Валютный рынок России и валютное законодательство

Валютный рынок России и валютное законодательство

63

Содержание

  • Введение 5
  • Глава 1. Валютный рынок России и валютное законодательство 7
    • 1.1. Валютный рынок: общие положения 7
      • 1.2. Эволюция валютной системы и становление валютного рынка России 9
      • 1.3. Современное валютное законодательство РФ 17
      • 1.4. Функции валютного законодательства; органы и агенты валютного контроля 29
      • 1.5. Центральный банк как регулятор валютного рынка РФ 34
  • Глава 2. Валютная политика России 37
    • 2.1. Необходимость, направления и механизмы валютного регулирования 37
      • 2.2. Курсовая политика: анализ "силы" рубля в период с 1992 по 2001 гг. 40
      • 2.3. Влияние валютного курса на экономический рост; инструменты его регулирования, рекомендации 43
        • 2.3.1. Постановка вопроса 43
        • 2.3.2. Правительственная программа 44
        • 2.3.3. Уровень относительных цен, экономический рост и структура промышленного производства 45
        • 2.3.4. Анализ и обобщение новейшей истории реального курса рубля 49
        • 2.3.5. Выводы и рекомендации 51
      • 2.4. Современные тенденции валютной политики 52
        • 2.4.1. Курсовая политика Банка России в I полугодии 2001 года 52
        • 2.4.2. Анализ внутреннего валютного рынка на март 2002 года 56
      • 2.5. Направления валютного регулирования в будущем: мнения и прогнозы 58
  • Заключение 61
  • Список использованной литературы 63
Введение

Экономика любого государства тесно связана с развитием финансового рынка. Становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

В последнее десятилетие валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей в Российской Федерации развивается бурными темпами. В настоящее время можно утверждать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего развития, когда каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой и квалифицированным персоналом уполномоченных банков. Развитие внутреннего валютного рынка Российской Федерации требует обобщения опыта его функционирования и возможностей. Использование специалистами накопленного опыта валютных операций на российском валютном рынке дает толчок для дальнейшего развития этого рынка.

На валютном рынке любой экономический субъект (государство-, хозяйствующий субъект, - гражданин) выступает в качестве продавца или покупателя. Каждый из них имеет свои финансовые интересы. При совпадении интересов происходит акт купли-продажи валютных ценностей. Поэтому валютный рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов продавца и покупателя валютных ценностей. Любое действие продавца или покупателя на рынке связано с коммерческим риском. Коммерческий риск есть опасность возможных потерь от осуществления той или иной финансово-коммерческой деятельности. Валютный рынок содержит также понятие валютного риска -- получения хозяйствующим субъектом дополнительных расходов или доходов в зависимости от изменения курсов валют.

В соответствии с изложенными положениями, можно сформулировать цели и задачи дипломной работы, обосновать ее содержание и структуру.

Целью данной работы является сбор и анализ данных, накопленных новейшей историей российской экономики в процессе становления и функционирования валютного рынка России, а также выработка на основе их обобщения и систематизации рекомендаций и возможных направлений развития валютного рынка в обозримом будущем с учетом состояния экономики России, ее возможностей и потребностей. При этом необходимо опираться на интересы субъектов валютного рынка с точки зрения их приоритетности и важности для эффективного развития экономики России в целом и валютного рынка в частности.

Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут решаться в работе.

Во-первых, необходимо проанализировать текущее состояние российского валютного рынка, рассмотреть его возможности и особенности с сегодняшней позиции, на основе накопленного за последние годы опыта. Очевидно, эта задача тесно связана с рассмотрением правового аспекта функционирования валютной системы, т.е. валютного законодательства Российской Федерации.

Во-вторых, следует наметить цели и задачи проведения государственной валютной политики, а также возможные способы и инструменты ее осуществления. Здесь можно учесть опыт валютной политики предшествующих лет, дать оценку ее адекватности и успешности.

Наконец, основной задачей является выработка рекомендаций по методам и направлениям регулирования валютного рынка и приоритетам проведения валютной политики в целом.

В первой главе дипломной работы освещены общие вопросы, касающиеся становления валютной системы и валютного рынка России и современного валютного законодательства. Здесь же дается общий обзор деятельности и задач органов контроля и регулирования операций на валютном рынке.

Вторая глава посвящена валютной политике России. Рассматриваются цели и методы валютного регулирования, анализируется современный этап государственной политики в валютной сфере. Подробно рассмотрена проблема регулирования реального эффективного курса рубля как одна из ключевых проблем валютного регулирования. Кроме того, на основе исследования статистических данных предлагаются конкретные рекомендации по осуществлению валютного регулирования в текущем периоде, а также рассматриваются общие подходы и приоритеты проведения валютной политики.

В Заключение вынесены итоги и приведены общие выводы по работе.

Глава 1. Валютный рынок России и валютное законодательство

1.1. Валютный рынок: общие положения

Валютный рынок -- сфера экономических отношений, проявляющихся в осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала. Операции по обмену валют существовали давно, но валютные рынки в современном понимании сложились в XIX в., чему способствовало:

- развитие регулярных международных экономических связей

- создание мировой валютной системы, возлагающей на страны-участницы определенные обязательства в отношении их национальных валютных систем

- широкое распространение кредитных средств международных расчетов

- усиление концентрации и централизации банковского капитала, развитие корреспондентских отношений

- совершенствование средств связи, развитие информационных технологий.

По мере развития национальных рынков и их взаимосвязей сложился единый мировой валютный рынок для ведущих валют в мировых финансовых центрах. Современные валютные рынки характеризуются следующими основными особенностями:

1. Усилилась интернационализация валютных рынков на базе широкого использования электронных средств связи и осуществления операций и расчетов по ним

2. Операции совершаются непрерывно в течение суток попеременно во всех частях света

3. Техника валютных операций унифицирована, расчеты осуществляются по корреспондентским счетам банков

4. Широкое развитие валютных операций с целью страхования валютных и кредитных рисков

5. Нестабильность курсов валют

С функциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают:

- своевременное осуществление международных расчетов

- -страхование валютных и кредитных рисков

- взаимосвязь мировых валютных, кредитных и финансовых рынков

- диверсификацию валютных резервов банков, предприятий государства

- регулирование валютных курсов

- получение спекулятивной прибыли их участниками на основе разницы курсов валют

- проведение валютной политики, направленной на государственное регулирование экономики.

С институциональной точки зрения валютные рынки представляют собой совокупность уполномоченных банков, инвестиционных компаний, бирж, брокерских контор, иностранных банков, осуществляющих валютные операции. Операции на валютном рынке проводятся между банкам-и (межбанковские валютные расчеты) и банками со своими клиентами.

С организационно-технической точки зрения валютный рынок представляет собой совокупность телеграфных, телефонных, телексных, электронных и прочих коммуникационных систем, связывающих между собой банки разных стран, осуществляющих международные расчеты и другие валютные операции. Особенностью современного валютного рынка является децентрализованный характер совершения валютных операций (подавляющая масса сделок совершается непосредственно между банками с использованием электронной техники, телекса и телефона).

Эффективность операции на валютном рынке во многом определяется его видом. Валютные рынки можно классифицировать по целому ряду признаков: по сфере распространения, по отношению к валютным ограничениям, по видам валютных курсов, по степени организованности. По сфере распространения (то есть по ширине охвата) можно выделить международный и внутренний валютные рынки, каждый из которых, в свою очередь, состоит из ряда региональных рынков, которые образуются финансовыми центрами (банками, -6иржами) в отдельных регионах мира или данной страны.

Валютные рынки -- одно из важных звеньев мирового хозяйства -- чутко реагируют на изменения в экономике и политике.

1.2. Эволюция валютной системы и становление валютного рынка России

В истории развития валютной системы в послереволюционной России выделим несколько основных этапов.

Первый этап -- до 1986 года -- обладал всеми характерными чертами валютной монополии государства. В это время имела место полная централизация валютных доходов от экспорта, который был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали государственные внешнеторговые объединения. Выручка от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все международные расчеты СССР -- Внешторгбанка СССР (позднее -- Внешэкономбанк). Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями регионов и отраслей. Валютные планы государства (источники и объемы поступлений, направления и с-уммы расходов) утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет. Практически полная изолированность внутреннего товарного и денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов (что проявлялось, например, в уровне курса рубля к иностранным валютам, который к началу 80-х годов практически не отражал экономических и ценовых пропорций, а служил лишь инструментом пересчета внешнеторговых цен в рубли для ведения учета в национальной валюте); централизация управления валютными ресурсами государства; минимальное число непосредственных участников внешнеэкономической, прежде всего внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через один банк-хранитель единой валютной "копилки" государства -- все это объективно не требовало систем валютного регулирования, характерных для стран с рыночной экономикой на различных этапах их развития.

Валютная политика СССР сводилась главным образом к перераспределению валютной выручки и привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с валютным планом, к переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых сделок, управлению официальными золотовалютными резервами и надзору за жестко ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий таких операций вообще не могло быть). В целом это было не регулирование, а прямое администрирование, государственное командование.

Второй этап развития валютного рынка в России нача-лся в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической деятельности, когда субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, учреждения, организации) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена и стала развиваться система так называемых "валютных фондов" и "валютных отчислений", подразумевающая отчисления от формально принадлежащей государству валютной выручки в виде фиксированного процента (40 - 50% для предприятий машиностроительного комплекса, 70% для аграрно-промышленного комплекса и более низкие для сырьевых отраслей). Таким образом, предприятиям предоставлялась возможность оставлять себе часть валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг. Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм их участия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в -1987 - 1988 годах с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны.

Другой качественный скачок в процессе интеграции в мировую экономику был сделан начавшейся широкомасштабной реформой банковской системы. Появилось большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. В течение нескольких лет отсутствовал специальный орган валютного регулирования (его роль, наряду с другими функциями, фактически выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР), и источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств. Нарушение "планового" характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение круга предприятий-участников внешнеэкономических связей и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, привели к пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования одному из органов государственного управления. Это послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона о валютном регулировании.

С вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР "О валютном регулировании" начался третий этап развития валютного регулирования в стране. На уровне закона впервые в юридическую пра-ктику были введены такие понятия валютного регулирования как "валютные ценности", "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты", "валютные операции-", "текущие валютные операции", "валютные операции, связанные с движением капитала".

Законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы- (Госбанка СССР и уполномоченных банков) в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами. В законе впервые провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Законом намечены основные цели и направления валютного контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного законодательства. Основным органом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР, что соответствует практике большинства стран мира, где подобные функции осуществляют центральные (национальные) банки соответствующих государств.

Главным, "универсальным" документом, в котором была предпринята небезуспешная попытка комплексно отрегулировать практически все важнейшие стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, стало разработанное Госбанком СССР в соответствии с его компетенцией письмо от 24 мая 1991 года №- 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР". В частности, были достаточно подробно описаны правила совершения операций в иностранной валюте между юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), операций в иностранной валюте на территории страны между юридическими лицами-резидентами, операций в рублях юридических лиц-нерезидентов, операций с валютными ценностями, осуществляемых гражданами (резидентами и нерезидентами).

"Основные положения…" регламентируют отдельные вопросы открытия и ведения валютных счетов резидентов в иностранных банках за границей, а также валютных и рублевых счетов юридических нерезидентов в наших уполномоченных банках. "Основные положения…" и некоторые другие нормативные акты Госбанка СССР, обязательные по закону к исполнению всеми резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами на территории страны, заложили основу цивилизованного валютного регулирования и стали качественным прорывом в этой сфере. Объективная ограниченность этих документов и их отдельные недостатки были обусловлены быстрыми изменениями экономической ситуации в стране и во внешнеторговых и валютно-финансовых отношениях с иностранными государствами, неопределенностью стратегических ориентиров экономической политики государства, новизной задач валютного регулирования и нехваткой практического опыта решения возникающих проблем, ограниченностью времени и сил при решении задач большого объема и сложности. Тем не менее, следует признать, что "Основные положения…" внесли существенный вклад в упорядочение валютных отношений между субъектами хозяйственной деятельности, в разработку единых "правил игры", обязательных для всех участников развивающегося рыночного хозяйства. В течение определенного времени, характеризующегося особенно быстрым изменением экономической ситуации, "Основные положения…" оставались базовым документом валютного регулирования.

С начала 1991 года получил бурное развитие вн-утренний валютный рынок -- межбанковский и биржевой -- который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного регулирования. В течение двух лет (начало 1991- начало 1993 гг.) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа, Сибирская межбанковская валютная биржа, Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа и Ростовская межбанковская валютная биржа. Были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами через уполномоченные банки (телеграмма Банка России от 27 июля 1992 года № 162-92)-. Ускоренное развитие валютного рынка подогревалось механизмом обязательной продажи части валютной выручки предприятий (учреждений, организаций), который был введен с начала 1991 года. В настоящее время действующим нормативным актом, регламентирующим порядок продажи предприятиями части экспортной выручки, является Инструкция ЦБ РФ №7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" в редакции Указаний ЦБР № 580-У от 18.06.1999.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях