Учет и анализ кассовых операций коммерческого банка
p align="left">Качественное проведение внутрибанковского контроля возможно не только при наличии высококвалифицированной подготовки специалистов. Необходимым условием являются определенные методики проведения проверок, достаточный набор инструментов и процедур, воспользовавшись которыми, контролер может выполнить свою работу в установленные сроки.

На сегодняшний день в России имеются трудности по реализации возможности обобщения и анализа результатов работы служб внутреннего контроля в кредитных организациях на государственном уровне. Возникают вопросы, связанные с разработкой и применением внутренних положений и стандартов.

Процесс приближения системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности к международньм стандартам, внедрения в практику.

Массовое распространение информационно-коммуникационных технологий пока еще находятся в начальной стадии. В то же время требования иностранных контрагентов к отчетности российских банков, предлагающих свои услуги на международных рынках, постоянно повышаются, что способствует углублению внутрибанковского контроля. Деятельность служб внутреннего контроля в кредитных организациях осложняет отсутствие методологической основы функционирования системы внутреннего контроля в России.

В связи с этим возникают сложности не только практического, но и теоретического характера, вызываемые необходимостью дальнейшей разработки концептуального подхода к проведению проверок в кредитных организациях. Кроме того, не разработаны специальные оценочные показатели эффективности внутреннего контроля как в рамках комплексных и отдельных проверок, так и общих показателей работы отдела внутреннего контроля банка.

В целом внутренний контроль в банках в настоящее время представляет собой важнейший компонент как системы надзора со стороны органов, регулирующих банковскую деятельность, так и внутренних управленческих систем банков. Проблема создания эффективного механизма внутрибанковского контроля является одной из самых значимых для жизни самих банков и для функционирования финансовой инфраструктуры в целом.

4.2 Аудит кассовых операций

Осуществление аудиторской деятельности регулируется федеральными законами и иными правовыми актами: ФЗ «Об аудиторской деятельности»

№ 119-ФЗ от 07.08.01г., Указание ЦБ РФ «Об особенностях лицензирования деятельности аудиторских организаций, занимающимся банковским аудитом» № 846-У от 04.10.00г., Письмо ЦБ РФ « о рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору» 3 59-Т от 13.05.02 г. и др.

Аудиторская деятельность- аудит- предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно- расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР» финансовая деятельность коммерческих банков подлежит ежегодной аудиторской проверке.

Основная цель банковского аудита- установление достоверности бухгалтерской отчетности кредитных организаций и соответствия совершенных ими операций действующему законодательству РФ.

В соответствии с целью банковского аудита в Положении ЦБ РФ № 10-П сформулированы задачи проведения аудиторской проверки, в процессе которой рассматриваются:

- соблюдение действующего законодательства и нормативных актов в ЦБ РФ по совершенным кредитной организацией операциям;

- состояние бухгалтерского учета и отчетности по совершенным кредитной организацией операциям;

- выполнение экономических нормативов, установленных ЦБ РФ;

- качество управления кредитной организацией, в том числе состояние внутреннего контроля:

адекватность структуры управления видам и объемам выполняемых банком операций;

оценка кредитной политики и качества управления кредитными рисками;

учет и отчетность по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

управление рисками при осуществлении операций на рынке ценных бумаг, полнота сформированного резерва под обесценение ценных бумаг;

организация контроля за отражением всех операций в бухгалтерском учете и подготовкой достоверной отчетности; за деятельностью филиалов, а также работы по проведению проверок и ревизий;

l выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.

Аудиторская деятельность не ограничивается только проверкой финансовой отчетности, но и предполагает оказание аудиторами своим клиентам дополнительных услуг на договорной основе: совершенствование действующей системы учета; разработка учредительных документов; обучение и повышение квалификации учетного персонала; постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета и т. д.

4.3 Проверка порядка соблюдения кассовых дисциплины

Действующая нормативно-правовая база предусматривает проведение банками систематических проверок соблюдения предприятиями кассовой дисциплины и условий работы с денежной наличностью.

Периодичность и круг предприятий, подлежащих проверке, определяются руководителем банка с учетом объема их налично-денежного оборота, выполнения требований порядка ведения кассовых операций, а также информации налоговых органов о фактах нарушения предприятиями условий работы с денежной наличностью. При этом проверка должна проводиться не реже одного раза в 2 года.

Период, за который банк рассматривает состояние кассовой дисциплины предприятия, должен быть не менее трех месяцев. Проверяющему необходимо иметь документ на право осуществления проверки, подписанный руководителем банка. Проверяющий также заранее должен сообщить руководителю предприятия и главному бухгалтеру о предстоящей проверке.

До начала проверки работник банка выбирает данные о произведенных предприятием в контролируемом периоде операциях по поступлению и выдаче денег из кассы банка и их целевому назначению, лимите остатка денег в кассе, порядке и сроках сдачи выручки. Затем знакомится с уставом предприятия, договором банковского счета, разрешением банка о праве расходования предприятием постоянной денежной выручки, справкой о результатах предыдущей проверке кассовых операций и другими документами.

Согласно действующему законодательству, предусматривается проведение банками проверок соблюдения порядка ведения кассовых операций на предприятии по следующим направлениям:

1. Ведение кассовой книги и других кассовых документов. Рассматриваются соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям, составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно- расходными документами, расчетно-платежными ведомостями.

2. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке. Соответствие записей в кассовой книге данным банка. В случае расхождения между данными банка и записями в кассовой книге выясняются причины этих расхождений. Фактическое наличие денег в кассе предприятия представителем банка не проверяется. Однако если остаток кассы по кассовой книге складывается в крупных размерах, длительное время не снижается и значительно превышает ежедневные поступления и выдачи, проверяющий вправе потребовать от руководителя предприятия назначения ревизии кассы.

3. Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка. Рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в учреждение банка, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за проверяемый период, и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, на выплаты социального характера и других денежных средств. Сверяются суммы и даты сдачи наличных в банк по данным проверяющего с записями в кассовой книге. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого расхождения.

4. Расходование наличных денег из кассовой выручки предприятия на согласованные с банком цели, наличие решения банка о праве на такое использование наличных денег.

5. Осуществление расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. При этом проверяется соблюдение предприятием предельных сумм налично-денежных расчетов. Основанием для определения суммы расходования предприятием наличных денег и подтверждением этих расходов являются договор, копия товарного чека, счет, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег. При этом переоформление ранее выданных подотчетных сумм в новый аванс может рассматриваться как сокрытие превышения лимита остатка кассы.

6. Соблюдение на каждый день проверяемого периода установленного банком лимита остатка кассы, сроков и порядка сдачи денежной выручки, своевременность возврата в банк не выплаченных в срок средств на оплату труда и социально-трудовых льгот. При выявлении нарушений выясняется, когда, в какой сумме и по какой причине имело место превышение лимита кассы. В случае неоднократного превышения предприятием установленного лимита остатка кассы рассчитывается средняя величина сверхлимитной кассовой наличности.

7. Целевое использование наличных денег, полученных в банке, т.е. в соответствии с целями, указанными в чеках, а также решение других вопросов, относящихся к порядку ведения кассовых операций.

Результаты проверки оформляются справкой о кассовых операциях, составляемой в трех экземплярах. В ней должны найти полное отражение все перечисленные выше вопросы. Справка подписывается руководителем, главным бухгалтером предприятия и представителем банка, а затем в трехдневный срок рассматривается руководителем банка с решением о принятии мер по результатам проверки.

В случае установления фактов нарушения предприятием условий работы с денежной наличностью, расчетов наличными деньгами с юридическими лицами сверх предельной нормы, не оприходования в кассу в кассу денежной наличности, накопления в кассе сверх лимитных остатков банк направляет в налоговый орган по месту учета налогоплательщика представление с приложением первого экземпляра справки для принятия мер финансовой и административной ответственности.

По полученным от банка представлениям налоговые инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях и наложении штрафов на виновных в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях, введенного в действие с 1.07.2002г.

Данный Кодекс предусматривает, что нарушение порядка введения кассовых операций, выразившиеся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, не оприходовании в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа:

· на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ;

· на юридических лиц в размере от 400 до 500 МРОТ.

Кодекс об административных правонарушениях впервые ввел административную ответственность должностных лиц самого банка за невыполнение ими обязанностей по контролю за соблюдением предприятиями и организациями правил ведения кассовых операций. Невыполнение должностными лицами банка таких обязанностей влечет наложение на них административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ.

Для осуществления комплексного кассового обслуживания физических и юридических лиц, а также для выполнения операций с наличными денежными средствами и другими ценностями кредитные организации в зданиях, принадлежащих или арендуемых ими, создают оборудованные и технически укрепленные помещения. К ним относятся:

· операционные кассы;

· кассы пересчета;

· вечерние кассы;

· помещения по приему-выдаче ценностей инкассаторам;

· помещения для клиентов.

Целесообразность создания тех или иных касс, их количество и численность кассовых работников, а также необходимость установки банкоматов, электронных кассиров, автоматических сейфов определяются руководителем кредитной организации.

Техническая укрепленность помещений кредитных организаций для совершения операций с ценностями должна обеспечивать защиту жизни персонала, сохранность денежной наличности и ценностей. Для этого указанные помещения должны быть оснащены охраной, пожарной и тревожной сигнализацией с выводом сигналов на пост охраны кредитной организации.

Руководитель кредитной организации обеспечивает сохранность денежных средств и ценностей, организацию кассового обслуживания клиентов, контроль за оприходованием денежной наличности, поступившей в кассы кредитной организации, и несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Непосредственное выполнение операций с наличными денежными средствами осуществляют кассовые и инкассаторские работники.

С должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, кассовыми и инкассаторскими работниками заключаются договоры о материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Кассовые работники приходных и расходных касс снабжаются образцами подписей бухгалтерских работников, уполномоченных подписывать приходные и расходные документы, а бухгалтерские работники, связанные с оформлением приходно-расходных кассовых документов, - образцами подписей кассовых работников указанных касс. Образцы заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера и скрепляются печатью кредитной организации.

Кассовым работникам запрещается:

· Передоверять выполнение порученной работы с ценностями другим лицам, а также выполнять работу, не входящую в круг их обязанностей;

· Выполнять поручения клиентов по проведению операций с денежной наличностью по их счетам, минуя бухгалтерских работников при отсутствии вышеуказанной системы контроля;

· Хранить свои денежные средства и другие ценности вместе с денежными средствами и ценностями кредитной организации.

Для обеспечения своевременной выдачи наличных денежных средств клиентам с их банковских счетов устанавливается сумма допустимого остатка наличности в операционной кассе на конец дня. Фактический остаток денежных средств в кассе не должен быть ниже установленного.

Минимальный остаток денежной наличности в операционной кассе устанавливается кредитной организацией по согласованию с учреждением Банка России, исходя из объема наличных денежных средств, проходящих через кассу, графика поступления денежной наличности от клиента, порядка ее обработки и других особенностей организации наличного денежного оборота и кассовой работы.

Наличные денежные средства операционной кассы и другие ценности кредитной организации хранятся в хранилищах ценностей. Вход в хранилище ценностей оборудуется бронированной дверью специальной конструкции, закрывающейся не менее чем на два ключа.

Ключи от хранилища ценностей находятся у должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей.

Должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, производят опечатывание хранилищ ценностей.

Хранилище ценностей может оборудоваться охранной сигнализацией с выводом контрольного сигнала на пульт централизованной охраны, оборудованный на базе программно-технических средств, обеспечивающих возможность круглосуточного контроля времени с использованием систем охраны.

Хранилища ценностей должны иметь дубликаты ключей, которые с подробной описью вкладываются в пакет, обшиваются тканью и опечатываются печатями должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей.

Порядок и место хранения пакета с дубликатами ключей от хранилища ценностей определяются распорядительным документом кредитной организации.

В случаях изъятия из мест хранения должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, пакта с дубликатами ключей составляется и подписывается акт с указанием причин изъятия. Акт приобщается к мемориальному ордеру.

Дубликаты ключей от металлических шкафов, стеллажей, сейфов, тележек внутри хранилища, предназначенных для хранения ценностей кассовыми работниками, а также неиспользуемые в работе и неисправные ключи от средств хранения, упакованные и опечатанные должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей хранятся вместе с описью в хранилище ценностей.

Для хранения наличных денежных средств и других ценностей в течение рабочего дня кассовые работники кредитной организации обеспечиваются металлическими шкафами, сейфами, тележками закрытого типа, специальными столами, имеющими индивидуальные секреты замков (индивидуальные средства хранения).

Хранение печатей, пломбиров, клише, именных и других штампов, ключей от средств хранения, используемых должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, и кассовыми работниками, должно исключать возможность использования их другими лицами.

Перед открытием хранилища ценностей должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, в присутствии представителя охраны проверяют, не имеют ли повреждений двери, замки, после чего расписываются в контрольном журнале приема под охрану и сдачи из-под охраны хранилища ценностей.

В течение рабочего дня хранилище ценностей закрывается должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, на ключи.

Во время совершения кассовых операций из скважин замков дверей хранилища, сейфов, металлических шкафов, тележек ключи изымаются.

Банкноты хранятся упакованными в пачки, монета - в мешки.

Ценные бумаги и бланки ценных бумаг хранятся упакованными в пачки и корешки по наименованиям, а также выпускам и достоинствам (где они имеются).

Бланки хранятся упакованными по их видам в пачки.

Иностранная валюта хранится отдельно от денежных знаков Банка России и других ценностей.

Банкноты, монета и другие ценности в хранилище учитываются в книге (книгах) учета денежной наличности и других ценностей.

Банкноты, монета и другие ценности в хранилище учитываются в книге (книгах) учета денежной наличности и других ценностей.

Книги ведутся заведующим кассой и в течение дня хранятся у него, по окончании дня - в хранилище ценностей.

Перед закрытием хранилища должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, проверяют:

· все ли ценности, ценные бумаги, книги и документы внесены в хранилище;

· заверены ли остатки, указанные в книге (книгах) учета денежной наличности и других ценностей, главным бухгалтером (его заместителем);

· все ли металлические шкафы, стеллажи, сейфы и тележки, используемые для хранения ценностей, по окончании операций, независимо от наличия в них ценностей, закрыты на ключ.

Хранилище закрывается должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, в присутствии представителя охраны, который расписывается в контрольном журнале приема под охрану и сдачи из-под охраны хранилища ценностей в приеме хранилища под охрану. Контрольный журнал хранится у заведующего кассой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать