Концепции современного естествознания
p align="left">Эмоции обладают заразительностью. Бывает, что ситуация как таковая, не вызвала бы у нас никаких эмоций, если бы только один или несколько из окружающих нас людей не испытывали эмоций. Страх заразителен, как и радость, смех. Различают два типа случаев заражения эмоциями: во-первых, случаи, когда одна и та же ситуация вызывает у нескольких индивидов одинаковую реакцию страха, гнева или радости. В группе всегда происходит усиление аффективных состояний и эмоциональных реакций; во-вторых, случаи, когда эмоция овладевает человеком, хотя сама ситуация его не затрагивает. Бурная ссора двух людей может привлечь наше внимание или оставить нас равнодушными, но может и привести к тому, что мы сами будем охвачены гневом. В этом случае мы отождествляем себя с одним из ссорящихся. Таким же заразительным может быть смех. Мы можем засмеяться, потому что смеются вокруг нас.

Если часто повторяется ситуация, к которой невозможна адаптация, то развиваются состояния тревожности или даже невротические состояния. В жизни часто бывают более или менее постоянные причины избыточной мотивации, чаще всего они социального происхождения: женщина боится оказаться покинутой, работник опасается увольнения, солдат боится быть убитым и т.п. Эти внутренние страхи, которые не находят внешнего проявления, поддерживают более или менее выраженное состояние тревожности. Такое состояние может возникнуть также из-за неразрешимого внутреннего конфликта.

Эмоции вызывают в организме множество характерных реакций. К ним относятся:

а) вегетативные реакции - изменение частоты сердечных сокращении, кровяного давления, сужения и расширения сосудов, изменение скорости амплитуды и ритма дыхания, температуры кожи, потоотделения, диаметра зрач-ка, секреции слюны. Наблюдаются расстройства пищеварительной системы, сокращение и расслабление сфинктера, изменяется электрическая активность мозга, химический и гормональный состав крови, мочи, слюны и т.д. Лишь немногие изменения вегетативных функций могут рассматриваться как характерные проявления эмоций.

б) мышечные реакции - увеличение мышечного напряжения. Когда мы говорим, что человек, только что переживший состояние эмоционального шока, «окаменел», мы хотим тем самым подчеркнуть, что его мышцы находятся в состоянии гипертонуса. Его внешним проявлением является преобразование неиспользованной по назначению энергии в спазматические движения -- смех, слезы, беспорядочные действия.

При чрезмерной активности наблюдается тем большее увеличение мышечного напряжения, чем сильнее стремление субъекта подавить вызываемые стимуляцией движения; это напряжение еще более усиливается под влиянием социальных и моральных запретов. Напряжен юноша, не решающийся обнять нравящуюся ему девушку; напряжен ребенок, не желающий подчиниться какому-то требованию; напряжен человек, испытывающий страх и не осмеливающийся убежать. Дети, воспитывавшиеся в большой строгости, сильнее скованы в движениях по сравнению с детьми, которым предоставлялась известная свобода. Лица, страдающие от различных конфликтов и даже с невротическими отклонениями, характеризуются, как правило, большей скованностью движений, чем другие. Многие психотерапевтические приемы связаны со снятием этой напряженности. Аутогенная тренировка Шульца заключается в том, чтобы научиться расслабляться, в результате чего уменьшаются раздражительность, тревожность и связанные с ними нарушения.

Среди внешних проявлений эмоций особую роль играет мимика и пантомима (движение мышц тела, жесты). У искренне радующегося человека округляются и блестят глаза, губы расплываются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Общество поощряет выражение одних эмоций и порицает другие. Западная цивилизация мирится со слезами женщин, мальчикам же внушается, что мужчине не подобает плакать. Однако такой обычай существует не везде. Например, раньше юноши из племени маори плакали также часто, как и женщины. Некоторые проявления радости и гнева зависят от социальной среды, и воспитание направлено на то, чтобы подавить неодобряемые проявления эмоций. Общество создает настоящий язык мимики, который может быть универсальным или, напротив, весьма специфичным, и часто непонятным непосвященному. Чтобы лучше понять поведение какого-либо народа, нужно знать не только его разговорный язык, но также и его язык тела. Психика человека настолько сложна, что не всегда по выразительным движениям можно определенно судить о переживаниях. Уже у подростка наблюдается несоответствие между эмоциями и формами их выражения. Чем старше человек или чем богаче его переживания, тем более сложны и многообразны формы их выражения. Накапливая жизненный опыт, человек научается искусно управлять своими переживаниями и их проявлениями. Нередко наигранной веселостью маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием скрывается неудовольствие или какие-то сдерживаемые переживания.

Важнейшие функции эмоций:

- сигнальная, т.е. переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями вне человека или в его организме.

- регулирующая, т.е. переживания, эмоции направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся преграды или мешают деятельности, блокируют ее.

- интегративно-защитная роль эмоций, на которую указывал известный советский физиолог Л. К. Анохин. Он, в частности, писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полез-ного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма». Благодаря своевременно возникшей эмоции, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

- мобилизационная, компенсаторная. Эмоции не всегда вызывают нарушения деятельности, напротив, они способны мобилизовать человека, компенсировать недостаточность информации, недостаточ-ность возможностей человека по решению проблемы.

Можно привести немало примеров компенсаторного значения эмоций. Так, ярость помогает человеку бороться даже в тех условиях, где у него практически нет шансов на успех. Человек в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения способен на гигантские мышечные усилия, на необычные для него формы деятельности.

Никакой творческий процесс вообще невозможен без эмоций, без увлеченности проблемой, деятельностью.

2. Воображение и творчество. Поиски алгоритма творчества

«Творчество, - подчеркивал Н.А. Бердяев, - всегда есть прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире». Каждый человек является существом творческим. Во всяком процессе творчества есть свои стадии. Английский ученый Г.Уоллес выделил четыре стадии творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральный момент творчества - озарение, интуитивное схватывание нового. Интуиция - это непосредственное неосознанно полученное знание. Оно может быть чувственным, рациональным или же эйдетическим. В первом случае интуиция выступает как мгновенное чувство, во втором случае мы имеем дело с интеллектуальной интуицией, в третьем случае речь идет об эйдетической интуиции как единстве чувственного и рационального (согласно философской традиции под эйдосом понимали то, что дано в мышлении и в то же время видимо). Поскольку пути возникновения интуиции не осознаются, постольку есть соблазн видеть тайну интуиции либо в глубинах бессознательного (З.Фрейд), либо в «сверхсознании», под которым К.С. Станиславский, например, понимал высший этап творческого процесса, отличный как от бессознательного, так и от осознанного.

Творчество как процесс создания чего-то нового часто предполагает, что человек может испытывать недостаток информации, знаний, умений для достижения цели, решения той или иной проблемы, осуществления каких-то действий. Именно поэтому ему необходимо сделать рывок в неизведанное, создать новые знания, умения, новые объекты и произведения. Эмоции, вдохновение, воображение помогают сделать этот «рывок в творчество». Огромную роль эмоций в творческом процессе подчеркивал В.И. Вернадский: «Говорят: одним разумом можно все постигнуть. Не верьте!.. Одна нить - разум, другая - чувство, и всегда они друг с другом соприкасаются в творчестве».

Развитие всех форм человеческой деятельности ставит задачу обучения творчеству. Науку о творческой деятельности и методах обучения ей называют эвристикой. («Эврика!» означает «нашел!», название «эвристика» придумал древнегреческий математик Папп). Сократические беседы, обмен мнениями, дискуссии, анализ проблемных ситуаций - все это способствует развитию духовных, творческих способностей личности.

Интуиция и творчество не поддаются логическому анализу и описанию. Однако мечта всех ученых - найти некий алгоритм творчества, прежде всего творческого решения проблем. Созданы методы, которые называют эвристическими. Эти методы требуют мобилизации таланта, памяти, внимания, воображения субъекта. Философия имеет эвристический характер, поэтому ее изучение является одним из действенных средств постижения тайн интуиции и творчества. Эвристическим содержанием обладают все принципы науки. Так, например, в физике действует принцип соответствия: должно быть соответствие между старой и новой теорией, в некотором пределе математический аппарат новой теории должен совпадать с математическим аппаратом старой теории. Когда Лобачевский создавал свой знаменитый вариант неевклидовой геометрии, то в качестве эвристического принципа он использовал постулат об обусловленности свойств пространства в микромире взаимодействием молекул, вследствие чего для описания этого пространства необходима особая неевклидова геометрия. Таким образом, любые философские и научные положения, идеи, принципы имеют эвристический характер: они могут привести, а могут и не привести к успеху. Использование любых эвристик всегда связано с риском неудачи и, следовательно, требует осторожности.

Поиски алгоритма творчества привели к исследованию научного и технического творчества, которое рассматривается как нахождение принципиально нового решения научной или технической проблемы. Выявлена структура мыслительного процесса решения проблемы: 1) мотивация (желание решить проблему); 2) анализ проблемы; 3) поиск решения: а) использование имеющегося алгоритма; б) перебор вариантов с целью выбора наиболее оптимального; в) решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов; г) поиск принципиально нового решения (творческое мышление), связанный с углублением логических рассуждений, использованием аналогии, эвристических приемов.

Неудача на этом этапе вызывает целую гамму эмоциональных состояний от отчаяния до страсти и одержимости. В этом случае переключение на другую деятельность - лучший способ дать идее «созреть», потому что внутренняя творческая работа не прекращается ни на миг.

Следующий этап творческого процесса - озарение, сопровождается вдохновением - небывалым подъемом внутренних духовных сил человека, и проявляется как инсайт - мгновенное осознание решения проблемы, интуитивное мышление. К факторам, способствующим «озарению» относятся: а) высокая увлеченность проблемой (страсть); б) вера в успех; в) высокая информированность в проблеме, накопленный опыт; г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке и т.п.).

4) Логическое обоснование найденной идеи решения, доказательство правильности решения. 5) Реализация решения. 6) Проверка найденного решения и его коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Таким образом, выявленный механизм творческого процесса представляет собой движение: сознание бессознательное сознание.

Созданы и продолжают создаваться различные приемы и методики усиления (развития) творческих способностей. Самыми «экзотические» из них являются приемы, разработанные и используемые Борисом Райковым. Это - внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность (выдающегося художника, музыканта и т.п.).

Среди других специальных методик наиболее известными, распространенными являются:

- «мозговой штурм» или брейнсторминг (А. Осборн, США) при работе в группе. Основные правила:

7-10 человек (из них только несколько специалистов);

запрет критики;

состояние релаксации, т.е. психической и мышечной расслабленности, комфорта;

все идеи фиксируются без авторства;

все собранные идеи передают группе экспертов для отбора наиболее ценных, как правило, таких бывает около 10 %.

- Синектический штурм (У. Гордон) включает 4 основанных на аналогии приема: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной, или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах об-разное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решали сказочные волшебники).

- Метод фокальных объектов (фокальный - находящийся в фокусе внимания): признаки случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать инерцию и косность привычки.

- Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта (оси), а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элементы. Имея запись по всем осям, и ком-бинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва ли пришли бы в голову.

- Метод контрольных вопросов: составляется целый список наводящих вопросов (чем больше, тем лучше), типа: А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект? и т.п.

Все эти методы влияют на целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов, т.е. на воображение.

Воображение - процесс, создания новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение бывает пассивным (сон, грезы) и активным. Активное воображение делится на репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Мечта - это тоже воображение, связанное с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения: возникновение творческой идеи - замысел, «вынашивание» замысла; реализация замысла (воплощение смысла).

Основные приемы воображения:

- «агглютинация» - «склеивание» различных, порой несоединимых в действительности частей, качеств;

- гиперболизация - увеличение и уменьшение предмета, изменение отдельных частей;

- схематизация (например, различия сглаживаются, сходство выступает явно);

- типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

- заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Язык воображения (и, прежде всего, искусства) - это метафора. Метафора представляет собой выражение одного явления через другое, позволяющее в ряде сопоставлений удержать многозначный смысл. Метафоричность предполагает особый взгляд на окружающий мир, способность делать такие сравнения и сопоставления, которые показывают привычные вещи в необычном ракурсе. Метафоры позволяют увидеть мир сквозь призму воображения, т. е. создать новую реальность.

В середине ХХ века были сделаны попытки доказать на практике возможность управления творческим процессом. Осборн, Цвикки, Гордон утверждают: творческие способности развиваются посредством обучения. Фергюссон считает: творческие способности высвобождаются, поэтому лучшими формами являются игровые и проблемные методы обучения. Однако все известные на Западе методы активизации мышления сохранили старую технологию решения творческих задач - перебор всех возможных вариантов, т.е. «метод проб и ошибок».

Наш соотечественник Г.С. Альтшуллер разработал наиболее эффективные методы качественно новой технологии решения изобретательских задач - ТРИЗ. В основе ТРИЗ лежит представление о закономерном развитии технических систем. В течение более 10 лет автор исследовал патентный фонд, содержащий описания миллионов изобретений. Анализ позволил выявить ряд важнейших закономерностей развития технических систем, которые легли в основу решения изобретательской задачи.

Особое внимание в этом методе сосредоточено на цент-ральных этапах творческого процесса - анализе задачи и формировании новой идеи, поначалу кажущейся невероятной.

Г. С. Альтшуллер пишет, что «суть ТРИЗ в том, что она принципиально меняет технологию производства новых технических идей. Вместо перебора вариантов ТРИЗ пред-лагает мыслительные действия, опирающиеся на знание законов развития технических систем. Мир творчества ста-новится неограниченно управляемым и потому может быть неограниченно расширен». Основа ТРИЗ - законы диалектики и законы общей теории систем, а также постулат об объективном, закономерном развитии техники, принципом развития которой является техническое противоречие. Выявлены типовые формы противоречий, для их разрешения в ТРИЗ построены логические инструменты - «вещественно-полевой анализ» и «алгоритм решения изобретательских задач». Используя эти (или дополнительно введенные) ресурсы, разрешают техническое противоречие и устраняют конфликт, из-за которого возникла задача. Да-лее программа предусматривает развитие найденной идеи, извлечение из этой идеи максимальной пользы. В программе, в самой ее структуре и правилах выпол-нения отдельных операций отражены объективные зако-номерности развития технических систем. Поскольку программу реализует человек, АРИЗ предус-матривает операции по управлению психологическими фак-торами. Эти операции позволяют гасить психологическую инерцию и стимулировать работу воображения. Значитель-ное психологическое воздействие оказывает само существование и применение АРИЗ: программа придает уверенность, позволяет смелее выходить за пределы узкой специальности и, главное, все время ориентирует работу мысли в наиболее перспективном направлении. АРИЗ имеет и конкретные психологические операторы, форсирующие воображение.

Таким образом, каждый человек обладает творческими способностями, но развить их можно только в процессе деятельности. Закономерностей художественного творчества не существует, хотя есть некоторые общие стадии в этом процессе. Научить художественному творчеству нельзя, можно научить ремеслу, т.е. репродуктивной деятельности. Продуктивное воображение можно развить, но определяющую роль, конечно же, играет талант, индивидуальность человека. Что же касается научно-технического творчества, то знание закономерностей развития технических систем помогает выработать некий алгоритм решения изобретательской задачи.

3. Жизнь как ценность. Биоэтика

Биоэтика представляет собой новый раздел современной профессиональной этики и означает применение понятий и норм общечеловеческой морали к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и медицине. Ее появление обусловлено возникновением таких проблем, которые раньше были просто немыслимы: целесообразно ли поддерживать жизнь смертельно больного человека или необходимо право на эвтаназию? Можно ли проводить эксперименты над животными и людьми? Допустимо ли и оправданно клонирование животных и людей? Если биоэтику трактовать не узко (медицински и биологически), а как широкую и философски глубокую дисциплину, то ее центральное ядро - отношение к жизни и смерти. Жизнь понимается как самоценность, как высшая ценность. Поэтому возникают проблемы, которые выходят за рамки отношений врача и пациента, а именно отношение к жизни, животным, к биосфере и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать