечении ресурсов, но больше указанной цены платить не собирается. Инвесторы же, принимая во внимание данное обстоятельство, направляли средства в более доходные финансовые инструменты. Например, валюту. Итог: учетная ставка стала носить чисто индикативный характер.

В период рыночного определения ставки техника ее фиксации сводилась к тому, что Центральный банк утверждал ее по максимальному уровню доходности торгов ГКО - ОФЗ. Это наглядно видно по данным таблицы 2. В период за 1994 по 1997 годы ставка рефинансирования всегда превышала средний уровень доходности государственных ценных бумаг.

Это было время внимания к учетной ставке Центрального Банка, как к авторитетному рыночному показателю, верно отражающему соотношение спроса и предложения на денежные ресурсы. Следствием такого отношения стала возможность для Банка страны использовать новые базовые финансовые показатели: ставку доходности по операциям РЕПО (прямой и обратный выкуп государственных ценных бумаг Банком России у первичных дилеров рынка ГКО) и ставку ломбардных кредитов. И то, и другое формировалось ЦБ РФ в зависимости от величины ставки рефинансирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать